Вы здесь

История масонства в документах. Уложения Торгау (1462). О Досточтимых Мастерах Каменщиков Цеха, Стражах и Членах Цеха (Е. Л. Кузьмишин)

Уложения Торгау (1462)

О Досточтимых Мастерах Каменщиков Цеха, Стражах и Членах Цеха

Все статьи и Статуты, как они записаны в Книге; как себя вести всякому и каждому на всяком посту и при всякой должности, и здесь – в Цвикау, и повсюду, в любой земле; и как в Книге, так написано и здесь, в каждой статье в отдельности.

Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа.


Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа, во Имя благословенной Девы Марии, и в честь Четверых Венценосных Мучеников, мы, мастера работ каменщиков, сим заявляем

Всем князьям и вельможам, городам и горожанам, а также крестьянам, в любом звании пребывающим, к Церкви ли принадлежащим или к миру,

Что несколько мастеров работ собрались здесь в Оберланде, и пребывали два дня в Регенсбурге и Страсбурге, и наблюдали здесь столь великие зло и нестроения в работах, и столь непростительные проступки, допущенные во всех землях Мастерами, Стражами и Работниками, что постановили предусмотрительно отправить в сии земли Книгу Уложений и правил, а также понудить – властью святой клятвы, коию все мы принесли на верность Каменщичеству, – всех в сих землях принять и подтвердить верность сим Уложениям и всем правилам, в сей книге ясно изложенным. Так мы и поступили, мастера работ в городах Магдебурге и Хальберштадте, Хильдесхайме и Мулльбурге, Мерсебурге и Майссене, Фойтланде, Дюрингене и Харцланде, и большинство из нас присутствовали, собравшись вместе, или же наши Стражи, действовавшие от нашего имени и по нашему поручению, в Торгау в течение двух дней Св. Варфоломея и Св. Михаила; и как это обычно указывается, в год от рождения любезного Господа нашего Христа тысяча четыреста шестьдесят второй, мы приняли и подтвердили правила, изложенные в Книге, и все ее содержание, и были в этом единогласны, и пред Святыми поклялись все это соблюдать.

Эти статьи впредь надлежит соблюдать во всех землях вдаль и вширь, к Церкви относящихся или к миру, и мы налагаем на всех судей и старших надзирателей над Мастерами обязанность судить по ним и высоко их почитать, согласно обычаям и потребностям своих земель, и надзирать за всеми заботам в связи с Каменщиками или их зданиями, поскольку этими их делами да не занимаются правительства земель или городов; а также назначать наказания за преступления во всем, что относится к каменщичеству; и это будет делаться с согласия владетельных господ, которым принадлежит наследственное право на земли, и во имя справедливости. Посему выписали мы различные статьи из Книги ради всеобщего блага, а Книга да будет храниться с особым почтением в том месте, куда мы ее отнесем и где оставим, сменяя место каждый год; и в том месте станем мы каждый год слушать дела о преступлениях, совершенных против Мастеров-строителей или иных членов Цеха, дабы наложить должные наказания или вынести оправдательный приговор, а также ежели будут у владетельных господ сих земель, духовных или мирских, причины жаловаться на строителей, и они подадут свои жалобы, письменно или устно, тем мастеровым, кто будет избран Старшими Мастерами, они также будут выслушаны, по обычаям строителей. И Старшие Мастера, которые будут избраны и принесут присягу, и станут собираться каждый год в один избранный день в избранном для этого месте, будут проводить слушания, по обычаю и во благо строительного дела, и если владетельные господа понесут какой убыток, этот убыток да будет им возмещен, по суждению Мастеров; и если такой Мастер не явится, чтобы отвечать за себя, да будет он впредь под запретом и да не имеет больше власти над своими мастеровыми, и никто да не станет впредь его полагать законным и честным Мастером и честным Человеком.

