Вы здесь

История Русичей по Велесовой книге. IV. Что нам известно на текущий момент. Историческая справка (Юрий Максименко)

IV. Что нам известно на текущий момент. Историческая справка

Для понимания хода исторических процессов, содержащихся в «Велесовой книге», полагаем необходимым представить в этом исследовании в кратком виде исторические реалии (историческая справка), известные нам на основе официальных данных науки. Данная справка охватит хронологию древних событиях по интересующим нас географическим регионам, которые отражены в ВК. Временной период событий в справке составит интервал с III тыс. до н.э. по I тыс. н. э. Тем самым мы поймем, что же нам известно на текущий момент о том мире, какой раскрывает нам ВК, а также даст читателю необходимые знания для сопоставлений сведений ВК с взглядом академической науки при дальнейшем знакомстве с данным исследованием. Забегая вперед, скажем, что исторические события, представленные в двух разных источников, таких как ВК и официальная точка зрения науки практически совпадают. Разница состоит в том, что события, излагаемые в ВК, сокрыты и зашифрованы в имеющихся знаниях науки действиями разных многочисленных племен и народов, в то время как ВК утверждает, что все, происходившее на Русской равнине в древние времена, было связано с одним народом, который называл себя Русичи (Русы). По ходу изложения справки будем выделять представляющие для нас интерес места курсивом. Исторические сведения будут излагаться по регионам.

Южный урал

Свою справку начнем с описания исторических реалий в Уральском, точнее Южно-уральском регионе III – II тыс. до н. э. Почему с Урала? По нашему глубокому убеждению события Велесовой книги напрямую связаны с этим регионом. Достоверно известно, что в данном регионе проживали арийские племена, представители андроновской археологической культуры. Как пример, всем известные древние городища Аркаим и Синташта. С другой стороны известно, что племена, пришедшие в Индию и называвшие себя ариями, оставили нам письменное наследие – арийские Веды, в которых указывается, что переселение арийских племен шло с севера на юг. Эти миграции подтверждены и на генетическом уровне. Так, называемая, гаплогруппа R1a (арийский гаплотип) принадлежала носителям, проживающим в Уральском регионе, а потом по каким то причинам переместившимся на юг на Индостан и Иранское нагорье. Носители гаплогруппы R1a в России на настоящий момент составляют до 70 процентов населения (ведущая гаплогруппа в стране), а среди высшей индийской касты – до 80 процентов. Именно поэтому-то Южный Урал и представляет для нашего исследования такой интерес.

Что собой представляла андроновская культура. Эта культурно-историческая общность – общее название группы близких археологических культур бронзового века, охватывавших в 2300 до н.э. – 1000 до н. э. Западную Сибирь, западную часть Средней Азии, Южный Урал. Название происходит от деревни Андроново около Ачинска, где в 1914 были обнаружены первые захоронения. В настоящее время в составе андроновской культуры выделяется по меньшей мере 4 родственных культуры. Выделим две из них:

• Синташта-Петровка-Аркаим (Южный Урал, северный Казахстан, 2200—1600 до н.э.,

– Укрепление Синташта в Челябинской области, датируемое 1800 до н.э.;

– Поселение Аркаим, также в Челябинской области, датируемое 1700 до н.э.;

• Алакуль (2100—1400 до н.э.), в районе между реками Амударья и Сырдарья, пустыня Кызылкум;

– Алексеевка (1300—1100 до н.э.) в восточном Казахстане (влияние Намазга-Тепе VI в Туркмении, выд. авт.)

Андроновская культура развивалась на базе ямной. Распространение андроновской культуры происходило неравномерно. На западе она доходила до района Урала и Волги, где контактировала со срубной культурой. На востоке андроновская культура распространилась до Минусинской котловины, частично включив в себя территорию ранней афанасьевской культуры. На юге отдельные материальные памятники обнаружены в районе горных систем Копетдага (Туркмения), Памира (Таджикистан) и Тянь-Шань (Киргизия). Северная граница распространения андроновской культуры совпадает с границей тайги. В бассейне Волги ощущается заметное влияние срубной культуры.

В сибирских степях сложился единый для всех андроновцев хозяйственно-культурный тип пастухов-скотоводов и земледельцев. Андроновцы жили оседло в долговременных полуземлянках. Их поселки располагались в долинах рек, богатых, пастбищами и плодородными землями, пригодными для земледелия. В стаде преобладали крупный рогатый скот, овцы, лошади. Андроновцы стали первыми в азиатских степях наездниками. Скот большую часть года содержался на пастбищах под наблюдением пастухов, а зимой – в специальных загонах. Злаки возделывались на легких для обработки пойменных землях. Почва обрабатывалась вручную каменными и бронзовыми мотыгами. Охота и рыболовство большого значения в хозяйственной жизни не имели. Андроновцы были племенами металлургов. Они обладали медными и, оловянными рудниками и поставляли металл далеко на запад. Их литейщики обеспечивали широкое производство орудий труда (серпов, топоров, кельтов) и оружия (кинжалов, втульчатых наконечников, копий с листовидным пером), в том числе и за пределы андроновского ареала. Жилища представляли собой полуземлянки и наземные бревенчатые хижины. Некоторые поселения (например, поселения в районе Петровки и Боголюбово) окружались рвами и валами, земля для которых бралась при отрывке рва. По верху валов сооружался деревянный частокол. Для проезда внутрь были оставлены перемычки во рву, а в валу устроены ворота для проезда.

Андроновскую культуру, как правило, относят к «индоиранцам», являвшимися носителями гаплогруппы R1a. Поставили термин индоиранцы в кавычки, так как это звучит немного странным. В описываемые времена не существовало ни индусов, ни иранцев, они появятся значительно позже. Но наука оперирует почему то этим термином. Также культура связывается с изобретением колеса со спицами для колесниц около 2000 до н. э. Археологический памятник Синташта находится в верхнем течении Урала. Захоронения производились в курганах и включали (полностью или частично) останки домашних животных (лошадь, собака). В захоронениях обнаружены также колесницы. Синташта считается первым прото-арийским памятником.

Культура Синташта-Петровка-Аркаим сменилась культурой Фёдорово (1400—1200 до н.э.) и Алексеевки (1200—1000 до н.э.), также относящимся к андроновской. В Южной Сибири и Казахстане андроновскую культуру постепенно сменяет карасукская культура (1500—800 до н. э.). На западной границе андроновская культура сменяется срубной культурой, на которую также оказала влияние абашевская культура.

Первым историческим населением этой территории являлись киммерийцы и саки/скифы, что отмечается в ассирийских хрониках. Именно на юге Урала во II тыс. до н.э. расцвела цивилизация, столетиями ведшая за собой весь индоевропейский степной мир. Одно из обнаруженных поселений этой культуры получило условное название «Аркаим», открытие которого по праву считается Троей XX в., так как оно перечеркивает взгляды официальной науки на происхождение славян-арийцев. Существование свое городище прекратило около 1600 г. до н.э., т.е. почти 3500 лет тому назад. Аркаим следует понимать как важный (исторически и стратегически) поворотный пункт, одну из многих стоянок кочующих народов во главе с ариями. Население покидает Аркаим. По всем имеющимся признакам причиной ухода было резкое похолодание климата.

Эпицентром расселения вначале был Южный Урал, позднее – равнина между Северным Каспием, Аральским морем. Затем заселяются предгорья Гиндукуша и Тянь-Шаня. И в конечном итоге андроновцы-арийцы дошли до Индии, о чем нам свидетельствуют индийские Веды. Быстро и активно населяя различные территории, покоряя и подчиняя встречные народы, арийцы основывала древние цивилизации и культуры. Это могучее племя обладало высокой степенью духовности, необычной способностью к физическим нагрузкам, справедливостью, высокой культурой, военной и политической организованностью.

В нашем исследовании «О древнейшей истории России» подробно был освещен вопрос о перемещении арийских племен. Для отслеживания перемещений использовались понятия генеалогической науки – маркеры в Y-хромосоме мужчин. В частности отмечалось, что род R1a с Южного Урала после 400 лет своего пребывания там отправился в Индию, где сейчас живет около 100 миллионов их потомков, членов того же рода R1a, рода ариев – потому что они себя так называли и помнили, что их прародина располагалась на севере. Такую информацию дала нам хромосомная метка гаплотипа R1a, которая сопровождала все вышеперечисленные перемещения племени. Другая волна рода R1a отправилась через Среднюю Азию в Восточный Иран, и они стали там иранскими ариями.

В разных местах это племя было известно под различными именами. В Индии – под именем ариев, в Европе – этрусков, на Ближнем Востоке и в Малой Азии – рассенов. Через несколько тысячелетий, под влиянием естественных факторов, в частности, естественного увеличения численности, частичной ассимиляции покоренных народов, а также в результате глобальных геоклиматических изменений единое племя этрусков-рассенов-арийцев распалось на многочисленные племена. В исторической науке эти племена получили название индоевропейцев (название арийцев в науке не используется).

