Вы здесь

История государства и права России. Глава 5. Сословно-представительная монархия в русском государстве (середина XVI в. – середина XVII в.) (А. И. Толстая, 2010)

Глава 5. Сословно-представительная монархия в русском государстве (середина XVI в. – середина XVII в.)

5.1. Земские соборы

Образование сословно-представительных монархий – закономерный процесс в развитии феодальных государств. В России этот процесс выразился, прежде всего, в созыве Земских соборов. Земские соборы фактически заменили княжеские съезды. Они пришли как бы на смену вече, но с ограничением присущего вече демократизма, поскольку не представляли все население, а состояли лишь из представителей привилегированных сословий. Право созыва Земского собора принадлежало царю или главе русской православной церкви, а в периоды междуцарствования – Боярской думе. Считается, что всего было созвано около 60 Земских соборов, на которых решались вопросы государственного устройства, принимались административные и земельные реформы, утверждался на престоле или избирался новый царь. Так, в 1598 г. Земский собор избрал царем Бориса Годунова, а в 1613 г. – Михаила Романова. В процессе формирования централизованной системы управления во главе с монархом необходим был орган сословного представительства для поддержки политико-правовой деятельности государственной власти и формирования общественного сознания. В то же время созыв Земских соборов как бы снимал часть ответственности с власти монарха, т. е. делил ее с сословно-представительным органом господствующих классов. Сословно-представительная монархия просуществовала до второй половины XVII в.

5.2. Правовое положение сословий

В январе 1547 г. Великий князь Иван IV венчался на царствование. Изменение титула способствовало укреплению власти монарха, т. к. титул царя передавался по наследству. Таким образом, притязания на престол удельных князей были ликвидированы. При Иване W Грозном Московское государство расширило свои границы за счет присоединения Казанского и Астраханского ханств, Западной и Восточной Сибири, Башкирии. Население в конце XVI в. насчитывало 9 млн человек. Основная его часть сосредоточилась в Новгороде и Москве.

Класс феодалов делился на бояр и дворян. Бояре – верхушка феодальной знати, к которой принадлежали бывшие удельные князья и выходцы из старшей дружины Великого князя, владевшие наследственными землями – вотчинами. Это был самый богатый и влиятельный класс феодалов. Правящей верхушкой класса феодалов были «думцы» – бояре, ведавшие различными отраслями централизованного управления в государстве. Придворные чины разделялись на думных, т. е. входивших в состав Боярской думы, и недумных. С XV века в Боярской думе участвовали и пожалованные Великим князем так называемые «бояре введенные, «дети боярские», которые затем получили название думные дворяне и думные дьяки.

Недумными были менее важные придворные чины: стольники, чашники, спальники, стряпчие.

Дворяне – военные и гражданские служилые люди, которым выделялась земля за службу у царя. Развивалось поместное землевладение, вначале личное, а затем и потомственное. Отсюда и название помещик. В середине XV в. было дано разрешение на обмен поместья на вотчину, установлено право наследования и передачи в приданое поместий. С расширением земельных прав возрастает и политическая роль дворянства, которое успешно теснит бояр в государственном аппарате.

Служилые люди обладали рядом прав и привилегий. Они освобождались от податей, а за долги не выдавались в кабалу кредитору, а присуждались к правежу, т. е. битью палками по икрам ног в течение месяца. В число служилых людей входили дети бояр, дворян, а также казаки. Перевод служилого лица в высшие чины совершался только по указу царя.

Духовенство. Церковь по-прежнему являлась крупнейшим землевладельцем. В начале XVI в., при Иване III, была сделана попытка секуляризации церковных земель, но она встретила решительное сопротивление духовенства. На Стоглавом соборе 1551 г. принято решение о частичной конфискации монастырских земель и об ограничении передачи вотчин монастырям по завещанию на «помин души». С 1589 года в Русском государстве устанавливается патриаршество. До этого русский первосвятитель носил титул митрополита, его назначение согласовывалось с Византийским патриархом. Первым русским патриархом стал митрополит Иова. Церковь усилила свое влияние на государственную власть.