Мы, вышеупомянутые Мастера, Стражи и Работники, взяли и выписали из Книги, для краткости, разные Уложения, обязательные для соблюдения всеми Мастерами работ, пребывающими при власти над своими Мастеровыми; а сама Книга да будет неприкосновенна и да зачитывают из нее лишь на наших ежегодных Ассамблеях.

Однако если постановят владетельные господа, чтобы сие было не так, да не будет сие так; и если постановят владетельные господа не делать чего-либо, то да не будет сие сделано по сим Статьям, ибо в том не будет нужды, и все Мастера, невзирая на свою присягу, да не будут обязаны в таком случае соблюдать все эти статьи, и всю сию Книгу Цеха в своих землях; также нет особой нужды указывать здесь, что надлежит делать для верного служения Господу, а также для проведения работ, поскольку всякому Мастеру это отлично известно, если он слышал это раньше.

Все эти Статьи были записаны по древнему письму о правилах Лож, учрежденных в старину Святыми Достойными Венценосными Мучениками, звавшимися Клавдий, Христорий и Сигнификамус, во Славу и Честь Святой Троицы и Марии, Царицы Небесной.

Посему составили мы разные правила и статуты с Божьей помощью.


1. Всякий Мастер да заказывает во все положенные Посты четыре Обедни. И в день Св. Петра, когда вознесся он в Антиохи, также да заказывают четыре Обедни.

Первая Обедня да будет в честь Святой Троицы, вторая – в честь нашей любезной Госпожи, третья – в честь Венценосных Мучеников, и четвертая – в честь всех собратьев, умерших во трудах в гильдии, и всех собратьев, в нашем Цеху трудящихся и его поддерживающих.


2. И все прочие Мастера должны заказывать по четыре обедни в каждый пост нашей Госпожи, по одной в честь упомянутых выше Душ, а деньги на уплату за обедни да берет он из кассового ящика Ложи, а остаток пусть оставляет в кассе. И на богослужение в каждый пост, великий или малый, каждый Мастер работ да дает по одному старому грошу, а каждый мастеровой да дает на богослужение каждую неделю по одному пфеннигу.


3. Также никакой Мастер да не берет себе работу, если он не доказал, что является таковым, дабы все работники были под защитой.


4. И если появится Мастер, который ранее не работал как Мастер, тогда пусть двое проверенных Мастеров побеседуют с ним, дабы законно ему встать во главе работ, и так его да примут.


5. Где будет решено возвести новые большие здания, там пусть изберут владетельные господа тех земель себе Мастера по своей воле, и пусть возьмут себе двоих или четверых Мастеров Работ, и спросят у них, приносили ли они клятву в своей гильдии, чтобы тем Мастерам быть готовыми взять на себя эту работу.


6. Ибо если господа или города назначат того, кто принес клятву должным образом, на такие работы по возведению больших зданий, а он не наберет работников, и посему будет им нанесен урон, то тогда ни Мастер, ни работники не подлежат суду и наказанию.


7. Никакой Мастер да не берет работу, если не сможет ее закончить, и если так случится, что это ему не удастся, пусть тогда владетельные господа его покарают, равно как и мы, работники. Да будут ему назначен штраф в двадцать один фунт воска, а владетельному господину да возместит он ущерб.


8. И пусть каждый соблюдает сроки, по древним обычаям своей страны, и если так он будет делать, будет свободен, а также если не будет этого делать, по чужому распоряжению, согласно обычаям этой земли и Цеха.


9. Никакой Мастер да не снижает и не отнимает плату.


10. Всякий Мастер да будет праведен во всем. Да не побуждает он ни Стража, ни всякого мастерового ко злу, и ни к какому делу, от которого может произойти урон.


11. Всякий Мастер да оберегает свою Ложу от всякой напасти, дабы Ложа его оставалась чиста и была Пристанищем Справедливости.


12. Никакой Мастер да не лжесвидетельствует в своей Ложе и да не порочит никого в ней никакими средствами.


