Глава 2. Государство и право Древней Руси
2.1. Возникновение Древнерусского государства
Восточные славяне до образования Древнерусского государства. За несколько веков до образования Древнерусского государства (VI–VIII вв.) восточные славяне были разделены на племенные союзы. У славян шел распад большой семьи – задруги, включавшей в себя от 20 до 100 человек, связанных кровным родством.
Задруга – общество, в которое входило несколько семей, объединенных под властью главы семейства.
На смену родовой общине приходит соседская община. Называлась она вервь, или мир.
Общественные отношения у восточных славян того периода можно охарактеризовать как военную демократию.
Военная демократия – система управления, основанная на участии всех взрослых членов племенного союза (мужчин) в решении наиболее важных вопросов, особой роли народного собрания как высшего органа власти и всеобщем вооружении населения.
Глава племенного союза (князь) вынужден был считаться с мнением рядовых общинников.
Правящий слой формировался из старой родоплеменной аристократии – вождей, жрецов (служителей языческих культов) и старейшин. Его ряды также пополнялись за счет членов общины, разбогатевших на эксплуатации рабов и соседей. Однако рабство у восточных славян не имело широкого распространения. Оно носило патриархальный характер, т. е. рабы входили в состав владевшей ими семьи.
Шел процесс разложения родоплеменных кровнородственных отношений. Они сменялись территориальными, военными и политическими связями.
В VIII в. насчитывалось 14 восточнославянских племенных союзов. Это были древляне, кривичи, вятичи, поляне и др. В первую очередь подобные объединения носили военный характер.
Славяне жили в степи и лесной полосе. Более пригодной для земледелия была степь. Но заселению степной зоны препятствовали постоянные набеги кочевников. Лесная полоса была менее плодородной. Однако в плане военной безопасности – более спокойной. Равнинный характер территории, занимаемой восточнославянскими племенами, способствовал ее расширению.
Возникновение государства в Древней Руси. Момент возникновения Древнерусского государства нельзя точно определить. Племенные союзы восточных славян перерастали в феодальное государство постепенно. Большинство историков сходятся на том, что возникновение Древнерусского государства следует относить к IX в.
В IX в. восточнославянские племенные образования все более интенсивно втягиваются в международную торговлю, проходившую по водному пути «из варяг в греки». Этот путь, пролегавший по землям нескольких восточнославянских народов, способствовал их сближению.
«Повесть временных лет» сообщает, что часть восточных славян платила дань хазарам, а часть – варягам. Затем варяги были изгнаны. Но восточным славянам не удалось договориться друг с другом. И ради достижения мира и порядка они обратились к варягам и попросили их встать во главе объединенных славянских племен.
Три варяжских князя во главе с Рюриком пришли на Русь в 862 г. Эту дату принято считать моментом возникновения государственности в Древней Руси. Рюрик обосновался в Ладоге близ Новгорода. Под его властью находилась только часть восточнославянских племен. Еще существовал другой союз племен, объединенных вокруг Киева. В 882 г. преемник Рюрика князь Олег захватил Киев и создал единое Древнерусское государство. Его столицей стал Киев.
Норманнская теория. В XVIII в. немецкие историки Байер, Миллер и Шлецер пытались доказать, что под варягами подразумевались норманны, или скандинавы. Отсюда и пошло название – норманнская теория. Фактом призвания варягов эти историки стремились доказать законность господства немецкого дворянства в России, обосновать неспособность русского народа к самостоятельной государственной жизни.
Первым критиком норманнской теории стал М. В. Ломоносов. Впоследствии большинство историков признали норманнскую теорию несостоятельной. В Древнерусское государство вошли кроме славян некоторые соседние финские и балтийские племена. Данное государство с самого начала было этнически неоднородным.
2.2. Общественный строй Древней Руси
В Древней Руси привилегированное положение занимали члены княжеского рода и княжеские дружинники. В окружении князя выделялись бояре – старшие дружинники князя и княжьи мужи, которые наряду с боярами составляли верхушку княжеской дружины.
Княжескими имениями управляли огнищане. А отдельными отраслями княжеского хозяйства ведали тиуны.
За убийство этих людей устанавливался двойной штраф – 80 гривен, тогда как жизнь свободного человека стоила 40 гривен, а зависимого – и того меньше. Еще одной привилегией бояр и дружинников был особый порядок наследования. Если у них не было сыновей, то их земля доставалась дочерям. Для всех остальных действовало другое правило – при отсутствии сыновей землю получали либо община, либо князь.