Крестьяне. Крестьяне, страдники и кабальные люди составляли основную массу феодально зависимого населения. Они делились на государственных и владельческих. Владельческие крестьяне делились на старожилов и новоприходцев. Старожилы вели свое хозяйство, несли свои повинности в пользу феодала. Новоприходцы как вновь прибывшие пользовались определенными льготами, получали займы и кредиты. Их жизнь была долговой, кабальной. Судебник 1550 г. закрепил за владельческими крестьянами право перехода от одного владельца к другому за неделю до и после Юрьева дня. Уходившие крестьяне должны были полностью рассчитаться с прежним владельцем, оставить ему двор и озимые посевы. С собой они могли взять только движимое имущество.

В период хозяйственного разорения из-за Ливонской войны и опричнины началось массовое бегство крестьян на Волгу и Дон. В 1581 году Иван IV отменил право перехода крестьян к другому помещику. С целью закрепления крестьян за землевладельцами с 1581 по 1592 год была проведена перепись населения. В 1597 г. издан указ, установивший «урочные лета», т. е. пятилетний срок, в течение которого помещики могли вернуть в свои владения беглых крестьян. Крупные и влиятельные феодалы укрывали в своих владениях чужих крестьян, и пока их владельцы предъявляли иски о возврате крестьян, истекал пятилетний срок «урочных лет». К царю поступали челобитные с просьбой отменить сроки розыска беглых крестьян. Уложением 9 марта 1607 г. срок сыска беглых крестьян был увеличен до 15 лет, а Соборное уложение 1649 г. вовсе отменило «урочные лета» и установило бессрочность розыска и тем самым окончательно закрепостило крестьян, лишив их общественно-политических и имущественных прав. Крестьяне стали полностью подсудны суду своих владельцев и несли имущественную ответственность за их долги. В то же время произошло сокращение холопства. Судебник 1550 г. запретил холопам-родителям «холопить» своих детей, рожденных на свободе. Было отменено наказание холопством за уголовные преступления. Выделилась особая категория «докладных» холопов, т. е. боярских и царских слуг, которые получили статус свободных людей, а в период опричнины некоторые из них были посажены на земли опальных бояр, за что получили название «новых худородных господ».

Городское население. Городское население получило название «посадских людей». Оно разделялось на купечество, черных людей-ремесленников и мелких торговцев. В связи с ростом ремесленной и мануфактурной промышленности изменилось и их положение. Эти изменения характеризовались резким обособлением богатой части торгово-промышленного населения. Самая крупная часть купечества – «гости» – обладала рядом привилегий. Они освобождались от податей, повинностей, торговых пошлин. Им предоставлялось право владеть землей, вотчинами и поместьями. Они были подсудны только царскому суду. Другую группу купечества составляли купцы «гостиной сотни», третью – «купцы суконной сотни». Эти две группы купечества имели несколько ограниченные права и привилегии, по сравнению с купцами первой гильдии. Деление купечества по сотням, или гильдиям, регламентировалось царским правительством.

Остальное посадское население входило в состав «черных» сотен и слобод. Оно несло основную повинность – посадское тягло. Была еще одна группа городского населения – «беломестцы», которых феодалы селили на захваченные посадские земли. «Беломестцы» занимались ремеслом и строительством, но городской подати не платили, т. к. платили подать своим феодалам. Посадская община несла все повинности по круговой поруке, поэтому уменьшение количества посадских дворов приводило к росту тягла с посадской сохи.

В 1619 году был учрежден Сыскной приказ, который должен был вести борьбу с закладничеством. Посадским людям запрещалось закладывать себя за долги и становиться чьим-либо крестьянином. Они должны были возвращаться в свои слободы и нести повинности.

Единицей обложения являлась соха, а затем двор. Были установлены прямые и косвенные налоги. К прямым относились дань, оброк, ямские и полоняничные деньги, которые взимались по переписным книгам. К косвенным налогам относились налоги, получаемые с питейных заведений, таможен, от веса, меры и мыта. Сбором налогов занимались таможенные и кабацкие головы, а также целовальники – выборные должностные лица, дававшие присягу и целовавшие крест.

