Вы здесь

История одной жизни. Родное село (А. Ю. Юсупов)

Родное село

По словам старожилов, первым переселенцем был человек по имени Аднагул, поэтому село назвали Аднагулово. Оно расположено на склоне возвышенности, на правом берегу реки Нугуш. Противоположный берег реки пологий – заливной луг. Метрах в пятидесяти от реки Нугуш находилась старица. В двух километрах от села проходит железная дорога. С востока на запад протянулись невысокие горные цепи, которые обрываются в том месте, где начинается возвышенность протяженностью около пяти километров. Здесь и расположено наше село. Дальше горные цепи продолжаются в сторону Татарстана.

По берегам рек Нугуш и Усень росли кустарниковые записи смородины, костяники, малины, черемухи, калины. Сейчас от них, увы, ничего не осталось. Село расположено в очень красивом месте на берегу, в то время еще красивой и полноводной, реки Нугуш. Ныне же это маленькая речушка – результат беспощадного уничтожения деревьев и кустарников. Тогда лето было теплым, мы купались до сентября по несколько раз в день.

Недалеко от села был лес, в основном дубовый (дубровник – эмэнлек). Дубы стояли в дубровнике сильные и могучие, как солдаты в строю. Жители села осенью заготавливали дрова из этих дубов. Все население было в эмэнлике. Мне было жаль деревья, ведь лес – зеленый друг человека. Я обнимал их, чувствуя при этом, как от стволов исходило живое тепло. Все жители села выходили в дубровник на заготовку дров. Я тогда был подростком, но до сих пор помню тяжелые удары топора и шелест дубовой листвы, словно плач. Но люди делали свое дело: никто не хотел оставаться зимой без дров.

Часто по улицам проезжал на подводе ремонтник с криком: «Самовар тозэтергэ бармы». Сырьевщик, проезжая по селу, также кричал: «Принимаю тряпье, кости, рога и копыта».

Во времена моего детства наше село было большим: около четырехсот дворов, три мечети. Еженедельно проходили базары. По пятницам из окраинных деревень люди приезжали на базар. В ноябре каждый год проходила регулярно устраиваемая осенняя ярмарка, которая была праздником для торгового люда. Организовывались различные увеселения с каруселями. А летом проходили в июне – Нугуш, в июле – Усень жыены. Сюда приезжали со всех деревень и близлежащих районов. Летнее время весело праздновали односельчане и приезжие.

После окончания весеннего сева народ организовывал праздник – Сабантуй. Мы дети рано утром приходили на майдан (площадь в поле), где происходили народные гулянья, играли на гармошке, пели народные песни, плясали. Это самобытный, большой, светлый и истинно народный праздник. Борьба, бега, конные скачки – эти традиции надо сохранять и приумножать. В том тоже есть смысл жизни. Особенно интересно нам было, когда человек поднимался по столбу вверх и доставал вещь. Кто победил в борьбе – тому достается баран.

До 1930 года существовало волостное правление, центр которого находился в нашем селе. Затем организовали районное правление. Центром района стал поселок Туймазы. Рынок тоже перевели в райцентр. Раньше на территории Башкирии существовало восемь кантонов.

Расстояние от нашего села до Туймазы – 15 км. В юности туда и обратно шагали пешком, в те годы автобусы не ходили.

В 1928 году из Уфы приехала нарком соц. обеспечения Башкирии Кинзина (к сожалению, имени-отчества не помню), которая организовала курсы по животноводству. Она была энергичная, добрая женщина, проводила культурные мероприятия и была, как говорится, душой компании. В большом зале школы проводились различные игры, песни, пляски. Она сама пела песни, плясала вместе с нами. Организовывались вечера вопросов и ответов, где она с охотой отвечала на заданные вопросы.

Мои односельчане были людьми не только работящими, но и отличались большой тягой к культуре. В большом зале школы ставили спектакли, концерты, в которых участвовал и я. Особенно молодежи нравилась игра в спектаклях Фагили апы – она очень хорошо исполняла свои роли. В селе также работала библиотека.

В июле 1930 г. в самый теплый месяц с сыновьями соседа Шаяхмат абзы мы поехали в деревню Теляуле. В этой деревне замужем была его дочь Шамсибану, у них мы были в гостях. Возле деревни протекала большая река Сонь, где я познакомился и подружился с моим ровесником Камилем, очень хорошим другом. Он был скромным, даже стеснительным. Мы вместе купались в реке. Он был круглой сиротой, жил со своей теткой. В тот же год он приезжал к нам с ответным визитом. Потом, к сожалению, мы больше не встречались. Позже я узнал, что Камиль погиб на фронте. Часто я вспоминаю наши кратковременные встречи. Его гибель меня огорчила, я очень переживал.

