Выдающиеся полярные мореходы и землепроходцы России XVIII–XIX веков
Путешествия по поручениям Петра Великого
Экспедиции XVIII в. в сравнении с походами XVII в. в большей своей части имели уже совсем иной качественный уровень, а именно:
– большинство из них уже в полной мере можно называть географическими, океанографическими, гидрографическими, геологическими, поскольку здесь проводились инструментальные измерения, точное картирование и даже научные описания;
– экспедиции инициировались уже не военными или вольными устремлениями казаков, торговых или частных «промышленных» людей, а, как правило, правительственными структурами (распоряжениями царя, Адмиралтейства), и имели вполне определенные задачи по географии, навигации, геологии;
– уровень результатов экспедиций был таков, что они охотно и эффективно использовались в деятельности Адмиралтейства, Академии наук и др.; это обстоятельство резко отличает их от экспедиций XVII в., когда, например, записи Попова и Дежнева, прошедших первыми из россиян по проливу между Азией и Америкой, без соответствующего внимания и использования пролежали 80 лет в Якутске.
Почему подобные «скаски» могли лежать тогда «туне»? Можно сделать ряд предположений.
Быть может, недостаточны были качество, точность и детальность описаний. Возможно, в XVII в. Россия, да и мир в целом еще недостаточно созрели для оживленных торговых контактов между странами и континентами. Могло влиять и то, что, предпринимая свои походы с чисто промысловыми и торговыми интересами, землепроходцы и мореходы XVII в. и не всегда были особенно заинтересованы в широком ознакомлении других промышленников с освоенными ими новыми местами, считая их в какой-то мере «своими».
А может быть, просто потому, что многое в России пошло лишь от Петра I. Ведь именно его чаяниями и трудами была создана в 1724 г. Петербургская академия наук. Ему и созданной им Академии принадлежит выдающаяся роль в развитии отечественного мореплавания, географии, организации ряда географических и геологических экспедиций, в том числе в северных и восточных морях (Камчатские экспедиции).
Но именно вследствие того, что экспедиции XVIII в. имели более определенные и, следовательно, более ответственные задачи, а также ввиду перемещения сферы изучения на более северные широты и в Арктические моря и их побережья, эти путешествия изобиловали одновременно как выдающимися достижениями, так и человеческими трагедиями.
Мы кратко расскажем об этих экспедициях и походах в хронологической последовательности и посоветуем нашему читателю взять карту для дальнейшего чтения. В нашем описании этой главы мы используем различные энциклопедические материалы разных лет, в частности: Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза, И. А. Эфрона, 1890 (ЭСБЭ), Большую энциклопедию, СПб., 1900 (БЭ), Малую советскую энциклопедию, 1958–1960 (МСЭ), Морской энциклопедический справочник, Ленинград, 1987 (МЭС) и др.
Вагин Меркурий – сибирский казак, по распоряжению якутского воеводы вместе с сыном, казачьим старшиной Яковым Пермяковым и 8 казаками первым совершил путешествие на Ляховские острова архипелага Новосибирские острова в Северном Ледовитом океане. Я. Пермяков ранее (в 1710 г.) вел морской промысел на побережье моря Лаптевых от устья Лены до пролива Дмитрия Лаптева, обследовал побережье о-ва Б. Ляховский, устье Индигирки и Колымы, открыл один из Медвежьих островов. В 1712 г. Вагины и Пермяков с казаками, выйдя из Усть-Янска (берег моря Лаптевых) на собачьих упряжках, вначале по суше до мыса Святой Нос, а затем по льду моря дошли до Б. Ляховского острова. Там они увидели второй остров. Из-за недостатка продовольствия и сильных морозов идти к нему не решились и вернулись на материк к мысу Святой Нос. Вагин предполагал здесь перезимовать, а весной отправиться на острова, но измученные казаки отказались подчиниться, убили Вагина, его сына и казачьего старшину Пермякова, вернулись в Усть-Янск, где были разоблачены и преданы суду.
Попов Петр Ильич – русский землепроходец и исследователь Арктики. В поисках новых промысловых районов в 1711 г. на коче спустился по р. Анадырь и достиг района мыса Дежнева, пересек Берингов пролив, собрал сведения о быте чукчей и эскимосов, природе Чукотки и Аляски, промысловых районах, а также о кратчайшем пути на Аляску через Берингов пролив.
В 1719 г., согласно Ст. 3266 2-го тома «Полного собрания законов Российской Империи», Петр I отправил Ивана Евреинова и Федора Лужина до Камчатки, для разрешения вопроса, соединяется ли Северо-Восточная Азия с Америкой. «Ехать вам до Тобольска, а от Тобольска, взяв проводников, ехать до Камчатки, а далее, как указано», – говорилось в инструкции.
Иван Михайлович Евреинов, русский геодезист, закончил московскую навигационную школу в 1716 г., затем учился в геодезическом классе Морской академии в Петербурге.
