Вы здесь

История масонства в документах. Манускрипт Кука (1430) (Е. Л. Кузьмишин)

Манускрипт Кука (1430)

Благодарение Богу, преславному Отцу нашему, Творцу и Создателю неба и земли, и всего сущего в них, за то, что ниспослал Он от сияющего престола Своего сие благоволение, дабы сотворить столь много вещей всяческим обладающих благом, человеком на пользу употребляемым. Ибо Сотворил он все сущее во служение человеку и в подчинение ему. Все вещи съедобные и благотворные по сути своей назначил он людям во пропитание. И того более – даровал он человеку ум и разум, и умение преуспевать в различных ремеслах и делах, дабы ему ими в мире заниматься и из них получать себе средства к существованию и изготавливать разные предметы, на свой вид приглядные пред Богом, и тем себе добывать пропитание и жизнь свою всячески облегчать. Описывать здесь все эти превосходные и искусные изделия, на письме или изустно, было бы чересчур долго, и посему не стану это делать и уклонюсь, однако же поведаю вам о некоторых из них, к примеру, имею намерение сообщить вам, как и почему была придумана наука Геометрия, и кто был славный изобретатель как ее, так и других нескольких ремесел, как о том пишут в Библии, а также в других историях.

Как я пообещал, поведаю вам ныне, как и почему возникла сия достойная наука Геометрия. Надлежит вам понимать, что есть в мире семь вольных наук, от которых произошли в мире семь других наук и ремесел, но особливо отмечать следует Геометрию, которая всем прочим наукам есть исток и матерь, какие ни возьми. Семь же наук суть:

Первая, также именуемая основанием всей и всяческой науки, – это Грамматика, которая учит, как правильно писать и говорить.

Вторая – Риторика, которая учит, как говорить изящно.

Третья – Диалектика, которая учит, как различать истинное и ложное, и также ее часто называют искусством Софистики, иначе – Логикой.

Четвертая – Арифметика, которая наставляет нас в науке чисел, умении считать и вести свои расчеты.

Пятая – Геометрия, которая наставляет в измерении, мерах и весах, да и во всех ремеслах.

Шестая – Музыка, и она нас учит искусству пения по нотам, написанным для голоса, а еще игре на органе, на трубе и арфе, и всем прочим делам, имеющим к этому отношение.

Седьмая – Астрономия, которая учит нас движению Солнца и Луны, и других звезд и планет на небесах.

Наше намерение состоит ныне в том, чтобы поведать, в основном, про то, как впервые появилась Геометрия и кто стали ее основателями. Как говорил я ранее, есть семь вольных наук, иначе говоря, семь наук, или искусств, которые в себе самих свободны, однако же все семь живут и здравствуют постольку лишь, поскольку делают это чрез Геометрию. Геометрия же определяется как измерение земли, ибо происходит название Геометрии от слова «гео», что по-гречески значит «земля», и от слова «метрона», что значит «мера». Вот таким образом это составное слово «Геометрия» значит «измерение земли».

Не дивитесь только таким моим словам, когда говорю вам, что все науки едино живы и здравы лишь посредством Геометрии. Ибо нет такого искусства, или же ремесла, доступного рукам человеческим, где бы не вершилась Геометрия, которая там есть главный фактор, иначе говоря, примечательная первопричина. Ибо если трудится человек руками своими, то применяет он то или иное орудие, а меж тем нет такого орудия, из никакого материала мира сего сделанного, какое бы не было, так его рассмотри или сяк, в той или иной степени, землею, которой суждено в землю же вновь возвратиться. Также не сыщешь такого орудия, которое не отличали бы мера и такая или другая пропорция. А пропорция есть мера, в то время как орудие есть земля, а Геометрия есть измерения земли. Вот и видим, что все люди живут чрез Геометрию.

Ведь все люди в сем мире призваны жить трудами рук своих.

И еще много тому доказательств мог бы я вам привести, что Геометрия есть наука, посредством коией всяк разумный человек живет, но и от сего уклонюсь, дабы излишне труд мой не затягивать.

