Раздел I
Основы исторических знаний
Смысл и назначение истории
Н.М. Карамзин[1]
«История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего».
Цит. по: Карамзин Н.Н. История государства Российского: в 3 кн. [Электронный ресурс]. URL: // http://www. magister. msk. г и/library/history/karamzin/ kar01_00.htm (дата обращения: 15.03. 2017).
И. В. Гёте[2]
«Лучшее, что мы имеем от истории – возбуждаемый ею энтузиазм».
Цит. по: Таранов П.С. Анатомия мудрости: 120 философов. Симферополь, 1996. Т. 2. С. 551.
В. О. Ключевский[3]
«Не цветы виноваты в том, что слепой их не видит. История учит даже тех, кто у неё не учится; она проучивает их за невежество и пренебрежение…
… Ложь в истолковании прошлого приводит к провалам в настоящем и готовит катастрофу в будущем».
Цит. по: Ключевский В.О. Смысл и назначение истории. [Электронный ресурс]. URL: //http://www.studfiles. ru/preview/4600989/ (дата обращения: 15. 03. 2017).
Н.Г Чернышевский[4]
«Исторический путь – не тротуар Невского проспекта; он идет целиком через поля, то пыльные, то грязные, то через болота, то через дебри.
Кто боится быть покрыт пылью и выпачкать сапоги, тот не принимайся за общественную деятельность».
Цит. по: Чернышевский Н.Г. Статья, посвящённая книге Г. Кэре. [Электронный ресурс]. URL://http://quotesbook.info/parables/writing/Istoricheskijj-put-_-ne-trotuar-... (дата обращения: 15. 03. 2017).
«Можно не знать, не чувствовать влечения к изучению математики, греческого или латинского языков, химии, – можно не знать тысячи наук и все-таки быть образованным человеком; но не любить истории может только человек, совершенно неразвитый умственно».
Цит. по: Богословский Н.В. Тайны истории. Чернышевский. [Электронный ресурс]. URL: // https://secrethistory.su/page,23,196-chernyshevskiy.html. (дата обращения: 15. 03. 2017).
Д.Б.Шоу[5]
«Единственный урок, который можно извлечь из истории, состоит в том, что люди не извлекают из истории никаких уроков».
Цит. по: Джордж Бернард Шоу. Лучшие цитаты [Электронный ресурс]. URL: // http:// russiahousenews.info/other-story-news/luchshie-tsitati-bernarda-shou (дата обращения:15. 03. 2017).
И.П. Ганди[6]
«История – самый лучший учитель, у которого самые плохие ученики».
Цит. по: Индира Ганди. Цитаты и афоризмы [Электронный ресурс]. URL: // http://www.liveinternet.ru/users/3780265/post290629369/comments (дата обращения: IS.03.2017).
К.T Ясперс[7]
«По широте и глубине перемен во всей человеческой жизни нашей эпохе принадлежит решающее значение. Лишь история человечества в целом может дать масштаб для осмысления того, что происходит в настоящее время.
Взор, обращенный в прошлое, погружает нас в тайну человеческого бытия. То, что у нас вообще есть история; что история сделала нас такими, какими мы кажемся сегодня; что продолжительность этой истории до настоящего момента сравнительно очень невелика, – все это заставляет нас задать ряд вопросов. Откуда это? Куда это ведет? Что это означает?».
Цит. по: Ясперс Карл. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. С. 29.
Вопросы и задания:
Прочитайте известные высказывания и ответьте на следующие вопросы.
– Какой смысл вкладывали классики в категорию «история»?
– Какие функции возложены на историю, в чем ее призвание?
– Чему учит история? Какие уроки она преподносит человечеству?
– Подумайте, почему «история» хорошо учит, а «ученики» у неё плохие?
О российской истории и русских людях
А. С. Пушкин[8]
«Я далёко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора меня раздражают, как человек с предрассудком я оскорблён, – но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков, как нам Бог её дал».
Цит. по: Пушкин А. С. [Электронный ресурс]. URL: // http://golovin 1970, livejoumal.com/215S64.html (дата обращения:14. 03. 2017).
