4. Общественное разделение труда как фактор возникновения государства
При переходе к производящей экономике на смену естественному приходит общественное разделение труда – между различными племенами или различными социальными группами:
– выделяются пастушеские племена (первое крупное общественное разделение труда);
– отделяются ремесла от земледелия (второе крупное общественное разделение труда);
– появляется купечество (третье крупное общественное разделение труда).
С первым общественным разделением труда возрастает производительность и появляется избыточный продукт. С ростом производительности и возникновением избыточного продукта теряет свое значение объединенный труд родовой общины. На первый план выдвигается семья, которая может существовать независимо от общины и без ее помощи. Материальные блага начинают оседать в отдельных семьях, что приводит к накоплению избыточного продукта, богатству и возникновению частной собственности (собственности отдельных семей). Постепенно семья превращается в силу, противостоящую роду. Из наиболее богатых семей формируется родоплеменная знать, в руках которой концентрируется не только богатство, но и власть.
С усложнением хозяйственной деятельности, с отделением ремесла от земледелия, развитием торговли и появлением купечества в обществе складываются самые разные социальные категории (страты) – ремесленники, купцы, служители культов, управляющие разного рода и т. д. Общество из социально однородного превращается в социально разнородное, с различными социальными прослойками, не равными по своему материальному и социальному положению.
Создаются условия для появления классов, поскольку пленников перестают убивать или принимать в состав рода, а обращают в рабов (раб способен накормить не только себя, но и своего хозяина). В рабов начинают обращать и своих разорившихся соплеменников. С развитием ремесла и торговли, с Великим переселением народов на территории родов и племен начинают оседать ремесленники, купцы и другие «пришлые» люди, не связанные какими-либо родственными узами с родами и племенами.
Все это делает невозможным нормальное функционирование публичной власти первобытного общества и требует ее замены новой публичной властью – государственной.