Вы здесь

История мировых цивилизаций. Тема 3. Цивилизации античного периода (В. И. Шарый, 2018)

Тема 3

Цивилизации античного периода

Исторические знания были бы неполными без изучения уникального варианта культурной эволюции и социокультурного развития Средиземноморского региона.

Изучение цивилизаций этого региона особо актуально и ценно потому, что данный вариант цивилизационного развития, получивший название «античность», унаследовала Европа. Его влияние сказалось на становлении и развитии Руси и на эволюции цивилизаций Востока.

Цель данной темы – помочь в глубоком изучении сущности и отличительных признаков античных цивилизаций, их значения для последующего цивилизационного развития Запада, Востока и России.

3.1. Периодизация, политические и социально-экономические признаки цивилизаций Античности

В середине I тысячелетия до н. э. культурная эволюция человечества привела к углублению дифференциации Евро-афро-азиатской, Южноазиатской и Восточноазиатской зон цивилизаций.

Государственные образования в южноазиатской и восточноазиатской зонах, прежде всего на территории древней Индии и древнего Китая, видоизменяясь, меняя формы, эволюционизируют. Их эволюция приобретает циклический характер.

Государства Евро-афро-азиатской зоны, прежде всего на территории Египта и Месопотамии, пройдя фазу расцвета могущественных империй, переживают кризис и прекращают свое существование, распадаются.

В этой зоне возникают и развиваются новые государственные образования. Возникновение, расцвет и падение государственных образований в этой зоне имеет свои закономерности, выражающие прежде всего переход из одного качественного состояния в другое.

В VI веке до н. э. социокультурное развитие Евро-афро-азиатской зоны позволило ступить на новую ступень, получившую название «античность». Античность – понятие латинского происхождения и дословно означает «древность», именно так итальянцы эпохи Возрождения назвали свою изначальную историю. Античность охватывает 1000-летний период цивилизованного развития европо-азиатской зоны, с VI в. до н. э. по V в. н. э.

По сравнению с периодом протогосударств, продолжавшимся около 4000 лет, период Античности был относительно непродолжительным, но именно цивилизованное развитие Античности оказало принципиально важное воздействие на культурную эволюцию, весь образ жизнедеятельности людей не только в Европе, но и в Азии, и в Африке.

По историко-географическому признаку под античностью чаще всего понимаются Древняя Греция и Древний Рим и имеет конкретно пределы и во времени и в пространстве. Однако пространственные границы Античности на различных этапах истории Древней Греции и Древнего Рима подвергались значительным изменениям: империя Александра Македонского простиралась от низовий Дуная до Инда, а Древний Рим в период наивысшего расцвета, в начале II в. н. э., владел территорией от Северного моря до Ливийской пустыни и от Атлантического океана до Красного моря.

Европейские мыслители эпохи Возрождения назвали Античность золотым веком человечества, считая этот период одним из двух основных периодов всемирной истории. Они полагали, что всемирная история имеет две вершины культурного развития – Античность и Ренессанс. Время между этими вершинами истории они называли средними веками.

Становлению цивилизации античности способствовало ряд благоприятных факторов.

Во-первых, к середине I тысячелетия до н. э. человечеству накопило огромный опыт хозяйственной деятельности, имело существенные достижения в агрокультуре, разнообразных ремеслах и прежде всего литейном, кузнечном, ткацком, гончарном, строительном, ювелирном; овладело механизмом товарно-денежных отношений.

Во-вторых, во всех основных зонах древних цивилизаций была освоена письменность. Внедрение письменности вывело человечество на принципиально новый уровень общения, информационного развития, коммуникации и накопления знаний.

В-третьих, с появлением письменности во всех зонах древних цивилизаций возникали и распространялись разнообразные морально-этические учения, целью которых было видоизменение норм поведения, обычаев и традиций людей, гармонизация отношений между ними, искоренение из их менталитета остатков варварства. Приблизительно в одно и то же время, в VII–VI вв. до н. э. «Авесты» зороастризма в Древнем Иране, буддизм в Древней Индии и конфуцианство в Древнем Китае проповедовали новые, цивилизованные правила жизни и символы веры, закладывали основы религиозного монотеизма.

В-четвертых, интенсивно развивались международные и межгосударственные связи, совершенствовались их формы. Появились первичные формы дипломатических отношений.

Народы и государства, развивающие внешние связи с соседями, могли использовать их опыт политической и хозяйственной жизни, достижения их культурной эволюции.

Тысячелетняя история цивилизации античности имеет собственные этапы эволюции:

✓ первый этап – ранняя Античность охватывает VI–IV вв. до н. э.;

✓ второй этап – господство эллинизма – IV–II вв. до н. э.;

✓ третий этап – римское владычество – II в. до н. э. – 476 г. н. э.

Каждый из этих этапов имел свои признаки, характерные как для

Древней Греции, так и для Древнего Рима. Однако Античности в целом и каждому этапу ее эволюции были присущи общие черты, отличающие цивилизации этого периода от предшествующего цивилизационного развития древнего Востока.

В политической области

Во-первых, античная Греция и античный Рим заложили основы демократии. Само понятие «демократия» греческого происхождения и дословно означает: demos — народ, kratos — власть.

Демократические институты власти на этапе ранней Античности выросли из обшивного самоуправления и формировались на основе общинных традиций. Такой общиной был греческий полис, что в переводе с древнегреческого означает «город». В условиях полисной системы община постепенно превращалась в маленькое государство со своими органами власти, законами и системой управления.

