Часть 5. Возвращение
Глава 1. Катастрофа
С момента старта «Альфы» прошло 407 месяцев корабельного времени.
Пройдя орбиту Марса, штурманы готовили оптимальные манёвры для безопасного приближения к Луне. На поверхность крупной планеты «Альфа» мог опуститься, но только один раз, возможности взлететь снова уже не будет. Орбита Земли не самое безопасное место для крупного корабля, поэтому было решено достичь одной из точек либрации около Луны, и там начать подготовку к спуску на катерах.
Прошло немногим более тридцати земных лет, когда приёмники «Альфы» получили возможность принимать радиосигналы с Земли. Но запущенная после многолетнего перерыва в работе система связи транслировала только сигналы навигационных и связных спутников, которые, судя по всему, пытались выстроить взаимодействие между собой и отправляли сигналы с кодами ошибок на Землю. Земля не отвечала…
Через 24 месяца «Альфа» должен был выполнить остановку, можно сказать, в прихожей своего дома. Проблемы со связью пока не очень волновали экипаж, поскольку на Земле их никто не ждал и не пытался установить с ними контакт. Хотя, было странно, что не сработала система безопасности, которая должна была направить свои радары в направлении объекта, прибывающего из дальнего космоса, и попытаться получить от него сигнал опознавания. Для того чтобы перед возвращением на Землю быть в курсе изменений, произошедших на ней, и предупредить землян о возвращении экспедиции, был включён маяк «Альфы», который с интервалом в один час передавал позывные «Альфы» и короткое сообщение о его возвращении. Информация передавалась текстом и дублировалась в голосовом режиме. Также в дежурном режиме работал автоматический приёмник, который должен был оповестить экипаж о получении сообщения с Земли. Андрохомы контролировали каналы связи круглосуточно, чтобы не пропустить начало первого сеанса связи с землянами.
Чем ближе становилась Земля, тем тревожнее становилась обстановка в эфире. Число зафиксированных навигационных и связных спутников было значительно меньше, чем в день старта. Сообщений с Земли не поступало. Когда расстояние до Земли составляло не более пятисот тысяч километров, был обнаружен сигнал орбитального связного координирующего комплекса, на котором работал собственный маяк, передающий в пространство сигнал аварийного состояния и запрос связи от дублёра этого комплекса с целью сохранения накопленной, но ещё никем не принятой информации и данных измерений. Сигналов от дублёра не было.
Силами радиоинженеров «Альфы» на базе системы связи был создан имитатор дублёра координирующего комплекса, который установил диалоговый режим связи основным комплексом и начал приём информации. Судя по всему, энергетическое обеспечение орбитального связного координирующего комплекса состояло только из солнечных батарей и буферного аккумулятора. Это заставляло основной комплекс прекращать передачу каждый раз, когда он входил в тень от Земли. Но даже на дневной стороне скорость передачи была крайне низка, а сигнал был весьма слабым. При этом объём информации был так велик, что создавалось впечатление, будто её никто не принимал с комплекса на протяжении более 30 месяцев. Первая порция информации, которая передавалась почти 10 суток, содержала только телеметрические данные о работе комплекса за 32 месяца.
Начав приём второй очереди данных, эксперты приступили к анализу полученной телеметрии. Выяснилось, что спутник действительно потерял связь с наземными службами 32 месяца назад. Оборудование комплекса было частично, но серьёзно повреждено, а орбита его стала неконтролируемой, и наблюдалось постоянное снижение, которое должно привести к попаданию в плотные слои атмосферы и сгоранию в ближайшие 2—3 месяца.
По мере приближения «Альфы» к Земле скорость получения данных с комплекса несколько возрастала. Приём второй очереди данных, содержащих голосовые, текстовые, видео- и фотофрагменты сеансов связи, и которые были запрошены в обратном хронологическом порядке, чтобы успеть получить информацию о последних сеансах связи до падения комплекса, прекратился неожиданно быстро. На пятый день передача данных была завершена сигналом полного освобождения памяти комплекса.
Экспертная группа собралась для изучения полученной с комплекса информации. На мониторы последовательно выводились записанные сеансы связи между пилотируемыми объектами на околоземных орбитах, информационными агентствами на Земле и передачи репортажей от корреспондентов для информационных агентств.
В числе сообщений, которые должны были транслироваться для всех жителей Земли, были сообщения Правительства Земли о непредвиденной катастрофической ситуации, возникшей в последние перед сообщением часы. Давались рекомендации, как себя вести в складывающихся условиях, высказывалась надежда на то, что при выполнении рекомендаций многим удастся пережить катастрофу.