Решение вопроса о соединении Азии с Америкой было лишь частью задачи Ивана Евреинова и навигатора Лужина. Кроме этого, они были посланы на Камчатку и Курильские острова с целью геодезической съемки приметных мест и нанесения их на карту, поскольку для регулярного морского сообщения между Охотском и Камчаткой, начатого с 1715 г., требовались надежные навигационные ориентиры. И хотя вопрос о соединении Азии с Америкой суждено было разрешить окончательно лишь
Камчатским экспедициям, Евреинов и Лужин более точно определили очертания берегов Камчатки и Курильских островов, описали все проливы Курильских островов, а также острова Атласова, впервые определили координаты 33-х наиболее приметных навигационных пунктов на Камчатке и Охотском побережье и нанесли на карту 14 островов Курильской гряды. По сути дела, этими исследователями была составлена первая карта Дальнего Востока, основанная на инструментальной съемке (МЭС).
Мессершмидт Даниил, немец по происхождению, провел одно из первых основательных и комплексных исследований Сибири, в том числе в сфере геологии. В 1720–1727 гг. по заданию Петра I путешествовал по Сибири – от Тобольска до Забайкалья включительно. Собрал большое количество разнообразных коллекций – ботанических, зоологических, минералогических. Составил ценный отчет «Обозрение Сибири, или три таблицы простых царств природы» в 10-ти томах, широко использовавшийся многими учеными из-за обилия в нем сведений по истории, этнографии, географии, экономике, флоре и фауне. (В частности, заметим, что эти исследования были сделаны еще до М. Ломоносова, который в 1730 г. 19-летним юношей еще только уходил учиться.)
Важнейшую роль в освоении Северо-Востока России сыграли две Камчатские экспедиции, вошедшие в когорту Великих Северных Экспедиций.
Первая Камчатская экспедиция осуществлялась с 1725 по 1730 гг. под руководством капитана-командора Витуса Йонассена Беринга. Выходец из Дании, Беринг в 1703 г. окончил в Амстердаме Морской кадетский корпус. Был приглашен на службу в Россию как опытный мореплаватель. Участвовал в походах Петра I, водил корабли в Белом, Балтийском и Баренцевом морях.
Помощниками Беринга по руководству Первой Камчатской экспедицией были назначены капитан-командор Алексей Ильич Чириков и капитан 1-го ранга Мартын Петрович Шпанберг.
А. И. Чириков окончил Морскую академию в Петербурге в 1725 г. и преподавал в ней навигацию. М. П. Шпанберг, датчанин по происхождению, находился на русской службе с ноября 1720 г.
Перед Первой Камчатской экспедицией ставилась задача обследовать восточные берега России на Север от Камчатки, выяснить, соединяются ли Азия и Америка (с этой задачей, как выше было показано в Указе Петра I, ранее были также отправлены через Тобольск Евреинов и Лужин).
Экспедиция выехала из Петербурга в начале 1725 г. и в конце 1726 г. достигла Охотска. Поскольку в состав экспедиции были включены корабельные мастера, плотники и матросы, вскоре в Охотске было построено судно «Фортуна» (одномачтовый шитик с парусным вооружением галиота), на котором уже летом 1727 г. прибыли на Камчатку. В Нижнекамчатске (ныне Усть-Камчатск) был построен бот «Святой Гавриил», на котором в 1728 г. экспедиция осуществила свое плавание.
В XVII–XVIII вв. ботом стали называть (МЭС) небольшие гребные или парусные одномачтовые суда длиной 11–18 м, шириной 3–4,5 м с косым парусным вооружением типа тендера, предназначенные для связи, разведки, десантных операций и других целей. Большие боты строились палубными водоизмещением до 60–80 т, с экипажем до 36–40 чел. «Святой Гавриил» имел длину 18,3 м, ширину 6,1 м.
Пройдя вдоль побережья Камчатки на Север, бот вошел в пролив, отделяющий Азию от Америки и получивший имя Беринга. Когда бот пересек Полярный круг и дошел до 68° 18′ сев. широты, Беринг посчитал задачу экспедиции выполненной и приказал лечь на обратный курс. В 1729 г. экспедиция предприняла повторно попытку достичь берегов Америки. Попытка, однако, закончилась неудачей из-за плохой погоды, и в марте 1730 г. руководители экспедиции прибыли с отчетом в Петербург. В ходе экспедиции были открыты о-ва Святого Лаврентия, Ратманова, Диомида, описаны Чукотский полуостров, южное побережье Камчатки и Первый Курильский пролив.
Тем временем русский мореплаватель Иван Федоров в 1732 г., командуя судном «Святой Гавриил» в плавании к берегам Берингова пролива, с участием Михаила Семеновича Гвоздева, подпоручика, геодезиста, исследовал острова Ратманова и Крузенштерна, подошел к северо-западному берегу Америки.
