Глава 2
Русско-Литовское государство и происхождение украинского вопроса (1240–1569)
Восточная Европа после монгольского нашествия
Монгольское нашествие XIII в. произвело революцию в жизни людей, сравнимую лишь с изменениями, вызванными появлением ислама и захватами арабов в VII в. Но если влияние арабов на жизнь Западной Азии пробудило в ней новые силы, которые привели к ее расцвету и помогли сохранить свое главенство в тогдашнем мире, то монгольский буран смел все, что лежало у него на пути.
Господство Западной Европы в мировой истории началось именно после разгрома, учиненного этим последним натиском алтайских кочевников в Западной Азии и Восточной Европе. Несмотря на ужас, который внушали Западу орды Батыя, лидеры христианского мира хорошо понимали, какие возможности открылись перед ними, когда исламский мир получил сильнейшее потрясение, а православные страны были уничтожены.
Дипломатические посольства западных королевских дворов с помощью дальновидных латино-армянских правителей вроде Хейтона искали союза с монголами в борьбе против последнего оплота ислама в Египте. Венецианцы и генуэзцы, вечно голодные соперники, быстро вытеснили греков из причерноморских земель, захваченных монголами, а древние аванпорты русско-византийской торговли в устьях Днестра, Днепра и Дона превратились в штаб-квартиры купцов из итальянских городов. Меридиональный путь «из варяг в греки» прекратил свое существование, но исследования путешественников, вроде представителей семейства Поло, открыли путь для широтного экономического развития, который, благодаря великолепной системе связи, созданной монголами, позволил осуществлять торговлю от города «Камбалу» до Босфора.
Не замедлило поддержать коммерческую деятельность итальянских торговых городов и папство. Однако все усилия обратить монгольских правителей в христианство в конце концов потерпели крах, и выродившиеся потомки Чингисхана стали защитниками ислама, который они когда-то разгромили, и патронами блестящего периода мусульманской живописи, которая, словно чудесный цветок, неожиданно расцвела на руинах прежнего мира.
Однако папство одержало успех в борьбе с восточным христианством. Когда банк Святого Георгия в Генуе открыл Officium Ghazarie («Хазарское отделение», совмещавшее в себе функции Ост-Индской компании и Индийского министерства), стремясь монополизировать черноморскую торговлю, папа создал кафедру архиепископа в Кафе, которой подчинялись все территории от Варны в Болгарии до Сарая на Волге, и епископство Сухумское (где первым епископом стал англичанин) и Тифлиса, поставив перед ними задачу привести непокорных грузин в лоно Римско-католической церкви.
На земли, опустошенные монгольским нашествием, которые простирались от Балтики до Черного моря, начало проникать влияние латинского Запада. На равнинах, покрытых полями и лесами, по которым протекали Висла и Неман, славянские племена в XI в. были объединены Болеславом I из рода Пястов в свободную федерацию княжеств, составивших Польское королевство. В Польше, реки которой впадали в Балтийское море, как и в «речном» Киевском княжестве, определенную роль играли скандинавские воинские дружины. Германо-латинское влияние в древней польской истории можно сравнить с византийско-православным влиянием на Киев.
Однако германско-латинское воздействие оказалось гораздо сильнее. Влияние Византии проявлялось в коммерции и культуре, оно представляло собой медленное просачивание утонченной, биологически стерильной цивилизации. Немцы контактировали со славянами как жители приграничной зоны, как молодые и энергичные люди, сами еще совсем недавно избавившиеся от варварства. Это было движение народа, который нес с собой зачатки культуры; они не знали рафинированных, высушенных догм, оказывавших сильное влияние на идеологию Московии еще несколько веков после падения Византии. Немцы искали землю, на которой можно было бы поселиться и установить свой германский порядок. Они оказались гораздо опаснее греков, стремившихся лишь к одному – обогатить свой великий город.
В XI в. Польша, подобно Южной Руси, проходила через тот период анархии, который был характерен для определенной стадии развития всех средневековых стран; союз, созданный Болеславом I, продержался недолго. В то же самое время в Германии росло недовольство крестьян, которые в результате уходили на восток в поисках новых земель. Одновременно с этим крестоносный «империализм» правителей вроде Альберта Медведя и Генриха Льва превращал славянские земли между Эльбой и Вислой в немецкие восточные марки. Язычники – славяне и балты – сопротивлялись этому процессу с упорством и ожесточением, которое можно было сравнить лишь с настойчивостью и жестокостью захватчиков-германцев. Так в течение нескольких веков противоборства выковалась пресловутая жестокость немцев.
Славяне, жившие на Висле, ответили на германский натиск созданием Польского государства. В начале XIII в. более примитивные балтийские племена, вытеснявшиеся со своих земель немцами, сделали то же самое. Дикие племена литовцев, жившие в лесах по берегам Немана, самые последние и упорные язычники Европы, создали государство, которое в течение трех последующих веков было странным и уникальным явлением в истории Восточной Европы. В тот же самый период на побережье Балтики появились немецкие рыцарские ордена, Тевтонский и Ливонский, созданные по образцу западных орденов. Их целью было оттеснить язычников в самые отдаленные леса. Жестокие рыцари, которых поддерживали император и папа, несли германскую власть и латинское христианство в необъятные лесные просторы северной части Восточно-Европейской равнины.
Именно в это время монголы сокрушили русские княжества и разорили православные земли, которые ориентировались на Византию, совсем недавно попавшую в руки латинян. Монголы бросились разорять Польшу, и Польское королевство, последнее организованное славянское государство, обезлюдело. Его постигло несчастье, сравнимое по силе с несчастьем, обрушившимся на русские земли.
«Главным результатом этого оскудения людьми стал огромный приток немцев. Казалось, что поляки вскоре совсем исчезнут, зажатые, словно в тисках, между германцами, шедшими с запада и севера, и периодическими, но разрушительными набегами литовцев и азиатских кочевников с востока», – писал Босуэлл («Польша»).
Поляки оказались в отношении немцев точно в таком же положении, что и уцелевшие русские княжества в междуречье Волги и Оки по отношению к монголо-татарской Золотой Орде, раскинувшейся на обширной территории кипчакской степи между Днепром, Уралом и Кавказом. Именно в эту эпоху и возникло коренное отличие поляков от восточных славян. Поляки не поддались влиянию германцев, но впитали в себя германо-латинскую культуру средневекового христианского мира, имевшего большую долю германской крови. Московское же государство, возвысившееся с упадком Золотой Орды, создали люди, в чьих жилах текла большая часть алтайской крови, которые были «заражены» азиатскими представлениями о жизни.
«Германцам удалось онемечить Нижнюю Силезию, но в самой Польше они были постепенно поглощены поляками, – уточнял Босуэлл. – Немецкие крестьяне принесли с собой более совершенные способы обработки земли и заключали с землевладельцами определенные соглашения, которые давали им некоторую автономию. Польские крестьяне, пользуясь тем, что в стране ощущался сильный недостаток рабочих рук, последовали их примеру, и для них наступил период процветания и свободы. Немцы также селились в городах, где в рамках Магдебургского права, которое действовало несколько веков, пользовались автономией. Они создали средний класс, чье процветание зависело от торговли с Востоком, шедшей через Краков… Немцам, таким образом, не удалось колонизировать Польшу, за исключением лишь Нижней Силезии; однако Тевтонский орден продвинулся довольно далеко в прибалтийские земли, и к 1238 г. пруссы были практически полностью истреблены германцами, которые взяли себе их имя и основали государство, отрезавшее Польшу от моря».
Во время первого десятилетия XIV в. Польское королевство возродилось под руководством Владислава Короткого (Локетека), а его сын, Казимир Великий, превратил Польшу в мощную восточноевропейскую державу. «Самыми значительными событиями этого правления, – продолжал Босуэлл, – были требование возвратить Польше Померанию и Силезию (1355) и захват Галиции в 1340 г. Это стало поворотным пунктом в польской истории. Она отступила под давлением германской агрессии на запасные рубежи, а последующий распад империи позволил ей продержаться до усиления Пруссии в XVIII в.; польские короли взяли курс на экспансию на юго-восток, который помог ей включить в свой состав большую часть малороссийских земель и открыл пути для контактов с Москвой, Турцией и крымскими татарами».