На Земле не ожидали, что два небесных тела, достигающих в длину нескольких километров, движущиеся по разным орбитам вокруг Солнца, столкнутся на расстоянии сорока тысяч километров от поверхности Земли. Появление этих небесных тел было предсказано заранее, несколько лет за ними велось наблюдение. Траектория одного из астероидов даже была скорректирована посредством воздействия на него трёх космических аппаратов, специально созданных для этой цели. За два дня до момента, когда опасные гости из космоса должны были пролететь на небольшом, но безопасном расстоянии от Земли, вмешался никем ранее не замеченный третий космический странник небольшого размера, ворвавшийся в околоземное пространство на огромной скорости и столкнувшийся с астероидом, траектория которого была скорректирована…
Дождь из нескольких тысяч метеоритов, размеры которых достигали двух километров, прошёл над наиболее населёнными людьми территориями.
Те же, кто не попал непосредственно под метеоритную бомбардировку, пострадал от цунами, землетрясений, даже извержений вулканов, которые проснулись от такой встряски.
Цивилизация, имевшая все основания чтобы гордиться собой, снарядившая самый совершенный космический корабль, который можно было себе представить, с людьми и роботами на борту для изучения дальнего космоса, практически прекратила своё существование. Если кто и пережил саму катастрофу, скорее всего, не пережил последующий год почти без солнечного света при сильных морозах, которые не миновали даже экваториальные области.
Глава 2. Подготовка к высадке
Главной задачей экипажа «Альфы» было признано сохранение наследия цивилизации и возрождение человечества. Не исключался, конечно, и поиск выживших после катастрофы людей. Эксперты говорили, что на протяжении сотен тысяч лет цивилизации сменяли друг друга, но не исчезали бесследно. Это касалось даже тех цивилизаций, которые не шли по технологическому пути развития и не могли оставить своих представителей в космосе в надежде на их возвращение и продолжение разумной жизни. Находился свой Ной, который возобновлял тем или другим способом жизнь цивилизации.
Началась подготовка к высадке на Землю. В арсенале «Альфы» было всё, чтобы успешно доставить людей и технику на планету с любыми мыслимыми для существования людей условиями. Но прежде всего требовалось изучить сформировавшиеся на Земле новые условия для жизни людей.
На время, которое оставалось до «швартовки» корабля в точке либрации, был составлен плотный график подготовки техники, тренировок экипажа, зондирования поверхности Земли.
Отец Владимир, возраст которого подошёл к периоду спокойного и мудрого отношения ко всем событиям жизни, готовил планы занятий и проповеди для спасшихся землян, и наверняка нуждающихся не только в материальной, но моральной, психологической и информационной поддержке. Совместно с близнецами Кириллом и Глебом и с помощью андрохомов он создавал проекторы, подобные тому, что был подготовлен для демонстрации гипотезы близнецов. Близнецы привлекали к работе и других молодых людей, которые помогали создавать адаптивные программы для проектора. Новые устройства должны были стать совершеннее прототипа и уметь вести корректные диалоги в соответствии с ситуацией и уровнем подготовки своей аудитории.
Внешне новые устройства представляли собой додекаэдры с гладкими матовыми гранями, которые неярко светились синим цветом, когда проектор был активен. При возникновении логически сложных ситуаций, для принятия решения, в которых у устройства было недостаточно данных, цвет свечения переходил в оттенки красного.
Ребро такого додекаэдра имело длину 5 см, соответственно, все устройство было размером с небольшой мяч. Ориентировать как-то устройство в пространстве необходимости не было. Каждая грань могла использоваться и для создания изображений, и как источник акустических, включая голосовые, сигналов.
Выбор формы был связан больше с условиями создания устройств, чем с эстетическими или практическими соображениями. Устройства выращивались в созданной для этого установке. В качестве сырья могли использоваться практически любые вещества. В процессе переработки сырья для изготовления проекторов в установках происходил синтез необходимых для этого элементов. Кто-то из молодых людей, принимавших участие в производстве и испытании, предложил весь проект и сами устройства назвать «философским камнем». Действительно, установка позволяла получить любой химический элемент из любого сырья, даже из воздуха. Просто мечта алхимиков прошлого.
Сложные и очень крупные кремнийорганические молекулы, которые позволяли создавать монолитную интеллектуальную систему в процессе роста кристалла, наилучшим образом упаковывались в форму додекаэдра. Необходимые свойства внутренним слоям прибора придавались введением в состав молекул тех или иных добавок других химических элементов и созданием связей между ними в соответствии с программой роста. Готовое устройство напоминало гигантский сложный вирус или бактерию. Достаточно было создать приемлемые для существования этого вируса внешние условия, чтобы устройство начало поиск источника информации для обучения. Таким источником была информационная система корабля. В течение двух-трёх дней интеллект устройства получал достаточно способностей для установления диалога с человеком, который этот диалог инициировал. Проведение первых диалогов было поручено молодым людям, чей не закомплексованный ум и эрудиция заставляли философские камни обнаруживать пробелы в своих знаниях и обращаться к информационной системе для их пополнения. В процессе диалогов происходило самообучение устройств и формирование индивидуальных особенностей. Каждому устройству назначалось имя, которым это устройство представлялось в начале диалога.