Свободное население состояло из сельских жителей (смердов), свободных крестьян-общинников и жителей посадов, т. е. городов (к ним относились купцы, ремесленники, наемные рабочие и др.).
Личность и имущество свободного человека находились под защитой закона. Эта категория людей самостоятельно отвечала за совершенные преступления и по своим обязательствам.
К зависимому населению относились зависимые смерды, закупы, работавшие на феодала за «купу» – заем в виде денег, земли или иного имущества, и холопы – лица, находившиеся на положении рабов, полностью бесправные.
Порядок отработки долга нигде не был определен. С нарастанием процентов зависимость закупа все более усиливалась.
Закуп обладал некоторыми правами. Хозяин мог наказать его «за дело», но ему запрещалось бить закупа беспричинно. Также его нельзя было продать в холопы и забрать его имущество. Но если закуп убегал от хозяина, то он становился холопом. За закупа, совершившего преступление, имущественную ответственность нес господин. Но в этом случае закуп также превращался в холопа.
Полностью бесправным был холоп. Имущество, которым обладал холоп, было собственностью господина. Холоп не мог выступать в суде. За действия холопа имущественную ответственность нес его хозяин. Убийство холопа приравнивалось к уничтожению имущества.
2.3. Государственный строй Древней Руси
Древняя Русь в начале своего существования представляла собой объединение племенных территорий и больше напоминала конфедерацию, чем унитарное или федеративное государство.
Конфедерация – объединение государств, сохраняющих свой суверенитет, для решения каких-либо задач, носит обычно временный характер.
Унитарное государство – единое государство, части которого являются только административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственности.
Федерация – союзное государство, все или некоторые части которого обладают признаками государственности.
Сохранялись племенные князья. Племена часто выходили из подчинения Киеву, и их приходилось вновь покорять.
Государственным строем Древней Руси была раннефеодальная монархия.
Раннефеодальная монархия – форма правления, существовавшая в период становления феодальных государств, при которой монарх не располагал всеобъемлющей властью и вынужден был считаться с мнением своей дружины и народными собраниями.
Во главе Древнерусского государства стоял великий князь. Он опирался на дружину. Дружина служила военной силой. Так как государственного аппарата не существовало, то в мирное время дружинники выполняли административные и судебные функции.
Дружина делилась на старшую и младшую. Старшую дружину составляли бояре и княжьи мужи. Младшие дружинники назывались отроками и детскими. Помимо дружины сохранялось народное ополчение. При решении государственных вопросов князь советовался со своей дружиной. Иногда созывались феодальные съезды, в которых принимали участие крупные феодалы.
Власть князя ограничивало вече.
Вече – народное собрание в Древней Руси, состоявшее из всех свободных взрослых мужчин и принимавшее наиболее важные решения.
Также князь был вынужден считаться и с советом, куда входили приближенные великого князя, верхушка его дружины. На местах сохранялись племенные князья. Они также имели свою дружину, вече, совет старейшин.
Для усиления власти великий князь посылал на места своих приближенных – членов княжеского рода или дружинников. Городами управляли наместники, а сельскими поселениями – волостели. Эти лица были обязаны обеспечить сбор дани с местного населения и передать ее в Киев. За свою работу они не получали заработной платы. Однако в обязанность местного населения входило давать им «корм» в виде продуктов питания и ремесленных изделий. Также наместникам и волостелям доставалась часть сборов.
Наместники и волостели стремились как можно больше получить с подвластного населения. Иногда они отказывались посылать дань в Киев. Великий князь Владимир Святославич (Красное Солнышко) собирался организовать поход против своего сына Ярослава, который, будучи наместником в Новгороде, перестал посылать дань в Киев. Ярослав тоже готовился к войне с отцом и даже набрал в Швеции большие отряды наемников.
Дань собиралась путем полюдья, когда князья с ноября по апрель по льду замерзших рек объезжали подвластные им земли и собирали доходы со своих подданных. В процессе сбора дани возникали конфликты.
Князь Игорь был убит древлянами за то, что попытался в течение одного года дважды собрать дань. Это заставило его вдову княгиню Ольгу после проведения карательного похода упорядочить налогообложение. Она учредила уроки (фиксированные размеры дани) и погосты (специальные пункты сбора дани).
