Глава 4
Московская Русь: развитие государства и права (XIV–XVII вв.)
4.1. Образование Русского централизованного государства
Возвышение Москвы как будущего центра объединения русских земель началось в период княжения внука Александра Невского – Ивана I Калиты (1325–1340). Образование Русского централизованного государства в основном завершилось к середине XVI столетия с ликвидацией последних удельных княжеств. Таким образом, процесс образования Русского централизованного государства занял более 200 лет.
Образование централизованного государства произошло в силу действия комплекса объективных и субъективных причин, среди которых превалирующими были причины политические. К числу их можно отнести борьбу князей за господство во Владимирском княжестве, в пределах Золотой Орды и на всей территории бывшей Киевской Руси. Острая борьба шла между князьями за обладание ярлыком на великое княжение Владимирское. Как часть Золотой Орды Владимирская земля не избежала участия в междоусобице, происходившей внутри этого государства, отсюда и участие в борьбе с захватившим власть в ней Мамаем и последующие претензии московских князей на бывшие ордынские земли после ее распада. Ощущая себя преемниками Киевской Руси, московские князья после укрепления своих позиций на северо-востоке обратили усилия на возвращение под свою власть всего «киевского наследства», оказавшегося в силу обстоятельств под властью Литвы и Польши.
Русская православная церковь сыграла важную роль в процессе объединения земель вокруг Москвы. Сокращение ее сферы влияния под давлением католической церкви и ислама вынуждали к поиску покровительства со стороны государства. Перенос митрополичьей кафедры в 1299 г. из Киева во Владимир, последующий переезд митрополита в Москву указывали на предпочтения, которых придерживалось церковное руководство в это время. Покровительство московским князьям, прямое вмешательство в политические и даже военные вопросы в их интересах обеспечивало укрепление позиций Москвы как центра объединения земель.
Империя Чингизидов после достижения пика своего развития во второй половине XIII в. в силу внутренних противоречий переживает распад и связанное с этим ослаблением центральной власти, которое продолжалось в XIV в. и завершилось образованием ряда государств к середине XV в. Данный процесс способствовал усилению власти московских князей.
Экономические причины образования централизованного государства – передача в руки великих князей сбора дани с русских земель, что дало возможность накапливать материальные ресурсы и значительно усиливало их влияние.
Социально-экономические причины образования централизованного государства – дальнейшее развитие феодальных отношений и связанное с этим появление нового слоя феодалов – помещиков. Они получали на условии службы населенные земли – поместья и находились в большей зависимости от своего сеньора, чем вотчинники. Постепенно этот слой служилых людей стал опорой великих князей при осуществлении власти, составив, в конце концов, основу войска и государственного аппарата.
Особое значение в процессе государственного строительства играет политическая идеология. В условиях русского средневековья эту роль выполняла православная церковь. Проявлялось это на всех стадиях процесса централизации в различных формах: противопоставление православия иным конфессиям, борьба с еретиками, придание сакрального (священного) характера власти и обеспечение религиозно-государственной идентичности, которая позволяла определить место государства на международной арене.
В то же время необходимо отметить, что процесс объединения охватил регионы бывшей Киевской Руси, которые близки были по языку, традициям и обычаям предков, общностью исторической судьбы.
4.2. Государственный строй периода образования Русского централизованного государства
Центральные органы государственной власти и местное управление.
Московский князь в начальный период складывания Русского централизованного государства был полновластным правителем только в своем домене. В феодальный комплекс, который он возглавлял, входили удельные княжества и вотчины светских и духовных феодалов. Отношения с удельными князьями строились на основе вассальных договоров, с боярами и знатными слугами – жалованных (иммунитетных) грамот, церковными иерархами и монастырями – тарханных грамот.
Основная тенденция изменения правового положения московского князя выражалась в его постепенном превращении в «Государя всея Руси». Одновременно бывшие вассалы великого князя становятся его подданными (слугами).
