Вы здесь

История государства и права зарубежных стран. Шпаргалки. 19. Усиление царской власти при царе Хаммурапи (С. А. Князева, 2009)

19. Усиление царской власти при царе Хаммурапи

Древневавилонское царство было централизованным государством, в котором складывается одна из разновидностей восточной монархии. Законодательная, исполнительная и судебная власть находилась в руках царя. Хаммурапи пользовался формально неограниченными законодательными полномочиями. Он выступал главой большого управленческого аппарата. Об этом свидетельствуют сохранившиеся до наших дней около 60 приказов Хаммурапи царским наместникам в городах и отдельных областях, а также военачальникам, послам: о смещении и назначении чиновников, проведении переписи населения, строительстве каналов, взыскании налогов.

Как и в других древневосточных государствах, в руках царя сосредоточивались обширные хозяйственные функции: руководство ирригационным хозяйством, строительство храмов, регулирование цен на товары, ставок вознаграждения ремесленникам, врачам, строителям. При Хаммурапи купцы были превращены в царских агентов. С широким развитием ростовщичества была связана деятельность особых царских чиновников, государственных контролеров.

Страна была разделена на области, находившиеся под управлением царских чиновников (шакканаккум), ответственных за сбор налогов, за поддержание порядка и за созыв ополчения, а также контролировавших назначаемых глав общин (рабианум).

В интересах политической стабильности цари вынуждены были предоставлять ряд привилегий (освобождать от налогов и военной службы, трудовых повинностей) не только своим слугам, крупным землевладельцам, но и некоторым вождям племен, храмам. Их привилегии записывались на каменных монументах – кудурру («пограничный камень»).

Хаммурапи назывался «богом царей, знающим мудрость», «сердцем Вавилона», «возлюбленным богини Иштар», но не был самим божеством и даже верховным жрецом. Главным богом Вавилона был Мардук. Царь мог быть низведен до состояния обычного человека, лишиться царственности в силу крайней опасности того дела, за которое он брался. Только в его добрых, справедливых делах, служении и почитании богов, поддержке храмов было его спасение. Великий благодаря своей власти в сравнении с подвластными ему народами, царь из-за своей человеческой природы, согласно месопотамской теологии, оставался лишь подданным по отношению к природе и олицетворяющим ее богам.