Часть 4. Теория близнецов
Численность экипажа «Альфы» уже достигла 116 человек. Кое-кто из детей, родившихся в первые годы экспедиции, уже достиг возраста, в котором мысль работает креативно, а жизненные силы переполняют молодой организм. К счастью, система воспитания и образования молодого поколения работала без сбоев. Кирилл и Глеб Васильевы были практически неотличимыми друг от друга близнецами. Оба прошли курс общего и специального образования под руководством опытных преподавателей и в автоматизированной системе обучения. К своим двумстам восьмидесяти семи месяцам они подготовили собственное исследование структуры Вселенной, а также подготовили гипотезу её возникновения и существования. Никогда не видя Земли, они мечтали попасть на неё, увидеть места, где проходило детство и молодость их родителей. Особенно острым стало их желание, когда завершив расчёты по своей гипотезе, они осознали, что другого дома, кроме планеты Земля, у людей нет. Во всяком случае, для физического тела человека Земля – единственное пристанище. Родители близнецов, Анна и Андрей, занимались организацией обучения молодёжи. Их родители на Земле также были активными деятелями в сфере образования, и их труды сделали возможным активное непрерывное образование каждого землянина на протяжении всей жизни, а не только до наступления трудоспособного возраста. При этом программы образования были построены таким образом, что на каждом этапе обучения человек имел возможность эффективно применять свои знания и способствовать развитию искусства, производства и науки. Дети активно помогали родителям и сами были примером для остальной молодёжи. Возможно, поэтому близнецов хорошо знал весь экипаж. На корабле, как и на Земле, важно было сознавать, что ты продолжаешь дело своего рода, а история рода бережно хранилась каждым. Не обходилось, конечно, без создания легенд, которые преувеличивали заслуги предков. Но это только способствовало повышению уровня самосознания, значимости каждого человека для общества.
Сергей Иванович и отец Владимир, ознакомившись с трудами близнецов, были восхищены молодыми талантами. Они решили, что их труд достоин того, чтобы посвятить в него весь экипаж. Тем более что идеи близнецов очень хорошо согласуются с информацией, которую отец Владимир получил из данных с «Эка», но вместо эмпирических формул теперь появились строгие, основанные на вновь открытых закономерностях. Отец Владимир нашёл в гипотезе близнецов также и возможное подтверждение гипотезы креационизма, что его порадовало. Сергей Иванович видел в гипотезе ещё и потенциальную возможность объять одним взглядом не только доступный человеку мир, но и устройство всего мироздания.
По воскресным дням, традиция которых строго соблюдалась экипажем благодаря стараниям отца Владимира, после окончания службы в храме проходили тематические встречи. На них собирались те, кого интересовала объявленная заранее тема.
Тема одной из таких встреч была обозначена как «Теория близнецов». Весь экипаж в общих чертах был наслышан об этой теории, и все места в кают-компании перед началом встречи были заняты. Все хотели услышать объяснение необычным, с точки зрения традиционной науки, явлениям, с которыми встретились путешественники.
Дорога к дому оказалась несколько более долгой, чем ожидалось. Снова сыграл свою роль эффект непонимания экипажем и конструкторами корабля реального устройства Вселенной.
На момент, когда корабельные часы показывали 296 месяцев, 17 дней, 13 часов, 30 минут, 0 секунд корабельного времени, измерения показали, что корабль находился все ещё на значительном расстоянии от Земли. Гипотеза позволяла объяснить эту ситуацию и предсказать другие явления, с которыми можно было столкнуться в длительных путешествиях в дальнем космосе.
Доклад близнецов сопровождался иллюстрациями, которые помог подготовить отец Владимир. Были использованы материалы исследования, выполненные экипажем, и материалы с аппарата «Эка», которые к этому времени были систематизированы, голосовые материалы были обработаны и в большой части были переведены в привычный для людей текст, а графические изображения адаптированы ко зрению современных землян.
Используя возможности производственной базы корабля, удалось создать устройства, которые частично повторяли технологии, использованные на «Эка» и описанные другими цивилизациями. Например, в качестве проектора для демонстрации материалов доклада использовалось устройство, которое на Земле ещё было не известно. Это было монокристаллическое устройство, позволявшее воспроизводить соответствующие моменту доклада объёмные изображения по команде докладчика. При этом можно было получать ответы на вопросы слушателей, которые, правда, ввиду некоторого ещё несовершенства прибора, приходилось комментировать.