А сейчас я расскажу про все это подробно. Надобно вам знать, что средь всех ремесел, которыми промышляет человек в сем мире, славнее всех каменщичество, и оно больше всех прочих берет от Геометрии, как гласит история, например, в Библии, и в «Магистре Истории», и в «Полихрониконе», хронике весьма достойной и достоверной, и в книге Беды, называемой «De Imagine Mundi», и в книге Исидора «Ethimologiarium», и у Мефодия, епископа и мученика. И многие другие говорили, что каменщичество есть главная часть от Геометрии, вот и думается мне, что можно так сказать, что она первой была придумана, как говорится в Библии, в первой ее книге «Бытие», в четвертой главе. И кроме того, все ученые писатели, доселе упоминавшиеся, с этим согласны. А некоторые еще более ясно и открыто это утверждают, а именно в Библии, в Книге Бытия.

Перед Ноевым Потопом, прямым родством по мужской линии от Адама в поколении седьмом, жил человек именем Ламех, и было у него две жены, и звали их Ада и Цилла. От первой жены, Ады, имел он двоих сыновей, Иавала и Иувала. Старший его сын и был первый человек на свете, кто открыл Геометрию и каменщичество, и стал он строить дома, и назван он в Библии отцом всех живущих в шатрах и в домах. И Каину был он мастером-каменщиком, и управителем всех работ, когда строил тот град Енох – первый град, устроенный Каином, сыном Адама, и им возведенный, чтобы затем передать его сыну своему Еноху, а ныне известен он под названием Ефрем. В том месте и были применены в первый раз наука Геометрия и ремесло каменщическое, и там и сложились как наука и как ремесло. Вот и можно сказать, что здесь и основание, и исток всем ремеслам и наукам. Также тот человек Иавал был наречен отцом пастухов. И в «Магистре Истории», и в «De Imagine Mundi», и у Беды, и в «Полихрониконе», и во многих других книгах говорится, что он первым стал делить землю и отряжать наделы, дабы каждому человеку знать свою землю и трудиться на ней. Так же разделил он и стада овец, дабы каждый знал своих овец, так что можно точно сказать, что изобрел он науку.

А брат его Иувал, или Тувал, первым придумал музыку и песни, как говорит Пифагор в «Полихрониконе», и вторит ему Исидор в своих «Этимологиях», в шестой книге которых пишет он, что Тувал был первым изобретателем музыки и пения, и игры на органе, и на трубе, а звуки эти впервые открыл он, слыша перестук молотков брата своего Тувал-Каина. И правдой будет сказать, как о том написано в Библии, в четвертой главе Книги Бытия, что Ламех от второй своей жены Циллы имел сына и дочь, и сына звали Тувал-Каин, а дочь звали Наама. И по «Полихроникону», некоторые говорили, что она стала женой Ноя, но так это или нет, мы в точности не знаем. Но про то надо знать, что сын его Тувал-Каин был изобретателем кузнечного ремесла и всех других ремесел, имеющих касательство к металлам, таким как железо и медь, серебро и золото, как пишут многие ученые мужи; а сестра его Наама открыла ремесло ткаческое, потому что до нее никто не ткал никакой материи, но только пряли и вязали, и что делали, в том и ходили, как уж могли. А когда эта женщина, Наама, придумала искусство ткачества, так оно с тех пор и осталось ремеслом женским.

И сии трое братьев и сестра ведали о том, что Бог отомстит за грех, огнем ли, водою ли. И крепко думали они, как спасти науки, которые они открыли, и вот стали они совещаться, собравшись вместе, и думали, сколь хватало им всем ума. И сказали они, что есть два вида камня таких свойств, что один не горит ни в каком огне, который называется мрамором, и второй, который называется лацером и не тонет в воде. И вот решили они начертать все науки, какие открыли, на этих камнях, дабы, ежели отмстит людям Бог огнем, камень мраморный не сгорел, а ежели водою, то второй бы не утонул. Стали они просить старшего брата своего Иавала сделать им две колонны из этих двух камней, из мрамора и лацера, и написать на тех колоннах все их науки и ремесла, которые они изобрели и создали, и он так сделал по просьбе их. Вот и можно теперь сказать, что он был мудрейший в науках, потому что он первый начал и исполнил все дела их перед Ноевым Потопом.