Именно Федоров и Гвоздев впервые нанесли на карту американское побережье Берингова пролива.
Пример Амоса Кондратьевича Корнилова – русского полярного мореплавателя, совершившего ряд плаваний в поисках морского зверя в Белом и Баренцевом море, показателен для путешествий XVIII в. именно тем, что даже мореходы, предпринимавшие частные промысловые походы, были уже внутренне охвачены интересом более детального изучения окружающего мира. А. К. Корнилов неоднократно посещал острова Шпицберген, где оставался на зимовки в 1737, 1738, 1739 гг. Согласно данным МЭС, во время плаваний и зимовок он вел дневник, занося в него свои наблюдения над льдами, морскими течениями, господствующими ветрами, местами расположения лежбищ морских зверей, направлениями полета птиц, полярными сияниями, температурой воды и воздуха. А. К. Корнилов первым подробно охарактеризовал явление так называемого ледового отблеска – отражения на облаках ледовых полей, находящихся за горизонтом. Дневники Корнилова попали к губернатору Архангельска, а от него в Адмиралтейство в Петербурге. Результаты его наблюдений были использованы, в частности, Ломоносовым в книге «Краткое описание разных путешествий по северным морям».
В 1734 г. около 500 морских офицеров, ученых, матросов собрались в Тобольске, чтобы приступить к осуществлению Второй Камчатской экспедиции, назначая которую, Сенат Российский назвал ее «самой трудной, дальней и никогда не бывалой».
Вторая Камчатская экспедиция (1733–1743 гг.) была организована по инициативе Беринга и поддержана обер-секретарем Сената И. К. Кирилловым. По плану, разработанному Сенатом совместно с Адмиралтейством и Академией наук, в программу 2-й Камчатской экспедиции входило исследование Сибири, Дальнего Востока, Арктики, Японии, Северной и Западной Америки (географическое, геологическое, физическое, зоологическое, этнографическое и другое). Особое значение придавалось исследованию Северного морского пути от Кольского полуострова в Тихий океан. Ее начальником был назначен Беринг.
На сборе в Тобольске было создано 8 отрядов, 4 из которых должны были исследовать северные берега России от р. Печора до Камчатки.
Беринг и Чириков на 2-х судах должны были плыть к американским берегам, а Шпанбергу на 3-х судах поручалось искать пути в Японию.
Деятельность экспедиции проходила в интенсивном режиме, в новых и труднейших условиях Крайнего Севера и Северо-Востока Азии, что не могло не обусловить как выдающихся достижений, так и ряда драматических и трагических событий.
Начавшие действовать первыми, в 1734 г. вышли из Архангельска кочи «Экспедицион» и «Обь» с задачей найти морской проход к устью Оби. Однако за два летних плавания отряд не смог продвинуться на Восток далее о-ва Белый, и командовавшие С. В. Муравьев и М. С. Павлов были отстранены решением Адмиралтейств-коллегии. Сменивший их в руководстве отрядом С. Г. Малыгин на коче «Экспедицион» и 2-х ботах сумел достичь лишь западного побережья Ямала, где встретил сплошные льды и возвратился на зимовку.
Только в 1737 г. отряд возобновил плавание, в августе достиг прохода в Обскую губу из пролива между островами Ямал и Белый (ныне прол. Малыгина) и, поднявшись по Оби, 2 октября прибыл в Березов. В результате 6-летней деятельности этого (Обско-Двинского) отряда были составлены карты юго-восточной части Баренцева моря и приобской части Карского моря.
В январе 1734 г. в Тобольске была построена 24-весельная дупель-шлюпка «Тобол», на которой под командованием Д. Л. Овцына в мае начались плавания Обь-Енисейского отряда. Напомним читателю – дупель или дубель-шлюпка – это был небольшой русский парусно-гребной военный корабль, предназначенный для действия у берегов, в лиманах и на реках. Длина дубель-шлюпки составляла 20–25 м, ширина – б м, осадка – 2 м. Судно имело палубу, 1 мачту и до 20 или более пар весел. Согласно МЭС, в задачу отряда Овцына входило исследование берега между рр. Обь и Енисей. Три похода 1734—36 гг. не увенчались успехом. Из-за мощных льдов в Обской губе отряд вернулся в Тобольск. По приказу Адмиралтейств-коллегии было построено новое судно-бот «Обь-Почтальон», которое в июне
1737 г. прибыло в Обдорск (ныне Салехард), где зимовал отряд. Командиром стал Овцын. В августе 1737 г. на 2 судах по свободному ото льдов морю отряду удалось достичь Енисейского залива, выполнив свою задачу. Овцын передал бот «Обь-Почтальон» Ф. А. Минину и поручил ему составить опись берегов от Енисейского залива до Хатанги вокруг п-ова Таймыр. Самого Овцына в
1738 г. вызвали в Петербург в Адмиралтейств-коллегию для доклада об успехах экспедиции. Здесь по доносу он был арестован за дружеские отношения с опальными князьями Долгорукими, осужден, разжалован в матросы и под конвоем препровожден в Охотск к В. И. Берингу. В 1741 г. вместе с Берингом плавал на судне «Святой Петр» к северо-западным берегам Америки, зимовал на Командорских островах. В 1742 г. ему вернули офицерское звание.
