6. Посольское право в Древней Греции
В Древней Греции институт дипломатического представительства не имел существенного значения для жизни древнегреческого народа. В связи с чем наличие постоянного дипломатического представительства не являлось необходимым. Посольства носили единовременный характер и преследовали конкретные цели. Исключением являлись отношения с Персией: вопросы, относимые к компетенции послов, не определялись, и время их пребывания было весьма продолжительным (квазипостоянные дипломатические представительства). В большинстве своем речь шла о деятельности, преследовавшей определенные цели. Обычно это было заключение или подтверждение договоров о союзе или мирных договоров, а также принятие и принесение присяги. Hа послов также была возложена миссия объявления войны. Она была противоположной и состояла во вручении документа о ее объявлении.
Послом мог быть избран один человек, но обычно это были коллегии из нескольких лиц. Коллегии послов из нескольких лиц представляли те полиса, в которых существовали демократические формы правления. В данном случае переговоры велись послами совместно. Но на практике были случаи, когда из-за разногласий послы осуществляли переговоры независимо друг от друга.
После окончания дипломатической миссии, по возвращении на родину, послы лично и отдельно друг от друга предоставляли отчет совету, народному собранию или другому высшему государственному органу. В исключительном порядке послами могли выступать и иностранцы. Государство снабжало послов деньгами, продовольствием и средствами передвижения, а также другим имуществом, но это было необязательным. Обычно вознаграждение послам носило символический характер. Например в Афинах члены посольства получали вдень 1 драхму, что равнялось плате легковооруженного воина. Поэтому послам приходилось принимать расходы на свой счет. Перед отправлением послам вручались особые грамоты – дипломы.
В период исполнения своей миссии послы были неприкосновенны. Данная норма была общепризнана всеми древними государствами, и ее нарушение считалось недопустимым. Нарушение рассматривалось как враждебный акт. Если на посла государства было совершено нападение или он был оскорблен, то государство, представителем которого является посол, могло потребовать выдачу виновных.
Послы пользовались различными почетными знаками внимания: они приглашались на торжественные приемы победы, получали почетные места во время процессии и зрелищ, при совершении религиозных обрядов и пр. Послов торжественно представляли народному собранию, но только после выяснения цели их прибытия.
Срок пребывания послов в иностранном государстве был ограничен. Так, в 446–445 гг. до н. э. афиняне постановили, что послы Халкидона могут пробыть в городе не более 10 дней, в противном случае их могли выслать. Именно так поступили спартанцы с посольством Андроникида в 392–391 гг. до н. э. Если должностные лица государства не были удовлетворены предварительной беседой с послами, их вообще могли не допустить в столицу полиса.
От послов следует отличать глашатаев, или вестников. Их функции заключались в передаче письменных или устных посланий. Но и они, как и послы, пользовались неприкосновенностью. В истории был случай убийства афинского вестника мегарянами. Народным собранием было постановлено, «что вражда между Афинами и Мегарами будет вечной и не может быть прекращена путем религиозного примирительного акта или путем отправки посола. Всякий мегарянин, вступивший на территорию Афин, подлежит казни».