Вы здесь

История государства и права России. Глава 5. Российское государство периода сословно-представительной монархии (Ф. И. Долгих, 2018)

Глава 5. Российское государство периода сословно-представительной монархии

5.1. Особенности сословно-представительной монархии в России

В первой половине XVI в. завершился процесс объединения русских земель вокруг Москвы. Уже в конце XV в. московский князь Иван III называет себя самодержцем и государем всея Руси. Вместо «Московского княжества» в употребление все шире входит «Государство Российское».

В начале XVI в. формируется концепция «Москва – Третий Рим». Ее возникновение связано с «Посланиями…» псковского монаха Филофея. Согласно данной концепции Россия рассматривается в качестве наследника Византийской империи, оплота православия. Концепция служила идеологическим основанием дальнейшего укрепления власти великого князя московского, именуемого царем.


С 1547 г. великий князь официально получает титул царя. Первым царем стал Иван IV Грозный.

На царство его венчал глава русской церкви митрополит Макарий. Царь еще не обладал неограниченной властью. Проводя свою политику, он был вынужден считаться с мнением трех сословий – боярства, дворянства, составлявшего основу армии и государственного аппарата, и верхушки посадского населения – важнейшего источника доходов. В борьбе с феодальной аристократией (боярством) царь опирался на поддержку дворян и посада. Данная форма правления получила название сословно-представительной монархии.


Сословно-представительная монархия – форма феодального государства, при которой власть монарха сочетается с органами сословного представительства.

Система органов власти строилась следующим образом (рис. 5.1).

Главой государства являлся царь. Высшим постоянно действующим органом власти была Боярская дума. Несмотря на то что ее полномочия не были прописаны и она являлась только совещательным органом, царь без ее согласия опасался принимать какие-либо важные решения.


Рис. 5.1. Органы власти России в период сословно-представительной монархии


В Боярской думе наряду с лицами, назначенными царем, заседали представители наиболее знатных родов, потомки бывших удельных князей. Вследствие этого Боярская дума стремилась не допустить усиления царской власти, выступала в качестве аристократической оппозиции. Царь, в свою очередь, также пытался ограничить влияние Боярской думы. Постепенно из ее состава выделяется так называемая Ближняя дума (Избранная рада), включавшая наиболее преданных царю лиц. И свои решения царь все чаще проводил через Ближнюю думу.

С середины XVI в. в России начинают созываться Земские соборы. Земский собор представлял собой сословно-представительный орган, решавший наиболее важные вопросы внутренней и внешней политики. Так, Земские соборы решали вопросы введения новых налогов и сборов, войны и мира, избирали на царство, принимали законодательные акты.


Земские соборы обычно созывались в тот период, когда царская власть нуждалась в общественной поддержке. Так, после избрания в 1613 г. царем Михаила Федоровича Романова Земские соборы собирались очень часто и на длительный срок. В этот период, когда шла война с Польшей и Швецией, а страна еще не оправилась от последствий Смутного времени, царская власть остро нуждалась в одобрении проводимой политики со стороны общества.

Земские соборы включали в себя царя, Боярскую думу, Освященный собор (высший церковный орган) и выборных от дворянства и посадского населения. Крестьянство, составлявшее большинство населения, представлено не было, за исключением Земского собора 1613 г., на котором присутствовало два государственных крестьянина (всего на Соборе было 700–800 человек). Представители сословий заседали раздельно, но решения принимали общим голосованием.


Рис. 5.2. Система приказов


Правом созыва Земского собора обладал царь, а в период его отсутствия – патриарх и Боярская дума. Сроки созыва не были определены. Избирательными округами служили уезды. Выборы должны были проводиться населением. Но на практике воеводы иногда сами распоряжались, кого направить на Собор. Выборные люди получали от избирателей наказы.

По мере укрепления царской власти в середине и второй половине XVII в. Земские соборы собираются все реже. Они становятся менее представительными. В конце XVII в. созыв Земских соборов прекращается.

В сфере государственного управления окончательно сложилась приказно-воеводская система. Приказы формировались по отраслевому или территориальному принципу (рис. 5.2), могли действовать временно или постоянно. Главой приказа назначался знатный боярин. В его распоряжении находился чиновничий аппарат – приказная изба. Делопроизводством занимались подьячие, возглавляемые дьяком.

