Вы здесь

История. Шпаргалка. Глава 5. Россия в XVI–XVII вв. в контексте развития европейской цивилизации (В. В. Фортунатов, 2012)

Глава 5. Россия в XVI–XVII вв. в контексте развития европейской цивилизации

14. Великие географические открытия и начало Нового времени в Западной Европе

Люди ренессансного типа отличались готовностью браться за самые трудные задачи. Для европейцев с падением Византии в 1453 г. во весь рост встала проблема поиска новых путей на Восток, в Китай и Индию, так как прямая дорога была перекрыта турками, захватившими Константинополь.

Европейцы стали искать морской путь. Это стало возможно с появлением в Европе компаса, созданием новых парусов, позволявших каравеллам лавировать и плыть против ветра. Появились механические часы, что влияло на быт, организацию производства, научных опытов и наблюдений, позволяло ориентироваться во времени и ценить его.

В 1492 г. генуэзец на испанской службе Христофор Колумб, опираясь на свои расчеты «розы ветров» (преобладающего направления ветра) в разное время года, при поддержке Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского на каравеллах «Санта-Мария», «Пинта» и «Нинья» достиг берегов Америки, открыл ее для Европы и вернулся обратно.

В 1497–1498 гг. португалец Васко да Гама обогнул Африку с юга (мыс Доброй Надежды) и достиг Индии. Кругосветные путешествия совершили испанец Фернан Магеллан (1519–1522) и англичанин Френсис Дрейк (1577–1580). В XVII в. была открыта Австралия. В Новый Свет (обе Америки) устремились конкистадоры (завоеватели), торговцы, поселенцы, миссионеры, чиновники.

Европа получила доступ к огромным ресурсам, мощный импульс для своего развития, для модернизации всех сторон жизни, для перехода от Средних веков к Новому времени.

15. Реформация: причины, развитие, результаты

Жизнь духовенства повсеместно вызывала недовольство. Монахов и священников упрекали в накоплении богатств, в бессовестной торговле индульгенциями, документами, которые за деньги отпускали любые грехи. Римских пап обвиняли в интриганстве, роскоши и иногда в разврате. Епископы понимали необходимость реформ, но не торопились с их проведением.

Наиболее острой неприязнь к церкви была в Германии. Страна была раздроблена на множество мелких княжеств, в дела которых папа римский вмешивался особенно бесцеремонно. Большую зависть у всех групп населения вызывали экономические позиции, привилегированное положение местных архиепископов, епископов, прелатов и особенно монастырей.

Мартин Лютер (1483–1546) монах, профессор Виттенбергского университета в октябре 1517 г. прибил на дверях местного собора свиток с 95 тезисами, в которых содержалась программа реформирования, коренных изменений в жизни католической церкви. Главным было требование «дешевой» церкви, ликвидация власти папы над немецкой церковью, подчинение последней светской власти. Лютер выступал: за секуляризацию (изъятие) большей части церковного имущества и переход ее в руки государства; за роспуск духовных орденов; за отказ от культа святых, икон, мощей; против практики продажи индульгенций, удостоверяющих отпущение грехов. Лютер считал, что для свидетельства милости Божьей человек не нуждается в посредничестве такой организации, какой была римская церковь. Он считал высшим авторитетом Священное писание, а не священное предание, решения пап и церковных соборов.

Реформация затронула многие европейские страны и проходила в разных формах. В самой Германии лютеранское учение к концу 20-х гг. XVI в. утвердилось в ряде княжеств и городов на севере и в центре страны. Стремление императора Священной Римской империи Карла V восстановить прежний порядок привело к сплочению и коллективному протесту сторонников реформы. Протестанты одержали победу в войне против императора. Аугсбургский мир (1555) установил принцип «чья власть, того и вера».