Прибор создавался молодыми людьми под руководством отца Владимира независимо от работ близнецов, но теперь он оказался как нельзя кстати. Необычная гипотеза, сопровождаемая работой не менее необычного интеллектуального проектора, вызвала очень большой интерес. Встреча транслировалась по внутренней информационной сети, и каждый, кто не имел возможности попасть в кают-компанию, мог наблюдать ход встречи из своей каюты или посмотреть её в записи, если служебные обязанности не давали наблюдать событие онлайн.
Учитывая наличие огромного экспериментального фактического материала, гипотеза близнецов могла бы уже преподноситься как теория. Но опыт человечества и научная этика молодых учёных не позволяли им без единогласного подтверждения научным сообществом самостоятельно поднять статус их работы на такой ответственный уровень. Эксперты считали, что необходимо показать работу на Земле.
Кроме того, на встрече собрались не только учёные. Пилоты, штурманы, управляющие производствами, организаторы социальных процессов, настройщики андрохомов, множество других специалистов «Альфы» ожидали услышать и увидеть захватывающий доклад, который должен быть понятен им, не знакомым со специальной научной терминологией. Для близнецов эта встреча должна была стать экзаменом на собственное понимание своей гипотезы. Только твёрдое знание материала, умение объяснить его без применения специальных терминов или с минимальным их применением, когда аудитории давалось короткое, но ёмкое и понятное объяснение необходимого термина, могло быть подтверждением высокой квалификации учёного и экспериментатора, уверенного в своей правоте и вселяющего такую уверенность в слушателей. Программы образования традиционно предполагали обучение навыкам оратора и популяризатора своих знаний, даже если велась подготовка обычного специалиста. На «Альфе» в образовательном процессе традиций не нарушали.
Встреча началась с недавно дешифрованных кадров из истории цивилизаций, которые пытались осваивать космическое пространство. Как и экипаж «Альфы», они сталкивались с необъяснимыми явлениями, которые не давали возможности получить доступ к объектам Вселенной, находящимся на расстояниях сотен световых лет и далее. Представители одной из цивилизаций, время активной жизни которых превышало 800 земных лет, а физические особенности их организма позволяли переносить перегрузки до 70g, сообщили на «Эка» о потере своего корабля, названного ими «Пра». Корабль пропал вместе с экипажем, и обстоятельства гибели экипажа остались неизвестны.
Глеб или Кирилл (отличить близнецов было сложно) вышел перед собравшимися и, коротко прокомментировав кадры фильма, продолжил:
– Обработав последнюю полученную от экипажа «Пра» информацию, учёные цивилизации, отправившей корабль в дальний космос, пришли к потрясшему их умы выводу. Оказалось, что не существует единого непрерывного времени, более того, пространство является всего лишь свойством материальных объектов. Обычно, пространства обозримых объектов сливаются в одно общее пространство всей группы объектов, но при движении с очень высокими ускорениями пространство объекта может обособиться, и произойдёт перекомбинация с пространствами окружающих объектов. Порядок связей собственных пространств объектов изменится, и наблюдаемые расстояния в этой части видимого пространства тоже станут другими. Этот процесс объясняется действительной многомерностью Вселенной. Можно условно представить этот процесс пересортировкой листов бумаги в стопке. Каждый лист – пространство отдельного объекта. Вся стопка – видимое пространство участка Вселенной. Только листы эти могут проникать сквозь соседние и перемещаться в другую часть этой стопки, если объект, которому принадлежит лист, движется с высоким ускорением. При этом даже после снижения скорости объект оказывается не совсем в том пространстве, из которого он начал движение. Наблюдатели, находящиеся на этом объекте, смогут видеть все объекты, которые были ориентирами при старте. Но расстояние от точки старта до предполагаемой цели окажется многократно больше исходного. Цепочки событий, происходящих на объекте и в точке его старта, например на Земле, окажутся разорванными. То, что будет видеть наблюдатель с Земли, не будет соответствовать тому, что происходит на объекте. Экипаж «Пра» оказался в такой области пространства, откуда расстояния до Земли и до цели заведомо превышали те, что этот корабль мог преодолеть за время жизни экипажа. Гипотетически предполагалась ситуация, что при новом наборе скорости произойдёт новое изменение связей между пространствами объектов, и результирующие расстояния уменьшатся. Но попытки связи с кораблём и обнаружения его в просторах Вселенной оказались безуспешными и были прекращены через 1500 лет. Экипажу «Альфы» крупно повезло в том, что возможности современного человека на так широки, как у людей той далёкой цивилизации. Перестройка пространств «Альфы» и окружающих объектов, которая начинала происходить при ускоренном движении «Альфы», была незначительной, был только небольшой сдвиг по четвёртому пространственному измерению без замещения самих измерений. Лист «Альфы» только сдвигался в стопке, но ещё не менял своего порядка в ней. Это привело к значительному, но не катастрофическому увеличению расстояния до Земли, и ещё примерно через 120 месяцев экипаж сможет достичь цели. Есть и положительный эффект в обнаруженном неприятном явлении. Если экипажу удаётся вернуться к точке старта, то возраст экипажа будет таким же, как если бы он никуда не улетал. С точки зрения наблюдателя на корабле, потребуется преодолеть существенно большее расстояние, чем это будет видно с Земли. То есть явление, известное из теории относительности как парадокс близнецов, в описанном теорией виде не существует!
