Вы здесь

История: Учебно-практическое пособие. Раздел III. Цивилизации Древнего мира (М. И. Ивашко, 2017)

Раздел III

Цивилизации Древнего мира

Древний Восток

(Извлечение)


Цивилизация возникает на Востоке… Там возникли все основные виды экономической деятельности: земледелие, скотоводство, ремесло и торговля; там были изобретены все виды металлургии; там возник город как качественно новый образ жизни.

Цит. по: Уколова В.И История. Древний мир: Учеб. для общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2010. С. 27.


(Извлечение)


История Древнего Востока – это, как уже сказано, история древнейших на земле классовых обществ, цивилизаций. Именно первичным цивилизациям принадлежат те важнейшие культурные достижения человечества, которые и сделали возможным его дальнейший прогресс и в значительной степени предопределили направление и характер этого прогресса. Главными из них являются:

1. Изобретение письменности, благодаря чему человечество получило бессмертную и способную хранить неограниченный объем информации коллективную память. Так стало возможно бесконечное накопление знаний и возникла новая профессия открывателей, накопителей и хранителей знания, как бы они ни назывались в том или ином обществе. Возникли также и системы отбора и подготовки людей для этой профессии, а в дальнейшем сама она начала подразделяться на подгруппы конкретных специалистов. Характерной чертой любой ранней цивилизации является глубокое уважение к знанию, появление мифологической фигуры «культурного героя», а также и превращение реальных исторических лиц в легендарных мудрецов.

2. Опыт организованного совместного труда значительных человеческих коллективов. Конечно, нам известны крупные сооружения, относящиеся и к эпохе первобытнообщинного строя: курганы, мегалитические постройки. Но только цивилизации ставят организованный труд в основу своего существования: именно он создает крупные ирригационные системы, храмы, дворцы и городские стены. С этим тоже увязано появление новых профессий – планировщиков, организаторов, управителей. Этот же принцип организации совершил переворот и в военном деле. Беспорядочная массовая драка или серия поединков была заменена схваткой построенных в четкие боевые порядки воинов. Оказалось, что воинский строй увеличивает силу отряда по меньшей мере на порядок. И здесь появились новые профессии – воина и полководца.

3. Наконец, именно на Древнем Востоке возникли те формы политической жизни (гражданская община, различные типы государства, царская власть) и общественного сознания (религиозные и философские движения, ставящие во главу угла этику, индивидуальную ответственность человека за свои поступки), которые в дальнейшем распространились по всему земному шару.

Цит. по: История Востока. В 6 т. Т 1. Восток в древности/ Гл. редкол. Р.Б. Рыбаков (пред.), отв. ред. В.А. Якобсон. М.: Воет. лит. 2002. С. 15, 16.


(Извлечение)


Сравнивая вавилонские и еврейские псалмы, мы найдём много сходных выражений, аналогичных мыслей и даже буквальных совпадений. Однако… в библейских псалмах главное – внутренняя потребность молитвы и очищения, покаяние грешника, сознающего моральную вину пред благим и правосудным богом; здесь нет речи ни о магии, ни о произволе божества, тогда как вавилонянин лишь под давлением беды думает о смягчении гнева своего бога, при посредстве обряда и жреца, его покаянные псалмы всё ещё соединены с магическими формулами и действиями и даже по большей части озаглавлены «заклинание».

Цит. по: Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времён до конца XX века. 10–11 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений/ Под ред. В.И. Уколовой. 7-е изд. М.: Дрофа, 2003. С. 42.


Вопросы и задания.

1. Прочитайте извлечения из исторических информационных источников. Найдите в текстах ответ на следующие вопросы:

– каков вклад Древнего Востока в развитие человеческой цивилизации? Перечислите эти достижения;

– какое значение для развития человеческой цивилизации имело изобретение письменности?

– что получило человечество благодаря опыту совместного труда?

перечислите формы политической жизни и общественного сознания, которые возникли на Древнем Востоке;

в чем разница между вавилонскими и древнееврейским псалмами и внутренним миром представителей этих цивилизаций?

2. Запишите кратко ответы в конспект.

Кодекс законов царя Хаммурапи[13]

(§ 195) Если сын ударит своего отца, – ему должно отрезать пальцы.

(§ 196) Если человек повредит глаз сына человека, – должно повредить его глаз.

(§ 197) Если он сломает кость [сына?] человека, – должно сломать его кость.

(§ 198) Если он повредит глаз мушкенума или сломает кость мушкенума, – он должен отвесить 1 мину серебра[14].

(§ 199) Если он повредит глаз раба человека или сломает кость раба человека, – он должен уплатить половину его покупной цены.

(§ 200) Если человек выбьет зуб равного себе, – должно выбить его зуб.

(§ 201) Если он выбьет зуб у мушкенума, – он должен отвесить 1/3 мины серебра.

(§ 202) Если человек ударит по щеке высшего [по положению], чем он сам, – должно в собрании (публично) (70) ударить его 60 раз плетью из воловьей кожи.

(§ 203) Если сын человека ударит по щеке равного себе сына человека, – он должен отвесить 1 мину серебра.

(§ 204) Если мушкенум ударит по щеке мушкенума, – он должен отвесить 10 сиклей[15] серебра.

(§ 205) Если раб человека ударит по щеке сына человека, – должно отрезать ему ухо.

(§ 206) Если человек ударит человека в драке, причинит ему повреждение, – этот человек должен поклясться: «Я ударил его не умышленно», и оплатить врача.

(§ 215) Если врач сделает человеку тяжелый надрез бронзовым ножом и излечит этого человека или снимет бельмо человека бронзовым ножом и вылечит глаз человека, то он должен получить 10 сиклей серебра.

Цит. по: Хрестоматия по истории Древнего мира. Т. 1. Древний Восток / Под ред. В.В. Струве. М.: Учпедгиз, 1950. [Электронный ресурс]. URL:// http://www.detskiysad.ru/raznlit/vostok40.html. (дата обращения: 25.03.2017).


<…> Если покупатель не приведёт продавца, продавшего ему, и свидетелей, при которых он купил, а только хозяин пропавшей вещи приведёт свидетелей, знающих его пропавшую вещь, то покупатель – вор, его должно убить; хозяин пропавшей вещи должен получить свою пропавшую вещь.

<…> Если человек вознамерится изгнать сына своего и скажет судьям: «Я прогоню моего сына», то судьи должны исследовать его дело, и если сын не совершил тяжкого греха, достаточного для лишения его наследства, то отец не может лишить его наследства <…>

Цит. по: Кииленкова О.В. Сборник тематических тестов по истории Древнего мира, М, Интеллект-Центр, 2010. [Электронный ресурс]. URL:// http://books.academic.ru/book.nsf/S8S74S14/ Сборник+тематических+тестов.+История+Древнего+мира.+З+класс. (дата обращения: 23. 03. 2017).


Вопросы и задания:

1. Прочитайте извлечения из Кодекса и проанализируйте приведенные нормы на предмет их гуманности.

2. Чьи интересы в большей степени защищали законы Хаммурапи? Аргументируйте свой ответ, опираясь на содержание извлечений.

3. Какое значение придавал царь Вавилонии свидетелям при рассмотрении спорных вопросов?

Законы Ману[16]

КАСТЫ

1,31 – А для процветания миров он (Брахма) создал из своих уст, рук, бедер и ступней брахмана[17], кшатрия[18], вайшью[19] и шудру[20] [соответственно].

1.87 – А для сохранения всей этой вселенной он, пресветлый для происшедших из его уст, рук, бедер и ступней, установил особые [обязанности и] занятия.

1.88 – Таким образом, обучение Ведам[21] и изучение их, принесение жертв за себя и за других, а также дачу и получение [милостыни] он установил для брахманов.

1.89 – Охрану подданных, а также дачу милостыни, жертвоприношение, изучение Вед и умеренность в наслаждениях он указал для кшатриев.

1.90 – Пастьбу скота, а также дачу милостыни, жертвоприношение, изучение Вед, торговлю и ростовщичество – для вайшьи.

1.91 – Но только одно занятие Владыка указал для шудры – обслуживание этих каст со смирением.

1,93 – Вследствие происхождения из самой благородной части тела (Брахмы), вследствие первородства и обладания (знанием Веды) брахман по праву владыка всей вселенной.

