Воспитание
Правила жизни
Воспитание детей и в крестьянских, и в дворянских семьях отличал строгий распорядок дня и послушание старшим. Особенно детей не баловали, считали, что они должны беспрекословно подчиняться родителям, а не наоборот.
В дворянской усадьбе новорожденных отправляли подальше от кабинета отца и спальни родителей, в отдельный флигель. Распорядок дня у дворянских детей был следующим: завтрак в восемь часов утра, обед – между 12 и часом дня, полдник – часа в четыре, ужин – примерно в восемь часов. В промежутках между трапезами перекусов не полагалось, хватать куски детям запрещали. Особое внимание уделялось занятиям.
Те, кто мог позволить домашних учителей, тратили на образование детей вполне приличные сум-мы. В небогатых семьях родители сами частенько преподавали детям грамоту, языки (в основном французский), мифологию, древнюю историю и географию. Для девочек обязательными были уроки музыки, пения, танцев и рисования.
Непременно приучали к труду. Девочек учили шить и вышивать, у мальчиков воспитывали храбрость и выносливость, занимались плаваньем, верховой ездой, фехтованием. Особое внимание уделяли закаливанию и гимнастике. Точно так же воспитывали и царских детей. Великие княжны вспоминали, как по утрам они обязательно обливались холодной водой, несмотря на то что были девочками. У мальчиков, независимо от знатности, физические упражнения и закалка были предметом гордости. Это был важный этап формирования личности – терпеть неудобства, мужественно переносить удары судьбы, не теряя достоинства и не падая духом!
Хорошие манеры рассматривались не только как следование правилам этикета, а скорее как искусство общения с людьми. Детям объясняли, что следует держаться скромно и приветливо, уметь слушать других, с уважением относиться к чужим взглядам и привычкам, смотреть в глаза собеседнику, быть любезным и учтивым.
Детские игры копировали занятия и развлечения взрослых. Девочки играли в куклы, занимались хозяйством, принимали гостей и готовили угощенье. Мальчики устраивали сражения.
Лев Николаевич Толстой в повести «Детство» вспоминал: «… один из братьев садился кучером, другой лакеем, девочки в середину, три стула были тройка лошадей, – и… отправлялись в дорогу.
И какие разные приключения случались в этой дороге! И как весело и скоро проходили зимние вечера! Это была всего лишь игра. Но если игры не будет, что же тогда останется?»
Кормили детей просто. Утром давали молоко или бульон с хлебом либо «габер-суп» – сладкую овсянку с сухофруктами. В обед полагался суп, одно мясное или рыбное блюдо и десерт. На полдник – что-нибудь сладкое. На ужин – опять молоко с хлебом или каша.
Одежда и игрушки
Характерное описание взаимоотношений родителей и детей в дворянской семье XIX века мы встречаем у В.А. Соллогуба: «Жизнь наша шла отдельно от жизни родителей. Нас водили здороваться и прощаться, благодарить за обед, причем мы целовали руки родителей, держались почтительно и никогда не смели говорить „ты“ ни отцу, ни матери. В то время любви к детям не пересаливали. Они держались в духе подобострастья, чуть ли не крепостного права, и чувствовали, что они созданы для родителей, а не родители для них».
И поскольку детские игры напоминали жизнь взрослых, самыми популярными игрушками были – лошадка и кукла. Причем в куклы играли не только девочки… Например, любимыми игрушками создателя Московского театра кукол С. В. Образцова были «голыш Пупсик» и «японская кукла Бибабо, с целлулоидной головой и в халате».
Длинные брюки символизировали вступление во взрослую жизнь, они полагались мальчикам, поступающим в учебные заведения.
Б. Гутман. В карьер.
Б. Гутман. Первый урок.
Связано это было и с тем, что до 7 лет одежда девочки и мальчика практически не отличалась. Новорожденных наряжали в платьица, до года длинные, после года – короткие, чтобы не мешали ребенку ходить. Поэтому на открытках и фотографиях этого времени довольно сложно отличить мальчика от девочки. В конце века в моду вошел матросский костюм и укороченные штанишки. Появились костюмы в английском стиле, бархатные курточки и батистовые рубашки, в которых дети были похожи на маленьких лордов. Также среди знати стало модно наряжать детей в русском стиле – на открытках и фотографиях того времени часто можно было увидеть наследника престола или великих княжон в вышитых рубахах, сарафанах и кокошниках. Крестьянские дети ходили в рубахах все детство. Обязательным элементом был пояс – кушак. Подрастая, девочки получали юбку или сарафан, а мальчики – порты. Девочки носили на голове ленты, иногда платки, волосы их были открыты, в отличие от замужних женщин, которые должны были тщательно прятать свои косы. Практически все детство крестьянские ребятишки проводили босыми, получая лапти по мере взросления. Связано это было в основном с тем, что плели их под определенный размер и старались сделать его стандартным, чтобы подошел и старшим, и младшим.
Одежду крестьянских детей школьного возраста запечатлели открытки художницы Елизаветы Бем.
И хотя куклы у крестьянских детей были, как правило, из тряпочек и соломы, а лошадкой часто служила обычная палка, они пользовались большей свободой, много времени проводили на улице, играли со сверстниками в активные игры. Жмурки, чижик, лапта, стукалки – летом, санки и снежки – зимой… Эти простые развлечения частенько становились предметом зависти господских детей, вынужденных гулять под присмотром нянек, а не в компании сверстников.
Е. Бем. Великоруссы-хлебосолы.
Иностранные языки
Огромное значение уделялось изучению иностранных языков. Ведь именно манеры и умение говорить по-иноземному открывало «путь наверх», определяло место дворянина на иерархической лестнице. Во времена Петра I таким языком был немецкий, затем Елизавета Петровна ввела в обиход французский, и он стал главным отличительным признаком дворянина. Возможно, связано это было с тем, что Елизавета Петровна, которую одно время готовили в жены французскому принцу, владела им свободно.
Конец ознакомительного фрагмента.