Прошло два века, прежде чем русские князья, правившие в междуречье Волги и Оки, появились на исторической сцене как наследники Кипчак-татарского государства, созданного на Волге после монгольского завоевания. Значение этого государства, носившего в XIII–XIV вв. название Золотая Орда, странным образом недооценивалось историками. Основанное ханом Берке, младшим братом Батыя, оно являлось самым северным из государств, созданных на обломках империи Чингисхана. Фактически это было возрожденное Хазарское царство, и его народ, подобно хазарам, представлял собой смешение разных степных народов, среди которых преобладали тюркские кипчаки. Уже в 1261 г. Берке угрожал перехватить верховенство у западных монголов, чье государство включало в себя иранские и анатолийские земли ильханов. Тесные связи кипчаков с египетскими мамлюками, ряды которых пополнялись главным образом из рабов, захваченных в кипчакской степи, и из черкесских племен Западного Кавказа (султан Бейбарс был кипчаком), позволяли ханам Золотой Орды играть определяющую роль в политике Ближнего и Среднего Востока. Союз Золотой Орды с мамлюками всегда угрожал гегемонии ильханов в Западной Азии. Слабые государства крестоносцев в Леванте и Армянское царство в борьбе с Египтом предпочитали полагаться на поддержку иранских монголов, а ослабленное Грузинское царство, в руках которого находились кавказские перевалы, начало постепенно восстанавливать свои силы благодаря тому, что его цари играли на противоречиях между ильханами и Ордой.
Тамерлан стал одновременно последним великим алтайским завоевателем и человеком, уничтожившим главенство своей расы в Восточной Европе и Западной Азии. Он возродил мощь иранских монголов и использовал ее для покорения османских турок в Малой Азии и Золотой Орды в северных степях. В последнее десятилетие XIV в. его великие походы против Тохтамыша сокрушили государство кочевников в Причерноморье. Через полтора столетия Иван IV взял Казань и Астрахань, после чего с властью алтайских кочевников на Волге было покончено. Тамерлан, разгромив в знаменитой битве при Анкаре султана Баязида, сильно ослабил молодое государство Османов. Удивительный исторический парадокс: если восточные славяне – сначала поляки, а позже московиты – от гибели Золотой Орды только выиграли, то Венгерское королевство и славянские государства Юго-Восточной Европы от разгрома Баязида сильно проиграли. Этот факт можно объяснить следующим образом: Османский султанат был частично и славянским и греческим, а османские султаны, когда на них напал Тамерлан, только еще создавали то централизованное ренессансное государство, которое будет определять политику Юго-Восточной Европы и Средиземноморья в следующем веке. Однако молодая страна имела большие запасы жизненных сил и сумела пережить поражение при Анкаре. Зато в Золотой Орде Тамерлан уничтожил сообщество, структура которого в целом принадлежала еще далекому скифскому и хазарскому прошлому.
Таким образом, если поляки сумели оправиться от монгольских завоеваний на целый век раньше русских княжеств[11]и получили решающее преимущество в гонке за обладание обширными «ничейными» землями, раскинувшимися южнее польских и русских владений, то балканские славяне еще целых 500 лет оставались пленниками того странного конгломерата византийско-сарацинских форм и власти тюркских кочевников, славянской живой силы и левантийских методов управления, который назывался Османской империей.
Западнорусское государство в Галиции
Через шесть лет после разорения Киева монголами по южнорусским степям проехал посланник папы Иннокентия IV (направлялся к великому хану в Каракорум) Плано Карпини. Ему повсюду встречались следы пожарищ и груды человеческих костей и черепов. В Киеве, у обгорелых стен Святой Софии, стояли жалкие две сотни домов. Такова была судьба одного из самых густонаселенных городов средневековой Европы – в начале XII в. в Киеве проживали около 100 тысяч человек. Чернигов, Переяслав и Владимир-Волынский сожгли дотла, и им так и не удалось оправиться от постигшей их катастрофы. Однак половина жителей Переяслава была убита, а вторая – уведена в рабство. «Во Владимире-Волынском, – писал Шмурло, – не осталось ни одной живой души, а все церкви были завалены трупами». Практически все русское население, жившее восточнее Днепра, было либо перебито, либо бежало в леса Верхней Десны и Сожа. Жители киевских и волынских земель нашли убежище в лесах по берегам Припяти и в болотах Полесья.
В конце XIII – до середины XIV в. плодородные земли юга России лежали в запустении. Нашествие Батыя стало только первым и наиболее опустошительным набегом татар, но не последним. Сопротивление, которое Даниил Галицкий оказал Золотой Орде, породило жестокие карательные экспедиции татар 1259–1261 гг. В 1285 г. хан Телебуга дважды прошел по южным степям, направляясь в Польшу, и, по словам летописца, жившего в ту пору, «подчистую вымел всю Владимиро-Волынскую землю». Во второй половине XIII в. в Киеве не было собственного князя – даже ставленника Орды. Потихоньку люди стали возвращаться в город, но постоянные набеги татар заставили киевского митрополита Максима – все еще «митрополита всея Руси» – покинуть Киев и переселиться со всей своей свитой и имуществом на север, во Владимир-на-Клязьме. «И тогда, – как отмечал летописец, – весь Киев разбежался».
Условия жизни на юге были гораздо сложнее, чем на севере. Самые любимые пастбища Золотой Орды располагались по берегам нижней Волги и между Волгой и Доном. Татары кочевали по берегам Азовского моря, а зимой частенько наведывались в Крым. Небольшие орды кочевников были рассеяны по всей степи – это были остатки половцев, торков и каракалпаков (черных клобуков), которых взбаламутил вихрь Батыева нашествия. Для этих грабителей, да и для всей Золотой Орды, дорога на запад, в приднестровские и дунайские земли оказалась открытой. На севере после первых сокрушительных набегов сарайские ханы удовлетворились тем, что наложили дань на оседлое население. Долгие зимы, сильные разливы рек весной, леса и болота не привлекали кочевников. Тем не менее татары до и после Куликовской битвы неоднократно совершали набеги на Северо-Восточную Русь, опустошая ее и уводя русских людей в рабство. Более сотни лет северные князья не делали попыток избавиться от власти Орды, и московские князья своей осторожной политикой подчинения добились того, что с 1293–1380 гг. земли Москвы были избавлены от набегов татар.
В западных русских землях, граничивших со старым Югом, во второй половине XIII в. отдельные группы кочевников попытались создать свои постоянные поселения. Галицкие князья вели борьбу с жителями Болховской земли, расположенной северо-восточнее Волыни; это были частично согнанные со своих мест работники, а частично остатки степных племен, смешавшиеся с татарами. Аналогичное полукочевое-полуоседлое население закрепилось и в «новой земле» под названием Подолия, которая до той поры оставалась относительно слабо заселенной.
Галицкий князь Даниил в конце концов потерпел поражение в борьбе с татарами. С упадком Киевского государства Галиция при князьях Романе и Данииле постепенно превратилась в центр Южной и Западной Руси. Краткий расцвет Галицкого княжества был прерван монгольским нашествием, и Даниилу пришлось признать главенство Золотой Орды. То же самое вынужден был сделать и Александр Невский на севере. Оба князя столкнулись с одной и той же проблемой: им нужно было отражать не только набеги кочевников с востока, но и постоянные вторжения с запада. Александр Невский смог сдержать натиск шведов и Ливонского ордена и защитить Новгород и Псков. Он заложил основу для будущего возвращения русских на побережье Балтики. Даниилу же Галицкому не удалось закрепить существовавший при нем порядок вещей. Вот почему, несмотря на то что оба князя умерли в один год, Даниил принадлежал прошлому, ибо его правление «завершило домонгольский период» на юге, а княжение Александра Невского открыло новую эпоху на севере.
Достижения галицкого князя были недолговечными. После его смерти (1264) Галицкое княжество, «последний осколок Южной Руси», вынуждено было бороться с постоянно усиливавшимся натиском Польского и Венгерского королевств. При сыне Даниила Льве княжество пережило непродолжительный период расцвета. Основанные Даниилом города Холм и Львов (то есть город Льва), в которых проживало много евреев и армян, накопили значительные богатства, поскольку стояли на торговом пути из Регенсбурга в Византию, и многие купцы, которые прежде спускались в Черное море по Днепру, теперь двигались по Днестру. Возрождение причерноморской торговли генуэзцами и венецианцами во время монгольского владычества придало особое значение галицким городам, которые были поставлены на новом широтном пути, шедшем с запада на восток.
