Вы здесь

История анимации. Раздел 2. Содержание дисциплины (Н. Г. Кривуля, 2012)

Раздел 2

Содержание дисциплины

Тема 1

Введение в предмет. Протоформы анимации. Пионеры анимации

Виды, формы функционирования и технологии анимации. Природа анимационного фильма. Понятие пространства, времени и героя в анимационном фильме. От «театров изображений» и оптических игрушек к первым киносеансам. Принципы восприятия и законы построения анимационного изображения, понятие фазы и компоновки при анализе анимационного движения. Эксперименты в области анимации до появления кинематографа. Творчество Э. Рейно и его «Оптический театр».

Зарождение анимации как вида экранного искусства: от оптического аттракциона к экранному трюку и театральному показу. Творчество пионеров мировой анимации – Ж. Мельеса, С. Блэктона, А. Купера, А. Смита, С. де Шомона, Э. Коля, У. Мак-Кея, Вл. Старевича.


Контрольные вопросы

1. Какие виды анимации существуют?

2. Какие формы функционирования анимационных произведений существуют?

3. На какие группы можно подразделить анимационные технологии?

4. В чём сущность рисованных анимационных технологий?

5. В чём особенность трёхмерных технологий?

6. Какие технологии относятся к синтетическим (переходным) и в чём их особенности?

7. Что характеризует природу анимационного фильма?

8. Чем отличается анимационное изображение от фотографического?

9. В чём отличие анимационного изображения от изображения произведения изобразительного искусства?

10. Каковы особенности понятия времени в анимационном фильме?

11. На чём основан принцип восприятия анимационного образа?

12. Что можно рассматривать в качестве протоформ анимации?

13. Какой принцип положен в основу большинства оптических приборов, способных создавать динамический образ?

14. Что такое фаза движения?

15. Кто первый сумел разложить движение и на основе полученных фаз его реконструировать?

16. В чём состояла особенность оптических представлений

Э.Рейно?

17. Кто стоял у истоков рождения анимации?

18. В чём заключались особенности первых анимационных работ, создаваемых кинематографическим способом?

19. Когда появились первые анимационные фильмы как вид киноискусства?

20. В чём состояла заслуга Э. Коля?

21. В чём особенности творческого стиля и подходов Вл. Старевича?


Список рекомендуемой литературы

Андроникова М. Сколько лет кино? История движущейся камеры. Предыстория киноленты. Из кинопроектора в эфир. – М.: Искусство, 1968. – 100 с.

Асенин С. Волшебники экрана. Эстетические проблемы современной мультипликации. – М.: Искусство, 1974. – 289 с. Бабиченко Д. Искусство мультипликации. – М.: Искусство, 1964. – 114 с.

Беляев Я. Специальные виды мультипликационных съемок. – М., 1967

Гамбург Е. Тайны рисованного мира. – М.: Советский художник, 1966. – 120 с.

Гинзбург С. Рисованный и кукольный фильм. Очерки развития советской мультипликационной кинематографии. – М.: Искусство, 1957.– 286 с

Иванов-Вано И. Очерки истории развития мультипликации (до Второй мировой войны). – М.: ВГИК, 1967. – 55 с.

Кривуля Н. Ожившие тени волшебного фонаря. – Краснодар: Аметист, 2006. – 504 с.

Кривуля Н. Эволюция художественных моделей в процессе развития мировых аниматографий— М.: ВГИК, 2009. – 495 с.

Курчевский В. Изобразительное решение мультипликационного фильма (о природе гротеска и метафоры). – М.: ВГИК, 1986. – 69 с.

Лотман Ю. О языке мультипликационных фильмов// Об искусстве. – СПб.: Искусство-СПб, 1998. – С. 671–674.

Мультипликационный фильм. – М.: Кинофотоиздат, 1936

Новые аудиовизуальные технологии: Учебное пособие – М.: Едиториал УРСС, 2005. – 488 с.

Орлов А. Аниматограф и его анима. Психологические аспекты экранных технологий. – М.: Импэто, 1995. – 384 с.

Русский комикс. Сборник статей – М.: Новое литературное обозрение, 2010. – 352 с.

Садуль Ж. Всеобщая история кино. В6 т. – М.:Искусство, 1958–1961.

Хитрук Ф. Профессия – аниматор. В 2 т. – М.: Гаятри, 2007.


Список фильмов для просмотра

«Бедный Пьеро», реж. Э. Рейно.

«Вокруг кабинки», реж. Э. Рейно.

«Путешествие на Луну», реж. Ж. Мельес.

«Замок дьявола», реж. Ж. Мельес.

«Невероятное путешествие», реж. Ж. Мельес.

«Электрический театр Боба», реж. С. де Шомон.

