4. Двуречье и Египет
С образованием первых рабовладельческих государств в долинах Двуречья и Нила между ними складывались отношения, которые со временем стали иметь правовой характер. Первоначально данные отношения были эпизодическими, но уже к концу III в. до н. э. и во II тысячелетии они становятся систематическими, постепенно превращаясь в юридические нормы.
Образование данных норм относят к более раннему периоду, когда еще при первобытно-общинном строе на основании многовекового обычая сложились первые правила общения между племенами и союзами племен. До наших дней дошли многочисленные примеры, связанные сведением переговоров и постепенным распространением неприкосновенности послов, с проведением религиозных обрядов и принесением клятв, которые представляли собой одно из средств обеспечения заключенных соглашений.
Правила и обычаи догосударственного общения оказали большое влияние на содержание первых юридических межгосударственных актов. Древнейшим договором признается договор между правителями месопотамских городов Лагаш и Умма, который был заключен около 3100 г. до н. э. Данный договор подтверждал существование между ними государственной границы и устанавливал неприкосновенность ее знаков. Возникшие разногласия стороны договора разрешали мирным путем. Исполнение договора было гарантировано клятвами и обращением к богам. Текст договора был написан на шумерском языке и высечен на камне. Но данные клятвы не всегда соблюдались, поэтому после вооруженных столкновений вновь возникали прежние проблемы.
Начиная с середины II тысячелетия до н. э. число дошедших до нас договоров становится значительно больше. Основную массу составляют договоры союзные, договоры о границах, о заключении браков. С развитием Египта и улучшением его внешней политики с государствами и племенными образованиями на юге долины Нила и в Азии заключенные им договоры приобретают основное значение. Одним из древнейших и наиболее типичным договором того времени был договор между царем Хаттушилем (Хаттусилисом) и египетским фараоном Рамзесом II в 1300 г до н. э. Кроме основного текста договора, в нем содержится перечень богов, которые «являются свидетелями договора». В договоре также содержатся положения о наказании нарушителя договора и «обещание божьей милости» тому, кто будет соблюдать его условия.
Субъектами международного права тогда выступали не государства, а фараоны, цари, князья, правители отдельных городов. Отсюда большое количество договоров о браках, в которых урегулированы вопросы приданого, ранга и прав царицы среди других жен и т. п. Наиболее частыми были просьбы и обещания подарков.
Древневосточная цивилизация не признавала равенства субъектов международного права. В середине I тысячелетия до н. э. считались равноправными субъектами Египет, Вавилон, Митания и Хеттская держава, затем к ним присоединилась Ассирия. Египетский фараон занимал главенствующее положение. Остальные государства были зависимы от Египта как фактически, так и юридически и не претендовали на равенство.
Уже к концу II тысячелетия до н. э. круг вопросов, решавшихся с помощью международных договоров, значительно расширился. Встречаются договоры о нейтралитете, государственных границах, обмене спорными территориями, укреплении и нейтрализации пограничных крепостей и городов.
В период ведения войны господствовал безграничный произвол сильного государства, т. к. войны велись ради захвата рабов и господства над источниками воды. Побежденный народ и его имущество становились добычей победителя.
Нормы международного права, принятые в Египте и Двуречье, были восприняты другими государствами.