Отец Владимир самостоятельно проводил приёмку проекторов после завершения их «воспитания», которое занимало обычно десять дней. При необходимости он корректировал поведение устройств, вводя корректирующий код в основную программу, которая выполняла задачу поставщика инстинктов второго уровня. Если инстинкты первого уровня были реализованы, если можно так сказать о кристаллическом монолитном устройстве, аппаратно, и предназначены для обеспечения самосохранения, то программные инстинкты второго уровня не позволяли проекторам выполнять действия, которые могли бы навредить человеку или оскорбить его.
В готовящихся экземплярах философских камней решили применить интересное изобретение, подсмотренное в описаниях посланца цивилизаций. В условиях, не приспособленных для установки проектора (нет ровной поверхности), желательно стабилизировать положение устройства от случайных колебаний, но в устройстве совсем нет движущихся частей. Подсмотренное изобретение состояло в том, что, оказывается, есть возможность создавать перераспределение масс внутри твёрдого тела за счёт микроперемещений молекул и атомов внутри тела с определёнными интенсивностями и частотами. Неоднородности массы вращаются со скоростью, превышающей 10 тысяч оборотов в секунду, при этом образуется виртуальный маховик. Таких маховиков можно сформировать три пары. В каждой паре маховики вращались в противоположных направлениях, и раскручивание и остановка никак не ощущалась, даже если устройство держать в руках. При этом в таких небольших размерах, как у проекторов, эффект получался достаточным для создания управляемого гироскопического эффекта и надёжной стабилизации устройства. В отличие от механических гироскопов, виртуальные можно было раскручивать и останавливать практически моментально.
Усовершенствована была и система энергообеспечения. Достаточно было не беспокоить устройство 5—6 часов для того, чтобы затем оно могло непрерывно работать сутки. Это обеспечивало практически непрерывное взаимодействие с человеком, живущим в обычном своём ритме. Если всё же заставить проектор работать до исчерпания запасённой им энергии, он предупреждает голосом о том, что ему требуется отдых, и «засыпает» на час.
На корабельных часах 431 месяц, 17 дней, 13 часов, 00 минут, 0 секунд. «Альфа» занял своё место в точке либрации системы Земля – Луна. Теперь тяготение внутри корабля создавалось только вращением корабля вокруг своей оси.
Практически неподвижными оставались стартовые комплексы для катеров и зондов, связное и навигационное оборудование, которые находились на неподвижных элементах центральной оси корабля.
Всё было готово для высадки первой группы на Землю. Необходимо было только выяснить наиболее пригодный для организации лагеря участок поверхности. Сразу было решено искать место для высадки в тех частях поверхности, которые занимала последняя цивилизация.
Зондирование, которое велось постоянно во время приближения корабля к Земле, показало, что её поверхность существенно изменилась. И до старта «Альфы» пригодных для жизни районов было не так уж и много, а теперь, судя по наблюдениям, наиболее подходящим местом для жизни могла бы быть область Сибири в средней и южной части Енисея. При этом собственно Енисей стал мало похож на тот, что могли помнить возвратившиеся члены экипажа. Огромные воронки изрыли северную часть. Енисейский залив значительно расширился и цепочкой из семи водоёмов до 50 км в поперечнике простирается теперь практически до предгорий Саян.
Зонды, которые были отправлены для исследования поверхности с низкой орбиты, прислали изображения поверхности, где были видны развалины городов, огромные территории обновляющегося после пожаров леса. Вся поверхность была покрыта большими и маленькими воронками от метеоритов, которые по большей части превратились в озёра. Другие области планеты выглядели ещё хуже, и даже при беглом осмотре представлялись непригодными для жизни в настоящее время. Например, область восточной Европы была заболочена до самого Урала, а площадь её стала ещё меньше за счёт утонувшей западной части. Юг Евразии стал песчаной или каменистой пустыней, полуостров Крым превратился в небольшой остров, где среди каменистых пространств памятниками цивилизации были видны разрушенные промышленные комплексы. Горы южного берега стали выше и обрывались отвесными склонами в море.
На востоке значительная часть материка была под водой. Россыпь небольших островов доходила до бывшего русла Лены.
Похожая картина наблюдалась и на других континентах, обследование которых было весьма поверхностным, поскольку ещё до катастрофы они были уже непригодны для жизни.