Во-вторых, в разных полисах система власти складывалась по-разному. Но и в Древней Греции и в Древнем Риме в организации власти были общие принципы: выборность, подконтрольность, сменяемость выборных органов, республиканская форма и т. д.

Высшим органом власти во всех античных государствах на ранней стадии их развития было народное собрание: в Афинах – экклесия, в Спарте – апелла, в Риме – полиция.

Во всех античных государствах были заложены начала парламентаризма. В Афинах начальной формой парламента был совет 500 (булэ) в Спарте – Совет старейших (Герусия), в Риме – Сенат.

Осуществление властных функций в разных полисах имело свои особенности. В Афинах все принципиальные вопросы войны, мира, принятия законов, назначения должностных лиц решались на началах демократии, открытым голосованием (Хейротонией) путем поднятия рук на экклесии – народном собрании. Экклесия избирала 10 стратегов, высших должностных лиц, ведающих наиболее важными сферами государственной жизни. Кроме этого, экклесия избирала лиц, ведающих финансами, водопроводом; военачальников и эфебов – лиц, обучающих молодежь в возрасте 18–20 лет военному делу. Экклесия контролировала работу выборных должностных лиц и вершила суд по наиболее тяжелым государственным преступлениям.

Совет 500 (булэ) готовил заключения по предлагаемым в ходе экклесии законопроектам, их соответствию Конституции Афинской республики, докладывал свои выводы на экклесии для повторного голосования по предлагаемым законам. Таким образом, в Афинах экклесия являлась единственным высшим органом законодательной власти. Опыт ее деятельности является весьма полезным для истории государства и права, для исторического процесса в целом.

В Спарте действовали три ветви власти: архагеты, Совет старейшин (Герусия) и Народное собрание (апелла).

Первой ветвью власти были 2 архагета (наследственных царя). Их власть была крайне ограниченной. Они принимали решения по отдельным, наиболее спорным судебным вопросам, имели отдельные жреческие обязанности, а в военное время были военачальниками.

Второй ветвью власти была Герусия (Совет старейшин), избираемая в составе 30 геронтов, наиболее знатных представителей родов старше 60 лет. Геронты избирались пожизненно.

Герусия – Совет старейшин – разрабатывала и принимала новые законы, решали важные вопросы войны и мира, заключала договоры.

Третьей ветвью власти было народное собрание (апелла), которое состояло из всех спартиатов, достигших 30-летнего возраста.

Апелла формально утверждала все решения и законы, принятые Герусией. Решения принимались путем голосования необычным, как выразился в свое время Аристотель, «детским способом» – криком. По силе крика определялась судьба решения, если таким способом определить итоги голосования было трудно, участники апеллы расходились на две стороны, и таким способом решение принималось или отвергалось.

В древнем Риме в ранний период власть также была трехзвенной.

Первым звеном власти был царь (гех). Власть наследственного царя существовала около 250 лет, до конца VI в. до н. э. Его функции были ограничены. В военное время он был военачальником, в мирный период – вождем объединенных родовых общин, судьей и верховным жрецом.

Вторым властным звеном был Сенат. Сенаторы, число которых на первых порах было 100, затем 300, а в последующем – 600, назначались царем из представителей родовых общин, от Совета старейшин рода. Сенат был своеобразным советом царя в вопросах внутренней администрации и внешней политики. Он утверждал или отвергал решения народного собрания.

Третьим звеном власти в Древнем Риме было народное собрание (колиция). Колиция принимала решения по всем важным вопросам государственной жизни: по вопросам войны и мира, принимала в курию (в состав государства) новые роды. В полиции участвовали лишь патриции и клиенты, т. е. имущественно значимые граждане Рима.

Таким образом, и в Спарте, и в Риме уже на этапе становления государственной власти (приблизительно VIII–VI вв. до н. э.) закладывались основы ограничения демократии. Функции народного собрания были ограничены полномочиями другого звена власти, своеобразного парламента (герусии, Сената), состоявшего лишь из знатных, имущественно богатых людей, защищающих интересы своего слоя.

В-третьих, античные государства дали истории мировых цивилизаций богатый опыт разрушения демократических институтов власти и перехода от демократии к авторитаризму, а также замены демократии тоталитаризмом. Демократические республики греческих полисов были разрушены империей А. Македонского, установившего во второй половине IV в. до н. э. свой авторитарный режим. После падения великой империи А. Македонского, в конце III – начале II в. до н. э. греческие полисы попали в зависимость Рима.

В Риме республиканское правление в 60-х гг. до н. э. было свергнуто сторонниками тоталитарного режима, установившими власть Первого Триумвирата, трех влиятельных людей Рима Помпея, Красса и Цезаря, ставшую первичной формой тоталитаризма.

Формально Триумвират не отменил Республику. Его учреждения как бы сверху придавили республиканский строй и, как писал Цицерон, «Республика стала ненавистной всем тиранией Помпея и его “приспешников”» (См.: История древнего мира. М.: Учпедгиз, 1952. С. 635).

Просуществовав около 5 лет, Триумвират уступил место авторитарному режиму Г.Ю. Цезаря. После убийства Цезаря в результате заговора сенаторов 15 марта 44 г. до н. э. Рим переживает второй Триумвират. Власть захватили три цезаревских военачальника – Антоний, Лепид и Октавиан. И этот Триумвират властвовал во взаимных раздорах около 2 лет и был сметен гражданской войной и установлением военной диктатуры Октавиана Августа, вошедшей в историю как Принципат (от лат. «принцепс» – первый, первое лицо). Октавиан Август называл себя первым лицом в Сенате, первым сенатором, подчеркивая свою приверженность традициям Республики. Принципат был установлен в Риме 13 января 27 г. до н. э. Эта дата вошла в историю Древнего Рима как день окончательного крушения основ демократии и установления режима авторитарной военной диктатуры, существовавшего с незначительными изменениями формы до крушения Римской империи, т. е. до 476 г. н. э.