Г.В. Плеханов[9]
«В историческом развитии России… есть особенности, очень заметно отличающие его от исторического процесса всех стран европейского Запада и напоминающие процесс развития великих восточных деспотий. Причём, – чем весьма значительно осложняется вопрос, – особенности эти сами переживают довольно своеобразный процесс развития. Они то увеличиваются, то уменьшаются, вследствие чего Россия как бы колеблется между Востоком и Западом».
Цит. по: Ионов И.И. Российская цивилизация, IX – конец XX века: М.: Просвещение, 2003. С. 384.
А.И. Деникин[10]
«Русский не тот, кто носит русскую фамилию, а тот, кто любит Россию и считает её своим отечеством.
… В сознании честных русских людей счастье Родины не может быть приобретено путём её расчленения».
Цит. по: Жемчужины мысли. Деникин А.И. [Электронный ресурс[. URL:// http://www.inpearls.ru/239919. (дата обращения: 15. 03. 2017).
Л.Н. Толстой[11]
«Читаю историю Соловьёва. Всё, по истории этой, было безобразно в допетровской России: жестокость, грабёж, правёж, грубость, глупость, неумение ничего сделать. Правительство стало исправлять. И правительство это такое же безобразное до нашего времени. Читаешь эту историю и невольно приходишь к заключению, что рядом безобразий совершилась история России.
Но как же так ряд безобразий произвели великое, единое государство? Уж это одно доказывает, что не правительство производило историю. Но кроме того, читая о том, как грабили, правили, воевали, разоряли (только об этом и речь в истории), невольно приходишь к вопросу: что грабили и разоряли? А от этого вопроса к другому: кто производил то, что разоряли? Кто и как кормил хлебом весь этот народ? Кто делал парчи, сукна, платья, камки, в которых щеголяли цари и бояре? Кто ловил черных лисиц и соболей, которыми дарили послов, кто добывал золото и железо, кто выводил лошадей, быков, баранов, кто строил дома, дворцы, церкви, кто перевозил товары? Кто воспитывал и рожал этих людей единого корня? Кто блюл святыню религиозную, поэзию народную, кто сделал, что Богдан Хмельницкий передался России, а не Турции и Польше? Народ живет!»
Цит. по: Толстой А.Н. Дневники и записные книжки 1858–1880 г. Записная книга № 4 (запись от 4 апреля 1870 г.). Собр. сон. т. 48. М.: Художественная литература. [Электронный ресурс]. URL://http:/www.tolstoy.ru (дата обращения:14. 03. 2017).
Вопросы и задания.
Прочитайте известные высказывания о российской истории, ее особенностях, о русских людях и ответьте на следующие вопросы:
– в чем состоит особенность российской истории?
– почему мы должны так трепетно и аккуратно относиться к своей стране и к своей истории?
– чем определяется принадлежность человека к «русскимлюдям»? Чем соизмеряет А.П. Деникин «счастье Родины»?
– кого увидел великий писатель в качестве подлинного созидателя российской истории?
Бердяев Н. А. Судьба России[12]
(Извлечение)
Всё своеобразие славянской и русской мистики – в искании града Божьего, града грядущего, в ожидании сошествия на землю небесного Иерусалима, в жажде всеобщего спасения и всеобщего блага, в апокалипсической настроенности. Эти апокалипсические пророческие ожидания находятся в противоречии с тем чувством, что русские уже град свой имеют и что град этот – «святая Русь»…
Здесь тайна русского духа. Дух этот устремлён к последнему и окончательному, к абсолютному во всём… но в природно-историческом процессе царит относительное и среднее. И поэтому русская жажда абсолютной свободы на практике слишком часто приводит к рабству… и русская жажда абсолютной любви – к вражде и ненависти. Для русских характерно какое-то бессилие, какая-то бездарность во всём относительном и среднем. А история культуры и общественности вся ведь в среднем и относительном, она не абсолютна и конечна. Черта эта очень национально-русская. Добыть себе относительную общественную свободу русским трудно не потому только, что в русской природе есть пассивность и подавленность, но и потому, что русский дух жаждет абсолютной божественной свободы…
Русский дух хочет священного государства в абсолютном и готов мириться с звериным государством в относительном. Он хочет святости в жизни абсолютной, и только святость его пленяет, и он же готов мириться с грязью и низостью в жизни относительной. Поэтому святая Русь имела всегда обратной своей стороной Русь звериную. Россия как бы всегда хотела лишь ангельского и звериного и недостаточно раскрывала в себе человеческое. Ангельская святость и звериная низость – вот вечные колебания русского народа, неведомые более средним народом. Русский человек упоен святостью, и он же упоен грехом, низостью.