Именем Овцына названы мыс п-ова Таймыр и пролив между о-вами Олений и Сибирякова.
Тем временем Федор Минин (которому Овцын передал «Обь-Почтальон» для продолжения исследований) в период с 1738 по 1743 гг. неоднократно, но безуспешно пытался пройти к устью Хатанги морем, так как препятствовали этому сплошные льды. Дойти удалось лишь до мыса на 73° 14′ северной широты.
Помощник Минина Дмитрий Васильевич Стерлегов прошел от Туруханска по Енисею, затем вдоль морского берега на Восток до 75°20′ с. ш., сделал съемку западного берега п-ова Таймыр. В 1738–1739 гг., когда экспедиция, обследовавшая Тазовскую губу, из-за тяжелых льдов вернулась в Обдорск на зимовку, Стерлегов и геодезист Выходцев остались продолжать исследования на ялботе. При проведении исследований ялбот был зажат льдами, раздавлен и затонул. Стерлегов и Выходцев много дней шли по тундре пока не достигли обжитых мест. Именем Стерлегова назван мыс на п-ове Таймыр.
Следующим этапом летом 1735 г. начали работу одновременно два отряда – Западный (Ленско-Хатангский) и Восточный (Восточно-Ленский), которые должны были описать морской берег от Таймыра на Восток до Чукотки. Для Западного отряда в Якутске была построена дупель-шлюпка «Якутск», а для Восточного отряда – бот «Иркутск».
Западный отряд возглавил Василий Васильевич Прончищев, окончивший в 1718 г. Московскую школу математических и навигационных наук. 25 августа 1735 г. «Якутск», выполнив первую инструментальную съемку р. Лена от Якутска до устья, достиг устья р. Оленек, где встал на зимовку в связи с обнаружившейся течью. В августе 1736 г. плавание было возобновлено, достигли Хатангского залива, затем судно направилось вдоль восточного берега Таймыра. Здесь была открыта группа островов Самуила (впоследствии получившая название о-вов Комсомольской Правды), впервые проведена инструментальная съемка морского берега от устья Лены до мыса Фаддея. Плавание оказалось очень тяжелым, Прончищев решил возвращаться и при возвращении 29 августа умер, командование принял С. И. Челюскин, который 2 сентября довел судно до устья р. Оленек. Через несколько дней умерла и жена Прончищева Татьяна, согласно МЭС, первая женщина – полярный исследователь Арктики. Именем Прончищева названы часть восточного берега п-ова Таймыр и мыс на его северо-восточном берегу, а также кряж между устьями рек Оленек и Анабар. Именем Татьяны Прончищевой названа бухта моря Лаптевых (у берега Прончищева). Они были похоронены вместе у мыса Тумуль в устье р. Оленек.
(Может ли не тронуть до глубины души такая судьба!? Это были люди, как бы рожденные Предназначением: Родиться, Выучиться, Приобрести необходимый Опыт, Реализовать его в Великом Преодолении для Последующих Поколений, и Погибнуть… И все это за 34 года… Включая и то, что Василий и Татьяна успели найти и полюбить друг друга. Разлучить же их уже невозможно… Таймырскими веснами и летними днями и ночами волны Ее Бухты вечно будут ласкаться в Его Берега и шептать, и шептать недосказанное…)
Новый руководитель Западного (Ленско-Хатангского) отряда был назначен Адмиралтейств-коллегией лишь в декабре 1737 г. Им стал Харитон Прокофьевич Лаптев, капитан первого ранга, служивший в Военно-морском флоте. В летнюю кампанию судно «Якутск» под его началом прошло от устья Лены на Северо-Запад к острову Бегичева, а затем вдоль восточного берега полуострова Таймыр. Достигнув 22 августа 7б°47′ с. ш., судно вернулось назад на зимовку на р. Хатанга. Летом 1740 г. плавание отряда продолжилось всего месяц, так как дупель-шлюпка была раздавлена льдами. Терпя невероятные лишения, потеряв несколько человек, отряд пешком добрался до стоянки. С разрешения Адмиралтейств-коллегии Лаптев разделил отряд на 3 партии, которые закончили съемку берегов от Таймыра до Хатанги с суши, таким образом, завершив выполнение и всего задания для Западного отряда – съемку от устья Енисея до устья Лены.
Руководителю одной из партий, Семену Ивановичу Челюскину, бывшему помощником Прончищева, удались наиболее замечательные свершения. Весной 1741 г. он прошел с двумя матросами по суше от р. Хатанга до р. Пясина (более 600 км) и описал западное побережье Таймыра. Зимой 1741–1742 гг. с тремя солдатами прошел 700 верст по тундре до Туруханска, затем проехал на собаках до устья Хатанги и достиг северной оконечности Азии, названной в 1843 г. А. Ф. Миддендорфом в его честь мысом Челюскина.
