Вы здесь

История культуры: конспект лекций. ЛЕКЦИЯ № 2. Культура от древних до новейших времен (М. А. Дорохова)

ЛЕКЦИЯ № 2. Культура от древних до новейших времен

1. Смена культур

В понимании теории культуры большую роль играет такой принцип, как историзм. То есть подход к изучению культуры должен быть как к явлению, развивающемуся во времени. Ведь для истории характерна такая закономерность, как смена культур. На первый взгляд может показаться, что конкретная культура стремится к наибольшей устойчивости, которая бы привела к ее длительному существованию. Но между тем в истории мы наблюдаем, что определенная культура – явление временное.

Значит, изучая историю культуры, необходимо не забывать рассматривать ее как направленный процесс. Каково же это направление? Оно как раз и связано с историзмом культуры. Направленность культуры определяется как некое ее развитие во времени от прошлого к будущему. С таким взглядом на культуру мы сможем не просто рассмотреть ее в определенный момент времени, но и определять ее движение, преобразование, а также сравнивать различные временные состояния.

Но как было отмечено выше, одна конкретная культура может не только двигаться во времени, но и смениться другой конкретной культурой.

Причин здесь может быть две:

1) внешние обстоятельства, такие как экологическая катастрофа, политический кризис, завладение другой культурой и т. д.;

2) культурная реформа, основанная на преемственности культур.

С первой причиной все более или менее ясно, поэтому остановимся на рассмотрении второй – на культурной реформе. Ведь на первый взгляд установившаяся культура не бывает единственной. Помимо нее, всегда будет еще целый ряд более мелких культур, которые могут влиять на основную культуру. Иногда эти мелкие культуры могут находиться даже в оппозиции к главенствующей культуре. Это приводит к ее видоизменениям. Примером может послужить появившаяся как бы в оппозиции средневековой культура Возрождения. Несмотря на свои расхождения, эта культура вобрала в себя часть признаков оппозиционной культуры, таких как мистицизм, номинализм и т. д.

Но не всегда реформы культур проходят тихо и спокойно, когда культуры, заимствуя что-то новое, изменяются, переходят на новые этапы. Иногда конфликт между культурами является источником культурной революции. История знает ряд таких примеров.

В 1966–1976 гг. в Китае случилась культурная революция, которая привела страну к огромному кризису. Культурная революция произошла в Европе в XV–XVI вв. вследствие церковных реформ. Результатом ее стало возникновение новой ветви христианской религии – протестантизма.

С точки зрения временной, исторической классификации культуры выделены эпохи:

1) первобытная;

2) античность;

3) средневековая культура;

4) культура нового времени;

5) культура новейшего времени.

Это конечно же не все культурные эпохи, но значимые.

2. Культура первобытных народов

Первобытность – это детство всего человечества. Именно на первобытную эпоху приходится большая часть истории человечества. Несмотря на это, наши знания об этих далеких временах очень скудны.

Одно из наиболее ярких событий того времени – переход человека от стадии умелого (Homo habilis) к стадии разумного (Homosapiens). Этот переход не произошел в одночасье, ему надо было преодолеть долгий и сложный путь. До сих пор ученые спорят о том, как же все происходило, когда появился человек разумный, как он расселился по всему земному шару.

Многие склонны думать, что человек произошел от африканских обезьян 8–5 млн лет назад, поскольку обезьяны разделились на две ветви. В одной были человекообразные обезьяны, такие как шимпанзе; в другой – австралопитеки, предковая форма человека.

Чем же человек стал отличаться от обезьяны? Все дело в том, что для человека окружающий его мир является объектом его мысли и речи. Образование сообществ с определенными целями привело к образованию человечества. Как результат – возникновение искусства.

Огромный срок первобытной эпохи делает логичным ее периодизацию. Периоды первобытного мира:

1) каменный век (2 млн – 6 тыс. лет назад). Он в свою очередь делится на:

а) древний, другое название – палеолит, он состоит из нижнего, среднего и верхнего (позднего);

б) средний (мезолит);

в) новый (неолит);

2) медный век (4–3 тыс. лет до н. э.);

3) бронзовый век (начало 1-го тысячелетия до н. э.);

4) железный век (с начала 1-го тысячелетия до н. э.).

