Манускрипт Иниго Джонса (1655)
Сила Отца Небесного и Мудрость Преславного Сына чрез Милость и Благодать Святого Духа, Три Личности суть Бог Единый, – пребудь с нами и даруй нам Милость Свою, и так нами управь, дабы обрести нам Благословение Его, коиему нет конца. Аминь.
Добрые братья и сотоварищи, мы желаем рассказать вам здесь, как и каким образом началось сие Достойное Ремесло Каменщичества, а затем – как поддерживали его и покровительствовали ему достойные Короли и Князья, а также многие другие достойные Люди.
А также всех, кто это прочтет, заклинаем мы соблюдать Заповеди, которые ныне заповедуем и излагаем здесь для сведения всякого Вольного Каменщика, ибо если станут им следовать во имя доброй Веры и для всеобщего Блага, это пойдет на пользу всему Вольному Каменщичеству, нашему Достойному Ремеслу и преинтересной Науке, одной из Вольных Наук.
Семь же Вольных Наук суть следующие:
I. Грамматика – она учит Человека писать и говорить верно,
II. Риторика – она учит Человека говорить честно и вежливо,
III. Логика – она учит Человека отличать правду от лжи,
IIII. Арифметика – она учит Человека счислять и считать всякого рода числа,
V. Геометрия – она учит Человека мерить и измерять землю и всё прочее; и сия наука также именуется Каменщичеством,
VI. Музыка – она наделяет человека даром Пения, последовательно обучает его Искусству Композиции и умению играть на разных Инструментах, например, органе или арфе,
VII. Астрономия – она учит Человека познавать пути Солнца, Луны и Звезд.
Прошу вас запомнить, что все сии семь Наук содержатся в одной Геометрии, ибо она обучает Человека Мере и измерению, рассуждению и взвешиванию всякой вещи на Земле, а посему – познанию всех вещей. Всякий Мастеровой трудится по Мере. Продает ли он, покупает ли – все делает он по Мере. И пахари, и лоцманы, и садовники, – все пользуются Геометрией, ибо ни Грамматика, ни Логика, никакая другая из упомянутых выше Наук немыслима без Геометрии, ergo сия Наука есть самая достойная и почетная.
Вы спросите меня, как же сия Наука была изобретена, и я отвечу вам так: пред Всемирным Потопом, иначе именуемым Ноевым Потопом, жил Человек именем Ламех, как о том написано в IV главе Книги Бытия. И было у него две жены; одну звали Ада, а другую – Цилла; от Ады имел он двоих сыновей, Иавала и Иувала, а от Циллы имел он одного сына по имени Тувал и дочь по имени Наама. И сии четверо детей изобрели в мире все Науки и Ремесла: Иавал изобрел Геометрию и впервые разделил овец на стада, а также он первым выстроил дом из камня и дерева.
Брат его Иувал изобрел Искусство Музыки, и он стал отцом всех тех, кто играет на органе и арфе.
Тувал-Каин был наставником всех мастеровых, работников по Меди и Железу, а Сестра его изобрела Искусство Ткачества.
Сии дети прознали точно, что Господь готовит Мщение за грехи людей, огнем или водой. А посему они записали все изобретенные Науки на двух Колоннах, дабы нашли их люди после Ноева Потопа. Одна Колонна была из Мрамора, дабы не сжег ее Огонь, а вторая Колонна была из камня Латерна, дабы не утонуть ей в Воде.
А теперь мы поведаем вам правду о том, как и каким образом потом были найдены Камни, на которых начертали они все Науки.
Великий Гермес (иначе именуемый Трисмегистом, или Трижды Величайшим), который был в одно и то же время Царь, Священник и Философ, жил в Египте. Он нашел одну из Колонн, а было это в год от Сотворения Мира две тысячи семьдесят второй, при Царе Нине, которого многие полагают внуком Куша, внука Ноя. Говорят, что он первый отвратил взор от пустой астрологии и стал почитать великие Чудеса Природы. Он доказал, что есть лишь Один Бог, Творец всего сущего, а также он разделил день на двенадцать часов. Говорят также, что он первым разделил Зодиак на двенадцать Знаков. Также это он был Осирисом, Царем Египетским, и говорят, что это он письмо и иероглифы, и составил первые Законы египетские, и написал разные Науки, и учил им других людей.