Государь (на Руси) – собственник, хозяин, права которого распространялись на вещи и людей.
Боярская дума («Государев верх») возникла в XV в. и была совещательным органом при московском великом князе. В думу входили наиболее влиятельные вассалы князя, к мнению которых он вынужден был прислушиваться, чтобы не провоцировать отъезд своих бояр к другому князю.
Феодальные съезды собирались великим князем для решения важнейших вопросов, таких как оборона, походы и недопущение междоусобиц. На съезды приглашались князья, бояре, верхушка церкви, воеводы и другие лица.
Пути и путные бояре. «Пути» – это органы управления определенными отраслями хозяйства в системе дворцового управления. Пути (сокольничий, ловчий, конюший, стольничий и др.) возглавлялись путными боярами, составлявшими верхушку феодальной знати.
Наряду с путями и вместо них стали возникать приказы (какое-то дело приказывалось боярину или дворянину). Они как центральные органы управления ведали определенным делом или отраслью хозяйства в масштабе всей страны или же всеми делами на какой-то конкретной территории.
Управления на местах осуществляли наместники и волостели. Им подчинялись выборные люди местных общин: сотники, старосты и др. Наместники, как правило, управляли городами уездов, а волостели – волостями. Содержание наместников и волостелей осуществлялось на основе системы кормлений, т. е. за счет части доходов, получаемых с местного населения. Необходимость борьбы с тяжкими преступлениями привела к созданию органов губного самоуправления – губных изб, состоявших из губных старост и целовальников.
Во второй половине XV в. на Руси вместо княжеских дружин, а также ополчений крупных феодалов было создано поместное (дворянское) войско, ставшее основой военной организации Русского государства. Оно состояло из государевых служилых людей, выполнявших воинскую повинность со своих вотчин и поместий. От размера земельных владений зависело: количество людей, поставляемых в войско; должностное положение; вид службы – походная (полковая) или городовая (осадная).
4.3. Общественный строй периода сословно-представительной монархии в России
С середины XVI в. и до середины XVII в. форма Российского государства определяется как сословно-представительная монархия, т. е. такая форма правления феодального государства, когда монарх при осуществлении власти опирался на сословно-представительные учреждения. Хронологические рамки этого периода определяются созывом первого Земского собора в 1549 г. и последнего Собора полного состава 1653 г. Трансформация раннефеодальной монархии в сословно-представительную сопровождалась существенными изменениями в общественном строе и государственном аппарате в центре и на местах.
Основными сословиями эпохи сословно-представительной монархии были служилые люди по отечеству и по прибору, духовенство, посадские люди, крестьяне и холопы.
Служилые люди по отечеству были основой класса феодалов, занимали привилегированное положение, служебная обязанность их передавалась по наследству. Распределение служебных мест производилось на основе «местничества», т. е. в зависимости от происхождения и служебного положения предков. Деление служилых людей производилось на чины: думные, московские и городовые.
Высшее положение занимали думные чины: боярин, окольничий, думный дворянин и думный дьяк. Далее в служебной иерархии шли московские чины: стольники, стряпчие, дворяне московские и жильцы. Они имели вотчины и поместья в Московском уезде. Из думных и московских чинов составлялся двор московского царя, т. е. придворные чины, в числе которых значились: дворецкие, казначеи, постельничие, конюшие и оружничие и т. д.
Основная масса служилых людей по отечеству были городовые чины: дети боярские и дворяне, приписанные к провинциальным городам. Среди них выделялись выборные дворяне, или «выбор», которые отбирались на службу в Москву и имели возможность получить более высокий чин.
Служилые люди по отечеству были опорой государя и имели привилегии: освобождались от уплаты податей; владели вотчинами и поместьями; имели преимущества на государственной и военной службе; особую защиту их чести и безопасности; освобождались от ответственности по долгам в форме «правежа» и «выдачи головой до искупа»; за некоторые уголовные преступления получали более мягкое наказание, чем представители других сословий.
