Вы здесь

История войны и мира. Вспомнить все. Обзор мировых религий (Лим Ворд)

Обзор мировых религий

Окончанием Античности по хронологии некоторых школ истории является возникновение ислама. Вестник новой мировой религии, пророк Мохаммед рождается 20 апреля 571 г., в Мекке (Саудовская Аравия), во влиятельном племени куршаитов, теряет родителей, получает свидетельства о своей миссии (знаки на теле). В двадцать пять лет он женится на сорокалетней Хадидже, занимается торговлей, сопровождением караванов и строительством (в частности, ремонт Каабы). В сорок лет, почти каждый вечер Мохаммед восходит на гору близ Мекки, где молится в (сохранившейся до наших дней) пещере. У него появляются озарения, претворяемые в суры (стихи) Корана. Новую религию, ислам («подчинение Богу»), принимают жена и несколько родственников. Первая проповедь у Каабы вызывает у толпы насмешки, затем Мохаммед находит подходящие слова, и положение несколько выправляется. За три года в мусульманскую общину набирается около сотни человек. После смерти дяди, влиятельного Абу Талиба, покровителя Мохаммеда, исламистов вытесняют из Мекки (проповедник утверждает, что даже его любимейший родственник, раз уж он не принял ислам, попадает в геену, это положение большинству курайшитов не нравится). Община переселяется в город Медина, где терпит много трудностей (семь-восемь фиников на человека за день работы). Тогда же начинаются набеги на торговые караваны и борьба за распространение веры. Первые сражения мусульмане проигрывают, но их настойчивость приносит плоды, и войско Мохаммеда без боя входит в Мекку. Следует череда войн по объединению племён, совершаются набеги на могущественную Византию. Во время взятия одного из городов, во избежание употребления вина воинами, принимается сура, запрещающая алкоголь.

Мохаммед умирает в Медине, его тело находит покой в центральной Мечети.

Разделение мусульман на шиитов и суннитов произошло, когда исключительное право на власть зятя (отца жены) пророка, Али Талиба, оспорил другой имам. Сражение закончилось перемирием, но после Али все же убили. Мусульмане, считающие, что власть в Халифате должна принадлежать лишь потомкам Али Талиба (Алидам) – шииты, те, кто признает достойным ее любого, избранного мусульманина – сунниты. Шииты верят в то, что в их среде присутствует имам Мухаммад, некогда пропавший при необъяснимых обстоятельствах; он наблюдает за людьми и готовится стать новым мессией.

Обострение борьбы между двумя ветвями ислама происходит во время крутого подъема Османской империи: султану необходим весомый повод для нападения на одну из мусульманских стран. До этого различия между шиитами и суннитами считались вовсе не столь существенными.

Идея ислама – единый Бог (Аллах). Отличие от христианства – не принятие принципа Триединства Бога, в Отце, Сыне и Святом Духе. Кроме того, мусульмане предполагают, что Исса (Иисус) не умер на Кресте во искупление грехов человечества, а… далее следует сложная история, как Он избежал этого. Между тем, идея христианства – именно, земная жизнь человека-бога, в результате которой Бог-Отец, слишком величественный для понимания людей, обменивается с людьми достаточно ясным, хотя и не раскрытым полностью откровением, потому может даровать им бессмертие, мудрость, силу. Воскресение неотъемлемой части Бога, теперь уже вобравшей и человеческую суть, предполагает возможность приобщения всех уподобившихся ему к возрождению. Святой Дух (нечто вроде женской ипостаси, как считают некоторые богословы) суть эфирный невесомый клей, скрепляющий Отца, Сына и людей.

Основа Основ – Любовь, как особое состояние, пребывая в котором люди чувствуют присутствие Бога, осознают смысл Вечной Жизни, обмениваются мыслями без слов (понимают все языки мира), творят чудеса, изрекают и творят исключительно правильные вещи.

В исламе довольно полно показывается рай, полный плотских утех (для мужчин), Сад – Джаннат. Женщины – из числа бывших супруг, а также, являющиеся по утрам прекрасные, каждый раз девственные гурии. Дети, несмотря на интенсивную половую жизнь, не рождаются. Здания – из золотых и серебряных кирпичей с запахом мускуса. Рай имеет несколько уровней, верхний из которых – сад Фирдаус; выше располагается только Трон Аллаха.

Исламские богословы не всегда согласны с таким представлением о рае и полагают, что эти описания отражают лишь представления о нем на уровне современных понятий.