Однако к середине XIV в. положение Галицкого княжества сделалось критическим. Польшей управлял самый талантливый из Пястов, Казимир Великий; в Венгрии набирала силу новая Анжуйская династия; Гедимин создавал мощное Литовское государство. Условия жизни Галицкого княжества были таковы, что сильные соседи могли оказывать влияние на его судьбу. Галицким князьям никогда не удавалось ограничивать своеволие своих бояр; Роман, отец Даниила, оправдывал казнь некоторых бояр такими словами: «Не поморив пчел, меду не есть». Однако злые пчелы вечно роились вокруг голов галицких князей. Отдельные группы бояр по разным причинам попали под влияние монархов соседних стран, и враги находили себе союзников в самом княжестве. В 1323 г. род Даниила пресекся, и власть перешла в руки польского князя Болеслава Мазовецкого, который принял православие и сменил свое имя на Юрий. В годы его правления бояре забрали себе такую власть, что ему приходилось подписывать государственные документы не только от своего имени, но и от имени всех своих бояр. Уступчивость Юрия не помешала им в 1340 г. отравить его. Девять лет спустя Казимир присоединил Галицкое княжество к Польскому королевству, а Великое княжество Литовское захватило Волынь.
Северо-Восточные Карпаты, образующие водораздел между притоками Днестра и Тисы и отделяющие русскую степь от Венгерской равнины, были заселены беженцами из киевских земель, поток которых не иссякал. Лев Галицкий воспользовался неурядицами, которые вспыхнули в Венгрии после смерти Владислава Кумана и прекращения Арпадской династии, и захватил эти земли, называвшиеся Карпатская Русь и находившиеся в зависимости от венгерского графства Мункаш. После исчезновения Галицкого княжества русские обитатели высокогорных альпийских долин Карпатской Руси стали подданными венгерских королей.
Эти последние центры независимой политической жизни в Южной и Западной Руси прекратили свое существование к середине XIV в. Галицкие князья после монгольской катастрофы не сумели создать новый центр возрождения России. Государство алтайских кипчаков продолжало держать в своих руках среднее и южное течение всех великих русских рек, впадавших в Черное море. Польские короли смотрели на захват юго-восточных земель как на компенсацию упорного продвижения германцев на западе и северо-западе. Над западнорусскими землями нависло Литовское государство. На севере удалось выжить только торговым олигархиям Новгорода и Пскова, и лидеры этих городов, опасавшиеся, подобно полякам, военной мощи немецких рыцарей и шведов, пытались найти новые источники силы, продвигаясь на северо-восток. А в Московской земле, находившейся между Окой и Верхней Волгой, умные и терпеливые князья, вассалы Золотой Орды, год за годом прибирали к рукам соседние княжества и ждали своего часа.
Возникновение княжества Литовского
Литовские племена, жившие в лесах между нижней Вислой, Неманом и Западной Двиной, в первые десятилетия XIII в. создали примитивное военное государство. Германское давление, особенно со стороны родственных им пруссов, заставило литовцев мигрировать на юго-восток. Литовский князь Миндовг начал завоевание приграничных русских земель – Черной Руси, границы которой простирались до верхнего течения Немана. Города Черной Руси – Гродно и Новогродск – стали первыми городскими центрами Литовского княжества. Миндовг захватил также часть полоцких земель и попытался овладеть Смоленском, но безуспешно.
Даниил Галицкий вступил в борьбу с Миндовгом, заключив союз с поляками и тевтонскими рыцарями, однако литовский князь обладал особым дипломатическим даром, который передал и своим потомкам. Подобно Габсбургам, династия литовских князей довела до совершенства искусство заключать выгодные браки. Миндовг обезоружил созданную против него коалицию, приняв христианство (от которого он, впрочем, позже отказался, вернувшись в язычество). Он выдал свою дочь за одного сына Даниила, а другому отдал во владение земли Черной Руси.
Великий Гедимин с помощью брачных союзов расширил территорию княжества. После распада Галицкого княжества он – в результате женитьбы одного из своих сыновей на волынской княжне – мирным путем присоединил к себе Волынь. Точно так же досталась ему и Витебская земля. Дипломатическим путем Гедимин присоединил к Литве Минск и Пинск. Когда в 1341 г. он умер, Литовское княжество имело уже значительные размеры, и среди его населения две трети составляли русские.
Однако расширение литовской территории на юг сделало неизбежным конфликт между наследником Гедимина Ольгердом и татарами. Борьба с ними привела к дальнейшему быстрому увеличению мощи Литвы, ибо престиж Ольгерда привлекал на его сторону многочисленное население русских земель, которое до этого было искренне убеждено в непобедимости кочевников. Из памяти людей, живших в середине XIV в., уже изгладились ужасные воспоминания о нашествии монголов, произошедщем сто лет назад. Несмотря на регулярные татарские набеги, завоеватели уже не казались непобедимыми, и мысль о вооруженной борьбе с ними перешла из области мечты в область реальности. Это произошло почти одновременно в западных и восточных частях Русской земли. В 1380 г. московский князь одержал свою знаменитую победу над ордой хана Мамая на Куликовом поле. Великий Ольгерд к этому времени уже умер, но два его сына и многие литовские бояре и дворяне участвовали в битве.
При жизни литовский князь играл в западнорусских землях ту же роль, что и Дмитрий Донской в Восточной Руси. Инициатива в борьбе против татар исходила не от московского, а от литовского государя.
Доверив своему брату Кейстуту борьбу с тевтонскими рыцарями в западных болотах, Ольгерд в целой серии войн отодвинул границы Литвы на юг. В его руки попали киевские, новгород-северские и черниговские земли, а его приказы доходили до берегов Черного моря. Он приступил к освоению «новых» плодородных земель Подолии, изгнав оттуда татарских ханов, правивших с помощью русских атаманов. Здесь быстро выросли новые города: Смотрич, Каменец-Подольский, Брацлав, Винница и др. Они были защищены замками, а правили ими литовские князья. На старые русские земли по берегам Днепра вернулась жизнь и надежда на лучшее. На берегу Черного моря, неподалеку от устья Днестра, вырос порт Белгород, позже – турецкий Аккерман («ак керман» – «белый город», дословный перевод с тюркского), а русские села появились в окрестностях современной Одессы.
Русско-Литовское государство протянулось теперь неровной полосой от Балтийского моря до Черного. Его основная часть состояла из чисто русских земель: Витебской, Полоцкой, Киевской, Подольской и Волынской, а 9/10 подданных Ольгерда были русскими по крови. В Ольгердовой столице, городе Вильно, большинство населения составляли русские. 16 русских княжон вышли замуж за литовских князей, а 15 русских князей взяли себе в жены литовок. Ольгерд почти до самой своей смерти оставался язычником, в то время как 66 литовских князей уже приняли православие. В Вильно строились православные храмы, впрочем, завоеватели-язычники отличались веротерпимостью и позволяли сооружать здесь и римско-католические церкви. «Русский язык, – писал Шмурло, – постепенно сделался официальным языком управления и права. Законодательные акты и указы правительства писались по-русски. В столице Литвы, при дворе литовских князей русский язык заменил собой язык господствующей расы». «Исторический процесс в Западной Руси, по-видимому, нашел новый объединяющий центр после падения прежних центров – Киева и Галича (Галиция). Можно было надеяться, что Литовская династия и литовский элемент сыграют ту же роль, что и варяги в X и XI вв., иными словами, сумеют сцементировать ослабленные русские элементы, а позже сами будут ассимилированы русскими. Однако все произошло по-другому», – констатировал Дорошенко.
Русско-Литовское государство при Гедимине и Ольгерде (1321–1377) росло и расширялось с такой удивительной быстротой, что создать в нем однородную политическую структуру было совершенно невозможно. В конце концов оно превратилось в конгломерат разнородных княжеств, земель и владений, приобретенных самыми разными способами. Все эти территории признавали верховенство Ольгерда, но его власть над ними основывалась на общности интересов, которые в тот период на какое-то время совпали. Всю жизнь Ольгерд воевал, и те, кто признавал его своим правителем, тоже воевали, стремясь помочь ему и добиться его поддержки. Единственной основой Русско-Литовского государства стала военная необходимость. Политика литовских князей была направлена на то, чтобы защитить и отвоевать у врага русские земли. Поэтому Русско-Литовское государство превратилось в военную федерацию сообществ различного происхождения и разного культурного уровня, и литовские князья почти не предпринимали попыток создать единую государственную структуру. В княжествах и землях, захваченных Ольгердом, сохранились безо всяких изменений старые порядки: «Военная организация, строительство укрепленных городов, правительственные структуры, экономика князей, администрация – все досталось литовцам в готовом виде и было легко принято ими». В одном из литовских документов той эпохи читаем: «Мы не нарушаем старый порядок и не вводим новый».