Служилые люди по прибору, т. е. по вербовке, найму, набирались из числа «вольных», «охочих людей». Содержались они за счет натурального и денежного жалованья, раздачи ненаселенных земель, предоставления льгот для занятия ремеслами, промыслами и торговлей. К ним относились: люди городовых служб (пищальники, воротники, кузнецы, пушкари, затинщики), городовые казаки, приказные люди (дьяки и подьячие), стрельцы, служилые люди новоприборных полков и др.
Духовенство, как и служилые люди, относились к привилегированной части населения. Церковные иерархи владели вотчинами, т. е. относились к духовным феодалам. Коллективным феодалом являлись монастыри, которым также принадлежали населенные земли. За счет церковных и монастырских вотчин содержались так называемые архиерейские, дети боярские и дворяне, относившиеся к особому разряду служилых людей по отечеству.
Горожане в этот исторический период именовались посадскими людьми. В их среде выделялись высшие прослойки, которые пользовались особыми привилегиями и льготами. Высшее положение занимали «гости», то есть видные купцы, находящиеся в то же время на службе у царя. Их служба, как правило, заключалась в заведовании таможенными и кабацкими сборами на местах. Сами гости были освобождены от различных податей и повинностей, от уплаты торговых пошлин. Они имели право владеть вотчинами и поместьями, подлежали суду самого царя.
У купцов в крупных городах имелись свои корпорации, например, гостинная и суконная сотни, которые наделялись некоторыми привилегиями и льготами.
Остальная часть горожан это «черные» люди и жители «белых слобод». «Черное» население в полном объеме платило государственные подати, сборы и выполняло различные повинности. Владельцы дворов в «белых слободах» не несли «государева тягла». Соборное Уложение, ликвидируя это неравенство среди городского населения, распространило на «белые слободы» все городские подати и повинности, тем самым устранив недовольство «черных» людей и увеличив доходы казны.
В рассматриваемый период появляется термин, которым будет обозначаться земледельческое сословие – «крестьяне» (производное от «христиане»). В зависимости от того, на чьей земле крестьяне жили, их можно разделить на чернотяглых и владельческих. Владельческие жили на землях вотчин и поместий. Соответственно, на остальных землях – чернотяглые. Владельческие платили феодальную ренту и выполняли повинности как в пользу своего землевладельца, так и в пользу государства, а чернотяглые только в пользу государства. Большинство крестьян, кроме серебреников, страдников и крепостных, имели право перехода от одного феодала к другому, т. е. право «выхода». Серебреники — это крестьяне, которые взяли в долг у своего феодала серебро и обязались его вернуть с процентами. Страдниками называли холопов, посаженных на землю и обязанных нести барщину. Крепостными являлись те крестьяне, которые по ходатайствам местных феодалов специальными грамотами князей были прикреплены к земле для ее обработки. Иначе говоря, крепостными назывались крестьяне, потерявшие право «выхода».
Закрепощение крестьян стало основной тенденцией изменения их правового положения. Ст. 57 Судебника 1497 г. установила единый период для перехода от одного землевладельца к другому – неделя до и неделя после Юрьева дня осеннего.
Выход владельческого крестьянина от одного помещика к другому в некоторых случаях был возможен только при условии того, что новый помещик уплачивал старому все долги этого крестьянина – это получило название «вывод» или «вывоз». Таким образом, традиционный переход крестьян превратился, по сути дела, в их куплю-продажу.
С 1581 г. были введены «заповедные лета», т. е. годы, «когда выход и вывоз (крестьян) запрещались впредь до государева указу». Одновременно с этим началась опись земель, завершившаяся в 1592 г. В ходе составления писцовых книг в них вносили имена крестьян, проживавших в описываемых землях. Впоследствии их причислили к старожильцам, и они теряли право перехода на другие земли. Таким образом, писцовые книги стали документом массового закрепощения крестьян.