1,96 – Из всех существ наилучшими считаются одушевленные, из одушевленных – разумные, из разумных – люди, из людей – брахманы.

VIII, 279 – Какой частью тела человек низшей касты нанесет повреждение [человеку] высшей касты, именно она у него должна быть отрезана; таково предписание Ману.

VIII, 413 – Но шудру купленного или некупленного (нанятого) пусть брахман-хозяин заставит исполнять [даже] унизительное услужение, ибо тот был создан Самосущим для услужения брахману.

VIII, 414 – Шудра (даса), даже отпущенный своим хозяином, не освобождается от обязанностей услужения, так как оно врождено для него, кто может освободить его от этого?

VIII, 418 – Пусть [царь] ревностно заставляет исполнять свои работы вайшью и шудру, так как они, избегая своих обязанностей, потрясают этот мир.

IX, 322 – Кшатрии не благоденствуют без брахманов, брахманы не благоденствуют без кшатриев; брахманы и кшатрии, будучи крепко соединенными, благоденствуют и в этом [мире] и в будущем.

X, 96 – Кто из жадности живет занятиями высших, того царь, лишив имущества, пусть немедленно изгонит.

X, 97 – Своя обязанность, плохо исполненная, лучше хорошо исполненной чужой, так как живущий [исполнением] чужой обязанности немедленно выпадает из [своей] касты.

X, 99 – Шудра, не могущий исполнять обслуживание дважды рожденных и угрожаемый гибелью сыновей и жены, пусть живет ремесленными занятиями.

X, 121 – Но шудра, [который не может содержать себя обслуживанием брахмана], старающийся заработать на жизнь, пусть обслуживает кшатрия, или пусть шудра живет, обслуживая богатого вайшью.

X, 122 – Но брахмана он пусть обслуживает и ради неба и ради обоих [и того и этого мира], так как для него, постоянно преданного брахману, достижимы все цели.

X, 123 – Обслуживание брахмана считается наилучшим занятием для шудры; что бы он ни делал другое, оно для него бесплодно.

X, 129 – Шудрой не должны накопляться богатства, даже имеющим возможность [сделать это], так как шудра, приобретая богатство, притесняет брахманов.

X, 64 – Если дочь брахмана от шудрянки рождает в супружестве с брахманом [дочь, которая вступает в брак также с брахманом и так далее], низший достигает высшей касты в седьмом колене.

X, 65 – [Так] шудра идет к степени брахмана и брахман к степени шудры, но пусть будет известно, [что это относится] и к потомству кшатрия, а также вайшьи.

XI, 127 – Одна четверть (эпитемии) за убийство брахмана предписывается [как очищение] за убийство кшатрия, одна восьмая – за убийство вайшьи; пусть будет известно, что одна шестнадцатая за убийство добродетельного шудры.

Цит. по: Хрестоматия по истории Древнего мира. Т 1. Древний Восток / Под ред. В.В. Струве. М.: Учпедгиз, 1950. [Электронный ресурс]. URL:// http://www.detskiysad.ru/raznlit/vostok.html. (дата обращения: 25. 03. 2017).


Вопросы и задания:

1. Прочитайте текст, выделите основные социальные слои древнеиндийского общества. Перечислите их.

2. Охарактеризуйте их социальный статус в древнеиндийском обществе% отношения между собой, аргументируйте свой ответ примерами из текста.

Геродот[22] «Строительство пирамид»

(Извлечение)


Говорили, что до царя Рампсинита (1) в Египте были благие во всех отношениях законы, и Египет весьма процветал; Хеопс же, царствовавший над ними [египтянами], поверг страну во всевозможные беды, ибо он сперва запер все святилища и воспретил им [египтянам] приносить жертвы, после же принудил всех египтян работать на него. Одним было, как говорят, приказано из каменоломен в Аравийских горах таскать камни к Нилу; после же того, как камни переправлялись через реку на судах, другим он приказал принимать их и тащить к хребту, называемому Ливийским.

Работали же непрерывно каждые три месяца по сто тысяч людей. Времени же прошло, как говорят, десять лет, пока народ томился над проведением дороги, по которой таскали камни, труд только немного легче сооружения пирамиды, как мне кажется (ибо длина ее – пять стадиев (2), ширина же – десять оргий (3), высота же, где она всего выше – восемь оргий, причем она сделана из шлифованного камня с высеченными на нем изображениями живых существ); и вот на постройку этой дороги и подземных помещений в том холме, на котором стоят пирамиды, пошло десять лет; эти помещения он [Хеопс] сделал себе усыпальницей на острове, проведя канал от Нила. На сооружение же самой пирамиды пошло, как говорят, двадцать лет; каждая ее сторона имеет восемь плетров (4), причем сама она – четырехугольная, и столько же высоты; сделана она из шлифованного камня, наилучшим образом пригнанного друг к другу; ни один из камней не меньше тридцати футов (5).

Сама же пирамида сделана следующим образом: при помощи уступов, которые некоторые называют зубцами, иные же алтарчиками. Когда сперва ее сделали такой, остающиеся камни стали поднимать машинами, сделанными из коротких кусков дерева; камень поднимали с земли на первый ряд уступов; когда же камень попадал на свое место, его клали на вторую машину, стоявшую на первом ряду уступов; отсюда на второй ряд камень поднимали с помощью другой машины; ибо сколько было рядов уступов, столько было и машин, или же была одна и та же машина, легко передвигаемая с одного ряда на другой, когда хотели поднять камень; итак, мы рассказали об обоих способах, именно так, как говорится. Сперва были отделаны верхние части пирамиды, после же – несущие их части, последними были отделаны ее наземные и самые нижние, что лежат на земле. В египетской надписи, начертанной на пирамиде, обозначено, сколько истрачено на редьку, лук и чеснок для рабочих; и как я хорошо помню, переводчик, читавший письмена, сказал мне, что было истрачено тысяча шестьсот талантов серебра (6). Если же это обстоит так, сколько могло быть еще истрачено на железо, которым работали, и пищу и одежду для рабочих? Если сказанное время пошло на эти работы, то, как я думаю, прошло немалое время также и в том, что ломали камни и перетаскивали их и устраивали подкоп под землей.

Перев. О.В. Кудрявцева.


1. Рамсес IV (по прежней нумерации III) – фараон XX династии (1204–1180 гг. до н э.). Геродот вследствие недостаточного знакомства с историей Египта досаисского периода ошибочно считал Хеопса (египетск. Хуфу) – фараона IV династии (ок. 2800 г. до н. э.) – преемником Рамсеса IV.

2. Стадий = 184.97 метра.

3. Оргий = 1,85 метра.

4. Плетр = 30,83 метра.

5. По современным измерениям величина пирамиды Хеопса при сооружении была:

длина основания 233 метра,

высота 146,5 метра,

объем 2 521 000 куб. метров.


Цит. по: Хрестоматия по истории Древнего мира. Т 1. Древний Восток / Под ред. В.В. Струве. М.: Учпедгиз, 1950. [Электронный ресурс]. URL:// http:// www.detskiysad.ru/raznlit/vostok06.html. (дата обращения: 25. 03. 2017).


Вопросы и задания:

1. В период царствования какого фараона были построены египетские пирамиды?

2. Опишите механизм построения пирамид, который передает нам Геродот.

Союзный договор между хеттским царем Хаттушилем III и египетским фараоном Рамсесом II[23]

(Извлечение)


ЦЕЛИ ДОГОВОРА

Впредь и до конца вечности, в соответствии с замыслами великого правителя Египта, равно как великого князя страны хеттов, бог не даст благодаря договору случиться вражде между нами. Хотя во времена Муваталлу, великого князя страны хеттов, моего брата, он воевал с [Рамсесом II] великим правителем Египта, однако отныне, начиная с этого дня, Хаттушиль, великий князь страны хеттов, наметил себе договор, учреждающий план, который сделал Ра и который сделал Сутех для земли Египта, равно как для страны хеттов, чтобы не случилась вражда между нами вовеки. Вот учинен им, Хаттушилем, великим князем страны хеттов, договор вместе с Рамсесом II, великим правителем Египта, чтобы был, начиная с этого дня, прекрасный мир и прекрасное братство было между нами вовеки. И он в братстве со мной и в мире со мной, а я в братстве с ним, и в мире с ним вовеки. Когда Муваталлу, великий князь страны хеттов, мой брат, достиг границ своего удела (умер) и Хаттушиль воссел как великий князь страны хеттов на трон своего отца, он пожелал быть вместе с Рамсесом II, великим правителем Египта… в мире и братстве, лучшем, нежели мир и братство, бывшие прежде на земле.


