Вы здесь

История Русичей по Велесовой книге. III. А. Асов. История по «велесовой книге» (Юрий Максименко)

III. А. Асов. История по «велесовой книге»

Вашему вниманию представляем Александра Асова – автора книг по древней славянской истории и культуре, а также романов, повестей, рассказов, поэзии. Он известен в первую очередь как комментатор, публикатор и переводчик ряда древних славянских текстов, академической наукой признаваемых поддельными. Член Союза писателей России, член Союза журналистов Москвы, член-корреспондент Международной Кирилло-Мефодиевской академии славянского просвещения. Автор многих переводов и комментариев «Велесовой книги». Именно благодаря его многочисленным публикациям 1990-х она получила широкую известность как «Велесова» (а не «Влесова», как первоначально было в изданиях С. Лесного). На сегодня насчитывается более 10 различных редакций перевода А. Асова «Велесовой книги».

А. Асовым проделана большая работа по популяризации ВК и ее исследованию. Он практически единственный в России открыто начал говорить именно о древнейшей истории Руси, основываясь на фактических сведениях из древних источников. Им предпринята попытка изложить историю древних Русов, причем самую неизвестную ее и важнейшую часть дорюриковского времени, которую по каким-то причинам не хочет исследовать и вообще не принимает во внимание наша академическая наука. Остается при этом задаться вопросом – а что наша историческая наука исследует, неужели ей не интересна история своей страны, почему академическая мысль не обращает внимание на древнейшую сторону нашей истории. Интересно, не правда ли?

Представляем здесь оригинальный анализ А. Асова содержания ВК, в ходе которого им высказаны некоторые мысли о древнейшей нашей истории. Это поможет нам разобраться как с самим содержанием исторического источника, коим является ВК, так и с хронологией событий, изложенных в ВК и описывающих жизнь наших предков на протяжении почти 2000-го периода их жизни. В данном материале сделаем акцент на комментариях А. Асова по ВК и его выводах. Необходимо отметить, что работа А. Асова о ВК появилась в 1995 году, почти спустя 30 лет после выхода в свет исследования С. Лесного.

А. Асов считал ВК священным писанием славян. Он полагал, что она была написана в IX столетии волхвом Ягайло Ганом, вендом по происхождению, служившим в храмах Древнего Новгорода, Киева, Сурожа. А. Асов опирался на ВК как на один из важнейших первоисточников, дающих сведения о первых русских князьях и важнейших событиях древнерусской истории. Причем этот источник был для А. Асова не единственным. Он выделял также среди других источников, свидетельствующих о ранней истории славян, «Ярилину книгу», «Сказание Златогора о Бусе Белояре», «Тризны Бояна», «Боянов гимн». Исследователь уверен, что эти манускрипты принадлежали библиотеке Анны Ярославны, королеве Франции, дочери русского князя Ярослава Мудрого. В России эта руническая коллекция появилась в начале XIX века.

Представляя вариант истории Русичей по А. Асову на основании летописи ВК, исходим из того, что наш читатель знаком с содержанием самого источника. Если нет, то надо познакомиться с самой книгой ВК, чтобы были понятны в дальнейшем те или иные выводы исследователя по ходу представляемых нами комментариев. Наша задача представить мнение А. Асова и, никоим образом, не давать оценку его труда. Результаты работы исследователя помогут нам в дальнейшем более четко уяснить суть изложенного в ВК, чтобы затем на этой основе предложить свой вариант истории Руси в неком промежуточном конечно виде для дальнейшей целенаправленной работы над осмыслением огромного дорюриковского периода истории Руси-России.

Пусть простит меня читатель, но подробное изложение позиции А. Асова необходимая мера для того, чтобы было понятно, с одной стороны, к чему ведет не всегда правильная интерпретация или перевод древних текстов, а с другой, посвятить читателя в исторические процессы, проходившие на Русской равнине в древнейшие времена. Эти два момента очень важны для понимания истории древних Русов по ВК.