Цит. по: Ионов И.И. Российская цивилизация, IX – конец XX века. М.: Просвещение, 2003. С. 56.
Вопросы.
1. С каким градом сравнивает автор «святую Русь»?
2. В чём состоит тайна русского духа?
3. Какова национально-русская черта?
4. В чём заключаются колебания русского народа?
5. Какие основания, подчёркивающие крайности в истории России приводит автор?
Россия: критика исторического опыта
(Извлечение)
История – это культурный текст, написанный самими людьми. Его надо уметь читать. От искусства этого чтения зависит возможность выявления опасности, угрожающей обществу, понимание того, что следует, а чего не следует делать, чтобы ее избежать. <…>
<…> Анализ истории страны показывает, что для нее характерны периодические резкие глобальные, т. е. охватывающие все общество, повороты в системе ценностей, периодические попытки повернуться спиной к своему вчерашнему опыту, к своим царям и вождям, с тем, чтобы то ли прорваться к будущему, то ли вернуться к позавчерашнему дню. Крутые повороты трижды вызывали национальные катастрофы – гибель значительной части населения. В других случаях крутые виражи не приводили к разрушительным результатам и, казалось, наоборот, давали новый импульс жизни общества, стимулировали массовую творческую энергию. Тем не менее, они всегда несли лишь временный позитивный эффект, оказывались средством накапливания сил для нового поворота.
В этих периодических зигзагах есть некоторая скрытая закономерность. Ее выявление должно помочь пониманию, что попытки кардинальных изменений в жизни страны не есть чудо, результат случайных движений души того или иного правителя государства, но являются звеном сложного противоречивого социокультурного процесса. Хаотические виражи на пути России можно рассматривать как сигналы, идущие из метафизических глубин человеческой истории, которые достигли в стране особой интенсивности. Изломы русской истории, подобно обнажившимся геологическим пластам, могут высветить то, что, может быть, в иных формах и с иной остротой характерно и для других стран и народов. <…>
Анализ механизма этих поворотов имеет особенно важное значение для сегодняшней ситуации в стране.
Цит. по: Ахиезир А. С. Россия: критика исторического опыта. [Электронный ресурс]. URL: //http://www.rulit.me/books/rossiya-kritika-istoricheskogo-opyta-toml-read... (дата обращения: 15. 03. 2017).
Вопросы.
1. Кто, по мнению автора, пишет историю?
2. Каковы характерные особенности российской истории?
3. Каковы результаты крутых поворотов этой истории?
4. Что даёт человеку понимание закономерности развития российской истории через крутые повороты?
Российская цивилизация, IX – конец XX в.
Основная оппозиция русской культуры – противопоставление добра и зла – выступает как борьба Правды и кривды. Борьба Правды с кривдой бескомпромиссна. Кривда побеждает на земле; потерпев поражение, Правда отлетает на небо и остается непобежденной в принципе. Борьба этих двух начал выступает как противоборство космических сил, противостоящих противоположных субстанций…Правда – внутренний принцип, закон мироздания, некая нравственная субстанция мира, абсолютное добро. Антитеза «Правда – кривда» рассматривается в качестве одной из констант народного мировоззрения, сохранявших актуальность и после эпохи средних веков…
Устремлённость к земному царству Правды – важнейшая специфика русского массового сознания. Идеал Правды зиждется на мечте об устройстве жизни, очищенной от искажений, в которых виноваты могут быть начальство, иноземцы, собственная слабость и т. д., зиждется на вере в естественную жизнь, которая хотя и утеряна частично, но неизбежно восторжествует.