«Комические фазы смешных лиц», реж. Дж. Ст. Блэктон.

«Фантасмагории», реж. Э. Коль.

«Драма Фантошей», реж. Э. Коль.

«Веселые микробы», реж. Э. Коль.

«Месть кинематографического оператора», реж. Вл. Старевич.

«Стрекоза и муравей», реж. Вл. Старевич.

«Мышь городская, мышь деревенская» реж. Вл. Старевич.

«Королева Бабочек» реж. Вл. Старевич.

«Рейнеке-Лис», реж. Вл. Старевич.

Тема 2

Американская анимация 10-20-х годов

Развитие американской анимации от театрального номера к самостоятельной кинематографической форме. Творчество У. МакКея, эволюция экранной формы в его лентах.

Комиксная природа американской анимации. Специфика анимационного трюка, его отличие от изобразительного и кинематографического гэга. Развитие принципов серийной анимации. Основные виды анимационных серий. Зарождение и формирование американской анимационной промышленности. Особенности системы производства и специфики распространения анимационной продукции. Эволюция анимационных технологий. Смена технологий и изменение системы производства. Появление целлулоидной технологии как один из ведущих факторов художественных преобразований в анимации, выработки нового пластического языка и разработки новых драматургических конструкций.


«ФЕРМЕР ЭЛ-ЭЛЬФА» 1921

П.Терри


Особенности творческих стилей и направлений студии Р. Баре, Дж. Р. Брей, П. Салливана, Ч. Минца, братьев Флейшеров.

Формирование системы «анимационных звёзд». Эволюция системы персонажей и драматургических принципов построения сюжета на протяжении изучаемого периода.

Контрольные вопросы

1. Каковы истоки американской анимации?

2. Что характеризует комикс?

3. Какова природа комикса?

4. Что отличало ленты У. Мак-Кея, специфика их построения, особенности изобразительной манеры?

5. Когда стали возникать первые анимационные студии?

6. Творческий стиль студии Р. Баре, его роль в развитии анимационного производства.

7. Особенности организации производства на студии Дж. Р. Брея.

8. Каковы принципы организации американских анимационных студий?

9. Какие типы персонажей были предложены американскими аниматорами?

10. Что такое анимационный гэг?

11. В чём отличие кинематографического гэга от анимационного?

12. Что такое анимационная серия?

13. В чём особенности построения анимационной серии?

14. Какие типы анимационных серий были разработаны в американской анимации на протяжении 10-20-х годов?

15. Каковы принципы структурирования анимационных произведений?

16. Какими характеристиками обладает персонаж анимационной серии?

17. Что составляет основу ротоскопной анимации?

18. Кто был создателем данной технологии?

19. Какие преимущества давало использование целлулоидной технологии?


Список рекомендуемой литературы

Арнольди Э. Жизнь и сказки Уолта Диснея. – Л.Искусство, 1968.– 211 с.

Асенин С. Волшебники экрана. Эстетические проблемы современной мультипликации. – М.: Искусство, 1974. – 289 с.

Асенин С. Уолт Дисней: Тайны рисованного мира. – М.: Искусство, 1995. – 347 с.

Гинзбург С. Рисованный и кукольный фильм. Очерки развития советской мультипликационной кинематографии. – М.: Искусство, 1957.– 286 с.

Иванов-Вано И. Очерки истории развития мультипликации (до Второй мировой войны). – М.: ВГИК, 1967. – 55 с.

Иванов-Вано И. Кадр за кадром – М.: Искусство, 1980. – 240 с.

Кривуля Н. Ожившие тени волшебного фонаря. – Краснодар: Аметист, 2006. – 504 с.

Кривуля Н. В зеркале времени: Анимация двух Америк (немой период). – М.: Аметист, 2007. – 620 с.

Кривуля Н. Эволюция художественных моделей в процессе развития мировых аниматографий. – М.: ВГИК, 2009. – 495 с.

Мудрость вымысла. – М.: Искусство, 1983.

Русский комикс. Сборник статей. – М.: Новое литературное обозрение, 2010. – 352 с.

Садуль Ж. Всеобщая история кино. Вбт. – М. Искусство, 1958–1961.

Хитрук Ф. Профессия – аниматор. В 2 т. – М.: Гаятри, 2007.

Thomas Fr., Johnston С., Johnson О. The Illusion of Life: Disney Animation.


Список фильмов для просмотра:

«Маленький Немо», реж. У. Мак-Кей.

«Джерти динозавр», реж. У. Мак-Кей.

«Домашнее животное», реж. У. Мак-Кей.

Серии «Полковник Враль», реж. Дж. Брей.

Серии «Клоун Ко-ко», реж. Д. Флейшер.

Серии «Кот Феликс», реж. О. Месмер.