5.3. Государственный строй

Формой правления являлась монархия. Иван Грозный в 1547 г. стал именовать себя государем и великим князем Московским. Право на царский трон стало передаваться по наследству. Власть монарха ограничивалась Боярской думой, постоянно действующей при царе. Решения верховной власти имели формулировку: «Государь указал, и бояре приговорили». Боярская дума осуществляла общее управление приказами, надзор за местным управлением, вела переговоры с иностранными послами, решала земельные вопросы. Решение Думы становилось законом. Председательствовал в Думе царь или кто-то из знатных бояр.

Органом сословного представительства были Земские соборы, в состав которых входили Боярская дума, «Освященный собор» и выборные от посадов и дворянства. На Земском соборе решались вопросы внешней и внутренней политики и государственного строительства. На Земском соборе 1649 г. принято Уложение, получившее название Соборного. Созыв Земского собора обычно объявлялся царской грамотой, но иногда соборы созывались по инициативе сословий в отсутствие царя (избрание на царство).

В середине XVI в. Иван Грозный провел ряд государственных реформ, направленных на уменьшение влияния Боярской думы и усиления влияния дворян. Исходным моментом в проведении реформ явилась речь Ивана Грозного на заседании Боярской думы 27 февраля 1549 г., имевшая программный характер. В ней излагались основные принципы политики правительства. Основным был вопрос о детях боярских (будущих дворян) и их интересах. Первым крупным мероприятием, связанным с этим вопросом, был приговор об «испомещении тысячи», т. е. решение раздать детям боярским поместья вокруг Москвы «верст за 60 и 70». Поместья выделялись на время службы у царя, а если кто-то из тысячников умирал, то его поместье передавалось новому тысячнику. 3 октября 1550 г. была составлена Тысячная книга, в которой велся учет детей боярских, вошедших в состав «тысячи». Испомещение тысячников представляло мероприятие огромного масштаба в области земельных отношений. В результате проведения его в жизнь дворяне-помещики получили свыше 100 тысяч четвертей земли, лугов и лесов. Для того чтобы получить земли для раздачи служилым людям, царь поставил вопрос о ликвидации монастырского землевладения, который обсуждался на церковном соборе в 1551 г., получившем название «Стоглав», т. к. его решения состояли из ста глав. Собор во главе с митрополитом Макарием отклонил предложение царя. Но все же правительство отобрало у монастырей земли, которые были пожертвованы боярами после смерти Василия III, и запретило знати продавать земли монастырям без разрешения царя. Таким образом, монастырское землевладение было взято под правительственный контроль. На церковном Стоглавом соборе 1551 г. рассматривались светские вопросы: о борьбе с местничеством, о пересмотре вотчин, поместий и кормлений, о монастырских, княжеских и боярских слободах, о ликвидации мытов, о пошлинах за перевоз через реку и проезд по мосту, о заставах за рубежом, об установлении вотчинных книг, об упорядочении дела раздачи поместий, о порядке обеспечения вдов боярских детей, о порядке надзора за ногайскими послами и гостями, о всеобщей переписи земель. Главное место в программе правительственных мероприятий занимал земельный вопрос. Необходимость этого мероприятия мотивировалась тем, что за годы боярского правления в руках бояр сосредоточилось огромное количество земли и произошло обезземеление других категорий населения.

В 1549 году была учреждена «Избранная рада», или «Ближняя дума» из приближенных к царю людей. В «Избранную раду» вошли священник Сильвестр и друг детства царя Адашев, которые имели огромное влияние на молодого царя и фактически управляли государством. Правительство расширило органы центрального управления государством, изменило порядок управления городами и волостями, приняло новый Судебник 1550 г.