Ученым, занимающимся сравнительным изучением языков, удалось открыть, что почти все европейские языки имеют общее происхождение и что одного же происхождения с ними были древние языки санскрит и зенд, на которых были написаны священные книги Индии и Ирана. Из родства языков, заключающегося в общих корнях слов и в сходных грамматических формах, ученые вывели то заключение, что индийцы, иранцы, армяне, греки, римляне, кельты, германцы, славяне и литовцы происходят от общих предков, т е. от одного народа, который принято называть арийцами (или праарийцами) по тому, как называли себя древнейшие представители племени, занявшие Индию и Иран. Конечно, ни один арийский народ не сохранил в своих жилах чистоту крови общих им всех предков, так как, расселяясь в течение тысячелетий по громаднейшей территории от Индийского до Атлантического океана, отдельные племена древних арийцев смешивались с населениями весьма различного происхождения. Кроме того, и неарийские народности могли перенимать у арийцев их язык и таким образом как бы делаться потомками первобытных арийцев не в физическом, а только в культурном отношении. Почти, наверное, можно сказать, что индийцы и иранцы, одинаково называвшие себя «ариями», ранее других частей отделились от общего корня и, долгое время, составляя один народ, жили до своего перехода в Индию и Иран в тех местах, которые многими учеными считались прародиной всех вообще арийцев. В то время, как одни азиатские арийцы из этого центра направились через горный хребет Гиндукуш на юго-восток, в долину Инда, другие двинулись на юго-запад, в страну между Каспийским морем и Персидским заливом.

Знаменательно, что с очередной сменой культурных эпох (XVI—XV вв. до н.э.) с юга Урала изчезли боевые колесницы, ранее ставившиеся в погребальные камеры под курганными насыпями. Около XV в. до н.э. из степей Евразии, через земли Афганистана, на боевых колесницах проследовали певшие ведические гимны индоевропейские народы. Главным материальным богатством ведических ариев был крупный рогатый скот, заполнивший долину Инда. В ту же эпоху (XIII—VIII вв. до н.э.) земли юга Средней Азии, Афганистана и Ирана оказались наводнены новым потоком индоевропейских народов. Основоположником духовной реформации в их среде стал Зороастр. В Авесте, произведении написанном Зороастром, говорится о том, что прародина ариев, Айриана-Ваэджо, расположена на берегах благодатной реки Вахви-Датия. Весьма вероятно, что под рекой Вахви-Датия Авеста имеет в виду реку Волгу.

Средняя Азия

В эпоху отступления последнего великого ледника и в послеледниковую эпоху, вплоть до II тыс. до н.э., на равнине Средней Азии существовала во многом отличная от современной речная система. Есть все основания полагать, что климат в данном районе Евразии был далеко не засушлив, как ныне. Зыбучие пески пустынь Каракум и Кызылкум до сего дня запечатлевают следы громадных русел пересохшей реки, некогда пересекавшей Среднеазиатскую равнину с востока, беря начало в ущельях Тянь-Шаньского хребта, на запад, завершаясь устьем в районе Красноводского залива на юго-востоке Каспийского моря. Истоком погибшей реки служили долина озера Иссык-Куль и соединенные с ней верховья реки Чу, питавшейся влагой высокогорных ледников хребта Терскей-Ала-Тау – сердца Тянь-Шаньского горного массива. Прорвавшись сквозь теснины Киргизского хребта, воды реки Чу вырывались на равнину. Слева от реки простираются пески пустыни Муюнкум, в полутораста километрах справа от русла реки остается озеро Балхаш, которое питается реками, берущими начало в горах Восточного Тянь-Шаня. Возможно, в древности озеро доносило свои воды до русла реки Чу.

К западу от Сырдарьи Великая погибшая река обозначена сухим руслом Жан-Дарьи, пролегающим по дну котловины Туранской долины. С севера к Туранской низменности спускаются реки, берущие начало в предгорьях Южного Урала и Казахского мелкосопочника. В эпоху таяния ледника Тургайская котловина, прорезающая Южный Урал и массив Казахского мелкосопочника с севера на юг, доносила до ныне сухого русла Жан-Дарьи (Чу) значительные потоки пресной воды. Сегодня река Тургай, текущая по дну Тургайской котловины, гибнет в солончаковых болотах Средней Азии, не доходя трехсот километров до русел Сырдарьи и Жан-Дарьи.

В период существования Великой погибшей среднеазиатской реки, главной пресноводной артерии центра Евразийской равнины ледниковой и послеледниковой эпохи, все текущие к северу реки, берущие начало в горных системах Тянь-Шаня, Памира, Гиндукуша, Копетдага, являлись притоками ее главного русла, расположенного в Туранской долине. Идущая с севера на юг речная система Тургайской котловины также являлась притоком главного речного русла Туранской долины (Чу/Жан-Дарья). Таким образом, ледники горных систем юга Средней Азии, опоясывающие ее гигантским полукольцом от Каспия до Монголии, и ледники, покрывавшие вершины Уральского хребта в течение многих тысячелетий, направляли стремительные потоки талых вод в русло действительно великой громадной полноводной речной системы Среднеазиатской равнины, превращая её долину в необъятный цветущий сад (райский зеленый край – выд. авт.), один из главных оазисов Евразийского континента поздней ледниковой и ранней послеледниковой эпохи.

Высохшие русла Жан-Дарьи достигают течения Амударьи в районе современного города Нукус. Сухое русло в Каракумах называется Узбой. На широте Бухары русло Узбой поворачивает на запад и, пройдя между северо-западными отрогами хребта Копетдаг, достигает Каспийского моря. Устьем Великой среднеазиатской реки служил залив Красноводска и, возможно, залив Кара-Богаз-Гол.

Иранское нагорье и среднеазиатская равнина разделены хребтом Копетдаг. Особо следует отметить долину реки Теджен-Герируд, образующую естественные ворота между миром Передней Азии и великой евразийской степью, южной периферией которой является равнина Средней Азии. Именно долиной реки Теджен-Герируд прошли основатели Геоксюрского оазиса юга Туркмении из Ирана в IV тыс. до н.э., и именно долиной реки Теджен-Герируд устремились уже с севера на юг авестийские иранцы рубежа II—I тыс. до н. э. К востоку от Ирана высятся горные массивы Гиндукуша, еще далее к востоку – Гималаи, ледники которых питают великие реки Индии: Инд, Ганг, Брахмапутру, воспетые во II —I тыс. до н.э. в гимнах Ригведы.

К наиболее ранним и ярким проявлениям древнейшей цивилизации Передней Азии следует отнести расцвет хассунской культуры, пришедшийся на VI – середину V тыс. до н.э., на севере Месопотамии. Культурный слой Хассуна VI—V тыс. до н.э. соответствует культурному слою Намазга 1 (южная Туркмения) и Сиалка (центральный Иран). Население Северной Месопотамии, Центрального Ирана, северных отрогов Копетдага и долин Загроса VI – первой половины V тыс. до н.э. представляют единую земледельческо-скотоводческую общность со сходным культурным, социальным и хозяйственным укладом и прямым генетическим родством. Уже тысячу лет совершенствовалась техника выплавки меди, позволявшая создавать все более производительные орудия возделывания земли.

В VI тыс. до н.э. одновременно с хассунской развивалась джейтунская культура юга Туркмении, названная по поселению Джейтун, расположенному к северу от Центрального Копетдага. Само местоположение поселений Джейтун и Чопан-Депе на площади, ныне покрытой песками Центрального Каракума, говорит о том, что в VI тыс. до н.э. климат, состав почвы и водный режим среднеазиатской равнины позволяли заниматься оседлым земледелием и скотоводством непосредственно на территории современных пустынь Каракум и Кызылкум.

Обширные территории современных пустынь Средней Азии в VI тыс. до н.э. представляли собой громадную цветущую равнину, пересеченную множеством речных потоков, несущих с юга на север, к главному речному руслу Узбоя и Жан-Дарьи, студеную воду гор. Луга, расположенные в долинах рек, вскармливали сочными травами, росшими повсюду в изобилии, многочисленные стада крупного и мелкого рогатого скота. Тучные хлебные нивы, покрывавшие значительные просторы среднеазиатской равнины, обеспечивали населению твердый достаток и гарантированное благополучие на годы вперед.

Засуха, во многом погубившая оседлую городскую цивилизацию юга Туркмении, практически полностью уничтожившая Геоксюрский оазис, в полной мере поразила земли к северу от Копетдага лишь на рубеже II—I тыс. до н. э. До того времени громадные пространства Туранской долины, ныне включающие иссушенные солнцем пустыни Каракум и Кызылкум, являли собой покрытую сплошным ковром из цветов и сочных трав равнину, вскармливавшую бесчисленные стада крупного и мелкого рогатого скота и громадные табуны лошадей. Великая река Средней Азии – Чу-Жан-Дарья-Узбой – в V—IV тыс. до н.э. если и начала сохнуть, то масштабы бедствия пока ещё не могли казаться столь катастрофичными для обитающего на ее берегах населения, какими они оказались в дальнейшем.

Предки исторических туранцев населяли центральную долину Средней Азии и земли Восточного Прикаспия со времён таяния последнего великого ледника севера Евразии (IX тыс. до н.э.). Связи с оседлым земледельческим населением Северного Копетдага и степного населения Турана никогда не прерывались, и объясняется это единством этническим, а, следовательно, в значительной степени культурным и языковым. Около середины IV тыс. до н.э. влияние металлургических и керамических центров оседлого юга в степях Евразии, и в частности в долине Турана, усиливается. Кульминацией этого процесса явилось рождение кельтеминарской культуры в среде степного индоевропейского населения Туранской долины. Мощь и великолепие Геоксюрского центра IV тыс. до н. э. было настолько завораживающим и впечатляющим, что земледельцы и скотоводы Туранской долины приступили к развитию собственных центров керамического производства, орнамент и формы которого во многом повторяли мотивы юга Туркмении. Культурное влияние юга в степях Турана оказалось особенно сильным на первом этапе развития кельтеминарской культуры. На сосудах туранцев наносились классический для индоевропейцев геометрический орнамент, волнистые линии, штриховка, насечки. Кроме того, на ранних этапах кельтеминарской культуры в степях распространились сосуды, раскрашенные охрой в красный и жёлтый цвета. Впрочем, неприхотливый быт и гораздо более суровые, нежели в центрах юга, условия жизни степняков Восточного Прикаспия отразились в местной керамике упрощенностью и некоторой строгостью или даже скупостью орнамента и формы.