Цит. по: Ионов И.И… Российская цивилизация, IX – конец XX века. М.: Просвещение, 2003. С. 29, 30.
Вопросы.
1. Почему антитеза «Правда – кривда», рассматривается автором как составляющая народного мировоззрения?
2. Как Вы думаете, устремлённость к «царству Правды», остаётся в сознании русского народа в наше время?
Понятие о методологии истории и ее значение
(Извлечение)
Методология истории обсуждает основания исторического знания и способствует выработке обоснованной системы исторических понятий; специальные исследования не могут дать такой системы: они только готовят материал для нее, но система согласованных между собою исторических понятий устанавливается путем рассмотрения и формулировки основных принципов исторического знания и методического их раскрытия, возможно более последовательно проводимого сквозь всю историческую науку.
Методология данной отрасли науки нуждается, однако, еще в дополнительных понятиях, без принятия которых нельзя построить ее и выяснить особенности ее метода.
С такой точки зрения и методология истории должна иметь в виду, кроме общей цели, свою специфическую задачу: она стремится обосновать историческое знание, т. е. возвести его к основным принципам познания, обусловливающим (в логическом смысле) самую возможность всякого знания, а значит, и исторического; но так как историческое знание не ими одними обусловлено, то она устанавливает и производные принципы или положения, которые в комбинации с основными делают возможным изучение данных нашего опыта с исторической точки зрения и придают систематическое единство историческому знанию; в силу вышеуказанной связи между принципами и методами та же методологическая дисциплина, кроме принципов исторического знания, выясняет и те методы мышления, которые зависят от них…
Цит. по: Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории. М.: Изд. дом «Территория Будущего», 2006. С. 11.
Вопросы и задания:
1. Прочитайте извлечение, сформулируйте понимание термина «методология истории», как ее трактует Ф.С. Лаппо-Данилевский.
2. Какие задачи призвана решать «методология истории» в данной отрасли науки?
История государства российского
(Извлечение)
Правители, Законодатели действуют по указаниям Истории и смотрят на ее листы, как мореплаватели на чертежи морей. Мудрость человеческая имеет нужду в опытах, а жизнь кратковременна. Должно знать, как искони мятежные страсти волновали гражданское общество и какими способами благотворная власть ума обуздывала их бурное стремление, чтобы учредить порядок, согласить выгоды людей и даровать им возможное на земле счастие.
Но и простой гражданин должен читать Историю. Она мирит его с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках; утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали еще ужаснейшие, и Государство не разрушалось; она питает нравственное чувство и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества.
Цит. по: Карамзин Н.М. История государства Российского. [Электронный ресурс]. URL:// http://www.kulichki.com/inkwell/text/special/history/ karamzin/karahist.htm. (дата доступа: 20. 03. 2017).
Вопросы.
1. Почему знание истории необходимо «правителям» и «законодателям»?
2. Для чего и простые граждане должны «читать» историю?
Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка?
(Извлечение)
Истина состоит в том, что историю нельзя определить как гуманитарную или общественную науку, не теряя при этом значительной части ее природы. Слишком часто мы совершаем ошибку, настаивая, что история принадлежит к одной из категорий, отрицая при этом другую.
История – это гибридная дисциплина, и своим очарованием и сложностью обязана именно тому, что несет в себе черты обеих категорий. Чтобы историческое исследование сохранило свою жизненную силу, следует признавать эту ключевую двойственность, как бы ни страдала при этом логическая целостность. Исследование истории «ради нее самой» – не просто любовь к древностям. Размышления о прошедших эпохах способствуют росту человеческого сознания, а воссоздание исторического прошлого неизменно овладевает нашим воображением, обогащая опосредованным опытом, как автора, так и читателя. В то же время историки играют и практическую роль, и история, которую они преподносят студентам в школах и университетах или широкой аудитории через средства массовой информации, должна отражать осознание ими этой роли.
Тем самым историческое образование достигает нескольких целей одновременно: оно упражняет ум, воспитывает сопереживание и позволяет увидеть многие насущные проблемы нашего времени в исторической перспективе.