13. Никакой Мастер да не допустит в свою ложу девку, но если кому-либо понадобилось сойтись с ней, да отойдет такой работник от места, где ведутся работы, на такое расстояние, куда долетит брошенный молоток.


14. Если про то прознают другие Мастера, они да оштрафуют его, за каждое нарушение взяв по пять фунтов воска.


15. Но никакой работник не может штрафовать никакого Мастера, однако он может покинуть такого Мастера и предупредить о его ложе других работников, дабы никто с ним не вступал в общение вплоть до того, как он полностью уплатит штраф.


16. Если кто-либо из Мастеров что-либо где-либо украдет, или в месте проведения работ что-либо возьмет, из чего проистечет кому-либо ущерб, или если окажется он убийцей или станет вне закона, да будет он всенепременно изгнан из гильдии Цеха, дабы ей от него не пострадать.


17. Если какой Мастер призовет другого Мастера к суду, или потерпит, чтобы при нем это было сделано другим, или сделает ему дурное, или дурное о нем скажет, такой Мастер лишается всякой чести и звания, и нет ему места среди работников и среди Мастеров.


18. Мастер да назначит себе Стража, и да станут Мастер и Страж везде присутствовать вместе; однако Стража он должен назначить, только если способен его содержать не в ущерб себе и всем работникам. Тогда он да назначит его Стражем и да примет у него пред Святыми на Наугольнике и Линейке клятву следить, чтобы возводимому зданию или Мастеру не был причинен ущерб.


19. Никакой Мастер или Страж да не будут поставлены над работниками беззаконно.


20. Когда Мастер назначит себе Стража, все работники да принесут клятву слушаться его так же, как самого Мастера, а Страж да принесет клятву Мастеру и работникам.


21. Мастер да не примет от Стража или работника никакой платы за услуги и никакого приношения, ибо если не способен он честно заработать себе на хлеб, то будет отстранен от мастерского поста в Субботу.


22. Никакой Мастер, по доброй воле, да не примет Ученика, прежде чем тот избудет свой срок и тем обретет на это право; на то нет власти Мастера до истечения недели.


23. Мастер да назначает каждую неделю Казначея, кому и производить все выплаты, а по истечении недели отчитываться перед новым Казначеем и держать пред Мастером ответ за то, что в ящике.


24. Мастер имеет право, если на то есть его воля, отдыхать в Ложе ночью.


25. Если Мастер или работник выйдет из Цеха или из ремесла и потребует себе метку Мастера Работ, то ему да удовлетворят его просьбу, а он отдаст на службы Господу столько, сколько назначат ему Мастер и работники. Но он не имеет права просить Мастера и работников о метке дважды.


26. Мастер да не удерживает свою метку от Ученика дольше, чем на четырнадцать дней, иначе это значит, что он теряет с ним свое время, и он должен по истечении этого срока привести Ученика к присяге и устроить застолье.


27. Мастер да не станет удерживать Ученика от празднества, когда вручит ему метку, а также тех нескольких работников, кого тот позовет; а Мастер да даст каждому пшеничного хлеба на 15 грошей, мяса на 15 грошей и 2 кубка вина; Ученику же не разрешается звать больше десятерых работников на застолье, а если все же позовет больше десятерых, то пусть сам купит еще провизии, дабы Мастеру не быть от него в ущербе.


28. Мастер да стучит молотком трижды, а Страж – дважды, и по одному разу – утром, в полдень и вечером, по древнему обычаю этой земли.


29. Мастер волен назначить кого-либо из Учеников за его ученость Стражем, если тот способен исполнять эту должность, дабы все строительство не терпело ущерба.


30. Во время ученичества Мастер волен дать Ученику свою метку с собой в странствие, если у самого Мастера для Ученика работы нет и тот вынужден странствовать.


31. Мастер да не дозволяет Ученикам получать метку, если не избыли они своего срока.


32. По букве закона, никакой Мастер да не хулит другого Мастера, дабы сманить от него Ученика.


