Вы здесь

История государства и права России. Глава 5. Российское государство и право в период становления абсолютизма (середина XVII–XVIII вв.) (В. Е. Сафонов, 2018)

Глава 5

Российское государство и право в период становления абсолютизма (середина XVII–XVIII вв.)

5.1. Особенности становления и развития абсолютной монархии в России

Вторая половина XVII в. в России отмечена усилением абсолютистских тенденций. Происходило разложение сословно-представительной монархии и становление абсолютизма.

Абсолютистские тенденции проявлялись в изменении статуса царской власти, она становилась менее деспотической по форме, но более сильной и неограниченной по существу. Подтверждением этих процессов явилось изменение титула правителя. Вместо прежнего «Государь, царь и великий князь всея Руси» после присоединения Украины он стал следующим: «Божией милостью великий государь, царь и великий князь всея Великие и Малые и Белые Русии самодержавец». В титуле подчеркивались идея божественного происхождения царской власти и ее самодержавный характер. Соборное уложение высоко подняло престиж личности царя в глазах подданных. Фактически в середине XVII в. произошло отождествление государства и правителя. Преступление против личности монарха приравнивалось к преступлению против государства, что являлось одним из признаков абсолютизма.

О развитии абсолютизма свидетельствовало и постепенное снижение значимости сословных органов. Во-первых, произошло затухание деятельности Земских соборов. Центральная власть более не нуждалась в поддержке этого сословно-представительного органа, вот почему после решения 1653 г. о воссоединении с Украиной и принятии Запорожского войска в состав Московского государства они не собирались в полном составе. Во-вторых, изменились состав и роль Боярской думы. В ней уменьшилось число родовитых бояр, увеличилось число и влияние думных дворян и дьяков, попадавших в Думу благодаря не знатности, а личным способностям. В результате этого процесса в конце XVII в. Боярская дума фактически исчезла.

О становлении абсолютизма говорило и развитие приказной системы. Число приказов выросло, сфера их деятельности охватила практически все стороны жизни страны. Существенной реорганизации подверглась армия. Появились полки «иноземного строя», вытеснявшие дворянское ополчение. Особую роль сыграло появление в 1658 г. Приказа Тайных дел, одной из важнейших функций которого был надзор за деятельностью иных приказных учреждений. Тем самым был сделан первый шаг к созданию саморегулируемой бюрократической системы.

Светская власть в XVII в. сумела доказать свой приоритет над властью церковной. В середине XVII в. началась реформа русской православной церкви, повлекшая за собой ряд серьезных изменений в политической и духовной жизни русского общества. Противостояние царя Алексея Михайловича и патриарха Никона закончилось опалой последнего, после чего преобразования церкви продолжил сам царь.

Таким образом, к рубежу XVII–XVIII вв. в Московском государстве произошло окончательное разложение сословно-представительской монархии.

Несомненно, эволюция абсолютизма в России являлась процессом длительным. Невозможно рассматривать абсолютную монархию как явление, не имеющее внутренних этапов развития, существенно различающихся по содержанию. Рассмотрим основные стадии (схема 1).

5.2. Государственные реформы первой четверти XVIII в. Формирование новой системы государственного управления

Административные реформы, проведенные в царствование Петра I, позволили сформировать систему абсолютизма.

Абсолютизм – высшая форма феодальной монархии, при которой правитель получает возможность неограниченно и бесконтрольно управлять страной при помощи полностью зависимых от него чиновников.

Абсолютизм, прежде всего, отстаивает интересы дворянства, однако для развития экономической мощи государства поддерживает промышленников и купцов.


Схема 1. Основные стадии становления абсолютизма в России


Реформа системы государственного управления, предпринятая Петром I, была вызвана рядом причин. Требовалось создание нового государственного аппарата, отвечавшего духу времени, способного эффективно осуществлять руководство обществом. Петр I стремился утвердить и закрепить свою абсолютную власть. Для воплощения «высшей воли» монарха была необходима совершенная государственная машина.

В ходе областной реформы 1708–1710 гг. страна была разделена на восемь губерний (позже – 11) во главе с генерал-губернаторами и губернаторами, назначавшимися царем из числа особо доверенных лиц. Губернаторы сосредоточили в своих руках высшие военные и гражданские функции и всю полноту судебной власти на местах. В 1719 г. губернии дополнительно были поделены на провинции, руководимые воеводами.