Что касается перевода древних текстов, то отметим, перевод ВК, выполненный А. Асовым, не совсем корректен. Это можно судить исходя из имеющихся других переводов летописи ВК. Мне, например, понравился перевод В. Гнатюка. Но как оказалось, и он несет в себе неточности. По заключению Экспертизы по аутентичности ВК, выполненной группой под руководством А. Клесова в 2015 году, наиболее оптимальным переводом признан перевод ВК Н. Слатиным. Так вот перевод А. Асова сильно отличается от перевода Н. Слатина. Нет необходимости говорить много об этой разницы, но стоит только отметить, что А. Асов допустил много вольных трактовок некоторых отрывков ВК. Отсюда проявятся и некоторые расхождения с тем, что мы предложим читателю при комментировании перевода ВК от Н. Слатина. Конечно, правда лежит где-то посередине, и ни один перевод и тем более комментирование перевода не будут до конца истинными. И это понятно. Только многогранное и всестороннее изучение источника, коим является ВК, позволит приблизиться к истине.

Следуя этому положению, для нас важным в данной работе является, прежде всего, понимание содержания ВК, анализ источника как можно глубже. Но это понимание возможно при наличии какой-либо сопутствующей уже известной информации – т.е. подосновы, раскрывающей в той или иной степени те же исторические процессы. Но таких сведений очень мало, так как вся праистория Руси до Рюриковского периода сокрыта (можно сказать уничтожена, в том числе и иностранцами, которые и написали для нас действующую на текущий момент концепцию истории страны) намеренно от общества. Крупицы правды найти можно, но это все будет разрозненные сведения, не дающие полного представления о сути исторических процессов на Русской равнине, что должно нас интересовать в первую очередь. Именно по этой причине, в виду отсутствия каких-либо сведений о том периоде на Русской равнине – I тысячелетие до н.э., полагаем правильным изложить сначала картину, которая сформировалась у исследователя А. Асова. Это даст читателю хотя бы первичное, приближенное представление об исторических процессах того периода. В дальнейшем же будет двигаться независимо и непредвзято к постижению истины. Итак, далее излагаем взгляд А. Асова на историю древних Русов.

ВК вспоминает об Исходе славян под предводительством некоего отца, вызванном наступлением холодов. И было это, согласно тексту дощечек, «две тьмы» (двадцать тысяч) лет назад. В последующие тысячелетия арии, в том числе и праславяне, расселялись по всей Евразии. Следующее расселение праславян происходили с Южного Урала и Семиречья. Тогда праславяне-арии пришли в Европу. В то же время в Европе расселялись и венеды. По-видимому, они пришли не из Семиречья, а из Передней Азии.

После исхода с Севера под предводительством «первого князя», роды славян «поселились в земле Русской» и жили там 20 тысяч лет и «делали в очагах сосуды гончарные», «умели руководить скотом», а после многих войн вынуждены были укрыться в лесах и «жили там рыболовами и охотниками». Города же и «села огнищанские» стали строить 10 тысяч лет назад. Примерно 8 – 6 тысяч лет назад арийские племена в Европе начали объединяться в союзы. Тогда же явились цивилизация Триполье и культура Винча. К V тыс. до н.э. была создана Аратта, государственное образование полисного типа, предтеча древнейшей цивилизации нашей планеты. После крупнейшей катастрофы IV тысячелетия до н. э. Дарданова потопа, вызванного прорывом Дарданелл, часть причерноморской цивилизации Аратты погибла, а часть переселилась в Переднюю Азию, в Двуречье, где основали великую шумерскую цивилизацию, предшествующую всем мировым цивилизациям.

Во времена бронзового века за III – II тыс. до н.э. в Европе стали владычествовать арийцы предки всех европейских и многих азиатских народов. Первые предки славян – киммерийцы, обосновавшиеся в Днепропетровском Причерноморье и Поволжье (катакомбная погребальная культура), стали воевать и сливаться с собственно с арийцами – скифами и сарматами (срубная погребальная культура), которые пришли с Южного Урала и среднеазиатского Семиречья. Изначальным ядром славянства стали роды собственно арийские по самоназванию, которые разделились на киммерийские, венедские и сарматские, говорившие на близкородственных языках. В ВК киммерийцы – пращуры славян. В середине II тыс. до н.э. появляются могилы в виде срубов. Срубная культура известна в Волго-Донском районе, и это скифско-сарматская, а значит арийско-праславянская культура.

Следующим важнейшим этапом в развитии земной цивилизации стало овладение железом. В ВК так говорится об этом: «И в те годы праотцы наши имели медные мечи. И так им Творец сказал – делайте железные! И берите коней, которые текут от богов к нам! И так стала Русколань сильной и твердой». Доказано единство культуры народов раннего железного века в землях современных Венгрии, Румынии и Болгарии с культурой народов Северного Причерноморья, где обитали киммерийцы. На месте, откуда исходили арии – Первый Карпатский исход по ВК, затем образовались фракийские племена.