33. Никакой Мастер да не принимает к себе никого, кто очернил и опорочил себя словом или делом; такой человек хуже собаки; взяв к себе такого, всякий Мастер сам будет лишен чести вместе со всеми своими работниками.


34. Никакой Мастер или Страж да не слывут людьми добропорядочными, если взяли в долг, и не отдают, и не намерены отдать. Если про то узнают, то да предупредят его и да прикажут отдать положенное в должное время, а если такой должник не повинуется, и не отдаст все до полного удовлетворения того, кому он должен, то да будет такой должник лишен всякого заработка до тех пор, пока его кредитор не будет удовлетворен.


35. Также никакой Мастер да не клевещет на другого и не обманывает другого, и не борется с другим Мастером за заказ, но берет работу другого, только если тот ее оставил сам, или с ней не справился, или его о том просил, или ему разрешил ее взять после него или вместо него; тогда пусть берет такую работу без страха. Но если это не соблюдено, другие Мастера да изгонят его из Цеха.


36. Если кто-либо из Мастеров оскорбит или обесчестит другого Мастера словом или делом и не примирится с ним, да будет изгнан из Цеха.


37. Если кто-либо из Мастеров поносит работу другого, а сам не сможет выполнить такую же, да пребудет под запретом.


38. Никакой Мастер да не наймет на работу мастерового, который клеветал на другого или творил другому какое-либо иное зло, или сходился с публичными женщинами, или в съезжих домах и на постоялых дворах, где приходилось бывать по рабочим делам, нескромно беседовал со служанками или хозяйками, или бывал с ними несдержан, или если кто не ходит к исповеди или поступает неправедно в чем-либо другом; такой мастеровой да пребудет под запретом и ославлен как злодей.


39. Мастер имеет власть держать в своей ложе всеобщий Суд над своими работниками, и да судит он праведно, как обязан он делать по своей клятве, и не руководствоваться собственными своими ни ненавистью, ни дружбой, ни враждой.


40. Никакой Мастер да не судит в одиночку дела, касающиеся чести и достоинства; но для вынесения суждения по таким делам да соберутся вместе трое Мастеров.


41. Всякий Мастер да требует от своих работников ответа каждую четверть, властью принесенной ими всеми клятвы, нет ли меж работниками какой вражды или зависти, коие могут принести общей работе ущерб; и такие дела да рассудит он по справедливости, а если кто из работников не согласится исполнять его приговор, такого работника да рассчитают и исключат, с тем, чтобы не было меж ними несогласий; и даже если противно это воле владетельных господ и Мастера-Строителя, Мастер ложи обязан поступить так, и на это имеет он власть, дабы избегать вреда и тем сохранить верность своей клятве.


42. Каждую четверть да устраивает он слушания и выслушивает всех владетельных господ и всех работников, дабы знать, не было ли за прошедшее время совершено какого проступка, не потрачено ли было время впустую, не было ли смут или разгула, игры на деньги или иного непотребства, от коиего может вред проистечь для Мастера или Стражей, и дабы о чем-либо подобном прознав, мог Мастер наказать провинившихся на этом собрании; однако если владетельные господа порешат простить работников и не скажут про их дела Мастеру, тогда Мастер да не наказывает их; но если про те дела прознает заказчик всей стройки, а Мастер не наказал провинившихся, то тогда, значит, Мастер считается преступившим свою клятву.


43. Лишь собрание Мастеров может судить те дела, которые касаются добропорядочности работника, или которые могут лишить всех работы, или которые касаются подлога в бумагах о положении дел, который может принести убыток работе всего года, или которые касаются больших зданий; и такие дела да судят в том месте, где хранится Книга Уложений и где собираются все Мастера на Ассамблею один раз в год, как указано выше; тогда да изберут Мастера из своего числа верховного Судью, а Стражи и работники да выберут из своего числа Экзекуторов при Судье, и да вершат они суд на основе показаний, взятых властью клятвы, по древнему обычаю; и если не будет меж ними в чем-либо согласия, да изберут себе третейских судей и да советуются с ними, дабы правосудие свершилось для всех.