На этом месте доклад прервался аплодисментами зала, которые имели двойной смысл. Во-первых, слушатели были удовлетворены тем, что при возвращении они не будут общаться со своими праправнуками, а во-вторых, получился занимательный каламбур: «Гипотеза близнецов против парадокса близнецов».
Дальше докладчик рассказал о том, как, по мнению авторов, устроена Вселенная.
– Давайте проведём короткий экскурс в разные физические теории, которые возникали как грибы с XX века. Это и теория струн, и теория суперструн, и теория бран, и теория супербран, которая в начале XXII века казалась самой совершенной из всех гипотез того времени и, по мнению учёных, позволяла с некоторыми натяжками не только объединить, но и объяснить все известные физические законы. Эти самые небольшие натяжки не мешали предсказывать результаты экспериментов, природных и космических процессов. Но объяснить можно было только то, что доступно непосредственным наблюдениям в ограниченной области условий и масштабов. Так продолжалось вплоть до XXVI века и старта нашей «Альфы», экипаж которого с неосознанным риском потеряться в космическом пространстве почти невольно превратился в космическую лабораторию по изучению свойств пространства и времени. Конечно, до XXVI века теория супербран претерпела более десятка модификаций. Некоторые из натяжек сгладились, но не исчезли совсем. Одним из неразрешимых вопросов был вопрос возникновения Вселенной. После теории Большого взрыва, которая просуществовала до момента, когда стало ясно, что причины взрыва невозможно объяснить в рамках представления о времени как о глобальном четвёртом измерении, было предложено множество вариантов процесса возникновения Вселенной на основе взаимодействия бран, а позднее и супербран. Но теория возникновения Вселенной должна была включать в себя описание возникновения всех её частей от глубокого микромира до глобального космоса. Вот на этом пути учёных и поджидали регулярно возникающие неразрешимые проблемы: расширение Вселенной, возникновение упорядоченного состояния из хаоса взрыва, необходимость рождения времени в какой-то момент, многомерность пространства, которая плохо сшивалась при изменении масштабов от микромира до Вселенной. Один из сложнейших вопросов состоял в том, что при необходимости признать конечность объёма Вселенной на основании измерений и расчётов возникало непонимание того, чем может быть занят объём вне искривлённой Вселенной. Всегда возникали проблемы причинно-следственных связей, нарушения законов сохранения и множество других проблем, включая наличие чёрных дыр, свойства которых были трудно понимаемы. А когда к этому присовокуплялись парадоксы частной и общей теории относительности, у многих учёных опускались руки. Им приходилось буквально выкручиваться для сколько-нибудь понятного объяснения возникших проблем, но по вполне объяснимым теперь причинам им не удавалось это осуществить в полной мере. Не зря когда-то Грин Брайан сказал, что Вселенная основана на принципах, которые являются неестественными, с точки зрения повседневного опыта. Теперь, практически случайно, была создана наша лаборатория по изучению пространства и времени в масштабах доступной Вселенной. Для учёных Земли эти масштабы для экспериментов были недоступны. Теперь нам удалось связать все наблюдаемые явления, предсказать новые, получить математический аппарат, который позволяет описать Вселенную в каждом её масштабе без швов и натяжек.