Первая половина III тыс. до н.э. ознаменовалась началом великой засухи в центре Евразии, приведшей в итоге к грандиозному исходу индоевропейских народов из обширных районов древнейших цивилизаций юга Туркмении и степей Средней Азии. Так, в период с 3000 по 2500 г. до н.э. сократился водный сток реки Теджен. Следствием этого явилось резкое сокращение жилых площадей в Геоксюре. Из девяти населенных теллей (искусственных холмов, состоящих из наслоений культурных слоев) продолжали существовать лишь два.

Общины скотоводов и земледельцев Среднеазиатской равнины, создавших культуру кельтеминар, еще в IV тыс. до н.э. подверглись активному культурному влиянию южных центров производящей экономики. Есть много общего в орнаментах юга Туркмении (Намазга II 3500—3000 гг. до н.э.) и в орнаментах, нанесенных на сосуды кельтеминарской культуры.

Носители культуры кельтеминар, в свою очередь, не просто восприняли геометрический орнамент юга, но явились активными распространителями уже собственной производящей экономики и культуры, хотя технологически и уступавшей южнотуркменской, однако гораздо более приспособленной к быту обитателей степей Евразии. Население равнины Средней Азии в III тыс. до н.э. создало собственные центры металлургического и керамического производств. Тем не менее носители культуры кельтеминар во все времена оставались прежде всего скотоводами, а следовательно, обладали значительной подвижностью. Причем их подвижность сильно возросла в III тыс. до н.э. из-за явственно обозначившегося наступления глобальной засухи в центре Евразии. И хотя русла Узбоя и Жан-Дарьи, возможно, ещё и в I тыс. до н.э. доносили определенную часть воды с ледников Тянь-Шаня до берегов Каспийского моря, ресурсы живительной влаги катастрофически сокращались. И хотя высыхающие русла Туранской долины еще долго служили прибежищем скотоводам Средней Азии, однако будущее не сулило им ничего хорошего в стремительно опустынивающихся землях. По-видимому, часть племен со среднеазиатской равнины передвинулись ближе к горам или даже в горы к существовавшему там зеленотравью и надолго осели.

На юге Средней Азии на протяжении IV – первой половины II тыс. до н.э. крупнейшим центром Северного Копетдага (юг Туркмении) являлся Намазга-Депе, площадь которого в пору наибольшего расцвета достигала 100 гектар, обведенных оборонительной стеной, сложенной из кирпича-сырца. Несмотря на ухудшение водного баланса, наступившего уже в III тыс. до н.э. – начале II тыс. до н.э., Намазга-Депе продолжал оставаться мощным центром производящей экономики края, обеспечивавшим высокий уровень жизни населения. Семьи жили в больших многокомнатных домах. По-прежнему развивались бронзолитейная металлургия, керамическое производство с использованием гончарного круга. Для передвижения использовались одно- и двухосные повозки. Однако с течением столетий упадок центров юга Туркмении обозначался все явственнее. Шло неуклонное сокращение площадей поселений. Деградировали ремесла, что вело к огрублению продукции. Во второй половине II тыс. до н.э. жизнь в Намазга VI замерла, за исключением его северной части, где возник укрепленный замок, получивший название «вышка» из-за оставленного им холма площадью в два гектара против былых ста. Схожие события происходили и во втором по величине центре севера Копетдага – Алтын-Депе, площадь которого на рубеже III—II тыс. до н.э. достигала 26 га. Во II тыс. до н. э. восточная часть города была оставлена жителями, а жизнь продолжилась лишь на части его западной половины. Во II тыс. до н.э., как мы помним, погиб и Геоксюрский центр в низовьях реки Теджен.

Вначале второй четверти II тыс. до н.э. перелом в развитии древней южнотуркменской цивилизации привел к необратимой трансформации в совершенно новую, иную по сути и размаху цивилизацию центра Евразийского континента. Население терпящих катастрофу городов и селений севера Копетдага с начала II тыс. до н.э. принялось за освоение новых земель в Азии, ближайшими из которых стали: нижнее течение реки Мургаб (Маргиана), среднее течение реки Амударьи (Бактрия), долина реки Зеравшан (Согдиана), Ферганская долина в верховьях реки Сырдарьи.

Прежде всего, освоению земледельцами и ремесленниками севера Копетдага подверглось верхнее течение реки Мургаб, начало которому было положено в первой четверти II тыс. до н. э. Оазисы Мургабской долины лежали к востоку от Геоксюрского центра северокопетдагской (южнотуркменской) культурной провинции и явились первой и ближайшей к древнейшей метрополии страной, ставшей прямой наследницей цивилизации юга Туркмении V—II тыс. до н. э.

В 120 км к северу от современного города Мары в начале II тыс. до н.э. развернулось освоение Келлелинского оазиса, древнейшего в долине реки Мургаб. Все стороны производящей экономики, культуры, домостроения долины реки Мургаб II тыс. до н.э. были местным воспроизводством образцов цивилизации севера Копетдага того же времени (Намазга-Депе VI).

Вслед за освоением нижнего течения реки Мургаб древнее население севера Копетдага двинулось далее к востоку и достигло среднего течения реки Амударьи, где была заложена основа исторической Бактрии. На правом берегу реки Амударьи, между устьями рек Вахш на востоке и Зеравшан на западе, было выстроено множество поселений, наиболее значительным из которых явился Сапалли-Тепе. Начальный период его развития относят к 1700—1500 гг. до н. э. Шло активное строительство оборонительных стен, защищавших четко распланированные кварталы, разделенные сетью улиц и переулков. Уровень производящей экономики вновь осваиваемого края был весьма высоким и включал все классические отрасли II тыс. до н. э.: металлургию, керамическое производство, ткачество, строительство, сельское хозяйство. Помимо Саппали-Тепе, в среднем течении Амударьи в первой половине II тыс. до н. э. развивался целый ряд значительных центров, среди которых следует отметить Джаркутан, Кучук-Тепе. Средний этап развития Саппали-Тепе приходится на 1500—1350 гг. до н.э., а поздний – на 1350—1000 гг. до н.э.

Во второй половине II тыс. до н.э. на смену древним северо-копетдагским центрам Намазга, Алтын, Геоксюр, Анау, теряющим население, кварталы которых все более превращались в оплывающие руины и служили оставшемуся населению кладбищем, пришел новый центр Елкен-Депе, расположенный неподалеку от Намазга-Депе. Елкен-Депе стал новой столицей страны, и историю его принято делить на три периода: первый (вторая половина II тыс. до н.э.), второй (конец II – начало I тыс. до н.э.), третий (VII—IV вв. до н.э.). Одной из примет, указывающих на отход населения севера Копетдага от прочной оседлости былых эпох, является то, что кладбища второй половины II тыс. до н.э. нередко устраивались на значительном удалении от поселений, чего в прежние тысячелетия в данном регионе не было.

Крайней провинцией на востоке, подвергшейся в последней четверти II – первой четверти I тыс. до н.э. экспансии древнего северокопетдагского населения, явилась Ферганская долина, расположенная в верховьях реки Сырдарьи. На плодородных благодатных землях долины в короткие сроки выросли сотни селений, особенно густое скопление которых отмечено на востоке долины. Располагались поселения кустами (группами), на значительном расстоянии друг от друга. Среди скоплений поселений наиболее заметными являются Дальверзинская, Кара-Курганская и Чустская группы. Ферганская культурная провинция входила в общий ряд с севером Копетдага, Маргианой, Бактрией, северо-востоком Ирана и Афганистаном и представляла собой часть большой цивилизации центра континента на рубеже II—I тыс. до н. э. Ферганская долина уступала более древним провинциям Средней Азии в мощи производящей экономики, однако превосходила их в продуктивности сельского хозяйства и в первую очередь земледелия.

Около XIV в. до н.э. преобразилась долина реки Сумбар, являющейся правым притоком реки Атрек на крайнем юго-западе Туркмении. Поселения в данной местности существовали ещё с IV тыс. до н. э. Земли по берегам реки Сумбар и в низовьях реки Атрек называются Мисрианской равниной, или исторической провинцией Дахистан. На протяжении XIV—X вв. до н.э. в долине реки Сумбар выросли крупные центры с укреплениями, окруженными множеством усадеб. Среди них: Изат-Кули площадью около пятидесяти гектаров, Тангсикылджа, Чпалык-Депе, Мадау-Депе. Наряду с крупными развивались средние поселения, площадь которых составляла три – четыре гектара: Тильки-Депе, Чапан-Депе, Едиджа-Депе, Беурме-Депе, Вами-Депе и множество иных.

В долине реки Сумбар весьма сильно ощущалось культурное влияние прикаспийского Ирана; кстати, именно оно во многом оградило данную провинцию юго-запада Туркмении от идущих с севера на юг Средней Азии степняков второй половины II тыс. до н. э. В отличие от центров севера Копетдага, Маргианы, Бактрии и Ферганской долины, керамическое производство которых вследствие нашествия с севера кочевников андроновской культуры от гончарного круга перешло к древней ручной выделке, гончары долины реки Сумбар в своей работе продолжали использовать круг.