Из краткого обзора эволюции власти в античном Риме очевиден процесс разрушения основ демократии, прежде всего из-за неразвитости главных: ее элементов и отсутствия необходимых социально-экономических условий для их становления и развития: замены демократических форм правления военно-диктаторскими.

В-четвертых, в античных государствах были заложены основы судебной системы, которая в определенной мере была как бы самостоятельной ветвью власти. В Афинах судебная система состояла из коллегии архонтов (высших должностных лиц) и ареопага, после реформы которого в 462 г. до н. э. – суда присяжных (гелиэн), в Спарте суд вершил эфорат из 5 избираемых ежегодно высших должностных лиц – эфоров, в Древнем Риме судебные функции выполняли магистраты.

В-пятых, античные государства дали первый опыт гражданского права. В полисах Древней Греции и в античном Риме были выработаны своды законов, определявшие права, обязанности и гарантии своих граждан. Так, в Древнем Риме в V в. до н. э. комиссией законодателей (децемвиров) был разработан кодекс законов, известный в истории как законы Двенадцати таблиц, написанные на медных досках и являющиеся, по оценке современников, совершенным сводом законов по гражданскому и уголовному праву. Правовая система античного Рима сформулировала важнейший институт цивилизованного общества – право собственности, разделила институт права собственности на частное и публичное право. Современные правовые институты собственности ведут свое начало от римского права.

В-шестых, в античных государствах своеобразной была вся пирамида власти. В ней прежде всего отсутствовал харизматический деспот – самодержец. Властные функции, особенно в период ранней Античности (до второй половины IV в. до н. э.), осуществляли либо коллективный орган, либо личности по поручению коллективных органов, контролируемые ими. Даже в императорском Риме, в период Принципата Октавиана Августа, сохранялись элементы парламентаризма, по выражению Сенеки, «государь спрятался в одежды республики» (Цит. по Истории древнего Мира… С. 663).

Отсутствие варварской деспотии власти оказывало существенное воздействие на всю систему общественной жизни античных государств, на формирование соответствующего менталитета их граждан, появление ростков демократии.

В-седьмых, Античность дала человечеству первый опыт организации политических партий, межпартийной борьбы за власть. В Древнем

Риме в период социальных катаклизмов, заговора против Ю. Цезаря, убийства его 15 марта 44 г. после провозглашения его пожизненным диктатором возникли две противоборствующие политические партии – цезарианская (выступающая за власть диктатора) и сенатская (выступающая за республиканскую форму власти). Борьба между этими партиями была борьбой авторитарной и республиканской форм власти.

Межпартийная борьба за власть со времен античного Рима стала в значительной мере определять климат социальных и политических отношений внутри многих стран мирового сообщества.

В-восьмых, демократия античной Греции и Рима была своеобразной олигархией – демократией для меньшинства и диктатурой для большинства («олигархия» греч. – власть немногих). В Спарте демократия 9 тыс. семей спартиатов вершила диктатуру над 200 тыс. илотов и 30 тыс. периэков. В древнем Риме в V–II вв. до н. э. в период республиканского строя власть правили лишь представители 300 коренных родов, их патриции (лат. Pater — отец) и лишь незначительная часть клиентов, свободных граждан Рима, пользовалась правом голоса. Демократия незначительной, патрицианской части Римского общества была диктатурой меньшинства над плебейским большинством. То есть большинством римского общества, не обладавшим имущественным цензом, а также над рабами.

Античная демократия, начиная с эпохи Ренессанса, т. е. на протяжении более пяти столетий, воспевается историками, философами и политологами сначала Европы, а затем и США как пример демократического устройства государства. Но исследователи Античности западноевропейской школы воспевают лишь верхний срез этих государственных устройств – демократические институты античной власти и как бы не замечают нижний, самый значительный срез этих государственных устройств – их олигархический характер и тоталитарнодиктаторскую сущность по отношению к значительному большинству, различным группам простолюдинов, а также по отношению к рабам.

В-девятых, в период Античности видоизменилось содержание основных функций государства. В древних империях преобладающими функциями государства были хозяйственные (строительство и эксплуатация ирригационных сооружений и т. п.). В античных государствах преобладающей функцией властных структур была война, причем преимущественно захватническая. Война была основным занятием спартиан, афиняне в своих мифах в основном воспевали героев войн и сражений, а также героев моря. Республиканский Рим лишь за период со второй половины IV в. до н. э. до I Триумвирата (середина I в. до н. э.) более 200 лет провел в войнах.

Главенство военной функции делало власть античных государств властью войны и определяло особую роль военной организации и военной силы в государстве.

В Спарте каждый спартиат в возрасте с 20 до 60 лет обязан был ежедневно заниматься на плацу военной подготовкой, а с 20 до 30-летнего возраста – находиться в своих воинских подразделениях круглосуточно. Все спартиаты были объединены в фидитии – товарищества приблизительно по 15 человек, живущих в одной палатке и обедающих за одним столом.

Основу военной силы античного Рима составляла регулярная армия, численность которой постоянно увеличивалась, а структура и вооружение совершенствовались. Организационно армия состояла из общества. Этот опыт был взят на вооружение Европой и в становлении европейской цивилизации сыграл определяющую роль.

Определенную ценность представляет изучение и исследование богатого наследства социально-экономической жизни античных государств.

В социально-экономической жизни античного периода целесообразно выделить следующие признаки.