По материалам удалённых замеров, температура на территории от Енисейского залива до Саян в течение года колебалась от -2 до +23 градусов. Климат этого района стал умеренным и влажным. Именно эти места были выбраны для предстоящей высадки.
Глава 3. Судный день
Сергей Иванович и отец Владимир сидели в той части кают-компании, которая была оборудована для кафе. Экран монитора, заменявший иллюминатор, заполняло изображение Земли, которое транслировал зонд, находящийся сейчас на высоте не более ста тысяч километров над её поверхностью.
– Эх, батюшка, – вздохнул Сергей Иванович, обращаясь к отцу Владимиру, – упустили вы шанс встретить судный день и торжественно войти в царствие Божие.
Отец Владимир, не раздумывая, ответил:
– Кто вам сказал, Серёжа, что это был судный день? Мы живы, значит, не все земляне погибли. Нас избрал Господь, чтобы не дать прекратиться человечеству. Более того, предыдущая катастрофа была предупреждением и предварительным отбором, если так можно сказать, тех, кто будет продолжать людской род. Вы, сами того не сознавая, стали исполнителем воли Божией и подготовили ковчег, который теперь содержит всё, что необходимо для дальнейшего существования на Земле. В отличие от Ноя, вам не пришлось наполнять ваш ковчег тварями, каждой по паре. У вас есть генетический материал, который вы сможете превратить в реальных животных. У вас есть семена, которые можно посеять, когда придёт время. У вас есть дети – молодёжь, которая знает о Земле пока только от старших и из учебников. У вас есть знания, которые надо передать детям. Им предстоит основать новый народ с длинной историей, которую нам пожелал глава Правительства Земли, провожая нас. Мы ведь теперь знаем, что происходят такие события регулярно. Самая первая известная нам цивилизация создала посланца, можно сказать, ангела, который сообщил нам опыт всех людей, бывших до нас на Земле. И это тоже не просто так. Может быть, именно нам теперь предстоит создать цивилизацию, которая окончит выпускной класс земной жизни. Другие цивилизации тоже видели этого посланца, даже отвечали на его вопросы. Но, похоже, что суета земной жизни не дала им до конца вникнуть в то, что сообщал посланец. А может быть, они и не имели такой возможности или не хотели по гордости своей.
– Может быть, вы и правы, батюшка. – Сергей Иванович подошёл ближе к монитору-иллюминатору и, вглядываясь в медленно проплывающую перед его взглядом поверхность Земли, продолжил: – Нам было дано убедиться в том, что человек не всесилен. Мы увидели, что для человека безграничное пространство имеет границы, мы увидели, что кроме нас в нашей Вселенной некому исполнять Божию волю, некому кроме нас и не повиноваться ей.
Отец Владимир, дождавшись продолжительной паузы, продолжил мысль Сергея Ивановича:
– Да, Серёжа, мы убедились, что перекладывать ответственность за порядок в мире не на кого. А ведь именно это нам было завещано. Нам был дан дом, порядок в котором мы должны поддерживать сами. И в малом и в большом справедливо, что причины всех проблем и бед надо искать в себе. Но не всегда люди руководствуются таким правилом. Всегда хотелось найти виновного. Теперь, когда у нас есть информация о жизни не только предыдущих поколений, но о жизни предыдущих цивилизаций, необходимо, думаю, вдумчиво изучить этот опыт, отбрасывая всё второстепенное, выделяя главное, и попытаться ещё раз понять назначение человека. С каждой ступенью нашего образования нам сложнее внушить истины, которым надо верить. Нам всё хочется попробовать самостоятельно, потрогать своими руками, убедиться, что это истины, а не просто слова. Но и это не зря. Если во время занятий, которые вы, Сережа, ведёте с учениками, обнаруживается ученик, бездумно принимающий на веру всё, что вы говорите, и зазубривает текст, думаю, вам это не очень нравится. Да, запоминать надо, но надо понимать суть излагаемого материала, понимать, как его применять с пользой для человека, и понимать в чём же эта польза состоит. Может быть, и дано нам теперь всё, что необходимо, чтобы убедиться и поверить, понять и принять истину, завершить, наконец, курс обучения. В общем-то, совсем недавно по меркам известной нам теперь истории, Он явился нашим предкам в образе человека, преподнеся урок с доказательствами того, о чём до этого говорил словами. Я думаю, что именно тогда человечество должно было извлечь из урока суть и принять к действию полученные знания. Но не всем это было дано. Когда по гордости, когда по недостатку образованности, но человек постепенно удалялся от сути своего предназначения. Были и те, кто понимал, но использовал знания для другой цели, которую считали важной и выгодной для себя. Истину они хранили в тайне, а знания использовали для получения власти. Вот и назначен теперь ещё один курс обучения. Господь терпеливо ждёт нас…