Вы здесь

История искусств. Стили в изобразительных и прикладных искусствах, архитектуре, литературе и музыке. Глава 2. Искусство античной Греции от архаической эпохи до эллинизма (Т. Р. Забалуева, 2013)

Глава 2

Искусство античной Греции от архаической эпохи до эллинизма

Миф и история древней Греции

История древней Греции, как и Античного мира, берет начало с XII–VIII в.в. до н. э. и заканчивается с эпохой падения Римской империи и ее делением на Западную и Восточную в IV–V в.в. и. э. Греция была мирно колонизована Римом и существовала параллельно, являясь с одной стороны поставщиком культуры и науки, а с другой – номинальным государством в составе Римской империи. В конце концов, территория Греции стала основой территории Восточной Римской империи – Византии (Рис. 2.1).

Местное этническое население полностью заместилось к VII в. до н. э. завоевавшими эти места дорянами. Они то и заложили первые камни в развитие эллинской цивилизации на территории Балканского п-ова.

Культура Греции зижделась во многом на языческих религиозных представлениях. Греки любили, почитали и боялись своих богов. Это во многом определяло стиль поведения людей, их стремление к прекрасному и по-своему чистому. Греческие боги наделены человеческими чертами, причем самыми прекрасными – это отражено в многочисленной скульптуре, дошедшей до наших дней. Олимпийский пантеон греческих богов включал 12 персонажей: Зевс, его жена Гера – охранительница законного брака, Афина – богиня мудрости, Посейдон – бог моря, Аполлон (или Феб) – бог света, музыки и прорицаний, Артемида-богиня лунного света и охоты, Деметра-богиня земледелия, Афродита – богиня любви и красоты, Гермес – бог торговли, переносящий мертвые души, Арес – бог войны, Гефест – бог огня и покровитель ремесленников, Гестия – охранительница семейного покоя. (Рис. 2.2–2.14).

Понятие в мифологии полубог – получеловек, т. е., рожденный от богов и земных женщин приближало простого смертного к самой заветной мечте – возможности прикоснуться к божественному началу. Герои становились предметом недосягаемой мечты и гордости народа. Геракл – сын Зевса и Алкмены, Персей – сын Зевса и Данаи, Беллерофонт – сын Посейдона и Эвриномы, Одиссей – сын Лаэрта и Антиклеи и др. (Рис. 2.15, 2.18, Герои. Рис. 2.19. Таблица пантеона греческих богов).

Изучая культуру античной эпохи, невозможно отмахнуться от мифа как от никчемной детской сказки древних народов. Миф отражал всю многогранность жизни людей в ту далекую эпоху, уходящую вглубь тысячелетий. Мифы рассказывали о религиозных воззрениях людей, отражали их суеверия и желания победить в борьбе с силами природы, которые были для них необъяснимы. Мифы повествуют о том, что люди жили на территории Греции очень давно, многие века. Из мифов мы узнаем, что эллины стремились познавать окружающий их мир, предпринимали очень длительные и дальние путешествия. Всем известно повествование о поисках Золотого руна в далекой Колхиде, т. е. на территории современной Грузии. Мифы о Микенах и Трое дали основания археологам для раскопок, с помощью которых эти города были открыты и превратились для потомков в источник бесконечных знаний о жизни и культуре эллинов.

Однако работа с мифологическим материалом находится еще в самом начале пути. Со временем мифы раскроют пред нами еще много интересного о культуре народа, который создавал человеческим трудом «золотые Микены» и Трою. И когда смотришь на мощные стены Микен, выложенные из квадров огромного размера (рис. 2.20), кажется, что воздвигнуть такие стены могли только колоссальные циклопы, о чем и повествуют нам мифы. Отмахиваясь сегодня от мифов, как древних сказок, мы обрекаем себя на полное непонимание всей эллинской культуры, а значит и невозможности провести анализ развития этой культуры от ее истоков до падения.


2.19 Греческие Титаны, Боги и Герои. Генеалогическое древо.


Помимо религиозных основ и их переложения в мифах, греки не забывали о вполне насущных земных делах: как организовать политическое и социальное устройство государства, как обеспечить его безопасность, как, наконец, создать условия для сытой и спокойной жизни населения. Греческие города-государства в своей политической и экономической основе являются рабовладельческими демократиями. Изобретению демократических основ существования общества человечество обязано именно грекам. Для решения жизненно важных вопросов население собиралось на специально отведенном месте. Например, в Афинах таким местом был склон холма Пникс. Это место можно увидеть и сегодня (Рис. 2.21). Право голоса имели все свободные горожане. На Пниксе размещалось около 5 тыс. человек (Рис. 2.22). Народное собрание выбирало «совет пятисот» для повседневного управления государством, но каждый мог внести на рассмотрение новый закон, который тщательно обсуждался. Ежегодно одно собрание посвящалось остракизму (от названия палочки для голосования). В этот день любой мог написать имя человека, которого он считал опасным для города-государства. Путем большинства при голосовании выносилось решение.

В человеке больше всего ценились любовь к отечеству и искусство красноречия, чему старались обучить своих детей все обеспеченные граждане. Это умение помогало в продвижении на государственную службу. Непревзойденным оратором считался великий Перикл, вождь афинской демократии. Его политический противник говорил, что если, борясь с Периклом, он положил бы его на обе лопатки, а Перикл стал бы доказывать, что он победил, то все слушатели поверили бы Периклу, несмотря на очевидность положения.

На фоне упорядоченного устройства общества высоко взлетает развитие его культуры и науки. Науку представляли Фалес из Милета – первый математик, геометры Архимед, Пифагор, Эвклид, математик и механик Герои, философ Сократ, астроном, математик и философ Аристотель – воспитатель и учитель Александра Македонского.

Особенно яркие памятники дошли до нас из литературы и театра. Театр играл огромную роль в жизни общества. Поэтому в Греции строилось большое число театров. И очень многие из них дошли до наших дней. Древнегреческий театр возводился с использованием крутого рельефа местности, иначе говоря, в естественной природной чаше. Оставалось организовать правильный уклон и расположить на нем места для зрителей, а внизу построить сценическую площадку – схену. Такая простая и потому прочная конструкция позволила сохраниться греческим театрам повсеместно несмотря на исторические и природные катаклизмы (Рис. 2.23).

