Вы здесь

История игральных карт. Вековые традиции создания карточных колод для игры, пасьянсов, фокусов и гаданий в разных странах и у разных народов. Глава 2. Китайские и японские игральные карты (К. П. Харгрейв, 1930)

Глава 2

Китайские и японские игральные карты

Самыми древними игральными картами можно с полной уверенностью назвать китайские. Опять же только один-единственный мистер Кулин выступает непререкаемым авторитетом по данному предмету. Он утверждает так: «Игральные карты существовали в Китае в XII в. или даже раньше. Они попали в Европу из Китая в XIII в. и быстро распространились по всему цивилизованному миру. Совершенно определенно китайские игральные карты, дошедшие до наших дней, происходят от китайских бумажных денег, имеющих рисованные обозначения своего достоинства. Эти рисунки несут обозначение масти китайской карточной колоды и, повторенные в Европе по незнанию их истинного значения, послужили источником появления масти денариев, треф, мечей и кубков изначальных европейских карточных игр. Корни всех карточных игр прослеживаются в более или менее примитивных условиях и выросли из этих условий настолько, что теперь уже не назовешь ни одного человека в качестве их изобретателя».

В этой связи представляется интересным обратить внимание на то, что на рубашках корейских игральных карт всегда изображается стрела, напоминающая по форме оперенную стрелу с магическим кольцом из древних ритуалов. Корейские игральные карты представляют собой узкие полоски промасленной бумаги длиной около 75/8 дюйма, а шириной ½ дюйма. Каждая из восьми мастей колоды (людей, рыб, ворон, фазанов, косуль, звезд, кроликов и лошадей) состоит из десяти карт. Мистер Кулин считает, что китайские игральные карты произошли от этих корейских карт.


1. КОРЕЙСКИЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ


2. РУБАШКА КОРЕЙСКОЙ ИГРАЛЬНОЙ КАРТЫ


В основу древних китайских игральных карт легли китайские банкноты, то есть бумажные деньги, появившиеся в эпоху правления династии Тан (618–908), образцы которых сохранились до сих пор. Говорят, что азартные игроки иногда делали ставки на настоящие банкноты или ими же самими играли. Это подтверждают составители китайской энциклопедии 1678 г., описавшие одну из первых китайских карточных игр под названием «Листья» в качестве «сунских денег».


1. РАЗНООБРАЗНЫЕ ВИДЫ КАРТ В ВИДЕ ДЕНЕГ ИЗ КИТАЯ


2. КИТАЙСКАЯ ИГРАЛЬНАЯ КАРТА ИЗ ЭКСПОЗИЦИИ МУЗЕЯ ЭТНОГРАФИИ, БЕРЛИН

Ее в 1905 г. с отрывками рукописей Уйгурского периода истории обнаружил доктор А. фон Кок в узкой долине Сангин неподалеку от Турфана в Китайском Туркестане. Эта карта, напоминающая «Красный цветок» современной китайской карточной колоды, датируется где-то XI в. и считается самой древней известной на настоящий момент игральной картой


3. ВАРИАНТ ОФОРМЛЕНИЯ «БЕЛОГО ЦВЕТКА»

С изображением оленя вместо более привычного «Оленьего цветка»


Старая китайская карточная колода для игры на деньги в том виде, в каком она существует сегодня, состоит из 120 листов: по 30 каждой масти. Эти карты представляют собой узкие, гибкие полоски картона шириной не больше 3/8 дюйма. Существует девять карт каждой из трех мастей: монет, связки монет и мириады связок монет; а также три дополнительные карты – «Красный цветок», «Белый цветок» и «Старая тысяча», которые отличаются от других карт печатями и надписями. На белом цветке изображается стилизованная картина горы, поднимающейся из волн, а на «Красном цветке» и масти мириад монет изображаются иероглифы из сказания «Речные заводи».


КИТАЙСКИЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ С ОБОЗНАЧЕНИЯМИ ПО КРАЮ


«МАЦЗЯН» ИЗ ЦЗЮЦЗЯНА

Метки остались от корейских цифр


КОЛОДА КИТАЙСКИХ ИГРАЛЬНЫХ КАРТ «ГУАН-ПАЙ», МАСТИ КОТОРЫХ ПОЗАИМСТВОВАНЫ С ДРЕВНИХ КИТАЙСКИХ БУМАЖНЫХ ДЕНЕГ В верхнем ряду представлена масть монет, во втором – масть связки монет и в третьем – масть мириады связок монет. Последние карты в каждом ряду – это почетная карта масти. В масти монет она называется «Красным цветком», в масти связки монет – «Белым цветком» и в масти мириады связок монет – «Старой тысячей»


КИТАЙСКИЕ КАРТЫ-ДОМИНО С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ПЕРСОНАЖЕЙ ЭПОСА «РЕЧНЫЕ ЗАВОДИ»


В этом эпосе говорится о приключениях посланника императора во дворце даосов на горе Драконов и Тигров, где обитают духи 108 звезд недобрых предзнаменований. Японский вариант этой сказки снабжен прекрасными иллюстрациями Хокусая. Его изображение пояса грабителя с горящими факелами и красного дворца с запертыми воротами среди черных елей на горном склоне сами по себе выглядят очаровательными.


КАРТЫ В ВИДЕ ДЕНЕГ НА ЧЕТЫРЕ МАСТИ ИЗ ФУЦЗЯНЯ, КИТАЙ

Показаны девятки каждой масти и три дополнительные карты


Китайцам эти игральные карты с забавными портретиками известны как «тридцать шесть звездных генералов и семьдесят два земных злодейства». При этом считается, что они обладают мощной силой магического колдовства, и поэтому их кладут на гробы умерших близких людей.

Мистер Кулин говорит, что описание китайских игр составлено на жаргоне и улавливание смысла составляет сложную задачу. Эти игральные карты на основе мелких денег называются «Гуан-пай», «Карты-палочки» или «Мацзу», «Коноплянки» или «Воробушки». Такие карты применяются для двух видов игр: в одной из них игральные карты составляют определенную выигрышную комбинацию, а в другой – старшие карты бьют младших.


КАРТЫ-ДОМИНО С МОНЕТАМИ, РЕЗЬБОЙ И СИМВОЛАМИ

В этой серии насчитывается пять колод по 21 карте в каждой. Монеты, резьба и символы служат прославлению жизни


На юге Китая используют те же самые игральные карты на основе денег. Здесь, однако, карточная колода состоит из четырех мастей по 38 листов каждая, а сами карты больше по размеру, то есть обычно 23/4 дюйма длиной, а также 11/8 дюйма шириной. Существует четыре масти: монеты, связки, мириады, десятки мириад и три дополнительные карты. На двух последних мастях и двух дополнительных картах наносятся забавные портретики персонажей народных сказок, и они обладают способностью очаровывать своих соседей на китайском севере. Эти карты на юге страны называются «да цзи». Мистер Кулин утверждает возможность того, что европейские игральные карты переняты с такой колоды из четырех мастей.


ХРИЗАНТЕМА, СЛИВА И БАМБУК


СИМВОЛ ДОБРОЙ СУДЬБЫ – ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ


ПЯТЬ БЛАГОСЛОВЕНИИ

К ним относятся счастье, продвижение по службе, долголетие, потомство и зажиточность. Они представлены в виде дополнительных карт или джокеров и часто обнаруживаются в колодах карт на основе денег, а также в партиях домино


Мы располагаем несколькими колодами «гуан-пай», незначительно отличающихся друг от друга в соответствии с местом происхождения. К тому же существует некоторое отличие у разных вариантов «ло цзи».

Есть еще карты-домино. Между домино и картами в Китае особого отличия не существует, а колоды тех и других могут использоваться для игры вместо друг друга.

В Шанхае, утверждает мистер Кулин, первая улица между стенами предназначена для изготовления и продажи домино, а их эскизы заимствуются у игральных карт.