В Швейцарии лидером одной из разновидностей бюргерской (городской) Реформации стал священник города Цюриха Ульрих Цвингли (1484–1531). Он был решительным сторонником республики и в отличие от Лютера обличал «тиранию» монархов и князей. В Цюрихе горожане стали сами избирать пасторов и магистрат. Там же, в Швейцарии, в Женеве, француз Жан Кальвин (1509–1564) не признавал ни одного таинства. Поклонение иконам и даже кресту считал идолопоклонством, из праздников признавал только воскресенье, а в церковной иерархии только сан священника.

В Дании в 1536 г. была проведена конфискация земель церкви и монастырей. Король стал главой реформированной церкви, сам назначал угодную ему церковную администрацию, а лютеранство с тех пор и до наших дней стало там государственной религией. «Реформация по-датски», «сверху» была проведена в Норвегии, что обеспечило ее подчинение Дании, а затем в Исландии. В Швеции сохранились епископы, но высшим из них стал король. Остальные должны были присягать ему, а не папе.

В Англии церковь возражала против произвола и сомнительных брачных союзов Генриха VIII. Он женился шесть раз (церковная «норма» – не более трех браков), причем двух своих жен казнил. Специальным королевским актом 1534 г. монастырские земли были конфискованы в пользу казны к радости многих придворных и чиновников. Культ и догматика остались прежними, но епископов назначал сам король, папа утратил свое влияние. Эту церковь назвали англиканской. Сопротивлявшиеся католики и наиболее радикальные протестанты в количестве более 70 тыс. человек были казнены по приказу Генриха VIII. На духовную жизнь английского общества и подготовку его к английской революции XVII в. большое влияние оказывал кальвинизм.

Реформация встретила ожесточенное сопротивление католической церкви. Для войны с сатаной (лютеранами, кальвинистами, а позже и с православными) в 1540 г. был создан орден иезуитов (общество или воинство Иисуса). Иезуиты стремились повлиять на правителей, подвигнуть их к насилию по отношению к протестантам. Так, во Франции в августе 1572 г. в ночь накануне дня святого Варфоломея по приказу короля Карла IX католики перебили 2 тыс. протестантов. Во Франции кальвинистов называли гугенотами, по имени привидения, являвшегося верующим. За две недели по стране было перебито 30 тыс. человек. Варфоломеевская резня была отмечена благодарственным молебном и медалью, выбитой по указанию папы римского. После сложной борьбы Нантским эдиктом (1598) короля Генриха IV протестанты получили возможность свободного вероисповедания, но Франция осталась католической страной.

Нидерланды принадлежали испанскому королю, но приняли протестантизм. Испанский король жестокими мерами пытался вновь обратить голландцев в католичество. Последовало восстание, жестокая война и образование протестантской Республики Соединенных Провинций. Эти события чаще называют Нидерландской революцией (1566–1609).

В Германии инициатором затяжной Тридцатилетней войны (1618 – 1648) стал воспитанник иезуитского университета в Баварии чешский король Фердинанд II. Он считал себя орудием искоренения ереси, считал, что «лучше пустыня, чем страна, заселенная еретиками». Кровопролитная война опустошила страну. Население Германии сократилось с 21 до 13 млн. человек. По Вестфальскому миру 1648 г. протестанты получили свободу вероисповедания, но Германия раздробилась на 300 отдельных земель. Потери населения были настолько велики, что в некоторых общинах мужчин обязывали к многоженству на протяжении десяти лет. Ослабление Германии сопровождалось возвышением Швеции.

В результате контрреформации католицизму удалось сохранить свои позиции во Франции, Чехии, Венгрии, Польше, Италии, Испании, на территории южной Германии, но лицо Европы изменилось. В странах, где вызревала новая цивилизация, формировались капиталистические отношения, церковь была поставлена на службу промышленной и торговой буржуазии, не мешала активности богатых, предприимчивых людей, не изымала значительную часть их доходов на свои нужды. Пришло понимание того, что каждый имеет право свободного выбора религии. Так возникло понятие свободы совести.