В 1711 г. Петр I для управления страной создал Сенат, состоявший из девяти человек, который пришел на смену «умершей» естественным образом аристократической Боярской думе.

В 1717–1721 гг. устаревшие, изжившие себя приказы были заменены коллегиями:

• три «первейшие» → Военная, Адмиралтейская и Иностранная;

• три экономические → Берг-коллегия (горная и горнозаводская промышленность), Мануфактур-коллегия (остальная промышленность) и Коммерц-коллегия (ведала торговлей);

• три финансовые Камер коллегия (сбор налогов), Штатс-контор-коллегия (расходы) и Ревизион-коллегия (контроль за расходами и доходами);

• Юстиц-коллегия → ведавшая разработкой законодательства;

• Вотчинная коллегия (вместо Поместного приказа) → занимавшаяся земельными вопросами.

На правах коллегий действовали еще два учреждения: Главный магистрат (1720 г.), контролирующий выборные органы городского управления, и Синод (1721 г.). В соответствии с Духовным регламентом, в котором доказывалась нежелательность патриаршества, была создана Духовная коллегия, вскоре переименованная в Святейший правительствующий синод, организованный по образцу светских коллегий во главе с чиновником – обер-прокурором, назначаемым царем. В результате этой реформы церковь полностью подчинялась государству, превратившись, по сути дела, в часть его бюрократического аппарата.

Единственным сохранившимся в XVIII в. приказом был Преображенский, ведавший политическим сыском и усиленный в дальнейшем Тайной канцелярией. Коллегиальная система отличалась от приказной более строгим распределением обязанностей, должностными полномочиями. Основным правовым актом, определяющим распорядок внутренней деятельности и должностные обязанности чиновников, был созданный в 1720 г. Генеральный регламент, документ совершенно нового для России типа. Коллегии, заменившие приказы, тем не менее сохраняли старый принцип объединения административных и судебных функций.

В первой четверти XVIII в. была проведена судебная реформа. Впервые в России были созданы органы судебной власти, отделенные от администрации.

В 1721 г. Петр I принял титул императора. Завершающим штрихом в становлении абсолютизма стала ликвидация последнего ограничения власти самодержца. В 1722 г. был издан Устав о наследии престола, дающий право императору назначать себе преемника по своему усмотрению. Появление Устава было вызвано делом царевича Алексея, который в 1718 г. был обвинен в государственной измене и приговорен к смертной казни.

Успешными оказались преобразования в экономической области. Развитию промышленности в первой четверти XVIII в. способствовали возросшие военные потребности России и активная внешняя политика государства, сумевшего мобилизовать природные и человеческие ресурсы страны. Основной особенностью российской промышленности было то, что она создавалась преимущественно за счет казны и долгое время находилась под непосредственным государственным контролем. Еще одной особенностью стало использование на мануфактурах труда крепостных.

В 1724 г. в России был введен таможенный протекционистский тариф (от лат. protectio – защита, покровительство), призванный оградить русскую промышленность от иностранной конкуренции и содействовать установлению активного торгового баланса. На экспорт вводились низкие пошлины, чтобы стимулировать продажу русских товаров на внешних рынках. На ввоз устанавливалась высокая пошлина, если эта продукция производилась в России, и низкая, если она не производилась и была необходима для отечественной промышленности (краски, шерсть, сахар-сырец и др.). Протекционистский характер внешнеторговой политики правительства Петра I обеспечил активный торговый баланс России – вывоз товаров в 1726 г. превышал ввоз в два раза.

В результате преобразований в экономике были созданы мощное промышленное производство, сильная армия и флот, что позволило России добиться выхода к морю, преодолеть изоляцию, сократить отставание от передовых стран Европы и превратиться в великую державу мира.

В годы правления Петра I резко увеличилась численность дворянства – в 5 раз. Политика правительства была направлена на укрепление, сплочение русского дворянства. Указ 1714 г. о единонаследии приобрел в этой связи особое значение. Он юридически уравнял поместья и вотчины, объявив все числившиеся за дворянами имения их наследственной собственностью.

Свою роль в организации и консолидации дворянского сословия сыграло принятие 24 января 1722 г. Табели о рангах, определившей порядок прохождения службы и установившей иерархию служебных разрядов. Принцип занятия той или иной государственной должности по знатности заменялся бюрократическим. Продвижение по служебной лестнице зависело от выслуги, образования, а в итоге – от личных способностей дворянина.