Цит. по: Тош Д. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка/ Пер, с англ. М.: «Весь мир», 2000. С. 56.
Вопросы.
1. Какое место занимает история среди других наук?
2. В чём состоит практическая составляющая исторической науки?
3. Что, по мнению автора, даёт человеку историческое образование?
Структура исторического пространства
(Извлечение)
Для выделения пространств (территорий) социальных взаимодействий, происходивших в прошлом, необходимо использовать те или иные критерии. Понятно, что такими критериями могут быть культурная или религиозная общность (цивилизация), единое экономическое или политическое пространство (империя, герцогство, государство, провинция), общность, заданная природными условиями (Междуречье, Средиземноморье, Кавказ), наконец, «место жительства». Каждый тип территориальной истории имеет свои древние традиции в европейской мысли, идущие со времен античности.
С учетом пространственного аспекта мы выделяем четыре основных уровня исторических исследований:
а) всемирная история (история всего «мира» или «человечества»);
б) региональная история (история больших территорий, выходящих за пределы государственных границ, история отдельных цивилизаций или культур);
в) страновая история (включая историю народов и национально-государственных образований);
г) локальная история (от дома или улицы до поселков и городов, штатов, графств, провинций, «субъектов федерации» и т. д.).
Цит. по: Савельева И.М., Полетаев А.В. Теория исторического знания: Учебное пособие. СПб.: Алетейя, 2008. С. 174.
Вопросы и задания:
1. Какие критерии, по мнению авторов исторического информационного источника, лежат в основе определения «пространства (территорий)» социальных взаимодействий?
2. Перечислите уровни исторических исследований, которые они выдвигают с учетом пространственного аспекта.
Методы исторического исследования
(Извлечение)
Специально-исторические, или общеисторические, методы исследования представляют собой то или иное сочетание общенаучных методов, направленных на изучение объекта исторического познания, т. е. учитывающих особенности этого объекта, выраженные в общей теории исторического познания.
Историческая реальность характеризуется рядом общих черт, и поэтому можно выделить и основные методы исторического исследования.
Историко-генетический метод относится к числу наиболее распространенных в исторических исследованиях. Суть его состоит в последовательном раскрытии свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе ее исторического движения, что позволяет в наибольшей мере приблизиться к воспроизведению реальной истории объекта.
Историко-генетический метод позволяет показать причинно-следственные связи и закономерности исторического развития в их непосредственности, а исторические события и личности охарактеризовать в их индивидуальности и образности.
Историко-сравнительный метод также давно применяется в исторических исследованиях. Вообще сравнение – важный и, пожалуй, самый широко распространенный метод научного познания. В сущности, без сравнения не обходится ни одно научное исследование. Объективной основой для сравнений является то, что общественно-историческое развитие представляет собой повторяющийся, внутренне обусловленный, закономерный процесс.
Многие его явления тождественны или сходны внутренней сутью и отличаются лишь пространственной или временной вариацией форм, а одни и те же или сходные формы могут выражать разное содержание. Поэтому в процессе сравнения и открывается возможность для объяснения рассматриваемых фактов, раскрытия сущности изучаемых явлений. В этом состоит основное познавательное значение сравнения как метода научного познания.
Таким образом, историко-сравнительный метод дает возможность вскрывать сущность изучаемых явлений и по сходству, и по различию присущих им свойств, а также проводить сравнение в пространстве и времени, т. е. по горизонтали и вертикали.
Историко-типологический метод. Общественная жизнь во всех ее проявлениях – непрерывный динамический процесс. Он представляет собой не простое последовательное течение событий, а смену одних качественных состояний другими, имеет свои существенно отличные стадии. Выделение этих стадий также является важной задачей в познании общественно-исторического развития.
В современных исторических исследованиях все более широко распространяется историко-системный метод. Это обусловлено углублением исторических исследований как с точки зрения целостного охвата познаваемой исторической реальности, так и с точки зрения раскрытия внутренних механизмов функционирования и развития разного рода общественно-исторических систем.