44. Все Мастера и работники да карают друг друга лишь меж собой, по справедливости и во имя общего блага, дабы владетельные господа не вмешивались в их дела, если совершен проступок.


45. Если окажется меж Мастеров или работников некто, все равно Мастер или работник, кто откажется повиноваться и восстанет против сих уложений, просим всех владетельных господ не становиться на его сторону и не защищать его дело, и не вступаться за него; а если он, тем не менее, против всех уложений и обычаев, получит против нас защиту, то мы хорошо знаем, что станем делать, согласно этим и иным нашим уложениям.


46. Если найдется такой Мастер или работник, кто станет искать защиты на стороне, против обычая, надлежит вам оповестить об этом все города и всех владетельных господ, и изложить им дело, и просить их помощи в отстаивании нашего права; ибо тому, кто помог нам отстоять свое право, и мы будем повиноваться, если потребуются наши услуги.


47. Стражи да хранят и поддерживают все старинные и традиционные права лож, по древним обычаям, по Книге Уложений и по своей клятве.


48. Всякий Страж да усердствует в своей Ложе и исполняет все, в чем поклялся, и хранит все, что ему доверено в месте проведения работ, и всё сие да хранит он и поддерживает для блага всего строительства.


49. Страж да выказывает доброту всем работникам и дает им все, о чем они попросят, без гнева и по доброй воле. С каждым работником или учеником да поступает он лишь по своему праву; также да проверяет он верность уровня и отвеса, а также всего прочего, потребного для работы, дабы не было ни в чем ошибки, если сам Мастер не проверил или если он передоверил проверку Стражу; и если когда-либо Мастер прознает, что Страж пренебрег этим своим долгом, да наложит он на такого Стража штраф в 12 крон, которые сам с него получит.


50. Страж да выбирает по своей воле и помечает камни для подмастерьев и учеников, чтобы им работать над ними, а затем да осматривает их и проверяет, верно и правильно ли они обработаны; и если когда-либо Мастер прознает, что Страж пренебрег этим своим долгом, а работа меж тем выполнена неверно, да наложит он на такого Стража штраф в 8 крон, а на работника – штраф в 6 крон, которые сам с них получит.


51. И если Страж пометит камень так, что пускать его в работу нельзя, тогда работник не получает платы за всю свою работу над этим камнем, если только потом ему не найдут применение.


52. Если Страж наложит на работника штраф за халатность или какой-либо другой проступок, а тот откажется признавать вину и платить, то тогда с него да возьмут вдвое против наложенного штрафа.


53. Страж да не тщится посягать на работу своего Мастера ни словом, ни делом; и да не строит козней у него за спиной и не клевещет; а если он поступит так, да будет провозглашен недобропорядочным и недостойным, и да не принимают его к себе никакой другой Мастер или работник, а в противном случае да будут и они также провозглашены недостойными.


54. Страж да стучит вовремя и не запаздывает со своим стуком ни ради кого.


55. В отсутствие Мастера Страж да пользуется всей властью над всем строительством, и он сам да решает, что делать, а что оставить несделанным, как решал бы сам Мастер.


56. Страж да помечает с нижней стороны камни тех работников и учеников, кто не явился на стук молотка, или кто не явился вовремя к завтраку, и потом да взыскивает с них штраф, а если не взыщет, то должен выплатить его сам.


57. Страж да не вступает в ссоры и свары и да не оскорбляет никого, на работе или за едой; но да будет он всегда учтив и справедлив; и да надзирает он неусыпно за всеми работниками во время работы, какой бы она ни была, дабы ни строительству, ни Мастеру его не проистек какой-либо ущерб, а если все же будет такой ущерб замечен, Мастер да определит Стражу штраф по своему усмотрению и в зависимости от нанесенного ущерба.