Первоначально не был четко урегулирован порядок престолонаследия. Власть принадлежала не князю лично, а всему роду Рюриковичей. Поэтому после смерти великого князя киевский престол доставался не его сыну, а старшему в княжеском роде. Остальным князьям доставались уделы. Чем более высокое место занимал князь на лестнице старшинства, тем более богатый и престижный удел он получал. Такой порядок престолонаследия получил название очередного, или династического.
Часто возникали споры по поводу старшинства. Эти споры разрешались путем договоров или силой оружия. Многие князья были убиты в ходе борьбы за власть.
Первоначально в Древней Руси применялась десятичная, или численная, система управления. Она выросла из военной организации. Население делилось на десятки, сотни и тысячи, возглавляемые десятскими, сотскими и тысяцкими. Затем эта система была перенесена на административное управление.
Постепенно десятичная система уступает место дворцово-вотчинной. Последняя выросла из соединения управления великокняжеским дворцом с государственным управлением.
В хозяйстве великого князя были слуги, ведавшие отдельными его отраслями (конюшие, чашничие и др.). Со временем князья стали поручать этим лицам вести определенные дела в масштабах всего государства, наделяя их соответствующими полномочиями.
Важным элементом политической системы древнерусского общества с момента принятия крещения стала православная церковь. Во главе церкви стоял митрополит Киевский, назначавшийся из Византии. Однако неоднократно киевские князья созывали соборы русских епископов и самостоятельно организовывали избрание митрополита. Впервые это произошло в 1051 г., когда митрополитом был избран Иларион. Территория Древней Руси делилась на епархии, возглавляемые епископами и архиепископами.
2.4. Древнерусское право
Первым источником древнерусского права были обычаи. Обычай, санкционированный государством, становился правовым обычаем.
Первыми письменными памятниками древнерусского права стали договоры Руси с Византией. Княжеское законодательство как источник права появляется на Руси в X в. Особое значение имели церковные уставы Владимира Святославича и Ярослава Владимировича.
Они устанавливали обязательность отчисления десятины в пользу церкви со всех доходов государства и населения. Также в них содержался перечень деяний, подсудных церкви, регулировались брачно-семейные отношения.
После принятия христианства источниками права на Руси стали византийские сборники законодательства.
Византия, или Восточная Римская империя, заимствовала из Древнего Рима свое правовое наследие. В VI в. император Юстиниан провел кодификацию римского права. В последующие несколько веков на развитие византийского законодательства серьезное влияние оказала церковь. После крещения на Руси начинается процесс рецепции (восприятия) норм римского права. Появляются новые источники права. Номоканоны, или Кормчие книги, содержали нормы церковного, гражданского, семейного и уголовного права.
Наиболее крупный памятник древнерусского права – Русская Правда. Русская Правда составлялась на протяжении длительного периода. Известны более ста ее списков, значительно отличающихся друг от друга и по объему, и по структуре, и по содержанию. Русскую Правду принято делить на три основные редакции – Краткую, Пространную и Сокращенную.
В Краткую редакцию входят Правда Ярослава (ст. 1–18), Правда Ярославичей (ст. 19–41), Покон Вирный (ст. 42 – определяла размер отчислений вирнику – лицу, занимавшемуся взысканием штрафов) и Урок мостников (ст. 43 – отчисления на строительство и ремонт мостов). Краткая редакция возникла не ранее 1016 г. и не позднее 1054 г. Пространная редакция делится на Суд Ярослава (ст. 1–52) и Устав Владимира Мономаха (ст. 53–121). Появилась она не ранее 1113 г. Сокращенная редакция появилась в XV в. Она представляет собой выборку из статей Пространной Правды.
Уголовное право. Преступление по Русской Правде рассматривалось как обида – причинение морального или материального вреда. Закон защищал как личность, так и имущество. Преступление делилось на две стадии – покушение и оконченное преступление. Русская Правда знала понятия «соучастие», а также «рецидив» (повторность) – в случае с конокрадством.
Преступление могло быть совершено умышленно и по неосторожности. К преступлениям против личности относились убийство, причинение телесных повреждений различной степени тяжести, побои, оскорбление. Наиболее распространенным имущественным преступлением являлась кража («татьба»).
