Вы здесь

История игры с дьяволом. Глава первая. Затворник (Рустам Сахатов, 2015)

Глава первая

Затворник

Адам приоткрыл глаза после долгого двенадцатичасового сна. Честно говоря, пора бы привыкнуть к тому, что пробуждение – это разочарование, ведь сны, полные приключений и событий, которые никогда уже не реализуются, стали для Адама самыми приятными моментами его настоящей жизни, а ее основной массой была затяжная многолетняя депрессия. Серые сентябрьские деньки угнетали все больше и больше. Адам увидел за окном солнце, что его безумно впечатлило. Солнца в крупном мегаполисе уже давно не было. На пару мгновений ему показалось, что такое солнечное утро символизирует начало новой жизни, которая полностью заместит его бессмысленное, на первый взгляд, существование. Увы, подойдя к окну, Адам увидел самый обычный понедельник в девять утра с высоты семнадцатого этажа. Многокилометровые пробки, от которых голова кругом, суетливые и несущиеся кто куда люди, пытающиеся обогнать друг друга, чтобы первыми забежать в метро, чтобы там, в попытках успеть залезть в вагон первым, растолкать окружающих. С одной стороны, Адам был рад, что ему не придется нырять в этот водоем с акулами и пираньями, а с другой – испытывал отчаяние из-за своей ненужности этому миру. Непонятно почему, но ему пришла в голову весьма странная мысль: «Интересно, хоть кто-нибудь из этих людей задумывается о том, что в глубинке Австралии какая-то девушка в шляпе Клинта Иствуда кормит кенгуру из рук… Или усатый мужчина в костюме из шелка сидит нога на ногу и неспешно попивает кофе в открытом ресторанчике где-нибудь в Риме? Боже, сколько альтернатив такой бездумной беготне!» В таком замечтавшемся настрое он простоял минут десять, а может, и двадцать, а может, и час, и два. В конце концов, торопиться ему было некуда. Как только Адам пришел в себя от этих дум о хорошей жизни, он обратил внимание на свое жилище – неубранная холостяцкая однокомнатная квартира на окраине города с видом на шоссе и метро, подаренная его родителями на свадьбу, которая в итоге так и не состоялась пять лет назад.

Захламленная обитель затягивала в депрессию все глубже, но еще больше напрягало то, что осталось только три сигареты, а это означало, что сегодня Адаму придется выйти на улицу, которую он уже не один месяц боялся, боялся взглядов на его закомплексованное выражение лица и потухшие глаза. В среднем Адаму приходилось выходить на улицу раз в две недели. От сидячего образа жизни его некогда спортивное телосложение превратилось в антирекламу фастфуда, а его речь, которая в свое время вдохновляла многих людей, стала похожей на речь постояльца сумасшедшего дома, да и то она существовала только в диапазоне «покупатель – продавец». Это действительно очень печально, но могло бы стать еще печальнее, если бы на те самые сигареты не было денег. На работу, разумеется, настроя у Адама не было, но его спасением стала электронная торговля на бирже, в которой Адам неплохо разобрался и благодаря этому не был в нищете.

Несмотря на все эти обстоятельства, в глубине души Адам ждал, что в его очередной поход в магазин с ним произойдет что-то, что угодно, что изменит его состояние невесомости. Он даже надеялся, что станет жертвой нападения бандитов по дороге, но жизнь и здесь полностью игнорировала Адама. Докуривая вторую сигарету, Адам, обросший надеждами на встречу со своей судьбой по дороге в магазин, побрел в ванную комнату. Под мотивирующую музыку на музыкальном канале он всмотрелся в зеркало. В голове царили мысли, оценивающие его внешний вид: «Господи, вот так я не смогу замаскироваться под человека». Как же это дико звучит, «маскироваться под человека». Но кусок мыла, бритва и расческа сделали свое дело. Адам готовился к выходу в магазин так, будто собирался на встречу с президентом в Белом доме на вручение награды за спасение человечества.

Обдумывая каждую мелочь, каждую деталь, каждое свое движение в этом маленьком путешествии, настраивая себя на волну нормального человека, Адам любовался собой в зеркало лифта и невольно вспоминал, кем он был раньше. Успешный студент престижного вуза, душа компании однокурсников, сын, о котором мечтают многие родители, парень, о котором мечтают многие девушки. Гораздо легче ничего не иметь изначально, чем потерять многое впоследствии. Но Адам свято верил, что это еще не конец.

В магазинной очереди ему казалось, что все вокруг его оценивают, но посмотреть кому-либо в глаза он не решался. Не так уж удивительно, что в дополнение к основным покупкам Адам зашел и в спиртной отдел. Ведь стоит отпраздновать столь отважный поход. Когда-то было в порядке вещей зайти в магазин и купить пива, но теперь он боялся, что его могут принять за местного алкоголика.