УСТАНОВЛЕНИЕ ВЕЧНОГО МИРА

И вот я, великий князь страны хеттов, вместе с [Рамсесом II], великим правителем Египта, [нахожусь] в мире прекрасном и братстве прекрасном. И дети детей великого князя страны хеттов [будут] в братстве и мире вместе с детьми детей Рамсеса II, великого правителя Египта. Они будут придерживаться наших планов братства и наших планов [мира. И земля египетская] вместе с землей хеттской [будут] в мире и братстве, подобно нам, вовеки, и не будет вражды между ними вовеки.


ВЗАИМНОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО НЕ ВОЕВАТЬ

И вовеки не вступит великий князь страны хеттов на землю египетскую, чтобы захватить имущество ее, и вовеки не вступит Рамсес И, великий правитель Египта, на землю [хеттскую, чтобы захватить имущество] ее.


ОБЯЗАТЕЛЬСТВО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ СТРАНЫ ХЕТТОВ ВЫПОЛНЯТЬ ПРЕЖНИЕ ДОГОВОРЫ

Что же касается справедливого договора, который был во времена Суппилулиумы, великого князя страны хеттов, справедливого договора, который был во времена моего отца Муваталлу, великого князя страны хеттов, я придерживаюсь его.


ОБЯЗАТЕЛЬСТВО РАМСЕСА II ВЫПОЛНЯТЬ НАСТОЯЩИЙ ДОГОВОР

Вот придерживается Рамсес II, великий правитель Египта [мира, который] он учинил с нами, начиная с этого дня. И мы будем делать согласно с этим справедливым планом.


ВЗАИМНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ОКАЗЫВАТЬ ДРУГ ДРУГУ ВОЕННУЮ ПОМОЩЬ

Если придет другой враг против земли Рамсеса И, великого правителя Египта, и он пошлет к великому князю страны хеттов, говоря: «приди ко мне и дай силу против него», – великий князь страны хеттов должен [прийти к нему]. Великий князь страны хеттов поразит его врагов. Если же великий князь страны хеттов [сам] не придет, он должен послать свои войска, свои колесницы, и он поразит его врагов… >


ОБЯЗАТЕЛЬСТВО ХЕТТСКОГО КНЯЗЯ НЕ ПРИНИМАТЬ БЕГЛЕЦОВ ИЗ ЕГИПТА

[Если знатный человек убежит с земли египетской и он придет в землю] великого князя страны хеттов, или горожанин или [принадлежащий] земле Рамсеса II, великого правителя Египта, и они придут к великому князю страны хеттов – великий князь страны хеттов не примет их. Великий князь страны хеттов отправит их к Рамсесу II, великому правителю Египта, их владыке. Или если один человек, или два человека, которых не знают, убегут в землю страны хеттов, чтобы стать данниками другого, они не будут оставлены на земле страны хеттов и их доставят к Рамсесу II, великому правителю Египта.


ОБЯЗАТЕЛЬСТВО ФАРАОНА НЕ ПРИНИМАТЬ БЕГЛЕЦОВ ИЗ СТРАНЫ ХЕТТОВ

Если убежит знатный человек из земли страны хеттов, чтобы прийти в землю Рамсеса II [великого правителя] Египта, или горожанин, или из области, или принадлежащий земле страны хеттов и они придут к Рамсесу II, великому правителю Египта, Рамсес II, великий правитель Египта, не примет их. Рамсес II, великий правитель Египта, отправит их к [великому] князю [страны хеттов]. Он не оставит их.

Точно так же, если один человек, или два человека, которых не знают, убегут в землю египетскую, чтобы стать слугами другого, – Рамсес II, великий правитель Египта, не оставит их: он отправит их к великому правителю страны хеттов…>


УГРОЗЫ НАРУШИТЕЛЯМ ДОГОВОРА И ОБЕЩАНИЕ БОЖЬЕЙ МИЛОСТИ, СОБЛЮДАЮЩИМ ЕГО

<…Что же касается слов, которые на этой серебряной таблетке, для земли страны хеттов и для земли египетской, и кто-нибудь не остережется их – тысяча из богов земли страны хеттов, равно как тысяча из богов земли египетской – уничтожат его дом, его землю, его слуг.

Того же, кто остережется слов, которые на этой серебряной таблетке, будь они из страны хеттов или из людей Египта, и они не поступят вопреки им, тысяча из богов земли страны хеттов, равно как тысяча из богов земли египетской, дадут ему благополучие и жизнь вместе с его домом, вместе с его [землей], вместе с его слугами.


Цит. по: Хрестоматия по истории Древнего мира. Т 1. Древний Восток/Под ред. В.В. Струве. М.: Учпедгиз, 1950. [Электронный ресурс]. URL:// http://www.detskiysad.ru/raznlit/vostok28.html (дата обращения: 25.03.2017).


Вопросы и задания.

1. Прочтите договор и установите, о чём договариваются стороны?

2. Какие пункты договора у Вас вызвали больший интерес?

3. Что прописано в договоре к нарушителям обещаний?

4. Что предписывалось тем, кто строго соблюдал условия договора?

Из словаря основных понятий

Даосизм – религия и философия, сложившаяся в Древнем Китае на основе учения мудреца Лао-Цзы (VI–V века до н. э.). Главной книгой является «Книга о Дао (пути, дороге) и Дэ (благой силе)» «Дао» – по-китайски путь или дорога, по которой движется, развивается весь мир. Всё в мире состоит из двух половинок (начал) – Инь и Ян (женское и мужское начала, тёмное и светлое). Подчиняясь пути Дао, они перетекают друг в друга, создают равновесие и красоту мира. Этот природный порядок Дао нарушают люди, которые стремятся обладать всё большим количеством вещей, своими делами возбуждают в мире страсти. Человек, идя по дороге своей жизни, не должен что-то изменить, переделать. Ему нужно понять свою дорогу (своё Дао), и тогда он сможет следовать установленному природой порядку, будет здоров, будет счастлив и в конце концов станет бессмертным существом… Чтобы прийти к этому, даосу надо избавиться от самых вредных действий: «не убивать, не предаваться развратным наслаждениям, не мутить свой разум вином, не воровать, не говорить того, что противоречит влечениям сердца». Кроме того, чтобы слиться с Дао (дорогой природы), надо научиться общаться с духами природы: небесными владыками, духами каждого камня, растения, животного, умерших людей.

Цит. по: Всеобщая история. Средние века/Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецов А.В. М.: Баласс, 2009. С. 278.


Вопросы и задания:

1. Какая книга считается главной у Лао-Цзы?

2. Что означает «Дао» по-китайски?

3. Почему, идя по пути Дао, человек не может что-то менять, переделывать?

4. Перечислите условия, при которых последователь даосизма способен достичь счастья и здоровья в жизни.

Книга правителя области Шан[24]

(Извлечение)


Порядок в государстве достигается тремя путями: законом, доверием и властью. <…> Если правитель выпустит из своих рук власть, ему грозит гибель. Если правитель и сановники пренебрегают законом и действуют, исходя из личных побуждений, неизбежна смута. Поэтому, если при введении закона проводится четкое разграничение прав и обязанностей и при этом запрещается нарушать закон в корыстных целях, будет достигнуто хорошее правление. Если властью распоряжается только правитель, он внушает трепет.

<…> Все привилегии и жалования, чиновничьи должности и ранги знатности должны даваться лишь за службу в войске, иных путей не должно быть. Ибо только таким путем можно из умного и глупого, знатного и простолюдина, храброго и труса, достойного и никчемного – из каждого из них выжать все знания, всю силу их мышц и заставить рисковать жизнью для правителя. И тогда за ними, как потоки воды, хлынут со всей Поднебесной выдающиеся люди, способные и достойные.