Цит. по: Ковальченко ИД. Методы исторического исследования. [Электронный ресурс]. URL:// http://studopedia.ru/18_S6936_ivan-kovalchenko-metodi-istoricheskogo-iss.... (дата обращения: 20.03.2017).
Вопросы и задания:
1. Что представляют собой методы исторического исследования?
2. Перечислите методы, которые выделены в данном извлечении. В чем функциональное предназначение каждого из них?
3. Какой метод исследования и почему, по мнению И.Д. Ковальченко, получил более широкое распространение в современных исторических исследованиях?
О принципе историзма
(Извлечение)
Принцип историзма означает рассмотрение всякого явления его развитии: зарождении, становлении и отмирании. Историзм как способ осмысления прошлого, современности и вероятного будущего требует искать корни всех явлений в прошлом; понимать, что между эпохами существует преемственность, а каждую эпоху надо оценивать с точки зрения ее исторических особенностей и возможностей. В результате на общество удалось взглянуть как на нечто цельное и взаимосвязанное, а целостность позволяет глубже понять отдельные его элементы.
Вместе с этим развивался и исторический метод исследования событий, явлений и процессов. Само название данного метода ясно указывает на его сущность – исследование изменений при рассмотрении того или иного явления, института, процесса и т. д. Для историков, обращение к прошлому не является каким-то особым методом. Прошлое есть предмет исследования историка, и поэтому выделять его изучение – с точки зрения современной идеологии историков – в какой-то особый исторический метод, наверное, не совсем логично, поскольку любой используемый историком метод имеет историческую направленность. Однако при анализе трансформации институтов, явлений и процессов важно установить причинно-следственные связи в процессе исторического изменения изучаемого явления или процесса…
Исторический метод широко используется и в других науках. Так, юристы используют исторический метод для исследования формирования системы права, той или иной совокупности законов и правил. Это можно проиллюстрировать на примере изменений юридического положения средневекового российского крестьянства в процессе поэтапного закрепощения…
Так или иначе, изучение прошлого способствует лучшему пониманию современности.
Цит. по: Теория и методология истории: учебник для вузов/ Отв. ред. B. В. Алексеев, Н.Н. Крадин, А.В. Коротаев и др. Волгоград: Учитель, 2014. C. 388.
Вопросы.
1. Что означает принцип историзма?
2. Каковы требования данного принципа к изучению исторического процесса?
3. В чём важность установления причинно-следственных связей для изучения истории?
4. В каких науках используется исторический метод?
5. В каких случаях используется исторический принцип юристами? Приведите пример подобной практики, опираясь на знание событийного материла средневекового периода всеобщей и отечественной истории.
Историческое источниковедение
(Извлечение)
Умение извлекать, оценивать и использовать информацию исторических источников приобретает качественно новое значение и для историков, и для всех, кто так или иначе в своей работе пользуется информацией, содержащейся в исторических источниках: политиков, журналистов, социологов, юристов, психологов и др.
Теоретическими и прикладными проблемами, связанными с изучением исторических источников, т. е. носителей информации в любых знаковых формах вещественной, письменной, изобразительной (художественно-графический), фонической, занимается историческое источниковедение.
Цит. по: Георгиева Н.Г. Историческое источниковедение: теоретические проблемы: Учебник для вузов. М.: Проспект, 2016. С. 5.
(Извлечение)
Источниковедение представляет собой метод познания реального мира. Объектом при этом являются созданные людьми культурные объекты – произведения, вещи, записи-документы. Посредством каких свойств, культурных объектов познается реальный мир? Поскольку произведения (изделия, вещи, записи-документы и т. п.) люди создают целенаправленно, то в этих произведениях отражаются и эти цели, и способы их достижения, и те возможности, которыми люди располагали в то или иное время, в тех или иных условиях. Поэтому, изучая произведения, можно многое узнать о людях, которые их создали, и данный способ познания человечество широко использует.
В ранних человеческих сообществах устной культуры люди самым разнообразным образом использовали созданные другими людьми вещи – орудия, инструменты, предметы быта или роскоши, оружие и многое другое – не только по прямому назначению данных предметов, но и как источники информации.