Около 3,5 тыс. лет назад Иранское нагорье стали завоевывать арийские племена. Эти племена двинулись из Поволжья на юго-восток континента. Иран – это Ариана, т.е. «земля ариев». Главная религиозная книга иранских ариев «Авеста» поминает их прародину на берегах реки Ранха. В ВК Волга так и называется Ра-река. Постепенно арии из рода мидийцев возвысились над всеми соседями и около 670 г. до н.э. образовали свое царство – Мидию. Вскоре другое племя – персы создало свое царство под властью рода Ахеменидов. Другая часть арийских племен, ведийские арии, преодолев Среднюю Азию, в середине II тыс. до н.э., вторглась в северную часть Индостана. После покорения этих земель там явилась новая индоарийская общность.

Северо-восточных арийцев, расселившихся в степях Евразии более V – III тыс. лет назад, называют саками-массагетами и скифами. Для современной археологической науки несомненна общность культур кочевников, занявших тогда степи Евразии от Карпат до Алтая и вплоть до Камчатки, которая проявилась в вооружении, конском снаряжении и своеобразном искусстве скифо-сибирского звериного стиля. Скифские племена кочевали до Горного Алтая, Минусинской котловины. Племена саков (так называли персы скифов) расселились по правобережью Сырдарьи вплоть до Памира и Китая. Массагеты занимали земли восточнее Каспийского моря по берегам Амударьи.

По ВК славяне – дети Славы и Богумира. Древнейшими праславянскими родами были кимры. А славянскими племенами называются древляне, поляне и кривичи, потомки дочерей Богумира – Древы, Полевы и Скревы. И это рода, ведущие происхождение от прародительниц. Патриархальными родами были собственно арийцы, произошедшие от праотца Ария и его детей – Кия, Щека и Хорива. От Кия пошли восточные славяне, от Щека – западные, от Хорива – южные. Впрочем, от этих родовичей произошли и другие арийские роды – и германские, и кельтские.

Разделение на иранцев и европейцев, по ВК, происходило довольно поздно, во времена Славена и Скифа. От Славена, основателя легендарного Словенска, произошли первоначальные славяне Руси. От арийско-скифской ветви потом произошел род венедов. Венеды – это славяне, которые почитают прародителем Венда – сына Скифа. Затем Венд родил Кисека, родовича казаков, а также западных немцев. Венеды, по ВК, пришли в свои земли из Северного Причерноморья, с Дона. А ранее они были в Передней и Малой Азии. Также в ВК говорится, что «при отце Арии был единым род славян. А после отца три сына раздели племя на три рода. А потом русколане и венеды разделились на два рода». Т.е. разделение славян на западную и восточную ветви произошло позднее времен прародителей.

Прародину венедов или энетов в античные времена помещали в Малой и передней Азии (Геродот, Страбон, Тацит, Плиний). Потом венеды переселились в Венетию на берегах Адриатического моря. Часть венедов поселилась у Керченского пролива, в Синдике. Здесь они стали синдами или индами. Отсюда, а также из Малой Азии часть венедов двинулась к Балтийскому морю. От них потом произошли западные славяне. В Прибалтике венеды, смешавшись с прибалтами-эстиями, приняли участие в рождении балто-славян. Также венеды помогли и рождению восточных славян. С VII по IX века венды не раз переселялись в земли кривичей и славян и появившихся там значительно ранее венедо-вятичей. Сюда, в эти земли, западные венеды уходили от натиска германцев. И потому имя венедов (или вендов) было перенесено на всех восточных славян. В ВК сказано, что «мы есть Венды. И венды же сидят на земле, где Солнце-Сурья спит в ночи на своем золотом ложе (т.е. на западе). И там их земля есть. И они также братья нам из того края. И говорили они, будто притекут к нам в зимнее время и поддержат нас». Западных вендов восточные славяне и русколане звали в свои земли, помня о родстве: «Венды! Вернитесь на земли наши в степи древние! И поглядите на вспаханные поля, которые были бедными до прихода нашего из Пятиречья и Семиречья».