На этом месте своего повествования докладчик предложил рассмотреть визуальное представление математической модели Вселенной, на основе представлений и расчётов близнецов. С помощью нового прибора, выполняющего в числе прочих функции голографического проектора, при содействии второго близнеца докладчик начал обзор их Вселенной.
Изображение занимало ограниченный объём и было трёхмерным, но программная обработка модели, которая демонстрировалась в кают-компании, позволяла показывать проекции многомерных объектов в наше трёхмерное пространство. Докладчик подробно описывал то, что было в пространстве проектора, чтобы неподготовленный человек мог вникнуть в суть демонстрируемых процессов и по возможности осознать с одной стороны их сложность, а с другой – простоту и красоту.
– С древних времён известно, что истинные закономерности красивы. Это правило применяли ещё художники средневековья, применяя математически строгие пропорции в изображениях людей и предметов, в скульптуре, архитектуре, ландшафтном дизайне. Художники открыли законы перспективы и композиции. Не все оригиналы этих произведений удалось сохранить. Но их изображениями продолжают восхищаться люди XXVI века. Не только визуальные образы могут оцениваться с точки зрения их красоты. Ощущение красоты как мерила правильности свойственно человеку и распространяется буквально на все области деятельности. Математическая формула должна быть красивой, чтобы быть правильной. Конечно, не всем в силу их рода деятельности такая красота доступна. Правильное восприятие действительности требует обучения. Но то, в чём человек чувствует себя специалистом, становится доступным с точки зрения оценки красоты решения. Представленную демонстрацию мы попытались сделать максимально красивой как с изобразительной, так и с логической точки зрения.
Постепенно в объёме проецируемого изображения появлялись все усложняющиеся образы: от простых одномерных до сложных многомерных. Образы демонстрировались в виде проекций на трёхмерный объём или на плоскость. Замыкающиеся сами на себе объекты взаимодействовали с другими сложными объектами, и их взаимодействие приводило к появлению новых объектов с новыми свойствами. В демонстрации были не только геометрические свойства объектов. Можно было увидеть, как наглядно изображённые волновые образования в многомерном пространстве взаимодействуют между собой, а результат их взаимодействия оказывается новым объектом или даже новым пространством объектов с другим числом измерений. В процессе демонстрации неоднократно делался акцент на то, что объём многомерного пространства в человеческом понимании не имеет смысла.
– Объём трёхмерного пространства доступен для восприятия человеку в силу такой работы его сознания. Стоит добавить ещё одно измерение, и объём будет иметь только формальный математический смысл и только для небольшой области пространства. На всех масштабных уровнях мироздания важна только передача энергии при изменении состояния объектов. В квантовой механике такое энергетическое взаимодействие учёным стало понятно давно. Но рассматривая такие взаимодействия между многомерными квантовыми объектами, можно обнаружить, что в ряде случаев результат взаимодействия может быть описан как появление трёхмерного пространства. Если в этом пространстве есть человек, он воспринимает его как бесконечную Вселенную. Но стоит передать достаточно высокую энергию движения объекту в этом пространстве, как начинают проявлять себя другие измерения, и описание процессов становится похоже на описание микромира… Посмотрите, воображаемый наблюдатель на нашем объёмном экране проваливается на уровень атомов и элементарных частиц, затем ещё глубже, когда можно уже наблюдать вибрации многомерных бран, затем он видит результат интерференции таких бран и, обнаружив образовавшуюся трёхмерную область, ныряет в неё и видит пространство, заполненное галактиками и звёздами. Нет начала или конца всего мироздания. Есть начало отдельных трёхмерных Вселенных, из которых нам доступна только одна – та, в которой мы существуем. Возникшие Вселенные содержат уже в момент своего рождения множество объектов и всегда расширяются, но расширение продолжается до того момента, пока их энергия достаточна для их существования и они не вырождаются в точечный объект микромира. Такое «кипение» одиннадцатимерного пространства происходит бесконечно без начала и конца. Пространство, которое мы видим вокруг нас, совсем не существует независимо от других объектов, а представляет собой лишь сумму свойств всех отдельных объектов нашего мира. Всё кажущееся нам бесконечное пространство образовано сложной суммой пространств объектов Вселенной. При определённых высокоэнергетических ситуациях пространства объектов могут разделиться и снова слиться, но уже в другой комбинации. Все процессы, происходящие в каждом относительно компактном образовании мироздания, как и взаимодействие этих компактных образований, связаны исключительно с передачей энергии и количества движения. Расширение Вселенных, подобной нашей, это тоже передача энергии от одного кванта пространства к другому (волновой процесс всегда можно представить как квантовый). Передача происходит (упрощённо) в направлении, перпендикулярном трёхмерной поверхности четырёхмерной сферы, где и находится весь наш мир. Вырождение Вселенной наступает тогда, когда теряется причинно-следственная связь между двумя актами передачи энергии. Это происходит тогда, когда энергии недостаточно для поддержания непрерывности процесса. Процесс распадается на отдельные нити с несвязанными событиями – Вселенная прекращает своё существование как целое. Все связанные события происходят как бы синхронно. Каждый следующий квантовый шаг и соответствующее состояние Вселенной следует за предыдущим. Это процесс мы и ощущаем как время. Стоит прерваться цепочке причин и следствий, как время для разорванных, не связанных друг с другом цепочек теряет объединяющий смысл. Каждая цепочка получает своё собственное внутреннее время.
