8. Договоры в древнегреческом праве
Частые войны и междоусобицы в Древней Греции привели к тому, что преобладали договоры, которые касаются вопросов заключения мира, союзные договоры и пр.
Но уже начиная с V–IV вв. до н. э. предмет их значительно расширился: договоры о мире; союзные (оборонительные – симмахии, наступательные – эпимахии); о взаимной помощи и ненападении, границах и арбитраже; торговые; о праве вступать в брак с иностранцами, принимать участие в общественных играх, приобретать недвижимость, создавать свои поселения; о личной свободе, охране собственности и компетенции судов по спорам между гражданами договаривающихся государств.
Особое место занимают договоры, регулирующие различные стороны положения и жизни иностранных граждан. И это очень важно, поскольку греки долгое время приравнивали иностранцев к врагам. Но уже начиная с IV в. внутренние права Древней Греции стали смягчаться, и главную роль в этом сыграли международные договоры.
Полис, являясь объединением только его граждан, долгий период времени не предоставлял иностранцам (и даже грекам) никаких юридических прав. Они могли быть в любое время выселены из страны. Но данное правило препятствовало различным взаимоотношениям между государствами. Поэтому уже в ранний период греческой истории начал складываться институт проксенов.
На первоначальном этапе проксения основывалась на личных отношениях и не регулировалась юридическими нормами. Она носила моральный и религиозный характер, но в первое время носила взаимный характер. В древнегреческом государстве правом на защиту иностранцев обладал отечественный гражданин. Но в дальнейшем, с развитием взаимоотношений все более необходимой становилась потребность правового и государственного регулирования данного института. В связи с этим стали возникать внутригосударственные юридические нормы, а впоследствии и заключаться международные договоры.
Иностранец за особые заслуги перед государством мог получить частичное гражданство (исполитию). Исполития предоставляла иностранцу право владеть землей и недвижимостью. Полное гражданство иностранцам могло быть предоставлено в исключительных случаях. Но принимать участие в политической жизни полиса для иностранцев считалось недопустимым в принципе.
В некоторых случаях проксен выступал посредником между заинтересованными государствами. К ним обращались послы, и они обеспечивали их доступ в народное собрание и к соответствующим должностным лицам.
Гораздо меньшее внимание в международных договорах уделялось вопросам режима территории. В отношении перехода территории от одного полиса к другому и установления государственных границ, необходимые положения включались обычно в мирные договоры. Иногда имела место демаркация границ (обозначение линии границ на местности), осуществляемая посредством пограничных столбов.
В связи с развитием торговли и мореплавания все более важным становился вопрос о режиме морских пространств. Но он так и не получил четкого юридического оформления. Существовала точка зрения, в соответствии с которой открытое море признавалось свободным. Но данный принцип периодически нарушался как отдельными лицами, так и самими полисами. В связи с этим для свободы судоходства требовалось подтверждение, которое выражалось путем соответствующих договорных постановлений.
Свобода плавания была установлена в договоре с Филиппом Македонским и подтверждена в договоре с Александром Великим. Однако считалось, что плавание вдоль берегов, а также заход в иностранные порты подведомственны контролю со стороны прибрежного государства.