Посольский приказ занимался ведением переговоров с представителями иностранных государств, разработкой внешнеполитических документов, урегулированием пограничных конфликтов и т. д. Разбойный приказ руководил работой органов, осуществлявших расследование преступлений и поиск преступников. Поместный приказ занимался раздачей поместных земель за службу.

Занятие государственных должностей основывалось на системе местничества.


Местничество – система распределения должностей, при которой получение поста зависело от того, насколько родовитым был человек и какие посты занимали его предки.

Такая система распределения должностей была уступкой в первую очередь бывшим удельным князьям. Лишившись политической власти в своих землях, взамен они получали должности в центральном государственном аппарате или становились наместниками (часто в своих бывших уделах).

Финансовая реформа. В начальный период монголо-татарского ига (середина – вторая половина XIII в.) на Руси была установлена поголовная (подушная) система обложения. Однако после того как татары поручили сбор дани русским князьям, система обложения стала поимущественной. Подобная система в несколько измененном виде сохранилась и после освобождения от монголо-татарского ига. В XVI–XVII вв. единицей обложения была соха – условная единица измерения всякого имущества.


В зависимости от качества земли и ее статуса (поместье, монастырская или общинная земля) соха включала в себя от 500 до 1 200 четвертей, т. е. примерно 250–600 гектаров. В городах соха рассчитывалась исходя из числа дворов – от 40 до 160, в зависимости от имущественного положения их владельцев. В начале XVII в. на вотчинных и поместных землях с сохи взималось 13 руб., с дворцовых – от 33 до 70 руб., с земель, населенных черносошными крестьянами, – от 48 до 200 руб., а с посадских сох – от 30 до 58 руб.

В XVII в. после Смутного времени в связи с сокращением населения соха стала малоприменимой. Вместо нее постепенно вводится подворное обложение.

Распределением налогов по отдельным плательщикам внутри определенной местности занимались выбранные населением лица. Размер налогов, уплачиваемый конкретным лицом, зависел в сельской местности от количества рабочих рук, величины участка земли и его урожайности. В посаде размер налогов определялся величиной двора, числом дворов одного владельца, а также торговым оборотом. Собранные деньги доставлялись самим населением в уездный город или непосредственно воеводе, но иногда прямо в Москву. С сибирских народов взималась подушная подать, называемая ясак и уплачиваемая шкурками пушных зверей.

Помимо прямых налогов существовало косвенное налогообложение. Здесь на первом месте стояли таможенные пошлины. Важным источником дохода служили приготовление и продажа пива, меда и вина (водки). Монополия на них принадлежала государству.

Сбор таможенных пошлин и поступлений от кабаков отдавался на откуп. Когда не было откупщиков, сбор возлагался на население. Посадские люди, а также черносошные и дворцовые крестьяне выбирали таможенного и кабацкого голову и нескольких помощников – целовальников (при вступлении в должность они приносили присягу и целовали крест). Если голова не собирал установленную сумму, то покрывал недостаток из собственных средств.


В конце XVI в. годовой доход государства составлял 1 млн 430 тыс. руб. Поступления от прямых налогов составляли 400 тыс. руб., от косвенных – более 800 тыс. руб. В середине XVII в. годовой доход составил 2 млн 229 тыс. руб. Из этих средств доходы от сибирских мехов составили 600 тыс. руб., таможенные сборы – 500 тыс. руб., кружечные (от продажи спиртного) – 100 тыс. руб., судебные пошлины – 15 тыс. руб. Более 60 % всего бюджета шло на содержание армии.

Для того чтобы правильно понять масштаб, приведем следующие примеры. Годовой оклад мастера казенной мануфактуры составлял в зависимости от профессии и квалификации от 3–4 до 100 руб. Ученик мастера получал на прокорм от 3 до 5 денег (1,5–2,5 коп.). Чернорабочий получал 12 денег в день (6 коп.). Жалованье за службу городовых дворян (относились к низшим слоям дворянства) составляло от 6 до 9 руб. в год.

Армия. В XV в. армия состояла из пехоты (народного ополчения) и конницы, формировавшейся из дворян.