И во время строительства Вавилонской Башни трудилось много Каменщиков, и Царь Вавилонский, могучий Нимрод, сам был Каменщиком, как пишут в Древних Историях, и когда собирался он строить Ниневию и другие города на Востоке, послал Нимрод, Царь Вавилонский, туда Каменщиков по просьбе двоюродного брата своего, Царя Ниневийского. И когда посылал он их туда, дал он им такое Наставление: чтобы им хранить верность друг другу и любить друг друга истинно, и чтобы верно они служили Господу за свою плату, дабы тем принести честь и славу своему Мастеру, а также все им за это причитающееся. И еще дал он им несколько заповедей, и это было впервые, когда Каменщикам дали заповеди для работы в Цехе.
И далее, когда Авраам и жена его Сара отправились в Египет и наставляли египтян в Семи Науках, обретался там достойный Ученый именем Эвклид, который славно учился всем наукам и преуспел в них, и стал Великим Мастером всех Семи Наук, и во дни его произошло, что у владетельных господ и правителей той земли было весьма много сыновей, и не могли они дать должное образование всем своим детям.
Тогда стали совещаться они с Царем той земли и думать, как им вырастить своих сыновей людьми достойными и образованными, честными и верными, но не смогли найти такого пути и такого способа. Тогда повелели они провозгласить по всей земле, что если найдется человек, который даст им ответ, то будет он достойно вознагражден за свой ум, и не уйдет от них неудовлетворенным.
Когда сделано было такое объявление, явился к ним ученый человек Эвклид, и сказал он Царю и вельможам:
Если отдадите мне своих детей в управление, я научу их одной из Семи Наук, зная которую, сможет он прожить жизнь честно и достойно. Но так я сделаю при том условии, что вы мне дадите над ними власть и право так ими управлять, как я считаю должным.
И Царь, и Совет его согласились на это и дали ему такое разрешение. И взял сей достойный ученый Эвклид у них сыновей и обучил их на практике Науке Геометрии, дабы им работать по Камню, что с любой стороны, есть достойное ремесло, применимое к возведению Церквей, Храмов, Башен и Замков, а также всякого другого рода строений. И так он их наставлял:
Во-первых, чтобы были они верны своему Царю и своему Господину, которому служат, и Братству, в которое приняты; чтобы любили они друг друга и были друг другу верны; чтобы именовали друг друга Сотоварищами или Братьями, но не слугами, не холопами и никак еще; чтобы честно зарабатывали плату свою у Господина или у Мастера Работ, которому служат.
Также чтобы избрали они мудрейшего из них Мастером Работ, но чтобы ни в коем случае не избирали Мастером Господней Работы, по родственной ли связи, по братской ли любви, за богатство ли, за высокое ли положение, – того, у кого мало умения, ибо в таком случае плохая будет от них служба Господу, и навлекут они на себя позор.
Также чтобы им называть Управителя Работ – Мастером во все время, пока работают они у него. И многие другие заповеди дал он им, коих слишком много, чтобы мы все их здесь перечисляли. В верном соблюдении всех сих заповедей заставил он их поклясться, как было принято в те времена.
И он назначил им разумную плату, дабы им на нее жить достойно. Также должны они были собираться один раз в год каждый год на Ассамблею, дабы держать там совет, как еще лучше трудиться во славу Божью, для Его пользы и себе во прибыль, а также дабы судить и исправлять все то, что может быть ими сотворено в ущерб Цеху.
Так появилось сие Достойное Ремесло, и достойный ученый Эвклид дал ему название «Геометрия». А теперь я поведаю вам, как распространилось Каменщичество во все прочие земли.
Спустя много лет, когда пришли Сыны Израилевы в земли Иевусеев, которые зовутся ныне Иерусалимом, начал их Царь Давид строить Храм, который зовется Templum Domini, иначе – Храмом Иерусалимским, еще иначе – Храмом Господним.