Таким образом, можно сказать, что на протяжении всего II тыс. до н.э., особенно во второй половине, шло широкое распространение городского и сельского населения севера Копетдага в долину Нижнего Мургаба, Средней Амударьи и в Ферганскую долину в верхнем течении Сырдарьи. Пришельцы всюду строили квадратные, снабженные круглыми башнями крепости, охранявшие обширные районы, занятые небольшими поселками земледельцев и скотоводов. А это признак ведения обороны. По-видимому, причинами упадка древнейшей среднеазиатской метрополии V—II тыс. до н.э. на севере Копетдага могли явиться – засоление почв, гибель речных потоков, опустынивание земель или, что, скорее всего, разгром, учиненный степными кочевниками с севера, спускавшимися громадными волнами с севера Евразии все II тыс. до н.э. и далее всю первую четверть I тыс. до н.э.

Южная и Передняя Азия

Известно, что древнейшим периодом в истории Индии была эпоха расцвета городов Хараппа и Мохенджо-Даро середины III – первой половины II тыс. до н. э. Вторжение обладателей арийских колесниц (XVIII—XV вв. до н. э.) явилось началом новой ведической эпохи в истории Пакистана и севера Индии. Время, прошедшее в течение XVII—XII вв. до н.э., можно охарактеризовать как период сложения Ригведы и эпоху освоения арийцами долины реки Инд. Около XI – Х вв. до н. э. произошли проникновение и расселение отдельных индоевропейских групп в бассейне реки Ганг, на северо-востоке Индии. В это время продолжалось дальнейшее развитие ведического собрания гимнов.

Владычицей Передней Азии в XIV—IX вв. до н.э. являлось Ассирийское государство, расположенное в среднем течении реки Тигр (Месопотамия), со столицей в городе Ниневия. Главными врагами Ассирийской державы были Египет на юго-западе, государство Урарту на севере и Элам, со столицей в городе Сузы, на юго-востоке. Некогда могущественная держава хеттов к XIII в. до н.э. окончательно утратила былое значение и едва удерживала город Гаргамеш в Сирии. Ассирийские монархи многократно подчиняли себе юг Месопотамии (Халдея) и ее север, совершали многочисленные походы на восточное побережье Средиземного моря, однако одолеть главных соперников (Египет, Урарту, Элам) Ассирии было не под силу. Период наивысшего подъема Ассирии приходится на вторую половину VIII – начало VII вв. до н. э. Однако уже в 612 г. до н. э. Вавилон и Мидия разрушили город Ниневию. А в 605 г. до н. э. Ассирия окончательно рухнула под ударами Вавилона и Мидии, явившихся новыми центрами силы Передней Азии.

Основание Вавилона, города на юге Месопотамии, относится к началу II тыс. до н.э., а история его государственности приходится на XIX—VI вв. до н.э.

Население исторической Мидии, страны на северо-западе Ирана, в IX в. до н.э. состояло из потомков индоевропейских кочевников евразийских степей, вторгшихся в XIII—XII вв. до н.э., на земли древней цивилизации юга Туркмении, в долины рек Мургаб, Сырдарья, Амударья, Зеравшан, Теджен-Герируд. Археологической прародиной ушедших к югу кочевников следует считать поздний этап андроновской культуры XV—XI вв. до н. э. Предки мидийцев, так же как и оставшиеся в степях Евразии скифы (саки), были представителями арийской группы континента. Духовным апологетом продвигавшихся к югу кочевников был великий религиозный реформатор и создатель древнейшей части Авесты Зороастр.

На юге Средней Азии в XIII—X вв. до н.э. произошло значительное смешение оседлого и кочевого элементов. В результате исторические мидийцы Северо-Западного Ирана являлись отчасти наследниками древней оседлой цивилизации юга Туркмении V – II тыс. до н. э. Однако определяющим началом в природе мидийцев оставалось заложенное Зороастром авестийское духовное начало, хотя и ориентированное на оседлый быт городских цивилизаций Азии, в основе своей опиравшееся на ведические традиции и познания индоевропейцев степной Евразии.

Мидийцы и этнически близкие им персы, занимавшие земли Элама на юго-западе Ирана, являлись следующей за хеттами на рубеже III—II тыс. до н.э. волной индоевропейской полукочевой стихии Средней Азии. Утрата хеттами былого могущества во второй половине II тыс. до н.э. было с лихвой восполнена величием Персо-Мидийского царства, на западе граничившего с Элладой и Ливией, а на востоке – с долиной Инда и горными вершинами Памира.

В споре между Мидией и Персией прежде первенствовала Мидия (VII – середина VI вв. до н.э.), столица которой находилась в городе Экбатана в центре Ирана. Однако уже в 550—549 гг. до н.э. мидийцы вынуждены покориться военной силе персов. Новое обособление и подъем Мидии пришлись на последнюю четверть IV в. до н. э. В Иране воцарилась династия Ахеменидов (558—330 гг. до н.э.), павшая в результате завоеваний Александра Македонского.

Восток Европы

На востоке Европы на рубеже II—I тыс. до н.э. в полосе лесостепи и степи шли извечные процессы борьбы оседлого запада и кочевого востока. В роли оседлых земледельцев в украинской лесостепи выступали носители белогрудовской культуры XII—IX вв. до н.э., являвшиеся прямыми и непосредственными преемниками носителей культуры курганных погребений центра Европы XV—XIV вв. до н.э. (наслоившихся на культуры шнуровой керамики и унетицкую), восточная область которой трансформировалась в ряд индоевропейских культур (тшинецкая, комаровская, сосницкая XV—XIII вв. до н.э.). Около XIII в. до н.э., в свою очередь, породивших классическую культуру полей погребений – лужицкую XIII—VIII вв. до н. э. К востоку от неё и была белогрудовская культура на севере Правобережной Украины.

Процесс оседания громадного индоевропейского вала евразийской степи, накрывшего значительные территории Европы (культура курганных погребений XV в. до н.э.), занял около трёх столетий и сопровождался активным смешением вновь пришедшего степного населения первого этапа андроновской культуры XVIII—XV вв. до н.э. и местного, явившегося наследником древних индоевропейских культур Европы (шаровидных амфор III тыс. до н.э., шнуровой керамики рубежа III—II тыс. до н.э.). Вслед за прошедшим в центр Европы потоком носителей андроновской культуры на запад в степи юга России устремились киммерийцы в XIII—XII вв. до н.э. и затем сменившие уже их скифы в степях Нижнего и Среднего Дуная, Днестра, Днепра, Дона, Волги (VIII в. до н.э.).

На конец II тыс. до н.э. пришелся пик засухи, поразившей евразийскую степь от Алтая до Восточных Альп. Следствием явилось то, что некогда могучая производящая экономика срубной археологической культуры юга России середины II тыс. до н.э. подверглась деградации и едва ли не полному упадку. В XII—X вв. до н.э. носители белозерской культуры степей Северного Причерноморья и Приазовья резко сократило поголовье стада. Терпела бедствие бронзолитейная металлургия, страдающая от недостатка сырья. Стремительно сокращались численность населения, площади поселков, объемы обрабатываемых земель. Люди были вынуждены забрасывать оседлое земледелие и переходить к кочевому скотоводству. Подвижный мир евразийской равнины, жестоко страдавший от засухи в степях Восточного Прикаспия и пошедший на эпическое вторжение на юг Средней Азии и далее, долиной реки Теджен-Герируд на Иранское плоскогорье, равно страдал и в степях Нижнего Поднепровья, Подонья и Поволжья XII—X вв. до н. э. Несмотря на значительное преобладание грунтовых погребений в степях Северного Причерноморья, на юге России по-прежнему не забывали древних традиций курганных погребений, хотя чести такой удостаивались лишь представители знати.

Непосредственной преемницей белозерской культуры юга России была исторически засвидетельствованная общность киммерийцев X—VIII вв. до н. э. В междуречье Среднего Днепра и Дона преемницей срубной культуры (середина II тыс. до н.э.) в XII—VIII вв. до н.э. явилась бондарихинская археологическая культура, носители которой этнически представляли собой смешение протоарийцев и протославян, строивших поселения на защищенных природой мысах, огораживая их с напольной стороны системой оборонительных валов и рвов. Наряду с укрепленными поселениями существовали и хорошо защищенные по всему периметру городища. Господствующим погребальным обрядом являлось трупосожжение с захоронениями в грунтовых могилах, наряду с которыми существовали и курганы. Развивалась собственная бронзовая металлургия, но не отличалась мощью, возможно, вследствие отсутствия собственных источников сырья.

Сложившаяся в XV в. до н.э. срубная культура, занимавшая просторы от Нижнего Дуная и Днестра до юга Урала, уже являлась собственно арийской, равно как и носители второго, третьего и четвертого этапов андроновской культуры XV—IX вв. до н.э., занимавших равнины юга Сибири и Средней Азии. Чудовищная засуха рубежа II—I тыс. до н.э. в значительной мере подорвала экономическую мощь культуры степи, и белозерский этап (XII—X вв. до н.э.) развития западноарийского этноса особенно ярко свидетельствует о значительных трудностях, с которыми пришлось столкнуться некогда многочисленному и экономически процветавшему (XV—XIV вв. до н.э.) населению юга России.

В VIII в. до н.э. в движение пришло западно-арийское крыло евразийской степи, видимым проявлением которого стало вторжение в степи Нижнего Поднепровья, Подонья и Правобережного Поволжья исторических скифов, вытеснивших с юга России своих западных собратьев-киммерийцев и на тысячу лет занявших достойное место на юге Восточной Европы вплоть до III в. н.э., когда государство скифов подверглось вторжению с севера Европы в Северное Причерноморье готов.