Из глубины веков дошли до нас произведения Гомера (Рис. 2.24). Его «Илиада» и «Одиссея» – блестящие памятники эллинской литературы. Поэт – по-гречески – аэд, т. е. сказитель. Аэды пели свои стихи, играя на струнном инструменте кифаре. Таким представляли себе греки и знаменитого слепого певца Гомера. Гомер- личность почти легендарная. Его произведения дошли до нас скорее всего с дополнениями и изменениями. Однако в целом эти эпические поэмы явно сохранили дух греческого общества, вплетенного в историческую и мифологическую канву.

Так, «Илиада» Гомера посвящена последнему, десятому году осады Трои. Факт исторический. Герои вымышленные или мифологические. Вождь ахейцев Агамемнон отобрал у храбрейшего воина Ахилла его пленницу (Рис. 2.25). Ахилл отказался воевать и обратился за помощью к Зевсу. Зевс помог. Ахейцы терпят бедствие от троянского войска. Ахилл переживает за своих соплеменников и посылает своего друга Патрокла (Рис. 2.26.). Одетый в платье Ахилла, Патрокл помогает войску одолеть троянцев, но гибнет от руки их героя Гектора. Ахилл в отчаянии и винит себя в гибели лучшего друга. Гнев Ахилла обращается на троянцев. Начинается лютая битва, в которой принимают участие разгневанные боги (Рис. 2.27). Троянцы бегут. Между Ахиллом и Гектором завязывается бой. Гектор погибает, и его труп привязывают к колеснице, чтобы протащить по полю. Отец Гектора, троянский царь Приам умоляет Ахилла отдать тело сына для достойного погребения (Рис. 2.28). Горе объединяет врагов: отец скорбит о сыне, Ахилл – о друге. Гнев Ахилла утихает и троянцы с достоинством хоронят своего героя.


2.26 Ахилл, умело перевязывающий рану своего любимого друга Патрокла.


В «Одиссее» Гомера события разворачиваются на десятом, последнем году странствий Одиссея, который возвращается на родину после победы над Троей. Он царь острова Итака. На его возвращение уже никто не надеется, и к жене Одиссея Пенелопе сватаются женихи, чтобы занять трон Одиссея. На плоту Одиссей плывет к родным берегам, но море выбрасывает его на землю феакийцев. Здесь он рассказывает о своих злоключениях, об одноглазом Циклопе, о волшебнице Цирцее, превращающей людей в свиней, о коварных сиренах и о грозной буре, погубившей его спутников. Феакийцы сочувствуют ему и отправляют на Итаку, где в самом разгаре спор за руку его жены (Рис. 2.29.) Одиссей выигрывает последнее состязание, которое Пенелопа предложила претендентам. Она вынесла им лук Одиссея. Никто не смог натянуть тетиву, и только Одиссей в одежде нищего смог справиться со своим луком. Одиссей расправляется со всеми недругами. И поэма заканчивается счастьем воссоединения семейной пары.

Обе поэмы объединяет описание глубоких человеческих переживаний. Строки наполнены живыми характеристиками героев, описанием жизни простых людей и деяний богов, без которых грек не мыслил своего существования. Описание дворцов и садов, людей и животных, битв и кровопролития передает для современников и для нас мир античной Греции во всей его полноте.


«Илиада». Песнь первая.

«Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,

Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал:

Многие души могучие славных героев низринул

В мрачный Аид и самих распростер их в корысть плотоядным

Птицам окрестным и псам (совершилася Зевсова воля), —

С оного дня, как, воздвигшие спор, воспылали враждою

Пастырь народов Атрид и герой Ахиллес благородный…»

(перевод с древнегреческого Н. Гнедича.)

Так начинается бессмертное произведение Гомера. И с первых строк от него веет сказочным духом этой красивой эпохи, мировосприятием эллинов через их богов и героев, их философией, их любовью к своим героям. И только впитав дух и суть этих замечательных произведений, можно понять глубинные предпосылки формирования отличительных стилистических черт искусства эпохи античной Греции.

Экономической основой греческого общества были с одной стороны – рабский труд, с другой – активная торговля, крестьянское ведение хозяйства на земле и развитое ремесло. Земля принадлежала не царю или фараону, а народу – демос по – гречески.

В своем историческом развитии Греция прошла три основных периода:

Архаический – VII-нач. V в до и. э.

Классический – 480 г. до конца IV в. до н. э. (480–400 гг. – расцвет)

Эллинистический – 320 г. до и. э.-1 в. и. э.

Архаический период и дорический стиль

Архаический период – это период становления государственности, начало развития науки, техники и культуры. Огромная роль в развитии общества, как уже отмечалось, принадлежит театру. Театр считался делом государственной важности. Ему придавалось большое значение в сфере воспитания духовности людей. Театр Диониса в Афинах вмещал 17 тыс. зрителей. Без театра не было ни одного греческого города. Театральные состязания длились по несколько дней, ежедневно ставилось 4–5 пьес. На это время деловая жизнь в городе замирала. Чтобы неимущие граждане могли посещать театр, в Афинах раздавались так называемые зрелищные деньги из государственных средств. Расходы на постановку спектакля возлагались на обеспеченного гражданина, и это было очень почетно.

Театр начался с праздника бога Диониса, или Вакха (Рис. 2.30). На празднике пел хор под аккомпанемент лир и флейт. Процессию с венками и гроздьями винограда сопровождали люди, одетые в шкуры козлов с подвязанными копытами, хвостами и рогами (Рис. 2.31). Они изображали спутников Диониса – козлоногих сатиров. Запевала представал в образе Диониса и разыгрывались сцены его жизни, страданий, смерти и воскрешения. С течением времени уличное действо превратилось в спектакль с участием хора и актеров, и этот спектакль стал называться трагедией-«песней козлов». После жертвоприношения и спектакля серьезная часть заканчивалась и начинался пир. С шумом, веселыми песнями и шутками экспромтом молодежь ходила по округе. Отсюда произошла комедия-«песнь гуляк».

