12. Военное право Древнего Рима
Право войны у древних римлян по сравнению с греками было более разработанным, имело философское и политическое обоснованние. Сточки зрения римского правосознания римский народ не мог вести несправедливые войны, римляне считали, что все войны, которые они ведут, справедливы: «все полезное для Рима угодно богам». Поэтому война являлась законной только при соблюдении определенных ритуальных действий о ее объявлении.
Процедура объявления войны. Сначала к границам государства противника направлялись несколько членов жреческой коллегии фециалов во главе со старшим из них. Обращаясь к противнику, они требовали удовлетворения требований, опираясь на авторитет богов, излагали конкретные претензии и возвращались в Рим. Если ответа не поступало, то через 33 дня вторично отправлялись на границу и произносили священную формулу: «Внемли, Юпитер, и ты, Янус, и Вы, Боги небесные, и Вы, земные, и Вы, подземные, – внемлите! Вас я беру в свидетели тому, что этот народ нарушил право и не желает его восстановить. Об этом мы, первые и старейшие в нашем отечестве, будем держать совет, каким образом осуществить свое право».
После указанной процедуры дело отправлялось в сенат, где путем открытого голосования решался вопрос об объявлении войны. Принятое сенатом решение выносилось на утверждение народного собрания. Если решение было положительным, фециалы приносили священные жертвы и в третий раз отправлялись на границу. Там старший из них объявлял войну. Символом объявления войны было бросание в сторону врага окровавленного копья. Со времен войны с Пирром данная процедура осуществлялась не на границе, а у храма Белони, располагавшегося за римскими городскими стенами. Там стояла специальная колонна войны. С начала войны и до ее окончания ворота храма Марса оставались открытыми. На время мира они закрывались.
Римляне рассматривали войну как волю только их богов и долгое время не признавали в отношении нее никаких ограничений. Боги врага не были для них богами. В связи с этим вражеские храмы и другие святыни они могли разрушать. В некоторых случаях римляне пытались привлечь чужих богов на свою сторону, приносили им жертвы и обращались к ним с молитвой. Со временем иностранные боги стали включаться в римский пантеон.
Города, взятые штурмом или сдавшиеся, а также их жители и имущество признавались добычей победителя без всяких ограничений. Римляне считали обычным, правомерным и даже угодным богам убивать не только взятых с оружием в плен, но и мирных жителей, включая женщин и детей. Оставшиеся в живых продавались в рабство. Так, в 262 г. до н. э., в период 1-й Пунической войны, римляне продали в рабство 25 000 человек, в 167 г. после взятия городов Эпира – 150 000 человек, в 146 г. были проданы в рабство все жители Карфагена. Но постепенно превращаясь в мировую державу, Рим не мог содержать такую массу рабов. Поэтому часть покоренного населения оставалась на свободе.
Если война не оканчивалась покорением народа, то ее результатом являлся мирный договор. Одной из главных форм такого договора стало покровительство (deditio). Обычно оно осуществлялось посредством сдачи всего оружия, вождей противника и выдачи заложников. При нем не наступала военная оккупация (occupatio bellica), но побежденный отдавал на полное усмотрение Рима свою территорию, своих граждан и своих богов, оставаясь при этом субъектом международного права.
От мирных договоров римляне отличали договоры о перемирии (sponsio), которые заключались на определенный срок. Данный договор предварительно подписывался командующим армии, а затем подлежал ратификации, но до нее он условно вступает в силу.