Тот Царь Давид возлюбил Каменщиков и всячески им покровительствовал и щедрой рукой платил им за работу. И дал он им заповеди, какие давал Каменщикам Эвклид в Египте, и еще многие другие заповеди, которые вы прочтете ниже.
По смерти Царя Давида Соломон послал письмо Хираму, Царю Тирскому, чтобы взять у него одного умелого мастерового (по имени Хирам Абифф), сына женщины из Колена Неффалимова и Урии Израильтянина. И написал:
Соломон – Хираму-царю
Да будет тебе известно, что отца моего, имевшего намерение возвести Храм Господу, все время удерживали от исполнения сего обета войны и другие напасти, на его долю выпавшие, ибо не имел он ни сна, ни отдыха, пока либо не поражал врагов своих, либо не делал их своими данниками.
От себя же я благодарю Господа за мир, в коием живу, и посему, и по такому случаю, имею я возможность, а равно и горячее желание, возвести Храм Господу, ибо так заповедал мне отец мой, дабы возвел я Дом сей в царствие свое. И по сей причине я прошу тебя дать мне самых умелых твоих слуг, чтобы им вместе с моими слугами идти на Гору Ливанскую и рубить там деревья, ибо Македоняне (так в тексте. – Прим. перев.) более умелы в рубке и приготовлении дерева, чем мой народ. А я заплачу плотникам столько, сколько скажешь.
Хирам – Царю Соломону
Воистину есть тебе за что славить Господа, ибо в твои руки передал Он царство отца твоего, ибо ты человек, исполненный всяческой добродетели. Видит Бог, что не доходило до меня еще новости приятнее этой, и нет более почтенного долга братской любви, недели этот, а посему я дам тебе все то, чего просишь. И я прикажу срубить множество Ливанских Кедров, и когда это будет сделано, я пошлю их тебе морем, и повезут их мои слуги, которых я сам поведу и которых снабжу соответствующими грузовыми судами, дабы могли они доставить их в то место в твоем Царстве, которое ты сам укажешь, а твои подданные чтобы перевезли их потом в Иерусалим. Ты же снабжай их зерном, в коием у нас большая нужда, ибо мы проживаем на острове.
Соломон, сын Царя Давида, дабы закончить строительство Храма, начатое его отцом, послал гонцов за Каменщиками в разные страны, и потом собрал их всех вместе у себя, так что набралось их восемьдесят тысяч работников, и все они были мастеровыми по Камню, и все именовались Каменщиками, а он избрал из их числа три тысячи, дабы стать им Мастерами и Управителями Работ.
А Хирам, Царь Тирский, послал Соломону своих слуг во имя любви своей к отцу его, Царю Давиду. И послал он Соломону дерево и рабочих, дабы помогали они ему в строительстве Храма. В числе тех, кого он туда послал, был один работник по имени Хирам Абиф, сын вдовы из Колена Неффалимова. Он был Мастером Геометрии и управителем над всеми Каменщиками, Резчиками, Граверами и прочими работниками, и литейщиками меди и всех прочих металлов, занятых на строительстве Храма.
Царь Соломон повторил и утвердил им все заповеди и обычаи, дарованные Каменщикам отцом его Давидом, и так была подтверждена достойная работа Цеха Каменщиков в Иерусалиме и во многих других Царствах. И закончил он возведение Храма в год от Сотворения Мира трехтысячный.
Пытливые же Работники отправились оттуда в путь в многие разные страны, одни – чтобы дальше учиться мастерству и умениям, другие – чтобы обучать тех, кому не хватало умения.
А после разрушения Первого Храма, который совсем был уничтожен огнем, начал при Царе Кире строиться Второй Храм, и был он построен спустя семьдесят лет по разрушении Первого Храма, и возведение его заняло сорок шесть лет, и закончили его при Царе Дарии.
В году же три тысячи семьсот двадцать втором, в правление Птолемея и Клеопатры, Человек по имени Ония построил Иудейский Храм в месте, именуемом Бубастис, которое он потом назвал собственным своим именем.
И возведена была башня в Стратоне (иначе Цезарии) при Ироде в Палестине, и много других строений возвел этот царь из мрамора, как, например, Храм Цезаря Агриппы возвел он в память ему в стране Зинодорской близ места, именуемого Панион.