Для одной партии игральных карт-домино украшение представляет собой очаровательные рисунки из черточек красного и зеленого цвета в виде бамбука, сливы и хризантемы; для другой применяются резьба или монеты черного цвета. К тому же существуют многочисленные вариации из очаровательных серий одной масти из 21 карты с изображением на каждой бабочки, второй масти – с изображением характерных для Востока крабов и третьей – с изображением фигур персонажей эпоса «Речные заводи» в полный рост, в том числе тигра и дракона. К тому же обычно существует шесть фигурных карт, на которые не наносят обозначений для домино. Что же касается линий и расцветки, то можно отметить исключительно тонкую и красивую печать, и это притом, что на самом деле игрой образованных людей всегда считались шахматы, а к картам всегда относились как к азартной игре с сомнительной репутацией.

Давным-давно в Китае с помощью домино умели предсказывать судьбу, и этим объясняются причудливые метки на фишках. Только вот значения древних символов и связанные с ними традиции китайцы напрочь позабыли.

Существуют шахматные игральные карты, хранящиеся в небольших ярких китайских картонных коробках. В таком случае в колоде предусматривается четыре масти: одна из 28 красных плашек с китайскими символами и линейными рисунками уже известных нам фигур в полный рост черного цвета; масть из 28 белых плашек с изображением цветов наряду с символами; масть из 28 желтых плашек с изображением животных; и 33 зеленые плашки, на 28 из которых изображаются птицы с бабочками, а также пять фигурных карт, джокеры или почести без каких-либо иных обозначений.


КИТАЙСКИЕ ШАХМАТНЫЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ

С нанесенными обозначениями шахматных фигур


КИТАЙСКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА И НАЗВАНИЯ ФИГУР

Из «Мандрагоры» Т. Гайда (1694)


ЯПОНСКАЯ ИГРА ЦВЕТОВ «ХАНАФУДА»: ПЕРВЫЕ ТРИ МЕСЯЦА

«Ханафуда» на самом деле представляет собой древний календарь Японии. Каждому из 12 месяцев посвящено по четыре игральных карты. К первым трем месяцам японского календаря относятся: первый – месяц сосны, второй – цветения сливы, третий – цветения вишни. Первые две карты каждого месяца считаются по одному очку за штуку. На третьей изображается «таньяку», или стишок, трепещущий в морозных соснах, среди бурного цветения сливы или радостных соцветий вишни. Достоинство таких карт составляет 5 очков. Четвертая карта считается почетной, и ее достоинство составляет 10, а иногда 20 очков. На такую карту наносится эмблема праздника цветов каждого конкретного месяца или старой легенды, с ним связанной. На первой изображается сосна и аист, на второй – слива и поющая птица, а на третьей – вишня и штора


ЯПОНСКАЯ ИГРА ЦВЕТОВ «ХАНАФУДА»: ЧЕТВЕРТЫЙ, ПЯТЫЙ И ШЕСТОЙ МЕСЯЦЫ

Четвертый месяц – глициния, пятый – ирис, шестой – пион. Почетные карты украшены глицинией и кукушкой, ирисом и светлячком, а также пионом и бабочкой


ЯПОНСКАЯ ИГРА ЦВЕТОВ «ХАНАФУДА»: СЕДЬМОЙ, ВОСЬМОЙ И ДЕВЯТЫЙ МЕСЯЦЫ

Седьмой месяц – клевер, восьмой – мискантус китайский, девятый – хризантема. На почетной карте седьмого месяца изображаются клевер и вепрь. Мискантус китайский украшается травой вереска, склоняющейся под шагами путешественника. На первых двух картах в некоторых колодах более позднего исторического периода изображаются холмики с редкими зарослями вереска, и, так как они похожи на бритую голову священника, ее называют «бодзу», или жрец. Здесь «таньяку» отсутствуют. Вместо стишков на третьей карте изображают диких гусей в полете над вереском, а ее достоинство оценивается в 10 очков. Почетная карта украшается полной луной, восходящей над вереском, и соблазнительным мискантусом китайским, а ее достоинство составляет 20 очков. Почетная карта девятого месяца украшается хризантемой и винным кубком