В результате военной реформы середины XVI в. для феодалов ус танавливается единый порядок военной службы. Вне зависимости от статуса земельного владения – вотчина или поместье – владелец земли был обязан с каждых 150 десятин выставлять одного вооруженного воина. Также сохранялось народное ополчение.

В середине XVI в. появляется новый вид войск – стрельцы. Стрелецкое войско набиралось из свободных людей преимущественно податных сословий. Их селили вокруг столицы и других городов. За службу стрельцы получали жалованье. Помимо этого они занимались торговлей.

Судебная власть. Суд не был отделен от государственного аппарата.

Судебная система включала следующие инстанции:

суд наместников (волостелей, воевод);

приказный суд;

суд Боярской думы или царя.

Также существовали церковные суды. Они занимались преступлениями против религии и делами в сфере брачно-семейных отношений. Появляются специализированные судебные приказы, например Приказ тайных дел. В начале XVII в. был образован Судный приказ. Он занимался пересмотром решений, вынесенных судами наместников, воевод и губных старост.

Церковная организация. Высшим церковным органом являлся Освященный собор. Все его члены входили в состав Земского собора.

С 1589 г. глава русской церкви получает титул патриарха. Важные вопросы, касающиеся как церкви, так и государства, обсуждались на церковно-земских соборах. Так, на Соборе 1551 г. был принят Стоглав, регулировавший вопросы, относящиеся к церковному праву, церковного имущества, внутрицерковные отношения. Кроме того, Стоглав сдержал нормы гражданского, семейного и уголовного права.

В плане церковной организации страна делилась на епархии во главе с епископами. Епархии делились на приходы, возглавляемые священниками. Также епископу подчинялись монастыри, расположенные в пределах вверенной ему епархии. Церковь обладала судебными полномочиями.

5.2. Местное самоуправление в период сословно-представительной монархии

Основной административно-территориальной единицей был уезд. Он делился на волости и станы. До середины XVI в. управление на местах осуществляли кормленщики.


Кормленщики часто допускали произвол по отношению к местному населению и присваивали себе средства, которые должны были поступить в казну. Поэтому решили систему кормлений заменить органами местного самоуправления. Были созданы новые органы – земские и губные избы.

Земские избы собирали подати и пошлины. Губные избы осуществляли полицейские полномочия. Возглавляли их губные старосты, избираемые из числа дворян. Губной староста обладал полномочиями судьи, мог рассматривать уголовные дела. На должности губных старост предписывалось избирать тех дворян, кто по возрасту либо по здоровью не мог нести военную службу. Многие дворяне не желали исполнять обязанности губных старост. За это таких дворян сажали на некоторое время в тюрьму, а после освобождения заставляли становиться губными старостами и самим ловить преступников.

Однако в XVII в., на фоне усиления царской власти, полномочия органов местного самоуправления ограничиваются. Над ними ставятся воеводы, назначаемые из центра. Воевода располагал своим аппаратом – приказной избой. Воеводы осуществляли контроль за сбором налогов, за деятельностью губных и земских старост, а также набирали на службу служилых людей.

5.3. Опричнина

В целях борьбы с боярской оппозицией Иван Грозный проводит систему репрессивных мер, получивших название «опричнина».


Опричнина – политика Ивана Грозного, направленная на уничтожение или резкое ослабление влияния родовой аристократии с помощью репрессивных мер.

Территория государства была разделена на опричнину и земщину. На территории земщины действовали Боярская дума, приказы, земское самоуправление. Земские органы оставались в Москве, а центром управления опричнины стала Александровская слобода. В опричнине была создана своя дума и приказы. Царь рассматривал опричнину как собственный удел.


Как отмечал историк С. Ф. Платонов, к территории бывших удельных княжеств был применен тот порядок, который обычно использовался в завоеванных землях. Иван Грозный решил отобрать ряд земель у бывших удельных князей и переселить их в отдаленные места – из центра на окраины. Освободившиеся земли превратить в поместья и поселить там служилых людей.

Был сформирован особый корпус опричников. Он выполнял функции политической полиции. С помощью опричников царь проводил расправы над неугодными боярами. Жертвами опричнины стали виднейшие члены Боярской думы. Но зачастую опричники уничтожали людей, не имевших отношения к власти. В результате карательных операций, проводимых опричниками, были разорены Тверь и Новгород.