Соборное уложение 1649 г. установило закрепощение не только старожильцев, а всех крестьян с членами их семей. Кроме того, оно отменило «урочные лета», т. е. сыск беглых крестьян стал бессрочным.
Холопы делились на «больших холопов» и «меньших холопов», полных (обельных), докладных, кабальных и др. «Большие холопы» это управляющие господским хозяйством (тиуны, ключники, приказчики), а также боевые холопы, сопровождавшие хозяина в походах. Поступление их на службу оформлялось докладными грамотами, отсюда появилось название докладные холопы. «Меньшие холопы» – это домашняя прислуга, деловые люди, страдники и др. Они относились к разряду полных (обельных) холопов и находились в безграничном распоряжении своего господина. Кабальные люди – лица, находившиеся в зависимости вследствие денежного займа, которые служили в хозяйстве кредитора до уплаты долга. С 1597 г. именуются кабальными холопами и находятся в зависимом положении до смерти господина, после чего становились свободными.
В то же время постепенно ограничивались источники холопства, установлен запрет на превращение в холопов детей боярских, посадских людей, детей служилых людей и некоторых других категорий населения.
4.4. Органы власти и управления Русского государства периода сословно-представительной монархии
Центральные органы государства. В 1547 г. впервые венчался царским титулом Иван IV Грозный. Это способствовало укреплению статуса монарха, приданию его особе сакрального характера, возвышению над окружавшей его светской и духовной аристократией. Московскому царю принадлежали право законодательства, высший суд и управление, верховная военная власть. Основными признаками роста царской власти является снижение значения Боярской думы и прекращение деятельности Земского собора во второй половине XVII в. В период Смуты после смерти в 1598 г. царя Федора Ивановича, на котором пресеклась династия Рюриковичей, появился выборный порядок занятия престола. Это привело к попыткам ограничения царской власти путем дачи после избрания крестоцеловальных записей, содержащих положения, не допускавшие самовластного, произвольного, осуществления власти. Кроме того, по договору с польским королем Сигизмундом III о возведении на российский престол королевича Владислава предусматривалось закрепление ряда ограничений, имевшихся в крестоцеловальных записях, а также касавшихся положения католиков из его окружения на территории Московского царства.
Боярская дума сохраняла статус высшего законосовещательного учреждения. Ее состав постоянно расширялся за счет привлечения представителей дворянства и высших разрядов приказного сословия. Дума состояла при царе, не имея собственной самостоятельной власти. По мере утверждения в России абсолютизма политическое значение Боярской думы снижалось. Она, являясь высшей судебной инстанцией, рассматривала наиболее важные судебные дела в качестве суда первой инстанции и была высшей апелляционной инстанцией по жалобам на решения приказов.
Земский собор являлся центральным сословно-представительным учреждением, работающим не на постоянной основе, а собирающимся по мере необходимости по инициативе царя или в силу решения прошлого Земского собора.
После торжественного открытия Земского собора все приглашенные разделялись (для отдельного обсуждения рассматриваемых вопросов) на составные части собора: Боярскую думу, Освященный собор, собрание стольников, московских дворян, стрельцов, городовых дворян и посадских. Каждая составная часть собора после самостоятельного обсуждения вопроса принимала свое решение в письменном виде. На следующем общем собрании эти отдельные решения сводились вместе и в дальнейшем служили материалом для окончательного принятия решений царем (или Боярской думой в период междуцарствия).
Во второй половине XVI в. приказная система получила дальнейшее развитие. Количество приказов постоянно менялось, доходя в отдельные периоды до 50. Условно их можно разделить на дворцовые, военные, судебно-административные, областные, а также ведавшие специальными отраслями управления. К дворцовым можно отнести: Ловчий и Сокольничий (ведали царской охотой), Конюший, Приказ большого дворца (содержанием царского дворца), Приказ большой казны (сбор прямых налогов), Приказ большого прихода (сбор косвенных налогов), Новая четверть (питейные сборы). К военным приказам относились: Разрядный, Стрелецкий, Казачий, Иноземный (служба иноземцев), Оружейный, Бронный и Пушкарский. Судебно-административные приказы: Поместный, Холопий и Земский. Областные приказы ведали отдельными территориями страны.