Рис. 2.1. Виды наказаний по Русской Правде
Русская Правда в качестве наказаний предусматривала поток и разграбление, виру, полувирье и продажу (рис. 2.1). О смертной казни в Русской Правде никаких упоминаний не содержится. Наиболее строгой мерой наказания был поток и разграбление.
Поток и разграбление – вид наказания, связанный с конфискацией имущества преступника и продажей его в рабство вместе с семьей.
Поток и разграбление назначался за убийство в разбое, конокрадство и поджог.
Менее строгим наказанием была вира – штраф, назначаемый за убийство.
Существовала также «дикая вира». Она налагалась на всю об щину, если на ее территории был обнаружен труп, а общинники не выдали подозреваемого или не предприняли усилий к поиску преступника.
За тяжкие телесные повреждения взыскивалось полувирье. Иные преступления карались продажей – штрафом.
Также преступник был обязан возместить ущерб потерпевшему или его семье. За убийство уплачивалось головничество, равное вире. За преступления, наказываемые продажей, – урок.
Судебный процесс. Древнерусское право не знало четкого разграничения между уголовным и гражданским процессом. И по гражданским, и по уголовным делам судебный процесс носил состязательный характер. Стороны обладали равными процессуальными правами.
Процесс распадался на три стадии:
1) заклич – объявление о совершенном преступлении;
2) свод – лицо, у которого обнаружена пропавшая вещь, должно было указать, у кого эту вещь приобрело, а кто не мог дать объяснения – признавался вором;
3) гонение следа – поиск доказательств и преступника.
Рис. 2.2. Виды доказательств
Доказательствами служили свидетельские показания, вещественные доказательства, ордалий – судебные испытания, а также присяга (рис. 2.2). Свидетели делились на две категории – на видоков и послухов. Видоками называли очевидцев определенного факта. Послухами именовали свидетелей доброй славы сторон. Не зная ничего о спорном факте, они просто давали характеристику определенному участнику процесса.
К числу ордалий можно отнести напрямую не упомянутый в Рус ской Правде судебный поединок – «поле». Победивший в поединке выигрывал дело. Другим видом ордалий были испытания железом и водой. Испытание железом применялось тогда, когда не хватало иных доказательств. К испытанию железом прибегали в наиболее серьезных случаях.
Техника проведения ордалий в Русской Правде не описывается. Известно лишь, что при испытании водой обвиняемого связывали и бросали в воду. Если он погружался на дно, то считался невиновным, если всплывал на поверхность – виновным. Испытание водой рассматривалось как более легкое по сравнению с испытанием железом.
Гражданское право. Русская Правда упоминает вещные и обязательственные права. Самым ценным имуществом была земля. Обязательства возникали из причинения вреда или из договоров. Взыскание могло быть обращено как на имущество, так и на личность должника. Если он не мог расплатиться, то его могли превратить в холопа.
Договоры заключались в устной форме, при свидетелях. Русская Правда упоминает договоры купли-продажи, займа, кредита, хранения, личного найма, комиссии и подряда (рис. 2.3).
Рис. 2.3. Виды договоров
Наиболее подробно Русская Правда регламентировала договор займа. После восстания в Киеве в 1113 г., направленного против ростовщиков, Владимир Мономах, вступив на киевский престол, ввел ограничения на размер процентов, взимаемых по договору займа.
Несмотря на то что для Киевской Руси был не свойствен наемный труд, Русская Правда упоминает договор личного найма. Если человек поступал в услужение (в тиуны или ключники) без специального договора, то он становился холопом.
В наследственном праве приоритет отдавался наследованию по закону. Порядок наследования у феодалов и иных социальных групп был разным. В случае отсутствия сыновей у бояр и дружинников земля переходила дочерям. На всех остальных подобная норма не распространялась, землю могли наследовать только сыновья (в этом случае имущество поступало в пользу князя). На наследников возлагалась обязанность обеспечить сестер приданым, а часть наследства выделить вдове «на прожиток» (если она вторично не вышла замуж).
Наследство, судя по всему, делилось поровну. Однако преимущество имел младший сын (получал двор отца). Незаконные дети наследственных прав не имели.
Муж после жены не наследовал. Имущество матери наследовали дети, у которых она проживала.
Семейное право. Брачно-семейные отношения до момента Крещения Руси регулировались нормами обычая, государство не вмешивалось в эту область.