После очередной демонстрации рождения трёхмерной Вселенной, воображаемая камера наехала на скопление галактик, выбрала из них похожую на наш Млечный путь, нашла там Солнечную систему и спустилась на Землю.
Пошли кадры, показывающие смену цивилизаций как единую непрерывную цепочку событий.
– В жизни на Земле у человека никогда не было причин усомниться в существовании времени. За весь период существования Земли существовала причинно-следственная связь между всеми событиями на ней.
Докладчик приостановил повествование и акцентировал внимание слушателей на том, что в объёмном экране все процессы от рождения Вселенной до её гибели мог рассмотреть воображаемый наблюдатель, которого, конечно, в реальности не существует.
– Мы не в состоянии быть наблюдателями процессов, происходящих в условиях, в которых мы не можем существовать. Но человек может предсказывать события, которые находятся в продолжении цепочки, в которой существует этот человек. Более 2600 лет назад по земному календарю древние греки придумали устройства, которые позволяли увидеть то, что недоступно наблюдателю того времени. Антикитерский механизм, названный так по месту его находки в 1900 году, позволял увидеть расположение планет, астрономические явления, которые ещё не произошли. Была создана модель Вселенной, как её понимали тогдашние учёные, выполненная в виде точного механического устройства. Возможно, что поняв устройство Вселенной с новой точки зрения можно на современном уровне создать модель, которая подскажет нам будущие события. Интерес представляет то, что человек может научиться ощущать процессы, идущие во Вселенной. Многие слышали или читали о предсказателях как реальных, так и мифических. На чём же основаны способности реальных предсказателей?
По рядам слушателей пробежал непродолжительный шум, выражавший неожиданность такого поворота темы.
– Как уже было сказано, все события, которые происходили на Земле, взаимосвязаны. Даже если это событие связано с падением метеорита, оно обусловлено какими-то причинами, следствия из которых могли выражаться не только падением этого метеорита. Человеческое сознание – уникальный инструмент, который может быть настроен на темп событий во Вселенной. В этом случае человек получит дополнительный орган чувств, с помощью которого он сможет ощущать ход всех процессов на Земле. Подобные люди существовали в обозримом прошлом. Например, не всем сегодня известная личность из XX века – Вольфганг Мессинг. Поищите в нашей библиотеке знаний информацию о нём. Андрохомы с удовольствием помогут выбрать для вас все сведения об этом человеке. К сожалению, отношение к таким людям всегда было предвзятым, и Мессингу не дали возможности изучить самого себя, и ему пришлось довольствоваться ролью необычного человека-экспоната до самой своей смерти. Как пишут свидетели того времени, он действительно как бы перенастраивал своё сознание, что требовало значительных усилий, но позволяло ощущать результат текущих процессов. И в этом нет ничего удивительного. Ведь каждый из нас в состоянии оценить продолжение траектории брошенного камня, достаточно легко можно предсказать поведение человека через несколько минут после того, как вы скажете ему какую-то фразу. В этих случаях все закономерные процессы видны нашим обычным органам чувств и подвластны аналитическим способностям нашего мозга. Но сознание – это не просто наш мозг. Это процесс, который существует в нас, в среде нашего мозга, но физически не ограничен его размерами. Мозг только инструмент взаимодействия с сознанием. Похоже, что сознание может выходить за рамки привычных трёх измерений и воспринимать процесс квантовой жизни нашего мира. А дальше всё зависит от способностей и тренировки. Чем выше способности и интенсивнее тренировки, тем больший объём информации может быть воспринят, тем на большее число шагов можно видеть развитие событий…
Последний пример был приведён не для того, чтобы поразить воображение слушателей. Разве что отчасти для этого. Главное, что позволял проиллюстрировать этот пример, это всеобщность обнаруженных законов. Неважно, микромир это или целая Вселенная, живая или неживая материя, разумный или неразумный мир, – всё подчинено единому процессу существования Вселенной, а для человека этот процесс приводит к осознанию своего бытия, осознанию себя человеком.
