Вы здесь

История: Учебно-практическое пособие. Раздел II. Древнейшая стадия истории человечества и зарождение цивилизации (М. И. Ивашко, 2017)

Раздел II

Древнейшая стадия истории человечества и зарождение цивилизации

Из словаря основных понятий

Первобытное общество (первобытный строй) – первая ступень развития общества, при которой люди живут на стоянках или в селениях. Объединяются в родовые общины и племена, управление которыми осуществляют вожди и старейшины, знания хранятся и передаются в основном с помощью устных сказаний.

Цит. по: Всеобщая история. Средние века/Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецов А.В. М.: Баласс, 2009. С. 284.


Вопросы и задания:

1. Прочтите определение, выделите в нем основные признаки первобытного строя и запишите их в конспект.

О сущности первобытно-общинного строя

Для первобытно-общинного строя характерен крайне низкий уровень развития производительных сил. Почти на всем его протяжении главным материалом для выделки орудий оставался камень, из которого можно было изготовлять лишь самые примитивные, с трудом поддающиеся усовершенствованию орудия производства. Крайне несовершенными были также трудовые навыки и производственный опыт первобытных людей.

Плохо оснащенный технически, плохо знавший свои собственные силы, первобытный человек в одиночку был беззащитен перед лицом природы. Отсюда вытекала неизбежность особенно тесного объединения первобытных людей для совместной борьбы за существование, необходимость коллективного труда и коллективной собственности на средства и продукты труда.

Первобытное общество не знало частной собственности, общественных классов и отделенной от народа принудительной власти. Оно было доклассовым, догосударственным обществом, или периодом первобытного родового коммунизма. Именно из-за этой важнейшей особенности первобытно-общинного строя изучение его имеет не только познавательное, но и большое мировоззренческое значение.

Данные первобытной истории проливают свет на происхождение частной собственности, социального неравенства и государственной власти.

Цит. по: Першиц А.И., Монгайт А.П., Алексеев В.П. История первобытного общества: Учебник. 3-изд., пер. и доп. М.: Высшая школа, 1982. [Электронный ресурс]. URL:// http://arheologija.ru/pershits-mongayt-alekseev-istoriya-pervobyitnogo-o... (дата обращения: 22. 03. 2017).


Вопросы.

1. Что характерно для первобытно-общинного строя?

2. Какими орудиями труда пользовались люди в это время?

3. Из чего вытекала необходимость объединения людей для коллективного труда?

4. На что проливает свет первобытная история?

Проблемы антропогенеза

(Извлечение)


Антропогенез (от «антропос» – «человек» и «генезис» – «происхождение») – это происхождение человека. Можно выделить следующие проблемы антропогенеза.

Как появился человек? В теологических теориях человек был сотворен богами или одним богом (вспомните примеры из мифологии древних обществ); такие представления были характерны для всех первобытных народов, а также для мировых религий, например, христианства, ислама.

С освоением космоса появилась мысль о том, что жизнь на Землю могла быть занесена извне, пришельцами из других миров.

В эволюционной теории человек произошел от обезьяны. Необходимо отметить, что именно эволюционная теория легла в основу изучения истории первобытного общества.

Человек впервые был включен в систему животного царства в XVIII в. шведским ученым К. Линнеем. К. Линней объединил человека с известными на тот момент обезьянами и выделил в составе млекопитающих отряд приматов.

Ж.Б. Ламарк (1744–1829, французский естествоиспытатель, работа «Философия зоологии», 1809 г.) писал о том, что виды животных и растений постоянно изменяются и усложняются в результате влияния внешней среды и внутреннего стремления всех организмов к усовершенствованию. Человек, по его мнению, мог произойти от наиболее совершенной из обезьян (например, шимпанзе) под влиянием окружающей среды. Ламарк выстроил следующую цепочку: лесные обезьяны – наземные обезьяны – какое-то промежуточное звено – человек. Из-за исчезновения лесов обезьяны начали передвигаться по земле; вследствие этого ноги у них постепенно утратили способность производить хватательные движения, а руки, не упражняясь в перескоках с дерева на дерево, укоротились. Уменьшились также челюсти и размеры клыков. Наземные обезьяны с течением времени широко расселились по земле и вынуждены был приспосабливаться к окружающей среде. У них появилась членораздельная речь для передачи мыслей. В таком направлении шла эволюция к человеку, но точно назвать промежуточное звено между обезьянами и человеком Ж.Б. Ламарк не мог.