Расходы по созданию опричнины составили 100 тыс. руб., которые царь взял с земщины. Сумма была колоссальная, если учесть, что село с несколькими деревнями стоило 100–200 руб., шуба на куньем меху – 5–6 руб., годовой оклад служащего при дворе человека невысокого ранга – 5–10 руб., а оклад боярина – 400 руб.

Опричнина существовала с 1565 по 1572 г. После того как опричное войско потерпело поражение в битве с войсками крымского хана, опричная политика была прекращена. Опричнина нанесла серьезный ущерб, ослабила страну. Деревни и села центра России и в значительной части северо-запада запустели, а крестьяне, жившие на этих землях, ушли на другие территории. При этом полностью уничтожить боярскую оппозицию не удалось.

5.4. Общественный строй в XVI–XVII вв.

Как и прежде, господствующим классом были феодалы. Они составляли основу вооруженных сил и государственного аппарата. К числу крупных феодалов принадлежали бояре и князья. Бывшие удельные князья с момента создания централизованного государства потеряли политическую независимость, но сохраняли значительные земельные владения. Постепенно данная группа сливалась с боярством. Бывшие удельные князья выступали против централизации и пытались всячески ослабить царскую власть. Экономической базой бояр и князей являлась вотчина. Вотчинное землевладение было пожизненным и наследственным.

Основную часть феодалов составляли дворяне. В отличие от крупных феодалов-вотчинников землю они получали на срок и за службу. Из-за небольших по сравнению с боярами земельных угодий и количества крестьян, принадлежавших отдельному дворянину, дворяне вынуждены были прибегать к более жесткой эксплуатации крестьян. Дворянство поддерживало царскую власть и активную внешнюю политику государства. Экономической базой дворян являлось поместье, даваемое на срок и под условием службы. Но постепенно происходило расширение прав владельцев поместий. Можно было получить разрешение на обмен поместья на вотчину, на передачу поместья в приданое, на наследование поместий. С XVII в. поместья царским указом могли преобразовываться в вотчины.

Класс феодалов был неоднороден. Помимо деления на бояр и дворян, зависевшего от формы землевладения, феодалы подразделялись на три чина:

думные;

московские;

городовые.

К думным чинам относились бояре, окольничие, думные дворяне, думные дьяки. Чины бояр и окольничих получали обычно представители верхушки феодалов. А в думные дворяне за заслуги царь мог произвести и неродовитого дворянина.

К чинам московским относились дворяне, несшие службу в Москве. К городовым чинам относились дворяне, несшие службу в остальных городах, и дети боярские (т. е. дворяне, «не доросшие» до бояр).


В XVI–XVII вв. возможность получить дворянство существовала и для тяглового населения. Основной приток происходил через государственную гражданскую службу – в ряды дьяков попадали представители духовенства и торговых людей. Так, в XVII в. посадский человек Алмаз Иванов дослужился до начальника Посольского приказа.

Привилегированное положение занимали священнослужители. Церковь располагала огромными земельными владениями и большим количеством крепостных крестьян.

Основную массу населения составляли крестьяне. В XV–XVII вв. шел процесс закрепощения. Еще до образования централизованного государства стали вводиться ограничения на переход крестьян от одного землевладельца к другому. Например, в Псковской судной грамоте было установлено, что переход допускался только в день Филиппова заговенья (14 ноября).


Единый период перехода крестьян от одного феодала к другому в рамках всего государства был установлен Судебником 1497 г. При этом требовалось заплатить пожилое. Судебник 1550 г. подтвердил право перехода, но увеличил размер пожилого.

В 1570-1580-х годах происходил массовый переход крестьян от одного владельца к другому. Он был вызван тяжелыми условиями вследствие продолжавшейся Ливонской войны, а также опричнины. Как правило, крестьяне переходили от помещиков к боярам. Бояре, располагая более крупными земельными угодьями и большим количеством крестьян, могли их меньше эксплуатировать по сравнению с помещиками. Но переход крестьян от помещиков к боярам вызывал разорение первых, составлявших основу армии и государственного аппарата. Многие помещики оказались настолько разорены, что бросали свои поместья, из которых разбежались все крестьяне, и превращались в нищих.