К счастью, зная о мщении, которое пошлет Бог, братья не знали, тем не менее, будет ли оно посредством огня или воды. Известно им было по одному пророчеству, что Бог пошлет либо одно, либо другое, а посему записали они свои науки на двух колоннах из камня. И некоторые люди говорят, что там они записали все семь наук на камнях, но я этого в точности не знаю. Но как понимали они в душе своей, что мщение грядет от Господа, так и пришло мщение от Него, и такой начался в мире потоп, что все и всё в нем утонуло, и все люди на земле умерли, только восьмеро выжили. Был там Ной со своей женой, и были три его сына со своими женами, и от тех трех сыновей весь мир вновь и пошел, а звали их Сим, Хам и Иафет. А потоп тот стали именовать Ноевым Потопом, потому что он и сыновья его были из того потопа спасены. И уж много лет после того потопа, как пишут в хрониках, нашли люди те две колонны, и еще пишут в хрониках, что великий ученый Пифагор нашел из них одну, а другую нашел Гермес-философ, и они потом учили людей тем наукам, которые так обрели и на колоннах прочли.

В каждой хронике и в любой истории, и у многих других писателей, и особенно в Библии сказано о строительстве Вавилонской башни, и в Библии, например, написано, в Книге Бытия, в ее пятой главе, и рассказано, как Хам, сын Ноя, родил Нимврода, который вырос и стал могучим человеком на земле, и крепким стал и сильным, как великан. Он был великим царем, и в начале его правления было Царство Вавилонское и в самом Вавилоне, и в Эрехе, и в Аренде, и Калхе, и в земле Сеннаарской. И вот этот Хам начал возводить башню Вавилонскую и наставил работников своих в искусстве каменщическом, и было у него много каменщиков, поболее сорока тысяч, и он любил их и много о них заботился. И пишут в «Полихрониконе» и в «Магистре Истории», и в других историях, и кроме того, в Библии, свидетельством тому – той же книги глава десятая, – что Асир, который был близкий родственник Нимвроду, вышел из земли Сеннаарской и возвел град Ниневию, и Платеас, и много других. Так о том и написано в книге: «De terra illa et de Sennare egressus est Asur, et edificavit Nineven et Plateas civitatum et Cale et Jesu quoque, inter Nineven et hoec est Civitas magna».

Разумно нам теперь будет просто и ясно изложить вам, как и почему открыты были и изобретены Заповеди каменщического ремесла, и кто впервые назвал его каменщичеством. И надлежит вам знать, что написано о том в «Полихрониконе», и у Мефодия, епископа и мученика, что Асир, который был почтенным князем земли Сеннаарской, послал Нимвроду-царю прошение прислать ему каменщиков и работников сего ремесла, дабы помогали они ему в строительстве города, который замыслил он возвести. И послал ему Нимврод три тысячи каменщиков. И когда уж собрались они идти туда, созвал он их всех и собрал пред собой, и сказал им: «Идите к свойственнику моему Асиру и помогите ему строить град его, но смотрите только изберите себе начальство из своего числа и повинуйтесь ему, а я вам дам Заповеди, для вашего блага и для моего. Как придете к тому князю, смотрите будьте ему верны, как были бы вы верны мне самому, честно трудитесь по ремеслу своему и умению, и берите за все труды разумную плату, сколько заслужили. Любите друг друга как братья и всегда держитесь твердо вместе. Пусть тот, кто более сведущ в ремесле, учит других и наставляет, и смотрите мне, чтобы то, как ведете вы себя друг с другом и все вместе – с новым хозяином вашим, было мне по чести и во славу мою, чтобы только благодарили меня за то, что обучил я вас сему мастерству и послал туда, куда послал».

Такое получили они от него, от хозяина своего, наставление и пошли к Асиру, и возвели ему град Ниневию в стране Платеас (так у автора – Прим. перев.), и прочие грады, которые нарек он Кала и Розен, который есть великий град меж Калой и Ниневией. И так ремесло каменщическое было впервые учреждено и заповедями скреплено как истинная наука.