Сам театр, как уже отмечалось, располагался на склонах холма (Рис. 2.32, Рис. 2.33). На круглой сцене – схене происходило действие. Актерами были только мужчины. Актер выступал в маске и на деревянных скамеечках, которые привязывались к каждой ноге и назывались «котурны». Маски позволяли прочитать соответствующий образ с самых верхних рядов и служили также усилителями звука, акустика была превосходной. А котурны способствовали тому, чтобы у зрителей, сидящих в верхней части театра не складывалось искаженного восприятия актера, т. к. сверху актер виден не фронтально, как с нижних рядов, а больше в проекции сверху. (Рис. 2.34).


2.33 Театр Диониса. Реконструкция.


Поскольку архаическая эпоха – это эпоха дорян, то театр этого времени необходимо рассматривать как отражение культуры именно этого народа. И нужно отметить, что уже в литературе и театре наличествуют признаки стиля, рожденного этим народом. Стиль эпохи отмечен спокойствием, взвешенностью наряду с внутренней страстностью.


2.35 Скульптурный портрет Эсхила.


Замечательным представителем плеяды драматургов архаической эпохи был Эсхил (Рис. 2.35). Эсхил жил в эпоху греко-персидских войн, т. е. в VI–V в. до н. э. Сам участвовал в знаменитых сражениях при Марафоне и Саламине. Он написал 90 трагедий, сохранилось 7. Его трагедия «Прикованный Прометей» и трилогия «Орестея» не сошли со сцены и сегодня. Образ Прометея, защитника и спасителя человечества, давшего ему огонь, который он похитил у Зевса, научившего людей строить корабли и жилища, приручать животных, распознавать лекарственные растения, преподавшего науку чисел и грамоту, – ярчайший и сильнейший образ. Зевс наказал за это Прометея и приковал его к скале. Орел же должен был выклевывать ему печень.

Знай хорошо, что я б не променял

Своих скорбей на рабское служенье,

Мне лучше быть прикованным к скале,

Чем верным быть прислужником Зевеса.

«Прометей» Эсхил

В этих замечательных словах кроется философия общества, общества гордых дорян, представленного в эту эпоху городом-государством Спартой с ее могучими и стойкими жителями – спартанцами (Рис. 2.36. Руины Спарты).

Можно представить себе, какое впечатление производили столь сильные произведения, да еще и поставленные в театре, на зрителей. Трагедия с ее глубокими чувствами и яркими героями с цельными и сильными характерами, с четкой и последовательной линией развития сюжета отличает литературные произведения этой эпохи.

Разрушение дорянами этнической культуры Греции в начале периода их экспансии приводит к художественному оскудению. Разрушение предшествующей Эгейской крито-микенской культуры, которая была связующим переходным звеном от египетской культуры к античной, привело к возникновению новых художественных традиций. Новый стиль, который последовал за крито-микенской культурой с полным основанием можно назвать дорическим. Дорический стиль, как и любой другой, объединил все искусства. Его черты прослеживаются, как мы наблюдали, уже в литературе и театральном искусстве и раскрываются с особенной ясностью в искусстве росписи ваз, в скульптуре и в архитектуре. К концу архаического периода складывается стройная система художественной культуры Греции.


2.37. Аполлон Тенейский


Архаическое искусство VI–VII веков создает, наконец, новый совершенный стиль. Этот стиль очень быстро охватывает весь круг античной культуры.

Если обратиться к скульптуре, то в ней проявляются черты более глубинной проработки фигуры человека.

Фигура еще достаточно статична, но первые признаки движения прочитываются. Руки уже отделены от туловища и находятся в легком движении, сопровождая движение ног. Анатомические знания помогают скульптору изобразить черты лица и мускулатуру тела (Рис. 2.37).

Дорический стиль отличает конструктивная логика, органичная взаимосвязь живописи и предмета, которому она предназначалась, и наконец, тектоника каждого элемента в отдельности и всего произведения в целом.


2.38 Чернофигурная гидрия


Эти отличительные черты стиля, ясно, прослеживаются в чернофигурных вазах, как в росписи, так и в самой их форме.

Особенно логичен и благороден образец этого стиля – гидрия – сосуд для воды. (Рис. 2.38) Сосуд можно было переносить за две боковые ручки, а третьей ручкой пользовались, когда выливали из гидры воду. Наличие различных ручек говорит и о разном их функциональном назначении. Гидрия имеет прочное и устойчивое основание круглой формы, которое подчеркнуто венком черных линий. Ножка выполняет свою функцию и предназначена для обеспечения устойчивого положения сосуда. Само вместилище для воды строго разделено с ножкой лучистым венцом. Форма вместилища резко расширяется кверху и границей между ним и ножкой служит расположенный внизу фриз с охотничьими сценами. Выше – основная роспись стенок с изображением Геркулеса, удушающего египетского царя Бусириса, и группы спешащих на выручку к царю негров. Группа негров и Геркулеса с царем разделены средней ручкой и тяготеют к двум боковым. Таким образом, роспись подчеркивает тектонику сосуда. Этой же цели служат и места крепления ручек к телу гидрии, обозначенные лучами, усиливающими ощущение их прочного прикрепления к стенке сосуда. Лента меандра по краю горлышка, круто и энергично поднимающегося от тела гидрии вверх, отмечает его завершение. Очевидно, что живопись находится в полной гармонии с формой сосуда, подчеркивая его структуру и назначение всех его частей. Живопись имеет плоскостной характер и служит только украшением без всякого намека на разрушение плоскости. Живопись напротив подчеркивает предназначение плоскости, ограничивающей внутреннее пространство сосуда как вместилища для воды.

В чернофигурном стиле орнамент и фигуры нарисованы на глиняном фоне немногими цветами с преобладанием черного. Рисунок подчинен поверхности сосуда. В последовавшем краснофигурном стиле, который возникает к концу VI, столетия наблюдаются изменения, которые скорее свойственны классическому периоду, где мы их и рассмотрим.