Во-первых, в хозяйственной жизни Древней Греции преобладали и преимущественно развивались ремесленничество и торговля.

Побудительными факторами этого процесса были скудость собственных земель, их малопригодность для сельскохозяйственных работ и близость моря. Нехватка необходимых продуктов питания вынуждала греков ввозить их «из-за моря», из других стран, поставляя туда на продажу разнообразные изделия ремесла.

Ремесленничество стало не подсобным занятием, обеспечивающим сельскохозяйственный труд, а основным источником существования значительной части населения.

Греки были искусными мастерами в производстве одежды, обуви, оружия, домашней утвари, ювелирных изделий из драгоценных камней, кости, перламутра, а также разнообразных изделий из металла, красного дерева, кожи, в производстве разнообразных тканей, масел и многого другого.

Уже в V в. до н. э. в Афинах возникли мастерские, специализирующиеся на производстве отдельного, строго определенного товара большими партиями, предназначенного на продажу. В таких мастерских стало практиковаться разделение труда при изготовлении товара.

Постепенно возникали крупные, в основном рабовладельческие мастерские (эргастерии), в которых было занято до 100 и более мастеровых рабов.

Преимущественное развитие ремесленничества постепенно меняло социальный состав населения греческих полисов и значительно ускоряло их процесс культурной эволюции.

Во-вторых, важной отличительной особенностью социально-экономического развития античных государств была колонизация.

В процессе колонизации можно выделить три периода: первый период берет начало в VIII в. до н. э. Это период мирного заселения греками пустующих окрестных земель. Второй период – это период великих завоеваний А. Македонского и относится ко второй половине IV в. до н. э., и третий период – период военных захватов римской империи во II в. до н. э. – II в. н. э.

Начиная приблизительно с VIII в. до н. э., греческие поселения возникают по всем побережьям Средиземного, Черного и Мраморного морей, в Южной Италии и Сицилии, на Севере Африки и на Юге современной Франции.

Особого внимания заслуживают греческие поселения в Северном Причерноморье. Здесь в VII–V вв. до н. э. возникло несколько очагов греческой колонизации: Ольвия – на правом берегу Гипаниса (Буга) Тира (Аккериан) – на левом берегу Днестровского лимана, Херсо-нес – на южной оконечности Крыма, поселения вдоль берегов рек – Дуная, Днестра, Буга, Днепра и Дона. Отсюда греки везли хлеб, мед, воск, соль, скот, из греческих полисов сюда везли украшения, одежду, посуду, оружие и др. изделия ремесленников, оливковое масло и вина. Скифские цари учились греческим наукам.

В IV веке до н. э. «тихая» колонизация греками ближнего и дальнего зарубежья уступила место военным захватам А. Македонского. Империя А. Македонского, простиравшаяся от Македонии до р. Инд, просуществовала лишь несколько лет (как свидетельствуют документы, А. Македонский правил чуть более 10 лет – 336–325 гг. до н. э.), но ее воздействие на Восток было значительным. Греческая колонизация Востока значительно ускорила процесс культурной эволюции государств и народов этой зоны.

В период возвышения Рима, расцвета его могущества, особенно в начале н. э., его правители военной силой подчиняют себе народы и территории на Западе, на Европейском континенте до Британии включительно. Колонизация Римом территории современной Западной Европы оказала существенное влияние на становление европейской цивилизации. Народы, проживающие на территории Западной Европы, впитывали все достижения культурной эволюции античных государств, использовали их опыт социально-политического устройства и хозяйственной жизни, достижения науки и искусства, хотя после падения Римской империи культурная эволюция европейских народов временно затормозилась.

В-третьих, в хозяйственной жизни, во всем общественном укладе античных государств существенное значение имело рабство. И в полисах Древней Греции, и в Древнем Риме рабство было узаконено.

Формы рабовладения были разнообразны. В Спарте илоты (порабощенное население Мессении) были собственностью государства. Каждому взрослому спартиату выделялось 7 илотских семей, которые обрабатывали землю и платили оброк в вире 82 медимна зерна (1 медимн – 52,3 л), определенного количества масла, вина и сыра, кроме этого илоты обслуживали спартиата, вместе с ним призывались на войну. Ежегодно спартиаты объявляли илотам войну с целью уничтожения наиболее сильных, а также недовольных рабов. Для этого создавались специальные отряды молодых спартиатов, которые тайно днем выслеживали добычу, наиболее сильных илотов, а ночью врывались в их жилища и убивали свои жертвы. Такого отношения к рабам, какое было в Спарте, не ведало ни одно древнее государство.

В Риме рабы были полностью бесправны. Они не имели права владеть какой-либо собственностью, вступать в брак. За свою работу они или получали паек на месяц в виде 4,5 медия (35–40 литров) колбы, 0,5 литра оливкового масла (1 секстарий) и фунта соли (327,5 г); или же были на хозяйских хлебах, т. е. ежедневно получали на пропитание зимой 4 фунта, летом 5 фунтов хлеба и часть питья в виде отвара виноградного сусла, уксуса и воды.

И в полисах Греции, и в Риме широко практиковалась работорговля. В Афинах неквалифицированный раб стоил 2–2,5 мины (мина – около 500 г серебра), знающий ремесло раб стоил 3–4 мины, управляющий мастерской – 5–6 мин, рабы и рабыни для удовольствия – от 10 до 30 мин. О соотношении свободного и рабского труда в античных государствах можно судить по таким данным: «Хроника» Ктесик-ла сообщает, что в 312 г. до н. э. в Афинах проживало 21 000 афинян, 10 000 метеков и 400 000 рабов. Аристотель в «Государственном устройстве Эгины» пишет, что в Эгине было 470 000 рабов. В Риме во время правления Августа в начале н. э. из 1,5 млн населения Рима 600 тыс. были свободными гражданами и 900 тыс. – рабами.