И старцы и мудрецы каменщического цеха в те времена записали эти заповеди, и имели их перед глазами, как мы сейчас имеем их перед глазами в истории Эвклида, например, и они у нас записаны по-латыни и по-французски. Разумно также будет здесь рассказать вам, как Эвклид обрез знание Геометрии, как о том написано в Библии и других хрониках. В тринадцатой главе Книги Бытия рассказывается, как пришел Авраам в землю Ханаанскую, и Господь наш явился ему и говорил ему: «Семени твоему отдам сию землю». Но в тех краях царил страшный голод, и взял Авраам с собой Сару, жену свою, и пошел в землю Египетскую, чтобы там переждать, пока будет такой голод. И как написано в хронике, Авраам был мудрым человеком и ученым. И знал он все семь вольных наук, а потому начал в земле Египетской учить египтян науке Геометрии. А тот достойный книжник, Эвклид, был его учеником и там учился у него. И он первый дал сей науке имя «Геометрия», ибо пусть ей и занимались задолго до него многие люди, она еще не называлась тогда Геометрией. О том пишет Исидор в первой главе пятой книги своих «Этимологий», что Эвклид был одним из первых основателей Геометрии, и он же дал ей это название.

В те времена главная река египетская, которая называется Нил, так разлилась, что никто не мог жить на ее брегах. И вот тот великий книжник Эвклид научил людей, чтобы построили высокие стены и вырыли рвы, чтоб сдерживать воду, и по науке Геометрии он им измерил всю землю, и разделил ее на наделы, и повелел каждому человеку окружить стенами свой надел, и вырыть ров, и вот, вся страна тогда расцвела, и земля стала приносить всевозможные плоды, и люди стали рождаться в большом количестве, и мужчины, и женщины, и впоследствии настолько расплодился там народ, и столько было детей и молодых людей, что перестало им хватать на всех пропитания, которое им всем стало тяжело себе добывать и доставать. Собрали они совет своих мудрецов, и также сидел там тот ученый Эвклид, и как только увидел он, что не могут они ничего придумать, чтобы избавить народ свой от беды, сказал он им: «Прикажите сынам своим повиноваться мне, и я наставлю их в науке, которая им дарует жизнь богатую и полную достоинства, но только если они при этом принесут мне клятву и станут повиноваться во всем, что я им прикажу». И согласился и царь той земли, и вельможи ее, и пришли к мнению, что так все и должно быть.

Разумно будет сказать, что всякий человек лучше б соглашался на то, что ему приносит лишь пользу и благо. Вот и привели они сынов своих к Эвклиду, чтобы правил он ими и наставлял в каменщическом ремесле, которому дал он имя Геометрии, потому что он стал наставлять их в науке измерения и деления земли, как он учил всех людей, когда стали они огораживать свои наделы стенами и рвами, как говорилось ранее, чтобы спастись от наводнения. И вот Исидор пишет в своих «Этимологиях», что Эвклид назвал свое искусство Геометрией. Так что это Эвклид, сей достойный книжник, дал ремеслу это имя и наставлял в нем сынов египетских вельмож, и они в той земле ходили у него у учениках.

И дал он заповеди, и повелел, чтобы они называли друг друга Собратьями, и никак иначе, потому что все принадлежали к одному цеху и были все одинаково благородного рода и звания, сыновья вельмож. А самый опытный и сведущий из них впредь чтобы ими управлял, а они бы его именовали Мастером, и еще дал им те заповеди, которые записаны в Книге Заповедей. Вот они и стали работать на хозяев той земли, и строили грады, замки и храмы, и дворцы вельможам.

В то время, когда в Египте проживали дети Израилевы, они там тоже постигали ремесло каменщиков. А потом, когда вышли они из земли Египетской, и пришли в Землю Обетованную, которая теперь называется Иерусалимом, заняли они ту землю, и населили ее, и стали там тоже соблюдать им данные Заповеди. И при строительстве Храма Царя Соломона, который начал строить Царь Давид, этот Царь Давид крепко возлюбил тех каменщиков и платил им в точности столько, сколько платят им и сейчас.

И во времена Соломона при строительстве того Храма, как написано в Библии, в Третьей Книге Царств, в пятой ее главе, трудились у Соломона сорок тысяч каменщиков над Храмом. И сын Царя Тирского был у них Мастером-каменщиком. А в хрониках и в старинных книгах, которые есть у каменотёсов, говорится, что Соломон утвердил их старинные заповеди, которые Давид, отец его, дал тем каменщикам. И сам Соломон обучил их многим обычаям, которые и от нынешних обычаев их почти ничем не отличны.