Объединение Литвы и Польши
«После монгольского нашествия русские земли стали объединяться вокруг двух центров – Литвы и Москвы, и сначала казалось, что шансов завершить этот процесс у Литвы больше, чем у Москвы», – писал Лаппо.
Русские и украинские историки совершенно справедливо подчеркивают преобладание русского элемента в Русско-Литовском государстве Ольгерда, однако игнорируют силы, склонявшие его к объединению с Польшей. Поэтому событие, которое оказало решающее влияние на будущее Литвы и входивших в ее состав русских земель, оказалось для них совершенно неожиданным. Это была женитьба сына Ольгерда Ягайло на Ядвиге (Хедвиге) Анжуйской и Венгерской, наследнице польского престола. В результате этого брака возник «союз» между Польшей и Литвой. На самом деле этот союз, который во всем тогдашнем мире рассматривался как событие огромного политического значения, был не таким удивительным, как может показаться, поскольку явился логическим завершением процессов, развивавшихся в течение предыдущих 50 лет.
И Гедимин, и Ольгерд устраивали браки своих дочерей и сыновей с представителями польского королевского дома не реже, чем с детьми русских князей. Язычник Ольгерд, женатый на дочери православного тверского князя, испытывал личную симпатию к Греческой православной церкви, но не питал неприязни и к Римско-католической. Как союзник Твери Ольгерд поддерживал ее князя в борьбе против Москвы и был крайне недоволен тем, что московский митрополит Алексий называл себя «митрополитом Киевским и всея Руси». Дело в том, что в то время не существовало политического центра православной церкви в западнорусских землях, входивших в состав Литовского государства. С другой стороны, постоянно возраставшая мощь Римско-католической церкви в Восточной Европе XIV в., проявлявшаяся в родственных, но противоборствовавших образованиях – польской монархии и Тевтонском ордене, – не могла не привлечь внимания маленькой, полуварварской доминирующей нации в Русско-Литовском государстве.
В то же самое время социальный порядок на землях, принадлежавших Ольгерду, стал постепенно принимать западные формы, которые стремились вовлечь эти территории в сферу культурного влияния латинизированной Польши.
Уже в XIII в. социальные структуры Галицкого княжества и старой Киевской Руси сильно отличались. Значение торговых городов уменьшилось, а сельское хозяйство стало играть главенствующую роль. Похожий процесс происходил и в Северо-Восточной Руси, но здесь, несмотря на то что Андрею Боголюбскому не удалось подчинить бояр своей «византийской» концепции государства, положение князя постоянно усиливалось, что послужило основой для создания в начале XIV в. московской монархии.
В Галицком княжестве, в отличие от Москвы, верховодили бояре, которые не только захватили огромные территории, но и получили право раздавать земли свои приближенным по собственному усмотрению. В XIV в. появился класс крупных земельных магнатов, от которых зависел более многочисленный класс – мелких помещиков. Такая структура общества больше напоминала польскую, чем русскую.
Положение крестьян Галиции стало похоже на положение их польских собратьев. Они перестали быть «свободными» в том смысле, что подчинялись теперь не монархическому государству, а своим помещикам, которым платили оброк и на которых работали. Не имея никаких обязательств перед государством, они лишились даже самых скромных прав. Сходство с польскими условиями жизни в Галиции усилилось введением в городах Магдебургского права, принесенного в Польшу германскими иммигрантами после монгольского нашествия.
Социальное развитие Волыни и Польши пошло тем же самым путем, что и развитие Галиции, после того как Ольгерд изгнал оттуда татар. Там тоже появились классы: земельных магнатов, мелких помещиков (которые называли себя по-польски шляхтой) и крестьян, не имевших гражданских прав. В 1374 г. в городе Каменец-Подольский было введено Магдебургское право.
На таком социальном и политическом фоне состоялся брак Ягайло и Ядвиги, который разбил сердце князьям, но был весьма угоден католической церкви и военным вождям не только Польши, но и Литвы.
Уже в 1385 г. Ягайло заключил Кревскую унию с поляками, по которой согласился «навечно» включить земли Литовского княжества с его значительным русским населением и культурой в состав Польского королевства. Сам же он был признан королем Польши и великим князем Литвы. Кревская уния стала не просто личным «союзом», а чем-то гораздо большим. Основные положения соглашения, несомненно, продиктовала церковь, и их характер оказался таковым, что почти разрушал политические концепции, на которых основывался этот «союз».
В Литве оставалось еще много язычников, которых церковь собиралась обратить в католичество, но было немало и таких людей, особенно в аристократической среде, которые уже приняли православие. Попытка ввести в 1387 г. закон, запрещавший браки между православными и католиками, вызвала всеобщее негодование, и католические священники обнаружили, что по их милости в обществе возник антагонизм между двумя этими конфессиями, которого раньше невозможно было и представить. Этой ситуацией не замедлили воспользоваться Витовт (по-польски Витольд, по-литовски Витаутас), сын Ольгердова брата, знаменитого военачальника Кейстута. Несколькими годами ранее, после того как слуги Ягайло отравили Кейстута, Витовт бежал в Германию. Его поддерживали православные князья и магнаты Литвы, а также русские, опасавшиеся, что потеряют свои права и привилегии из-за принадлежности к греческой церкви. В 1392 г. Ягайло под угрозой всеобщего восстания вынужден был изменить условия Кревского соглашения. Витовт провозглашался пожизненным великим литовским князем, в то время как Ягайло оставался королем Польши; после смерти Витовта все его владения отходили польской короне, за исключением определенных земель, которые отдавались его брату Сигизмунду (он тоже обещал служить польской короне).
Сделавшись великим литовским князем и союзником Польши, храбрый и одаренный Витовт стал осуществлять свои планы по захвату восточных земель. В первый же год своего правления он овладел Смоленском, потребовал подчинения от Новгорода и пообещал отдать Псков тевтонским рыцарям. Мелкие князья, правившие землями на границе Литвы и Московии, которые располагались в верхнем течении Оки и ее притоков, подчинились Витовту. Его власть признало также Рязанское княжество, а Тверь стала его союзником.
В последней декаде XIV в. молодое Московское государство переживало самый опасный период своего развития. Победа Дмитрия Донского на Куликовом поле не избавила Русь от ига; новое нашествие татар опустошило московские земли, доказав, что Золотая Орда еще сильна. В 1382 г. хан Тохтамыш, узурпировавший власть в Сарае (эта фигура в алтайской истории уступает по значению лишь ее более знаменитому господину и сопернику Тамерлану), сжег и разграбил Москву, вынудив Дмитрия Донского возобновить выплату дани. Сын Дмитрия, будущий князь Василий I, был увезен в Орду в качестве заложника. Когда он вернулся в Москву, перед ним встала задача защиты своей земли от двух самых талантливых полководцев своего времени: Витовта, вторгшегося с запада, и Тохтамыша, угрожавшего Москве с востока. Однако Московское государство было спасено совершенно необычным сочетанием событий и вмешательством силы, которая была гораздо мощнее, чем силы Василия, Тохтамыша и Витовта.
Летом 1395 г. с Кавказа двинулся на север Тамерлан, намереваясь уничтожить Золотую Орду. Он разгромил Тохтамыша на реке Терек и, пройдя кипчакские степи, вторгся в русские земли и дошел до Ельца. Похоже было на то, что ослабленному Московскому княжеству придется повторить судьбу Киевской Руси, однако Тамерлан повернул назад, чтобы уничтожить кипчакские города Азак (Азов), Хаджи-Тархан (Астрахань) и Сарай. В это время в тылу у Тамерлана выступили кавказские союзники кипчаков. Главным среди них был молодой грузинский царь Георгий VI, который уже провел две кампании против монголов, нанеся им сокрушительные удары. Соединенные силы грузинского царя и мусульманских правителей Восточного Кавказа атаковали войска Миран-шаха, сына Тамерлана, которого отец посадил править Азербайджаном. Под Алинджаком монголы были разбиты, и весной 1396 г. Тамерлан лично поспешил в Дербент, чтобы подавить восстание лезгинских племен Дагестана, а москвичи приписали свое спасение чудесному вмешательству святой иконы Владимирской Богоматери.
Двойная угроза с востока была устранена, а счастливый случай помог русским избавиться и от угрозы с запада. Тохтамыш бежал от Тамерлана к Витовту, и тот обещал помочь ему вернуть себе ханский титул. Воспользовавшись неурядицами в Золотой Орде, Витовт в 1399 г. двинул на юг огромную армию, в состав которой входил цвет литовского рыцарства и многочисленное ополчение из западнои южнорусских земель. Однако это войско встретил на берегу реки Ворсклы, левого притока Днепра, хан Эдигей и нанес ему сокрушительное поражение. Монголам не удалось закрепить свою победу нашествием на литовские земли, но Витовт потерял свои лучшие войска, и его боевой дух был сломлен. Он отказался от своих планов подчинения Москвы и Новгорода и отдал свою дочь в жены Василию I.