Всего этого нет в христианском Эдеме, который обрисовывается, впрочем, несколько туманно. «Откровение Иоанна Богослова» представляет Город Бога, Новый Иерусалим, как кристаллический Куб, со стороной в 2400 километров. Однако, сам Апокалипсис считается многими христианскими богословами апокрифом – произведением на библейскую тему, недостоверным, и не вполне признанным Церковью.

Третья мировая религия – иудаизм (Ветхий Завет, отправной пункт христианства и, в какой-то мере, ислама, мало похожий на свои продолжения). Этот принцип не предполагает, как ни удивительно, сколь-нибудь вразумительного посмертия, если не считать глав Библии о вызывании духов. Ветхий Завет сторонится идей странствия невесомой души и вещает лишь о продлении жизни человека в его плотских детях.


1. Католический храм


2. Православный храм, вертикальное сечение


3. План синагоги


4. План мечети


1. Католический храм.

Нартекс (притвор). Пристройка перед входом в храм, проходная. Располагается с западной стороны основного здания. Обычное место для кающихся, «слушающих» маловеров, еретиков и язычников.

Наос. Основная часть храма. Слева, ближе ко входу располагается, разделенное непроницаемой для взглядов решеткой, помещение для приема исповеди.

Неф (от лат. navis – корабль) – разделенные колоннами, имеющие вид вытянутых прямоугольников, части интерьера.

Колокольни. Располагаются у входа в храм, по обеим сторонам от входа, либо над ним (в единственном числе), обычно слиты с зданием. Основное назначение – созыв к церковной службе, отмечание времени и особых событий. В западной традиции нередко используется карильон – механический инструмент, исполняющий на колоколах какую-либо мелодию. В современных католических храмах колокола могут быть заменены металлическими прутьями, вибрации которых усиливаются электроникой.

Придел (капелла). Выделенная часть храма, пристройка, для размещения дополнительного алтаря с престолом, для богослужений. Благодаря приделу, в одном храме можно совершать более одной литургии (от греч. «общее дело») в день. Это правило едино для католической и православной церквей. Можно сказать так, что, после совершения основного богослужения, данный алтарь должен не менее суток накапливать особую силу.

Средокрестие. Место пересечения главного нефа и трансепта (поперечного нефа). Обычно увенчивается куполом или башней.

Трансепт (от лат. «за» и «ограда»). Поперечный неф, пересекающий основной продольный неф под прямым углом, за пределами основного здания образующий пониженные куполами выступы – апсиды.

Апсида. В западноевропейской архитектуре полукруглый выступ, либо же и аналогичная по форме внутренняя часть храма, содержащая в себе алтарный комплекс.

Венец капелл. Ряд капелл, окружающих апсиду, исходящих лучами и отделенных от хора обходом (деамбулаторием).

Хор (от др. греч. групповой танец). Пространство перед главным престолом, где помещается хор певчих. Ныне оно включает в себя и пресвитерий (лат. Presbyterium – место для избранных), куда ранее могли заходить исключительно священники. В некоторых католических храмах и сейчас место хора отгораживается невысокой балюстрадой – либо же предоставляется для свободного обхода всем посетителям. Здесь могут также располагаться духовой орган, священник-музыкант, кафедра, стол и стулья проповедника.

Деамбулаторий (от лат. аmbio – ходить кругом вокруг чего-либо). Полукруглая обходная галерея вокруг алтарной части храма. Позволяет прихожанам, минуя пресвитерий проходить к капеллам, соответственно, малым алтарям или священным реликвиям, а также (сквозь узорчатую решетку) обозревать святыни, находящиеся в главной алтарной части собора.

2. Символическое значение архитектуры православного храма:

1) Паперть. Грань земной области бытия.

2) Ступени восхождения от земного к небесному.

3) Небесная область земного бытия

4) Видимое Небо

5) Основная часть храма

6) Амвон – область представления (сретения) друг другу Неба и Земли

7) Купол над алтарем – символическое и реальное Царствие Небесное

8) Престол – Трон Небесного Царя

Внутреннее устройство православного храма подробно представлено в разделе «Российские династии», для лучшей настройки на данную эпоху.