В пятидесятые годы была реорганизована армия, образована дворянская конница и стрелецкие полки, а также создана личная охрана царя – опричное войско, которое состояло из 1000 человек. В 1565 г. Иван IV вводит особый порядок управления – опричнину. Опричнина представляет собой систему мероприятий, проводившихся Иваном Грозным в 1565–1584 гг. с целью ликвидировать княжеско-боярское сопротивление политике укрепления централизованного русского государства. Центральное управление, дворцовые ведомства, приказы были разделены на две части – на опричный и земский дворы. Вся территория страны делилась на «опричнину» и «земщину». Опричнина управлялась непосредственно опричным двором, а земщина оставалась в ведении земских органов управления во главе с Боярской думой. Бояре и дворяне, не попавшие в опричнину, переселялись в земщину, получали новые земли, а их земли передавались опричным служилым людям. Опальные бояре и дворяне лишались даже своих родовых вотчин. Опричнина была отменена в 1572 г., после нападения хана Давлет-Гирея и пожара в Москве.

5.4. Центральные органы управления

Центральные органы управления – приказы делились на отраслевые и территориальные, дворцово-вотчинного управления и специального назначения. Приказами общегосударственного значения являлись: Посольский, ведавший иностранными делами; Разрядный, ведавший вопросами государственного управления и учета служилых людей, назначения жалования за службу, регистрацией указов и грамот. Поместный приказ ведал делами поместных и вотчинных земель. Сюда относилась и группа военных приказов: Стрелецкий, Казачий, Иноземный, Оружейный, Бронный и Пушкарский. Денежный занимался вопросами финансирования, Ямской контролировал пути сообщения и связь. Существовала также группа дворцово-финансовых приказов: приказ большого дворца и приказ большой казны, который контролировал деятельность Денежного двора и сбор прямых налогов, приказ большого прихода осуществлял сбор косвенных налогов. К этой группе относились Ловчий, Сокольничий и Конюший приказы. Существовали еще Печатный, Аптекарский и Монастырский приказы. Разбойный приказ возглавлял полицейско-сыскные органы, рассматривал жалобы на приговоры губных органов, разбирал дела об убийстве, разбое и краже. Приказ Холопьего суда рассматривал дела о холопах, кабальных людях и крепостных крестьянах.

Приказы были не только административными, но и судебными органами. Во главе приказов находилось несколько судей – бояр и дьяков. Московский, Владимирский, Дмитровский, Смоленский, Сибирский, Малороссийский и Казанский территориальные приказы занимались судебными делами служилых людей соответствующих территорий. Земский приказ осуществлял суд и управление тягловым населением Москвы. По своему составу приказы были дворянскими. Руководители приказов и их помощники назывались приказными судьями. Они назначались царем и подчинялись непосредственно царю, но, будучи членами Боярской думы, отчитывались о своей деятельности и перед ней. Приказная система была слишком громоздкой с нечеткой компетенцией, а сосредоточение в ней административной и судебной власти порождало бюрократизм, взяточничество и волокиту.

5.5. Местные органы управления

В 1556 году система кормления была отменена. Повсеместно были образованы губные и земские органы самоуправления. Органы губного самоуправления создавались из числа местного дворянства и купечества. Главными их задачами были борьба с разбоем, сыск разбойников, «лихих людей», а также беглых крестьян и холопов. Губное самоуправление имело административный орган – губную избу. Аппарат губной избы состоял из губного старосты, целовальников, дьяка или подьячего. Губного старосту выбирали дворяне, а Разбойный приказ утверждал его в должности.

В уездах с развитыми ремесленно-торговыми центрами учреждалось земское самоуправление, возглавляемое земскими старостами и дьяками, которых избирали из числа черносошных, зажиточных крестьян и верхушки посада. Земские органы ведали финансово-налоговыми вопросами.

Губные и земские органы управления подчинялись различным отраслевым приказам, что свидетельствовало о процессе централизации и местного управления в Русском государстве, построенном на сословном представительстве.

В начале XVII в. была введена воеводско-приказная система, выполнявшая контролирующие функции за деятельностью губных и земских старост. Воеводы назначались царем или Боярской думой и ведали административными, военно-полицейскими и судебными вопросами.

В пограничных районах были образованы военно-административные округа. В городах еще не сложилась система самоуправления, за исключением Пскова и Новгорода, в которых избирались старосты.

5.6. Военное устройство

Вооруженные силы состояли из постоянных войск, дворянских полков и народного ополчения.