По легенде Геродота, предки восточных славян, сколоты, произошли от Зевса. У скифов сколоты переняли скифскую триаду – оружие, конское снаряжение, звериный стиль. Сколотов скифы, а потом и сарматы называли русами (белокурыми). Славянские отличительные черты у потомков сколотов стали проявляться от древних киммерийцев, коих ВК именует предками славян, от сарматов-русколан, а также от венедов-бодричей, которые впервые на рубеже нашей эры пришли в Приднепровье. После длительного общения с русколанами часть южных племен образовала союз Антов, в котором растворились некоторые сарматско-русколанские племена. Центральные венеды стали именоваться «славянами», а западные племена сохранили свое название «венеды». Юго-восточная часть славян образовала большой племенной союз Антов, который позднее вошел в аланский союз племен. Несмотря на господство в Причерноморье скифов, а потом сарматов-алан, анты расселились по побережью Черного моря от Днестра до Днепра. Анты и славяне нередко действовали совместно.

Западные славяне ведут свой род, согласно ВК, от прародителя Щека (или Чеха). Записана эта древнейшая родовая легенда была в IX веке. Спустя три столетия она попала в знаменитую «Чешскую хронику» Козьмы Пражского. Имя первого прародителя Щека уводит нас ко времени изначального исхода славяно-арийских родов с древней прародины. Потом это имя неоднократно принимали вожди переселяющихся славянских родов наряду с именами, данными им при рождении.

Переселение из степей Южного Урала происходило, согласно хронологии ВК, уже в I тыс. до н.э., и славянские роды расселились на огромных пространствах Евразии от Урала вплоть до Карпатских гор. Именно тогда и появились первые славяне в Прикарпатье. ВК именует всех прикарпатских славян именем «карпени»: «За тысячу пятьсот лет до Дира прадеды наши дошли до Карпатской горы, и там они жили спокойно, потому что роды управлялись отцами родичей, и старейшиной рода был Щек из Ириан (от ариев)…». ВК вспоминает также о пяти славянских рода, пришедших в Карпаты: «И вот после этих битв мы пришли к Карпатским горам, и там поставили над собой пять князей, и города огнищанские строили…». Главой всех славян в Карпатах ВК именует Щеком. Это имя священное, его принимал князь, который становился вождем западно-славянских родов. «Чешская хроника» К. Пражского именует сего прародителя как Богемус. ВК дает для того же имени форму Бож. От этого имени происходит и древнее название чешской земли – Богемия.

Чешская земля подверглась нападению во II веке до н.э. со стороны венедского племени Кимвров, а затем в середине I века до н.э. эта земля пережила нашествие племени готов, коих тоже почитают праславянами. Тогда часть боев ушла за Карпаты к Днепру. Новая волна переселений славян в Богемию пришлась на времена Великого переселения народов. В то время Атилла выбил германцев с Карпат, и славяне-чехи вернулись на свои исконные земли. И было образовано государство Скуфь Великая.

Южные славяне явились во время Великого переселения, начиная с IV века, когда происходило возвращение славян на Балканы. Тогда Балканы входили в состав Византии. Славяне часто вторгались во Фракию, Иллирию, Грецию в союзе с гуннами и аварами. Вначале Константинополь выплачивал им дань, но когда перестал, то аваро-славянские племена начали войну с империей. Славяне расселялись на Балканах со времени прославленного князя Кия, союзника вождя гуннов Атиллы. Особенно много славян осело во времена его приемника Светояра, а затем и при его детях, Ардагасте и Пейрегасте, уже заключавших военные союзы с аварами. Так расселяясь в Южной Европе, в VII веке славяне составляли уже большинство населения Фракии и Иллирии, проникли в саму Грецию.

Восточные славяне расселились восточнее западных и южных, на землях от Ладожского озера на севере до Черного моря на юге по всей Восточно-европейской равнине. Племена селились в бассейнах рек и нередко назывались их именами. Поляне стали ядром будущей Киевской Руси. Название «поляне» произошло от слова «поле» – открытое место. ВК также говорит о том, что «на поле мы стали называться полянами», но одновременно приводит легенду о происхождении полян от прародительницы Полевы, дочери Богумира. Это можно понимать и так, что во главе полян в древние времена всегда стояла царица с именем Полева, избиравшаяся из царского рода Богумира. Известны древнейшие города полян – Киев, Вышгород, Белгород. ВК и Новгородская летопись относят основание города Киева князем Кием к 430 году н. э. Этот Кий повторил дела прародителя Кия сына Ария и потому в поздних легендах, пересказанных летописцем Нестором, они уже смешаны.