Именем Харитона Лаптева были названы морской берег п-ова Таймыр и три мыса. Трудам Харитона и его двоюродного брата Дмитрия посвящено и название моря Лаптевых.
Дмитрий Яковлевич Лаптев, служивший поручиком в Военно-морском флоте, был назначен командиром Восточного (Восточно-Ленского) отряда, когда трагической неудачей закончилось первое плавание этого отряда под командованием П. Ласинуса. Они смогли достичь 18 августа 1735 г. реки Хараулах, там зазимовали, но во время зимовки от цинги скончались 37 человек и командир отряда. Кроме того, бот «Иркутск» требовал срочного ремонта. Дмитрий Лаптев с отрядом продолжил работу в августе 1736 г. Но в связи с тяжелыми ледовыми условиями лишь к июню 1739 г. удалось вывести бот в Восточно-Сибирское море. Далее при попутном ветре бот в конце августа 1739 г. достиг устья Индигирки, где встал на зимовку. Во время зимовки продолжались работы по описи берегов. К 1741 г. после двух безуспешных попыток пройти сквозь сплошные льды бот дошел до мыса Баранов Камень. В 1742 г. Восточно-Ленский отряд вел съемку в бассейне р. Анадырь, где и закончились его действия. Среди целого ряда описанных им рек, побережий и островов были и острова, ныне исчезнувшие (о-ва Меркурьева). Именем Д. Лаптева названы мыс в дельте Лены, пролив между о-вом Ляховского и материком Азии, а в честь обоих братьев Лаптевых – море Лаптевых.
Отряд под командованием Витуса Беринга и Алексея Чирикова приступил к выполнению своей задачи – с курсом на Американский материк – лишь в сентябре 1740 г. на пакеботах «Святой Петр» и «Святой Павел».
Пакеботы были построены в Охотске русскими корабельными мастерами Козьминым и Рогачевым. Оба судна имели однотипные технические данные: водоизмещение около 200 т, длину 24,4 м, ширину 6,7 м. Вооружение 14 пушек. Обладали хорошими мореходными качествами. На борту «Святого Петра» под командованием Беринга находилось 77 человек, на пакеботе «Святой Павел», которым командовал Чириков – 69.
Отряд, выйдя из Охотска, направился на Камчатку в Авачинскую бухту, где была устроена гавань, названная Петро-Павловской.
Необходимо отметить, что экспедицию сопровождали прикомандированные к ней ученые, в частности, профессор астрономии Л. Д. Кройер и адьюнкт Петербургской академии наук Г. Стеллер, а также разжалованный в матросы Л. Д. Овцын, которого Беринг сделал своим адьютантом.
Пакеботы вышли из Петропавловска 4 июня 1741 г. Безуспешно попытавшись вначале найти, по предложению Кройера, мифическую «Землю Хуана да Гамы» с предположительным курсом на восток от Авачинской бухты, пакеботы пошли курсом на северо-восток. В наступившем тумане суда потеряли друг друга из вида и далее действовали уже самостоятельно.
«Святой Петр» продолжал двигаться на северо-восток при постоянной штормовой погоде и 16 июля достиг северо-западных берегов Америки, где высадились Г. Стеллер и С. Хитрово. Все лето судно двигалось в отдалении от берега в лабиринте неизвестных островов (МЭС). Положение на судне день ото дня ухудшалось. Постоянно штормило. Команда выбивалась из сил. Началась цинга. Заболел и Беринг, поручив командование С. Вакселю. 4 ноября в виду появился берег, который команда приняла за Камчатку. Однако это был остров, впоследствии названный именем Беринга, в архипелаге Командорских островов. Здесь решили зимовать. Во время зимовки умерли 32 человека, среди них 8 декабря 1741 г. и Беринг. Все были похоронены на острове. Оставшиеся в живых весной из обломков пакебота построили небольшое судно и лишь в августе 1742 г. с трудом достигли Петропавловской гавани.
В честь Беринга были названы также море в северной части Тихого океана, пролив, отделяющий Азию от Америки и др.
Как оказалось, «Святой Павел» под командованием Чирикова достиг американского берега на сутки раньше «Святого Петра» – 15 июля 1741 г. Однако последующие события были не менее драматическими. Посланные на берег две шлюпки с 15 членами команды не вернулись в результате неудачи в контактах с местным населением. Через 10 дней Чириков с широты 58°21’ взял курс на Камчатку, куда, однако, согласно МЭС, прибыл лишь 8 октября, после долгих скитаний и невзгод, потеряв 20 человек экипажа.
Именем Чирикова был назван ряд островов в Тихом и Северном Ледовитом океанах, мыс на Алеутских островах и др.