И, наконец, дорический стиль в архитектуре. Приступая к рассмотрению особенностей стиля в архитектуре, сначала нужно ввести понятие ордера и ордерной системы. Ордер – это художественная трактовка стоечно-балочной системы, иначе говоря, основной конструктивной системы зданий той эпохи, которая просуществовала очень продолжительное время в архитектуре, являясь основной конструкцией всех зданий и сооружений. Наряду с новыми конструктивными системами мы пользуемся стоечно-балочной системой и по сей день, когда применяем в качестве несущих элементов здания стойку и балку. Однако древним недостаточно было видеть только конструктивную сущность, они хотели придать конструкции красоту. Поэтому ордер появился еще в Египте. При строительстве храмов египтяне применяли свой достаточно тяжеловесный ордер. Однако египетский ордер не лишен выразительности и тектонической логики. Ордер включает в себя опору – колонну с ее основанием или базой, если таковое имеется, как, например, в ионическом или коринфском ордере, и капителью. Капитель завершает колонну сверху в месте операния на нее несущей балки- архитрава. Ордер венчается в верхней части антаблементом, в который в свою очередь входят архитрав, фриз, карниз (Рис. 2.39).


2.40 Посейдония (Пестум). Храм Посейдона (ок.450 г. до н. э. Общий вид с северо-востока)


Ордер является конструктивной и художественной основой всего храмового строительства античной Греции. И когда мы вглядываемся в дорический храм архаической эпохи, мы видим, прежде всего, его целостность, соподчиненность его частей, прочность и величественность. Для примера рассмотрим храм Посейдона в Пестуме. Посейдония – это небольшая греческая колония на территории Италии, которая просуществовала сравнительно недолго. Храм Посейдона – одно из самых значимых и ярких сооружений архаической эпохи. Храм сохранился не очень хорошо (Рис. 2.40). Однако исследователи архитектуры провели его реконструкцию (Рис. 2.41). Одновременно с исследованием храма Посейдона была проведена реконструкция храма Афайи на острове Эгина. Рассмотрим реконструкцию Фуртвенглера (Рис. 2.42). Ему удалось тонко восстановить особенности стиля архаической дорики. На основе этой реконструкции легче провести анализ дорического стиля в архитектуре. Здание отличается ясностью в общем членении фасада на несущую конструкцию, т. е. ряд колонн, и на фронтон, который на них опирается. Все шесть колонн прорезаны канелюрами, желобками сверху донизу. Канелюры создают ощущение движения вверх, к главному месту передачи тяжести, которое отмечено капителями. Капители через абаки, плиты в верхней части капители, воcпринимают и передают нагрузку от архитравных балок на стволы колонн. Три маленькие бороздки перехватывают сужающийся кверху ствол колонны перед самой капителью. Колонны как будто собирают все силы перед самым важным моментом – воспринять на себя всю тяжесть крыши. Капитель имеет слегка прогнутую образующую эхина (чаша капители), как будто пружинящего под навалившейся тяжестью. Однако колонна остается стоять непоколебимо. На мощную архитравную балку укладывались поперечные более легкие балки, и сначала между их торцами оставалось ничем не заполненное расстояние. Позже, как мы видим в храме Посейдона, расстояния между поперечными балками закрывают плоскими квадратными вставками, называемыми метопами. Чаще метопы украшались барельефами. Торцы поперечных балок получили расчлененность тремя бороздками, возможно по числу составных частей балок, и украсились капельками, переработанными в пластические каменные элементы, бывшие ранее верхами деревянных клиньев. Эти торцы назвали триглифами. Фриз получил сильно расчлененную поверхность, которая позволяет перейти от гладкой тяжеловесной «работающей» архитравной балки к украшенному барельфами фронтону. Фронтон – главная венчающая часть здания. Барельеф восточного фронтона подчинен энергичному решению архитектурной формы, в результате чего налицо синтез архитектуры и скульптуры, их слияние в единое целое по замыслу автора. Крайние колонны поставлены под самыми концами фронтона, а каждая из оставшихся приходится под фигурами поверженных воинов. В центре размещена фигура Афины Паллады (Рис. 2.43). Она главенствует в композиции и удерживает ее как единое целое. Мы не знаем, как окрашивали эллины свои храмы. Сегодня мы видим памятники этой эпохи в благородной белизне мрамора, из которого построено большинство из них. Возможно, такое восприятие памятника позволяет легче оценить его достоинства, почувствовать гармонию этой архитектуры в ее естественной тяжеловесности, непоколебимости, строгости и в то же время необыкновенной изысканности форм. Однако эллины окрашивали свои храмы. И делали это очень тонко, подчеркивая благородные формы сооружения. Сегодня мы можем это увидеть только в реконструкциях, которые сделаны после длительных исследований (Рис. 2.44).


2.41 Посейдония. Храм Посейдона. Торцовый фасад. Реконструкция Делагардета


2.42 О. Эгина. Храм Афины Афайи. Восточный фасад. Реконструкция Фуртвенглера


2.43 О. Эгина. Храм Афины Афайи. Восточный фасад. Фронтон (реконструкция)


Итак, дорический стиль отмечен целостностью и спокойствием, конструктивной логикой и последовательностью, внутренним драматизмом и наряду с этим непоколебимостью в решениях, стойкостью и героизмом в жизни и невероятным чувством достоинства во всем.

Классический период и ионический стиль

Классический период – период расцвета культуры греческого общества. Заканчиваются греко-персидские войны. Во главе с Периклом Афины достигают наивысшего расцвета на основе развитой демократии. Небывалый подъем в культурной жизни отмечается именно в этот период. Строится новый Акрополь, который включает целый комплекс храмов. Главным храмом является Парфенон, посвященный Афине-деве (Афине Парфенос). Пропилеи, – входной храм с храмом бескрылой Нике-богине Победы. Эрехтейон – храм в честь героя Афин Эрехтея (Рис. 2.45). Работают блестящие скульпторы Мирон, Фидий, Поликлет.


2.45 Акрополь города Афины. Реконструкция:!.Пропилеи, 2. Храм Ники, 3. Статуя Агриппы, 4. Храм Вравроне Артемис, 5. Хранилище бронзы, 6. Бронзовая статуя Афины, 7. Аррифорио, 8. Храм Парфенон, 9. Храм Эрехтейон, 10. Храм Рима и Августа


Для театра пишет свои трагедии Софокл. Он написал их 123, сохранилось 7. Сюжеты Софокл черпает из мифов, но действующих лиц наделяет общечеловеческими чертами. Кто не знает знаменитых трагедий «Антигона», «Электра» или «Царь Эдип»?! Чувства и переживания царя Эдипа, любимого народом, не могут не вызвать сочувствия к себе несмотря на его преступления, хотя бы и по незнанию. Эдип случайно убил своего отца и женился на своей матери. Не в силах пережить это, царь ослепляет себя.