Местное управление и самоуправление. В середине 50-х гг. XVI в. Иваном IV были проведены губная и земская реформы. Была упразднена система кормлений и введено губное и земское самоуправление.
Органом губного самоуправления была губная изба, создававшаяся в каждом уезде. Она состояла из губного старосты, целовальников и губного дьяка. Земское самоуправление вводилось в тех уездах, где сложились достаточно сильные торгово-ремесленные центры. Его органами были земские избы, во главе которых были «излюбленные головы», или земские старосты, земские дьяки и целовальники (земские судьи).
Наряду с губными и земскими учреждениями для укрепления влияния центральной власти на местах с конца XVI в. вводилось воеводское управление. Сначала в пограничные, а затем и в остальные уезды стали назначаться воеводы, которые ведали военными, административными, полицейскими, финансовыми и судебными делами. Назначение происходило через Разрядный приказ и утверждалось царем и Боярской Думой. Воевода получал наказ, определявший его обязанности. При воеводах существовали канцелярии – приказные избы. Им подчинялись разного рода местные должностные лица: стрелецкие, осадные, пушкарские, казацкие, объезжие, житничьи и ямские головы.
4.5. Развитие права
Судебник Ивана III (1497 г.). Основными источниками права периода образования Русского централизованного государства были: Русская правда, Мерило праведное (правовой сборник, включавший некоторые византийские акты и Русскую правду в пространной редакции), а также Судебник 1497 г.
Судебник Ивана III внес единообразие в судебную практику Великого княжества Московского, закрепил изменения в общественном строе (появление нового слоя феодалов – помещиков), внес ограничения в судебную деятельность кормленщиков, положил начало юридическому оформлению крепостного права, введя Юрьев день.
Источниками Судебника были Русская правда, Псковская судная грамота, законодательство московских князей. Больше половины статей были новыми. Он содержал в основном нормы уголовного и уголовно-процессуального права. Институты гражданского права отражены менее полно, чем в Русской правде или ПСГ.
После Судебника Ивана III система источников права продолжала развиваться. Имеются предположения о существовании Судебника Василия III, который не сохранился до нашего времени. Важным источником права рассматриваемого периода стал Судебник 1550 г., обобщивший развитие законодательства после 1497 г. В правление царя Федора Ивановича был издан Судебник 1589 г. Его источником стал Царский судебник, указы и судебная практика северных судов. А в 1606–1607 гг. составлен Сводный судебник, который систематизировал предшествовавший нормативный материал, и впервые была предпринята попытка его изложения по отраслям права. Последние два судебника не получили официального утверждения, хотя иногда и применялись на практике.
Собрание постановлений Освященного собора 1551 г. получило название Стоглав. Он содержал нормы церковного, а также гражданского, семейного и уголовного права. Источником права этого периода стали уставные или указные книги приказов, содержавшие акты, изданные по вопросам ведения того или иного приказа.
Соборное уложение 1649 г. стало крупнейшим памятником русского феодального права. Поводом для его принятия стал «Соляной бунт», Московское восстание посадских людей, стрельцов и дворовых людей 1648 г. Царь пошёл на уступки восставшим: было отменено взыскание недоимок и созван Земский собор для принятия Соборного уложения.
Основная причина принятия Соборного уложения заключалась в необходимости юридического оформления изменившихся общественных отношений, систематизации огромного массива нормативного материала, накопленного с середины XVI в.
Составители Соборного уложения 1649 г. стремились охватить все стороны социально-политической жизни российского общества середины XVII в. Оно стало значительным шагом вперед в развитии российского законодательства. В Уложении были закреплены основные институты феодального права.