Волыняне (они же дулебы) – племена восточных славян, жившие по руслу реки Буг (отсюда их иное название – бужане). Их стольный град Волынь. Северяне – племена, расселившиеся к VI веку в бассейне реки Десна. Им принадлежали города Новгород-Северский, Севск, Путивль, Рыльск. Тиверцы (они же уличи) освоили земли в среднем течении Днестра и западнее к Дунаю. Они происходят от тавров Крыма (Тавриды). В IX веке племена печенегов оттеснили тиверцев к северу, где они и основали Тверское княжество и город Тверь. Дреговичи занимали земли между Припятью и Западной Двиной. Дреговичи обитатели болотистой местности. Их города Случеск, Клеческ, Туров. Радимичи обитали в районе реки Сож. Они ассимилировали днепровских балтов. Раньше они жили по соседству с ляхами и пришли с запада. Вятичи имели города Козельск, Мосальск, Серенск. Территория их расселения охватывала верхнее и среднее течение Оки. Название произошло от имени Вятко, который вместе с Радимом привел свои роды от венедов с запада. Кривичи псковские жили в землях современной Смоленской области и вокруг псковского озера. На западе Кривичи частично смешались с балтами. Словени ильменские расселились вокруг озера Ильмень. Согласно ВК были принуждены готами и гуннами в IV веке н.э. (а отдельные роды и ранее) переселиться с Кавказа, с реки Славы (Кубань) к озеру Ильмень. Русы – они также русичи. «Русские Веды» полностью опровергают норманнскую версию происхождения этнонима «русы». Нестор, выполнявший заказ князей варяжского происхождения, был вынужден говорить, что «и от этих варяг прозвалась Русская земля».

Собственно история Руси начинается с истории Русколани, которая предшествовала Киевской Руси. Книга ВК высветила нам имя раннесредневекового русского государства Русколань. Но и ранее Русколань была известна античным писателям под латинским именем «Roxulani Sarmate», т.е. земля роксолан-сарматов, кого правильно называть рокс-аланами (русыми аланами). А потом и под именем Руси Аланской или Алании, т.к. ее населяли роды славянские и осетинские. Во все века роксолан, как сарматское племя, считали прародителями именно русов самые авторитетные историки. Основания для этого есть. Русы у многих исследователей выступают под именем сармат, роксолан и алан, а также и под иными, общими для многих народов именами. Их называли венедами, скифами и тавроскифами и т. д. Начиная с XVIII века, в российской исторической науке работают ученые, приглашенные из-за рубежа, и они основали теорию норманизма, согласно которой всеми своими достижениями, государственностью и культурой и даже самим именем «русь» славяне обязаны пришлым скандинавам и германцам. Ими отрицалась вся древняя история Руси до «призвания варягов», отвергалась преемственность Руси и Русколани.

Но благодаря ВК мы знаем, что именно в Русколани проходили важнейшие события нашей античной истории. Русколания или Русколань – это и есть Древняя Русь. До ее создания, согласно ВК, русы жили в легендарном Семиречье, землях южноуральских и степях, раскинувшихся от Алтая и Китая до Каспия, а еще ранее на Севере. После своего создания Русколань занимала земли от Волги и Северного Кавказа до Дуная. ВК знает также славянские цивилизации, которые либо не входили в Русколанский союз, либо в разные времена отделялись от Русколани, сохраняя культурные, торговые и иные связи. Это территория, где жили Венды на западе, Суренжань в Крыму. Да и земли Семиречья, Алтай и даже север Индии и Ирана долгие века сохраняли связи с Русколанью. Золотые или Трояновы века Русколани закончились во время Великого переселения народов в IV веке н.э.: «И тогда пели о походах отцов своих, о том, что когда Русколань пала ниц из-за сражений с готами и гуннами, тогда Киевская Русь создалась антами». По ВК эпоха Русколани – это эпоха, предшествующая образованию Киевской Руси.

Ядро этой до-Киевской Руси, а также священную столицу Русколани, град Кияр, Веды Руси помещают в землях Подонья и Северного Кавказа, Пятигорья, где потом русколан начали теснить гунны, а потом и другие – хазары, половцы, печенеги. Сам же Кияр древний ВК и «Ярилина Книга» размещают вблизи горы Великой Алатыря, которая ныне именуется Эльбрус. Подтверждают это и вся совокупность имеющихся у нас исторических свидетельств. Оказывается, независимое в свое время от Московии княжество Пятигорское – наследница древней Тмутаракани и Русколани. С древнейших времен и вплоть до XI – XII веков, до оттеснения казаков из этих мест турками-османами, эта земля была заселена потомками русколан – черкесами и пятигорцами. Польский историк М. Стрыйковский производил все славянские народы от сармат, более точно от северокавказских алан, предводительствуемых царем Аланом II.