Из «Антигоны» Софокла до сих пор с невероятной силой и значимостью звучат слова: «Много в природе дивных сил, но сильнее человека нет».

Еврипид пишет одновременно с Софоклом. От него дошло 17 трагедий, в том числе «Медея», «Елена», «Ифигения в Авлиде». Знаменитая греческая волшебница Медея вошла в историю в связи с преступлением, которое она совершила, убив своих детей, рожденных от Язона, которого она любила и помогала ему в путешествии аргонавтов за золотым руном. А тот решил жениться на другой. Трагедия любви и невероятной жертвы, которую приносит мать во имя любви, содрогнет любое сердце.

Трагедии этого периода доводят до зрителя сознание значения человека в окружающем мире, полноты и глубины человеческих чувств, сохраняя и подчеркивая гармоничность природы человека и призывая людей к человеческому подвигу во имя любви. В сюжетах место героики мифа занимает драма человеческих отношений.


2.46 Краснофигурная амфора


В прикладном искусстве, скульптуре и архитектуре тоже происходят изменения. Еще в конце VI века, предвосхищая смену архитектурных стилей, в вазовом искусстве появляется краснофигурный стиль в росписи, в котором глиняный фон покрывается черным лаком и для фигур оставляется место (Рис. 2.46). Внутренний рисунок фигур передается черными линиями. Более выразительный рисунок явился шагом вперед. Тонкое изображение с помощью черных линий, положенных на красный глиняный фон дает возможность воспринять рисунок в некоторой объемности и все изображение становится более реальным. Темами для рисунков на вазах служит буквально все. В первую очередь сцены из мифов с их персонажами, пиры и празднества, сцены любви и даже обыденная жизнь человека. Все это говорит о том, что жизнь эллина классического периода была вполне гармоничной. На рис. 2.46 изображена краснофигурная ваза с фигурой Артемиды на стенке сосуда. Артемида предстает на стенке вазы одна и очевидно, что ее изображение никак не связано с формой сосуда. Однако это оказалось возможным только потому, что сама форма вазы больше не имеет той функциональной логики, которой обладала чернофигурная гидрия. Теперь в форме сосуда отсутствует целесообразность его расчленения, зато появляется явная свобода для украшения. Форма сосуда меняется. Он становится стройнее и изящнее. Ножка становится меньше и сосуд на ней менее устойчив. Зато форма сосуда подчеркивается образующей линией, не резко расширяющейся, как в чернофигурной гидрин, а быстро восходящей кверху и мягко перетекающей в изогнутую, высокую и более тонкую шейку. Ручки подчеркивают общую форму сосуда, продолжая его образующую. Амфора разительно отличается от своих предшественниц своей изумительной утонченностью. Однако очевидно и то, что логика и целесообразность уступают место эстетической выразительности. Отметим этот вывод. Он вполне применим ко всему классическому искусству Греции.


2.48 Вид Афин с востока во времена правления Андриана. Реконструкция


Правление дорян – спартанцев сменяется на территории Греции доминированием Афин, ионян. Если говорить об этих разных народах, можно сказать, что они не только не похожи, но скорее противоположны друг другу. В аристократической Спарте преобладает жесткая дисциплина в укладе жизни. В Афинах демократические принципы склоняют к свободолюбию. Спарта построена без стен. Только героизм и самоотречение граждан служат защитой этому городу. Афины во времена Перикла обнесены стеной и имеют гордо вознесшийся над окрестностями Акрополь, превращенный в крепость. (Рис. 2.47., Рис. 2.48). Положение женщин тоже различно. Спартанка уважаема и имеет право голоса. Она физически развита, занимается гимнастическими упражнениями. Нравственность граждан настолько высока, что женщины появляются в коротких не сковывающих движение одеждах (Рис. 2.49). Афинянка замкнута в узком семейном кругу. Ее одежды массивны и драпируют все тело. (Рис. 2.50). В Спарте женщина была уравнена в правах с мужчинами, могла получить образование, и это послужило причиной отсутствия гетер. В Афинах именно гетеры были наиболее образованными женщинами, и их присутствие в обществе повсеместно поощрялось.


2.49 Амазонка в коротком подпоясонном хитоне. Бронзовая статуя работы Поликлета. (ок. 470 г. до н. э.)


2.50 Молодая женщина в хитоне и пелосе с Эротом – богом любви. Терракотовые статуэтки из Танагры. (IV в до н. э.)


Все меняется в жизни общества. На ристалищах большим вниманием наделены не те соревнования, в которых преобладала спартанская сила и мощь, а те, где необходима была большая ловкость и подвижность. Любовью публики начинают пользоваться конные соревнования в беге на колесницах и скачки. Меняется и стиль одежды. Полотняные ткани замещаются мягкой шерстью и подвижными шелками. В лирике раньше первенствовало слово, а музыка только сопровождала поэтический рассказ. Теперь музыка выходит на первый план.

Итак, дорический стиль, который олицетворялся правлением спартанцев, сменяется ионическим. Дорическая эпоха отмечена собранностью, спокойствием, тяжеловесностью и необыкновенной значимостью храмов и скульптуры. Созданные почти в одно время храм Посейдона в Пестуме и скульптура Аполлона Тенейского – яркие примеры этого стиля. Оба одинаково спокойны и величественны. Однако время меняется. На смену греко-персидским войнам приходит долгожданный мир с эпохой демократического правления Перикла. Время без войн, относительно спокойное, потребовало изменений дорического стиля в сторону раскрепощенности и большей свободы всех изобразительных форм, большей легкости и изящества. И также как в краснофигурной вазе, в архитектуре и скульптуре происходят существенные изменения. Дорический стиль и здесь сменяется ионическим.

Таким образом, можно сказать, если дорический стиль, энергичный, как трагедии Эсхила, был созданием героической эпохи греческого народа времен персидских войн, то ионический стиль, обладавший красноречием Эврипида, был порождением исполненной благородства культуры Перикла. Так отмечает немецкий исследователь Кон-Виннер.