Развитие основных институтов права. В законодательстве Московского государства этого периода оформляются основные виды феодальной поземельной собственности: великокняжеские (царские) земли, вотчина и поместье. Великий князь (царь) распоряжался всеми государственными (чернотяглыми) землями.
Вотчина и поместье в Русском централизованном государстве раннего периода являлись условными видами поземельной собственности. Поместье давалось князем только на время службы и за службу. Помещик-дворянин не мог отчуждать эти земли или передавать их по наследству. После смерти помещика его поместье возвращалось в великокняжеский домен.
Более широкими правами пользовались вотчинники. Свои вотчины они могли продавать, менять, дарить, закладывать, давать в наследство и в приданое. Условность их землевладения заключалась в том, что они были обязаны служить князю. Без такой службы вотчины могли быть отняты.
В период сословно-представительной монархии феодальное землевладение получило дальнейшее развитие. Рассматривались различные виды вотчин. В зависимости от собственника выделялись черные (волостные, государственные) земли, дворцовые, частновладельческие, церковные и монастырские вотчины. Частновладельческие вотчины в зависимости от способа приобретения делились на родовые, выслуженные и купленные. Право распоряжения родовыми вотчинами ограничивалось. В случае их отчуждения за пределы рода вводилось право родового выкупа в течение 40 лет. Свобода распоряжения распространялась на купленные вотчины.
К концу XVII в. происходит сближение в правовом положении вотчин и поместий. Поместье не передавалось по наследству, но его мог получить сын, если он нес службу. Предусматривалось оставление части поместья «на прожиток» отставному помещику или в случае его смерти его вдове и малолетним детям. По Соборному уложению 1649 г. с санкции царя разрешался обмен поместий на вотчины.
Обязательственное право предусматривало возникновение обязательств из договоров и в случае причинения вреда. В последнем случае обязанность заключалась в возмещении нанесенного ущерба.
Договоры, как правило, заключались в письменной форме. В XVII в. наиболее крупные сделки, прежде всего по недвижимости, требовалось оформлять крепостным порядком, что означало составление акта на приобретение имущества в собственность («купчая крепость») площадным подьячим при участии не менее двух свидетелей с последующей (в случае сделок о недвижимости) регистрацией в приказе. Обязательным условием договора являлась свобода выражения воли его участниками. Договоры, заключенные под принуждением или в результате обмана, считались недействительными, обжаловались в суде в течение недели.
Купля-продажа земли часто совершалась с правом обратного выкупа. При продаже земли договор подписывали, наряду с договаривающимися сторонами, послухи, подтверждая этим, что земля продана, а не заложена.
Соборным уложением при заключении договора займа требовалась обязательная письменная форма («кабала»), запрещалось взыскание процентов, устанавливалась исковая давность по займам – 15 лет, при этом частичная уплата долга прерывала течение давности.
Договор личного найма домашних слуг заключался на срок до пяти лет в письменной форме, регистрировался в Холопьем приказе. Слуга был обязан слушаться хозяина, а тот имел право его наказывать.
Исполнение обязательств обеспечивалось залогом и поручительством. Закладывалось движимое и недвижимое имущество, причем залогоприниматель получал не только вещь в свое владение и пользование, но и право распоряжаться заложенной вещью. Залогодатель имел право выкупить свою вещь. Поручительство оформлялось письменно, поручитель нес имущественную ответственность за выполнение договора.
Претерпело определенные изменения уголовное право. В Судебнике 1497 г. появился новый термин, которым обозначалось преступление – «лихое дело». Среди новых видов преступлений особо выделялись политические преступления, «крамола», к которым относились измена, заговор, участие в восстании. К числу новых относились «ябедничество» (преступления против судебной власти), служебные преступления и др. Система имущественных преступлений включала разбой, татьбу, уничтожение и порчу чужого имущества. Рассматривались преступления против личности: «душегубство» (убийство), оскорбление словом и действием. Расширился круг субъектов преступлений, холопы тоже стали отвечать за свои деяния.