Также расчистил он развалины Второго Храма, который был завершен в царствие Дария, и отрядил тысячу колесниц, чтобы растащили камни в стороны, а затем собрал десять тысяч умелых и опытных работников, чтобы отесали и подогнали камни, и одну тысячу из них он выбрал и облачил, и сделал их Мастерами и Управителями работ, и возвел он в год от Сотворения Мира 3947-й новый Храм на фундаменте, который заложен был Соломоном, и тот Храм был не хуже Первого, и был он завершен за девять лет до Рождества Спасителя нашего.
А по Рождеству Спасителя нашего, при короле Британии Ауруриаге, пришел в Британию император Клавдий со своим войском, и убоялся король, что низложат его, и заключил с императором союз и содружество, и дал ему свою дочь в жены, и стал править королевством властью и от имени Рима, и тогда император ушел.
В год 42-й по Рождеству Спасителя нашего пришли в Англию Каменщики, и в году 43-м возвели божеский монастырь близ Гластонбери, со многими замками и башнями.
Вот таково сие великое искусство Геометрии: владели им многие Императоры, Короли, Папы, Кардиналы и Князья без числа, и все они оставили во всех своих землях и владениях по себе на вечную память здания, ими возведенные во славу сего Искусства.
Никто также не станет отрицать, по здравом размышлении, как мне кажется, славный пример Колонны Траяна, ведь она собой являет один из немногих оставшихся чудеснейших образцов былого римского величия, и она обессмертила имя императора Траяна более, нежели перья всех историков мира. Она была возведена в его честь Сенатом и Народом Рима в память обо всех великих свершениях его на благо страны, дабы память о нем осталась на все последующие века и столь долго жила, сколь много времени отмерено самой Империи.
В год Христов трехсотый, во времена Святого Альбана, король Англии, который был язычник, основал город, и огородил его стенами, и назвал его Веруламом. Святой же Альбан был достойный рыцарь и стюард при королевском дворе. Он был наделен властью править в том городе и в стенах его, и горячо возлюбил он Каменщиков, и много оказал им милостей, и установил им добрую плату, как в городе, так и во всей державе, и он давал им по два шиллинга в неделю и по три пенса сверху, им на радость, а между тем до него по всей земле получал Каменщик лишь пенни в неделю, да кусок мяса, но лишь Святой Альбан все сие исправил и испросил для них у короля Хартию, дабы они проводили каждый год общий Совет, именуемый Ассамблеей. Сам же он каждый год бывал на том совете, и помогал им делать избранных Каменщиками, и дал им заповеди, как вы прочтете ниже.
И после мученической кончины Святого Альбана, по справедливости именуемого Протомучеником Английским, некий король вторгся в английские земли и изничтожил большую часть жителей огнем и мечом. И наука Каменщическая пребывала в сильном упадке вплоть до восшествия на престол в Кенте короля Этельберта в Год Господень 596-й. Григорий Первый, иначе именуемый Великим, послал на остров Британия монаха и других ученых людей, дабы проповедовать там Христианскую Веру, дотоле этим народом не вполне обретенную, и сей вышеупомянутый Этельберт построил церковь в Кентербери и посвятил ее Святому Петру и Святому Павлу, а также считается, что он восстановил церковь Святого Павла в Лондоне, а также построил он церковь Святого Андрея в Рочестере.
А Сиберт, король Восточных Саксов, по совету Этельберта, короля Кентского, принял в году 630-м Христианскую Веру и построил монастырь в Вестминстере во славу Божью и в честь Святого Петра. В году 695-м Сигеберт, король Восточных Англов, начал строительство Университета в Кембридже.
Потом начал править король Ательстан, и был он человеком, возлюбленным всеми людьми, усердствовал он на благо церквей, что касается их строительства и украшения и благоустройства монастырей. Он построил один в Уилтоне, в Селсберийской епархии, а другой – в Мичелни, что в Сомерсетшире, и кроме того, было еще несколько знаменитых и славных монастырей в его владениях, но им он также добавил славы, достроив, нарастив в высоту и наделив новыми землями. Премного украсил он церковь в Йорке.