Так было спасено Московское государство. Однако разгром на Ворскле укрепил связи двоюродных братьев, правивших Польшей и Литвой. Потерпевший поражение Витовт стал рассматривать Польшу как защитницу Литвы от татар и немцев. А в 1410 г. рыцари Польши и Литвы, усиленные многочисленными русскими полками, нанесли сокрушительное поражение Тевтонскому ордену в Грюнвальдской (Танненбергской) битве. Грюнвальд стал единственной крупной победой славян над германцами[12], однако она на несколько веков остановила движение немцев на восток Европы. Тевтонский орден потерял свое значение, а престиж польской монархии сильно возрос.
В первой половине XV в. негерманские нации (поляки, литовцы и венгры) господствовали в Восточной Европе под властью блестящих Ягеллонов.
Другой разновидностью славянской антигерманской реакции стало движение гуситов, получившее мощный импульс после Грюнвальда. Ягайло и Витовт вынашивали планы поддержки гуситов (Ян Жижка сражался вместе с поляками с тевтонскими рыцарями), а Витовту предлагали стать чешским королем. Однако католическая церковь в Польше упорно отвергала учение гуситов и отказывалась совмещать национальную борьбу против немцев со славянским Крестовым походом против латинян. Витовт, который захватил власть с помощью православных литовских и русских магнатов, попал под влияние культурных и политических идей западной церкви.
В 1413 г., через три года после Грюнвальдской битвы, Витовт заключил новое соглашение со своим кузеном, известное как Уния в Хородло, согласно которому пункт о вхождении владений великого князя Литовского в состав Польши после смерти Витовта был отменен. Однако при этом оговаривалось, что преемника Витовта нельзя было избрать без согласия польского короля и, соответственно, наследником польского трона мог стать только тот, кого одобрил был великий князь Литовский. Совершенно очевидно, что это соглашение создавало такие условия, при которых правители Польши и Литвы оказались в формальной зависимости от магнатов обеих стран.
Римско-католическая церковь воспользовалась этим соглашением, чтобы усилить свои позиции среди правящих классов Литвы. Русско-литовские аристократы, принявшие католичество, получали те же самые привилегии, которыми пользовались польские аристократы, включая право на собственные гербы. Этим польские магнаты отличались от сельских аристократов Литвы. Однако данные права и привилегии не распространялись на тех, кто исповедовал православие. Аналогичным образом литовские помещики могли получить права, принадлежавшие их собратьям, польским шляхтичам, только при условии перехода в католичество.
Витовт начал окружать себя католическими советниками и назначать католических аристократов старостами или воеводами даже в православных княжествах. Одновременно он проводил политику централизации и стремился подчинить себе князей Витебской, Полоцкой, Смоленской и Киевской земель, а также Волыни и Подолии. Органы управления по польскому образцу появились в Вильно, а на различные должности назначались поляки. Тем не менее официальные документы составлялись на русском языке. Витовт хотел даже вывести православную церковь Литвы из подчинения московскому митрополиту. В 1416 г. был назначен киевский митрополит, но такой эксперимент оказался неудачным: после смерти этого митрополита преемника у него не оказалось.
В северных областях Литвы, где располагались русские земли, недавно отобранные у Московии, и где преобладали новгородское и псковское культурное влияние, Хородловская уния породила определенный антагонизм между русской и литовской аристократией, поскольку последняя склонялась к католицизму. На юге, на территории Волыни и Подолии, многие русские аристократические семьи перешли в католичество, но низшие классы, горожане и крестьяне, сохранили преданность православной вере, поскольку указ 1413 г. не предоставил им тех привилегий, которые получило дворянство.
В последние годы своей жизни Витовт считался самым крупным католическим лидером в Восточной Европе. Верный своим договорам с Ягайло, он тем не менее считал, что ведущей в союзе двух государств должна стать Литва, а не Польша. Он хотел также, чтобы его короновали по-королевски. Эти мечты Витовта, несомненно, тайно поддерживались императором Сигизмундом и Великим магистром Тевтонского ордена. «На знаменитый съезд в Луцке (в Волыни) в 1429 г., – писал Босуэлл, – Витовт собрал блестящее общество князей, якобы для того, чтобы обсудить вопрос о борьбе с турками. Помимо его зятя, великого князя Московского, главными гостями были: император Сигизмунд, Ягайло, король Дании, Великие магистры обоих орденов, папский легат, посол Византийской империи, ханы волжских и крымских татар, господарь Валахии, князья Силезии, Померании и Мазовии вместе со всей аристократией Волыни. На этой живописной ассамблее, на которой гости и их свиты, согласно хронике, ежедневно съедали 700 быков, 1400 овец и 100 зубров и вепрей и выпивали 700 бочек медовухи, помимо вина и пива под предлогом борьбы с османами император предпринял попытку убедить Ягайло согласиться на коронацию Витовта. Однако польские магнаты под руководством Олесницкого разрушили его планы своим упорным сопротивлением, а после смерти великого князя Литвы в 1430 г. этот вопрос был забыт. Сложные дипломатические ходы, которых требовало от Витовта его положение, его поражения в борьбе с татарами и ненасытное честолюбие не смогли затенить величие этого человека. Он был последним блестящим воителем из рода Гедимина, выдающимся дипломатом и способствовал развитию Литвы, этой отсталой области Европы. Он управлял своим обширным княжеством с идеалами, которые так и не удостоились одобрения польских или русских патриотов. Заботясь о престиже Польши, он направлял основные усилия на возвышение своего собственного княжества, что позволяет считать его одним из величайших людей своего времени» (Босуэлл Б. Кембриджская история Средневековья. Т. VIII. С. 576).
Смерть Витовта породила раскол между сторонниками православной и Римско-католической церквей в Литве. Русско-литовские магнаты отказались избрать своим великим князем престарелого Ягайло, в пользу которого интриговали поляки. Большинством голосов был избран православный князь Свидригайло, брат Ягайло, долгие годы боровшийся с Витовтом. Католики предпочли Сигизмунда, брата Витовта. Разразилась гражданская война, в которой Свидригайло, как избранника православной партии, поддерживали католики – император и Ливонский орден. Действия (императора) Сигизмунда оказались предательскими, поскольку польские войска помогали ему воевать против турок. Война закончилась лишь в 1435 г., когда соединенные силы православных магнатов и ливонских рыцарей были наголову разбиты в битве при Вилкомире.
После смерти Сигизмунда великим князем Литовским был избран католический кандидат Казимир, младший сын Ягайло и брат нового польского короля Владислава III. После того как его брат погиб в битве с турками во время знаменитого Варнского крестового похода (1444), Казимир Ягеллон стал королем Польши. Казимир IV, правивший почти до самого конца XV в., оказался одним из самых даровитых и выдающихся ее королей. Он претворял в Восточной Европе политические идеи, которые определили всю ее историю в XVI в.
После того как обе короны перешли к Казимиру IV, союз Польши и Литвы был утвержден практически. Однако события 1432–1435 гг., когда немецкое государство попытались использовать русские православные силы против католического Польского государства, не могли не повлиять на славившегося своим умом короля. Он стал проводить политику, противоположную политике Римско-католической церкви, указом от 1447 г. даровав православным магнатам и литовским дворянам все права и привилегии, которыми пользовались их католические собратья. Более того, католические и православные землевладельцы получили право требовать от крестьян, поселившихся на новых землях, выплаты дани либо натуральным продуктом, либо деньгами. Литовские крестьяне, как и польские, стали теперь подданными не монарха, а своего помещика, который мог казнить их и миловать по своему желанию. Этими мерами Казимир уничтожил опасность серьезной оппозиции со стороны русских православных магнатов, одновременно усилив их положение по отношению к короне. Он был так мудр, что назначил Свидригайло, «мятежного» претендента на Великое Литовское княжение, волынским воеводой, а в Киеве посадил другого представителя православной партии, Олелько, внука Ольгерда и сына князя Владимира, который правил в Киеве в качестве «союзника» своего отца после того, как город оправился от татарского разгрома. После этого Казимир создал в Киеве престол митрополита – им стал Григорий, один из сторонников Флорентийской унии Восточной и Западной церквей, подписанной в 1439 г. Однако эта уния, заключенная византийским двором в отчаянной попытке получить поддержку папы и Западной Европы против готовящегося нападения турок на Константинополь, не достигла своей цели. Тем не менее решения Флорентийского совета, на котором митрополит Исидор представлял православие Московии и Литвы, еще долго оказывали влияние на религиозную политику в русских землях.