Ч. Дарвин (1809–1882, английский естествоиспытатель) в своей первой работе «О происхождении видов путем естественного отбора» (1859 г.) вопрос о происхождении человека специально не рассматривал, но было очевидно, что человек подходил под те же законы развития, которые лежат в основе эволюции остального животного мира. Во второй книге «Происхождение человека и половой отбор» (1871 г.) Дарвин выдвинул теорию о происхождении человека от обезьян. Он писал так: «…Человек обязан своим существованием длинному ряду предков. Если бы отсутствовало какое-либо из звеньев этой цепи, человек не был бы тем, кто он есть… От обезьян Старого Света произошел в отдаленный период человек, чудо и слава мира» [9, с. 30]. Т. Гекели (1825–1895, ближайший соратник Ч. Дарвина, работа «О положении человека в природе», 1863 г.) написал книгу, специально посвященную проблеме происхождения человека от обезьяноподобного существа.

Э. Геккель (1834–1919, немецкий биолог, работа «Естественная история мироздания», 1868 г.) попытался восстановить родословное древо человеческого рода (рода Homo); он назвал промежуточное звено между человекообразной обезьяной и человеком «обезьяночеловек бессловесный» (Pithecanthropus alalus). В дальнейшем термин «питекантроп» был принят другими учеными.

Цит. по: История первобытного общества: Учебное пособие/ В.Ю. Данилов. Владимир: Изд. Вл. ГУ, 2014. [Электронный ресурс]. URL:// https:// docviewer.yandex.ru/?url=http pi.vlsu.Ffileadmin Fdokumenty Danilova_V. JU._Ucheb._pos._IPO.doc&name=Danilova_V. (дата обращения: 22.03.2017).


Вопросы.

1. Как объясняют происхождение человека на Земле представители теологической теории?

2. Какая точка зрения на происхождение человека появилась с освоением космоса?

3. От кого произошёл человек с точки зрения эволюционной теории?

4. Какие особенности эволюции человека заметили учёные разных стран и эпох?

Первобытный период. Древнейшие люди

(Извлечение)


Учёные разных стран спорят о том, где зародилось человечество. Большинство полагают, что родиной человека является Юго-Восточная Африка. Однако не исключается возможность существования ещё одной прародины человечества – в Азии. Первого человека учёные называют человек умелый. Останки самого близкого предка человека были обнаружены археологами в Олдовайском ущелье в Юго-Восточной Африке в 1925 году. Его назвали австралопитеком, что означает «южная обезьяна». Австралопитеки жили примерно 4–3 миллиона лет назад. Следующей (после человека умелого) стадией развития стало появление человека прямоходящего -питекантропа. Было это примерно более миллиона лет назад. 200–100 тысяч лет тому назад появился новый тип человека. Учёные назвали его человек разумный. К этому типу относится неандерталец. Этот тип человека вымер, не оставив потомков. Несколько тысячелетий неандертальцы жили одновременно с другим типом человека – кроманьонцем. Кроманьонцы – наши прямые предки. Учёные называют кроманьонцев, как и современных людей, хомо сапиенс сапиенс, то есть человек разумный разумный. Кроманьонцы появились около 100-40 тысяч лет тому назад.

Цит. по: Уколова В.И. История. Древний мир: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Рос. Акад. наук, Рос. Акад. образования. М.: Просвещение, 2010. С. 14–16.


Вопросы.

1. Когда появились первые люди? Где географически располагалась их зона обитания?

2. Какие древние люди являются нашими прямыми предками? Назовите временные рамки их появления.

Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека

(Извлечение)


Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который, при всем своем сходстве с обезьяньим, далеко превосходит его по величине и совершенству. А параллельно с дальнейшим развитием мозга шло дальнейшее развитие его ближайших орудий – органов чувств. Подобно тому, как постепенное развитие речи неизменно сопровождается соответствующим усовершенствованием органа слуха, точно так же развитие мозга вообще сопровождается усовершенствованием всех чувств в их совокупности. Орел видит значительно дальше, чем человек, но человеческий глаз замечает в вещах значительно больше, чем глаз орла. Собака обладает значительно более тонким обонянием, чем человек, но она не различает и сотой доли тех запахов, которые для человека являются определенными признаками различных вещей. А чувство осязания, которым обезьяна едва-едва обладает в самой грубой, зачаточной форме, выработалось только вместе с развитием самой человеческой руки, благодаря труду.

