Рекомендовано
Экспертным советом УМО в системе ВО и СПО в качестве учебника для студентов, обучающихся по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление» и «Искусства и гуманитарные науки»
Рецензенты:
И.А. Анфертьев, проф.,
А.Г. Бесов, д-р истор. наук, проф.
Предисловие
Изучение курса истории мировых цивилизаций имеет следующие цели:
✓ взаимодействие с другими науками с целью обеспечить подготовку специалистов, отвечающих современным квалификационным требованиям;
✓ способствовать всестороннему и гармоническому развитию студентов, их интеллекта и нравственных качеств;
✓ вооружить студентов научным пониманием и конкретными знаниями актуальных проблем истории мировых цивилизаций, основных их тенденций и закономерностей перспектив их развития;
✓ содействовать выработке у студентов умения ориентироваться в сложных явлениях мирового развития, анализировать и оценивать обстановку в мире и отдельных регионах планеты;
✓ ориентироваться в перспективах развития мирового сообщества на основе осмысления исторического опыта, генезиса мировых цивилизаций, анализа и оценки современных событий в мире.
Согласно образовательному стандарту, в результате изучения учебной дисциплины студенты должны иметь минимум знаний по следующим дидактическим единицам:
✓ понятие цивилизации;
✓ соотношение цивилизации и культуры;
✓ историческое разнообразие культур;
✓ типология цивилизаций;
✓ основные теории цивилизационного развития;
✓ основные факторы исторического развития цивилизации;
✓ накопление изменений в процессе развития человеческого общества;
✓ этапы истории древних цивилизаций:
– цивилизаций Востока,
– европейской цивилизации, ее западно-христианской и восточно-христианской ветви;
✓ основные концепции истории Российской цивилизации, ее специфика и основные этапы цивилизационного развития в России. Менталитет человека, его эволюции и особенности в западной Европе, России и других регионах мира;
✓ глобализация цивилизационного процесса.
Изучение дисциплины на наиболее фундаментальных достижениях и выводах зарубежной и отечественной исторической мысли.
В результате изучения курса студенты должны выяснить сущность, закономерности и тенденции исторического развития человечества на протяжении всей его истории.
И для творческого осмысления, и для освоения актуальных проблем развития мировых цивилизаций необходимо знание основных положений теорий и концепций, разработанных представителями различных исторических школ, конкретно-исторического материала, содержащегося в документальных источниках и рекомендованной учебной литературе.
В результате изучении истории мировых цивилизаций студент должен уметь:
✓ использовать новые знания истории для правильной оценки и анализа современных явлений в мире государственных и политических деятелей;
✓ объективно с помощью позиций оценивать исторические события, творчески осмысливать отечественную и мировую историю, делая самостоятельные выводы и обобщения;
✓ всесторонне с позиции историзма, демократических гуманных традиций, интересов и идеалов человечества осмыслить опыт, уроки, факты, явления общественной жизни;
✓ применять историко-аналитический подход в объективной оценке развития общества, человечества на различных этапах развития.