Серьёзного сопротивления скифам со стороны киммерийцев на юге России оказано не было, и к VII в. до н.э. скифы практически безраздельно господствовали на огромных пространствах юга Восточной Европы. Смена хозяев, произошедшая на юге России в VIII—VII вв. до н.э., на судьбы индоевропейского мира центра и северо-востока Европы оказала прямое влияние, приведшее к значительным изменениям путей развития протоисторического мира Европы. Уходя от скифов к западу и юго-западу, киммерийцы хотя и не сумели совершить культурный поворот в Европе, подобный произошедшему в XV в. до н.э. (культура курганных погребений), но значительную смуту и хаос в мир Европы внести сумели. На юге конечным пунктом движения киммерийцев оказался Малоазиатский полуостров, и греки о нашествии киммерийцев вспоминали как о набеге, но не как о завоевании (подобном дорийскому), не принесшем, ни значительных разрушений или жертв, ни поворотов в культурном или экономическом развитии. Зато в центре Европы и на ее северо-востоке смена хозяев в степях Северного Причерноморья оказала прямое и весьма значительное влияние.

Очередная смута в южнорусских степях привела к гибели чернолесской культуры X—VII вв. до н.э., представлявшей едва ли не крайний на востоке форпост оседлой центральноевропейской протославянской общности пахарей-земледельцев, прямых наследников индоевропейцев IV—II тыс. до н.э. севера и востока Европы. Носители чернолесской культуры были отброшены скифским вторжением к северу от украинской лесостепи в леса Среднего и Верхнего Поднепровья. И тут произошло смешение этнически обособленных начал. Северо-восток Европы с III—II тыс. до н.э. в значительной степени оставался во власти носителей культуры шнуровой керамики, заложивших основу балтской общности континента.

Вместе с тем в IX—VIII вв. до н.э. на Балканах начала устанавливаться относительная стабильность, и фракийская общность приняла исторически (археологически и лингвистически) засвидетельствованный образ. Начиналась эпоха становления классической античной греческой цивилизации.

Народами фракийской общности Европы были ордисы, населявшие среднее и нижнее течения реки Марицы и низовья реки Тонзоса, бессы, жившие в низовьях реки Марицы и в районе Средна-Горы и Родоп, эдоны, занимавшие юго-запад Фракии, геты и трибалы, обитавшие на землях северо-запада Болгарии и в долине Среднего Дуная до впадения в него реки Савва.

Как бы ни были случайны, а нередко и противоречивы сообщения греческих и латинских авторов о древнем населении Средней и Восточной Европы, они вполне допускали мысль, что славянские племена уже с первых веков н.э. занимали значительные территории не только в Прибалтике и Повисленье, но и в Прикарпатье и Поднепровье. Среди населения Скифии и Сарматии древние авторы называли целый ряд земледельческих племен, в которых логичнее всего было видеть предков именно славян, на что обратил внимание еще М. Ломоносов. Исследования в области топонимики, которыми особенно увлекались в конце XIX столетия, при всей спорности их выводов, позволяли считать исконно славянскими весьма широкие пространства Средней и Восточной Европы. Кроме Повисленья и Северного Прикарпатья в пределы древней славянской земли на основании топонимических данных включались Волынь и Среднее Поднепровье.

К выводу, что славяне жили на юге Восточной Европы не только в середине первого тысячелетия н. э., но и значительно раньше, приводила и славянская мифология. И, наконец, наиболее яркие свидетельства в пользу того, что славяне или их предки издавна обитали на значительных пространствах восточноевропейской равнины, выявили археологические раскопки. Открытые археологами памятники славянской культуры времен Древней Руси и остатки культуры многих предыдущих столетий настойчиво говорили о глубочайших местных истоках славянской культуры в области форм хозяйства и быта. Об археологических культурах на Русской равнине подробно было рассказано нами в исследовании «О древнейшей истории России».

Во II в. до н.э. славяне, носители зарубинецкой культуры, заняли земли на правом высоком берегу Днепра между устьями рек Тетерев и Рось. Отдельные группы славян заняли земли в устье реки Горынь (район города Давид-Городок) и на правом берегу Днепра (в районе города Речицы, ниже устья реки Березины). Отдельные поселения славян расположились на берегах рек Сейм и Сула, а также в верховье реки Южный Буг.

В основе сложения этнического состава носителей зарубинецкой культуры II в. до н.э. – I в. н.э. в первую очередь лежит славянское начало, в первую очередь автохтонные культуры скифского времени (милоградская, поморско-клешевая и лесостепная культура скифского времени), на которые воздействовало пришлое населения Центральной Европы (ясторфская культура, дакийские и иллирийские племена). В состав восточнославянской общности вошли, в том числе, остатки оседлого населения восточноевропейской лесостепи, являвшиеся потомками в значительной мере оттесненных в леса и болота Белоруссии носителей белогрудовской и чернолесской культур XII—VII вв. до н. э., смешавшихся с представителями балтской общности северо-востока Европы. Часть оседлого земледельческого населения белогрудовской и чернолесской культур смешалась со скифами и составила ту историческую общность Среднего и Нижнего Поднепровья, о которой Геродот говорит как о скифах-пахарях, сколотах и борисфенитах. Именно сколоты (скифы-пахари), сидевшие по берегам Борисфена (Днепра), во многом обеспечивали своим хлебом благоденствие черноморских городов греков.

В IV в. до н.э. скифы создали целостное государство в степях Северного Причерноморья со столицей в городе Неаполь Скифский (окраина современного Симферополя) и фактически сами являлись гарантом бесперебойного поступления хлебных транспортов, шедших руслами Днестра, Южного Буга, Днепра и Дона в греческие города в их устьях – Тиру, Ольвию, Танаис. Сложение трех начал: западнославянского, северного балто-славянского и степного славянско-скифского (сколоты) – и явилось основой зарубинецкой культуры II в. до н.э. – I в. н.э.

Около середины I в. н.э. славяне Среднего Поднепровья, носители зарубинецкой культуры, пережили катастрофу, результатом чего явилось рождение позднезарубинецкой археологической культуры I—II вв. н.э., а на практике означало значительный отток сельскохозяйственного населения правого берега Среднего Днепра, жившего между устьями рек Тетерева и Роси, в бассейн среднего течения Десны и в верховья Сейма, Пела, Ворсклы и Северского Донца. Причиной оттока населения из района современного Киева явилось то, что укрепления городищ восточных славян I в. н.э. не сумели защитить от стрел кочевников мирное сельскохозяйственное население. Отдельная группа носителей позднезарубинецкой культуры I—II вв. н.э. заняла земли в долине реки Соб при впадении ее в Южный Буг.

А западные славяне II в. до н.э. – V в. н.э., носители пшеворской культуры, расположенной в верхнем и среднем течении Вислы, Одера, Западного Буга и частично в верховьях Тисы, Днестра и Припяти, в I в. н.э. развивались достаточно спокойно и стрел степняков не видели. Интересно, что в верховьях Днестра и на западе Волыни в I в. н.э. население пшеворской культуры восприняло значительный элемент зарубинецкой культуры, носители которой, восточные славяне Среднего Поднепровья, уходили от сарматских набегов не только на восток, но и на запад. Тут же, на западе Украины, происходило смешение населения пшеворской культуры с представителями фракийской общности Европы.

В конце II в. н.э. славянское население запада Волыни и Подолии в значительной степени оказалось вытесненным или погибло, и связано это с продвижением готов, носителей вельбарской культуры II—IV вв. н.э., из районов Нижней Вислы в страну Ойум, расположенную на севере от Меотийского болота (Азовского моря). Ряд поселений пшеворской культуры II в. н.э. на западе Волыни и Подолии перекрыт слоем вельбарской культуры, что указывает на долговременный характер перемещения готского войска, обремененного, согласно Иордану, семьями, на юго-восток от Балтики. Однако в бассейне Верхнего Днестра славянские памятники II—III вв. н.э. остались нетронутыми ни готами, ни сарматами. Тут исчезло влияние фракийского мира (липицкая культура I—II вв. н.э.), зато распространилась провинциально-римская культура, выразившаяся в поступлении широкого потока амфор, металла, орудий труда, украшений, типичных для граничащих с римским рубежом по Дунаю и Рейну областей.

На землях Западной Украины, к востоку от Карпат, первые кельтские памятники относятся к первой половине IV в. до н. э. В III—II вв. до н.э. в Прикарпатье и в Северном Причерноморье появились народы, сумевшие пробиться от берегов Балтики к центру континента. Источники говорят о бастарнах и скирах (культура Поянешти-Лукашевка II—I вв. до н. э.) в бассейне Среднего Днестра. Подобное значительное вторжение в бассейн Днестра и Прута в IV—II вв. до н.э. стало возможным благодаря ослаблению некогда могущественного скифского государства, располагавшегося в степях между Днестром и Доном. Восточные соседи скифов – сарматы, прежде занимавшие территории Нижнего Поволжья и юга Урала, к III в. до н.э. значительно продвинулись к западу и подорвали самые основы скифского могущества на юге Восточной Европы.