Постоянные полки комплектовались по добровольному принципу из всех сословий. При Иване IV такие полки получили название стрелецких, т. к. были вооружены огнестрельным оружием (пищалями). Стрельцы несли постоянную службу почти во всех городах страны и относились к так называемым служилым людям по прибору. На службу «по прибору» мог поступить любой свободный человек. Она не была наследственной. За службу стрельцы получали жалование, земельные участки и право ведения торговли. Стрелецкое войско с середины XVI в. было наиболее боеспособной силой Русского государства. Первоначально его численность составляла три тысячи человек, а к концу XVI в. оно насчитывало свыше 100 тысяч человек. Для содержания такого войска требовались средства, поэтому был введен новый налог – «стрелецкий хлеб» и проведена «податная» реформа, сущность которой состояла в ведении единой системы налогообложения, на основе земельной единицы – «сохи». В городах в «соху» включалось определенное количество дворов, от 40 до 60. В начале XVII в. были введены чрезвычайные налоги и «пятинные деньги», т. е. налог в размере 1/5 всех доходов и стоимости имущества плательщика.

Еще при регентше Ивана IV – его матери Елене Глинской основной денежной единицей Московского государства стал московский рубль, но продолжалась и чеканка новгородской монеты, которая равнялась двум московским. На ней был изображен всадник с копьем, отчего они получили название – «копейные». Одна сотая рубля была названа копейкой. В Москве в то время не было разработок серебра, деньги чеканились из иностранной валюты, т. е. перечеканивались. В 1662 году была сделана попытка чеканить деньги из меди и добавлять медь в серебряные монеты. Это вызвало в Москве «медный бунт».

Дворянские полки формировались из дворян. Указом 1556 г. норма службы для дворян определялась размером их землевладений. Со 100 четвертей пахотной земли выделялся один человек с одним конем или двумя в полном вооружении. В состав дворянских полков входили и «боевые холопы», которых приводили на службу дворяне.

Народное ополчение формировалось во время военных действий из крестьян и посадского населения городов.

5.7. Судебные органы

Высшим судебным органом государства был царский суд. Обращаться к царю, минуя низшие судебные инстанции, запрещалось. Виновные в нарушении этого положения наказывались. Царский суд и Расправная палата при Боярской думе разбирали дела только лиц из высшего сословия.

Были созданы специальные приказы: Земский, Разбойный, Сыскной, Холопий, Поместный. Приказные казначеи фактически держали в своих руках развитие московского законодательства, т. к. именно они формулировали и редактировали тексты законов на основе норм царского «приговора».

Судебными правами обладали губные и земские избы и воеводы. Волостные крестьяне избирали из своей среды судеек, которые разбирали незначительные иски по гражданским делам.

Вотчинные суды осуществляли суд над крепостными крестьянами по гражданским и мелким уголовным делам.

В Судебнике 1550 г. было зафиксировано требование об участии «судных мужей» при судебных разбирательствах, которые были призваны контролировать судебные решения.

К церковным судам относились суд митрополита, а с 1589 г. – суды патриарха и патриарших приказов, на местах – суды архиереев и десятильников.

5.8. Развитие права

Из многочисленных правовых источников второй половины

XVI в. наиболее важными являются: Судебник 1550 г., Стоглав 1551 г., приговоры Боярской думы, постановления Земских соборов, указные книги Земского, Поместного, Разбойного, Холопьего и других приказов, Медынский губной наказ 1555 г., духовные грамоты и указы. В 1589 году были составленны «Судебник царя Федора Ивановича» и «Сводный судебник». Оба они не были официально утверждены царским правительством, но на практике применялись.

Судебник 1550 г. конкретизировал общую схему законодательного процесса в Русском государстве второй половины XVI в. Он ограничил власть наместников, отменил податные льготы монастырей, расширил круг вопросов, регулируемых центральной властью, и прежде всего уголовно-правовые и имущественные отношения. В Судебнике был расширен круг субъектов преступления за счет присоединения к ним холопов. Были выделены лихие преступления. К ним относились разбой, грабеж, поджог, убийство (душегубство). Убийство делилось на простое и квалифицированное. Появилось понятие «крамолы», были выделены государственные преступления – заговоры и мятежи. К этой группе преступлений были отнесены преступления против порядка управления и суда, а также казнокрадство. Появились специальные статьи о вотчинах. По отношению к крестьянам была повторена статья Судебника 1497 г. о Юрьевом дне с распространением ее действия на вновь присоединенные земли.