Рассматривая, сопоставляя, оценивая, логически рассуждая, люди извлекали для себя важную информацию о новой для них культуре. Поэтому многие обычаи, связанные с диалогом культур, сопровождаются обменом дарами. Эти обычаи, восходящие к глубокой древности, позволяют существенно дополнить социальную информацию, которую можно передать словесно, при непосредственном личном общении. По ним можно судить о богатствах страны, которые люди уже научились использовать, об уровне развития техники, ремесла, образе жизни, системе ценностных ориентаций, уровнях науки и культуры. Данный способ получения информации о человеческом сообществе дает огромные возможности, ибо он ориентирован на главное человеческое свойство – способность создавать, творить, объективировать свои мысли и представления в материальных образах.
Возникновение письменности, а позднее технические средства фиксации и передачи информации, ее тиражирования значительно расширили информационное поле человеческой цивилизации, качественно изменили и изменяют ее.
Цит. по: Источниковедение. Теория, история, метод. Источники российской истории/ Отв. ред. И.Н. Данилевский, В.В. Кабанов, О.М. Медушевская и др. М.: РГГУ, 2004. С. 21, 22.
Вопрос.
Прочитайте извлечения и, отталкиваясь от текстов, запишите своими словами определение, что собой представляет источниковедение, что является его объектом и какое значение оно имеет в современных условиях?
Два предмета исторического изучения
(Извлечение)
Исторический процесс вскрывается в явлениях человеческой жизни, известия о которых сохранились в исторических памятниках или источниках. Явления эти необозримо разнообразны, касаются международных отношений, внешней и внутренней жизни отдельных народов, деятельности отдельных лиц среди того или другого народа. Все эти явления складываются в великую жизненную борьбу, которую вело и ведёт человечество, стремясь к целям, им себе поставленным.
От этой борьбы, постоянно меняющей свои приёмы и характер, однако, отлагается нечто более твердое и устойчивое: это – известный житейский порядок, строй людских отношений, интересов, понятий, чувств, нравов. Сложившегося порядка люди держатся, пока непрерывное движение исторической драмы не заменит его другим.
Во всех этих изменениях историка занимают два основных предмета, которые он старается разглядеть в волнистом потоке исторической жизни, как она отражается в источниках.
Накопление опытов, знаний, потребностей, привычек, житейских удобств, улучшающих, с одной стороны, частную личную жизнь отдельного человека, а с другой – устанавливающих и совершенствующих общественные отношения между людьми, – словом, выработка человека и человеческого общежития – таков один предмет исторического изучения. Степень этой выработки, достигнутую тем или другим народом, обыкновенно называют его культурой, или цивилизацией; признаки, по которым историческое изучение определяет эту степень, составляют содержание особой отрасли исторического ведения, истории культуры, или цивилизации.
Другой предмет исторического наблюдения – это природа и действие исторических сил, строящих человеческие общества, свойства тех многообразных нитей, материальных и духовных, с помощью которых случайные и разнохарактерные людские единицы с мимолётным существованием складываются в стройные и плотные общества, живущие целые века. Историческое изучение строения общества, организации людских союзов, развития и отправлений их отдельных органов – словом, изучение свойств и действия сил, созидающих и направляющих людское общежитие, составляет задачу особой отрасли исторического знания, науки об обществе, которую также можно выделить из общего исторического изучения под названием исторической социологии.
Существенное отличие её от истории цивилизации в том, что содержание последней составляют результаты исторического процесса, а в первой наблюдению подлежат силы и средства его достижения, так сказать, его кинетика. По различию предметов неодинаковы и приёмы изучения.
Цит. по: Ключевский В.О. Курс русской истории. Лекция 1. [Электронный ресурс]. URL:// http://www.kulichki.com/inkwell/text/special/history/kluch/ kluch01.htm. (дата обращения: 22. 03. 2017).
Вопросы.
1. Что представляет собой исторический процесс и в чем он «вскрывается», по мнению историка В.О. Ключевского?
2. Назовите предметы внимания историка в ходе изучения исторического процесса.
3. Что является предметом исторической социологии?
4. В чём отличие исторической социологии от истории цивилизации?