Во II—V вв. н.э. на Среднем Днепре (район Киева), на Десне (район Чернигова), в излучине Днепра у города Рогачева (Гомельская область), в среднем течении реки Десны, в верховьях рек Сейм и Сула возникли селения земледельцев и скотоводов киевской археологической культуры. Традиции домостроения данной культуры близки зарубинецким памятникам рубежа эр. По-прежнему господствующим обрядом погребения было трупосожжение на стороне и помещение праха в неглубокие ямы округлой формы, чего в прежних культурах данного региона не наблюдалось. Среди монет, встреченных на поселениях киевской культуры, бронзовые монеты римского императора Геты (209—212 гг. н. э.), Феодосия I (379—395) и денарий II в. н. э. Областями, наиболее богатыми импортом на территории распространения киевской культуры, являлись районы Киева, Чернигова, Рогачева и верховья Сейма в районе города Курска.

Этнически носители киевской культуры II—V вв. н.э. в основе своей имели зарубинецкое восточнославянское население Среднего Поднепровья. Однако во II в. н.э. продолжались процессы продвижения западнославянских народов на восток Европы, и их этническое начало, безусловно, влилось в состав населения киевской культуры. Одновременно шёл процесс взаимного проникновения славянского и северного балтославянского населения, что также не могло не сказаться на известном своеобразии киевской культуры.

Во II—V вв. н. э. на громадной территории, западной границей которой условно служила река Прут, южной – северо-западное побережье Черного моря, северной – леса Полесья и река Сейм, а восточной – верховья Северского Донца, расцвела черняховская культура, являющаяся наиболее ярким проявлением восточноевропейского смешения народов, культур и языков. В древнерусском поэтическом произведении «Слово о полку Игореве», воспевшем поход северских князей в степь (1185), автор говорит о «веках трояновых» как о времени наибольшего процветания славян на востоке Европы.

Во II в. н.э. улеглись потрясения, связанные с продвижением к западу от Днепра сарматов, и одновременно прочно установились рубежи Римской империи. В низовьях Дуная и его левого притока реки Прут восточнославянский мир практически сомкнулся с провинциями империи. А на равнинах Северного Причерноморья отсутствовали всегдашние в этих местах степные хищники. Скифы тихо доживали в своих городищах некогда славную историю, а сарматы, быстро поняв выгоды нового положения, частью продвинулись в центр Европы, а частью занялись мирным скотоводством в степях на водоразделе между Днепром и Днестром.

Подробнее остановимся на племени готов. По Исидору (труд «История готов, вандалов и свевов»), племя готов было самое древнее. Некоторые полагают, что готы произошли от сына Яфета – Магога. Более же вероятным он считал то, что все узнали об этом от пророка Езекиеля (аналогия о факте происхождении славян по В. Татищеву). Прежде ученые мужи именовали их чаще гетами, нежели гогами и магогами. Далее известно, что император Траян, дабы обезопасить северные границы империи решил нанести удар по дакам, чтобы усмирить их раз и навсегда. Первый поход (101—102 гг.) закончился занятием столицы Даков – Сармисегетуса (Самарогета), а второй поход (105—107 гг.) кончился самоубийством Децебала и его жены, и обращением государства в римскую провинцию. В результате победы римлян, геты ушли за Семиградские горы на Вислу, уведя с собой много подчиненных им даков, и оттуда уже беспокоили своими нападениями римлян. Почему-то именно там, куда переселились геты, Иордан находит готов! Между тем, геты – древнее название Славян. Припомним теперь начало нашей ПВЛ летописи: «Когда Волохи напали на Славян на Дунайских и поселились среди них и притесняли их, то Славяне эти пришли и сели на Висле…» Это место летописи совпадает с описанием покорения Дакии Траяном.

Во II веке часть готов ушла через славянские земли в Дакию. Другая же часть ушла на Днепр и к Черному морю. Оттуда их выбили в 375 году Гунны и заставили уйти в Дакию и на Балканы, а затем в Италию и Западную Европу. От нашествия гуннов уцелела на Русской равнине только Киевская Русь, но и то потому, что она была основана позже в 430 году, т. е. после спада нашествия. По польскому историку М. Стрыковскому именно в этом году был основан князем Кием город Киев.

В 375 г. н. э. Волгу перешли гунны – народ, ведший свое происхождение из недр Восточной Азии, якобы из недр тюркского мира континента. Последствия вторжения гуннов на юг Восточной Европы были таковы, что практически в одночасье пересеклись археологические культуры восточных славян – киевская и черняховская и даже западнославянская пшеворская культуры. Однако первыми, кто принял на себя тяжесть удара дикой гуннской степной стихии, оказались восточные готы Северного Причерноморья, путь которых отныне пролегал только на запад, в пределы Римской империи.

Восточноготский племенной союз был жестоко разгромлен нахлынувшими с востока гуннами, которые вместе с аланами начали борьбу с остроготским королем Германарехом и вскоре разрушили его «королевство». С 376 г. гунны надолго превратились в хозяев причерноморских степей. Они объединили вокруг себя многочисленные местные сармато-аланские племена. В 435 г. все подчиненные гуннам племена были объединены в единую «державу», во главе которой стоял известный гуннский военный и политический деятель Аттила. Продвижение готов в центр и на запад Европы, вторжение гуннов, остановить которых удалось лишь на северо-востоке Франции в 441 г. н.э. благодаря нанесенному им войсками Западно-Римской империи поражению, настолько расшатали громадный и без того едва сдерживавший на дунайско-рейнской линии поток германцев и славян организм империи, что он не выдержал напряжения и рухнул. Гул от падения Рима отдавался в Европе долгие столетия, и время это получило название «темных веков Средневековья».

Центром культуры с падением Западного Рима стал Рим Восточный со столицей, названной по имени одного из императоров Константинополем, а на самом деле являвшийся греческим городом Византией. С падением рубежей Римской империи началась эпоха «великих переселений народов», суть которой свелась к занятию германскими народами возделанных, изобилующих дорогами, благоустроенными городами земель современных Италии, Франции, Британии, Испании и частично севера Африки (район поверженного Римом Карфагена). Славяне же заняли значительные территории центра Европы и Балкан, вплоть до полуострова Пелопоннес на юге. Начиналась новая эпоха в истории Евразии – эпоха Средних веков.

Громадные пространства, занятые славянами в V—VIII вв. н.э., оказались охвачены новой археологической культурой Прага-Корчак и Прага-Пеньковка, вбиравшей районы Верхней и Средней Эльбы, Одера, Вислы, значительные районы Среднего и Нижнего Дуная, междуречье Днестра и Днепра и значительные по площади районы на Средней Десне и в верховьях Северского Донца. Этническая принадлежность носителей культуры Прага-Корчак как славянская общепризнанна, однако происхождение охватившей столь значительные территории центра и востока Европы культуры является предметом множества споров и догадок.

События, происходившие на востоке Европы во второй половины I тыс. н.э., явились прологом к истории Киевской Руси, оставившей нам богатейшее литературное и архитектурное наследие. В начальной русской летописи содержится повествование об основателе исторического Киева – Кие и о походе, предпринятом им на Царьград (Константинополь). Летопись говорит о том, что Кий был принят в столице империи с честью, и сам император одарил монаршей милостью славянского предводителя. На обратном пути Кий срубил городок Киевец на Дунае, однако местные жители не позволили вновь прибывшим поселенцам прочно обосноваться в их крае и Кий был вынужден возвратиться на Днепр. Аварский каганат VI—VII вв. на Дунае не мог явиться решающим препятствием в продвижении славян на Балканы и в конце концов был буквально смят славянами и франками, оставив в летописях память о жестоких притеснениях и бесчинствах, чинимых обрами (аварами) над славянами.

Видимым свидетельством широчайшего расселения славян в центре и на востоке Европы в V—VII вв. явилась археологическая культура, условно делящаяся на северо-западную пражско-корчакскую и на юго-восточную пражско-пеньковскую группы. Территория, занятая славянами в центре Европы, как известно, охватывала верхнее и среднее течения Эльбы, Одера, Вислы, выходила к Дунаю в районе Вены и Будапешта и занимала значительные пространства в бассейнах притоков Среднего и Нижнего Дуная: реки Сава, Драва, Тиса, Прут. На Балканах в V—VII вв. славяне заняли громадные территории исторических Болгарии, Словении, Хорватии, Сербии, Боснии, Герцеговины и Македонии, включая значительное славянское расселение в самой Греции и в Малой Азии.

На востоке Европы культурой пражско-пеньковской группы в V—VII вв. были заняты земли в бассейне Нижнего Дуная, во всем бассейне Днестра, на Среднем и Нижнем Днепре и по его притокам, на Нижней и Средней Десне и в верховьях Северского Донца.

Крайней на северо-востоке Европы славянской общностью в VII в. явились создатели сопок и длинных курганов в бассейнах рек Ловать, Мета, Волхов. Продвигавшиеся в леса Восточной Европы славяне V—VIII вв. смели со своего пути городиша балто-славянской культуры Банцерович-Тушемля на Верхнем Днепре, и подобная же участь постигла в VII в. дьяковскую археологическую культуру, расположенную в междуречье Оки и Волги и в основе своей имевшую балтский, финский и славянский субстраты I тыс. до н.э. – I тыс. н.э.

В VIII – Х вв. в бассейне Верхней и Средней Оки сложилась роменско-борщевская культура, носителями которой являлись исторические славяне-вятичи, по словам летописца, пришедшие в центр России из Польши и долее других славянских объединений востока Европы отстаивавшие свою независимость от власти князей Рюриковичей.

В VIII в. возникли укрепления Изборска (район города Пскова), Старой Ладоги, Гнездова (центр, расположенный на волоке из Днепра в Западную Двину, находящийся в 10 км западнее Смоленска и явившийся его предтечей), ранний Муром, поселение Тимерево (район Ярославля), Сарское городище, центр-крепость Хотомель в низовьях реки Горынь, ставший прообразом будущих военных городов-лагерей, спутников столиц крупных княжеских уделов Руси IX—XII вв. В VIII в. словене новгородские, шедшие из Приильменья, заселили Верхнее Поволжье и проникли на берега Белого озера.