А оттуда сия священная наука перешла во Францию и во многие другие страны. Был там в свое время почтенный король Carolus Secundus, иначе говоря, Карл II. И вот избрали этого Карла королем Франции, по милости Божьей и по законному его праву прямого наследника. А некоторые вот говорят, что избрали его королем лишь по удаче, что неправда, потому что хроники гласят, что он воистину был королевской крови. В те времена был этот король Карл каменщиком, задолго еще до того, как стал в той земле королем. И потом уже, когда стал королем, он все так же любил каменщиков и всяко их баловал, и дал им свои заповеди, и новые обычаи, которые сам придумал и сделал, из которых некоторые и до сих пор во Франции в ходу, а также повелел он им раз в год проводить всеобщие собрания, чтоб вместе поговорить, и чтобы Мастера и Собратья все дела меж собой так решали и делали, если что еще не решено и не сделано. А вскоре пришел в Англию и Святой Адабел, и он обратил Святого Альбана в Христианство. И возлюбил Святой Альбан каменщиков всею душою, и он первым даровал им в Англии заповеди и обычаи их, а также назначил им всем плату, которую они впредь стали взимать за свою работу.

А потом стал править достойный король, которого звали Ательстан, и младший сын его тоже возлюбил науку Геометрию, и он хорошо про то знал, как знали и каменщики в его время, что ремесло их и состояло в том, чтобы воплощать в жизнь науку Геометрию. Тогда прибег он к их советам, и брал у них уроки, и так постиг ручное применение этой науки, вдобавок к тому, что знал о ней из книг. Ведь в умозрительном искусстве он уже был Мастер. И возлюбил он каменщичество и каменщиков, и вскоре сам стал каменщиком. А потом даровал он им заповеди и обычаи, которые и по сей день они соблюдают в Англии, и по ним здесь живут. И он назначил им разумную плату, чтобы им ее взимать за работу. И он купил у короля патент на свободные собрания, чтобы им держать совет, где захотят в такое время, как им будет угодно. И о заповедях тех, и об обычаях, и о собраниях написано в Книге Заповедей, там про них и прочесть можно.

Добрые люди! Вот по сим причинам и вот таким образом появилось каменщическое искусство. Так было. И так стало однажды, что у великих вельможей как-то стало столь много свободнорожденных детей, что всего наследия их не стало хватать, чтобы всем детям раздать поровну, чтобы им не бедствовать. Вот собрались они и стали думать, как так сделать, чтобы дать всем детям своим достойную жизнь. И тогда послали они за почтенными Мастерами достойной науки Геометрии, чтобы от мудрого совета их пришла весть о жизни, которую всем их детям впредь надобно вести по чести по совести. А одного из них звали Эвклид, и был он самый наимудрейший и просвещеннейший из них, и он упорядочил сию науку и сие искусство и дал этому название Каменщичества. И вот сему своему достойному и почтенному искусству стал он учить тех многих детей великих вельмож, по воле и по желанию отцов их и по свободному самих тех детей согласию. И после того, как он продолжительное время и с огромною заботою так их учил, оказалось, что не все они в одинаковой мере стали способны выполнять то искусство, и не все овладели той наукой, и потому постановил Эвклид, что те, кто всех прочих в науках и в ремесле превосходят, должны получать больше почтения, чем прочие. И постановил он называть более умелых Мастерами, и чтобы они помогали учить и наставлять тех, кто менее их умеет. Те Мастера стали называться Вельможными Мастерами, потому что много было всего, что они знали и умели в сем искусстве. Но все равно, они тогда собрались и постановили меж собою никогда не называть ни слугами, ни рабами всех тех, кто менее их в сем искусстве знает и умеет, но всех звать лишь Сотоварищами, потому что все они одинаково свободны и благородной крови. Так и началось сие достойное ремесло в земле Египетской, и пошло оно от вышеупомянутого Мастера Эвклида, и так оно распространялось из страны в страну и из царства в царство.

Много лет спустя, во времена короля Ательстана, который был тогда королем в Англии, по согласию всего его большого Совета и всех великих его вельмож и лордов всей земли, установлено было начальство, чтобы подчинялись ему все каменщики, потому что много в то время стало меж них беззакония и пороков.

Один раз в год или один раз в три года, как возникнет в том нужда, по мнению короля и всех великих вельмож его, должны они теперь собирать собрания всех Мастеров изо всех стран и изо всех областей, и не только лишь Мастеров, но и Сотоварищей своего ремесла, всех каменщиков в стране. И на тех собраниях все те, кого называют Мастерами, станут подвергаться испытаниям, чтобы проверить, знают ли они все те законы, что им написаны и переданы, а также умеют ли они выполнять работу по желанию вельмож, чтобы те остались довольны, а они сами извлекли из того прибыль, как положено по законам их цеха и к чести его. Также должны они были показать, что с толком и умеренностью могут распоряжаться средствами, которые им дают их господа, потому что это их господа, и от них имеют они свой доход, а потому и работать на них должны на совесть и по чести.