<…> Всякий, кто ослушается приказа царя, нарушит государственный запрет либо выступит против порядков правителя, должен быть казнен, и к нему нельзя проявлять ни малейшего снисхождения, будь он первым советником царя, полководцем, сановником… или простолюдином.

Цит. по: Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времён до конца XX века. 10–11 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений/ Под ред. В.И. Уколовой. 7-е изд. М.: Дрофа, 2003. С. 41.


Вопросы и задания:

1. Какую роль согласно воззрениям Шан Яна играет закон в поддержании порядка в стране?

2. Назовите условия так называемого «хорошего правления» в стране по выражению Шан Яна.

3. Выпишите в конспект условия, при которых государство, согласно философии Шан Яна, достигнет «порядка».

Суд Соломона

(Извлечение)


Однажды к нему привели двух женщин. Одна из них стала рассказывать: «Мы живём с этой женщиной в одном доме. У меня родился сын, а через три дня и у неё тоже. Но её сын ночью умер, и она подменила детей – мёртвого положила ко мне, а себе взяла живого. Утром хотела я покормить ребёнка, а он мёртвый. И вижу я, что это не мой сын». Другая женщина всё отрицала. И сказал царь Соломон: «Вот меч, рассеките ребёнка и отдайте каждой из них половину». И одна из женщин сказала спокойно: «Пусть так и будет – ни мне, ни тебе». А другая закричала в страхе: «Нет! Лучше отдайте его другой, только был бы он жив». Выслушал их царь Соломон и произнёс: «Отдайте ребёнка той, которая испугалась, что он умрёт. Она – его мать».

Цит. по: Таранов П.С. Анатомия мудрости: 120 философов: в 2-х т. Симферополь: Таврия, 1996. С. 20.


Вопросы и задания:

1. О каких качествах царя можно вести речь, познакомившись с данным текстом?

2. В чём заключается один из принципов правосудия, заложенном в данном примере?

Из словаря основных понятий

Буддизм – религия, создателем которой считается принц одного из древнеиндийских княжеств Сидхартха Гаутама (V век до н. э.). По буддийскому преданию, Гаутама, увидев зло и страдание, царящие в обществе, удалился от людей и долго сидел в джунглях под деревом, размышляя о причинах зла, погружаясь в мир своей души. Так ему открылась истина, и он стал Буддой – «просветлённым». Будда утверждал, что земная жизнь – это страдание, которое порождается множеством человеческих желаний. После смерти душа уходит из земного мира в мир духовный, но по кругу перерождений возвращается на землю в новое тело, и страдания продолжаются. Чтобы избавиться от страдания, надо побороть все свои желания, тогда душа вырвется из круга перерождений и попадёт в нирвану – состояние покоя и счастья. Чтобы приблизить себя к нирване, человеку нужно в течение жизни избегать крайностей, быть спокойным, предаваться духовным размышлениям и совершать добрые поступки. Творя злые дела, человек ввергает себя в пучину мучительных перерождений, болезней, бедности. Быстрее всего могут привести свои души к нирване буддийские монахи – люди, отказавшиеся от тягот земной жизни (от семьи, приобретения богатства, увеселений). Своим примером, молитвами монахи помогают простым людям идти к нирване, а те взамен должны делиться с монахами пищей.

Цит. по: Всеобщая история. Средние века / Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецов А.В и др. М.: Баласс, 2009. С. 276, 277.

Истины Буддизма

Ядром взглядов являются четыре благородные истины:

1. Истина страдания.

Всё в мире преходяще, не имеет постоянной субстанции, а потому полно скорби.

2. Истина причины.

Причиной страдания является жажда бытия, желания, страсти, влечения.

3. Истина освобождения.

Освободиться от страдания можно, лишь отказавшись от желаний, подавив в себе все страсти.

4. Истина пути.

Для достижения спасения необходимо выключиться из круга перевоплощений, достигнуть состояния нирваны, т. е. угасания или исчезновения.

Цит. по: Таранов П.С. Анатомия мудрости: 120 философов: в 2-х т. Симферополь: Таврия, 1996. С. 92, 93.


Вопросы и задания:

1. Кто является создателем буддизма?

2. Назовите причину земных страданий человека.

3. Назовите путь возможного избавления от страданий.

4. Перечислите четыре благородные истины. Что они означают для буддизма?

Из словаря основных понятий

Конфуцианство – религия и философия, сложившиеся в Древнем Китае на основе учения мудреца Конфуция (V в. до н. э.), описанного в книге «Беседы и суждения». Конфуцианство, как и языческие китайские верования, не делит мир на земной и небесный. В едином мире, кроме людей, существуют множество духов – рек и лесов, дождя и ветра, домашнего очага, богатства и долголетия, а также духи умерших людей – простых и великих мудрецов. Над всем миром людей царит воля Великого Неба. Чтобы получить помощь от духов и Неба, конфуциане возводят храмы, читают молитвы, приносят жертвы. Однако главная цель конфуцианства в другом – правильно организовать жизнь общества, так, чтобы люди преодолевали в себе дикого зверя и сохраняли человеческую культуру. Надо чтить предков, которые поняли и записали эти правила действий. Надо любить людей – не делать другим того, что не желаешь себе», «отвечать на добро добром, а на зло – справедливостью». Надо знать своё место в обществе – подчиняться старшим и заботиться о младших. Организовывать такую жизнь в государстве могут только «книжные, служилые люди» – чиновники, которые изучают мудрость предков, познают «волю Неба», справедливо и человеколюбиво управляют народом и подчиняются императору – Сыну Неба.

Цит. по: Всеобщая история. Средние века/Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецов А.В. и др. М.: Баласс, 2009. С. 283.

Самобытность мудрости

(Извлечение)


В мире существует незыблемый порядок, в котором каждый человек должен найти своё место. Человек обязан наилучшим образом исполнять свои обязанности…

Государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном. Очень важно почитать старших.

Надо следовать тем правилам, которые выработали предки. Дети должны слушаться родителей, уважать их.

Не делай человеку того, чего не желаешь себе. И тогда исчезнет ненависть в государстве, исчезнет ненависть в семье.

Цит. по: Таранов П.С. Анатомия мудрости: 120 философов: в 2-х т. Симферополь: Таврия, 1996. С. 106, 108.


Молодые люди должны дома проявлять почтительность к родителям, а вне него – уважительность к старшим, серьёзно и честно относиться к делу, безгранично любить народ и сближаться с человеколюбивыми людьми. Если после осуществления всего этого у них останутся силы, их можно тратить на чтение книг.

К молодым людям нельзя относиться свысока.

Цит. по: Мудрецы Поднебесной империи. М.: ЗАО «ОАМА Медиа Трупп», 2011. С. 62, 63.


Вопросы и задания:

Ознакомьтесь с содержанием извлечений, характеризующих конфуцианство, и ответьте на следующие вопросы:

– где сложилось конфуцианство?

Какова главная цель конфуцианства?

– Перечислите условия, при которых возможно организовать правильную жизнь общества по Конфуцию;

– прочтите и подумайте, почему Конфуций так высоко ценил уважительное отношение молодых людей к старшим по возрасту людям?

– Как Вы думаете, Конфуций возлагал больше ответственности за хорошие отношения между людьми на пожилых или молодых?

Античная цивилизация

(Извлечение)


Античная греко-римская цивилизация – единство стран Средиземноморья в границах Римской империи и культур греков и римлян. Центрами жизни античной цивилизации были самоуправляющиеся торгово-ремесленные города (общины граждан), окружённые земледельческими хозяйствами. Античная письменность создавалась на латинском (римском) и греческом языках. Античные философия и литература провозглашали свободу и достоинство человека, его способность добиться личного успеха в труде, науке, искусстве, политике, спорте, войне. Античные архитектура, скульптура, живопись подчеркивали красоту природы и человеческого тела, любовь мужчины и женщины, верность долгу и гражданский подвиг. Античные законы защищали равноправие свободных граждан, их частную собственность (в том числе на рабов), совместное участие в управлении государством и его защите.

Цит. по: Всеобщая история. Средние века / Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецов А.В. и др. М.: Баласс, 2009. С. 276.


Задание.

1. Прочтите определение и выпишите в конспект характерные черты античной цивилизации.

