Вы здесь

История йоги от Ясмины Пульо. Ангас (Геннадий Новиков)

Ангас

Путь в тысячу миль начинается шагом.

Девять степеней Йоги

В процессе, контроля физического тела, имеющего цель освобождения тонкого, спиритуального тела по кодексу Патанджали, существует восемь утвержденных степеней / Ангас/:

9. Самадхи – отождествление.

8. Джйана – глубокое раздумье и медитация.

7. Дхарана – концентрация.

6. Пратьяхара – выделение чувств из объектов.


Санкристский символ слова АУМ.


5. Пранайама – контроль дыхания.

4. Шат-Карма.

3. Асаны – телесные упражнения.

2. Нийама – очищение.

1. Йама – воздержание.

Эти девять степеней Йоги, разделены на две группы: ВНЕШНИЮ: – Багира-Ангас, в которую входят другие четыре степени. Контроль дыхания – Пранайама без которой невозможно выделить чувства из их объектов, служит как бы мостом от внешних к внутренним степеням.

Искренний и серьезный последователь Йоги, который хочет достигнуть высших степеней, должен придерживаться известных правил, при помощи которых его дух и тело будут поставлены на достижение здоровья, сильное и устойчивое основание.

Наибольшая вещь есть медитация: она является моментом нашей повседневной жизни, в которой мы совершенно нематериальны. Тогда мы представляем душу, которая глубоко проникает в саму себя.

Суоми Вивекинанда.

Йама

Пять правил воздержания.

Все имеет тот, кто ничего не хочет.

Публиус Сирус.

Первая степень Йоги состоит из предписаний, имеющих цель искоренить некоторые физические и психические слабости или вредные привычки.

УПАНИШАДЫ – налагают десять правил воздержания, а по Патанджали их пять:

не нанесение зла – АХИМСА: «Воздержание от причинения боли кому угодно в мыслях, словом или телом, какому угодно живому существу, включая и себя. Это воздержание от зла».

Истина – САТЬЯ: «По подтверждению внутренних чувств представлять вещи такими, какие они есть, с намерением сделать лучше /хорошее/ дружественным словом, без обмана. Это Истина».

Не кража – АСТЕЯ: «Не красть, не лишать имущества другого, каким бы ни было способом: ни мыслью, ни словом, ни делом. Это – не кража».

По комментариям, «Йога-Даршана включает в «непринятие» какого либо добра, не дозволенного святыми законами». А в последующих комментариях говорится: « Тем, которые постоянны в «не краже», все драгоценные вещи приходят сами».

Целомудренность – БРАХМАЧАРЬЯ: «Полное отречение эротических переживаний в мыслях, чувствах или теле – это целомудренность».

Слово Брахмачарья у Йоги-Даршана, определено как путешествие в Вечную Мудрость – в ВЕДУ, и тот, который постоянен в целомудрии достигает большой силы.

Не владение – АПАРИГРАХА: «Воздержание от собирания чего-либо служащего развлечению, относятся ли к это слову, вкусу или запаху. Это и есть невладение».

В объяснении Йоги-Даршана, исполнители этих пяти правил воздержания, без ограничения касты, земли или времени, при всех обстоятельствах и есть большое воздержание – Маха-Йама.

От приведенных правил воздержания, некоторые впадают в крайности трудно приемлемые для современного человека с его взглядами на жизнь и мир. Так, например, исполняя Ахамсы, члены различных сект в Индии, к суставам своих ног прикрепляют бубенчики и колокольчики, чтобы их слышали насекомые и пресмыкающиеся, и отстранялись, если они находятся на пути. Между тем известно, что Махатма Ганди при помощи Ахамсы, своей тактики пассивного сопротивления, удалось содействовать освобождению Индии от иностранного владычества.


Символ воздержания ЙАМА


Имеются также такие люди, которые, придерживались Апариграхи, – они ходят в Индии одетые ветром, т.е. совершенно нагими, с палкой и горшочком в руке. И на западном полушарии люди явно раздеваются, но не из-за владения Апариграхи.