В Москве одобрение Исидором (греком по происхождению) решений Флорентийского совета вызвало бурю негодования, и он вынужден был бежать не столько из-за гнева великого князя, сколько из-за гнева народа. Но в Киевской земле, в Волыни и во всех русских землях Литвы назначение униатского митрополита было воспринято без особых возражений. Южнорусские магнаты переходили в католичество и вступали в брачные союзы с семьями польских и литовских католиков, перенимая у них аристократические обычаи и моду. В начале XVI в. в волынских землях семьи князей Острожских, Чарторыйских, Вишневецких и Четвертинских почти не отличались по образу жизни от своих польских современников.
И только крестьяне и жители небольших городов сохранили свою преданность православной вере.
Украина между Польшей, Литвой и Московией
Образование нескольких крупных централизованных монархий и общая тенденция движения на восток стали характерными чертами XVI в. Следствием окончательного разрушения феодальной системы в Западной Европе стало возникновение централизованных государств, и этот феномен нашел свое духовное отражение в эпохе Ренессанса. Основу социальных преобразований составляли экономические процессы, которые развивались в течение долгого времени.
Самый типичный пример того, какие возможности для развития бюрократического государства предоставляла эпоха Возрождения, мы находим не среди христианских стран, а в Оттоманской империи. Здесь падишахи Селим I и Сулейман Великолепный использовали все ресурсы нового времени для создания гигантского военно-морского флота и армии на восточных и южных берегах Средиземноморья, там, где когда-то располагалось прежнее «мировое государство» Юстиниана. В эпоху Великих географических открытий даже военная бюрократия, заправлявшая делами в Стамбуле, заразилась духом исследования новых земель. Она попыталась распространить свое военное влияние не только на Красное море, но и на Индийский океан, планировала построить каналы, которые соединили бы Средиземное море с Красным, а Черное море – с Каспийским посредством сооружения канала Волга – Дон. Распространение власти Оттоманов на Восточное и Южное Средиземноморье, а также в Юго-Западную и Центральную Европу не встретило мощного сопротивления, поскольку созданная совсем недавно Австро-Испанская империя была занята морской войной с Нидерландами и мечтала о полном подчинении себе обеих Америк. Мировая политика сделала решительный шаг в сторону бескрайнего Запада, поэтому Венгрия и Польша были брошены германскими странами на произвол судьбы. Им самим теперь предстояло бороться с турецкой угрозой – странным гибридом разрушительных алтайских традиций и имперских византийских замашек.
Давление турок на Восточную и Центральную Европу, несомненно, не позволило Польше и Литве поддерживать и расширять свою гегемонию в западных и южных русских землях. И подобно тому, как поход Тамерлана на юг спас Московское государство Василия I от гибели, так и завоевания Мухаммеда II способствовали в XV в. быстрому росту Московии при Василии II и Иване III.
Возвышение Московского государства в XVI в. и его расширение на север за счет новгородских и пермских земель, на восток – за счет Сибири, на юг – в бывшие владения Золотой Орды и на запад – за счет польско-литовских земель, стало феноменом, сравнимым лишь с созданием Оттоманской империи в Средиземноморье и Австро-Испанской империи Габсбургов в Европе и Америке.
Оттоманские падишахи в конце XV столетия и в течение всего последующего века стремились довести до совершенства традиции Восточно-Римской империи. Они не ослабляли своего давления на Дунайские страны, что привело к изменению политики Центральной Европы и не позволило ее народам – славянам Ягеллонской империи, переживавшей в ту пору свой расцвет, венграм с их необычным и великолепным сочетанием французской и мадьярской культур, и чехам, которые были непризнанными лидерами Европы в интеллектуальном и нравственном плане, – развить свои блестящие задатки. В конечном же счете от этого выиграли германские народы. В Сирии, Египте и Северной Африке правители Оттоманской империи выдвигали те же претензии, что и византийские императоры и калифы. На Анатолийском плато и Армянском нагорье они возродили старую имперскую вражду между иранскими савафидами, парфянами и сасанидами. В Черном море они захватили древнее наследство эллинских городов, Рима и Византии. Венецианская синьория и папский престол, не пожелавшие помочь Византии, попытались предотвратить гибель остатков латинской культуры и защитить интересы своей морской торговли за пределами Босфора, но было уже слишком поздно. Знаменитые экспедиции на Восток под руководством Барбаро, Контарини и Зено имели целью объединить силы мелких грузинских князьков, могущественных тюркоманов Ак-Коюнлу, персидских сафавидов и средиземноморских морских держав в союз против турок. Однако, пока Контарини ждал, когда придет корабль, который отвезет его из Грузии в Кафу, он узнал, что понтийские порты, через которые шла торговля итальянских городов с Востоком, уже находились в руках турок (1475).
Турецкая морская мощь более чем четыре столетия определяла политику во всем Черноморском регионе. Тана (Азов) в устье Дона, аванпорт итальянской торговли с Московией и Золотой Ордой; Херсонес в Крыму; Белгород (Аккерман), который обслуживал путь из Центральной Европы, проходивший от Регенсбурга через Львов (Лемберг) до Днестра; итало-молдавские поселения в устье Дуная – все эти причерноморские ворота в Европу вскоре оказались в турецких руках.
Все это очень быстро повлияло на политику Польско-Литовского государства. После монгольского нашествия в Крыму закрепились татары. Поддерживая тесные контакты с итальянскими торговыми колониями в Кафе и Тане и выполняя роль посредников в торговле с Золотой Ордой, они очень быстро разбогатели. Уже в первой половине XV в. хан Хаджи-Гирей, воспользовавшись ослаблением Золотой Орды под ударами Тамерлана, создал свой двор в красивом городе Бахчисарае. Он поддерживал дружеские отношения со своим могучим литовским соседом и московским князем, с которыми имел общие коммерческие интересы. В начале правления Ивана III крымский хан Менгли-Гирей пришел на помощь московитам, когда его сюзерен Ахмет-хан, владыка Золотой Орды, двинулся на Москву. Провал этого последнего нашествия Золотой Орды на московские земли в 1480 г. позволил Ивану III окончательно сбросить татарское иго. Однако, когда в Черном море появился флот Турции, а в Кафе был размещен ее гарнизон, Менгли-Гирей признал себя вассалом падишаха, и крымские татары стали главными помощниками турок в установлении их господства на берегах Черного моря – от румынских княжеств до Дагестана на Каспии.
В то же самое время Крым стал центром возродившейся невольничьей торговли. Работорговля существовала в Причерноморье с самых древних времен и процветала под покровом Византийской империи. Впрочем, в странах Средиземноморья, наряду с крепостным правом, она считалась совершенно естественным явлением, хотя церковь и боролась с ней. Торговля рабами вносила свой вклад в миграцию и поставляла рабочую силу для промышленных предприятий и домашнего хозяйства в странах Средиземноморья. Обычно забывают, что до XIX в. торговля человеческим товаром считалась необходимым, хотя и неприятным условием экономического развития западных стран. Современная «либеральная» капиталистическая система отменила и прокляла рабство, но даже в самых демократических современных государствах оно еще долго существовало под вполне благопристойными названиями.
Турки использовали рабов не только для продажи, работы в промышленности и домашнем хозяйстве, но и приспособили их для военных нужд. Из них формировались отряды знаменитых янычаров. Идею создания военных подразделений, составленных из преданных и хорошо обученных невольников, турки позаимствовали у мамлюков Египта, где кавказские и кипчакские мужчины, попавшие в рабство, в течение двух веков составляли главную военную силу в Леванте и первыми сумели нанести поражение монголам.
Жители южнорусских земель стали неисчерпаемым источником для пополнения военных лагерей, гаремов и рынков рабочей силы Османской империи. Уже в 1484 г. Менгли-Гирей совершил свой первый крупный набег на владения Литвы и разграбил Киев. На следующий год он вторгся в Подолию, которая под властью Ольгерда и Витовта превратилась в густонаселенный процветающий край. В 1490 г. татары опустошили Волынь и дошли до Холма. В последующие годы они постоянно грабили оба берега Днепра и Десны и доходили до реки Припяти.