16. Английская буржуазная революция 1640–1688 гг

Многие считают, что началом Нового времени и одновременно предвестником окончания эпохи феодализма, Средних веков стала Английская буржуазная революция XVII в., которая имела поистине всемирно-историческое значение.

В капитализирующемся английском обществе к началу XVII в. ведущей экономической силой были люди, умевшие делать и считать деньги: торговая и промышленная буржуазия, а также обуржуазившееся дворянство. Им не нравилась финансовая политика королей из новой династии Стюартов. Яков I (правил в 1603–1625 гг.) и Карл I (правил в 1625–1649 гг.) при введении новых налогов не считались с парламентом и стремились распоряжаться финансами и королевством в целом без каких-либо ограничений. Карл I в 1629 г. распустил парламент и созвал его вновь только в апреле 1640 г., когда потребовалось собрать деньги для подавления восстания в Шотландии. Король хотел ввести в Шотландии англиканскую церковь, а шотландцы были кальвинистами. Парламент денег не дал, выдвинул ряд важных требований и был через несколько недель разогнан, но в ноябре 1640 г. собран королем вновь.

В отличие от Короткого парламента Долгий парламент заседал 12 лет и стал организующим центром английской революции. По приговору парламента были казнены некоторые советники короля, приверженцы абсолютизма. Были ликвидированы чрезвычайные комиссии по политическим делам. Парламент подтвердил свое право утверждать налоги и выдвинул требование о том, чтобы все важные должности в королевстве замещались лицами, облеченными доверием парламента. Попытка короля арестовать лидеров оппозиции провалилась. В январе 1642 г. король уехал из Лондона на северо-запад страны и в августе объявил войну парламенту.

Революционная армия «нового образца» с выходцем из мелких дворян Оливером Кромвелем во главе нанесла королевским войскам сокрушительное поражение в битве при селении Нейзби (июнь 1645). Короля обвинили в измене (он обратился за помощью к королю Франции), развязывании гражданской войны и казнили 30 января 1649 г. Кромвель со временем превратился в настоящего диктатора, опорой которого была созданная им армия. В 1653 г. он разогнал остатки («охвостье») Долгого парламента.

В 1654 г. Оливер Кромвель объявил себя «лордом-протектором» республики, став ее единоличным правителем. Он подавлял оппозицию справа и слева. Восстания в Ирландии и Шотландии были подавлены, и эти страны объявлены навсегда слитыми с Англией. Была разгромлена Голландия, признавшая правило, согласно которому товары для продажи в Англию могли привозиться только на английских судах, либо на судах страны, привозивших эти товары. При Кромвеле была захвачена Ямайка, важный центр испанской работорговли, а также Дюнкерк в испанских Нидерландах. Именно при Кромвеле английский флот стал очень сильным.

После смерти Кромвеля правление старой династии было восстановлено, но короли Карл II и Яков II не были популярны. Последний был свергнут в 1688 г. в результате бескровного переворота, получившего название «Славной революции». На английский трон был приглашен Вильгельм III Оранский, сын Вильгельма II Оранского, штатгальтера Республики Соединенных Провинций (Голландии), и Марии, дочери казненного английского короля Карла I Стюарта. Парламент полностью восторжествовал. «Билль о правах» 1689 г. ограничил компетенцию короля в законодательной, финансовой, военной и судебной сферах в пользу парламента. Монарх не мог приостанавливать действие законов, взимать налоги без разрешения парламента и держать в мирное время постоянную армию. Билль заложил юридические основы буржуазной конституционной монархии. Англия до сих пор не имеет конституции, но многочисленные законы четко определили систему власти. В Англии с конца XVII – начала XVIII в. страной стала править партия, получившая большинство на выборах в парламент. Правительство формируется из лидеров этой партии и подотчетно парламенту.

Английская буржуазная революция 1640–1688 гг. нанесла сокрушительный удар по феодализму. Вслед за Англией начался процесс ломки феодальных отношений в других странах. Ускорилось формирование буржуазных отношений в Западной Европе.

Конец ознакомительного фрагмента.