Легенда о путешествии Тесея на Крит

(Извлечение)


Когда Тесей пришёл в Афины, вся Аттика была погружена в глубокую печаль. Уже в третий раз прибывали с Крита от могущественного царя Миноса за данью. Тяжела и позорна была эта дань. Афиняне должны были каждые девять лет посылать на Крит семь юношей и семь девушек. Там их запирали в громадном дворце Лабиринте, и их пожирало ужасное чудовище Минотавр, с туловищем человека и головой быка. Минос наложил эту дань на афинян за то, что они убили его сына Андрогея. Теперь в третий раз приходилось афинянам посылать на Крит ужасную дань. Они уже снарядили корабль с чёрными парусами в знак скорби по юным жертвам Минотавра.

Видя общую печаль, юный Тесей решил отправиться с афинскими юношами и девушками на Крит, освободить их и прекратить уплату этой ужасной дани. Прекратить уплату можно было, только убив Минотавра. Поэтому и решил Тесей вступить в бой с Минотавром и убить его или погибнуть. Престарелый Эгей не хотел и слышать об отъезде своего единственного сына, но Тесей настоял на своём…

Тесей отправился на Крит. Корабль счастливо прибыл к острову Криту. Афинских юношей и девушек отвели к Миносу. Могущественный царь Крита сразу обратил внимание на прекрасного юношу-героя. Заметила его и дочь царя, Ариадна, а покровительница Тесея, Афродита, вызвала в сердце Ариадны сильную любовь к юному сыну Эгея. Дочь Миноса решила помочь Тесею; она не могла и помыслить о том, что юный герой погибнет в лабиринте, растерзанный Минотавром… Она дала Тесею тайно от отца острый меч и клубок ниток.

Когда отвели Тесея и всех обречённых на растерзание в Лабиринт, Тесей привязал у входа в Лабиринт конец нитки клубка и пошёл по запутанным бесконечным переходам Лабиринта, из которого невозможно было найти выход; постепенно разматывал он клубок, чтобы найти по нитке обратный путь. Всё дольше шёл Тесей и, наконец, пришёл в то место, где находился Минотавр. С грозным рёвом, наклонив голову с громадными острыми рогами, бросился Минотавр на юного героя, начался страшный бой. Минотавр, полный ярости, несколько раз бросался на Тесея, но он отражал его своим мечом. Наконец Тесей схватил Минотавра за рог и вонзил ему в грудь свой острый меч. Убив Минотавра, Тесей по нитке клубка вышел из Лабиринта и вывел всех афинских девушек и юношей. У выхода их встретила Ариадна: она радостно приветствовала Тесея. Ликовали спасённые Тесеем… Они быстро отправились в обратный путь в Афины. Ариадна последовала за Тесеем, которого она полюбила.

… Корабль Тесея быстро несся на своих чёрных парусах по лазурному морю. Вот уже показался вдали берег Аттики. Забыл Тесей… данное Эгею обещание – заменить чёрные паруса белыми, если он, победив Минотавра, счастливо вернётся в Афины. Эгей ждал своего сына… Нет, не блестят белые паруса на солнце, паруса чёрные. Значит – погиб Тесей. В отчаянии Эгей бросился с высокой скалы в море и погиб в морских волнах; лишь его безжизненное тело выбросили волны на берег. С тех пор и зовётся море, в котором погиб Эгей, Эгейским. А Тесей причалил к берегам Аттики и приносил уже богам благодарственные жертвы, как вдруг, к ужасу своему, узнал, что стал невольной причиной смерти отца. С великими почестями похоронил тело отца убитый горем Тесей, а после похорон принял власть над Афинами.

Цит. по: Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. Симферополь: Реноме, 1999. С. 184–187.


Задание.

Прочтите текст и определите главных героев данного рассказа. Аргументируйте свой выбор, опираясь на известные Вам знания греческой мифологии.

Гомер[25]. Одиссея. Песнь первая

(Извлечение)

Муза, скажи мне о том многоопытном муже, который

Долго скитался с тех пор, как разрушил священную Трою,

Многих людей города посетил и обычаи видел,

Много духом страдал на морях, о спасеньи заботясь

5 Жизни своей и возврате в отчизну товарищей верных.

Все же при этом не спас он товарищей, как ни старался.

Собственным сами себя святотатством они погубили:

Съели, безумцы, коров Гелиоса Гиперионида.

Дня возвращенья домой навсегда их за это лишил он.

10 Муза! Об этом и нам расскажи, начав с чего хочешь.

Все остальные в то время, избегнув погибели близкой,

Были уж дома, равно и войны избежавши и моря.

Только его, по жене и отчизне болевшего сердцем,

Нимфа-царица Калипсо, богиня в богинях, держала

15 В гроте глубоком, желая, чтоб сделался ей он супругом.

Но протекали года, и уж год наступил, когда было

Сыну Лаэрта богами назначено в дом свой вернуться.

Также, однако, и там, на Итаке, не мог избежать он

Многих трудов, хоть и был меж друзей. Сострадания полны

20 Были все боги к нему. Лишь один Посейдон непрерывно

Гнал Одиссея, покамест своей он земли не достигнул.

Был Посейдон в это время в далекой стране эфиопов,

Крайние части земли на обоих концах населявших:

Где Гиперион заходит и где он поутру восходит.

25 Там принимал он от них гекатомбы быков и баранов,

Там наслаждался он, сидя на пиршестве.

Цит. по: Гомер. Одиссея/Пер. В.А. Жуковского. Ст. и прим. В.Н. Ярхо. Отв. ред. М.Р. Гаспаров М.: Наука, 2000. [Электронный ресурс]. URL: // http:// Ub.ru/POEEAST/GOMER/gomer01.txt. (дата обращения: 23.03.2017).


Задание.

Прочтите текст и определите, о каком герое Троянской войны идёт речь.

Древняя Греция и Древний Рим

(Извлечение)


Уверовав в свободу как в высшую ценность, древние греки выбрали социально-политический строй, названный ими демократией. На демократическом пути развития они достигли успехов в различных сферах жизни и деятельности, которым нет равных в истории.

Римский мир отличает такая целостность и сплочённость, каких не было в Греции… Римский гений был устремлён в новые сферы – особенно в сферу права, военной организации, администрирования и военного искусства.

Цит. по: Уколова В.И. История. Древний мир. Учеб. для общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение. 2010. С. 69, 115.


Вопросы и задания:

1. Какой социально-политический строй выбрали древние греки, в чем его преимущество?

2. Что было характерно для развития Древнего Рима?

3. Опираясь на текст извлечения из учебника, охарактеризуйте отличие цивилизации Древнего Рима от цивилизации Древней Греции.

Солон о реформах в Афинах[26]

(Извлечение)

Власть даровал я народу в той мере, в какой он нуждался:

Чести его не лишил, но и не дал лишних прав.

Также о тех позаботился я, кто богатством и силой

Всех превзошёл, – чтобы их не опозорил никто.

Встал я меж тех и других, простерев мощный щит мой над ними,

И запретил побеждать несправедливо других.

Цит. по: Таранов П.С. Анатомия мудрости: 120 философов: в 2-х т. Симферополь: Таврия, 1996. С. 32


Вернул я многих в рабство проданных, уже забывших речь аттическую.

Цит. по: Кишенкова О.В. Сборник тематических тестов по истории Древнего мира. М.: Интеллект-Центр, 2010. [Электронный ресурс]. URL:// http://books.academic.ru/book.nsf/58574514/Сборник +тематических+тестов.+История+Древнего+мира.+5+класс. (дата обращения: 23. 03. 2017).


Вопросы и задания:

1. Прочтите извлечение и определите, чьи интересы защищал афинский архонт.

2. Опираясь на текст извлечения, перечислите преобразования, которые провел Солон в Афинах.