Одно из наиболее ярких достижений первобытного человека – его овладение такими навыками, как земледелие и скотоводство. Это произошло около десяти тысяч лет назад. Как же люди прокармливали себя до этого? Их добыча средств пропитания на тот момент не сильно отличалась от животных привычек.

Существовали три способа добычи еды:

1) собирательство;

2) охота;

3) рыболовство.

Интересен тот факт, что уже в палеолите у людей того времени прослеживаются разумные решения проблем. К примеру, несмотря на то, что орудия для охоты были очень примитивными, не умереть с голоду помогала блестящая тактика, с помощью которой они охотились на животных. Только в начале мезолита появляются лук и стрелы, а значит, главным качеством охотника теперь является не сила и тактика действий, а меткость. В это же время усовершенствовалась техника рыболовства, появились такие приспособления, как крючки и сети, которые используются по сей день.

В эпоху мезолита появляются первые признаки того, что люди переходят от присвоения к земледелию. Об этом свидетельствуют такие находки, относящиеся к эпохе мезолита, как серпы, зерна ячменя, пшеницы и др.

Помимо земледелия, люди стали осваивать и другой вид производящего хозяйства – животноводство. Ученые склонны утверждать, что именно земледельцы и начали первыми приручать животных.

Все это способствовало облегчению жизни человека и, как следствие, росту человеческого рода.

Теперь человек не просто часть природы. Он сам способен изменить окружающий его мир, в частности, посредством искусства.

Уже в каменном веке были обнаружены первые признаки того, что человек начинает выражать себя с помощью различных видов искусства. В 1836 г. французский геолог, археолог Эдуард Парте (1801–1871) в гроте Шаффо в департаменте Вьенн, обнаружил пластинку, на которой была сделана гравировка. Э. Ларте был основателем палеонтологии, он открыл Ориньякскую культуру. Так называется культура позднего палеолита в Западной Европе. Сохранились разнообразные женские фигурки из кости и камня. Эти статуэтки, говорящие о культе матери-прародительницы, называются венерами. Интересно, что в различных удаленных областях земного шара (Италия, Австрия, Россия, Франция) найдены схожие венеры.

Но все же основной в искусстве была тема охоты. А главным объектом творчества были звери. Различные найденные изображения зверей первобытной эпохи указывают на то, что охотники очень досконально изучили различные повадки животных. Постигая окружающий мир, человек очень точно сумел изобразить животных на гравюрах, в скульптурах из камня, дерева или глины. Зато изображений людей было несравненно мало, поскольку сам человек не пользовался таким большим вниманием, как окружающий его мир.

В первобытную эпоху для передачи своих чувств и видений люди начинают пользоваться всевозможными символами. Символы того времени могут быть не только реалистичными и понятными, но и крайне условными. Эти символы несут большую эстетическую нагрузку, которая передает чувства и мнения автора.

Рассмотрим культуры различных эпох первобытного мира в отдельности и более подробно.

Эпоха палеолита

Искусство никогда не стоит на месте, оно развивается. Это связано в первую очередь с тем, что человек постоянно узнает что-то новое, познает окружающий мир все больше и больше. А искусство как раз и отображает полученные человеком знания различными средствами.

Так и в эпоху палеолита искусство не стояло на месте. Ученые обычно выделяют три этапа в изобразительной деятельности, которые характеризуются различными художественными формами.

Этапы в изобразительном искусстве палеолита следующие:

1) натуральнее творчество. Этот этап основан на создании натуральных макетов. В основном это различные изобразительные композиции из туш убитых животных, их костей и т. д.;

2) искусственно-изобразительная форма. Натуральные макеты уступают место другим природным материалам, в основном это глина. Здесь встречаются скульптуры, профильные контуры, барельефы и другие композиции;

3) верхнепалеолитическое изобразительное творчество. Это различные росписи на стенах пещер, гравировки на костях и т. д.