Серии «Фермер Эл-Эльфа», реж. П. Терри.

Тема 3

Развитие анимации в Европе в довоенный период. Анимация европейского авангарда

Зарождение анимации во Франции, Британии, Германии, Норвегии, Бельгии, Италии, Дании и других европейских странах. Особенности раннего периода развития анимации. Смена приоритетов и жанрово-тематические изменения в анимации в период Первой мировой войны. Феномен британской школы анимации. Особенности развития европейской анимации после Первой мировой войны. Изменение кинорынка в условиях его открытой вестернизации. Формирование двух векторов в европейской анимации в начале 20-х годов.


«ПРИКЛЮЧЕНИЯ ПРИНЦА АХМЕДА» 1926

Л. Рейнигер


Анимация европейского авангарда: особенности, художественно-эстетические концепции, школы и основные стилевые направления. Взаимосвязи представителей анимационного авангарда с европейской художественной культурой начала XX века. Отличие анимационного авангарда от киноавангарда. Различие между течениями немецкого и французского анимационного авангарда.

Немецкий экспрессионизм и силуэтная анимация Л. Рейнигер.

Идеи школы Баухаус и теоретические взгляды дадаистов, получившие преломление и воплощение в анимации европейского авангарда.


«НОС» 1964

А. Алексеев


Творчество А. Алексеева и К. Паркер. Выразительные возможности технологии игольчатого экрана. Развитие поэтического направления в анимации.

Предпосылки для дальнейшего развития авангардных течений в анимации.

Значение теоретических разработок представителей направления сюрреалистов и абстрактного («чистого кино») для развития анимации на протяжении XX века.


ТАНЕЦ РАДУГИ» 1936

Л. Ла


Контрольные вопросы

1. В чём причины кризиса европейского анимационного производства после Первой мировой войны?

2. Какие основные течения существовали в европейской авангардной анимации?

3. На каких эстетических и теоретических концепциях развивались течения европейской авангардной анимации?

4. В чём сущность немецкого анимационного экспрессионизма?

5. В чём особенности творческого стиля Л. Рейнигер?

6. Какие черты были присущи европейскому анимационному сюрреализму?

7. В чём заключались отличия между представителями немецкой и французской школ европейской авангардной анимации?

8. Каковы выразительные особенности фильмов, созданных в технологии игольчатого экрана?


«РИТМ 23» 1923

Г. Рихтер


Список рекомендуемой литературы

Алексеев А. Забвение, или Сожаление. Воспоминания петербургского кадета.// Киноведческие записки. № 52, 55, 56, 60.

Виноградов В. Стилевые направления французского кинематографа. – М.: Канон+ РООИ Реабилитация, 2010. -384 с.

Иоскевич Я. Сто лет аудиовизуальной культуры Франции, становление кинокультуры (1895–1939). – СПб.: ГНИИ «Институт истории искусств», 2009. – 216 с.

Кривуля Н. Эволюция художественных моделей в процессе развития мировых аниматографий. – М.: ВГИК. 2009. – 495 с.

Орлов А. Аниматограф и его анима. Психологические аспекты экранных технологий. – М.: Импэто, 1995. – 384 с.

Садуль Ж. Всеобщая история кино. В 6 т. – М.:Искусство, 1958–1961.


Список фильмов для просмотра

«Приключение принца Ахмеда», реж. Л. Рейнигер.

«Золушка», реж. Л. Рейнигер.

«Диагональная симфония», реж. В. Эггелинг.

«Ритм», 21, 23, 25, реж. Г. Рихтер.

«Исследование фильма», реж. Г. Рихтер.

«Призрак перед завтраком», реж. Г. Рихтер.

«Инфляция», реж. X. Рихтер.

«Опус 1–4», реж. В. Рутман.

«Радуга», реж. О. Фишингер.

«Этюды», реж. О. Фишингер.

«Рапсодия в стиле Блюз», реж. О. Фишингер.

«Идея», реж. Б. Бартош.

«Ночь на лысой горе», реж. А. Алексеев.

«Нос», реж. А. Алексеев.

«Картинки с выставки», реж. А. Алексеев.

Тема 4

Советская анимация 1920-1930-х годов

Проблемы отечественной анимации постреволюционного периода. Рождение школы советской анимации, особенности формирования производственной и технической базы. Ведущие темы агитационно-пропагандистских лент: от «ожившей» газеты до лубочных сюжетов. Анимация и учебное кино.

Первые художественные анимационные ленты. Своеобразие поисков и экспериментов. Московская и ленинградская анимационные школы, их особенности и отличия. Ленинградская школа анимации и творчество М. Цехановского. Московская школа рисованной анимации и художественная практика Н. Ходатаева, В. и 3. Брумбергов, И. Иванова-Вано, В. Сутеева.