Реформы укрепили самодержавие, создали бюрократию и, преобразовав служилое сословие, превратили его в дворянство, ставшее со временем привилегированным сословием страны. Эти изменения происходили на базе укрепления крепостничества, что дает основание их характеризовать как самодержавно-крепостнические, дворянско-бюрократические.

5.3. Просвещенный абсолютизм в России

Просвещенный абсолютизм – одна из форм государственной политики многих стран Европы, возникшая на определенной стадии их развития в результате укрепления позиций новых общественных сил (буржуазии, интеллигенции), боровшихся с существующими абсолютистско-феодальными режимами.

В России формирование и развитие «просвещенного абсолютизма» связывают с именем императрицы Екатерины II, которая обладала природным расчетливым умом и волевым характером, увлеклась трудами французских просветителей и искренне восприняла некоторые их идеи.

Задачи политики «просвещенного абсолютизма» в России (схема 2).

Екатерина //, используя идею французского просветителя Монтескье, доказывала закономерность и необходимость самодержавия в России. Задача монарха заключалась в издании «наилучших законов», а правительства и других органов управления – в исполнении его воли. Все подданные и сам монарх обязаны следовать этим законам, что, как считала императрица, и отличает просвещенную монархию от деспотии. Кроме того, активное законотворчество Екатерины II было призвано укрепить правовую базу самодержавия.

В 1763 г. императрица провела реформу Сената, который был разделен на шесть департаментов, лишен многих полномочий и превращен в высшее судебно-апелляционное учреждение. Важнейшим механизмом государственного управления стал Кабинет Екатерины II с его статс-секретарями. В целом в стране усиливался бюрократический аппарат: выросла его численность, расширилась сфера деятельности.

В 1763–1764 гг. была проведена секуляризация церковных земель (от позднелат. saecularis – мирской, светский), то есть осуществлена их передача в введение казны, церковная собственность была обращена в светскую. Это укрепило экономическую мощь государства, прекратило


Схема 2. Политика «просвещенного абсолютизма» в России: основные задачи волнения монастырских крестьян, которые дестабилизировали обстановку в стране.


В 1764 г. было ликвидировано гетманство на Украине, ограничены привилегии казачества. В 1775 г. упразднено Запорожское войско, а на Дону введена обычная система губернских учреждений, что лишило казачество остатков автономии. Все эти меры укрепляли централизацию страны, унифицировали систему управления.

В 1767 г. Екатерина II созвала Уложенную комиссию, призванную разработать новый свод законов. Она подготовила Наказ, в котором содержались предложения по смягчению крепостного строя. Деятельность Комиссии привела Екатерину к выводу о невозможности согласования интересов различных сословий, а также смягчения крепостничества без риска потерять престол. В то же время ее созыв произвел благоприятное впечатление на Европу, укрепил авторитет власти, позволил Екатерине ознакомиться с «состоянием умов» в обществе. Убедившись, что ее правлению ничто не угрожает, а также осознав неготовность общества к радикальным переменам в духе идей Просвещения, императрица распустила Уложенную комиссию под предлогом начавшейся в 1768 г. войны с Турцией.

В 1775 г. Екатерина издала Учреждение для управления губерний. Россия делилась на 50 губерний, каждая из которых, в свою очередь, на 10–15 уездов с населением до 30 тыс. человек. Функции губернского правления и возглавлявшего его губернатора значительно расширялись за счет передачи финансовых, административных и судебных полномочий из центра.

Политика в социально-экономической сфере отличалась крайней противоречивостью. Однако стержнем ее оставалось стремление обеспечить наибольшую поддержку дворянскому сословию. Поэтому, с одной стороны, произошло усиление крепостничества, которое проявлялось: в широкой практике раздачи государственных крестьян и земель в руки крепостников-помещиков; в ликвидации остатков прав крепостных крестьян. В годы правления Екатерины II владельческие права помещиков достигли своего максимума. Крепостное право, несомненно, ужесточилось, но в то же время впервые был поднят вопрос о его смягчении или даже отмене.