Натуральное творчество чаще всего сопровождалось совокупностью обрядовых действий. Они проводились с тушей и шкурой убитого животного. Потом делался натуральный макет, когда на природный холмик накидывалась шкура животного, а сверху одевалась звериная голова.

Постепенное накопление творческого опыта привело к тому, что люди начинают использовать искусственные материалы. Это выразилось на следующем этапе, в искусственно-изобразительной форме, когда стали создаваться объемные скульптуры, постепенно упростившиеся до барельефного изображения, когда выпуклое объемное изображение выступает над плоским фоном.

Яркие образы в объемном изображении, уже цветные, появляются на третьем этапе – в верхнепалеолитическом изобразительном творчестве. Главными образцами изобразительного искусства этого периода являются пещерные росписи. Одни из первых таких росписей относятся к позднему палеолиту. Палитра того времени не очень богата. В ней всего четыре цвета: черный, белый, желтый и красный.

Но изобразительное творчество – это еще не все искусство эпохи палеолита. Одним из ярких примеров служит развитие музыкального искусства.

Здесь также выделяют три основных этапа:

1) имитация звуков природы, когда голосом подражают услышанным мотивам;

2) искусственная интонационная форма, когда исполняются мотивы, при этом высота звука, положение тона остаются зафиксированными;

3) интонационное творчество – многозвучные мотивы (в два или три голоса).

Следует отметить одну важную особенность искусства палеолита. Все культурные памятники этого периода выполняли не только эстетические функции искусства, но и использовались в религиозных и магических обрядах, были для человека неким ориентиром в природе.

Эпохи мезолита и неолита

Именно в мезолите человек переходит от присваивающего способа добычи средств пропитания к производящему. Он начинает осваивать земледелие и скотоводство. Этому способствовало и появление первых металлических орудий.

Еще одним достижением мезолита является получение огнеупорной глины. Появляются новые виды изобразительного искусства – украшения поверхностей глиняных сосудов. В основном этим стали заниматься земледельцы.

Орнамент, которым украшали поверхность посуды, заметно усложняется в эпоху неолита. Неолит знаменуется появлением таких видов искусства, как обработка металлов, керамика. В это время изобрели лук и стрелы, стала создаваться глиняная посуда.

Первые металлические изделия были коваными. На территории России нашли металлические изделия, датированные седьмым тысячелетием до новой эры. А около пяти тысяч лет назад стали делать ножи, крючки из меди. Их обнаружили на Урале. Четыре тысячи лет назад появляются первые художественные отливки, причем очень искусные.

Бронзовый век

Изобразительное искусство бронзового века характеризуется прежде всего тем, что в изображениях, создаваемых художниками прошлого, постепенно исчезает образ животного. Основным объектом для изобразительного искусства становятся геометрические фигуры.

Одной из ярких культур того времени считается Майкопская культура. Она принадлежит народу, проживавшему на Северном Кавказе в третьем тысячелетии до новой эры. Одной из наиболее значимых и известных достопримечательностей является Майкопский курган. Он представляет собой погребение племенного вождя. Погребение очень богатое, в нем находились золотые и серебряные украшения, а также серебряный сосуд, на котором был изображен горный хребет. Майкопский курган был обнаружен в городе Майкопе в 1897 г.

Еще одно важное достоинство бронзового века – появление металлургии и металлообработки. Это явление относится к последнему этапу бронзового века. Очаги металлургии были обнаружены на северо-западе Кавказа.

Железный век

Наравне с предметами из бронзы начинают появляться предметы из железа. С этим связано все большее развитие производства. Как следствие такого развития, произошел переход от пастушеских племен к кочевому скотоводству. Но не все племена занимались скотоводством. Жизнь многих племен основывалась прежде всего на земледелии. Но во времена железного века это было уже плужное земледелие. В этот период изменяется социальная структура племен.

Важной особенностью железного века является развитие художественных ремесел. В основном это изделия из золота, серебра и бронзы.