В некоторых современных исследованиях по Античности иногда бездоказательно утверждается, что рабский труд не оказывал существенного влияния на хозяйственную жизнь античных государств, что соотношение рабов и свободных граждан было примерно равным и лишь иногда составляло 1:2. Но материалы древности говорят об ином: труд рабов в античных государствах был преобладающим, а сами эти государства вполне правомерно называть рабовладельческими.

В-четвертых, в период Античности принципиальным изменениям подверглась система социальной стратификации общества. Прежде всего общество всех античных государств состояло из двух, строго дистанцированных по правовому положению социальных блоков, расположенных один на другом. Один блок правил, другой – стонал под кнутом.

Но и тот блок, который правил, был строго стратифицирован, и в ходе эволюционного развития менялись критерии этой стратификации. Если в период ранней Античности на место в страте определи – юще влияла родовитость индивида, принадлежность его к определенному роду, то в эпоху эллинизма и в Риме по мере развития и правового оформления института собственности определяющим в принадлежности индивида к той или иной страте стал имущественный ценз. Так, в Афинах еще в 594 г. до н. э. архонт Солон предложил добиться введения новой стратификации афинского общества (реформы Солона). Все афинское общество (за исключением рабов) было поделено в зависимости от наличия соответствующего имущественного ценза, на 4 группы:

✓ пятисотмерники (пентакосиомендимны) – собственники, чей годовой доход оценивался в 500 медимнов хлеба. Представители только этой группы имели право занимать высшие должности, в том числе быть архонтами;

✓ всадники – собственники с годовым доходом от 300 до 500 медимнов хлеба (всадники, так как могли прибыть на войну на коне). Они имели право занимать должности служащих, рыночных смотрителей (агораномов), приставов (коллакретов) и т. д.;

✓ зевгиты – собственники с доходом в 200–300 медимнов хлеба, имели право избираться присяжными суда и участвовать в работе собраний;

✓ феты-батраки могли лишь участвовать в работе собраний и судов.

Реформы Солона ликвидировали политическое господство родовой знати, утвердили единственной госпожой общества собственность. Экономические критерии стали господствующими в социальной стратификации общества. Эти критерии были привнесены и в Европу.

В-пятых, отличительной особенностью хозяйственной жизни античных государств была отстраненность от участия в ней свободных граждан. Неучастие и даже дистанционирование большинства полноправных граждан от процесса создания материальных благ имело далеко идущие негативные последствия. Неизбежно тормозилось развитие технологии труда и производства в целом. За 1000 лет Античности практически не изменилась технология сельскохозяйственного труда. Ни греческий, ни римский интеллектуальный потенциал не был направлен на совершенствование технологии производства. Знания в период Античности менее всего были направлены на совершенствование орудий и средств производства и ограничивали эту область информационного развития человека, тормозили культурную эволюцию в целом.

Однако цивилизации Античности оставили в наследство потомкам величайшие достижения в развитии духовной сферы человеческого бытия, совершенствовании менталитета человека и человечества.

3.2. Духовная жизнь и культура античных цивилизаций

Духовная жизнь цивилизаций Античности формировалась и развивалась, во-первых, под влиянием благоприятных факторов:

✓ обычаев и традиций общины-полиса;

✓ отсутствия деспотической власти и деспотической системы угнетения личности всемогущим властелином;

✓ неотягощенности значительной части полноправных граждан хозяйственными заботами (это был удел рабов);

✓ накопленного ко времени Античности богатейшего арсенала знаний и способности задействовать этот арсенал в своих интересах;

✓ главенства идеологии милитаризма и фетиша войны;

✓ углубления социально-экономической дифференциации общества, общественного расслоения полноправных граждан;

✓ остатков и последствий тотемизма;

✓ мифологии и отсутствия влияния идеологии харизмы вождя;

✓ принципиальных изменений в характере труда и т. д.

Эти факторы воздействовали на формирование менталитета личности.

Во-вторых, общественный менталитет античных государств был сформирован существующими в них политической организацией, экономической системой и социальной структурой.

Он был строго поляризован на менталитет полноправных граждан, прежде всего собственников и менталитет рабов. Эта поляризация определяла всю духовную жизнь Древней Греции и Древнего Рима, развитие их духовной культуры.

В-третьих, на духовную жизнь античных государств, менталитет их народов существенное влияние оказывала мифология.

В эволюции мифологии Античности можно выделить 4 этапа:

✓ доолимпийский (дофессалийский (хтонический) (хтон – земля);

✓ олимпийский, классический (фессалийский);

✓ римский;

✓ христианский.

Доолимпийский этап греческой мифологии основывайся на конгломерате тотемизма и фетишизации сил природы. Процесс жизни в мифах этого этапа изображается как беспорядочное нагромождение несоразмеримых диспропорций и дисгармоний, доходящих до уродства и ужаса. Земля представлена в них как источник и лоно всего мира, богов и людей. Поэтому мифы этого этапа называют хтоническими. Мир представлен в них осуществленным, наделенным магической силой, демонические существа опредмечены.

По мере эволюции греческих полисов видоизменялась и мифология. Второй этап греческой мифологии – олимпийский, классический (фессалийский). На этом этапе в мифах выстраивается плеяда богов – героев, побеждающих различные демонические силы, посягающие на гармонию жизни и установленного богами порядка, выраженного словом «космос» (украшение – греч.).

