«Восточные славяне» – бывшие викинги и горцы?
Если посмотреть на европейскую карту распространения генетического маркера «восточных славян» R1a, можно обнаружить несколько весьма интересных моментов (#22).
Во-первых, наибольшая концентрация R1a выявлена не на территории Центральной России (52%), Беларуси (51%) и Украины (44%), а в Польше (57,5%).
При этом между Польшей и Германией проходит некий раздел, по обе стороны которого концентрация R1a отличается в разы. На востоке от него лежат упомянутые выше Польша, Беларусь и Центральная Россия, а на западе – Германия (16%), Швейцария (3,5%) и Франция (3%).
Согласно общепризнанной концепции, «восточные славяне» являются коренными жителями Центральной России и Беларуси. Исходя из этого, при исторической миграции их в западном направлении они должны были постепенно растворяться в местном населении и встречаться все реже и реже. Ровно это происходит западнее Польши. Почему же в самой Польше концентрация R1a растет?
Во-вторых, южнее Польши находится регион, доля R1a в котором очень высока. Речь идет о склонах Альп и Карпат, а также низинах, лежащих между ними:
– Чехия – 34%;
– Словакия – 41,5%;
– Австрия (восточная часть) – 26%;
– Венгрия – 29,5%;
– Словения – 38%;
– Хорватия – 24%.
Никаких переселений «восточных славян» на эти территории в обозримом прошлом не зафиксировано. Откуда же они взялись здесь, составляя в настоящее время третью часть местных жителей?
Ответы на поставленные вопросы дает только один народ древнейшей истории Европы – венеды (венды).
Исходя из многочисленных свидетельств о венедах Геродота, Плиния Старшего, Публия Тацита, Клавдия Птолемея, Помпония Мела, Иордана и других источников, первое зафиксированное место их дислокации – низменность между Альпами и Карпатами (#23). Практически в самом ее центре находится город Вена (Восточная Австрия), носивший во времена Римской империи имя Vindobona.
Примечательно, что в древности через этот район проходил знаменитый Янтарный путь между народами Балтии и этрусками, достоверно существовавший уже в 14-м веке до н. э. и, по мнению большинства ученых, проложенный именно венедами (#24).
Как видно, конечной точкой Янтарного пути являлась Венеция, которую также часто связывают этим народом.
Добавим, что восточная часть Австрии в древности носила название «Норик», а ее жители – норики – упоминаются в «Повести временных лет», где сказано, что они «и есть суть славяне».
Ученые давно спорят о национальности венедов, однако очевидно, что только принадлежность их к R1a может объяснить высокий уровень данного генетического маркера на рассматриваемой территории.
Более того, значительная часть венедов должна была постепенно мигрировать в северо-восточном направлении, поскольку несколько веков с запада на них оказывал давление постоянно расширяющийся ареал кельтов, а с юга – усиливающееся влияние Римской империи.
Именно это является единственным объяснением высокой концентрации R1a в Польше, так как именно здесь встретились ее носители, которые двигались навстречу друг другу.
В-третьих, высокие концентрации R1a неожиданно обнаружены в Норвегии (25,5%), островах на севере Шотландии (24,5%) и Исландии (23%).
Это значит, что четвертую часть легендарных викингов составляли «восточные славяне».
Как же их занесло в столь отдаленные места?
Древние жители Центральной России никак не могли мигрировать в Скандинавию в массовом порядке, поскольку им пришлось бы «прорываться» через Финляндию, Швецию или Данию, плотно заселенные кельтами и северными народами уже в 1-м тысячелетии до н.э.
А вот венеды, которые хозяйничали на Балтике задолго до этого, вполне могли первыми заселить юг Скандинавии, откуда были вытеснены впоследствии в Норвегию ордами кельтов, идущими с юга.
Таким образом, куда пришли венеды, и где сейчас живут их прямые потомки, очевидно. Вопрос, откуда они взялись?
Согласно современным исследованиям, 13 тыс. лет назад значительная часть Европы была покрыта ледником (#25).
Проживание в холодном европейском климате для нашего прямого предка – кроманьонца – не представляло большой проблемы. Это доказывают современные северные народы, которые столетиями живут за Полярным кругом в вечной мерзлоте.
Но примерно 12 тыс. лет назад ледник начал таять, что привело к затоплению значительной части Европейского континента. Известно, что низменность между Альпами и Карпатами до прихода венедов представляла собой непроходимое болото. В этой связи можно предположить, что они спустились сюда со склонов либо Альпийских гор, либо Карпат.
При этом известно, что в древнейшие времена Альпы являлись прибежищем большого числа народов, которые строили по всему их периметру так называемые свайные поселения. Самые ранние из них датируются 5-м тысячелетием до н. э. (#26).
Очевидно, что свайная технология использовалась для защиты жилищ от воды (#27). Но если проблема затопления существовала даже на склонах Альп, понятно, что низины вообще были непригодны для существования.
Соответственно, по мере отступления воды, жители предгорий получали во владение все новые и новые благодатные, никем не заселенные земли, куда они постепенно и мигрировали.
При этом многочисленные жители северных склонов Альп не могли быть никем иным, кроме как кельтами. Полностью отрезанные от кельтов горами, жители южных и западных предгорий, скорее всего, стали лигурами. В свою очередь, восточная часть Альпийского хребта, предположительно, была заселена племенами, получившими впоследствии название «венеды».
Длительное проживание в горах предков таких больших народов как кельты, лигуры и венеды на первый взгляд кажется невероятным. Действительно, в Альпах кроме жилых построек не сохранилось следов какой-либо культуры, свидетельствующей о хозяйственном укладе горцев.
Однако весьма примечательно, что древние высокогорные поселения обнаружены и в соседних Пиренеях.
Речь идет о высокогорном каньоне Цирк Гаварни (фр. Cirque de Gavarnie), который является частью объекта «Район горы Мон-Пердю в Пиренеях», входящего в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Представляет собой скалистый амфитеатр, лежащий на высоте 1.400 метров над уровнем моря и окруженный с трех сторон 14-ти километровой дугой заснеженных, покрытых ледниками гор высотой до 3 тыс. метров (#28).
В этой высокогорной местности обнаружена целая сеть брошенных деревень, полей, ферм, горных пастбищ и дорог, свидетельствующих о длительном проживании здесь неведомого народа в доисторические времена.
Пиренейские селения, подобно альпийским, не имеют признаков разрушений и прекрасно сохранились до наших дней. Выходит, что в один прекрасный момент люди просто покинули их в поисках лучшей жизни и спустились к подножиям гор, откуда ушла вода.