Большой прогресс был и в архитектуре. В железном веке появились такие сооружения, как крепости, предназначенные для укрепления поселений. Их строили чаще всего из грубо отесанных камней.

В конце первобытной эпохи появляются такие виды поселений.

1. Неукрепленные поселения, к ним относятся селища и стоянки. Стоянки относятся к каменному и бронзовому векам. Селища относятся к памятникам бронзового и железного веков.

2. Укрепленные поселения. Это такие поселения, как городища, распространенные в эпоху неолита и в железном веке.

Помимо поселений, в первобытную эпоху были распространены и погребения.

Погребения бывают двух видов:

1) грунтовые погребения, они строились без каких-либо надмогильных сооружений;

2) погребения с надмогильными сооружениями. К ним относятся курганы, гробницы и мегалиты.

Погребения – это настоящие памятники культуры. Рассмотрим их более подробно.

Очень интересны курганы Ямной культуры. Под Ямной культурой понимают общность археологических культур, относящихся к неолиту и раннему бронзовому веку (вторая половина третьего – начало второго тысячелетия до новой эры). В основании курганов находился пояс из каменных блоков или плит. Этот пояс принято называть кромлехом. Зачастую такие плиты покрывали резным геометрическим узором. Сверху на этот каменный пояс надевался деревянный шатер, под землей находилась деревянная основа.

Очень часто, помимо всей этой конструкции, над курганами ставились и каменные надгробия в виде изваяния человека – каменные бабы. Это очень значимое явление, поскольку начинает появляться образ человека в искусстве.

Другой вид погребений – мегалиты, мегалитические погребения. Они представляют собой более сложные конструкции, нежели курганы.

Мегалиты бывают двух видов.

Дольмены – сооружения из больших камней, представляющие собой огромный ящик, который сверху накрывался плоской плитой. Такие конструкции были распространены прежде всего в приморских районах Европы и Азии, а также на севере Африки. В переводе с бретонского языка дольмен – это «стол-камень».

Менгиры – сооружения, представляющие собой длинный камень (от четырех метров), который врывали в землю. Менгир в переводе с бретонского языка означает «длинный камень». Такие мегалитические погребения были распространены на западе Европы, в Северной Африке, Сибири, на Кавказе и в Индии.

Можно выделить еще одну разновидность мегалитических погребений. Поскольку камни ставились по-разному, иногда из них выстраивали целые аллеи. Например, в Карнаке во Франции поставлены 2683 менгира в виде протяженных аллей. А иногда менгиры ставят по кругу, тогда их принято называть уже кромлехом.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что культура первобытной эпохи была основой для дальнейшего развития всей мировой культуры. Все древние культуры опирались прежде всего на то, что уже было привнесено первобытными народами.

3. Культура Древнего мира

На смену эпохе первобытного общества приходит период, который в историографии принято называть Древним миром. Его культура основывается прежде всего на культуре первобытных предшественников.

Под Древним миром принято понимать античный период в истории Греции и Рима, а также Древний Восток, в который входят такие страны, как Египет, Индия, Китай, Двуречье (Месопотамия) и др. Остановимся на культуре Древнего Востока.

Древний Восток

Культура Древнего Востока представлена культурами нескольких стран. Например, таких как Древний Египет, Древняя Месопотамия, Древний Китай, Древняя Индия. У культур этих стран есть много схожих черт, но есть и ряд отличий, обусловленных различными факторами, например географическим местоположением.

Рассмотрим культуру Древнего Египта.

Древний Египет

Древний Египет – очень значимая страна не только для Древнего Востока, но и для всего мира, поскольку именно Древний Египет стал первым государством на Земле, которое разрослось до великой державы, став впоследствии огромной и мощной империей, также первой в мире. В этой империи существовали законы, которые были незыблемыми и непостижимыми, вся власть принадлежала правящему классу, которому подчинялся весь остальной египетский народ.

Так откуда же появились столь мощная империя и египтяне? Здесь очень много споров. Но большинство египтологов склонны к двум мнениям.

1. Древние египтяне были выходцами из Азии. Об этом свидетельствуют их язык и черты характера.