2.52 Парфенон. Реконструкция


Построенный между 447 и 432 годами Иктином и Каликратом Парфенон получил дорический ордер скорее по сложившейся традиции (Рис. 2.51., Рис. 2.52). Однако уже в Парфеноне дорический стиль несет в себе элементы нового надвигающегося ионического стиля. Если общее построение ордерных систем Парфенона следует общим правилам дорического стиля: большой целостности композиционного решения, явно выраженной тектонике, соотношению размеров колонн и фронтона, в которых чувствуется конструктивная роль каждого, то в пропорциях самих колонн, их энтазисе (криволинейности образующей), применении разного интерколумния (расстояния между колоннами) грядет новое видение архитектурных форм.


2.53 Реконструкция западного фронтона Парфенона. Спор Афины с Посейдоном за власть над Афинами


Весь образ Парфенона подчинен единственной идее – устремленности вверх. Колонны легко несут фронтон. Сокращение крайнего интерколумния служит той же цели создания стройного образа белоснежного сооружения, проецирующегося на очень синее греческое небо. Парфенон парит над окрестностями. Колонны портика приподнимают фронтон ввысь, а не пружинят под его тяжестью. Скульптурная группа западного фронтона также освобождена от дорической скованности, строгости и подчиненности архитектуре, как это наблюдалось в храме Посейдона в Пестуме. Герой уже не главенствует в центре композиции. На этом фронтоне изображен спор Афины с Посейдоном за обладание Аттикой (Рис. 2.53). Герои объединены как бы в две стоящие друг против друга группы. Фигуры расположены в свободном движении и занимают всю плоскость фронтона. Пластика получила полную свободу пространства.

Время требовало нового стиля, который должен был обладать большей декоративностью, легкостью, подвижностью. Таким стал ионический стиль, который пришел в Грецию с берегов Средиземного моря и был тонко переработан. Около 430 г. во время правления Перикла ионический стиль прочно утверждается в Греции.

Около 450-ых годов до н. э. среди мастеров – скульпторов выделяется Мирон. Его дискобол изображен в самый последний миг перед броском. (Рис. 2.54). Мастер часто наблюдал это в палестре. Тончайшее знание человеческой анатомии дали возможность скульптору уловить мимолетные движения человеческого тела, передать напряжение всех мышц перед решительным броском. Фидий (490–430 г.г. до н э.) выполняет надзор за проведением строительных работ в Акрополе и создает статую Афины. Образ Афины доминирует в его творчестве, он создаст много произведений, посвященных этой богине. По его наброскам и зачастую непосредственно его руками были выполнены 92 метопы Парфенона, а также 159-метровый фриз с Панафинейскими шествиями, все скульптуры для фронтонов (Рис. 2.55) и, наконец, статуя Афины Парфенос (Афины-Девы), покрытая золотом и слоновой костью, высотой 12 метров, помещенная внутри Парфенона (Рис. 2.56). Работы Поликлета, создававшего свои скульптуры между 480 и 420 годами, отличает стремление к познанию всех тонкостей красоты человеческого тела (Рис. 2.57). Все мастера добились полной трехмерности изображения движения в своих скульптурах, раскрепощенности поз, пластической свободы. Как значительно отличаются эти скульптуры от Аполлона Тенейского с его только зарождающимся движением.


2.55 Реконструкция восточного фронтона Парфенона. Рождение Афины.


В архитектуре благородным представителем ионического стиля стал небольшой храм в Акрополе, посвященный бескрылой Нике (Рис. 2.58). Легенда создания этого храма со скульптурой бескрылой Ники, помещавшейся внутри, гласит, что победа грекам в греко-персидских войнах досталась очень тяжело и с большими потерями для народа. Тогда и решено было построить храм, посвященный богине Нике – богине Победы. Но чтобы победа никогда не оставляла Афины, скульптурное изображение Ники лишили крыльев.

Ионический стиль выработал свои законы построения ордерных систем. Одним из них было отсутствие фронтонов в большинстве храмов этого времени. Храм Ники еще имеет фронтон, но он чрезвычайно легкий и неглубокий (Рис. 2.59). Совершенно пропадает ощущение нагруженности в работе колонны. Она несет фронтон легко и непринужденно. Ионический стиль вводит в ордер базу для колонны. База с одной стороны декорирует ствол колонны, а с другой смягчает переход к стилобату. Пропорции колонны позволяют воспринимать портик в целом и каждую колонну в отдельности очень стройными, стремящимися вверх. Этому же впечатлению способствует канелирование ствола колонны (разрезка по вертикали поверхности ствола колонны бороздками полукруглой формы). Дорический ордер имел 16–20 канелюр, а ионический имеет 24 канелюры. В результате колонна воспринимается более стройной и легкой, чему способствует игра света и тени на ее поверхности. Валюты капители как бы повернуты вниз и заворачиваются к стволу колонны, говоря тем самым, что суть их больше декоративная, чем восприятие нагрузки. Ступенчатый архитрав и фриз храма протяженные, не имеющие на глаз никаких препятствий к развитию, также производят легкое декоративное впечатление. Наше исследование можно завершить следующим выводом: различие между двумя основополагающими стилями Античной Греции, дорическим и ионическим, также фундаментально, как различие между энергичной силой и утонченностью, уверенным в своих силах спокойствием и легким, едва заметным, движением. Однако ионический стиль уступает дорическому в тектонической логике. И если в дорическом стиле отчетливо читается конструктивная целесообразность и энергичная расчлененность элементов, то в ионическом превалирует поиск мягкости в переходах и изящной декоративности.


2.59 Храм Ники – Бескрылой Победы. Реконструкция.


Этим путем мы получаем объяснение самого загадочного создания греческой архитектуры – портика кариатид Эрехтейона в Афинах (Рис. 2.60, Рис. 2.61). Спокойствие, с которым девушки несут тяжесть, заставляет нас поверить, что груз легок, потому что девушки несут без усилия, точно также и ионическая колонна несет без усилия. При попытке сделать колонну более изящной ее заменили самым подвижным элементом – человеческим телом. Ничем нельзя лучше охарактеризовать тенденцию ионического стиля.

