7. Правовое положение населения Киевской Руси
В IX в. в Древнерусском государстве установилось феодальное общество и сложились классы господствующих феодалов-землевладельцев и зависимого населения. К господствующему классу относились:
1) великий князь;
2) местные князья и общинная знать (бояре) – крупные феодалы-землевладельцы, бояре – вотчинники, обладающие значительной властью в пределах собственной вотчины, которая впоследствии послужила одной из причин феодальной раздробленности на Руси. Бояре в XI–XII вв. участвовали в боевых походах князя, управлении и судопроизводстве;
3) верхушка служилых людей (составляли удельные князья, служилые люди, обеспечивающие работу государственного аппарата);
4) дружины князей, непосредственно подчиняющиеся либо великому князю, либо удельному князю.
К зависимому населению относятся:
1) смерды (крестьяне) – это лично свободные крестьяне, имевшие свой дом, хозяйство, участок земли в пользовании, а также право участвовать в военных походах в качестве ополченцев. Смерд мог передавать свое имущество по наследству. Зависимость смердов от князей выражалась в обязанности платить князьям дань, подати. Личность и имущество смерда защищались законом. Смерд нес имущественную ответственность за совершенные им проступки и преступления, по обязательствам и договорам. В судебном процессе смерд мог выступать полноправным участником;
2) закупы – смерды, которые взяли у хозяина в долг какое-либо имущество под проценты, гарантировав его возвращение своим самозакладом. Закуп отрабатывал свой долг у хозяина и не мог его покинуть, пока не рассчитается, иначе его обращали в холопство. Закон охранял личность и имущество закупа, запрещая господину беспричинно наказывать его и отнимать имущество. За правонарушение закупа хозяин уплачивал штраф потерпевшему, но закупа могли обратить в холопство. В судебном процессе закуп мог выступать в качестве свидетеля только в особых случаях;
3) рядовичи – это крестьяне, работающие у землевладельцев по договору (ряду);
4) изгои – это люди, которые вышли из общины и находятся вне социальных групп;
5) прощенники – это лица, попавшие под покровительство церкви, монастырей или светских феодалов и обязанные за это отработать в их хозяйствах;
6) холопы (челядины) – это лица, попавшие в рабство в результате самопродажи, рождения от рабыни, купли-продажи, брака с рабом (рабыней), поступления в ключничество, совершения преступления, а также плена. Холоп не защищался законом. За его убийство хозяину выплачивался штраф, как за уничтожение имущества. В судебном процессе холоп не мог выступать в качестве стороны;
7) докладные холопы – это княжеские или боярские слуги, которые ведали отдельными отраслями хозяйства (ключники, тиуны, огнищане, конюшие, старосты, пашенные). Со временем такие холопы могли получить свободу;
8) кабальные холопы – холопы, которые не могли отчуждаться, как обычное имущество. Дети кабальных холопов не становились холопами. Отношения хозяина и кабального холопа строились на личном соглашении, смерть одной из сторон прекращала обязательство.
Помимо господствующего класса и зависимого населения, существовали также промежуточные и переходные категории, такие как городское население, которое делилось на:
1) боярство;
2) духовенство;
3) купечество;
4) «низы» (ремесленники, мелкие торговцы, рабочие и др.)
Особую категорию населения составляли церковные служители, которые в период раннефеодальной монархии имели значительную власть, т. к. церковь была одним из самых крупных феодалов-землевладельцев.