Рекомендовано
ФГКОУ ВО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя» в качестве учебника для студентов, обучающихся по программе специалитета и бакалавриата (специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность»), а также по программе подготовки научно-педагогических кадров направления подготовки «Юриспруденция»
Рецензенты:
Т. Л. Матиенко, проф. кафедры истории государства и права Московского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя, д-р юрид. наук, дон.,
Д .А. Пашенцев, проф. кафедры теории и истории государства и права Московского городского педагогического университета, д-р юрид. наук, проф.
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ
П.Н. Астапенко, доктор юридических наук, доцент – главы 6, 7, 11, общие положения к части I, заключение;
М.П. Беляев, кандидат исторических наук – глава 15;
А.В. Давиденко, кандидат исторических наук, доцент – глава 12, словарь терминов и категорий;
Е.Г. Ермаков, кандидат юридических наук – глава 11, словарь терминов и категорий;
А.Н. Журов, кандидат исторических наук, доцент – главы 18,19,20,21;
Ю.А. Иванченко, кандидат юридических наук – главы 10, 20;
Е.В. Мельник, кандидат юридических наук, доцент – главы 5, 8;
Ф.Н. Михайлов, кандидат юридических наук, доцент – главы 16, 17;
Н.В Михайлова, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный работник Высшей школы РФ – предисловие, введение, общие положения к частям I, II, III; главы 1, 9,10, 13, 14;
Л.В. Порватова, кандидат юридических наук – главы 9, 21;
С.А. Сахаров, кандидат исторических наук – главы 2, 3, 4, 5;
М.В. Сучкова, кандидат юридических наук – глава 8;
Н.Л. Феднева, кандидат исторических наук, доцент – главы 12,13, 18;
Д.Г. Шелестинский, кандидат юридических наук, доцент – глава 17, схемы;
Н.В. Шингарева, кандидат юридических наук, доцент – главы 15, 19, словарь терминов и категорий;
А.П. Яцкова, кандидат юридических наук, доцент – главы 14,16.
Предисловие
Юридическое образование включает в себя знание историко-правовых учебных дисциплин. Одним из фундаментальных предметов этого цикла является «История государства и права зарубежных стран», обязательное изучение которого отмечено в Государственном образовательном стандарте высшего образования по специальности «Юриспруденция» при подготовке выпускника квалификации (степени) «специалитет» и «бакалавриат».
Учебная дисциплина «История государства и права зарубежных стран» имеет своей целью, наряду с другими историко-правовыми предметами, формирование у студентов высших учебных заведений юридического профиля основ профессионального, юридического правосознания, составляющей которого является историко-правовое мышление.
Достижение поставленной цели позволит обучающимся усвоить не только закономерности эволюции государства и права, но и понять современные государственно-правовые реалии, овладеть знанием отраслевых юридических дисциплин, осмыслить роль и место специалиста-юриста в механизме государства и защите законных прав и интересов граждан, понять тенденции дальнейшего совершенствования государственной и правовой систем.
Реализация указанной цели также связана с решением ряда задач познавательной, нравственной и обучающей направленности. Безусловно, постижение истории государства и права зарубежных стран расширит правовой кругозор студентов. Нравственные основы данной учебной дисциплины позволят воспитать обучающихся в духе патриотизма и национальных традиций. В результате осуществления обучающей функции будущие специалисты:
✓ усвоят знание определенной суммы юридических фактов и значительного массива памятников права, специальной историко-правовой и юридической терминологии;
✓ выработают понимание логики развития государства и права на основе проникновения в сущность закономерностей становления и трансформации государственно-правовых институтов, мотивации при проведении тех или иных реформ;
✓ приобретут умение работы с нормативными правовыми материалами, научной юридической литературой, применять правовые нормы в различных юридических казусах.
Государства и правовые системы зарубежных стран имеет богатую историю. Основополагающими принципами и подходами к ее изучению являются проблемно-хронологический и компаративистский принципы, сочетание положительных сторон как формационного, так и цивилизационного подходов, использование альтернативных историко-правовых концепций, воззрений различных научных школ. Следование этим принципам позволит сформировать наиболее объективные представления о предмете изучения, выявить закономерности и тенденции государственно-правового развития.
Учебник состоит из предисловия, введения, трех частей, включающих 21 главу, заключения, словаря терминов и категорий, списка литературы и схем по наиболее значимым проблемам истории государства и права зарубежных стран. Каждая глава посвящена истории государства и права той или иной страны и содержит информацию, отражающую эволюцию организации государственной власти и управления как центрального, так и местного, правового положения основных групп населения, а также материал, в котором раскрывается процесс становления и развития национальных правовых систем, трансформация их норм, институтов и механизмов реализации на различных исторических этапах.