Брахмачарья – целибат, это одно из существенных правил воздержания. Посвященному Йогу не надо право на удовлетворение сексуальных надобностей, также и эмоций связанных с телесными наслаждениями.

Считается, что таким способом жизненная энергия, и специально энергия семени, содержащая в себе репродукционную силу, переходит в большое спиритуальный могущество.

В длинной истории человечества, многие ученые философы и художники, создали вещи эпохального значения. И спортсмены, во время подготовки к соревнованию, подвергаются строгому режиму, чтобы воспрепятствовать распылению силы, а их внимание сосредотачивается на достижении определенной цели.

Так как война начинается в человеческом уме, в человеческий ум надо садить идеи любви и мира.

ЮНЕСКО.

Ненасилие есть самая большая сила, которой располагает человечество.

Ганди.

Смотритель несколько сильнее себя тот, кто не раздавит муравья.

Каштелян Юрий.

Тот, кто желает владеть миром – пусть научится владеть собой.

Иоханес Линанкоски.

Сильный духом отстраняет от себя наслаждения так же, как и мореплаватели избегали скал.

Наполеон.

Нужно верить в собственные силы.

В. И. Ленин.

Воля человека, делает его большим и маленьким.

Шиллер.

Убийственно, когда человек упадет духом, чем телом.

Марк Андрелий.

Где есть воля, там существует и способ.

Шо.

Волей обладают сильные, желанием – слабые.

Владек Десница /Правый/.

Кто свободен? Только мудрец, который умеет собой владеть, который не боится бедности, оков и смерти, который умеет противостоять страстям и презирает славу и почести.

Гораций.

Тот, кто может победить волков на поле брани, не может сравниться с победителем, победившим себя.

Буддха.

Будь подобен морскому мысу, в который постоянно ударяются волны, а он и дальше стоит твердо.

Марк Аврелий.

Стоимость и сила человека не ценятся по каким-то необыкновенным подвигам, а по его каждодневным делам.

Толстой.

Нийама

Не всё ли равно, очищены ли в комнате все углы или очищена только середина.

Индийское изречение.

Пять, правил которых, надо придерживаться в качестве дополнения к предыдущим предписаниям и которые, по Йоге – Даршана, ведут к осуществлению себя в Йоге.

САУША состоит во внешней чистоте, т.е. телесной чистоте. Чистота, тала поддерживается купанием, разными способами, в зависимости от условий.

Обтирание влажным, полотенцем может заменить купание, если для нормального купания нет условий. Кроме этого существует, воздушное купание, т.е. небесное купание – на дожде, ментальное капание и т. д.

По традиционным правилам всё должно быть чисто: место, воздух, вода, полотенца, а тело днём обращено к востоку или северу, а ночь, только к северу.

Внутренняя чистота постигается усвоением «небесных благ», состоящих для контроля чувств, выбора тем для размышления, чтения Вед – Вечной Мудрости, так же настойчивости и освобождения от различных вредных и отрицательных эмоций: зависти, злобы, вожделения, мстительности и др.

Дружба, искренность и любезность являются большим вкладом во внутреннюю чистоту.


САЙГОША – определяется так: задержать радостный или удовлетворенный дух, всё равно ожидает ли вас удовольствие или затруднение, приобретение или потеря, честь или срам, успех или падение, симпатия или ненависть – это есть мир и удовлетворённость духа. Так говорит и наша народная пословица: – «В добре не возгордись, а во зле не погасись».

ТАПА – обуздание. Их имеется три вида, телесные и в мыслях, что в подтексте обозначает – воздержание от всех телесных, желаний, контролирование своих слов и сохранение внутреннего спокойствия.

СНАДХЙАЙА – личное развитие и культурное образование, состоящее в изучении великих произведений из области науки и общего знания. Если во время медитации ритмически повторяются слоги текста, глубокого и мудрого содержания, их скрытая сила, выраженная в звуке, проникает в подсознание и становится связной частью сознательного существа.

ИШВАРА ПРАНДИДХАНА – истинное тяготение всем существом: мыслью, словом и делом, посвятить себя чему-нибудь возвышенному – искоренить в себе мелкие слабости и направить свой дух к чистейшей цели, ведущей к бессмертию и бесконечности.