Тяжесть наказания за преступления зависела от сословной принадлежности правонарушителя. Целью наказания становится устрашение и изоляция преступника. Высшей мерой наказания была смертная казнь, которая применялась, прежде всего, к тем, кто с оружием в руках выступал против феодалов. Применялись телесные наказания, наиболее распространенным было битье кнутом на торговой площади. Взыскивались и денежные штрафы, их размеры зависели от тяжести проступка и социального статуса потерпевшего.

В Судебнике 1550 г. появились статьи о судебном процессе и о розыске «лихих» людей. В судебном процессе различались две формы: состязательная и розыскная. Состязательная форма применялась при рассмотрении гражданских и не тяжких уголовных дел. Розыскной процесс применялся при рассмотрении государственных преступлений, убийствах, разбое. Была введена своеобразная форма судебного процесса, которая называлась «облихованием». Заключалась она в следующем: 15–20 «лучших людей» обвиняли подозреваемого в том, что он «лихой человек», т. е. опасный. После этих показаний его пытали. При проведении процедуры облихования применялись повальный обыск и массированный допрос. По приговору суда облихованный, но не признавший своей вины человек подвергался тюремному заключению на неопределенный срок.

Допускалась апелляция в высшую судебную инстанцию, в Боярскую думу.

Рассмотренные Думой приговоры, поступавшие из приказов, обобщались в докладной записке, которая становилась нормативным актом, получившим название «Новоуказной статьи». Судопроизводство было письменным.

Обязательственное право. В рассматриваемый период в обязательственном праве произошли изменения. Должник по своим обязательствам отвечал не личностью, а имуществом. В 1561 году указом царя запрещалось выдавать за долги должника в холопы. За долги отвечали супруги и дети должника, за долги детей отвечали родители. Крестьяне отвечали за своих феодалов. С 1558 года введена письменная форма сделок – «крепость» и «кабала». Такая форма стала обязательной для договоров купли-продажи недвижимости и договоров поклажи. Среди договоров часто встречались договоры мены, которыми прикрывали куплю-продажу и дарение поместий в пользу церкви.

Наследственное и семейное право. Семейные отношения находились главным образом под юрисдикцией церкви. Власть в семье находилась в руках мужа и отца, но, по сравнению с более ранними этапами развития Русского государства, она все же несколько ограничивалась. Например, нельзя было безнаказанно убивать своих детей и жену, существенно расширились имущественные права женщин (без согласия жены муж не мог распоряжаться ее приданым). С XV века муж стал составлять завещание в пользу жены. В случае смерти жены к ее родственникам переходило право на восстановление приданого. В течение брака приданое оставалось в общем распоряжении супругов. Имущество, приобретенное супругами в период брака, считалось их совместной собственностью, и все совершаемые с этим имуществом сделки подписывались обеими супругами. Независимо от источника семейное имущество подлежало сохранению и последующей передаче наследникам. Нормы семейного права определялись, в первую очередь, в Стоглаве и Домострое – сборниках правил и обычаев, используемых на протяжении многих веков в области семейного права. По Домострою глава семьи имел право наказывать домочадцев. Жену рекомендовалось бить плетью, т. к. это и «разумно и больно и страшно», запрещалось наносить увечья тяжелыми предметами. Разрешалось наказывать детей для внушения должных правил поведения: «крушить ребра непослушному сыну». До московского периода замужняя женщина пользовалась относительной свободой, но затем наступила так называемая «эпоха терема». Чем знатнее был род, к которому принадлежала девица, тем строже содержали ее. Между родителями и детьми господствовал дух рабства. Родители распоряжались свободой детей. Имущественные права дочерей и сыновей были неодинаковыми. Сыновья получали в наследство недвижимое и движимое имущество, а дочери только движимое (приданое). Внебрачные дети, «как плод блуда», не имели права на наследство. Юридические последствия мог вызывать только церковный брак.

Конец ознакомительного фрагмента.