Боги жили на горе Олимп в Фессалии, выезжали на золотых колесницах. Во главе плеяды богов был Зевс – верховный бог, победивший и заточивший под землю, в тартар титанов, киклопов, гигантов. Окружающие его боги побеждают и уничтожают драконов, горгону Медузу, Эхидну, Химеру, лернейскую гидру. Свои 12 подвигов совершает Геракл.

На Олимпе рядом с Зевсом не только боги-победители: Аполлон – покровитель гармонии; Гермес – покровитель предпринимательства; Геракл – отвратитель бед и др., – но и богини: Гера – верховная богиня, покровительница семьи и брака; Афина Паллада – богиня открытой, организованной честной войны; Гестия – покровительница домашнего очага, Ника – богиня войны, Фемида – богиня правосудия, Артемида – покровительница дружелюбия и др.

Вершиной олимпийской мифологии является гомеровский эпос. Поэмы «Илиада» и «Одиссея» Гомера, его гимны богам, написанные, вероятно, в VIII в. до н. э., свидетельствовали о начале перехода к художественно развитому, строгому героизму. Мифология стала одной из форм художественного выражения разнообразных политических, социальных, моральных, религиозных, философских идей полисной идеологии, начинает широко использоваться в литературе и искусстве.

На третьем этапе – в конце I тысячелетия до н. э. – определяющей стала римская мифология. Согласно ей, мир богов устроен по подобию мира людей, отношения среди богов также стратифицированы, как и отношения между людьми, боги имеют своего царя – Юпитера, свой совет старейшин и т. д. Они выполняют 3 основных функции: религиозно-жреческую (Юпитер), военную (Марс) и хозяйственную (Квирин), делятся на богов небесных, земных и подземных, постоянно находятся среди людей, и все дела люди начинают с совета с богами. Основным центром богов является, согласно римской мифологии, город Рим. Рим изображался как город, основанный предназначением богов, и ему предписывалась власть над миром, а события его истории представлялись как этапы на пути этого предначертания. Римский народ изображался богоизбранным. По римской мифологии Рим был превыше всего.

В начале новой эры Римская империя переживает кризис, кризис переживает и римская мифология.

В начале новой эры появляется христианская мифология и идеология христианства, преисполненная теологических догматов и принципов. В основе их – тяга людей к единому, всемогущему богу, стоящему выше земных владык, но близкого к «маленькому человеку».

В-четвертых, в государствах античной зоны своеобразной была ценностная ориентация значительной части полноправных граждан. Основополагающими ценностями духовной жизни населения греческих полисов и Рима были власть и знания. Жажда власти и тяга к знаниям в период Античности были определяющими критериями поведенческих функций человека. Жажда власти вела имущих на политический олимп, а тяга к знаниям была двигателем культурной эволюции, стимулировала развитие разнообразных и прежде всего общественно-гуманитарных наук.

В-пятых, Античность оставила в наследство грядущим поколениям достаточно завершенную систему общественно-гуманитарных наук. Были заложены основы философии, истории, логики, геополитики, политологии, этики, педагогики, психологии, филологии, географии, других наук, составляющих фундамент общественно-гуманитарной подготовки современных специалистов любого профиля.

Философские теории и школы Древней Греции и Древнего Рима: философские взгляды первого эллинского материалиста Фалеса Милетского (ок. 625—ок. 547 гг. до н. э.), философская система Пифагора с о. Самос (ок. 580–500 гг. до н. э.); материализм и диалектика Гераклита из Эфеса: (544–483 гг. до н. э.); объективный идеализм Платона (428–348 гг. до н. э.) и философская школа созданной им Академии (назв. происходит от имени мифического героя Академа, похороненного якобы в том саду, где Платон основал свою школу); система философских диалогов и парадоксов Зенона Элейского (490–430 гг. до н. э.); аналитики и логика Аристотеля (384–322 гг. до н. э.); философский атеизм Эпикура (341–270 гг. до н. э.); атомистическая теория Гераклида Понтийского (IV в. до н. э.), стоицизм Зенона из Китона (336–264 гг. до н. э.) 12 трактатов по философии Марка Тулия Цицерона (106—43 гг. до н. э.) и многие другие теории величайших просветителей заложили основы современной философии, удивляли и поражали многие поколения последователей оригинальностью идеи и глубиной их обоснования. Античная философия – это величайшее достижение античных цивилизаций.

Огромный вклад в становление и развитие общественной мысли внесли историки Античности. В период античных цивилизаций были заложены основы исторической науки. Само понятие «история» греческого происхождения и означает «собирать свидетельства». Исторические труды Геродота (ок. 484–425 гг. до н. э.), его «История» из 9 книг, восьмикнижная «История» Фукидида (460–399 гг. до н. э.), «Греческая история» Ксенофонта (435–354 гг. до н. э.); «Всеобщая история» Полибия (205–125 гг., до н. э.) в 40 книгах; «Историческая библиотека» Диодора Сицилийского (90–21 гг. до н. э.), также насчитывающая 40 книг; «Сравнительные жизнеописания» Плутарха (45—127 гг. н. э.), содержащие около 50 биографий выдающихся греков и римлян, не только являются источником богатых знаний по истории цивилизаций древнего мира, они свидетельствуют о достаточно высоком уровне духовного развития цивилизаций Античности, их культурного наследия.

Говоря о культурном наследии Античности, необходимо сделать одну ремарку: в литературе встречаются два понятия: «эллинская культура» и «эллинистическая культура». Они не синонимальны. «Эллинская культура» – это культура греческих полисов, а «эллинистическая культура» – это культура всего эллинизированного евро-азиатского континента и Северной Африки.