2. Древние египтяне – родственники негритянских народов. В пользу этой версии выступает египетский культ мертвых, их поклонение животным и неодушевленным предметам (фетишизм).

Но кто бы ни оказался прав, в любом случае уже к четвертому тысячелетию до новой эры на берегах реки Нил образовалась египетская народность, там же стали сформировываться первые признаки государственности.

Каким же было государство в Древнем Египте?

Главой государства в Египте был фараон, которому принадлежали абсолютная власть, весь Египет со всеми его многочисленными ресурсами. Такими абсолютными правами фараона наделяла прежде всего религия древних египтян. Именно согласно религии человек должен беспрекословно подчиняться фараону, иначе ему грозят ужасные последствия.

Религия играла большую роль в жизни древних египтян. Они были язычниками, т. е. поклонялись не одному, а многим богам. По некоторым сведениям, насчитывалось от сотни до тысячи разнообразных богов. Главным был бог Солнца, который в зависимости от времени суток имел разные имена (Ра, Атум и т. д.). Именно боги и наделили фараонов согласно египетской религии безграничной властью. Но несмотря на свою божественность, не все фараоны были довольны таким образом мышления египтян, их поклонением огромному количеству богов. А именно, существовавшее многобожие никак не могло способствовать укреплению египетского государства, его централизации. Все это вылилось в религиозную реформу. Суть ее была в том, что египетский фараон Аменхотеп IV(1368–1351) объявил истинным богом солнечный диск. Ему он дал имя бога Атона, себя же назвал Эхнатоном, что в переводе означало «угодный богу Атону». Следующим этапом его реформ было закрытие храмов, в которых поклонялись другим богам, все имущество этих храмов было конфисковано. Как следствие, появилось множество недовольных. Жрецы не хотели мириться с изменениями в религиозной жизни. Поэтому эти реформы Эхнатона оказались недолговечными, вскоре были восстановлены культы старых богов.

Религия египтян очень сильно повлияла на их культуру.

Особенное место в искусстве Древнего Египта занимала архитектура, а наиболее значительная профессия – архитектор, который непрерывно следил за строительством на грандиозных стройках, характерных для Египта того времени.

Интересен тот факт, что если жилища древних египтян строились из недолговечных материалов, таких как кирпич-сырец, то различные религиозные сооружения возводились из прочного камня. Этим и объясняется то, что они смогли простоять и до наших времен.

Архитектура Древнего Египта уже не представляется без главного своего достояния культуры – пирамид. Пирамиды представляли собой постройки для богов. Они воздвигались из крепких камней.

Строительство пирамид было настолько грандиозным делом, что трудно представить, насколько оно было разорительно для казны государства, сколько человеческого труда было затрачено, насколько многочисленны были людские потери.

По учению египетских жрецов, душа человека была бессмертна. В Древнем Египте большую роль играл заупокойный культ. Согласно ему со смертью погибает только материальная основа человека, т. е. его тело. И чтобы нематериальная основа человека, его душа, продолжала жить, необходимо создать для этого наиболее благоприятные условия, т. е. постараться сохранить тело умершего человека. Так возникло новое искусство – изготовление мумий. А для мумии должно быть специально отведенное место – усыпальница. В качестве таких усыпальниц, в которых тело человека находилось бы под мощной защитой от всего постороннего, и строились грандиозные пирамиды. Согласно верованию египтян тело соединялось с душой ровно через семьдесят дней после смерти, покойник оживал и отправлялся в Страну вечности. Но несмотря на то что, по вероучению, душа каждого человека бессмертна, пирамиды строились только для знати и конечно же – для фараонов.

Самая первая пирамида для фараона Джосера (2780–2680) была воздвигнута около пяти тысяч лет назад, ее архитектором был Имхотеп (около ХУШ до н. э.). Его будут чтить как великого царского зодчего и мудрого мага еще многие поколения после него.

Всего существовало около ста пирамид, из них дошла до нас только часть.