«САМОЕДСКИЙ МАЛЬЧИК» 1928

Н. и О. Хадатаевы, В. и З. Брунгер


Становление советской кукольной анимации. Творческие эксперименты А. Птушко и М. Бендерской.

Зарождение детской анимации. Расширение тематики анимационных картин, проблемы сценарной основы для анимационного фильма.

Изменение приоритетов, принципов функционирования, жанрово-тематической направленности фильмов в связи с преобразованиями, происходившими во внешней и внутренней политике советского государства в конце 20-х и в начале 30-х годов.


«БЛЭК ЭНД УАЙТ» 1935

И. Иванов-Вано


Изменение в системе производства и художественной политики в связи с преобразованиями в области искусства, вызванных утверждением стиля социалистического реализма. Создание студии «Союзмультфильм». Изменение жанрово-тематической и стилевых направлений. Тенденции и признаки вестернизации отечественной анимации.


Контрольные вопросы

1. Кто стоял у истоков возникновения советской школы анимации?

2. Какие функции выполняла анимация на раннем этапе её развития?

3. Какие жанрово-тематические направления были доминирующими в советской анимации 20-х годов?

4. Какими художественными принципами руководствовались режиссёры, работая над анимационными сюжетами?

5. Что было характерным для образного языка этих лент?

6. В чём заключались особенности формирования производственной и технической базы?

7. Какие анимационные школы получили развитие в 20-е годы?

8. В чём было отличие ленинградской от московской школы?

9. С чем было связано появление фильмов детской тематики?

10. Что отличало творческий стиль М. Цехановского?

11. Каковы особенности воплощения принципа «народности» в анимации данного периода?

12. Какие изменения были внедрены в производство на экспериментальной студии, созданной В. Смирновым?

13. С чем связаны стилистические и тематические изменения, произошедшие в отечественной анимации во второй половине 30-х годов?

14. Какие принципы организации производственного процесса были внедрены в практику на студии «Союзмультфильм»?

15. Основная тематика лент, выпускаемых на «Союзмультфильме» во второй половине 30-х годов.

16. Какой изобразительный стиль был характерен для лент этого периода?


«КИТАЙ В ОГНЕ» 1925


Список рекомендуемой литературы

Асенин С. Волшебники экрана. Эстетические проблемы современной мультипликации. – М.: Искусство, 1974. – 289 с.

Венжер Н. Мультфильм вчера, сегодня и всегда. – М.: Союзин-формкино, 1979. – 28 с.

Волков А. Художники советского мультфильма – М.: Советский художник, 1978. – 128 с.

Гинзбург С. Рисованный и кукольный фильм. Очерки развития советской мультипликационной кинематографии. – М.: Искусство, 1957.– 286 с.

Иванов-Вано И. Очерки истории развития мультипликации (до второй мировой войны). – М.: ВГИК, 1967. – 55 с.

Иванов-Вано И. П. Кадр за кадром – М.: Искусство, 1980. – 240 с.

Кривуля Н. Эволюция художественных моделей в процессе развития мировых аниматографий – М.: ВГИК, 2009. -495 с.

Мастера советской мультипликации. Сборник статей. – М.: Искусство, 1972. – 192с.

Мудрость вымысла. – М.: Искусство, 1983.

Мультипликационный фильм. – М.: Кинофотоиздат, 1936.

Наши мультфильмы. М.: WAM, издательская программа «Интерроса» (2006).


«ИВАШКО И БАБА ЯГА» 1938

В. и З. Брумберги


Список фильмов для просмотра

«Советские игрушки», реж. Д. Вертов.

«Китай в огне», реж. 3. Комиссаренко, Ю. Меркулов,

Н. Ходатаев.

«Межпланетная революция», реж. 3. Комиссаренко, Ю. Меркулов, Н. Ходатаев.

«Приключение Болвашки», реж. Ю. Желябужский.

«Сенька-африканец», реж. И. Иванов-Вано, Ю. Меркулов, Д. Черкес.

«Самоедский мальчик», реж. Н. и О. Ходатаевы, В. и 3. Брумберг.

«Похождения Барона Мюнхгаузена», реж. Д. Черкес.

«Почта», реж. М. Цехановский.

«Блэк энд Уайт», реж. И. Иванов-Вано.

«Органчик», реж. Н. Ходатаев.

«Сказка о царе Дурандае», реж. И. Иванов-Вано.

«Новый Гулливер», реж. А. Птушко.

«Кот Котофеевич», реж. И. Иванов-Вано.

«Шумное плавание», реж. В. Сутеев.

«Ивашка и Баба-Яга», реж. В. и 3. Брумберг.

Конец ознакомительного фрагмента.