Период эллинизма

Этот завершающий период античного мира начинается с эпохи Александра Македонского и его завоеваний Малой Азии вплоть до Афганистана. Начало этого периода датируется 320 годом до и. э (Рис. 2.62). Однако завоевания Македонского начинаются уже в 330-х годах до и. э. Македонский покоряет Анатолию и продвигается вглубь Малоазийского полуострова. Эпоха эллинизма наступает с объединения царем Филиппом 2 – отцом Александра разрозненных городов-государств Афин, Спарты и Фив. После смерти Македонского в Афганистане, уже на обратном пути из Индии, его империя начинает распадаться и снова образовываются новые государства и города-государства, многие под правлением его соратников. Птолемей основал государство с центром в Египте, Селевк с центром в Сирии. Появилось очень сильное государство Пергам.

Ко времени упадка, когда Эллада покорилась варварским войскам Александра Македонского, относится расцвет коринфского стиля. В Греции сохранилось мало памятников этого периода. Одним из них является памятник Лисикрата в Афинах (Рис. 2.63). Лисикрат победил со своим хором мальчиков на состязаниях в 335 г. дон. э.и полученный приз посвятил божеству. Этот небольшой памятник как нельзя лучше иллюстрирует стилистические особенности эпохи. И главным в этом смысле явилось отсутствие конструктивности мышления. В здании отсутствует тектоническое чувство. Оно расчитано только на общее впечатление. Колонна ничего не несет и превращена в слабо выступающую пилястру. В таком ордерном строе должна была появиться капитель целиком декоративного характера. Такая коринфская капитель с пышностью, свойственной стилю, с наличием растительных мотивов – листом аканфа и валют, взятых из предшествующего ионического ордера, является только переходным звеном от колонны к венчающему всю композицию треножнику.

Колонна коринфского ордера уже не является конструктивно работающим элементом. В ней превалирует декоративное начало. База усложненно профилирована, канелюр больше и они размещены более тесно. Валюты капители, которых уже четыре, лишают капитель конкретной направленности и скорее разрывают ее. Листья аканфа скрывают определенность формы. Коринфский антаблемент профилирован более изощренно и богато.

Коринфский ордер ложится в основу архитектурных памятников эллинистической эпохи (Рис. 2.64)


2.64а Коринфский ордер

Рис. 2.646 см. на цветной вклейке


Период эллинизма характеризуется экспансией греческой культуры в Малую Азию и Египет. Центром науки и культуры становится Александрия. Здесь создается первая большая публичная библиотека, которой могли пользоваться все желающие. Поскольку греческий язык и письменность являлись доминирующими в Средиземноморье, то библиотека содержала множество трудов по истории, философии, географии, государственному устройству, трактаты по науке и искусству, литературные произведения драматургов и поэтов Греции. Библиотека содержала в начале I в до и. э. до 700 тыс. свитков, т. е. около 300 тыс. современных томов. Библиотека в своем первозданном виде просуществовала около 200 лет. В 48 году до и. э., при взятии Александрии Юлием Цезарем, от пожара пострадала большая часть библиотеки. Цезарь отправил уцелевшие свитки в Рим, но корабль затонул. Остатки здания и его содержимое загубили христианские фанатики, и совсем библиотека была разрушена в VII в и. э. арабами.

Сохранилось замечательное сказание об Ипатии в связи с историей Александрийской библиотеки. Ипатия была дочерью знаменитого Теона Александрийского – математика. Поскольку в Греции никогда не запрещалось заниматься наукой женщинам, Ипатия занималась в библиотеке изучением трудов Платона, ученика философа Сократа. Она читала лекции по математике, философии, астрономии. И была очень любима учениками. Христианские монахи видели в ней языческого врага. Однажды ее подкараулили и избитую притащили в христианский храм, где и растерзали ее тело на куски. В конце концов, ее останки сожгли на костре. Это произошло в 415 г и. э. Эта история напоминает нам о том, что длительная эпоха эллинизма – это сложное и противоречивое время распространения христианства.

Скульптура этого периода ярко представлена работами Скопаса и Праксителя. Они во всем противоположны, но в одном едины. Их произведения отличаются одухотворенностью. Скопаса интересует страстность в движении. Пракситель занят красотой спокойствия. Создавая «Битву амазонок», Скопас решает задачу противопоставления могучей физической силы мужской фигуры и нежных черт женского тела. Впервые эпоха ищет красоту в нежном женском образе. Такое видение сюжета становится основным устремлением эпохи. Наибольшего успеха в этом поиске достигает Пракситель. Привычное для предшествующих эпох изображение богов зрелыми мужами в его работах сменяется юными телами с нежными красивыми чертами лица (Рис. 2.65). Красота обнаженного женского тела становится самоцелью в искусстве после того, как книдская Афродита Праксителя предстает перед зрителем обнаженной перед купанием.


2.65 Дионис. Бронзовая статуэтка из Помпей


Эллинизм, иными словами распространение поздней эллинской культуры за пределы самой Греции, которой в значительной степени способствовал Александр Македонский своими завоеваниями, изменил мироощущение самих эллинов. Если исторически, особенно в период демократии Перикла, эллин прежде всего гражданин своего города, с которым он был безраздельно связан, то город в свою очередь питал силы из сообщества своих граждан. Поэтому все эллины участвовали в жизни города, проявляя неподдельный интерес к политике, а их города – государства были такими сильными сплоченностью своих граждан. В эпоху эллинизма происходит пересмотр устоявшихся ценностей. Греческие колонии распространяются, занимая территории Малой Азии и Причерноморья. Греческий язык становится достоянием многих народов. Невероятно вырастает рынок товаров и труда. Интересы граждан чаще лежат за пределами исконных территорий.

Современники Праксителя получали заказы в основном за пределами своей родины. Государство вместе со своими гражданами обогащается. Роскошь и комфорт становятся признаками жизни. Каждый отдельный человек уже не всегда зависит прямо от экономических благ, получаемых непосредственно от своего города.