Развитие мозга и подчиненных ему чувств, все более и более проясняющегося сознания, способности к абстракции и к умозаключению оказывало обратное воздействие на труд и на язык, давая обоим всё новые и новые толчки к дальнейшему развитию. Это дальнейшее развитие с момента окончательного отделения человека от обезьяны отнюдь не закончилось, а, наоборот, продолжалось и после этого; будучи у различных народов и в различные эпохи по степени и по направлению различным, иногда даже прерываясь местными и временными движениями назад, оно, в общем и целом, могучей поступью шло вперед, получив, с одной стороны, новый мощный толчок, а с другой стороны – более определенное направление благодаря тому, что с появлением готового человека возник вдобавок еще новый элемент – общество.

Цит. по: Энгельс Фридрих. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. [Электронный ресурс]. URL:// http://www.studfiles.ru/ preview/5430334/page:21. (дата обращения: 22. 03. 2017).


Вопросы.

1. Каковы главные стимулы превращения мозга обезьяны в мозг человека?

2. Какие чувства человека развивались с развитием мозга?

3. Какова роль общества в формировании человека?

Неолитическая революция

(Извлечение)


Неолитическая революция – переход человеческих общин от примитивной экономики охотников и собирателей к сельскому хозяйству, основанному на земледелии и/или животноводстве. По данным археологии, одомашнивание животных и растений происходило в разное время независимо в 7–8 регионах. Самым ранним центром неолитической революции считается Ближний восток, где одомашнивание началось не позднее, чем 10 тыс. лет назад. В центральных областях Мир-Системы превращение или замещение охотничье-собирательских обществ аграрными датируется широким временным диапазоном от X до III тысячелетия до н. э., в большинстве периферийных областей переход к производящему хозяйству завершился значительно позднее.

Цит. по: Рассел Джесси. Неолитическая резолюция. М.: Книга по требованию, 2012. [Электронный ресурс].URL:// http://bookmix.ru/ book.phtml?id=1500166. (дата обращения: 22. 03. 2017).


(Извлечение)


От присваивающего хозяйства люди перешли к производящему хозяйству. Это был величайший переворот в жизни древних людей. Произошёл он в неолите, в 8–4 тысячелетиях до н. э. Учёные назвали этот переворот неолитической революцией.

Цит. по: Уколова В.И. История. Древний мир: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Рос. Акад. наук, Рос. Акад. образования. М.: Просвещение, 2010. С. 21.


Вопросы и задания:

Ознакомьтесь с оценками содержания неолитической революции и запишите в конспект:

– сущность неолитической революции;

– предполагаемые временные рамки ее появления;

– географический центр ее проявления;

– почему переход к производящему хозяйству учёные приравняли к революции.

Первобытные люди

(Извлечение)


Самым важным в развитии первобытных людей было то, что они научились делать и совершенствовать орудия труда. Животные потребляют то, что даёт природа. Предки выделились из мира животных, начав трудиться. Стремление не только потреблять, но и творить, создавать новое – важнейшее отличие человека от животных.

Цит. по: Уколова В.И. История. Древний мир: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Рос. Акад. наук, Рос. Акад. образования. М.: Просвещение, 2010. С. 15.


Вопросы и задания:

1. Что отличает человека от животного? Перечислите эти отличия и запишите в конспект по данной теме урока.

2. Человек созидатель или только потребитель достояний природы?

Зарождение религии и искусства

(Извлечение)


Колдовство, магия, вера в духов, в существование души свидетельствуют о появлении у древних людей религиозных верований. Первобытные люди развивались, усложнялись и их религиозные представления. Они верили, что природой и жизнью людей управляют особые, высшие существа, которые виделись им либо в образе животных, либо подобными человеку созданиями, но более могущественными и совершенными. Так у первобытных людей зародилась вера в богов, появились зачатки религии.

Цит. по: Уколова В.И. История. Древний мир: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Рос. Акад. наук, Рос. Акад. образования. М.: Просвещение, 2010. С. 19.


Вопросы и задания:

1. Какие первые религиозные верования зародились у древних людей? Перечислите их и запишите в конспект.

Первые очаги цивилизаций

(Извлечение)


Примерно к середине 4 тысячелетия до н. э. начался переход человечества от первобытности к цивилизации.

Показателями перехода от первобытности к цивилизации были возникновение первых государств, развитие городов, появление письменности, новых форм религиозной и культурной жизни.

Цит. по: Уколова В.И. История. Древний мир: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Рос. Акад. наук, Рос. Акад. образования. М.: Просвещение, 2010. С. 24,, 25.


Вопросы и задания:

1. Когда начался переход от первобытности к цивилизации?

2. Перечислите основные признаки, свидетельствующие о переходе от первобытности к цивилизации.