58. Страж да следит, чтобы никто не ел в Ложе во время работы, но ел лишь на вечернем отдыхе.


59. Страж также да следит, чтобы на ужин в вечернее время тратили не больше одного пенни, если только не устраивается праздник, или не принимают странствующего брата, а тогда Страж имеет власть прервать работу на час раньше.


60. Страж имеет власть направить странствующего брата к ближайшему месту, где есть работа, а также выплачивать ему вечером заработную плату, даже если он не Мастер.


61. Также он имеет право отпускать с работы любого работника или ученика на разумное время.


62. Всякий Страж да является первым в Ложу на открытие работ поутру, а также после обеда, и да уходит последним, будь работы прерваны днем или вечером, дабы служить примером всем работникам, чтобы и они приходили на работу раньше. А если он так не станет делать и про то прослышит Мастер, то весь ущерб, от того проистекший, да вычтет он из заработной платы Стража.


63. Страж да хранит и отстаивает повсеместно все права и преимущества своей Ложи, а также все места, где имеет она работу.


64. Страж да не налагает на работников чрезмерных штрафов, но лишь согласно древнему обычаю и традиции, а если не делать так, то да будет ославлен как недостойный.


65. Страж да хранит и оберегает все орудия и все прочее, относящееся к работе Ложи, как хранил бы сам Мастер.


Уложения для работников, как им себя вести:

66. Если кто из работников предложил себя другому Мастеру до того, как получил полный расчет у своего Мастера, которому служил, то с него берут штраф в один фунт воска и увольняют.


67. Если кто из работников клевещет или злословит про Мастера среди других работников, с него берут штраф в половину недельного заработка.


68. Если кто возьмет рабочие орудия другого работника без разрешения, то отдаст 2 кроны штрафа.


69. Если кто-либо из работников использует свое лекало не по назначению, или откладывает его в сторону без разрешения, не проверив свою работу, прежде чем Мастер или Страж ее проверили; или оставил свой наугольник висеть на камне, или бросил уровень в сторону, а не повесил на стену, для чего в нем проделана дырочка; или уронил свой камень со скамьи, или заметил, что кирка сорвалась с рукоятки, но не насадил ее заново; или оставил свою линейку не в отведенном для нее месте, или не закрыл окно у своей лавки по окончании работ, – кто бы это ни сделал, да будет оштрафован на кроны за каждый из совершенных проступков.


70. Если кто из работников всерьез и намеренно порочит другого, или обзывает его лжецом, или сквернословит на рабочем месте, то с него взыщут штраф в 12 крон.


71. Если кто из работников осмеивает другого, или издевается над ним, или зовет его каким-либо прозвищем, то с него взыщут штраф в 15 крон.


72. Если кто из работников откажется поворачивать камень, который обрабатывал, для осмотра, переворачивать, или носить его для этих целей с места на место, или поставит на свой камень метку, что он готов, а он еще не был осмотрен и проверен, и камень унесут в хранилище непроверенным, или если работник не завершит свою работу должным образом, то да взыщут с него штрафа полфунта воска.


73. Если кто из работников пьет или ест без меры, и про то прознают, то взыщут с него штрафу целое недельное жалование и еще фунт воска.


74. Если кто из работников станет состязаться в силе в месте труда или месте отдыха, или сойдется с продажной женщиной, или станет с ней тешиться, если рядом есть божеские женщины, да будет он уволен, и заработок его за всю ту неделю, когда совершен проступок, да отойдет в казну ложи


75. Если кто из работников растратит деньги Ложи, или совершит подлог, или что-либо украдет, или кого-либо убьет, или совершит иное преступление, или опорочит себя общением с недостойными женщинами, или не ходит к исповеди и не поступает по-божески, да будет такой изгнан из Цеха навсегда и пребывает под запретом вечно.


76. Если кто порочит другого и клевещет на него без предоставления оснований, с него да будет взыскано столько, сколько пожелают Мастера и работники.