Наиболее знаменитой и грандиозной является пирамида фараона IV династии Хеопса (Хуфу). Она находится в египетском городе Гизе. Ее размеры огромны: высота составляет 146,6 м, а площадь – около 55 000 кв. м. Ее строили из огромнейших известняковых камней, масса которых достигала 3 т. По подсчетам ученых, на строительство пирамиды Хеопса было затрачено 2 300 000 таких камней. Внутри пирамида представляет собой систему ходов, внутренние стены покрыты отполированными плитами.

Помимо пирамиды Хеопса, в Гизе расположены другие известные пирамиды: фараона Хефрена и фараона Михерина. Все эти три пирамиды в Гизе являются одним из семи чудес света.

Ко второму тысячелетию до новой эры происходят некоторые изменения в строительстве пирамид. Они перестают быть такими грандиозными и становятся менее разорительными, поскольку строятся уже не из камней, а из кирпича.

Многочисленные грабежи пирамид привели к тому, что к первому тысячелетию пирамиды стали заменять тайными усыпальницами, хотя и их продолжали грабить. Одними из наиболее известных таких усыпальниц являются заупокойный храм фараона Ментухотепа I, представляющий собой скальную гробницу, и заупокойный храм царицы Хатшепсут, расположенный на трех скальных террасах в долине Дейр-эль-Бахри и сооруженный Сененмутом.

Помимо архитектуры, богатый вклад в культуру Древнего Египта внесло изобразительное искусство.

Очень часто перед дворцами или храмами ставились различные обелиски. Они были тонкими и высокими, часто сверху покрывались медью. Обелиски нередко расписывали иероглифами. Иероглиф представляет собой рисуночное символическое письмо, которое очень характерно для культуры Древнего Египта. Именно из египетского иероглифического письма и появилось слоговое письмо.

Еще одним широко используемым изображением в Древнем Египте было каменное изображение существа с телом льва и головой человека. Такие статуи чаще всего ставились перед заупокойными храмами и назывались сфинксами. Перед пирамидой фараона Хефрена стоит самый большой из сфинксов, который был создан в первой половине третьего тысячелетия до новой эры. Длина этого изваяния – около 57 м. Позже, в шестнадцатом веке до новой эры, между лапами «отца трепета», как называли сфинкса за страх, который он внушал, был возведен храм.

Кроме этих памятников, существовали еще многие шедевры искусства, всевозможные статуи, стелы и другие монументы, изображавшие египетских правителей и их семьи.

Именно в Древнем Египте был создан один из самых прекрасных женских образов – скульптурный портрет царицы Нефертити, которая была женой фараона Аменхотепа IV (1368–1351).

Согласно верованиям древних египтян портретные статуи являются двойниками умерших людей. Поэтому скульптурный портрет, получил широкое распространение в Египте в древние века.

Все памятники культуры (росписи, портреты и т. д.) в Древнем Египте отличались чувством гармонии, стремлением к прекрасному, к целостности. Эта тяга к целостности и обусловливает тот факт, что в Древнем Египте были распространены архитектурные ансамбли, представлявшие собой некий синтез всевозможных видов искусства. Скульпторы, зодчие, живописцы работали сообща, создавая целостные произведения искусства, многим из которых нет равных и по сей день. У зодчих был очень необыкновенный подход к делу создавая свои памятники архитектуры, они не забывали и про очень мелкие детали, учитывали многие характеристики, такие как географическое расположение, освещенность в разное время суток и др. Это давало порой необыкновенные эффекты. Недаром зодчим часто приписывали магические силы, некоторых обожествляли.

Рассматривая изобразительное искусство Древнего Египта, не обратить внимания на его декоративно-прикладную часть. Ведь уровень, на который поднялось декоративно-прикладное искусство в то время, был очень высоким. В первую очередь это касается различных предметов посуды. Появляются всевозможные блюда и сосуды из хрусталя, алебастра. Большое развитие получило изготовление украшений. Изысканной формы, с изящной отделкой украшения изготовляли из различных материалов. В основном это были золото, драгоценные камни и т. д.

Конец ознакомительного фрагмента.