В результате деятельности Второй Камчатской экспедиции произведена опись берегов Северного Ледовитого океана от Архангельска до мыса Баранов Камень. Опубликованные трудами экспедиции сводные карты впервые дали правдоподобные очертания берегов Северной Азии, части берегов Северо-Западной Америки, Курильских, части Алеутских и других островов.
В ходе Первой и Второй Камчатских экспедиций, в течение 13 лет, непрерывно проводились исследования прикомандированными к экспедициям учеными Петербургской академии наук, результатом которых явились фундаментальные труды, в частности, С. П. Крашенинникова «Описание Земли Камчатки» (опубл. в 1756 г.), Г. Стеллера и многих других, 62 уникальные географические карты, тысячи важнейших метеорологических наблюдений. Эти данные, в частности, использовал в своих трудах о Сибири и Арктике Михаил Васильевич Ломоносов, обосновавший затем и необходимость освоения Северного морского пути и составивший карту Северной полярной области, где впервые нарисовал океан, а не материк.
Северные, Полярные и Дальневосточные экспедиции XIX века
Камчатские экспедиции не только возбудили интерес к дальнейшим исследовательским экспедициям, но и создали потребность в поддержании систематического сообщения с далекими Дальневосточными провинциями России и побережьем Северного Ледовитого океана на всем широтном протяжении России. Помимо сухопутного сообщения через пространства Сибири, стали испытывать для этого и мореходные пути – как кругосветные путешествия через южные моря и океаны, так и попытки пробиваться по Северному морскому пути.
Не желая расставаться с впечатлением величия Камчатских экспедиций, мы опустим менее значительные экспедиции XIX в., связанные с Российским Севером и, воспользовавшись МЭС, напомним читателю лишь наиболее выдающиеся имена.
Крузенштерн Иван (Адам) Федорович – русский мореплаватель, адмирал, почетный член Петербургской АН, руководитель первой русской кругосветной экспедиции на кораблях «Надежда» и «Нева» (1803–1806). Экспедиция вышла из Кронштадта, пересекла Атлантический океан, обогнула мыс Горн, вышла в Тихий океан и у Гавайских о-вов разделилась. Трехмачтовый шлюп «Надежда» под командованием И. Ф. Крузенштерна достиг Камчатки, посетил порт Нагасаки и обследовал берега Сахалина. «Нева» под командованием Ю. Ф. Лисянского проследовала к берегам Аляски, затем к Маршалловым и Филиппинским о-вам. На обратном пути корабли соединились, прошли вокруг Азии и Африки и вернулись в Кронштадт.
По свидетельству ЭСБЭ, И. Ф. Крузенштерн по результатам своих кругосветных путешествий составил для того времени великолепный атлас, изобилующий картами, планами и рисунками.
Русский промышленник Яков Санников обнаружил и описал о. Столбовой (в 1800 г.) и о. Фаддеевский (в 1805 г.), участвовал в исследовании Новосибирских о-вов. Высказал предположение о существовании так называемой Земли Санникова (к северу от Новосибирских о-вов). По имени Санникова назван пролив между о-вами Малый Ляховский и Котельный.
«Земля Санникова», в существование которой верил также и Э. В. Толль, наносивший еще в 1886–1893 гг. ее на карты в координатах 77°30′ с. ш. и 142°20’ в. д., не была подтверждена советскими ледокольными экспедициями XX в. Считают, что она была разрушена морем и исчезла, поскольку ее основу составлял многолетний паковый лед и непрочный илисто-песчаный грунт.
Головнин Василий Михайлович – русский мореплаватель, вице-адмирал, чл. – корр. Петербургской АН, руководил двумя кругосветными плаваниями. В 1807–1809 гг. на военном шлюпе «Диана», перестроенном из транспорта для перевозки леса, проследовал из Кронштадта через мыс Горн и мыс Доброй Надежды для доставки снабжения в порты Охотск и Петропавловск-Камчатский. В 1809–1811 гг. «Диана» курсировала от Камчатки к о. Баранова (Русская Америка), доставляя грузы для русских поселений. Эти плавания Головнин описал в книге «Замечания о Камчатке и Русской Америке». В 1817–1819 гг. на шлюпе «Камчатка» осуществил второе кругосветное путешествие, доставляя военные грузы в Петропавловск-Камчатский и исследуя северо-западное побережье Америки. С 1823 г. он – генерал-интендант Российского флота. За 8 лет под его руководством построено 200 кораблей и первые в России 10 пароходов. Головин являлся автором ряда научных трудов, без которых уже не мыслились путешествия, в частности, «Искусство описывания приморских берегов с моря с изъяснением употребления всех новейших способов и инструментов». В его честь названы пролив между Курильскими о-вами, гора и мыс на Новой Земле, мыс на п-ове Ямал, вулкан на о-ве Кунашир.