Рис. 5.3. Основные этапы закрепощения крестьян


В этих условиях в 1581 г. были введены заповедные лета – временный запрет на переход от одного хозяина к другому. Они так и не были отменены, запрет стал постоянным. В 1592 г. вводятся писцовые книги, в которых документально фиксировалась принадлежность крестьян определенному феодалу.

В 1597 г. вводятся урочные лета – устанавливается пятилетний срок сыска беглых и увезенных крестьян.


Крестьяне не только сами убегали от феодалов. Часто имели место случаи захвата и увоза чужих крестьян (обычно помещичьих) со стороны бояр.

В 1607 г. срок сыска был увеличен до 15 лет.

В 1649 г. сыск беглых и увезенных крестьян стал бессрочным. Данную дату принято считать моментом окончательного закрепощения крестьян в России (рис. 5.3).

Основную часть городского населения составляли посадские люди. Посадом именовалось поселение вокруг городских укреплений. С внутренней стороны городских стен проживали служилые люди. Если посады возникали помимо городских укреплений, то они назывались слободами.

Посадское население было неоднородным. Верхушку составляли гости. Звание гостя жаловалось царем, как правило, крупным торговцам за определенные заслуги. Звание гостя могло даваться и иностранцу, например, за размещение государственных займов. Гости обладали привилегиями – судить их мог только суд царя, они были освобождены от общинных податей и повинностей. При этом гости были обязаны нести службу в интересах государства, например, заведовать таможнями. Для отправления службы торговые люди, получившие звание гостя, должны были переселяться в Москву. Всего гостей было несколько десятков человек.

Следующую категорию составляли гостиная и суконная сотня. Члены гостиной и суконной сотен были обязаны помогать гостям в вопросах финансового управления. За это они имели привилегии, но меньшие, чем у гостей.

Основную массу посадского населения составляли черные люди, платившие подати и несшие повинности. Посадское население Москвы состояло из общин, именовавшихся сотнями. Подати возлагались государством не на конкретное лицо, а на всю общину в целом. Члены общины обязаны были сами определять размер платежей каждого. С учетом того, что посадские люди, несшие тягло, стремились перейти в белые слободы, принадлежавшие феодалам и не платившие государственных податей, членам черных сотен приходилось платить и за пустые дворы. Поэтому жители черных сотен выступали за запрет перехода в белые слободы.

Основные выводы

1. В первой половине XVI в. завершился процесс объединения русских земель вокруг Москвы. С 1547 г. глава государства именуется царем. Царь еще не обладал неограниченной властью. Проводя свою политику, он был вынужден считаться с мнением боярства, дворянства и верхушки посадского населения.

2. Высшим постоянно действующим органом власти была Боярская дума. Постепенно из ее состава выделяется Ближняя дума (Избранная рада), включавшая наиболее преданных царю лиц.

3. С середины XVI в. в России начинают созываться Земские соборы. Земский собор представлял собой сословно-представительный орган, решавший наиболее важные вопросы внутренней и внешней политики.

4. В сфере государственного управления окончательно сложилась приказно-воеводская система. Приказы формировались по отраслевому или территориальному принципу. Занятие государственных должностей основывалось на системе местничества.

5. Система кормлений заменяется органами местного самоуправления – земскими и губными избами.

6. С целью борьбы с боярской оппозицией Иван Грозный проводит систему репрессивных мер, получивших название «опричнина».

7. Господствующим классом были феодалы. Класс феодалов был неоднороден. Помимо деления на бояр и дворян, зависевшего от формы землевладения, феодалы делились на чины думные, московские и городовые.

8. Полное закрепощение крестьян произошло в 1649 г.

Контрольные вопросы

1. Какие были предпосылки перехода к сословно-представительной монархии?

2. Какие виды судов существовали в период сословно-представительной монархии?

3. Расскажите об особенностях приказно-воеводской системы.

4. Охарактеризуйте особенности опричнины.

5. Назовите основные этапы закрепощения крестьян.

6. Из каких категорий состояло посадское население?

7. Охарактеризуйте структуру класса феодалов.

Вопросы для дискуссии

1. Являлся ли Земский собор парламентом в современном понимании?

2. Имела ли опричнина положительные результаты для развития российской государственности?

3. Было ли возможно создание в России XVI в. всесословного представительного органа?