Протестантские церкви (храмы), несмотря на свою влиятельность (США, Англия, всего в различных странах мира 800 млн. человек), как правило не отличаются богатым убранством. Отсутствует иконопочитание, почитание мощей святых: соответственно, в здании нет икон, либо ковчегов с мощами. Отношение к святым, в то же время, почтительное. Зданием церкви может любое, арендуемое общественное здание. В алтаре расположен вытянутый поперек зала стол, с книгами Старого и Нового Завета, и светильниками. Здесь выступает с проповедями падре (св. отец), проводится литургия, причащение и крещение. Представленные два таинства – единственные, которые признает данная деноминация. Немалое внимание уделяется здесь решению мирских проблем прихожан, распутыванию семейных конфликтов, ссор соседей, и т. п. (вера без дел мертва). Протестанты (от лат. «публично доказывающие») обычно не находятся в некоей конфронтации с иудейской религией, как то например, ортодоксы и католики, рассматривают государство Израиль в качестве важного поля деятельности Бога до второго пришествия Иисуса Христа.

Священник, как правило, выборный, из числа наиболее уважаемых прихожан. Апостольское преемство (возведение в сан через рукоположение, т.е., хиротония) отсутствует.

3. Синагога (др. греч «собрание», либо ивр. ‏бейт кне́сет – «дом собрания», оно же «микдат меат» – «малое святилище») – место общественного богослужения, центр религиозной жизни (еврейской) общины.

1) Вход, место для умывальника (омовения рук). На дверном косяке прикреплен футляр с отрывком из Торы, мезуза – до него прихожанину следует дотронуться. Футляр этот можно узнать и по начальной букве, похожей на русское Ш, одного из имен Бога – «Шаддай». Данное (но, не столь уж обязательное) правило распространяется и на частные жилища евреев. Замужние женщины входят в святилище, как правило, с покрытой чем-либо (парик, платок, и пр.) головой и. Женские брюки, вызывающая одежда, декольте – не приветствуются. Мужчинам головной убор в синагоге (и, в общем, за ее пределами) обязателен: это символ признания власти Бога.

2),3). Молитвенные помещения по краям молитвенного зала. Здесь могут располагаться священные тексты, реликвии, памятные фотографии. Данный интерьер способствует увеличению полезной площади стен святилища, а также создает условия более доверительного общения прихожан, обсуждения в том числе земных дел, и т. п. Мужчины и женщины, обычно только во время молитвы, собираются раздельно. Данный обычай не действует во время праздничной трапезы или концерта (еще раз, да: синагога, несмотря на свое высокое сакральное значение – не Храм, а только Дом Собраний).

4) Бима или алмеар. Возвышение в центре синагоги, со столом, где избранный служитель (раввин, хаззан, либо же другой достойный прихожанин) читает Тору и (обычно завершающие публичные чтения) отрывки из книги Пророков – Гафтары. Иногда чтецы (вызываемые прихожанами) могут сменять друг друга. Основные положения данных текстов: указание на верность Господа своему обещанию, просьба о восстановлении Сион, пришествии Мессии и утверждении престола Давидова, благодарность за дарование Торы, Пророков и субботы или праздника.

5) В некоторых вариантах бима имеет отгороженный проход к синагогальному ковчегу (6), либо сливается с ним. В данном месте расположены светильники.

6) Синагогальный ковчег, ивр. арон кодеш. Символическое отражение Ковчега Завета, шкаф, в котором расположены свитки Торы. При открывании дверей ковчега присутствующие, если они сидели, встают. Наиболее важные молитвы произносятся перед открытыми (Небесными Вратами) шкафа.

7) Над ковчегом располагается Неугасимый светильник, нер тамид, символ Меноры, масляного (золотого, семиствольного) светильника Храма. Нер тамид, в идеале, должен гореть всю ночь, так же, как Менора в Храме, и (желательно) также и день. Сама Менора символизирует одновременно единство и многообразие человеческой природы. Ветви светильника напоминают дерево и, таким образом, символизируют (питающееся корнями от Неба) Древо Жизни.

4. Мечеть (араб. Место поклонения) – мусульманское молитвенное (богослужебное) сооружение. Первая мечеть – кубическая постройка в Мекке, Кааба (араб. «Куб»), либо также и «Бейту-Ллах» – «Дом Бога». Во время ежегодного хаджа (паломничества) верующие семь раз обходят святилище (ритуал таваф – «обход»), выговаривая молитвы, прося милости и прощения.

Внутри Каабы три колонны; два светильника, стол, чтобы ставить на него какие-либо предметы, например благовония; стены и полы сделаны из мрамора. Верхние внутренние стены Каабы закрыты занавесом, на котором написана шахада. Шахада – символ веры мусульман дословно звучит так: «Свидетельствую, что нет иного Бога кроме Аллаха, и еще свидетельствую, что Мухаммед – Посланник Аллаха».