Петр Федорович Анжу, исследователь Арктики, адмирал русского флота, руководил экспедицией, во время которой совместно с П. Ильиным описал (1821–1823 гг.) берега Сибири между рр. Оленек и Индигирка, изучал состояние льдов в море Лаптевых, его именем названа одна из групп Новосибирских о-вов. По данным астрономических наблюдений составил карту Новосибирских о-вов. Доказал, что опись берегов можно вести с моря и со льда в зимнее время. Первым изучил состояние движущихся и паковых льдов в море Лаптевых, приливы и отливы и др.
Гидрограф Петр Кузьмич Пахтусов, окончив штурманское училище в Кронштадте в 1820 г., в период с 1820 по 1832 гг. участвовал в гидрографических работах на реках Печора, Мезень, Северная Двина, в Баренцевом и Белом море (о-ва Колгуев и Вайгач). В 1832–1833 гг. возглавил на судне «Новая Земля» экспедицию в Карское море и на Новую Землю, организованную по его инициативе, описал южное и восточное побережье Южного о-ва Новой Земли, пролив Карские Ворота. В 1834–1835 гг. экспедицией под его руководством на шхуне «Кротов» и карбасе «Казаков» было описано восточное побережье Северного острова Новой Земли до вновь отрытых островов, названных именем Пахтусова, пролив Маточкин Шар, о-ва Панкратьева, Горбовы о-ва, составлена таблица приливов и отливов. В 1886 г. в Кронштадте был открыт памятник Пахтусову.
Крузенштерн Павел Иванович, один из трех сыновей И. Ф. Крузенштерна, русский исследователь Арктики, контр-адмирал. В 1843 г. участвовал в экспедиции Академии наук по исследованию бассейна р. Печора, производил съемку от ее притока Илыч до устья. В 1849 и 1850 гг. на собственной шхуне «Ермак» дважды пытался пройти от Онежской губы Белого моря до Карского моря, но дважды потерпел неудачу, дойдя лишь до Индигской губы Баренцева моря.
Невельский Геннадий Иванович, после окончания Морского кадетского корпуса и офицерских классов (1832–1836 гг.) служил на Балтике. В 1847 г. был назначен командиром транспорта «Байкал», с которым в 1848 г. был послан из Кронштадта на Дальний Восток для гидрографического обследования восточных берегов России. Исследовал и составил описание западных берегов Камчатки, восточных берегов Охотского моря, северной части Сахалина, опроверг мнение И. Ф. Крузенштерна и ряда других мореплавателей, что Сахалин – полуостров. Своими открытиями убедил Морское министерство производить более широкомасштабное обследование побережья Дальнего Востока и осуществлял эту программу. За замечания в адрес руководства, ответственного за освоение Дальнего Востока, был отстранен и отозван в Петербург. В отличие от МЭС, ЭСБЭ приводит другую версию конфликта Невельского с руководством на Дальнем Востоке, трактуя ее следующим образом. В 1851 г. Невельский был послан губернатором Муравьевым для основания зимовья на берегу Охотского моря – впоследствии Николаевского порта. Невельский снова проехал по Амуру и принял в русское подданство амурских туземцев. Этим он не только превысил данные ему полномочия, но и едва не вызвал войны с Китаем, вследствие чего так называемый Гиляцкий комитет хотел разжаловать его в матросы. Но император Николай I одобрил его действия, назвал их «молодецкими». Продолжая захват Амурской области и преимущественно Амурского лимана, он довершил присоединение к России Амурской области. Был членом Морского технического комитета, в 1874 г. получил звание адмирала. Именем Невельского названы самая узкая часть Татарского пролива, залив, гора и город на Сахалине.
Русский моряк, исследователь Арктики Павел Павлович Крузенштерн (внук И. Ф. и сын П. И. Крузенштернов) вслед за отцом произвел две неудачные попытки пройти из Белого моря в Карское. В 1860 г., командуя собственной шхуной «Ермак», прошел Карские Ворота, но вынужден был вернуться – наступила осень и дальнейшему продвижению мешали льды. Через год проник в Карское море из устья Печоры через пролив Югорский Шар, но при выходе из пролива «Ермак» был затерт дрейфующими льдами. Экспедиции пришлось дрейфовать до западного побережья п-ова Ямал, где экипаж был вынужден бросить шхуну из-за сильной течи и пешком пробираться по льду р. Обь до г. Обдорск (Салехард).
Нильс Адольф Эрик Норденшельд – шведский полярный исследователь, геолог и географ, член Стокгольмской АН и иностранный чл. – корр. Петербургской АН. В 1858–1873 гг. совершил ряд полярных экспедиций, произвел съемку и изучил геологическое строение архипелага Шпицберген, первым пересек его восточное ледяное поле. В 1878–1879 гг. совершил плавание из Швеции до устья Енисея с целью освоения Северного морского пути. В 1878–1879 гг. на зверобойном пароходе «Вега» прошел по Северному морскому пути из Атлантического океана в Тихий с зимовкой на Чукотке. В обеспечении Норденшельда вспомогательными судами и др. (снабжение, ледовая разведка) участвовал русский золотопромышленник А. М. Сибиряков. Именем Норденшельда названы архипелаг в Карском море, залив и мыс на Новой Земле.