– Остаётся только повторить, что, по нашим расчётам, до Земли нам осталось лететь не более 120 месяцев. Конечно, это не очень короткий срок, но возьму на себя смелость утверждать, – докладчик отыскал глазами отца Владимира и улыбнулся, – в отличие от экипажа «Пра», с Божией помощью мы все достигнем цели.
Зал разразился аплодисментами и возгласами одобрения.
Пока длились аплодисменты, докладчик подошёл к столу и осушил одним махом стакан воды, который по древней традиции всегда ставили в доступном докладчику месте, даже если доклад проходил в космосе.
Когда аплодисменты стихли, докладчик осмотрел всех присутствующих в зале и после небольшой паузы произнёс:
– Теперь, перед тем как мы начнём отвечать на вопросы (второй близнец уже стоял рядом, но отличить их так и не удавалось), я хотел бы сообщить, уважаемые альфийцы, о нашем предположении, которое, возможно, не имеет прямого отношения к теме, но с некоторых пор занимает наши умы.
Он опять отыскал глазами отца Владимира и, глядя на него, продолжил:
– В нашем докладе были высказаны некоторые предположения о человеческом сознании. Но, при освоении Закона Божьего, который преподаёт нам отец Владимир, у нас возникла такая мысль, – если разум и сознание существуют в ограниченной и временной трёхмерной Вселенной, должна быть какая-то связь этого явления с явлением более общим. Пусть даже, в ограниченном пространстве, но разумная жизнь настойчиво продолжает существовать. Даже, казалось бы, при полном её уничтожении она возникает вновь и вновь. Должна быть причина, которая заставила возникнуть разумную жизнь, принявшую для себя, то одну, то другую физическую основу, как мы можем видеть в изображениях и описаниях с «Эка». Мы не знаем, возможно ли, будет что-то подтвердить, с точки зрения классической науки, но есть ощущение, что свойство разумности присуще всему мирозданию. Как будто кто-то в этом мироздании думает, а мы с вами представляем собой эти мысли. Физики и математики, присутствующие здесь, скажут, что такое предположение не имеет под собой никаких оснований. Но мы уже не один раз на протяжении доклада убедились, что критерий истины не только практика, но и красота. Такое явление, как разум, по закону красоты не может существовать в отдельно взятой ограниченной Вселенной, должна быть причина, которая корнями уходит в мироздание в целом. Да простит меня отец Владимир, если мои слова звучат, с его точки зрения, крамольно. Но человек, который привык в течение своего жизненного опыта искать подтверждение всему, что описывает теория, наверное, похож на Фому из Евангелия. Тому требовалось чувственное подтверждение воскресения. Разве будет грехом, если мы получим чувственное подтверждение нашей веры?
Отец Владимир смотрел на докладчика, стирая рукой скупую слезу. Он так и не смог определить, кто из близнецов говорит в данный момент, но это и не имело сейчас существенного значения.
Вопросы сыпались один за другим. Необычность темы, в то же время её близость к ощущению самой жизни, вызвали множество вопросов, коротких обсуждений, возражений и коротких подтверждающих тезисы докладчиков выступлений.
Встреча закончилась далеко за 00 корабельных часов.
Утром все обсуждали выслушанный доклад, продолжали спорить, доказывать друг другу что-то, но настроение у всех было приподнятым, как будто наступил праздник.
Началось пусть долгое, но уверенное ожидание возвращения на родину человечества. На основе гипотезы близнецов, имеющей все основания называться теорией, были проведены расчёты времени прибытия «Альфы» в Солнечную систему. В расчётах присутствовала фундаментальная неопределённость, которая на больших расстояниях и скоростях была весьма заметной и не зависела от точности измерений. Точность определения времени возвращения составляла примерно месяц. Но эта точность вполне устраивала всех членов экипажа, тем более что при перерасчётах в процессе приближения к цели неопределённость уменьшалась.