Смысл последних слов – отвержение иных верований в том же духе, от множества других проповедников, в доисламскую эпоху предлагающих свои учения, и тем мешающих друг другу.

1) Водоем для омовения перед намазом (молитвой).

2) Основной молитвенный зал (для мужчин). Впереди располагаются достопочтенные старцы, далее к входу – люди среднего возраста и молодежь. Полы устланы коврами. На стенах – выдержки из Корана. Изображения живых существ запрещены. Намаз включает в себя поясные и земные поклоны (сидение на коленях), восхваление Аллаха («Аллаху Акбар»), вознесение ладоней к небу, при том, что большие пальцы касаются мочек ушей, чтение сур Корана…

3) Для женщин устраивается отдельный зал, либо балкон с непрозрачной занавесью.

4) Минбар – трибуна, кафедра, с которой имам читает пятничную проповедь. Имам – «стоящий впереди, тот, кто руководит молитвой» также «пример для подражания» – духовное лицо, заведующее мечетью, производящее общие молитвы и требы.

Требы – священнодействия и молитвословия, совершаемые священником по просьбе (требованию, заказу) отдельных прихожан.

Имамом в молитве может стать любой достойный мусульманин, хорошо знающий Коран, вне зависимости от своего социального положения. В Турции имамов избирают прихожане, а (светские) власти утверждают. Данное служение (обычно без отрыва от ведения какой-либо другой, дающей хлеб насущный, деятельности) способствует многостороннему развитию человека. Имамы часто являются преподавателями (наставниками), ходатаями по делам, составителями бумаг, и пр.

У шиитов имамом (верховным имамом), имеющим право толковать Коран и направлять верующих могут быть только (кровные) наследники двоюродного брата и зятя Пророка, Абу Талиба. «Малыми имамами», т.е., в суннитской традиции, имамами назначаются факихи (люди, имеющие специальное богословское образование для службы в мечети). Наследное право и назначение вместо выборов практикуется, прежде всего, в Ираке, среди шиитов, а также части Саудовской Аравии.

Мулла – знаток мусульманского ритуала, учитель медресе и, также, имам.

Муэдзин («кричащий на публике») – помощник имама. Находясь на высоком минарете, муэдзин призывает мусульман к совершению обязательной молитвы.

Кади имеет статус выше имама мечети, и является главой мусульман города или области. Помимо богослужения, кади занимается тяжбами, семейными конфликтами, расследованием различного рода преступлений, и наказанием виновных. Кади может избираться, либо назначаться, в зависимости от специфики государства.

5. Михраб. Ниша в стене мечети, указывающее направление на Мекку, создающее впечатление бесконечного углубления, служащее фокусом взглядов прихожан. Обычно михраб богато украшен, хорошо освещен, располагает двумя колоннами и аркой. В самой выемке имеет право совершать намаз, прежде всего, имам.

6. Минарет (араб «манара», т.е., «Маяк»), высокая узкая башня для призыва мусульман к молитве. Ранние минареты имеют круговую лестницу снаружи, более современные – внутри.

7. Парк с водоемами (фонтанами) для отдыха, нередкое дополнение мечети.


Конфуцианство в китайском языке именуется Пиньинь, «Школа образованных людей», и не содержит в себе прозвания основателя, философа и политического деятеля Конфуция, т.е., Кун-Фу-цзы (настоящее имя «Учителя из рода Кун» – Чжун-ни, 551—479 г.г. до н.э.). Несколько вторичное Пятикнижие, написанное по обрывкам воспоминаний, переживших жесточайшие гонения в правление Цинь Ши Хуанди, ученых содержит в себе описания обрядов почитания предков, храмов, создаваемых в их честь, нравоучений, историю вымышленной идеальной страны. В целом идея Единого Творца (Великого Неба), ада, рая, бессмертия души присутствует, но не выражена явно. Небо рассматривается как резонатор, источник нравственных смыслов, реагирующий на поведение людей и посылающий им знамения. В определенном смысле конфуцианство совпадает с китайской народной религией (также Пиньинь), насчитывающей более 500 млн. последователей. После Неба, важной составляющей является здесь, подобная эфиру энергия Ци, а также реальность душ предков (которым, при соблюдении некоторых условий, можно внимать).