Преступление (по Соборному уложению) – это не только нарушение существующего социального порядка, но и нарушение «царской воли», т. е. неисполнение предписаний верховной власти.
В этом определении явно проявляются принципы феодального права. Представители господствующих сословий имели привилегированное положение, с точки зрения уголовно-правовой защиты их прав и интересов и применения уголовных санкций.
Развивалось учение о вменении. В Уложении 1649 г. различались преступления умышленные и предумышленные, неосторожные и случайные. К уголовной ответственности привлекались лица старше 7 лет, малолетние передавались родителям «для вразумления» розгами, душевнобольные («бесные») освобождались от наказания либо оно для них смягчалось.
Русское уголовное право знало различные виды соучастия, однако соучастники несли одинаковую ответственность (например, подстрекатель и исполнитель). Предусматривалось увеличение наказания за «рецидив», неоднократное совершение преступления. Предполагалась необходимая оборона и крайняя необходимость при защите жизни и имущества.
Система преступлений по Соборному уложению явно демонстрирует приоритеты феодального государства, которое на первое место ставило защиту интересов церкви, государства, существующего социально-экономического строя и только после этого интересы частных лиц.
К числу преступлений против религии и церкви относились богохульство, «чернокнижие», колдовство, совращение в другую веру и др. К государственным преступлениям относились деяния, направленные против особы государя, измена, заговор, бунт и др., которые охватывались понятием «слово и дело государево».
Против частных лиц самым тяжким преступлением было убийство. Среди них выделялись квалифицированные преступления: убийство слугой своего господина; убийство родителей и мужа.
Предусматривались преступления, заключающиеся в оскорблении чести словом, наказанием за это был штраф («бесчестье»). Величина этого штрафа зависела от социального статуса оскорбленного. Среди имущественных преступлений выделялись разбой, грабеж и татьба (кража).
Целью наказания по Судебнику наряду с возмездием и извлечением имущественной выгоды являлось устрашение. В Соборном уложении в ряде статей после описания наказаний за совершенные преступления часто приводилась формула: «чтоб иным на то смотря, не повадно было так делать».
В Судебниках в качестве наказаний предусматривались: смертная казнь, «торговая казнь» (битье кнутом), а также штрафы. Смертной казнью карались «государский убойца» (убийца своего господина), «коромольник», церковный вор, «головной вор» (похититель людей), «подметчик» (подбрасыватель поличного для ложного обвинения в совершении преступления), поджигатель, тать за вторую кражу. Смертную казнь по Судебнику могли назначить и за «иное лихое дело», под которым понимался вред государству или существующему общественному строю.
По Соборному уложению высшей мерой наказания являлась смертная казнь, которая предусматривалась в 35 случаях. Смертная казнь подразделялась на простую и квалифицированную. Простая состояла в отсечении головы, повешении или утоплении. Квалифицированная предполагала причинение особых мучений и осуществлялась через сожжение, окапывание в землю, залитие горла расплавленным металлом, четвертование и колесование.
Телесные наказания делились на членовредительные (отнятие носа, уха, руки, глаза) и болезненные (битье кнутом, батогами, палками). В качестве наказания применялось лишение свободы, предусматривавшее заключение в тюрьму (пожизненное или на определенный срок), а также ссылку в Сибирь или окраинные города. Широко применялись имущественные наказания: штраф, конфискация, «бесчестье». Кроме того, могли применяться позорящие (лишение чести) и церковные наказания.
4.6. Суд и процесс в Московском государстве
В Русском централизованном государстве существовали государственные и вотчинные (сеньориальные) суды. К государственным относились: Великий князь (затем царь), Боярская Дума, путные бояре, приказы, а также чины, ведавшие отдельными отраслями дворцового управления. Эти инстанции являлись центральными. На местах судебные функции осуществляли наместники и волостели. Они могли обладать правом принятия окончательного решения по делу или же ограниченным правом, при котором их решения по наиболее важным делам должны были утверждаться центральным судом.