Для Адама это был прекрасный день, ведь он посмотрел на людей и даже помог девушке из своего подъезда поднять коляску по лестнице к лифту. Ее «спасибо» звучало и обдумывалось Адамом в течение всего дня, ведь такого слова он не слышал уже давно. Расположившись на диване с бутылкой пива уже в обед понедельника, Адам приступил к своему излюбленному занятию, он захотел найти кого-нибудь из своих старых друзей в социальной сети Интернета в статусе «в сети». Это давало ему надежду на то, что не он один проводит там круглые сутки. Но смотреть на фотографии этих друзей он боялся, так как картинки счастливых людей лишний раз доказывали, что его жизнь улетает зря. Опустошив полбутылки, Адам продолжал искренне восхищаться этим щедро подаренным ему «спасибо» от девушки в подъезде. Уже не один год мобильник Адама молчит, исключением были лишь звонки от его обеспокоенных родителей и их расспросов, все ли у него хорошо. Каждый раз он придумывал все новые истории для родственников и выдавал за свои, чтоб хотя бы в их глазах не казаться ничтожеством. Родители Адама были весьма успешными докторами, известными своими званиями и достижениями. Адам был самым настоящим подтверждением выражения «в семье не без урода». Однако родители никогда не бросали Адама и пытались поддержать его во всем, но, к сожалению, их попытки были тщетными, так как невозможно помочь человеку, который не способен и не желает принимать помощь. А ведь были моменты, когда Адаму приходилось выключать мобильник, дабы избежать назойливых звонков окружающих его людей.

Ближе к ночи сознание Адама погружалось во мрак и сомнения, и сну он предпочитал свое уже привычное состояние – сидеть и обдумывать все по миллионному разу. В конечном итоге это становилось не так важно. Попробуйте задаться вопросом, кому важно, что делают ночью червяки в огороде на загородном участке или та самая кенгуру в Австралии. Самым страшным для человека становится момент, когда его собственная судьба ему не важна. Адам прекрасно понимал, что завтра будет такой же день, как и вчера, те же мысли…

Размышления о сути бытия

Многие люди уже дошли до той ступени саморазвития, когда задаешься вопросами, зачем мы здесь, в чем смысл жизни, что нас ждет впереди. И каждый по-своему пытается ответить на них, так как люди убеждены, что для каждого ответ индивидуальный, каждый человек (что, в принципе, нормально) создает собственный мир и свои правила существования в нем, а остальное человечество – это всего лишь обстоятельства, условия и декорации. Так или иначе, во что-то верить надо. Адам разделяет ответы на два типа – «есть Бог и у него все схвачено», «есть Я и все схвачено у меня». Иногда его мысли на эту тему уводили так глубоко в думы, что можно было пропустить еще недельку-другую жизни. Все равно делать было нечего. И вот наступил очередной приступ таких размышлений: «А что, если посмотреть на этот мир как на кинопремьеру? Ведь если так, то все живые существа на планете – актеры, все неживое – декорации, планета – съемочная площадка. И как в любом кино, в нашем должен быть сюжет. В предыдущем фильме все кончилось тотальным уничтожением динозавров. Так какой же сюжет у нас? У любого сценария есть автор, в нашем случае он также должен быть, но ни он, ни иные организаторы показываться не собираются, они стоят в стороне, чтобы не нарушить иллюзию кино, иллюзию реальности нашей жизни в первую очередь для нас самих, для актеров. С самого зарождения человечества все идет по сценарию, и мы пришли к тому, к чему пришли, не случайно, а к чему придем еще – загадка для нас. Однако мы можем предположить дальнейшее развитие сюжета, проанализировав прошедшие серии. Ведь есть актеры, которые оказываются настолько индивидуалистами, что отказываются играть по сюжету и пытаются изменить его ход. У кого-то это получается, и мы это знаем или можем узнать, изучив нашу историю. А у кого-то – нет. И многих таких индивидуалистов мы также знаем по истории, но большинство из них навсегда пропали как из жизни, так и из памяти, и нам их не узнать. В обычном кино таких увольняют, а в нашем случае они умирают. Следует изучить, какие повороты сюжета наш сценарист допускал, а какие пресекал сразу. А ведь это касается не только событий мирового масштаба, но и обыденности, что заставляет задуматься и о мелочах тоже. Наш сценарист, как самый настоящий профессионал, не допускал, не допускает и едва ли допустит спокойного монотонного течения времени. У нас есть и интриги, и трагедии, и счастье, и радость. Очень хороший баланс добра и зла.

Мы играем по сценарию, иначе почему мы все еще живы (те, которые еще продолжают играть), а это значит, что все в нашей жизни правильно и иначе быть не могло. Подумаешь, не дали главной роли, а поставили улыбаться и грустить в массовке. В каком-то смысле наша свобода – это просто иллюзия. Наши мысли и идеи запланированы. А новые и неугодные сценаристу идеи в голове блокируются и не допускаются. Это сюжетное рабство. И это так. Ведь каждый хоть раз слышал о возможностях и потенциале человеческого мозга, но, увы, наши роли кончаются, а наши возможности так и остаются фантазией. И сразу задумываешься, доволен ли я своей ролью, доволен ли я сюжетом, можно ли его подправить, если можно, то зачем? Возможно, принципиальный отказ от данной нам реальности – это верная смерть, а возможно, повезет, и удастся изменить свою роль в этой премьере, а может, даже и сюжет. Ведь однажды великие люди это уже делали, меняли реальность, подстраивали ее под себя. Кто знает, может, я не хуже. Если есть сила воли, характер и нечего терять, то почему бы и не рискнуть?!»