Индуизм, хотя и получил признание во многих европейских странах и США, как необычный курс психотерапии, все же локализован преимущественно в родной Индии. Там, собственно, этот комплекс философских представлений, этических норм, традиций, называется (на санскрите, древнем языке высшей касты), Санатана-Дхарма («Вечный Закон»). Священные тексты – Веды, Упанишады, эпосы Рамаяна и Махабхарата, подобно набору книг Ветхого Завета во многом (хотя и значительно менее реалистично) отражают историю становления Вселенной, и родной страны. С некоторой осторожностью, как верховного Бога индуизма можно определить понятие Брахман (изначально – «Молитва»), душу мира, первооснову вещей и феноменов. Ему можно поклоняться как любой форме, которую индивидуум вообразит в своем уме. Сторонники вайшнавизма служат Абсолюту в облике (аватаре) Вишну-Хранителя Вселенной, а также его что-ли более понятным, человекоподобным и деятельным отражениям – Кришне и Раме. Шиваиты поклоняются Шиве, суть статичному мужскому началу Вселенной, творцу перерождения, иногда разрушительному. Общий смысл служения, соблюдения принятых норм – слияние с Абсолютом, при сохранении однако и некоего своего индивидуального начала, улучшение личного положения, в том числе материального, при каждом следующем перерождении. Брахма (Брама) – бог творения, можно сказать, первый среди равных, вместе с Шивой и Вишну составляет Тримурти (триаду), собственно, духовное начало Всего – Брахмана.

На мировую религию претендует также и буддизм, весьма противоречивое, но тем более волнующее умы продолжение индуизма. Основатель – Будда Шакьямуни, т.е., на санскрите, «Пробудившийся Мудрец» (623 – 543 г.г. до н.э.). Собственно, будд до Шакьямуни, согласно источникам, насчитывается несколько, но он – самый известный. Грядущий пробудившийся Учитель человечества, под водительством которого люди поведут исключительно святую жизнь – Майтрейя (санскр. «Любящий», «Доброжелательный»). Основная идея – непротивление злу насилием, пассивное сопротивление невзгодам, принятие мира таким, какой он есть. Вследствие такого поведения, высшее разумное существо (то-есть, буддийский монах, получивший в цикле своих перерождений высшее просветление) должно выйти из системы мира, точнее, плена своего сознания, которое создало такой его мозаичный образ. Никаких богов, Единого Разума, Рая, Ада, как естественной области притяжения религиозного подвижника, буддизм не предполагает (хотя и не отрицает само их существование). Единственная цель – «угасание свечи» сознания, нирвана в духе, а не теле (паранирвана), полная и окончательная смерть.

Шаманизм хотя и не является признанной мировой религией, некогда был распространен по всей Земле. Ныне он локализуется у некоторых племен Южной, Северной Америк, Африки, Юго-Восточной Азии, Сибири и Дальнего Востока. Происхождение термина, возможно, от санскритского шраман (śramaṇa) – странствующий отшельник, подвижник-аскет. Вторая версия – тунгусско-маньчжурское са-ман, т.е., «любитель знаний». Шаман вводит себя в транс ударами бубна, танцами, особым пением, и долгое время лежит, никак не реагируя на внешние воздействия. В тревожном сне, путешествуя по ветвям или корням архетипического Мирового Дерева, он посещает срединный, высший, или же низшие миры. Высшие – населены просвещенными добрыми сущностями, низшие – злыми созданиями. Схемы потусторонних миров весьма индивидуальны, потому не могут быть сведены в общую, приемлемую для создания классической религии, картину.

Одной из разновидностей шаманизма является вуду (Voodoo). Основные положения верования – мир населен множеством духов, лоа (от французского loi – «закон»), с которыми можно связаться, и получить некую помощь. На алтарь (имеющий, надо заметить, несколько неопрятный вид) выкладываются жертвоприношения: сладости, спиртное, умерщвленные животные, жрец (хунган, мамбо (женщина), входит в транс, открывает этим сеанс общения с потусторонним миром. Подобные культы отвязаны от высокой морали, основаны на принципе простой торговли: «ты мне, а я – тебе». Традиционные мировые религии утверждают возможность наличия временной дистанции между поступком человека и воздаянием. Верующий может всю жизнь терпеть лишения, при том прилежно исполняя нравственные нормы – и не обрести материального благополучия. Награда вручается на Небесах.

Не все так однозначно. Трудящиеся, не покладая рук, терпеливые, любящие друг друга, и Бога прихожане, как правило, достигают успехов и в своем земном существовании. Можно сравнить уровень жизни в, построенных на христианских принципах Европе и США, и, положим вудуистской Гаити, жители которой требуют всего и сразу – разница есть.