10. Живопись, архитектура, скульптура и вазопись античной культуры
Эпоха классики, особенно высокой (450–400 гг. до н. э.) не терпела моделей с изъянами – в человеке все должно быть совершенным.
Правление императора Нерона, одного из самых жестоких правителей в римской истории, стало периодом расцвета портретного искусства. Художники Древнего Рима впервые обратили пристальное внимание на внутренний мир человека и отразили его в жанре портрета, создав произведения, не имевшие себе равных в древности.
Для живописи эпохи республики характерны портреты, очень близкие к оригиналу.
В середине I в. в изобразительном искусстве стал формироваться жанр натюрморта (от франц. «мертвая натура»), показывающий неодушевленные предметы.
Император Траян отказался от пышных причесок, богатой светотени. Искусство его времени привержено идеалу кажущейся простоты: здесь появляются величие и мощь, прежде отсутствующие в художественных произведениях.
Эпоха геометрики в Греции (IX–VIII вв. до н. э.) долгое время недооценивалась учеными. В росписях преобладал геометрический стиль, названный так по четким, логическим формам основных декоративных приемов.
Греки создают город, в котором складывается продуманная и ясная система архитектурных форм – ордер (от лат. «ордо» – порядок, строй), которая потом становится основой греческой и новоевропейской архитектуры. Римляне впервые стали строить «типовые» города, прообразом которых явились римские воен10б ные лагери. Прокладывались две перпендикулярные улицы, на перекрестке которых возводили центр города. Римляне изобрели бетон – важнейший строительный материал, с помощью которого закрепляли сооружаемые постройки.
Первые греческие ордера – дорический и ионический (названия связаны с местами их возникновения). Позднее появляется коринфский ордер, близкий к ионическому. В VII в. до н. э. завершается формирование основных типов храмов.
В античной скульптуре периода архаики все еще распространены антропоморфные (похожие на человека) статуи богов. А персонажи статуй VII–VI вв. до н. э. уже не только боги, а также юноши – куросы и девушки – коры, участники религиозных процессий.
В Древних Афинах работали скульпторы Фидий, Мирон, Поликлет.
Дальнейшее развитие скульптуры связано с возрастанием интереса к внутреннему миру человека.
Еще один важнейший элемент искусства античности – расписные вазы. Их форма и размеры были самыми разнообразными.
В Аттике VI в. до н. э. – области Афин – были популярны сосуды чернофигурного стиля: черные фигуры располагались на светлом фоне.