Создание Русколани ВК относит к временам первых прародителей, к временам изначального заселения Русской равнины и Причерноморья, когда волнами арийские народы шли с Урала. ВК говорит, что в те времена арийцы были едины. Разделения же родов славянских и выделение русколан ВК относит к легендарным временам и говорит так: «Вспомним о том, что при отце Арии единым был род славян. А после отца три сына его разделили род на три рода…. И потому мы имеем около 10 родов. И так будет продолжаться, если мы будем делиться до бесконечности». Основание Киева (Кияра) на Кавказе ВК относит к IX веку до н.э., ко времени исхода родов Ария из Семиречья. Тогда скифо-аланские роды сменили на Кавказе родственные киммерийские племена.

«За тысячу пятьсот лет до Дира», т.е. в VIII – VI веках до н.э., согласно летописи, славяно-арийские роды (тавро-скифы) заняли Крым. Там были основаны города Хорсунь и Сурож. Эти города затем завоевали греки в IV веке до н.э. и стали называть их Херсонесом и Афинионом. Последний к рубежу новой эры вновь стал славянским городом Сурожем, т.к. стал стольным градом княжества тиверцев, которых греки именовали таврами. Тогда же в I тыс. до н.э. при царе Арии русколане стали плавить железо и ковать мечи: «И сколько раз мы извлекали мечи и отражали врагов от своей земли, ибо вожди рода Ария были сильны, как после питья солнечной сурьи». Русколань просуществовала тысячу лет, отражая нашествия греков и потом римлян, отодвигаясь в степи и вновь занимая побережье Черного моря. Согласно «Ярилиной книге» Русколань вновь была основана сакской ветвью арийской династии, идущей от Арсака I, его потомка великого царя Канишки. Потомками этого царя были великие цари Дажень-яр и Бус Белояр.

В IV веке н.э. во время бедствий Великого переселения русколаны вступили в борьбу с готами и гуннами и были захвачены потоком переселяющихся народов. Но потом Русь стала возрождаться уже под другими именами. «И когда после готской войны обрушилась Русколань, мы ее оставили и притекли к Киеву, и уселись на земле той, где вступили в борьбу со степными врагами. И тут мы оборонялись от них». Видим, что эпоха Русколани, которая и есть эпоха русской античности имеет временные рамки: от основания Кияра Древнего (VI тыс. до н.э. – ранее А. Асов говорил о IX веке до н.э.) до падения Русколани в IV веке н. э. Причем последнее тысячелетие суть «Трояновы века». Если говорить о границах Русколани, то в ВК, представляющей венедскую по сути традицию, говорится: «И так эта земля стала нашей от края до края. И была она Русколанью. Она дана богами… И Голунь град был велик и богат…».

Арийский род персов (парсов) также считался родственным и до начала III века н.э. входил в Арийский союз, коим правили «владыки вселенной» из рода праотца Ария. Потом там пришли к власти Сасаниды, и после долгих войн та земля отложилась от союза. Царства в Средней Азии и Северной Индии также принадлежали единому арийскому миру. По А. Марцелину – аланы занимали бескрайние просторы Скифии вплоть до Ганга. И только нашествие гуннов прервало эту духовную и политико-династичекую связь уже в эпоху Великого переселения народов. Северная граница Русколани не определялась и уходила в малозаселенные земли финнов, где после падения Русколани был восстановлен Новгород. Граница разделения русколан и венедов пролегала близко к той, где ныне проходит граница между католиками и православными, за исключением земель чехов и словаков. В древности их земли входили в Русколанский союз.

Сама же Русколань объединяла княжества: Русь Голунскую, Русь Воронежскую, Русь Сурожскую, Русь Антскую (Русь Бусова именовалась так в IV столетии). Столицами этих княжеств были: Голунь на Днепре, Воронеж на Дону, Сурож в Крыму, а также Сар-град на Кавказе, в Пятингорье. Союзными также считались земли семиреченских саков или «белых гуннов», затем далян (алтайских динлинов), арийские племена на Востоке. Но главной, духовной столицей Русколани, а также самым почитаемым градом иных арийских земель – славянских, персидско-иранских и североиндийских – являлся святой град Кияр, основанный Кием Древним близ Алатырь-горы, или Эльбруса.