В IX в. восточнославянская держава окрепла настолько, что греки-византийцы в 834 г. выстроили на Дону крепость Саркел (Белая Вежа), дабы укрепить военное могущество Хазарского каганата в противовес возраставшей силе руссов. О реальности русской угрозы Константинополю говорит хотя бы тот факт, что под 844 г. европейские хроники повествуют о высадке руссов на Пиренейском полуострове, в Севилье.

Влияние Рима

Во времена правления императоров Тиберия (14—37 гг. н.э.) и Адриана (117—138 гг. н.э.) весьма усилилась императорская власть, а вместе с ней на границе Рейн – Дунай выросла линия могучих валов и укреплений, пересекших Европу громадным рубцом от устья Рейна на северо-западе до гирла Дуная на юго-востоке. В I в. до н. э. в исторических провинциях Норик и Паннония (верхнее и среднее правобережье Дуная) господствовали бойи, вытесненные из Богемии и Чехии. Однако около середины I в. до н. э. бойи потерпели поражение от даков-фракийцев на востоке от Среднего Дуная и прочно удержали свои позиции лишь по реке Лейта (район города Вены), ставшей пограничным рубежом исторического Норика.

Племена, населявшие Норик на рубеже эр, сколько-нибудь серьезного отпора Риму не оказали. Около середины I в. н. э. равнина, лежащая к востоку от Среднего Дуная (Карпатская котловина), была занята кочевьями сарматов. При этом из левобережной долины Дуная сарматами были вытеснены даки-фракийцы, за столетие до того подчинившие себе в этих местах кельтов. И если поначалу четыре легиона грозной паннонской армии без особого труда сдерживали сарматов, то во II в. н. э. римская провинция Паннония пребывала под непрестанной сарматской угрозой. Марк Аврелий, император, правивший в 161—180 гг. н.э., в значительной степени снял напряжение на сарматском участке границы. На протяжении III в. н. э. Рим осуществлял ряд военных походов в глубь сарматских территорий. Однако конец сарматского владычества в Карпатской котловине был связан с появлением в центре Европы готов в первой четверти IV в. н. э. А вскоре сарматы еще более ослабели от вспыхнувших на их землях восстаний. Около 385 г. н. э. Рим подверг окончательному разгрому сарматов левобережья Среднего Дуная и в дальнейшем нередко использовал их как наемную вооруженную силу.

В 453 г. н.э. умер вождь гуннов Атилла, одно имя которого наводило ужас на жителей Европы. С его смертью распалось недолговечное государство гуннов в центре Европы. После того как вестготы обосновались в пределах империи на Балканах (в Иллирии) в 401 г. н.э., их королем был провозглашен Аларих. Вскоре Аларих возглавил поход на Апеннины и опустошил полуостров. В 408 г. н. э. Аларих вновь вторгся на Апеннины, в 410 г. н.э. вестготы во главе с Аларихом взяли и разграбили Рим. После смерти короля Алариха во главе вестготов встал Атаульф. Согласно договору с императором Гонорием (419 г.) вестготы заняли земли в Галлии и образовали королевство. Впоследствии вестготы завладели большей частью Пиренейского полуострова, где создали королевство вестготов Испании.

Греки в Причерноморье

Экспансия греков в VIII в. до н.э. прежде всего затронула фракийское побережье Эгейского моря, где малоазиатскими греками был основан город Обдера. Вслед за этим последовало занятие греками фракийского побережья Мраморного моря (Пропонтийская Фракия), что явилось естественным прологом к возникновению греческих городов-государств на побережье Черного моря в VII в. до н. э. Первенствовал в освоении берегов Черноморья греческий город запада Малой Азии Милет, выходцы из которого около середины VII в. до н.э. основали город Истрию, замкнувший устье Дуная, а в конце VII в. до н.э. основали город Томы (Констанца) и город Аполлонию (Созополь). В первой половине VI в. до н.э. греки основали город Одессос (Варна). Греческие выходцы из города Мегары около середины VI в. до н.э. на фракийском побережье Черного моря основали город Месемврия (Несебр) и следом за ним город Калатис. Греки были отменными мореплавателями, храбрыми воинами и удачливыми, разворотливыми торговцами. К концу VI в. до н.э. они уже вели оживленную торговлю повсюду в устьях рек черноморского бассейна (Понта Евксинского, то есть моря гостеприимного).

Все те же малоазиатские греки из Милета основали на острове Березань, а позже в устье реки Южный Буг торговые поселения на землях скифов. Город, вбиравший спускавшиеся руслами Днепра (Борисфена) и Южного Буга к черноморским устьям хлебные транспорты из земель скифов-пахарей (сколотов Геродота), был назван Ольвия (счастливый). В VI в. до н.э. греки принялись за освоение Крымского полуострова, тогда же на берегах Керченского пролива был заложен город-крепость Пантикапей. Напротив него, на Таманском полуострове, из теосского поселения вырос город Фанагория, названный по имени основавшего его грека Фанагора.

Юг Крыма в V в. до н.э. украсил город Херсонес, занявший мыс вблизи современного Севастополя. Устье реки Днестр контролировал греческий город Тира, устье Дона замыкал город Танаис (вблизи Ростова-на-Дону). На месте современной Анапы возник город Горгиппия, а на месте современной Тамани вырос город Германасса. Кроме того, побережье Северного Причерноморья и Приазовья, и особенно земли Крыма, в VII—V вв. до н.э. были заняты множеством греческих городов, крепостей, небольших поселений.

На побережье Колхиды (Западная Грузия) в то же время греки выстроили город Фасис. На северо-восточном побережье Малой Азии возник греческий город Трапезунд, а на северо-западном побережье Малой Азии – город Византия, согласно преданию основанный греком Византом в VII в. до н. э. Напротив его стен, на малоазиатском берегу Босфора, вырос город Халкедон.

К северу от Ольвии и Танаиса стлалась бескрайняя ковыльная степь, занятая скифами и бывшая землей, некогда выносившей предков исторических греков и вновь принявшей их потомков на свои южные берега. Особым удобством гавани отличался город Пантикапей, ставший впоследствии столицей Боспорского царства, разрушенного гуннами в IV в. н. э. Центр города венчала гора Митридат с храмами и стенами акрополя на вершине и с густой сетью мощенных камнем улиц по склонам. Город Фанагория, расположенный греками у старого устья реки Кубань, находился в самом центре богатых пшеницей, дичью и рыбой районах Тамани.

Венеды

Заселение Европы после Потопа шло постепенно с юга на север, по мере отступления ледника и потепления климата. Поэтому совершенно ясно, что в первую очередь были заселены южные районы – Балканы, Апеннинский полуостров, Северное Причерноморье – устье Дона (Танаис). То есть в места давнишнего, многотысячелетнего плотного обитания бореалов-славян – с Ближнего и Среднего Востока пришли новые переселенцы – славяне, уже впитавшие культуру и язык не только Ариев, но и персов, армян. П. Тулаев доказывает на базе большого археологического материала, что все эти области были уже тогда заселены праславянами, известными под именами венедов (энетов, генетов), антов, асов, язов, аланов, роксоланов.

Обратимся к древнейшим письменным источникам – книгам Авеста и Ригведа. Посмотрим извлечение из руководства Зороастра (Авеста), написанного им по некоторым оценкам для колонии Венедов, переселявшихся в давние времена из Бактрии на Балтийское поморье. Это служит в настоящее время старшим и лучшим указателем на источник славянской истории. Сказания этого древнего мудреца и обстоятельства, им изложенные, очень важны для понимания содержания и ВК. Венеды, согласно Авесте, оказались на Балтийском поморье еще при Зороастре, что случилось на рубеже II и I тысячелетий до нашей эры. Посмотрим, что нам говорит об этом народе древняя история.

По всему видно, что целью сочинения Авеста было желание Зороастра выслать из своей страны колонию к побрежью Балтийского моря, поручив ее предводительство своему сыну, о чем, по его словам, заповедал ему сам Бог. Первые пять книг Авесты носят название Вендидад, сохранившееся как в прозвании самих колонистов Вендами или Венедами, так и в их знаменитом некогда городе Винете или Винеде.

Зороастр приводит в своем сочинении шестнадцать выселков парсских. «Второй выселок, – говорит он, – построил город Согду, богатую домашним скотом». В настоящее время есть город Содия, в Ассаме, в Индии. Если это тот самый город Согда, то в Индию последовал второй выселок Парсов из числа всех тех, о которых, по преданиям или письменно, дошли сведения до Зороастра. Третий выселок основал город Мервь». Мервь и теперь существует между Персией и Аравией.

«Четвертый выселок основал город Балх». Где был этот город – неизвестно; имеем только две местности, носящие названия, как бы производные от слова Балх; это озеро Балхаш или Балкаш и горная цепь Балканская или, по древней географии, Балкан в Македонии.

«Пятый выселок основал город Ниссу, но, – прибавляет Зороастр, – там злой дух научил людей считать Бога преходящим». Древняя Нисса, а ныне Ницца, находится в Италии; Нисса итальянская есть первое историческое свидетельство того, что славянское племя жило некогда и в Италии, а именно в Этрурии. Это самое подтверждается обилием славянских памятников, разбросанных по всей Италии, преимущественно же по Капуве, разъясненных в свое время языковедом Воланским. Это же самое наводит на мысль, что Венеды итальянские соплеменны Венедам прибалтийским.