Эдвин, брат короля Ательстана, возлюбил Каменщиков гораздо более своего брата, и был он великий применитель Геометрии, и собирал при себе Каменщиков, и держал с ними совет, дабы учиться Ремеслу, а потом, по любви своей к Каменщикам и к их Цеху, изъявил он желание стать Каменщиком и испросил у брата своего Хартию и Дозволение ему самому держать Ассамблею в Йорке, в землях брата его, один раз в год каждый год, дабы Каменщикам самим для себя решать, что делать, и карать преступников за преступления и проступки, соделанные против Цеха, и он сам вел Ассамблею в Йорке, и делал там избранных Каменщиками, и давал им Заповеди, и обучал обычаям, а также он заповедал соблюдать сии правила впредь неизменно.
Он выдал им Хартию и Дозволение, дабы соблюдали их во всем, и составил им Уложения, которые надлежит подтверждать каждому новому Королю. И когда собралась Ассамблея, он возгласил, чтобы все Каменщики, и старые, и молодые, кто имел при себе письменные или в памяти сохраненные заповеди и правила, которые ранее в сей земле были составлены, или в другой земле, все сии заповеди принесли с собой и показали ему. И пришли к нему, и принесли заповеди на языках французском, и греческом, и на английском, и некоторые на других языках, но все они во имя одной цели были написаны и с одним намерением, а посему собрал он их в Книгу, и была она о том, как был основан Цех. И он повелел, чтобы впредь сию Книгу читали вслух или пересказывали при посвящении нового Каменщика, когда надлежит сообщить ему заповеди.
И с того дня и по сей день обычаи Каменщиков хранились в таком виде, а также правила, как им жить в Цехе. Потом на разных Ассамблеях некоторые изменения бывали в них внесены, по выбору Мастеров и Работников.
Всякий человек, который есть истинный Каменщик, да помнит и чтит сии заповеди. И если кто окажется виновен в нарушении сих заповедей, надлежит ему исправиться и молить Бога о снисхождении. В особенности же это относится к вам: запомните сии заповеди и не нарушайте.
Первая заповедь такая: будьте все верны Богу и Святой Церкви.
Вторая: не впадайте ни в какую ересь по доброй воле, и не допускайте обновленчества, но будьте мудры и осмотрительны во всем.
Третья: храните верность властям и не вступайте в преступные и изменнические заговоры, но ежели прознаете про какой заговор против Правительства, вы обязаны раскрыть его, ежели иными способами не можете предотвратить.
Четвертая: будьте верны друг другу, а иначе говоря – каждому Каменщику Цеха Каменщиков, и делайте каждому Каменщику все то, что желали бы, чтобы он делал вам.
Пятая: по справедливости держите совет меж собратьями своими, в ложе ли, в палате ли, и все сии советы да проходят по-братски.
Шестая: никакой Каменщик да не будет вором и да не сокроет беззаконного поступка, ежели про такой прознает.
Седьмая: всякий Принятый Каменщик да будет верен Господину своему, или Мастеру, которому он служит, и да будет работать на него усердно для его блага и ему в прибыль.
Восьмая: всякого Каменщика вам надлежит именовать Сотоварищем или Братом, и не дозволяется говорить меж собой грубо и сварливо.
Девятая: никому не дозволяется искать беззаконной связи с женой своего сотоварища, или бросать нескромные взгляды на его дочь, ни желать ее обесчестить, и сие же относится к служанкам и любым другим женщинам, к нему относящимся, дабы себя не опорочить.
Десятая: надлежит верно и честно платить за еду и питье, где бы ни столовались, дабы не опорочить Цех пред посторонними.
Сии заповеди предназначены для всех Каменщиков и каждого, дабы их соблюдать и Мастерам, и Работникам.
Далее перечислю заповеди, относящиеся отдельно к Мастерам и Работникам.
Первая: никакой Мастер или Работник да не берет себе никакую божескую работу и никакую работу другого работника, ежели не уверен в том, что сумеет ее закончить, дабы Цех не был опорочен, и не потерял работу, и дабы божеская работа была исполнена с честью и в истинной вере.
Конец ознакомительного фрагмента.