Суд бояр и великого князя рассматривал наиболее важные дела в качестве суда первой инстанции, кроме того, он рассматривал жалобы на решения судов наместников и волостелей, то есть играл роль суда второй инстанции. После появления губных изб судебная функция на местах постепенно перешла в руки этих учреждений.
Вотчинным судам были подсудны дела крестьян и холопов, живущих не на государственных («черных») землях, а находящихся в непосредственной зависимости от феодалов и церковных учреждений. Пределы власти вотчинных судов (судов феодалов) устанавливались иммунитетными грамотами царя.
В государственных и вотчинных судах участвовали представители местного населения – сотские, старосты и судные мужи.
Церковные суды рассматривали брачно-семейные дела представителей всех слоев населения, а также преступления против церкви.
В Судебнике Ивана III получило развитие процессуальное право. Продолжала широко применяться состязательно-обвинительная форма процесса – суд, но вместе с тем появляется и новая форма – розыск, следственный (инквизиционный) процесс. Розыск применялся по наиболее тяжким преступлениям и «крамоле». В отличие от состязательного процесса, где дело начиналось по жалобе истца, при розыске инициатором мог быть сам суд в лице государственных органов, который и вел дело до конца.
Дело в суде начиналось по челобитной жалобе истца. Принятие жалобы к рассмотрению оформлялось «приставной памятью». Затем оформлялась «срочная», в которой определялся срок суда. Вызов в суд обычно производился особыми агентами – недельщиками, ездовыми и доводчиками. Неявка обвинителя в суд влекла за собой прекращение обвинения, неявка ответчика – признание его виновным.
Доказательствами в суде признавались показания послухов, поле (судебный поединок), крестное целование и жребий. К полю прибегали тогда, когда доказательства не были достаточными для принятия решения судом. Победивший в судебном поединке признавался правым, он выигрывал судебный процесс, ибо считалось, что сам Бог помогал ему победить.
Для установления истины в розыскном процессе широко использовалась пытка. Применялось также и объективное вменение, т. е. привлечение к уголовной ответственности без установления вины лица. В русском праве это получило наименование «обликование», когда «добрые» люди, благонамеренные члены общества, числом в 5–6 человек (позднее их было до 100), решали: является ли представленное им лицо «лихим человеком», т. е. неблагонадежным, имеющим дурную славу. Признание его таковым влекло применение уголовного наказания вплоть до смертной казни. В Соборном уложении такое доказательство как «поле» и институт «облихования» уже не упоминались.
Средством исполнения приговора часто являлся «правеж». Осужденного, не выполняющего решений суда, ежедневно ставили у избы, где проходил суд и били плетьми или палками. Если и после этого ответчик не выполнял решений суда, он отдавался истцу «головой до искупа», т. е. до отработки долга.
Розыск применялся по наиболее важным уголовным и государственным преступлениям. Дело начиналось не только по жалобе или доносу, но и по инициативе суда. Начинался процесс с поиска преступника и его ареста. Если было неизвестно, кем было совершено преступление или место нахождения преступника, проводился повальный обыск, опрос местного населения с письменным оформлением показаний. При розыске сам суд активно изыскивал доказательства, допрашивая обвиняемого, организуя очные ставки и т. и. В розыске важнейшим доказательством вины было собственное признание обвиняемого, для получения которого широко применялась пытка.
Вопросы для проверки знаний:
1. Образование Русского централизованного государства.
2. Социальная структура Русского централизованного государства.
3. Государственный строй Русского централизованного государства.
4. Судебник 1497 г. как памятник права.
5. Состязательный и розыскной процесс в Московском государстве.
6. Сословно-представительная монархия в России.
7. Развитие права в Московском государстве.
8. Соборное уложение как памятник права.