77. Если кто обвинит другого и не примирится с ним, того сурово да накажут, дабы в другой раз он был осмотрительнее в своих словах; но если он докажет обвинение, тогда надлежит судить обвиненного, но да не судят никого по одной лишь злобе, без оснований.


78. Никакой работник да не выказывает свою власть над учениками, но если ученик обидит его, да сообщит такой работник свое дело Мастеру, и пусть тот его и накажет.


79. Никакой Страж, ни работник, ни ученик да не будет сам себе судьей, ибо если они так поступают, между тем как это право принадлежит одному лишь Мастеру, то они заслуживают штрафа; ибо только Мастеру надлежит вершить суд, а более никому.


80. Работники да не штрафуют друг друга без ведома Мастера и Стражей.


81. Работникам не дозволяется тесать камень вместе с тем, кто пребывает под запретом, если только он не исправился и не был освобожден из-под запрета в тот день года, когда Мастера собираются вместе.


82. Не дозволяется работникам приводить в Ложу или на место проведения работ женщин недостойного поведения, а равно как не дозволяется приводить их в то место, где собрались Мастера, и поступивший так да уплатит штраф в 4 фунта воска.


83. Если кто из работников сам устроит себе выходной на неделе, когда надлежит быть ему на работе, такой день да не считается выходным, и обучаться он не будет.


84. Если кто из работников отсутствует на работе во время после завтрака, когда должен работать, да не получит заработка за все время до полудня, а если не явится на работу весь день и явится лишь к ужину, то не получит заработка за весь день.


85. Если кто из работников не явится сопровождать своего Мастера в церковь по воскресеньям, дабы тем оказать ему честь, или к обедне по великим постам, но без уважительной причине станет заниматься своими делами, то да уплатит он 3 кроны на богослужебные расходы.


86. Если кто из работников не явится к своему Мастеру по удару его молотка в понедельник вечером, или не останется при Мастере в течение всего вечернего отдыха, и не станет выполнять то, что Мастер ему поручит на день и вечер, такой работник да заплатит за ужином за всех, а если будет противиться, то не получит заработка за весь понедельник за неповиновение; но если он, войдя, извинится, тогда да не платит ничего и да будет свободен.


87. Мастер имеет власть, если полагает это правильным, отстранить от работ любого работника, не рассчитывая тем вызвать гнев.


88. Любой работник может испросить полный расчет в любой вечер, когда выдают плату, ибо никто не привязан ни к кому.


89. Если работник остается при Мастере в услужении на зиму, да пребудет он там до Дня Св. Иоанна, когда вешают корону; если же работник имеет что-то против Мастера и это может принести ущерб работе, тогда должен он его покинуть, по справедливости. А если работник знает что-либо порочащее про своего Мастера и молчит, и так ведет себя всю зиму и все лето, и все отрицает, то такой работник нечестен, и никто впредь с ним да не работает.


90. Никакой работник да не дает Мастеру или Стражам ничего, чтобы получить работу; с таким работником никто да не работает, пока не будет назначен ему штраф и пока он его не выплатит.


91. И никакой работник да не делает работу вместо другого за плату, но только в обмен на другую работу или даром, ради чести сотоварища.


92. Никакой работник да не перечит Мастеру или Стражу.


93. Работникам запрещается носить с собой холодное оружие, во время работы или отдыха, кроме одного ножа длиной не более одного эля, а если будет длиннее, то такой нож у него отобрать и взыскать с него штраф в 7 крон.


94. Если работник не избыл своего срока, или купил себе метку, а не заработал ее честным трудом, или нанял себе подручника, или незаконно стал учить работе по камню, то с таким работником запрещается кому-либо работать вместе.


95. Никакой работник да не говорит плохо о своем Мастере втайне, но лишь если желает, чтобы это стало известно всем, кто работает на этого Мастера.