Представления о духовной жизни античных цивилизаций, их культуре были бы не полными без оценки литературного наследия Древней Греции и Древнего Рима.

В эпоху эллинизма и римского владычества основной формой словесности стала художественная литература разнообразных жанров. Поэмы и гимны Гомера (начало I тысячелетия до н. э.), стихи Архилоха и гимны Аклея (вторая половина VII в. до н. э.), лирика Симонида (556–468 гг. до н. э.) и Сапфо (поэтессы), трагедии Эсхила (525–456 гг. до н. э.) и его учеников Софокла, написавшего более 120 произведении, и Еврипида, создавшего более 90 трагедий (оба Vb. до н. э.), комедийные произведения Аристофана (конец V в. до н. э.), проза Цицерона (106—43 гг. до н. э.) и другие литературные памятники Античности свидетельствуют о высоком уровне развития словесности античных цивилизаций.

Этому процессу способствовало создание греками собственного алфавитного письма. Для этого была заимствована и значительно упрощена финикийская слоговая система. Создание греческого алфавита мифы связывают с именем дочери финикийского царя Агенора, богини земледелия Европы, или ее родственников – брата Кадма, или Полимеда, племянника сына Европы – Агамемнона.

С созданием алфавитного письма литературные произведения стали писаться на стандартном типе книги – папирусном свитке или пачке пергаментных тетрадок общим объемом около 1000 строк. Была создана и организована система книгоиздательства и книготорговли – в специальных мастерских группы квалифицированных рабов под диктовку надзирателя изготовляли сразу по несколько экземпляров книжного тиража. Книги стали более доступными. Зачастую их читали вслух группам людей.

Античность была периодом интенсивного развития разнообразных естественных и точных наук: естествознания, агрономии, медицины, физики, математики, астрономии и др. В первой половине III в. до н. э. Эвклид создал стройную систему геометрических положений, элементарная геометрия и сегодня носит его имя; Эвклид и Архимед заложили основы высшей математики, Эратосфен с помощью триангуляции предпринял успешную попытку измерить величину земного шара, Аристарх Самосский с достаточной точностью определил размеры Солнца и Луны, а также расстояние от них до Земли, Гиппарх выдвинул идею вращения всех планет вокруг Солнца, хирург Гераклит Тарентский стал применять наркотики для обезболивания при хирургических операциях, Герофил заложил основы патологоанатомии.

Воображение наших современников поражает сооружение в устье Нила – маяк высотой с 50-этажное здание. В военном деле стали применяться разнообразные наступательные и осадные орудия: катапульты и балласты, способные метать дротики и двухпудовые каменные ядра.

Упорядоченную форму приобрело образование, появилась школа, как система обучения («схоле» греч. – «свободное время» и означало проведение свободного времени в учении). Организованные школы в полисах Греции и в Риме были созданы для мальчиков. Девочки обучались в домашней обстановке.

Мальчики в возрасте с 7 до 14 лет в школах обучались чтению, письму, счету. За незначительную плату этому обучались и дети ремесленников и крестьян, и это было значительным достижением античных цивилизаций. Писали дети на деревянных, покрытых воском дощечках металлической палочкой, называемой стилем.

Дети состоятельных родителей обучались за плату музыке и хореографии. В возрасте с 14 до 18 лет юноши обучались в гимназиях, где кроме военного дела изучали разнообразные специальные дисциплины.

Местом массового обучения греков, начиная с 71 года до н. э. был театр. Здесь для больших групп населения, для тысяч слушателей читались лекции и произведения художественной литературы.

В античный период значительных высот достигло изобразительное искусство. Уже в период ранней Античности были созданы величайшие произведения скульптуры и архитектуры: скульптурные группы из мрамора и бронзы, такие как «Тираноубийцы» Крития и Несиота, «Дискобол» Мирона, «Отдыхающая амазонка» Поликлета, статуи Зевса и Афины – девы Фидия, монументальные архитектурные памятники, такие как афинский Акрополь, храм-памятник победы над персами на о. Эгине, храм Зевса в Олимпии, Римский Пантеон являются свидетельствами поразительных достижений скульптурного и архитектурного искусства.

Заслуживает уважения изобразительное искусство Древней Эллады и Древнего Рима, прежде всего росписи храма Благоденствия, сделанные в 304 г. Фабием Живописцем, росписи храмов в городах греческих полисов и др.

Античность заложила основы массовой культуры, организации развлечений для больших масс населения. С VIII века до н. э. в греческих полисах стали организовываться всевозможные спортивные соревнования.

С 776 года до н. э. один раз в 4 года стали проводиться игры в честь главного бога Зевса, получившие название Олимпийских, по имени холма для игр, основанного Гераклом, сыном Зевса, и названного Олимпийским. Источником и местом массовых развлечений был театр. Начиная с VI в. до н. э. в греческих театрах артисты в масках и специальных костюмах играли сцены из литературных произведений, здесь организовывались массовые песнопения и танцевальные праздники.

В Риме театр стал местом иных массовых развлечений. Здесь практиковались гладиаторские бои, бои специально подготовленных рабов с дикими зверями и другие варварские цирковые представления.

В-шестых, исключительное значение для культурной эволюции Евро-афро-азиатской зоны цивилизаций, становления европейской цивилизации имело зарождение и распространение христианства.

Идея единого бога формировалась во всех зонах древних цивилизаций, начиная с середины I тысячелетия до н. э.