Вот первая статья. Каждый Мастер сего ремесла должен быть мудр и верен тому господину, кто подрядил его на работу, должен умеренно расходовать то, что на работу ему выделено, и не переплачивать никакому каменщику в особенности, и не платить ему больше, чем он и раньше, и всегда получал, но платить им всем, глядя на цены, которые есть в стране на зерно и на прочую пищу, и никого при том особо не выделяя, потому что каждый да будет вознагражден по трудам его, и только.

Вот вторая статья. Каждого Мастер этого ремесла надлежит предупреждать заранее об их всеобщем собрании, дабы ему туда вовремя явиться, если только нет у него уважительной причины, чтобы не приходить. Однако если уличат его на подобном собрании в невоздержанности и буйном нраве, или же если нанес он какой-либо ущерб тому, на кого работал, или если он был найдет неискусным в своем деле, то не дозволяется ему уклоняться от такого всеобщего собрания, ежели только он не на смертном одре пребывает. Но ежели он и на смертном одре, все равно обязан вовремя дать Мастеру, который назначен председателем на том всеобщем собрании, уведомление о плачевном своем состоянии.

Вот третья статья. Никакому Мастеру не дозволяется брать себе учеников на меньший срок, чем семь лет, и делается это по той причине, что всем понятно и очевидно, что будь то меньший срок, никак не смог бы ученик овладеть всем каменщическим искусством и не сумел бы должным образом служить своему господину и зарабатывать себе плату, как положено каменщикам.

Вот четвертая статья. Никакой Мастер ни за какую плату да не возьмет себе ученика, если тот рожден в рабстве, потому что тот господин, у кого такой человек состоит рабом, может придти и взять его обратно себе от Мастера, потому что таково его право, и увести из ложи и из цеха, или из того места, где он работает. А меж тем ежели соработники его вдруг станут на его сторону и не захотят, чтобы его уводили, то здесь может случиться человекоубийство, а значит, это должно быть запрещено. И еще есть одна причина: все это ремесло было начато людьми свободными, рожденными от великих вельмож, и о том раньше уже было сказано.

Вот пятая статья. Никакой Мастер да не платит своему ученику больше, чем, как ему известно, платит ему его господин, во все время обучения этого ученика, сколько много пользы он бы Мастеру ни приносил, и даже надобно платить ему меньше, чем назначил начальник над строительством, потому что ученик тот сам больше пользы получит, ремеслу у Мастера научаясь, чем своему Мастеру тогда же принесет пользы.

Вот шестая статья. Никакой Мастер да не примет, из личной ли выгоды, замышляя ли недоброе, такого ученика, который будет мало приносить дохода, иными словами, ученика ущербного, имеющего ту или иную хворь, по каковой причине не может он выполнять работу каменщика так, как это делать должно.

Вот седьмая статья. Никакой Мастер, по умыслу или невзначай, да не помогает, ни прямо ни косвенно, никакому ночному грабителю и вору, грабительством и ночным воровством коиего могут они сделаться наутро неспособны к работе и к дневным трудам, отчего все работники делаются гневны и не получают платы.

Вот восьмая статья. Ежели случится так, что совершенный и опытный каменщик придет наниматься на работу и там увидит другого каменщика, который неумел и несовершенен, Мастер той работы да отстранит от работы неумелого и да наймет опытного, чтобы все делалось во благо господина, который дал ему эту работу.

Вот девятая статья. Никакой Мастер да не злоумышляет против другого Мастера и не покушается на его место, ибо сказано в науке каменщической, что ежели кто начал какую работу на благо вельможного господина, никто так хорошо ее не закончит, как бы опытен и умен ни был бы, как это сделает тот, кто ее начал, потому что при этом трудится он по своим планам, которые сам сделал для этой работы, и никому те планы не показывает.

Ниже следуют законы, которые составили вельможные лорды, которые дают каменщикам работу, а также Мастера различных областей и разных собраний каменщических.