Речь Перикла[27] в изложении греческого историка Фукидида[28]

(Извлечение)


У нас государственный строй таков, что не подражает чужим законам; скорее мы сами служим примером для других, чем подражаем кому-нибудь. И называется наш строй демократией ввиду того, что сообразуется не с меньшинством, а с интересами большинства; по законам в честных спорах все пользуются одинаковыми правами, по уважению же преимущество в общественных делах обусловливается той репутацией, какую каждый в чём-нибудь имеет, не поддержкой какой-нибудь партии, а способностями; не бывает также и того, чтобы человек, способный принести пользу государству, лишён был к тому возможности, не пользуясь достаточным уважением вследствие бедности. Мы живём свободными гражданами как в государственной жизни, так и во взаимных отношениях, потому, что не высказываем недоверия друг к другу в повседневных делах, не возмущаемся против другого, если ему нравиться что-нибудь делать по-своему, не высказываем при этом досады…

Цит. по: Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времён до конца XX века. 10–11 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений/ Под ред. В.И. Уколовой. М.: Дрофа, 2003. С. 82.


Вопросы.

1. Назовите главный, по Периклу, признак демократии.

1. В чём он видел основное преимущество демократического строя?

2. Какой существенный отличительный признак свободных граждан выделяет в своей речи Перикл?

Платон[29]. Государство (об олигархии)

(Извлечение)


У власти там стоят богатые, а бедняки не участвуют в правлении… подобного рода государство неизбежно не будет единым, а в нём как бы будут два государства: одно – бедняков, другое – богачей.


(О демократии)

<…> Демократия, на мой взгляд, осуществляется тогда, когда бедняки, одержав победу, некоторых из своих противников уничтожат, иных изгонят, а остальных уравняют в гражданских правах <…>

<…> В демократическом государстве нет никакой надобности принимать участие в управлении, даже если ты к этому способен; не обязательно и подчиняться, если ты не желаешь, или воевать, когда другие воюют, или соблюдать, подобно другим, условия мира, если ты мира не жаждешь… Разве не чудесна на первый взгляд и не соблазнительна подобная жизнь? Пожалуй, но лишь не надолго.


Цит. по: Платон. Государство. Кн. 8. [Электронный ресурс]. URL:// http://society.polbu.ru/plathon _gosudarstvo/ch06_ii.html (дата обращения: 6.04.2017).


Вопросы.

1. В чём сущность олигархии в понимании Платона?

2. Как трактует понимание демократии Платон? Согласны ли Вы с таким утверждением? Аргументируйте свой ответ.

3. Какие условия установления демократии, видел Платон?

4. Каково, по Вашему мнению, соотношение желаний человека и демократического устройства общества?

5. Насколько приемлемы предложения древнегреческого философа в наше время?

Сократ[30] Гиппию[31]

(Извлечение)


Ликург Лакедемонский[32] нисколько не возвысил бы Спарты над прочими государствами, если бы главным образом не ввёл в ней повиновение законам? Разве тебе неизвестно, что в государствах те правители самые лучшие, которым граждане наиболее обязаны повиновением законам. И то государство, в котором граждане наиболее повинуются законам, счастливо во время мира и незыблемо во время войны.

Тирания – это власть, основывающаяся не на законах, а на произволе правителя, такая власть – против народа.

Цит. по: Таранов П.С. Анатомия мудрости: 120 философов: в 2-х т. Симферополь: Таврия, 1996. С. 180.


Вопросы.

1. В нём заслуга Ликурга в управлении страной? За счёт чего он достиг успеха?

2. Какие правители самые лучшие, по мнению Сократа? В чём мыслитель видел силу правителей государства и счастье граждан?

3. Что такое, по мнению автора, тирания?

Ксенофонт[33] о Спарте

(Извлечение)


Что в Спарте особенно строго повинуются властям и законам, это мы все знаем. В других государствах люди более влиятельные даже не хотят проявлять страха перед властями, считают это недостойным свободных людей; в Спарте же самые влиятельные и повинуются властям строжайшим образом и гордятся своим смирением и тем, что по зову начальства, они в своём усердии не подходят, а подбегают, считая, что подаваемый ими пример глубокого повиновения внушит такую же исполнительность и прочим.

Цит. по: Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времён до конца XX века. 10–11 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений/ Под ред. В.И. Уколовой. М.: Дрофа, 2003. С. 81.


(Извлечение)


Застав у спартанцев порядок, при котором они, подобно всем другим грекам, обедали каждый в своем доме, Ликург усмотрел в этом обстоятельстве причину весьма многих легкомысленных поступков. Ликург сделал публичными их товарищеские обеды в том расчете, что благодаря этому, скорее всего, исчезнет возможность нарушать приказания. Пищу он позволил потреблять гражданам в таком количестве, чтобы они чрезмерно не пресыщались, но и не терпели недостатка;… пока спартанцы живут совместно по палаткам, стол у них никогда не страдает ни недостатком кушаний, ни чрезмерной дороговизной. Также и относительно питья, прекратив излишние попойки, расслабляющие тело, расслабляющие разум, Ликург позволил каждому пить лишь для удовлетворения жажды, полагая, что питье при таких условиях будет и всего безвреднее, и всего приятнее… Во всех других государствах сверстники находятся, по большей части, вместе и меньше всего стесняются друг друга; Ликург же в Спарте соединил возрасты, чтобы молодые люди воспитывались преимущественно под руководством опытности старших.

Цит. по: Хрестоматия по истории с древнейших времён до наших дней: Учеб. пособие/ Сост. Г.А. Гончаров и др. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2012. С. 25.


Задание.

1. Прочитайте извлечения. Тезисно, сформулируйте особенности, характерные для нравов и быта, присутствовавших в Спарте. Запишите их в конспект.

Плутарх[34] «Сравнительные жизнеописания»

(Извлечение)


Ликург пытался также произвести раздел движимого имущества, чтобы совершенно уничтожить неравенство и противоречия общества, но когда увидал, что граждане тяжело переносят прямое лишение своего имущества, пошел по другому пути и своим управлением изжил корыстолюбие среди граждан. Прежде всего он упразднил все золотые и серебряные деньги и разрешил пользоваться только железными, но и они при большом весе и объеме обладали всего незначительной ценностью, так что для них <…> требовалось в доме большое помещение, а возить их приходилось на парной телеге. <…> После этого Ликург удалил из города все бесполезные и лишние ремесла. Однако большинство из них заглохло бы, даже если бы никто их не удалял, так как продукты их производства не находили себе сбыта при таких государственных деньгах. Железные деньги не имели хождения у других эллинов и, подвергаясь высмеиванию, не имели в их глазах ценности. <…>

Из многочисленных нововведений Ликурга самым первым и самым важным было создание совета геронтов (старейшин), который, <…> будучи поставлен рядом с властью царей, приобретшей яркий характер произвола, и получив равное с ней право голоса, больше всего содействовал спасению государства и мудрости управления.

Цит. по: Хрестоматия по истории с древнейших времён до наших дней: Учеб. пособие/ Сост. Г.А. Гончаров и др. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2012. С. 27.


Вопросы.

1. Какую цель преследовал Ликург, упраздняя золотые и серебряные деньги в городе? Каковы были последствия этих мер?

2. Какое нововведение Ликурга было самым первым и самым важным? В чем его значимость?

Плутарх о воспитании спартанцев

(Извлечение)


Родитель не мог сам решить вопроса о воспитании своего ребенка, он приносил его в место, называемое «лесха», где сидели старшие члены филы, которые осматривали ребенка. Если он оказывался крепким и здоровым, они разрешали отцу кормить его, выделив ему при этом один из девяти тысяч земельных участков, если же ребенок был слаб или уродлив, его кидали в так называемые «апофеты», пропасть возле Тайгета. По их мнению, для самого того, кто при своем рождении был слаб и хил телом, так же как и для государства, было лучше, чтобы он не жил…

Всех детей, которым только исполнилось семь лет, собирали вместе и делили на «агелы» или стада. Они жили и ели вместе на равных условиях и приучались играть и проводить время друг с другом. Начальником «агелы» становился тот, кто отличался среди других понятливостью и смелостью в военных состязаниях. Остальным следовало брать с него пример, слушаться его приказаний и мужественно переносить его наказания, так что школа эта была школой послушания. Старики наблюдали за играми детей и часто нарочно доводили их до ссоры и на основании этого прекрасно узнавали характер каждого – храбр ли он и не побежит ли с поля битвы.