Каждый живет своей обособленной жизнью, и государственные проблемы его интересуют в значительно меньшей степени. Эллинизм становится интернациональной эпохой. Благодаря этому, даже недавно основанные города, например, Александрия, в короткое время затмевают и Афины, и Коринф, и становятся центральными пунктами греческой культуры. Направление художественного творчества теряет четко определенную цель. Все средства художественной выразительности получили самую широкую свободу для их использования. Еще сохраняется традиционно форма классического храма – периптер с изящной колоннадой. Однако и пропорции колонн, и декоративное убранство служат исключительно созданию внешнего впечатления, не отражающего тектонической сущности постройки. Свобода движений становится самоцелью. Чаще строят комплексы, а не отдельно стоящие здания. Так в Пергаме Акрополь представляет собой большой комплекс сооружений самого разного назначения (Рис. 2.66, Рис. 2.67). Пергамское царство в Малой Азии, населенное главным образом греками достигло своего расцвета в III–II в. до н. э. Столица Пергам располагалась на крутом склоне скалы из искусственных террас высотой в 280 м. На самой верхней террасе размещался царский дворец. Ниже – площадь с памятниками героям и полководцам с храмом богине Афины, покровительнице города, ибо пергамцы считали свой город наследником Афин. На площади была большая библиотека. Ниже лестница вела к самой богатой торговой площади Средиземноморья с возвышающимся алтарем Зевсу (Рис. 2.68). Миф повествует о том, как титаны, сыновья богини Геи-матери земли, восстали против богов.

Эта битва изображена на рельефе алтаря. Боги предстают в нечеловеческом напряжении сил. Смертельная схватка подчеркивается каждой фигурой битвы. И только Гея скорбит о погибающих сыновьях. Зевс превосходит всех величиной и силой. Все тело, каждая мышца пронизана страстной и грозной ненавистью. Он ведет борьбу сразу с тремя противниками, и среди них могучий вождь Титанов Порфирион. Рядом с Зевсом сражается его дочь Афина (Рис. 2.69). Активность композиции существенно отличает скульптурную группу алтаря от всех предшествующих примеров классического и, тем более, архаического периода. Нигде мы не встречаем такой бури страстей, напряжения сил, яркой передачи движений каждого героя. Беспощадностью боя не на жизнь, а на смерть веет от всего изображения. Все это признаки нового времени – времени эллинизма.

К алтарю ведет высокая лестница. Это делает сооружение мало доступным человеку, что не было свойственно традиционному классическому храму с невысоким стилобатом. Вместо стройного ясного сооружения появилась усложненная композиция из рядов колонн с пышным декоративным украшением.

По тому же пути развивается и пластика. Она служит исключительно общему впечатлению на зрителя. Для этого в ход пускаются все возможные средства выражения, многократно усиленные. Так страх превращается в ужас, нежность граничит с сентиментальной мягкостью, а сила сродни грубости. Все это мы наблюдали в барельефе алтаря Зевса в Пергаме и просматривается в скульптурной группе Лаокоона (Рис. 2.70). Ужас в глазах отца достигает предельной выразительности. Ползучая смерть явно побеждает, и фигура мужчины передана в момент предельного напряжения сил, но очевидно бесполезного. Ему не выиграть эту схватку. Такая тема неравной борьбы никогда не могла бы послужить идеей для скульптора классической или, тем более, архаической эпохи, когда гармоничность во всем являлась основой художественного творчества. В идее группы Лаокоона явно присутствует дисгармония, которой отличается это время. Однако художественная выразительность в данном случае находится в апогее своего развития. Все тонкости движения человеческого тела представлены во всем богатстве пластических возможностей.


2.71 Терракотовая статуэтка из Танагры. Девушка в хитоне и пеплосе


Иной стиль жизни отражается и в костюме. Наряду с традиционной, возможно чуть усложненной формой хитона и пеплоса, снабженных большим количеством складок (Рис. 2.71), появляется костюм специально для танцев (Рис. 2.72). Это ярко иллюстрируют терракотовые статуэтки из Танагры. Танагра это город на востоке Беотии в Центральной Греции. Юбка с оборками говорит о том, что многообразие жизни людей этой эпохи, их связь с обширными регионами, прилегающими к Греции, знакомство с традициями других народов наложило отпечаток и на культуру эллинов. Одежда танцующей женщины и ее движения, иными словами характер танца явно не столь строго гармоничны, как прежде. Они отмечены живостью и весельем. Вообще ощущение радости бытия присуще этой эпохе. Костюм потерял признаки соподчиненности фигуре человека и приобрел качества удобства, сопровождаемые активным декоративным элементом в виде большой оборки.


2.72 Терракотовая статуэтка из Танагры. Танцующая девушка в юбке с оборками


Период эллинизма хорошо иллюстрируют остатки эллинистических городов в Малой Азии, а именно, в современной Турции. Доказательством полного разрушения тектонической целесообразности и перехода к чисто декоративному искусству и архитектуре служат витые стволы ионических колонн, которые мы видим среди руин этих городов. Витой ствол окончательно уводит от восприятия колонны как нагруженного несущего элемента и превращает колонну в элемент декоративного украшения (Рис. 2.73). Правда, архитектура на Малоазийском полуострове представлена и временем римской колонизации, которая развивала все особенности декоративности эллинистической эпохи.

Тенденции эпохи эллинизма лягут в основу художественного творчества римской эпохи. Римляне долгое время будут пользоваться художественным мастерством греческих скульпторов и живописцев. И только к концу республиканского периода и началу императорского искусство Рима приобретет определенную самостоятельность. Однако прямо связанное с историей и культурой Греции, которая являлась римской колонией, искусство Рима не сформирует новых ярких стилистических тенденций. Оно будет базироваться в основном на традициях эллинистической Греции, впитав в себя те характеристики ее искусства, которые соответствовали запросам богатой и роскошной Римской империи. На вооружение будут взяты стилистическая пышность, выразительность и декоративность искусства эллинизма. Однако в строительном деле римляне достигнут непревзойденных до 18 века результатов. С широким введением в строительное дело римского бетона на территории империи возникнут необыкновенные по силе инженерной мысли сооружения, начиная с Пантеона и заканчивая базиликами, термами, акведуками. (Рис 2.74, Рис. 2.75, Рис. 2.76 Акведук). Синтез заимствований художественной культуры эллинизма и собственной развитой инженерной мысли создал на территории Рима и в его колониях самобытное римское искусство. Римское строительное искусство дало толчок к развитию архитектуры с использованием новых конструкций практически по всей Европе и Передней Азии. Заимствовав эллинистические традиции, римское искусство пошло дальше в разрушении целостного тектонического чувства. Утилитарно необходимые здания замещаются часто зданиями представительского характера, храмов строится значительно больше, чем было необходимо. Появляются чисто репрезентативные сооружения, такие как триумфальные арки (Рис. 2.77)

Конец ознакомительного фрагмента.