С другой стороны, правительство принимало меры либерального характера. В 1785 г. была издана Жалованная грамота дворянству. Расширены привилегии дворянства. Освобождение от обязательной службы означало «раскрепощение» дворянства от государства. Благодаря этому оно превращалось в подлинно привилегированное сословие, располагавшее определенными правами и свободами. Создание же дворянских уездных и губернских собраний было шагом на пути становления гражданского общества.

Предоставление в 1785 г. Жалованной грамоты городам обеспечивало некоторыми привилегиями городовых обывателей, разделенных на шесть разрядов в зависимости от рода занятий и материального положения, а также регулировало работу органов самоуправления.

Политика «экономического либерализма» правительства способствовала зарождению капиталистического уклада и началу разложения крепостнических отношений.

В результате предпринятых во второй половине XVIII в. попыток преобразований самодержавие укрепилось и приобрело более современный вид. Оживилась общественная жизнь, появились зачатки гражданского общества, прежде всего в виде элементов самоуправления.

При этом нужно отметить некоторые негативные последствия политики «просвещенного абсолютизма»: неспособность реализовать декларируемые либеральные принципы привела часть общества к разочарованию в реформистской политике верхов и зарождению радикальных революционных идей.

5.4. Формирование новой системы права

Переход к абсолютизму способствовал развитию законодательства нового типа, которое в XVIII в. отличалось более совершенным уровнем юридической техники, меньшей казуистичностью, более высоким уровнем обобщений, четкости и последовательности. Вводятся новые формы законодательных актов. Помимо хорошо известных в средневековом праве указов, уставов и грамот, появляются манифесты, табели, артикулы и регламенты. При Петре I наблюдается тенденция к заимствованию европейских, по большей части немецких терминов (кондиции, салф кондукты, аккорды и т. д.), в том числе и в правовых актах. Позднее, в царствование Екатерины II, все они будут переведены на русский язык.

До конца XVII в. законодательство носило в большей степени межотраслевой характер. Все крупные акты были, по сути, сводами законов, содержащими нормы гражданского, уголовного и процессуального права. В XVIII в. законодатель всячески старался регламентировать все стороны жизни, что порождало накопление огромного количества несистематизированных правовых актов. В среднем в первой половине XVIII в. ежегодно издавалось 160 указов, что в четыре раза больше, чем, например, в XVII в. Новшеством эпохи абсолютизма стало создание отраслевых кодексов, таких как Артикул воинский – первый военно-уголовный кодекс, Воинский устав и Морской устав, Краткое изображение процессов или судебных тяжеб – процессуальный кодекс и т. д.

Одной из наиболее динамично развивающихся отраслей права XVIII в. являлось уголовное. Особое место в этой сфере занимает Артикул воинский 1715 г. Его созданию предшествовало появление строевого устава русской пехоты «Краткое обыкновенное учение» (1700), Краткого артикула А. Д. Меншикова (1706), Уложения Б. П. Шереметева (1702). Артикул являлся кодифицированным актом, обобщившим накопленный правовой материал. Он состоял из 24 глав и 209 артикулов-статей. Часть артикулов имела еще и толкование, часто несовпадающее с основным содержанием статьи. Так, например, артикул 154 содержит нормы, регламентирующие наказание за предумышленное убийство, а толкование к нему содержит подробный перечень ран, определявшихся как смертельные, и регламентирует создание судебно-медицинской экспертизы. Толкование также имело силу закона.

Поскольку нормы Артикула воинского применялись и к гражданскому населению, система преступлений включает как специфически воинские, так и общеуголовные. На первом месте стоят преступления против веры, затем политические (против императора и государства), воинские, должностные, против порядка управления, против благочиния (общественного порядка и спокойствия), против жизни, телесной неприкосновенности и чести, имущественные и половые преступления.

Именно там появляется современный термин для обозначения уголовного проступка – преступление.

Преступление – общественно опасное деяние, причинявшее вред государству. Преступления подразделялись на умышленные, неосторожные и случайные.

Наказанию подлежали только первые два. Артикул выделяет стадии преступления: приготовление, покушение и оконченное преступление, однако наказание обычно одинаковое.

Смягчающими обстоятельствами являлись состояние аффекта, душевная болезнь, малолетство преступника. Также если преступление было совершено в пылу служебного рвения, то наказание было менее строгим. А вот состояние опьянения, напротив, стало рассматриваться как отягчающее вину обстоятельство.

Конец ознакомительного фрагмента.