Первый пункт. Ежели кто желает сделаться каменщиком, прежде всех вещей в мире надлежит ему любить Бога и Святую Церковь, и всех ее Святых, и своего Мастера, и братьев своих.

Второй пункт. Он должен за свою плату честно трудиться весь день.

Третий пункт. Он должен прислушиваться к советам своих братьев в ложе, и в часовне, и в любом другом месте, где они соберутся.

Четвертый пункт. Он не станет изменником цеху и не причинит ему вреда, и не смирится ни с каким преследованием цеха или его членов, но всеми силами станет поддерживать славу и честь цеха своего.

Пятый пункт. Когда он получит свою плату, он должен ее взять, не ропща, а ровно столько, сколько ему назначил его Мастер, и он должен выполнять все обязательства, когда ему работать, а когда отдыхать, как назначено про это Мастером его.

Шестой пункт. Если рассорится он со своими соработниками, он да повинуется своему Мастеру и молчит, если Мастер ему прикажет, а в отсутствие Мастера – Надзиратель, назначенный Мастером, и так пусть он молчит все время до следующего выходного дня, когда решит он все дела меж собою и соработниками своими на совете всего цеха и по суждению других каменщиков, но не в будний день, потому что это вредит работе, и от того терпит ущерб вельможный господин, на которого каменщики работают.

Седьмой пункт. Он не станет посягать на честь ни дочери, ни жены своего Мастера или Собратьев своих, ежели только речь не идет о женитьбе, и также он обязуется не иметь наложниц, ибо так обычно рождаются меж Собратьями раздоры.

Восьмой пункт. Ежели так будет он счастлив, что сделает его Мастер своим Надзирателем, станет он истинным посредником меж своим Мастером и Собратьями своими, и он станет трудиться в отсутствие Мастера для его чести и славы и во благо вельможному господину, на которого каменщики работают.

Девятый пункт. Ежели он мудрее и опытнее прочих каменщиков, что с ним вместе работают в его ложе или любом другом месте, и если он видит, что кто-либо из прочих каменщиков уже готов испортить камень, над которым трудится, а он знает, как поправить дело, то он обязан наставить и научить этого своего Собрата, и тем ему помочь, дабы любовь возрастала меж ними, и плоды трудов их на благо вельможного господина не пропали бы.

И ежели Мастер и все Собратья, будучи должным образом заранее предупреждены, придут на общее собрание, шериф графства, или городской мэр, или деревенский олдермен в том месте, где решили они провести собрание, да будет, ежели возникнет в том нужда, помогать Мастеру вести собрание, дабы оказывать ему вспомоществование против тех Собратьев, кто окажется буен, но чтобы приличие соблюдалось, и все правила блюлись во время всего собрания в его земле.

И когда собрание начнется должным образом, то надо зачесть заповеди всем тем Собратьям в цехе, которым их доселе не зачитывали, и это провести должным порядком. И надо им сказать: «Да не будете ворами, ни сообщниками ворам, и да станете трудиться по чести, сколько вам положено на день труда за вашу плату, которую берете вы у господина, и да будете давать честный отчет своим Собратьям во всем, в чем должны им такой отчет давать, и любить Собратьев своих как самих себя. И да будете вы верны королю Англии и его державе, и всеми силами своими поклянетесь исполнять все сии заповеди, которые выше названы».

Затем надлежит проводить следствие, все ли Мастера и Сотоварищи были заранее созваны на общее собрание, и не нарушали ли они статьи или пункты из тех, которые ранее записаны. И ежели нарушали, тогда нужно провести по этим делам суждение и должным образом их наказать.

Да будет всем известно: ежели какой Мастер был предупрежден о таком собрании, чтоб ему на него придти, но артачится и на собрание не идет, или ежели он преступил какой-то из законов, которые здесь перечислены, и в том уличен, он тем самым исключает себя из числа каменщиков и больше в этом цехе не работает. Но ежели он впоследствии решит продолжить как таковой работать, то шериф того графства, куда он придет, чтобы работать, да заключит его в тюрьму и да заберет все ему принадлежащее в королевскую казну, ежели не будет королем дарована тому преступнику какая особая милость.

По преимуществу для сей цели собираются общие собрания цеха, дабы и низшие, равно как и высшие, про все знали и должным образом все решали свои дела во всем королевстве Английском.

Аминь. Да будет так.