В период эллинизации Востока в Передней Азии среди эллинизированных народов возникают всевозможные секты (группы) людей, объединенных стремлением к лучшей жизни. Они проповедовали небесное избавление от земных бед. Появились разнообразные воззрения о путях к лучшей жизни. Приблизительно во II в. до н. э. эти идеи и воззрения были собраны в книги, получившие название «Библия» (Ветхий Завет и Новый Завет). Первым был создан Ветхий Завет. Корни его произрастают в монотеистической религии Яхве, распространившейся среди древнееврейского народа еще в конце II – начале I тысячелетия до н. э. Канон Ветхого Завета состоит из 3 частей:

✓ Тора (Закон), или Пятикнижие Моисея, включает книги: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие;

✓ Пророки, куда входят так называемые исторические книги: Иисуса Навина; Судей; 1—4-я книги царств, излагающие историю Полестины до VI в. до н. э. и сборники речей «больших» пророков – Исайи, Иеремеи, (Даниила в православном и католическом каноне) и «малых» пророков;

✓ Писания, к которым относятся Псалмы (Псалтырь), Притчи Соломона, книга Иова и так называемый Плач Иеремеи, сборник свадебной лирики «Песнь песней», 1—2-я книги хроник; книги Ездры, Неемии, Руфи, Есфири, Даниила, Екклесиаста.

Всего в 3 частях Ветхого Завета около 40 книг. В III–II веках до н. э. Ветхий Завет был переведен на греческий язык и к началу II в. н. э. дополнен был Новым Заветом – основным каноном христианства.

В Новом Завете 27 книг. Основу его составляют 4 Евангелия (благовестия): от Матвея, от Марка, от Луки и от Иоанна. Это цикл так называемых перикоп для богослужебно-назидательного рецитирования на общинных собраниях. Они литургичны, т. е. их словесная ткань наполнена культовым ритмом. К Евангелиям примыкают Деяния святых апостолов (жизнеописания и проповеди о Христе) и 21 послание святых апостолов: в 14 – Павла; 2 – Петра, 3 – Иоанна, 1 – Иакова, 1 – Иуды, а также Откровение Иоанна Богослова, или Апокалипсис. Все они были написаны на греческом языке.

В Новом Завете центральной является идея веры в новую жизнь.

В основе канона Нового Завета – жизнеописание и Заветы Иисуса Христоса – северопалестинского проповедника («Христос» с арамейского – мессия, с древнееврейского – спаситель). Он разделил самую горькую участь обездоленного человека: родился в стойле для скота, не имел земного отца, всю жизнь страдал, помогая нуждающимся, и умер, спасая людей и претерпевая страшные мучения казни. Казнен был римлянами в 30-е гг., затем воскрес в Царстве небесном в окружении ангелов и святых. Иисус Христос представлен в трех полных ипостасях: бог – отец, бог – сын и бог – дух святой. Он богочеловек, и он богологос. Он звал людей к добру во имя обновления, во имя новой жизни не на земном, а в небесном царстве. И эта идея консолидировала людей. Она открывала перед людьми огромные возможности для самосовершенствования.

Идеи Библии стали объединять людей в новую веру. В начале II в. н. э. христианские секты, став общинами, разрастаются на огромной территории римского владычества.

В них начинает появляться бюрократический аппарат: пресвитеры – руководители общин (епископы, наблюдатели за делами общин районов), они стали проводить съезды – синоды и произвольно решать, что в Библии приять за веру, а что отвергнуть. Синоды стали соединять разрозненные общины в единую, мощную, охватывающую всю Римскую империю церковь («общину господню»). Эта религия стала государственной религией Рима.

И хотя сама Римская империя в III–IV вв. н. э. переживала глубокий кризис и шла к собственному краху (она потерпела крушение в 476 г.), христианская религия для народов этой великой империи была религией духовного обновления. Эту религию ожидало великое будущее.

Выводы

1. Становлению античной цивилизации способствовал ряд благоприятных факторов:

✓ человечество накопило опыт хозяйственной деятельности,

✓ во всех зонах древних цивилизаций была освоена письменность, освоение которой вывело человечество на новый уровень общения,

✓ интенсивное развитие международных и межгосударственных связей.

2. Тысячелетняя история античной цивилизации имеет собственный опыт эволюции: раннее античное, господство эллинизма, римское владычество.

3. Античности были присущи следующие черты:

✓ были заложены основы демократии,

✓ в сфере власти был заложен общий принцип,

✓ в античных государствах были заложены основы судебной власти,

✓ Античность дала человечеству первый опыт организации политической партии,

✓ Античность дала первый опыт создания международных союзов,

✓ существовало значительное государственное рабство.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Назовите и проанализируйте главные признаки античной цивилизации.

2. Раскройте существенные принципы античной цивилизации.

3. Расскажите, что вы знаете о духовной жизни и культуре античной цивилизации.

4. Охарактеризуйте становление письменности Античности.

5. Раскройте признаки античной цивилизации в политической области.

6. Охарактеризуйте судебную систему и гражданское право в античных государствах.

7. Проанализируйте особенности функционирования политических организаций и военной силы в античном государстве.

8. Рассмотрите ключевые факторы формирования духовной и культурной жизни Античности.

9. Раскройте особенности системы общественно-гуманитарных наук в Античности.

Литература

1. История Античности. В 2 т. М., 1998.

2. Древние цивилизации. М., 1989.

3. История мировых цивилизаций. М., 1998.

4. История мировых цивилизаций и России в дидактических материалах: учеб. – метод, пособие. М.: ВУ, 2002.

5. Семеникова Л.И. Проблемы цивилизационного подхода к истории. Уфа: Восточный экстерный гуманитарный университет, 1994.

6. Яковец О.В. История цивилизаций. М., 1995.