Шат-Карма

Шесть способов очищения.

Заботься о знании: оно тебя украшает, если ты богат

и питает, если ты беден.

Хазрат Али.

По Хатха-Йоге Прадипика, имеется шесть способов, которые применяются в личной гигиене – НЕТИ – прочистка носовых органов, ДХАУТИ – промывка желудка, ВАСТИ – освобождение кишечника, НАУЛИ – движение желудка, ТРА ТАКА – направление взгляда в одну точку и ВАДЖРОЛИ – обмывание половых органов.

Эти Шат – Кармы, состоящие из глотаний длинной ленты и пропускания-внутрь через ноздри, фиксирование взгляда с закрытыми глазами, а так же других действий, западным людям кажутся не только несбыточными, но и очень ригористичными /Строгими/. Они, не рекомендуются каждому, их не надо производить без контроля и опытного учителя. Между тем, некоторые процедуры, можно применять без затруднений, их нужно ввести в каждодневный режим личной гигиены.

В храм не заходят с грязным телом и нечистыми мыслями.

Прежде Чем войти в храм собственного тела, нужно

физически и психически основательно очиститься.

Ийенгар.

Асаны

/Телесные физические упражнения/

Тот, кто приобретает власть над Асанами, овладеет тремя мирами.

Упанишады.

По одной очень старой легенде, при сотворении мира, Шива занимал положение, которое представляло его определённое творение: рыбу, птицу, животное, насекомое, дерево, реку, горы и т. д. Так по легенде существует:

84 основные позы – /Асаны/ или 84000000 их вариаций, т.е. столько, сколько видов и подвидов существ, и явлений имеется в природе.

На практике имеется несколько десятков основных Асан и несколько сот их вариаций. Каждая из них действует на определённый орган, при том, не обходя, ни одну часть тела. Название Асаны, должно вызывать в представлении желаемое – лотос, кошку, кобру, колесо, павлина, саранчу, скорпиона, а иногда она носит имя легендарного мудреца или легендарного героя ее выдумавшего.

Первоначально Асаны предназначались для приспособления тела в целях медитации. Чтобы достичь ментальной концентрации, тело должно быть в наиболее правильном положении, в котором соприкасаются точки физического и спиритуального тела, таким способом легче входить в связь с космическими волнами. Поэтому, Йога-Даршана так определяет Асаны: – «Остаться недвижимым на долгое время без напряжения, это Асана». В продолжение говорится, что – «Цель положения тела достигнута, когда физические реакции тела включены и дух разлит в бесконечности».

В современной практике преобладает намерение употребления Асаны в первую очередь, для реакционных и рациональных целей, а уже потом для медитации. В быстром темпе жизни и многообразной занятости, современному человеку не остается времени для ухода в свои интимные, мыслительные сферы на более долгое время. В виду этого, он охотнее берется за те упражнения, которые ему могут дать максимальную пользу, за самое короткое время. Легенду о большом количестве Асан, подтверждает тот факт, что от их появления, они постоянно обогащаются новыми элементами. Сама инициатива учителя и самих учеников, помогает постоянной достройке и совершенствованию этих упражнений. Статические упражнения в своей основе – Асаны – живут своим непрерывным динамизмом, как высшего видимого – так и внутреннего характера.

Ян: – «Будь сильным, чтобы стать могучим».

Тирш: – «Будь сильным, чтобы стать свободным».

Эбар: – «Будь сильным, чтобы стать полезным».

Йогу не могут постичь те, кто много едят; те, которые воздерживаются от пищи; те, что через чур много спят; Те, которые живут в безмерном бодрствовании. Тем самым нарушая естественный ритм.

Для успеха в жизни, нужно овладеть искусством равновесия: сжимания – разжимания, напряжения и расслабления, в гармоничном ритме.

Пранайама

/Контролирование дыхания/

Наивысшая человеческая задача – познать и

понять объективный мир и его законы.

Спиноза.

В комментариях Йоги-Даршана так определяется контролирование дыхания – «Волевой перерыв течения дыхания и выдыхания – есть Пранайама и согласованное действие вдыхательных н выдыхательных энергий – Прана и Апана – называется Пранайама».