Согласно ВК, предки сарматов вышли из Мидии. По истории Геродота, скифы покинули Мидию после того, как персы перебили скифских царей на пиру у Киаксара. Это был исход скифов, предков сарматов, из Мидии на Северный Кавказ. Скифы-сарматы встретились на Северном Кавказе с матриархальными племенами амазонок. По Геродоту, сарматы произошли от браков скифских юношей и амазонок. В III веке до н.э. сарматы заполонили все степи Северного Причерноморья между Доном и Днепром, вытеснив скифов в Малую Скифию и в Тавриду (Крым). Об этой войне между огреченными скифами и русколанами говорит и ВК: «…И вызвали суренжане русов и борусов на битву и борьбу. И была неправой эта битва и борьба. И долгая борьба раздирала Борусь на части. Но русы не могли стать греками, а скифы стали жить как греки». Причиной той войны ВК считает подстрекательство греков, стремившихся распространить греческую веру.

Скифы закрепляются в Тавриде, перекрыв от вторжения Перекопский перешеек. На рубеже III – II веков до н.э. в Тавриде отстроился и стал крупным городом Неаполь Скифский. В Крыму тогда же, оттесненные в горы, жили и коренные жители тавры – будущие славяне-тиверцы. Столицею царства тавров был град Сурож, современный Судак, поэтому их также называли сурожцами. Но все побережье Черного моря было тогда греческим, там стояли многие богатые греческие города.

В чем была сила Русколани, которую унаследовала затем и Русь Киевская. Сила Русколани заключалась в следовании Пути Прави, «Завету отца Ария». Следовать этому «Пути» значит жить по Правде, по ведийским законам в соответствии с идеалами справедливости и свободы. Это значит поддерживать сословное устройство общества и вечевую власть. По ВК: «В те времена, пока князей избирали, многие вожди и князья были. И всякое-то княжение на вече утверждалось простыми мужами. И так постановляли – землю пашем себе, а князь пусть, согласно решению, защищает людей». ВК так говорит об изначальном вечевом управлении: «И вот в старые времена многие роды имели вождей, которых избирали старейшины на вече. И мы имели князя, который избирался на семь коло – от Коляды до Коляды (на семь лет). И всяким родом правил кудесник, который на Радогоще служил. И это было Правью».

Князя выбирали из самой уважаемой семьи, из княжеского рода Яра или от потомков рода Богумира, прародителей различных племен – Словена, Руса и иных. Избирали князя в праздник Коляды на семь лет, а потом могли избирать вновь. Этот срок очень важен, он соответствует важным природным и биологическим периодам. Человек за семь лет полностью перерождается. Поэтому и обряд пострижения проводился с детьми в семь лет: с этого возраста дети переходили под ответственность отца или учителя, а в четырнадцать человек становился полноправным, мог заводить семью, а в двадцать один год мог стать сам учителем, жрецом или главой клана, даже князем. Князь обладал властью и военной, и духовной. Он совершал важнейшие религиозные обряды, становился защитником веры и наставником на Путь Прави. Арии – носители ведийской веры. В землях, где утверждалась ведийская вера, сразу отменялись все виды насилия, вводилась вечевая народная власть.

По А. Асову многие ранее неразрешенные вопросы предыстории Руси после обретения ВК оказались разрешимыми. Эта летопись позволяет по-новому взглянуть на древнюю историю славян. Легендарная праистория славян начинается с исхода с прародины под водительством праотца Яра, который был около двадцати тысяч назад, согласно ВК. Тогда Арии расселились на Урале, в Передней Азии и Индии. Затем при отце Богумире праславяне расселились по всей Европе. ВК сохранила память о родоначальницах разных славянских родов – дочерях патриарха Богумира.

Пришедшие в начале II тыс. до н.э. вместе с Арием из Семиречья вначале в Переднюю Азию, а потом и в Северное Причерноморье, в Европу роды праславян-ариев были известны многим древним народам этих земель. Больше всего сведений о переселениях ариев сохранилось на Переднем Востоке. В ассирийских клинописных табличках арийские имена и слова появляются в IX веке до н. э. Именно тогда ассирийцы и вавилоняне столкнулись со скифами, саками, киммерийцами. ВК называет киммерийцев прародителями славян: «…были же кимры также отцы наши, и они римлян потрясали, а греков разметали как испуганных попросят!» Указанные события происходили на рубеже I и II тыс. до н.э., когда киммерийцы, теснимые скифами, двинулись на Балканы, в Малую Азию и на Апеннинский полуостров. Согласно данным археологии, тогда в Причерноморье киммерийская катакомбная культура сменилась скифской срубной. В VIII веке до н.э. в Переднюю Азию вслед за киммерийцами пришли и скифы.