ЯПОНСКАЯ ИГРА ЦВЕТОВ «ХАНАФУДА»: ПОСЛЕДНИЕ ТРИ МЕСЯЦА

Десятый месяц – клен, одиннадцатый – ива, двенадцатый – адамово дерево (павловния войлочная). На почетной карте десятого месяца изображается олень в осеннем лесу; в месяц ивы вторая карта украшена стишком «таньяку», на третьей карте – ива с птицей, достоинство которой оценивается в 10 очков, а почетная карта носит изображение ивы под дождем и ценится в 20 очков. В новых колодах карт вместо ивы под дождем изображается лягушка-путешественница из сказки, а также путешественник со своим зонтиком. Но в колодах старинных карт путешественник одет в испытанную временем соломенную куртку, а лягушки никакой нет. А зачем? Ведь всем известно, что под проливным дождем и при сильном ветре лягушки прячутся в ивняке, причем все дело как раз в лягушке. На двенадцатой почетной карте изображается адамово дерево с фениксом. Никакого «таньяку» для этого месяца не существует


Китайские шахматы («Сянци») настолько отличаются от игры, прижившейся в Европе, и настолько точно описаны доктором Гайдом с мистером Кристи, что не упомянуть о них нельзя только потому, что к карточным играм они не имеют никакого отношения.


ВАРИАЦИИ НА ТЕМУ ИВНЯКА И ДОЖДЯ


Доска изготавливается из бумаги и зелеными линиями делится на 64 клетки.

Посередине доска разграничена пополам пустым пространством, обозначенным китайскими иероглифами «цзянхэ», то есть «река». Четыре клетки в середине каждой стороны доски в первом и втором рядах ближе к кромке пересекаются двумя диагональными скрещивающимися линиями и образуют огороженное пространство, называемое «Дворцом». Фигуры помещаются не на квадраты, а в это пересечение линий. Фигуры изготавливают из дерева, и они напоминают привычные нам шашки, но на которые с двух сторон наносятся китайские иероглифы с их названиями, к тому же для отличия их раскрашивают красным и синим цветом.

На каждой стороне пишут иероглиф «цзун», или генерал, соответствующий европейскому королю; два «ши», или советника, то есть наших слона; два «цзуна», или слона; два «ма», или лошади, равноценные нашим коням; два «че», или телеги, которые у нас называются «ладьями»; две «пао», или пушки, и пять «бинь» – пеших солдат, которые у нас именуются «пешками».


«ПОЛЕВАЯ ВИШНЯ»

Эту игру позаимствовали у португальских путешественников XVI в. Существует четыре масти по 12 листов каждая, и португальские масти четко обозначаются кубками, мечами, денариями и жезлами. На иллюстрации показана пятерка кубков, двойка мечей, девятка денариев и шестерка жезлов. Три фигурные карты каждой масти – сота, рыцарь и рей – в нижнем ряду трудно распознать


КАРТЫ ДЛЯ ЯПОНСКОЙ ИГРЫ «ХАНА-АВАСЕ», ИЛИ «СТАРШИНСТВО ЦВЕТОВ»


Игральные карты в Японии отличаются нежной окраской и тонкой печатью, а также очарованием в соответствии с названиями игр, для которых они предназначены. Существуют поэтические игры, основанные на древней романтической литературе; «цветочные игры» с 12 цветами, по которым называются месяцы года в Японии. Игра в цветы – самая распространенная в Японии и самая очаровательная из всех остальных. Колода состоит из 48 листов с изображением цветов на каждый месяц в четырех разных фазах. Размеры таких карт обычно составляют около 1'/4 дюйма на четверть дюйма. Каждый печатный лист крепится в толстой черной картонке.

«Полевая вишня» с ее обозначением масти в виде красных шариков в Японии считается азартной игрой; существует к тому же игра «Древние пьесы» с портретами актеров XVII в., взятых с редких и знаменитых старинных оттисков, и «Игра песен».

Уже в XVII столетии в буддистских монастырях Японии изготавливали деревянные клише для печати, и паломники, направлявшиеся к святыням, получали небольшие отпечатки на память о своих путешествиях. Эти дошедшие до наших дней древние образцы печатной продукции с их мистическими метками, «напоминавшими волны на поверхности ручья», можно было использовать в те времена для занятия играми, которые сохранились через века в неизменном виде. Совершенно определенно можно сказать, что ни одному народу к западу от горного кряжа не дано было узнать о причудливом изяществе и очаровании, обаянии и радости, получаемых китайцами и японцами с незапамятных времен от игры в свою собственную жизнь.