«Шестой выселок основал город Герат или Эрат». «Седьмой выселок основал город Веекеред, т.е. где работают вертящимися орудиями». «Десятый выселок основал город Герехет, полный чистоты (похожий на стан, окруженный полевыми злаками), но там злой дух ввел сожжение трупов». Сжигать трупы в Ариане считалось великим грехом, между тем как обычай этот был принят у славян. Есть также и город, похожий на этот названием – это Геред, в Азиатской Турции; издревле в нем жили Славяне.

«Одиннадцатый выселок основал город Геймеонт или Гевмеонт, но народ предался там колдовству и у него было четыре ложных мудреца, увлекших многих к превратным понятиям». «Двенадцатый выселок основал город Раггу (Ragha) с тремя пригородами, но народ сделался там упрям и лжив».

«Тринадцатый выселок основал город Чехру, но там ввели люди сожжение трупов». Другие переводчики говорят об основании Шакры или Сакры и Сак-ары. Известный исследователь Авесты де-Гарле говорит, что Саки-ары раньше занимали Парфию и Хоросан, где ныне Шарук, а потом подвинулись дальше на запад, и часть их осела в Приазовье под общим именем Сарматов, с подразделением на Асов, Чигов, Гетов и др. «Четырнадцатый выселок основал Верену, город четвероуголъный. Там родился человек с тройной силой, убивший Дегака. Он же ввел вольные дома женщин, которые выманивали у мужчин деньги».

«Пятнадцатый выселок основался на Семи Индах (реках), образующих сильный Индус; но злой дух ввел там похотливых женщин, от которых произошли воспалительные болезни». «Шестнадцатый выселок основал Рангу, или Рангху, весьма богатый город, который мог бы сделаться лучшим обиталищем для людей; но злой дух навел на жителей его сильного властителя, обиравшего только у всех деньги». Не относится ли это к славянскому племени – Ранам, бывшему чрезвычайно богатым, сильным и страшным на водах для всех окрестных жителей, перед которыми трепетали и Саксы, и Даны, и Свевы?

Зороастр ясно определяет, что не все Бактрийцы были земледельцами, но что между них были и занимающиеся скотоводством, кочующие племена, которых в древние времена называли Аланами. Зороастр предсказывает будущим выселенцам или Венедам, что если они приложат заботы к земледелию в новых землях, то скоро обогатятся через посредство приезжающих туда, для скупа произведений земли купцов, и что имя их будет далеко известно и знаменито. Это ободрение он заключает словами: «Сие есть святая истина». Принимая Винету по ее древности за старший венедский город, должны сказать, что предположение парсского мудреца действительно сбылось, ибо Винета была в пятом веке величайшим и богатейшим городом, в котором все, чего ни пожелаешь, можно было найти; что в ней жили Венеды, Венеды-Алане, Саксы и многие Греки. Итак, Парси, жившие в Бактрии, по-видимому, предки Славян-Венедов и их соседей Алан. Необходимо упомянуть, что Венеды Зороастра вынесли с собой на Балтийское поморье грамотность, понятия о едином Боге, о бессмертии души и о высокой добродетели гостеприимства.

В гимнах Ригведы очень часто встречается термин «Асур, Асуры», связанный всегда с орошением страны арийцев – Арии. Этим именем называли каких-то полубогов, то благодетельных, которым поклонялись, то вредоносных, которых страшились, то каких-то титанов, с которыми нередко боролось высшее божество. Ни один из комментаторов Ригведы не определил ясно, какую роль играли Асуры в Арии. После постигших страну бедствий арийцы выселились в Индию и на запад, в Переднюю и Малую Азию под именем Асуров или народа Ас и Индов, т. е. поречан. В том числе 15-й выселок из Арианы по Авесте занял Хепта-Хенду, а по Ригведе Сента-Синду, т. е. семь рек. Асур или Асы, пришедшие с востока, построили Ниневию. Арийцы, переселившиеся из Арианы в Европу, заняли восточные берега Черного моря, собственно дельту Гипаниса или Купаниса – Кубани, и стали известны у древних историков под именем Синдов или Индов (т. е. поречан) и Асов, Сер-асов или Черкасов, Ас-саков или Кас-саков – Казаков.

О высокой цивилизации этого народа свидетельствуют Геродот, Страбон и другие древние историки и географы. Страбон в VII книге своей географии говорит нам об Аспургах (Ас и пургос – башня по-гречески, т. е. об Асах, имеющих укрепленные города), как о сильном и храбром народе, принадлежавшем к сарматскому роду, покорившем Босфорское царство, т. е. все Приазовье до самого Кавказа, около начала нашей эры, и таким образом положившем начало новой сарматской династии босфорских царей. Владычество этой династии длилось до 337 г. н.э., т. е. до образования Гуннской монархии.

Авеста говорит также, что центр Арианы, Раю, населяли три племени Расов. О трех племенах говорят и арабские историки X в. Истархи и Хаукал, которые указывают на три славянских центра – Куяву (Киев), Славию (Новгород) и Артанию (Ар-Тана), т. е. Русь Азовскую и Тмутараканскую, находившуюся, по словам арабских же историков Ибн-Даста и Мукедеси, на лесистом и болотистом острове, под которым надо разуметь устье Кубани. Связь славянского мира с Арией, для которой написана была Авеста, видна еще и в том, что в славянском быту крепко держатся и высоко ценятся такие моральные качества личных и общественных отношений людей между собою, которые уже давным-давно были узаконены в Авесте и по преемственной традиции соблюдаются в русском мире до сих пор, – это обещание, верность данному слову (по Авесте оралъ) и еще более рукобитье, т. е. поданная в обеспечение обещания рука. Другие виды обещаний или сделок обеспечивались мелким и крупным скотом и землей. Личная совесть, скот и земля – вот факторы сделок. Условных ценностей не было. Во всем этом виден наш древнеславянский мир.

Первые сведения о Славянах относятся к I и II векам нашей эры. О них говорится как о Венедах (Венеди, Венади, Венети, Уенеди и т. д.) К этим сообщениям относится сообщение Плиния: «Среди обитателей Вистури, реки в Сарматии, – Венеды, Скиры, Гиры…», а также сведения Тацита, свидетельства Птолемея. Пейтингерова карта указывает (конец III века) Венедов-Сарматов в Дакии и между Дунаем и Днестром. Греческий список народов, составленный около начала III века, упоминает Венидов. В этих источниках Венеды-славяне указаны как «многочисленный народ, расселившийся между Вислой, Венедским заливом (Балтийское море), Венедскими горами (Карпаты) и землями Певкинов и Феннов».

У Немцев сохранилось несколько выражений: Венден, Винден, Вендиш и Виндиш, которые они употребляли для обозначения славян в течение всей исторической эпохи и до нынешних времен. Иордан пользовался этими словами для обозначения славян. Античная, древняя история венедов, по сути, представляет собой историю славян II тыс. до н.э. – I тыс. н. э. Приведем письменные свидетельства античных авторов о венедах. Ибо древняя история славян без венедов подобна колеснице без колёс.

История венедов представлена в книге «Венеды», написанная тремя замечательными словенскими исследователями Йожкой Шавли, Матеем Бором, Иваном Томажичем. Словенцы в отношении языка, географии и своей истории ближе иных современных славянских народов отстоят от ныне полулегендарных венедов. Более того, многие словенцы отождествляют себя именно с теми венедами, волна которых прокатилась по Европе в XIII—VIII вв. до н. э. И интерес словенских исследователей к данному вопросу естествен.

Первым по праву старшинства источником о венедах является Гомер, поэт IX—VIII вв. до н.э. (поэма о Троянской войне). Десятилетие осады Трои VII восходит ко второй четверти XIII в. до н. э. Свидетельство Гомера указывает на то, что не позже середины XIII в. до н. э. сформированное в центре Европы этническое ядро венедов, суть те же протославяне, осуществило широкое расселение на евразийском континенте, включая долины севера и северо-запада Малой Азии.

Повествует о венедах великий историк Эллады V в. до н. э. Геродот: «Пределы земли сигиннов простираются почти до области энетов на Адриатическом море». О венедах и о названии их страны писал Гай Плиний Секунд (23—79 гг.), римский автор «Естественной истории» в 37 книгах: «Энингия. Некоторые передают, что она населена вплоть до реки Висулы сарматами, венедами…». У исландского автора XIII в. Снори Стурлусона в книге древних германских саг «Круг земной» представлена фраза: «…что к западу некоторые называют Европой, а некоторые Энеей». Энингия венедов у Плиния весьма походит на Энею Стурлусона.

Обратимся к свидетельству римского историка Тита Ливия (59 г. до н.э. – 17 г. н.э.), автора труда в 142 книги, «От основания города», от которого до наших дней дошло 35 книг: «Прежде всего… за взятием Трои последовала свирепая расправа со всеми троянцами; только к двум, Энею и Антенору, ахеяне не применили права войны благодаря старинному гостеприимству и вследствие того, что они постоянно советовали помириться и вернуть Елену. Антенор с горстью энетов, которые были изгнаны за мятеж из Пафлагонии и, лишившись под Троей царя Палемона, искали вождя и места для поселения, после разных приключений прибыл в самый отдаленный залив Адриатического моря. Прогнав евганеев, живших между морем и Альпами, энеты и троянцы завладели этой землей. Место, где они высадились впервые, называется Троей, благодаря этому называется и область троянской; весь же народ называется венетами».

Конец ознакомительного фрагмента.