Чтению и письму они учились из-за практической пользы, остальное же их воспитание сводилось к тому, чтобы беспрекословно слушаться, быть выносливым в беде и побеждать в борьбе. Поэтому с летами их воспитание становилось суровее – им наголо стригли волосы, приучали ходить босыми и играть вместе, обыкновенно без одежды. Когда им исполнялось двенадцать лет, они снимали рубашку и получали на год по одному плащу. Их кожа была грубой. Они обычно не мылись и никогда не мазались; только несколько дней в году принимали участие с другими в уходе за своим телом. Спали они вместе по «илам», т. е. отделениям, и «агелам», на подстилках из тростника, растущего на берегах Еврота, который собирали сами для себя, причем рвали его руками, без помощи ножа…

Старики обращали на них больше внимания, чаще ходили в их школы для гимнастических упражнений, смотрели, как они дрались, или смеялись один над другим, причем делали это не мимоходом, – все они считали себя отцами, учителями и наставниками молодых людей, так что не было такого момента, ни такого скрытого места, где бы провинившийся молодой человек мог избежать выговора или наказания.

Кроме того, к ним приставлялся из лучших достойнейших граждан еще другой воспитатель «педоном», сами же они выбирали из каждой агелы всегда самого умного и смелого в так называемые «ирены». «Иренами» назывались те, кто уже второй год как вышел из детского возраста. «Меллиренами» называли самых старших из мальчиков. Такие двадцатилетние ирены начальствовали над своими подчиненными в сражениях, дома же пользовались их услугами за обедом. Взрослым они приказывали собирать дрова, маленьким – овощи. Они приносили все, своровав где-нибудь: одни делали это в садах, другие прокрадывались в сисситии взрослых мужей, стараясь действовать ловко и осторожно. Если кто попадался, того без пощады били плетью как плохого, неловкого вора. Если представлялся случай, они крали и кушанья, причем учились нападать на заснувших и нерадивых сторожей. Кого ловили в воровстве, того в наказание били плетью и заставляли голодать: пища спартанцев была очень скудная, для того чтобы принудить их собственными силами бороться с лишениями и быть смелыми и ловкими.

Цит. по: Хрестоматия по истории Древнего мира. Т 2. Древняя Греция / Под ред. В.В. Струве. М.: Учпедгиз, 1951. [Электронный ресурс]. URL:// http://www.detskiysad.ru/raznlit/ellinizm06.html (дата обращения 25.03.2017).


Вопросы.

1. Могли ли родители в Спарте самостоятельно решить вопрос воспитания своего ребёнка?

2. Что делали спартанцы с больными детьми?

3. Что делали с детьми, достигшими 7-летнего возраста, 12-летнего?

4. Было ли развито наставничество при воспитании подростков?

5. Как наказывали детей за воровство, или за то, что попадались на воровстве?

6. На Ваш взгляд, какую цель преследовала такая система воспитания в Спарте?

Аристотель «Афинская полития»[35]

(Извлечение)


<…> Теперешнее государственное устройство имеет следующий характер. Гражданскими правами пользуются люди, которых родители оба – граждане. Они вносятся в списки демотов по достижении восемнадцатилетнего возраста… <…> На все вообще должности, входящие в круг обычного управления, [они] выбирают кандидатов по жребию, за исключением казначея воинских сумм, заведующего зрелищным фондом и попечителя водопроводов. На эти должности избирают поднятием рук и избранные таким порядком исполняют обязанности от Панафиней до Панафиней. Кроме того, поднятием рук избирают и на все военные должности <…> Совет состоит из пятисот членов, избираемых по жребию, по 50 от каждой филы. Обязанности пританов исполняет каждая из фил по очереди, как выпадет жребий… они собирают и Совет и народ – Совет ежедневно, кроме неприсутственных дней, а народ – четыре раза в каждую пританию. При этом они составляют программу, сколько дел и что именно предстоит обсуждать Совету в каждый день и где должно проходить заседание. Кроме того, они назначают и народные собрания.

Цит. по: Хрестоматия по истории с древнейших времён до наших дней: Учеб’. пособие/ Сост. Г.А. Гончаров и др. Челябинск: Изд. Челяб. гос. ун-та, 2012. С. 29.


Вопросы.

1. Кто пользовался гражданскими правами в Афинах?

2. Как избирались на должности граждане Афин?

3. Что входило в обязанности Совета пятиста?

Всеобщая история Полибия[36]

(Извлечение)


VI. 11. 11. Итак, в государстве римлян… все было распределено между отдельными властями и при помощи их устроено столь равномерно и правильно, что никто, даже из туземцев, не мог бы решить, аристократическое ли было все управление в совокупности, или демократическое, или монархическое. 12. <…> В самом деле: если мы сосредоточим внимание на власти консулов, государство покажется вполне монархическим и царским, если на сенате – аристократическим, если, наконец, кто-либо примет во внимание только положение народа, он, наверное, признает Римское государство демократией.

12. 1. Консулы, пока не выступают в поход с легионами и остаются в Риме, вершат все государственные дела;… они также вводят посольства в сенат… 3. Кроме того, консулы докладывают сенату дела, требующие обсуждения, и блюдут за исполнением состоявшихся постановлений. 4. <…> [Консулы] созывают народные собрания, вносят предложения, они же исполняют постановления большинства. 5. Далее, они имеют почти неограниченную власть во всем, что касается приготовлений к войне и вообще военных походов… 7. Кроме того, они властны подвергнуть наказанию всякого, кого бы ни пожелали, из подчиненных им в военном лагере.

13. 1. Что касается сената, то в его власти находится прежде всего казна, ибо он ведает всяким приходом, равно как и всяким расходом… 4. Равным образом все преступления, совершаемые в пределах Италии и подлежащие расследованию государства, каковы измена, заговор, изготовление ядов, злонамеренное убийство, ведает сенат… 6. На обязанности сената лежит отправлять посольства к какому-либо народу вне Италии… 7. Равным образом от сената 32 зависит… и то, как принять явившееся в Рим посольство и что ответить ему…

14. 3. При всем этом остается место и для участия народа, даже для участия весьма влиятельного. 4. Ибо в государстве только народ имеет власть награждать и наказывать… 6. Часто народ решает и такие дела, которые влекут за собою денежную пеню, если пеня за преступление бывает значительна… смертные приговоры постановляет только народ… 9. Народ же дарует почести достойным гражданам, а это – лучшая в государстве награда за доблесть. 10. Он же властен принять закон или отвергнуть его и – что самое важное – решает вопросы о войне и мире.

Цит. по: Хрестоматия по истории с древнейших времён до наших дней: Учеб. пособие/ Сост. Г.А. Гончаров и др. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2012. С. 31, 32.


Римляне покорили своей власти почти весь известный мир и подняли своё могущество на такую высоту, какая немыслима была для предков и не будет превзойдена потомками.

Цит. по: Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времён до конца XX века. 10–11 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений/ Под ред. В.И. Уколовой. М.: Дрофа, 2003. С. 99.


Вопросы и задания:

1. Прочитайте материалы, характеризующие Римскую империю, и ответьте на следующие вопросы:

– Было ли у римлян распределение обязанностей между органами власти?

– Каковы были обязанности консулов в Древнем Риме?

– Какими полномочиями обладал римский Сенат?

– Во власти какого органа была казна?

– Что входило в обязанности народа?

– Каковы достижения Римской империи? Опираясь на материал, который был изложен преподавателем на уроке, и материал учебника, аргументируйте свой ответ при помощи конкретных примеров.

В. И. Уколова, из статьи «Римское право»

(Извлечение)


Римляне – народ, подаривший человечеству право. Правовым регламентированием были практически охвачены многие стороны их жизни, общественной и личной.

Римляне полагали, что есть законы божеские и законы человеческие. Вторые вытекали из первых.

Римские граждане были в принципе равны перед законом. Запрещалось наделять привилегиями отдельных лиц, и последнее постановление народного собрания считалось обязательным для выполнения всеми. Это обеспечивалось и контролировалось римскими государственными органами…, которые стояли на страже законности и правопорядка, а также личного достоинства каждого гражданина.

… Созданию совершенной и гибкой системы римского права способствовала деятельность нескольких поколений талантливых римских юристов. Римские юристы сыграли исключительную роль в разработке и практических рекомендациях применения правовых презумпций (правовых положений), особенно же в уголовном и процессуальном праве. В частности, была сформулирована презумпция невиновности: «каждый считается честным, пока не доказано обратное» и «без вины нет ответственности».