Я хочу особо отметить, что каждый должен дорожить родным местом, где родился, своей маленькой родиной.

Нашими соседними деревнями были на севере – Улкан, Чуваш-Улкан, Тирэн-елга, Казнаковка; на северо-западе – Тюмянак, Эгер; на востоке – Бекметово, Старый Сардык; на западе, в сторону Туймазы, – Субханкулово, Жигитэк, Карамалы, Норкэй. На западе от села в двухкилометровом расстоянии находился разъезд.

В селе проживали башкиры и татары. Между собой они жили дружно. Несмотря на то, что в селе жили две национальности, в быту и в образе их жизни никаких различий не было. Ходили друг к другу в гости. Девушки выходили замуж, парни женились. Об этом никто и не думал. В юности я об этом не знал, а узнал только тогда, когда прочитал свидетельство о рождении. Все говорили на татарском языке, башкирский язык был забыт. Овраг, расположенный посреди села делил его на две части – верхнюю и нижнюю. В верхней части жили башкиры.

Говоря о родных местах, не могу не упомянуть о замечательных людях. Гариф Харисович, который жил в Уфе. В 1937 году его посадили, обвинив по ст. 58 ч. 10—11, и расстреляли. Его недруг Гизитдин довольный, потирая руки, хвастался, что все же добился своего. Его брат Зариф работал долгое время председателем колхоза. Его брат, мой ровесник Нугуман окончил академию, сейчас проживает в Уфе. Шакиров Сабир (из бедной семьи) работал зам. министра КГБ республики (к сожаленью рано ушел из жизни). Давлетшин Нурулла, Шакиров Шариф тоже работали в КГБ. Брат Давлетшина Н. был знаменитым летчиком (имени его не помню). Эти мои односельчане были честными, открытыми, душевными людьми.

Пастух рано утром выгонял стадо на пастбище, а вечером пригонял обратно. Хозяйки рано вставали, доили коров, а затем выгоняли коз, овец, коров в стадо, где их ждал пастух.

Утро

Солнце взошло,

Утро стало.

Милый дружок

Играй в рожок.

Давно пропел петух

Вставай пастух!


Как не вспомнить время, когда коровы, овцы утром выходили со двора под звуки пастушьего рожка и сами на пастбище выбирали траву по вкусу, когда в жаркий полдень корова забирается в воду, когда хозяйка приходит ее доить. Вечером стадо возвращалось с поля, поднимая дорожную пыль. Коровы мычали, овцы блеяли. Каждый хозяин возле ворот встречал скотину. Бывали случаи, когда корова не возвращалась и приходилось искать ее в поле. Я, однажды, будучи подростком, искал корову далеко от села. Стемнело, я корову не нашел и плакал один в поле. На другой день она сама пришла.

Я каждую овечку различал по морде, по внешности, чем они отличались друг от друга. Поздней осенью с пастбища не вернулась заблудившаяся овечка. Я ее искал и, наконец, нашел у одного хозяина в хлеву. Если бы я ее не нашел, то хозяин присвоил бы ее.

По соседству жила семья двоюродного брата Инсаф абзый. Семья была трудолюбивая, все трудились и жили хорошо. У них был глубокий колодец. Мы брали из этого колодца воду. Вода была холодная и вкусная. За нашей усадьбой находился овраг с крутыми берегами, по которому мы бегали летом. На противоположной стороне небольшая была возвышенность. Весной здесь росли желтые цветы – одуванчики, кугарчен сабыны. Когда моешь руку с этим цветком, аж как мыло мылится.

Хочу вспомнить трагическое событие. Осенью 1918 года комбед выделил товар – ситец для бедняков села. Узнав об этом, сельские богачи во главе с муллой Хабутдином сговорились похитить ситец, а всю вину свалить на красногвардейцев, прибывших на отдых.

Злодейский заговор свершился. Так красногвардейцев Хабибрахмана, Гималетдина, Ситдика сначала всенародно оболгали, затем над ними учинили жестокую расправу: их живыми зарыли в одну яму. Долго из чрева земли исходили глухие душераздирающие, мученические стоны умирающих.

Об этом я написал в трех вариантах пьесу. Увы, ее не приняли.

Численность населения из года в год уменьшается, остаются почти одни старики, молодежь покидает села.

В 1997 году односельчане торжественно отметили 360-летие образования села. Мне не пришлось на нем присутствовать, поэтому описать это событие не смогу.