Вы здесь

История искусств. Стили в изобразительных и прикладных искусствах, архитектуре, литературе и музыке. Введение (Т. Р. Забалуева, 2013)

Введение

Стиль эпохи определяют не особые формы какого-либо особого искусства; всякая форма – это лишь один из многих символов внутренней жизни, всякое искусство – это лишь часть стиля. Стиль же – это символ общего ощущения, символ охвата всей жизни эпохи в целом, являющий себя в универсуме всех искусств.

Петер Беренс. Праздники жизни и искусства. Йена, 1900

Стиль как зеркало эпохи

Обращение к моим ученикам с большой любовью и уважением


Любой человек, которому приходится участвовать в созидании культуры своего времени, ее духовных начал, эстетических идеалов, опирается на достижения предшествующих эпох. Впитывая принципы формирования прекрасного, понимая причины изменений взглядов на прекрасное, он получает в руки инструмент для своей творческой работы.

В познании прошлого – наше будущее. Вспомним простой пример из истории римского бетона, который лег в основу создания современного монолитного железобетона. С помощью этого открытия римляне совершили переворот в архитектуре. На основе бетона были созданы блестящие произведения строительного искусства с присущей им характерной пластической выразительностью. Римляне использовали свое открытие, прежде всего, в перекрытиях больших пролетов сводчатыми и купольными конструкциями. Их сооружения, такие, как Пантеон или термы, Колизей или базилики оставались не превзойденными до XIII века. История тысячелетий доказала преимущества этого материала и конструкций из него. Возвращаясь к историческим памятникам, мы убеждаемся в достоинствах этого замечательного открытия, которому уже более 2 тыс. лет. Сегодня нам необходимо приложить свои усилия к тому, чтобы переработать, улучшить, приспособить к особенностям климатических зон, сделать более технологичным это открытие человечества, придать конструкциям из этого материала такие пластические формы, которые соответствовали бы критериям прекрасного в наш индустриальный век огромных скоростей и технического прогресса. Иначе говоря, поступить так, как поступали до нас, например, во времена Возрождения. Мастера Ренессанса боготворили античное искусство, глубоко изучали его и создавали на его основе прекрасные произведения своего времени, своей культуры.

Каждая эпоха развития мировой культуры характеризуется особенными отличительными чертами, которые складываются в стиль этой эпохи. И только совокупность этих черт может дать общее понятие о времени, его идеалах, его пристрастиях, его понимания красоты. Невозможно представить эпоху без изучения исторических, политических и экономических основ ее формирования, но также невозможно оценить эпоху без понимания ее отношения к архитектуре, к основным принципам зодчества, прочувствовать эпоху без восприятия мира глазами художников или скульпторов. Также ярко отличают конкретное время и прикладные искусства, и искусство костюма. Музыка и литература ставят свои особые акценты в художественных характеристиках больших временных периодов. И все вместе искусства создают тот пласт культуры, который и отражает эпоху в целом.

Рассмотрение стилистических особенностей отдельных видов искусств дает ущербное представление об общих тенденциях развития культуры, однако позволяет более глубоко изучить стилистику каждого отдельного вида искусств.

В данном учебнике представлен анализ восьми периодов – от Древнего Египта до неоклассического времени XVIII века с его Великой Французской революцией, которые оставили наиболее яркий след в культуре и искусствах европейских стран, сформировав свой стилистически особый и цельный мир.

Словарь С.И. Ожегова определяет стиль следующим образом: ’’Характерный вид, разновидность чего-н., выражающаяся в каких-нибудь особенных признаках, свойствах художественного оформления”. Однако при изучении стилистических особенностей больших культурных пластов необходимо более глубоко и широко трактовать это понятие. Стиль эпохи складывается не только из стилистики отдельных видов искусств, но и идеологии общества, поведения людей в данной социально-политической обстановке, форме одежды, направленности литературы и даже из музыкальных вкусов времени. Все это в отдельности – только стиль по определению С.И. Ожегова, а вместе – стиль большой эпохи, ее общая характеристика. У всех видов искусств есть свои особенности, свойственные исключительно данному искусству. Однако в целом в одной эпохе все виды искусств обладают единой стилистической направленностью, что и объединяет их с одной стороны в одном времени, а с другой создает тот единый стиль эпохи, который выделит ее среди других столь же значимых историко-культурных образований. Изучая конкретные профессиональные вопросы стиля, мы постараемся вписать их в ореол той жизни, для которой они были характерны.

В чем состоит цель изучения истории стилей? Ведь каждому времени – свой удел: кто строит шпили, кто увлекается арочными конструкциями, кому по душе гигантомания в архитектуре, например, пирамиды или небоскребы. В истории, как мы увидим, развитие стилей происходило по спирали. В результате изучения поступательности этого развития можно сформулировать, на каком этапе находится стилистика современной нам эпохи, что ее ждет и в каком направлении необходимо работать сегодня. Это очень важный вопрос, особенно в становлении молодого специалиста. Для учащихся архитектурно-строительных специальностей наиболее важными являются знания в области стилистики архитектуры. Стилям в архитектуре в учебнике уделяется значительное внимание, однако, как уже говорилось, эти явления в зодчестве невозможно рассматривать в отрыве от всего процесса формирования общего стиля эпохи. ’’Камо грядеши?" или ’’Куда идешь?” – спрашивается в древнем писании. Если ты не знаешь куда идешь, то уподобляешься слепцу. И сколько бы не произносилось высокопарных, слов об архитектуре вообще – все это дороги в работе не укажет. Только конкретные знания из истории и ясные представления о путях развития архитектуры помогут на этом многотрудном пути. Ответов на все вопросы, которые ставит перед нами будущее, не существует, но попытки человека создать свое будущее – это удел его существования и развития общества.


Татьяна Рустиковна Забалуева