После этих набегов сотни тысяч мужчин, женщин и детей уводились в Крым и оттуда доставлялись на рынки Османской империи. Примерно в середине XVI в. (как утверждает Дорошенко) литовский посол при бахчисарайском дворе в отчаянии произнес, что «на юге, по-видимому, скоро совсем никого не останется».
Турецкое давление на юге, вдоль Дуная, победило сильное Венгерское королевство, которое 100 лет назад при Людовике Великом Анжуйском, отце Ядвиги Польской, определяло политику в Центральной и Восточной Европе. После битвы при Мохаче 1526 г. Венгрия лишилась двух третей своей территории. Целых полтора столетия эти земли находились под властью Турции. Между Дунаем, Днестром и Днепром турки установили свою власть над румынскими княжествами и стали угрожать отсюда польско-литовским владениям. В эпоху великих турецких султанов Польша оказала Германской и Западной Европе огромную услугу, оградив ее от турецкой агрессии. В 1683 г. польский король, одержав победу под стенами Вены, окончательно избавил Европу от турецкой угрозы. Однако затяжные войны с Османской империей свели на нет и полностью расстроили всю политическую и культурную жизнь Польши и подготовили почву для появления великого славянского православного государства на Востоке и возрождения на Западе старинных германских империалистических идей тевтонских рыцарей под руководством прусского короля Фридриха II Великого.
Время, когда Казимир IV участвовал в последней великой Северной войне с Тевтонским орденом, совпало с первыми годами экспансии Московского государства при Иване III, который стал великим князем в 1462 г., за четыре года до того, как победа Казимира над орденом увенчалась Торнским мирным договором и положила конец великой средневековой германской экспансии на восток. В 1471 г. Иван III после битвы на реке Шелони присоединил к Москве Новгород (1478) и весь русский северо-восток. В следующем году он женился на Зое (Софии) Палеолог, чей отец Фома, бывший деспот Мореи, приходился последнему византийскому императору родным братом, а мать происходила из блестящего рода Монферрат. Получив в жены наследницу былой византийской славы, Иван воспринял те идеи, которые в дальнейшем составили важную часть концепции великорусского управления страной. Иван принял титул самодержца и царя, а ученые льстецы, которые явились в Москву вместе с Зоей, обнаружили, что ее муж был «наследником Августа», разделившего мир между своими братьями. Прусс получил земли по берегам Немана, и от него «в четырнадцатом поколении происходил великий князь Рюрик». Впрочем, зачем было выдумывать мифического Прусса, когда Иван был потомком Владимира Мономаха, правившего в Киеве и владевшего всей южной землей! Иван начал подписывать документы как «государь Всея Руси», а его преемник в 1503 г. написал литовцам следующее: «Могу ли я не оплакивать земли моих предков, все те русские земли, что были захвачены Литвой, и Киев, и Смоленск, и все другие города?»
Разногласия между православной и католической знатью Литвы, которые Казимир попытался сгладить в Хородловской унии, естественно, не ускользнули от внимания московского царя, и он попытался их усилить. Уже в 1470 г. Казимиру пришлось заменить Олелько, православного воеводу в Киеве, на католика литовца. «Сын последнего киевского князя Михаил, – писал Дорошенко, – вместе с другими князьями начал секретные переговоры с Москвой, пообещав Белоруссии всякого рода привилегии за помощь против Литвы. Заговор был раскрыт, и князь Михаил заплатил за это своей жизнью. Однако это не остановило других князей и сделало дорогу в Москву более свободной». Многие мелкие князья, владевшие землями в верхнем течении Оки и прежде зависевшие от литовской короны, «перешли» на службу к Ивану III. Их примеру последовали другие землевладельцы небольших княжеств, расположенных на границе между Северской и Черниговской землями. Границы Московского государства неожиданно придвинулись к самому Днепру. В конце концов Москве покорился и Чернигов.
В 1485 г. Тверь, бывшая соперница Москвы, которую поддерживали литовские великие князья, без борьбы сдалась Ивану. Рязань и Псков были присоединены сыном Ивана III, князем Василием III.
В первые годы XVI в., после опустошительных набегов татар и турок на южные провинции Литвы, Василий захватил Смоленск, а его войско вышло на берег Днепра. Вскоре русские появились на реках Десны и Сейма. Границы Московского государства придвинулись к самому Киеву, и западнорусский дворянин, князь Михаил Глинский, поднял в Киеве восстание, требуя восстановить «древнюю киевскую монархию».
Турецко-татарская агрессия помогла правителям Москвы приблизить свои владения к границам Литвы; к тому же Иван и Василий усиленно эксплуатировали чувства православных людей. В то же самое время русско-литовская знать, земли и богатство которой находились под постоянной угрозой татарских набегов, склонялась к более тесному союзу с Польшей.
В 1529 г. на землях Великого княжества Литовского был распространен закон, известный под названием Литовский статут. Согласно этому статуту в Литве устанавливались такие же порядки, которые существовали в Польше. Магнаты получили наконец право – оно сделалось простой «привилегией» – участвовать в управлении страной с помощью Рады (сената). Без согласия Рады великий князь не мог вносить никаких изменений в законы или в управление государством.
В 1566 г. новый статут даровал многочисленным дворянам (шляхтичам) Великого княжества право участвовать в работе местных сеймов (советов) и избирать своих делегатов на сейм всего Русско-Литовского государства.
Сейм являлся представительным органом всего русско-литовского дворянства и на общих сессиях заседал вместе с Радой. Великий князь должен был приносить клятву о том, что будет защищать права дворянства своей страны. Согласно польской точке зрения, по отношению к остальному населению страны никаких обязанностей он не имел. Когда в 1592 г. польским королем избрали Сигизмунда III Вазу, ему сообщили, что он «будет править благородным сословием, а не крестьянством, как его отец Иоганн, король Швеции».
Польско-литовские правители с середины XV в. столкнулись с проблемой подчинения себе крупных земельных магнатов. Казимир IV и его преемники попытались опереться на поддержку мелкого дворянства, однако обстоятельства и, главным образом, то, что польский король был выборной фигурой, играли против них. В скором времени это привело к фатальным результатам для Польши.
Польским королям всегда мешал проводить самостоятельную политику выборный характер правителей Священной Римской империи германской нации. Кроме того, на политическую мысль Польши влияли западные идеи. Московские же цари имели в качестве образца мрачное великолепие византийского самодержавия, и над ними нависала тень Золотой Орды. Василий II Темный стал последним московским князем, который пострадал от магнатов своего государства, а поддержавшая его церковь привела на его сторону простой московский люд. Прежде чем захватить Великий Новгород, Иван III заигрывал с лидерами новгородцев; в процессе присоединения малых русских княжеств люди обычно были на стороне «самодержца» московского. Словом, у почивших императоров Византии московские цари вместе с идеей самодержавия позаимствовали и умение привлекать на свою сторону народ.
Внутренние реформы в Литве, проведенные в 1529 и 1566 гг., подготовили Люблинскую унию 1569 г.
Овладев Казанью (1552) и Астраханью (1556) и превратив Московию в наследницу Золотой Орды на Волге и Каспии, Иван IV Грозный обратил свой взор на запад. В 1558 г. он начал войну с Ливонским орденом. Великий магистр этого ордена обратился за помощью к Литве. Однако соединенное войско ливонцев и литовских магнатов потерпело поражение, и в 1563 г. Иван овладел очень важным городом Полоцком.
Столкнувшись с серьезной угрозой со стороны Москвы, Сигизмунд Август, великий князь Литвы и король Польши, сумел добиться полного слияния двух государств. В последнем месяце 1568 г. в Люблине собрался Литовский сейм, на котором в середине следующего года была заключена Люблинская уния.
Союз королевства и Великого княжества получил название Речь Посполитая (республика). Польское государство стало многонациональным, в отличие от прежнего Польского королевства, где преобладали поляки. Идея Речи Посполитой заключалась в том, что государство обязывалось обеспечить равенство разных народов и конфессий, однако в основе своей это странное образование, монарха которого избирало благородное сословие, оставалось сугубо польским. Более того, это государство было католическим и потому враждебным по отношению к проживавшему на его территории многочисленному населению, которое исповедовало православие.
Примечания и дополнения к главе 2
Украинские историки (например, Дорошенко) отрицают тот факт, что Киев и его земли подверглись во время нашествия Батыя в 1240 г. полному опустошению. В этом вопросе их взгляды вступают в полное противоречие со взглядами польских и русских историков. В 1857 г. М. Максимович дошел до того, что написал работу «О мнимом опустошении Украины во время нашествия Батыя». Подобное стремление украинских историков объясняется их желанием показать, что Украина в XVI в. вовсе не заселялась пришельцами с запада и что большинство современных украинцев – это потомки тех, кто пережил монгольское нашествие. Однако работы самих украинских ученых опровергают эту теорию, поскольку факты, говорящие об условиях жизни на приднепровских землях, которые приводят в своих работах эти исследователи, подтверждают «теорию миграции».