Де-Лонг, американский полярный исследователь, лейтенант-командор военно-морских сил США, в 1879 г. на яхте «Жаннетта» возглавил экспедицию по поиску судна «Вега» экспедиции Н. А. Норденшельда. По сведениям Де-Лонга, «Вега», вмерзшаяся в лед в районе Колючинской губы, затем освободилась и пошла к Беринговому проливу. Де-Лонг решил идти к Северному полюсу, но в сентябре 1879 г. его яхта к северо-востоку от острова Герольд была сжата льдами. Дрейф продолжался до июня 1881 г., когда яхта была раздавлена льдами и затонула. Во время дрейфа экспедиция открыла острова Жаннетты и Генриетты, а после гибели яхты, во время дрейфа на льдине – остров Беннета. После гибели «Жаннетты» в июне 1881 г. Де-Лонг с частью спутников достиг устья р. Лены, где все погибли от голода.
Именем Де-Лонга названы пролив между островом Врангеля и континентом, а также группа островов, входящая в архипелагНовосибирских островов: Жаннетта, Генриетта, Беннетта, Жохова, Вилькицкого.
Знаменитый норвежский полярный исследователь Фритьоф Нансен, предложив проект достижения северного полюса на судне, дрейфующем вместе со льдом, на специально построенном для этого судне «Фрам» летом 1893 г. вышел из пос. Тромсе в Норвегии, прошел моря Баренцево, Карское и Лаптевых и в сентябре 1893 г. начал ледовый дрейф северо-западнее Новосибирских о-вов, закончив его у архипелага Шпицберген. Затем с Иогансеном покинул «Фрам» и отправился к Северному полюсу.
Судьба выдающегося русского геолога и исследователя Сибири Ивана Дементьевича Черского – это постоянная неуемность его души, жажда познания истории Земли и процессов, происходящих в ней, выяснения причинно-следственных связей в наблюдаемых процессах в сочетании с готовностью к неприхотливости собственного быта, но и с острым неприятием несправедливости в обществе.
За участие в польском восстании 1863—64 гг. 18-летним юношей И. Д. Черский был отдан в солдаты и отправлен в г. Омск, где, под влиянием Г. Н. Потанина, начал геологические и палеонтологические исследования в районе Омска. В 1871 г. продолжил обширные геологические исследования, переехав в Иркутск. В 1877–1880 гг. им было изучено геологическое строение берегов Байкала. Черский предложил одну из первых тектонико-палеогеографических схем для Сибири. В 1885 г. по приглашению АН переехал в Петербург, откуда в 1891 г. выехал в район рр. Колыма и Индигирка. Умер во время исследований низовьев Колымы. Его именем названа горная страна в Якутии и хребет в Забайкалье.
Странное и волнующее чувство Высшей Предназначенности вызывает также судьба Эдуарда Васильевича Толля – полярного исследователя, геолога. Он родился в 1858 г. в Ревеле (Таллинн). В 1885—86 гг. участвовал в экспедиции, организованной Петербургской академией наук для исследования Новосибирских о-вов. В 1893 г. руководил геолого-геодезической экспедицией в северных районах Якутии, обследовал бассейны рек Лены и Хатанги. В 1900–1902 гг. возглавил полярную экспедицию на парусно-моторном судне «Заря», организованную Петербургской академией наук. Шхуна была построена как трехмачтовый китобойный барк в Христиании (ныне Осло, Норвегия), в дополнение к парусной оснастке имела паровую машину небольшой мощности, а также противоледовую обшивку. Экспедиция должна была исследовать Новосибирские о-ва, разыскать легендарную Землю Санникова и пройти Северным морским путем на восток в Тихий океан. Весной 1902 г. Толль с тремя членами экспедиции, работавшей в районе Новосибирских о-вов, отправился на санях по неокрепшему льду от о-ва Котельный к о-ву Беннета для проведения исследований и сбора образцов. «Заря» должна была забрать группу Толля летом 1902 г., однако не смогла сделать это из-за тяжелой ледовой обстановки. В 1903 г. на о-ве Беннета был найден лагерь Толля, все его коллекции и документы, но ни Толля, ни его спутников обнаружить не удалось. Экспедицией, благодаря впервые оборудованным Толлем на полярном судне помещениям и инструментарию для проведения геологических, гидрологических, биологических и бактериологических исследований, был собран настолько большой геологический, гидрометеорологический, геофизический, географический и гидрографический материал, что Петербургская АН изучала его два десятилетия (с 1900 по 1919 г.). Именем Толля были названы залив в Карском море, горы на Новой Земле и на о-ве Беннета и др.