Цит. по: Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времён до конца XX века. 10–11 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений/ Под ред. В.И. Уколовой. М.: Дрофа, 2003. С. 120, 121.


Вопросы.

1. Каковы заслуги римлян в появлении и развитии права?

2. Кем и чем контролировалось равенство граждан перед законом?

3. Какова роль римских юристов в разработке и практических рекомендациях применения правовых положений?

4. Что означает презумпция невиновности согласно римскому праву?

Законы XII таблиц[37]

(Извлечение)


ТАБЛИЦА III

1. Пусть будут [даны должнику] 30 льготных дней после признания [им] долга или после постановления [против него] судебного решения.

2. [По истечении указанного срока] пусть [истец] наложит руку [на должника]. Пусть ведет его на судоговорение [для исполнения решения].

3. Если [должник] не выполнил [добровольно] судебного решения и никто не освободил его от ответственности при судоговорении, пусть [истец] уведет его к себе и наложит на него колодки или оковы весом не менее, а, если пожелает, то и более 15 фунтов.

4. [Во время пребывания в заточении должник], если хочет, пусть кормится за свой собственный счет. Если же он не находится на своем содержании, то пусть [тот, кто держит его в заточении,] выдает ему по фунту муки в день, а при желании может давать и больше.

5. (Авл Геллий, Аттические ночи, XX, 1, 46: Тем временем [пока должник находился в заточении] он имел право помириться [с истцом], но если [стороны] не мирились, то [такие должники] оставались в заточении 60 дней. В течение этого срока их три раза подряд в базарные дни приводили к претору на комиции и [при этом] объявлялась присужденная с них сумма денег. В третий базарный день они предавались смертной казни или поступали в продажу за границу, за Тибр).

6. В третий базарный день пусть разрубят должника на части. Если отсекут больше или меньше, то пусть это не будет вменено им [в вину].


ТАБЛИЦА X

1. Пусть мертвеца не хоронят и не сжигают в городе.

2. Свыше этого пусть не делают. Дров для [погребального костра] пусть топором не обтесывают.

3. (Цицерон, О законах, II, 23, 59: Ограничив расходы [на погребение] тремя саванами, одной пурпуровой туникою и десятью флейтистами, закон XII таблиц воспретил также и причитания [по умершим]).

4. Пусть [на похоронах] женщины щек не царапают и по умершим не причитают.

5. (Цицерон, О законах, II, 24, 60: Пусть костей мертвеца не собирают, чтобы впоследствии совершить погребение, за исключением лишь того случая, когда смерть постигла на поле битвы или на чужбине).

6а. (Цицерон, О законах, II, 23, 59: Кроме того, в законах устанавливаются еще следующие [правила]: отменяется бальзамирование [умащива-ние] рабов и питье круговой чаши. «Без пышного окропления, без длинных гирлянд, без курильниц»).

6б. (Фест, De verb, signif., 154: В XII таблицах постановлено не ставить перед умершими напитков с миррою).

7. (Если кто-нибудь был награжден венком или сам лично, или за своих лошадей и рабов, [выступавших на играх], или если венок был дан ему за его доблесть, то при его смерти не возбранялось возложить венок на умершего как у него дома, так и на форуме, равным образом его родным дозволялось присутствовать на похоронах в венках).

8. А также золота с покойником пусть не кладут. Но если у умершего зубы были скреплены золотом, то не возбраняется похоронить или сжечь его с этим золотом.

9. (Цицерон, О законах, II, 24, 61: Закон запрещает без согласия собственника устраивать погребальный костер или могилу на расстоянии ближе чем 60 футов от принадлежащего ему здания).


ТАБЛИЦА XII

1. (Гай, Институции, IV, 28: Законом был введен захват вещи в целях обеспечения долга, и по закону XII таблиц это было допущено против того, кто приобрел животное для принесения жертвы, не уплатил за него покупной цены, а также и против того, кто не представит вознаграждения за сданное ему в наем вьючное животное, с тем условием, чтобы плата за пользование была употреблена им на жертвенный пир).

2а. Если раб совершит кражу или причинит вред.

26. (Гай, Институции, IV, 75, 76: Преступления, совершенные подвластными лицами или рабами, порождали иски об ущербе, по которым домовладыке или собственнику раба предоставлялось или возместить стоимость причиненного вреда, или выдать головою виновного… [Эти] иски установлены или законами, или эдиктом претора. К искам, установленным законами, [принадлежит], например, иск о воровстве, созданный законом XII таблиц).

3. (Фест, De verb, signif., 174: Если приносит [на судоговорение] поддельную вещь или отрицает [самый факт] судоговорения, пусть претор назначит трех посредников и по их решению пусть возместит ущерб в размере двойного дохода [от спорной вещи]).

4. (Гай, 3, D., XLIV, 6: Законом XII таблиц было запрещено жертвовать храмам ту вещь, которая является предметом судебного разбирательства; в противном случае мы подвергаемся штрафу в размере двойной стоимости вещи, но нигде не выяснено, должен ли этот штраф уплачиваться государству или тому лицу, которое заявило притязание на данную вещь).

5. (Ливий, VII, 17,12: В XII таблицах имелось постановление о том, что впредь всякое решение народного собрания должно иметь силу закона).

Цит. по: Хрестоматия по истории Древнего мира. Т 3. Древний Рим /Под ред. В.В. Струве. М.: Учпедгиз, 1953. [Электронный ресурс]. URL:// http:// ancientrome.ru/ius/i.htm?a=1446588975. (дата обращения 25. 03. 2017).


Вопросы и задания:

1. Прочтите 3, 10 и 12 таблицы законов. Определите область их применения.

2. Что было определено законом за не выплаченный долг?

3. На кого возлагалась ответственность за привод должника в суд?

4. Что полагалось ответчику за невыполнение судебного решения?

5. Кто кормил осуждённого и за чей счёт?

6. Возможно ли было примирение истца и ответчика?

7. Что грозило осуждённому в случае не примирения с истцом?

8. Какие ритуалы были предусмотрены при погребении?

9. Можно ли было жертвовать храмам вещь, являющуюся предметом судебного разбирательства?

Трактат Цицерона[38] «Об обязанностях» и образ идеального гражданина

(Извлечение)


<…> Дороги нам родители, дороги дети, родственники, близкие, друзья, но отечество одно охватило все привязанности всех людей. Какой честный человек поколеблется пойти за него на смерть, если он этим принесёт пользу?…Но если этот душевный подъём, который бывает виден в опасностях и трудах, чужд справедливости и борется не за общее благо, а ради своей выгоды, то он порочен…Гражданин строгих правил, храбрый и достойный первенства в государстве… всецело посвятит себя служению государству, не станет добиваться богатств и могущества и будет оберегать государство в целом, заботясь обо всех гражданах…<…>

Цит. по: Цицерон. Об обязанностях. [Электронный ресурс]. URL:// http:// mydocx.ru/S-14783.html (дата обращения: 4.04. 2017).


Вопросы и задания:

1. Определите главные черты образа идеального человека, который описан Цицероном.

2. Как соотносятся понятия «человек» и «гражданин»?

Н. Я. Данилевский[39] об оценке развития культуры Рима

(Извлечение)


<… Но в Риме, также, как и в Греции, рабство составляет основной, фундаментальный факт общественного строя. Культурная деятельность совершенно незначительна: в науке, в философском мышлении, так же, как и в искусствах, за исключением архитектуры, Рим не производит ничего оригинального. Заключалась ли причина этой непроизводительности в самых нравственных, духовных условиях латинской расы или в подражательности римлян, в их порабощении грекам в сфере науки и искусства, это не подлежит теперь нашему разбору; для нас достаточно самого факта…>

Цит. по: Данилевский Н.Я. Россия и Европа. [Электронный ресурс]. URL:// http://www.odinblago.rU/istoriya_rossii/danilevskiy/l 7 (дата обращения: 24.03.2017).


Вопросы и задания:

1. Что составляло основу общественного строя в Риме?

2. Как Н.Я. Данилевский оценивает культурную деятельность Рима?

3. Опираясь на знания учебной дисциплины Мировой художественной культуры, докажите на конкретных примерах вклад Рима в развитие архитектуры.