6. Государственный строй древнерусского государства
При определении государственного строя Древнерусского государства следует использовать понятие форма государства, которое состоит из таких элементов, как форма правления, форма государственного устройства и политический режим.
По форме правления Древнерусское государство является раннефеодальной монархией.
Различают следующие признаки раннефеодальной монархии:
1) переход власти в порядке наследования сначала по старшинству в роде, а в последующем от отца к старшему сыну;
2) отсутствие юридической ответственности главы государства (правителя);
3) несформированные институты власти;
4) неустановленные полномочия и статус совета при правителе;
5) народное собрание (вече) не было постоянным представительным органом.
Главой Древнерусского государства был великий князь (Киевский князь), являющийся сюзереном (старшим) по отношению к князьям (вассалам) удельных княжеств. Вассалы великого князя в то же время были и сюзеренами по отношению к своим служилым людям. Отношения между великим князем и удельными князьями строились по принципу «сюзеренитета – вассалитета», т. е. феодальной зависимости. Великий князь был обязан защищать и оказывать помощь вассалам, которые должны были помогать и великому князю. Взаимоотношение великого князя и удельных князей закреплялись в крестных грамотах, содержащих права и обязанности великого князя и права и обязанности князей-вассалов.
В функции великого князя входило следующее:
1) организация и командование вооруженными силами;
2) сбор дани;
3) налаживание внешней торговли;
4) назначение местного управления, княжеских агентов;
5) законодательная и судебная деятельность;
6) руководство внешними сношениями.
В своей деятельности великий князь опирался на дружину и совет старейшин, осуществляющих совещательную функцию в вопросах управления, внешней политики, принятия законов. В процессе укрепления княжеств стали созывать феодальные съезды, на которых решались вопросы о разграничении власти между князьями-вассалами, разделения земель, а также вопросы войны и мира. Народным собранием было вече, которое собиралось для решения глобальных вопросов общегосударственного значения (вопросов мира и войны). На первых этапах развития Древнерусского государства сохранялась десятичная система управления, суть которой состояла в том, что десятские, сотские, тысяцкие получали некоторые функции государственного управления.
Вооруженные силы Древнерусского государства составляли дружины великого князя, дружины местных князей и народное ополчение, основанное на десятичной системе управления, которая впоследствии была заменена на дворцово-вотчинную, когда политическая власть стала принадлежать боярину-вотчиннику. Наместники князя (в городах) и волостели (в сельской местности) осуществляли управление на местах. Они собирали дань и пошлины, судили, устанавливали и взимали штрафы.
Судебные функции в Древнерусском государстве осуществляли органы власти и управления на местах (князья, посадники, волостели, представители княжеской власти), т. к. судебных органов как особых учреждений не существовало. Церковь также имела функции судебных органов. Она могла судить зависимое население своих земель по делам о преступлениях против религии, нравственности и семьи.
Форма государственного устройства Древнерусского государства – относительно единое унитарное государство.
Политический режим Киевской Руси четко не определен. С одной стороны, она имеет признаки демократии (наличие в государстве народного собрания), а с другой – и признаки авторитаризма (власть великого князя по отношению к населению с элементами принуждения).