Вйаса – поэт «МАХАБХАРАТЫ» говорит, -«Нет лучшего способа, управлять собой в восхождении до высоких сфер, чем контролирование дыхания, т.к. оно очищаете нечистоты и зажигает пламень знания».

Хорошее познание техники дыхания, лежит в самой основе ученая Йоги. Какое значение придаётся дыханию показывает тот факт, что Йоги не определяют старость по числу лет, а определяют по числу вдохов. Кроме некоторых важных, компонентов, длина жизни зависит, главным образом от способа вдыхания и темпа выдыхания.

Хотя дыхание и является основным условием жизни, человек обычно не осознаёт его ток и в большинстве случаев не имеет понятия о его процессе. Научными, исследованиями утверждено, что люди, особенно более цивилизованные, дышат поверхностно и пользуются только третьей частью вместимости своих легких. В их организм не входит достаточного количества кислорода и недостаточно снабжаются лёгкие и клетки. Этот недостаток кислорода вызывает множество отрицательных явлений, из которых бывают и разрушительные.

Клетка – основной элемент всякой живой материи. Человеческий организм состоит из сотен миллиардов клеток различных субстанций и величин.

В этой чудесной и великой игре природы в человеческом организме, каждая клетка, имеет своё определённое задание, которое она выполняет в известном законном порядке.

Правильная деятельность этого грандиозного устройства во многом зависит от знания его, а еще больше от отношения к нему. Древние Йоги кажется первыми на свете заметили его значение и стали научно исследовать.

Так, они создали одну единственную систему, в которой философские аспекты и практические применения сделались интегрально-целостными.


Китайская диаграмма, означающая бесконечность


Бесконечное находится в человеке, как масло в кунжутном семени.

Как вода, в реке, как огонь в кремне.

Упанишады.

Несовершенство не есть отрицание совершенства, конечность не отрицание бесконечности. Это целое показывается, в частях, это бесконечность открывается в границах.

Рабиндранат Тагор.

Тому, кто знает настоящую природу вещей – какая польза от учителя?

Тому, кто выздоровел от болезни – какая польза от врача?

Тому, кто перешел реку – зачем нужна лодка?

Лао Це.

Пратьйахара

/Отделение чувств от внешних деяний/

Если хочешь переменить мир – начни с себя.

Конфуций.

По усвоению внешних систем – Бахира-Ангас, можно перейти к высшим, внутренним степеням – Антара-Ангас, которые ведут к наивысшей степени Йоги – Самадхи.

Йога-Даршана так определяет первую, внутреннюю ступень – «Когда чувства отделились от своих объектов и перенеслись в сознательную область – это называется Пратьяхара».

Процесс отделения состоит из освобождения от своих естественных ощущений, связанные с определенными внутренними впечатлениями. Практически это происходит так: смотреть и не видеть, слушать, но не слышать, касаться но не ощущать, и т.д., но в это же время сознавать, эти чувственные манифестации.

Выключением, т.е. выделением органов чувств с их резкими действиями, предупреждается свободно, не контролирование, принятие и действие вне этих влияний. Таким образом приготавливаются к новым этапам, имеющим целью освобождения духа от всех связей, имеющих какую-либо субъективную окраску.

Эта фраза также служит и для выбора объекта или личного начала, которое в дальнейших процессах может стать путеводной идеей.

Дхарана

/ Дхарана – концентрация/

Человек становится тем, о чём он думает.

Одно из основных положений ЙОГИ – Способность человека сосредоточить свой дух на каком-нибудь определённом замысле или объекте, эту способность одни имеют уже по своей природе, в то время, как для других, является большим напряжением собраться с духом и сконцентрировать свои блуждающие мысли. Систематическими, упражнениями – Асанами, а в особенности Пранайамой, достигаются, психические движения освобождения от физических условностей в большей или меньшей степени, а в некоторых случаях и совсем. После прохождения через фазу исключения чувственных влияний, и когда этим способом установлен ментальный контроль, можно перейти к следующему этапу, ведущему к внутреннему пути-реинтеграции.

Конец ознакомительного фрагмента.