До Крещения Руси заключение брака осуществлялось путем похищения невесты женихом – «умычки».
В «Повести временных лет» этот способ заключения брака приписывается древлянам, радимичам и некоторым другим племенам. Молодежь из разных сел собиралась на берегах рек и озер на игрища с песнями и плясками, и там происходило «умыкание» невест. Как правило, «умычка» совершалась по предварительной договоренности жениха и невесты.
Формы брака были разными. Помимо моногамного брака, когда в брачных отношениях состояли один мужчина и одна женщина, часто встречался и полигамный брак – многоженство.
С принятием христианства в 988 г. отношения по поводу брака и семьи стали регулироваться нормами церковного права. Нормы же церковного права основывались на византийском законодательстве или на нормативных актах русских князей, созданных на основе византийского права.
После крещения Руси законным признавался только брак, заключенный в церкви. Правда, еще на протяжении нескольких веков имело место заключение брака по языческим обрядам, с чем церковь и государство упорно боролись.
В соответствии с нормами византийского права брачный возраст устанавливался в 14–15 лет для мужчин и в 12–13 лет для женщин. Многоженство было запрещено и каралось крупными штрафами, а для второй (незаконной) жены даже заточением в монастырь. Состояние в браке становится препятствием к вступлению в новый брак. Запрещались браки между ближайшими родственниками. Также препятствием к браку было духовное родство. Так, крестный не мог жениться на своей крестнице. Для признания брака действительным требовалось согласие жениха и невесты. Однако данное требование на практике не всегда соблюдалось.
Браку должно было предшествовать обручение.
В отличие от католической церкви византийская церковь допускала развод. Перечень поводов к расторжению брака почти целиком был заимствован из византийских законов.
Брак расторгался, когда:
• жена слышала от других людей о готовящемся злоумышлении на власть и жизнь князя, а от мужа своего утаила;
• муж заставал жену с прелюбодеем или это доказывалось показаниями послухов;
• жена вынашивала замысел отравить мужа зельем или знала о готовящемся другими людьми убийстве мужа, а ему не сказала;
• жена без разрешения мужа посещала пиры с чужими людьми и оставалась ночевать без мужа;
• жена посещала днем или ночью игрища, несмотря на запрещения мужа;
• жена давала наводку вору похитить имущество мужа или сама что-либо похищала или совершала кражу из церкви.
На практике также встречался и «роспуст» – развод по одностороннему желанию мужа. С данным явлением церковь также усиленно боролась.
Жена находилась под властью мужа. Ее положение определялось положением мужа. Правда, было исключение. Если свободный человек женился на рабе, то он сам становился холопом ее господина. Дети находились под властью отца.
Что касается имущественных отношений, здесь жена имела определенную самостоятельность. Исходя из анализа Русской Правды, имущество супругов было раздельным. Приданое жены находилось в ее собственности, она могла передавать его по наследству.
Основные выводы
1. У восточных славян до образования государства существовала военная демократия. Она основывалась на участии всех взрослых членов племенного союза (мужчин) в решении наиболее важных вопросов, особой роли народного собрания как высшего органа власти и всеобщем вооружении населения.
2. Древнерусское государство было раннефеодальной монархией. Во главе его стоял великий князь, опиравшийся на дружину. Власть князя ограничивали вече и совет при князе. На местах был племенные князья со своими дружинами, вече и советом старейшин.
3. Первоначально в Древней Руси применялась десятичная, или численная, система управления. Со временем десятичная система уступила место дворцово-вотчинной.
4. Население Древней Руси делилось на привилегированные слои – бояре, княжьи мужи; свободных людей – смерды и жители городов; зависимых – холопы и закупы.
5. Главным источником древнерусского права была Русская Правда. Она включала нормы уголовного, гражданского и судебного права. Смертная казнь не применялась. Наиболее строгой мерой наказания был поток и разграбление, когда преступника лишали имущества и продавали в рабство вместе с семьей.
Контрольные вопросы
1. Что такое военная демократия?
2. Какие черты свойственны раннефеодальной монархии?
3. Назовите основные социальные группы Древней Руси.
4. Нормы каких отраслей права встречаются в Русской Правде?
Вопросы для дискуссии
1. Можно ли было в Древнерусском государстве сформировать государственный аппарат на профессиональной основе?
2. Какими причинами вызвано отсутствие смертной казни как вида наказания в Русской Правде?