Даниил Галицкий обладал многими привлекательными чертами, хотя и не стал одним из великих лидеров своего трудного времени. «Храбрый и бесстрашный, великодушный и добросердечный до наивности, меньше всего Даниил был политиком», – писал Шмурло. Томашевский характеризует Даниила как «умного, благородного, образованного, человечного и энергичного князя».
Основным источником по истории Галицкого и Волынского княжеств XIII в. является Галицко-Волынская летопись, произведение неизвестного автора, охватывающее период 1209–1292 гг. Летопись написана живым и довольно цветистым языком. В ней содержится много живописных эпизодов, она украшена поэтическими сравнениями и аллегориями, которые свидетельствуют о том, что автор был знаком с классической и европейской средневековой литературой.
Летописец отзывался о Данииле Галицком с симпатией, подчеркивая, что «галицкие бояре называли Даниила своим князем, но на самом деле правили всей землей сами».
Дорошенко пишет: «В XIV в. Галиция была политически не организованна и, хотя в культурном отношении находилась на том же уровне, что и Польша, была гораздо слабее ее. Ей недоставало внутренней стабильности; она страдала от боярских усобиц и отсутствия сильной централизованной власти».
До 1434–1435 гг. поляки сохраняли старый порядок вещей («tempus juris mthenornm»). Однако после 1430 г. Ягайло даровал галицкой аристократии те же привилегии, которыми пользовались польские аристократы. В то же самое время король Польши начал раздавать обширные земельные владения в Галиции своим польским любимцам, и галицкие бояре попали под влияние своих соседей и быстро ополячились. «Большая их часть, – указывал Ефименко, – была сметена волной польской колонизации и вернулась в свое исходное состояние – в народ». В XVI в., по мнению Хрущевского, в Галиции не осталось ни одной аристократической семьи, которая сохранила бы свою русскую или украинскую национальность. В то же самое время, когда польская шляхта наводнила сельскую местность, города заселялись немцами и евреями. Согласно Магдебургскому праву, власть в городах принадлежала католикам – полякам и немцам. Прежнее русское население этих городов постепенно выдавливалось оттуда и вскоре растворилось в сельской среде.
Соперничество между Ольгердом и Дмитрием Донским не помешало русско-литовским полкам, которые были обучены гораздо лучше, чем ополчение Московии в те дни, принять участие в битве с татарами на Куликовом поле. Решающую роль в ней сыграл волынский воевода Боброк, который стал инициатором маневра, решившего исход сражения.
Группа русских историков и публицистов, которые называют себя «евразийцами», придерживается особого мнения по поводу отношений Москвы и Литвы. Идеология евразийцев базируется на утверждении о том, что вся внутренняя структура и быстрое увеличение территории Московии произошло по образцу «великой Монгольской империи». Россия, по их мнению, всего лишь подражание «евразийскому государству», созданному монголами. Евразийцы считают, что монголы, разгромившие Витовта в 1399 г., оказали России большую услугу, ослабив «давление латинизма в восточном направлении» (см. статьи Трубецкого, Савицкого, Вернадского и др.).
В «Кембриджской истории Средневековья» (т. VIII) Б. Босуэлл приводит удачное описание битвы при Грюнвальде – Танненберге: «Все войско было впечатляющих размеров и необычно разнообразно по составу. Рядом с польскими рыцарями и их отрядами, которые имели одинаковое оружие и девизы, двигались сотни татар под командованием Солдана, ставшего вскоре ханом Золотой Орды. Воинственные литовцы маршировали бок о бок со стойкими чешскими наемниками, которым суждено было поразить мир. Образцовый полк польской кавалерии, Черная завиша, резко контрастировал с буйными русскими боярами или одетыми в грубые шкуры самоедами».
Тохтамыш, первоначально командир отряда в войске Тамерлана, пришел из Заволжья с частью киргизской Синей Орды. После разгрома, который потерпел на Куликовом поле Мамай в 1380 г., он помог татарам избавиться от него. В 1382 г. Тохтамыш разорил Москву. Согласно тогдашним источникам, он являлся справедливым и энергичным правителем; говорят, что он был очень красив (Бартольд), в годы, последовавшие за узурпацией им власти в Золотой Орде и разгромом Москвы, воевал с Тамерланом в Центральной Азии и на Западном Кавказе. В 1395 г. Тамерлан дошел до верховьев Дона; он оказал неоценимую услугу московитам, опустошив лагеря Синей Орды и разрушив Сарай на Волге, старую столицу Золотой Орды. Киргизская Синяя Орда так и не смогла оправиться после этого удара и ушла сначала за Волгу, а потом и за Урал.
Империя Золотой Орды, которую создал хан Берке, просуществовала чуть больше 100 лет. В XV в. после разгрома, которому подверг ее Тамерлан, она разделилась на три части: собственно Золотую Орду (столица – Казань), Крымскую Орду и Ногайскую (столица – Астрахань). Все они подчинялись разным ханам.
Этот король терпимо относился к Греческой православной церкви. Часовня Святого Креста в Краковском соборе, где он похоронен, украшена фресками конца XV в., написанными русскими мастерами в русско-византийском стиле. Аналогичные фрески имеются и в Люблине, Сандомире и других католических церквях Польши XV–XVI вв.
Впервые Московию «открыли» Риттер Поппель и другие иностранцы, в основном военные, во времена правления Ивана III (1462–1505). До своего приезда в Москву Поппель считал Московию отдаленным владением польских королей.
Самое знаменитое описание России этого периода оставил Сигизмунд фон Герберштейн, дважды посещавший по заданию своего правительства двор Василия III (в 1517 и 1527 гг.). Его книга была опубликована лишь в 1549 г.
Германские страны быстро поняли, какие возможности предоставляет им антагонизм между Москвой и Польшей. В первое десятилетие гогенцоллерновский Великий магистр Тевтонского ордена посылал в Москву войска и военных советников, а поляки на съезде в Вене в 1515 г. требовали от Габсбургов отказаться от поддержки Василия III и вывести свои войска. В 70-х гг. XVI в. переговоры Ивана IV с властями города Данцига заставили польского короля Стефана Батория ввести туда свою армию, а в 1581 г. царь Иван после того, как Баторий одержал в России несколько побед, просил императора и папу о помощи.
Литовцы, как и Иван IV, стремились найти своих предков в классическом мире. В 1429 г. в Луцке, когда Витовт принимал у себя императора Сигизмунда, литовцы заявили ему, что «поляки прежде были не дворянами, а простолюдинами, которые купили себе гербы у чехов, в то время как литовские аристократы происходят от римской знати, поскольку их предки пришли из Италии». Автор «Быховецкой хроники», цитируемой Лаппо, сообщил нам, что император ответил им так: «Мы знаем, что вы – потомки древних римских аристократов».
Первый Литовский статут был обнародован в 1529 г. В 1566 г. появилась новая версия этого закона, содержавшая многочисленные поправки. Только после этого окончательно утвердили политические и социальные привилегии литовской шляхты. После заключения Люблинской унии потребовалось внести новые поправки, и последняя версия Литовского статута была одобрена Стефаном Баторием и принята в 1588 г. Тексты всех трех вариантов этого статута написаны по-русски.
Люблинская уния 1569 г. создала из Польского королевства, Великого княжества Литовского и герцогства Восточной Пруссии одно общее государство – Речь Посполитую. Слияние двух разных стран и двух различных национальностей завершилось. На общем собрании Рады (сената) польской и литовской знатью был избран правитель страны, король Польши, одновременно являвшийся великим князем Литовским. Во время своей коронации в Кракове он подтвердил права и привилегии обоих народов – поляков и руссо-литовцев – и поклялся хранить эти права и привилегии. Однако Русско-Литовское государство (за исключением украинских провинций, которые были от него отторгнуты и вошли в состав Польши) сохранило свою администрацию, печать, литовский статус, а также армию и бюджет. «Нельзя не отметить, – писал Лаппо, – коренное противоречие, в основание которого легли две совершенно противоположные идеи – идеи унитарного и федеративного государства. Это было результатом противоположных тенденций и устремлений, принесенных на Люблинский сейм представителями Польши и Русско-Литовского государства».