96. Работникам не дозволяется обманывать Мастера-Строителя, мошенничать, но надлежит лишь с охотою исполнять все, что повелел Мастер-Строитель, если их Мастера или Стражей нет в месте проведения работ; но если они там присутствуют, то Мастер-Строитель да скажет сперва им, что надлежит делать работникам.


97. Работникам не дозволяется жаловаться друг на друга Мастеру-Строителю, но лишь своему Мастеру работ.


98. Мастеру-Строителю не дозволяется решать и судить споры меж работниками, но лишь если он это делает от имени их Мастера работ.


99. Работникам не дозволяется наниматься к тем, кто нанял Мастера-Строителя, в обход своего Мастера.


100. Если какой работник получает распоряжения напрямую от Мастера-Строителя, с таким работником не дозволяется никому работать вместе.


101. Если Мастер-Строитель совершил проступок против Стража ли, работника ли, они да станут защищать свое дело пред своим Мастером, дабы уладить ссору.


102. Стражам и работникам запрещается брать у кого-либо плату без ведома Мастера, и если Мастер-Строитель имеет намерение наказать работника, все равно только Мастер ложи решает, как ему обойтись со своими работниками.


103. Работникам не разрешается ходить по двое и более в чулан, дабы рабочее место не пустовало, поэтому или один работник сменяет другого в ложе, или да уплатит штраф в 2 кроны.


104. Работникам запрещается что-либо делать, брать какие-либо камни или выходить из ложи без разрешения Мастера, и если это нарушено, Мастер сам да определит размер штрафа.


105. Если работник уходит в странствие и переходит в другую ложу, то он должен оставить Мастера в прошлой своей ложе мирно, чтобы он не был разгневан, но оставался ему другом.


106. Если странствующий брат прибыл до стука об окончании работ, он да получит заработок за день. А когда получит, пусть подойдет к каждому из работников в новой ложе и каждого поблагодарит.


107. Так надлежит приветствовать всем работникам друг друга: впервые входя в Ложу, надлежит сказать: «Бог вас да приветствует, Бог вас да водит, Бог вас да вознаградит, почтенный Старший Мастер, Страж и всех вас, верные сотоварищи». А Мастер и Стражи пусть поблагодарят его, чтобы он увидел, кто в Ложе главный. Затем пусть вошедший снова обратится к ним и скажет: «Мастер (пусть назовет имя) просил вам передать сердечный привет». Потом пусть подойдет к каждому работнику и дружески приветствует его так же, как и старших в ложе. А потом Мастер, Стражи и работники да примут его и проверят, как положено по обычаю и как описано выше, но только если станет известно, что он человек неверный, его да оштрафуют на фунт воска и 24 кроны.


108. Странствующий брат после этого и после того, как снова поблагодарит всех присутствующих, если желает получить работу, должен спросить об этом Мастера, и Мастер даст ему работу со следующего дня и до следующего дня оплаты, и он не должен отвергать странствующего брата и отказывать ему в работе, которой тот зарабатывает себе на жизнь; и Мастер обязан помочь ему работой в любом случае, а если у него самого работа есть только для него самого, то обязан помочь странствующему работнику найти работу в другом месте.


109. Странствующий сотоварищ должен сперва попросить лом, потом камень, а потом другие орудия труда, и их ему должны выдать даром, по доброй воле.


110. Все работники имеют право просить друг друга о помощи, и тот, кого просят, не должен оставаться к просьбам глух; все должны помогать друг другу и говорить: «Помоги мне, а Господь тебе поможет». А если кому помогли, он пусть снимет шапку и скажет: «Боже, благослови Мастера, и Стража, и всех достойных сотоварищей».


111. И если кто из работников заболеет и не будет иметь, на что жить, потому что лежит больной и не может работать, да будет ему оказана помощь из кассы Ложи, а когда выздоровеет, пусть вернет.


112. Если работник отправляется в странствие по делам и по нуждам Цеха, то его расходы да будут возмещены ему из кассы Ложи.