Придя в Переднюю Азию, скифы решили упорядочить свою жизнь и по образцу соседей образовали государство, известное как царство Ишкуза (Ас-княжество), т. е. Скифское царство Оно граничило на юге с царством Манну, на западе – с Ванским царством, на востоке – с Мидией и занимало Мильскую степь между реками Араксом и Курой. Тем временем переселившиеся в Азию киммерийцы захватывали огромные пространства. В 722 – 715 гг. до н.э. они разгромили ванского (т.е. правенедского) царя Русу I. В 676 – 674 гг. в союзе с Ванским царством разгромили Фригию, затем в 654 г. – Лидию.

В 50 – 40-х годах VII века до н.э. ассирийцы в союзе со скифами, возглавляемые царем Мадием, разбили киммерийцев с вождем Лагдамисом. После этой победы скифы стали владычествовать над всеми землями, принадлежащими киммерийцам: над Ванским царством, Лидией, Фригией. Сама ассирийская держава начала испытывать большие трудности. Входивший в нее Вавилон восстал, к власти там в 627 году до н.э. пришел царь Набопаласар, отец Новохудоносора II. Сам Новохудоносор властвовал с 605 по 562 гг. до н. э. Когда Вавилон усилился, то начался дележ «ассирийского наследства» между союзниками – Вавилоном, Скифским царством, Мидией. Скифам достались Маннейское и Ванское царство. Но часть скифов, согласно ВК и вавилонским клинописным табличкам, попала под власть царя Вавилона Набопаласара и его сына Новохудоносора II.

Вавилонские войска, возглавляемые Новохудоносором, пошли затем на Египет, очевидно вместе со скифами. В 605 году они нанесли поражение египтянам, захватил Сирию и Палестину. К этому же времени относится и запись в ВК: «И наши люди пошли под Набсура царя. А затем пошли на солнечный Египет. И долго в те годы давали мы дань. Но прошли дни, и русы убежали от Набсура!». Скифы вернулись в свою северную страну, перейдя Аракс, и стали «царскими скифами» в Северном Причерноморье. Они поселились среди других скифских племен, которые не покидали обжитых мест и не странствовали в Передней Азии.

После падения Мидии в 549 г. до н.э. лидерство в арийском мире перешло к персам, с которыми потом до конца века воевали предки славян скифы и саки. Персидские племена сумел тогда объединить царь Кир II Великий из династии Ахеменидов. После смерти Кира в 525 году к власти в Персии пришел Камбиз II, а затем Дарий I. Кир и Дарий хотели подчинить себе скифов и саков, но у них ничего не получилось. Об их поражениях всем известно. Но эти величайшие победы праславян скифов и саков над Киром и Дарием совсем не оставили следов в ВК. Объясняется это тем, что в этой книге изложены исторические предания донских русов (сарматов), которые в VI веке до н.э. жили в священной области Белогорье. А эти земли (Русколань) тогда совсем не были затронуты походами Кира и Дария.

Первые столкновения с греками происходили в VI веке до н. э. В это время праславянами-таврами на побережье Черного моря, в Тавриде (Крыму), уже были основаны города Сурож и Корсунь, за обладание которыми потом долгие годы и шла война между греками и скифами. По ВК, уже при основании эти города носили указанные имена, говорящие о культе солнца у скифов и тавров. Обычно основание Сурожа (Согдеи) аланами относят к III веку н.э., именно к 212 году. Но археологи установили, что поселение тавров там существовало с IV века до н.э., а потом оно было разрушено греками. Эти сведения подтверждаются в ВК, в которой подродбно рассказывается о древних войнах греков с русами-таврами за Сурож. А в «Ярилиной книге» Сурож представлен как зимняя столица Русколани и место пребывание семьи князя.

Историки называют скифских царей V века до н.э.: Ариапифа, его сыновей Скила и Октамасада. С ними уже тогда воевали греки. В 437 году до н.э. состоялась экспедиция в Понт афинского полководца Перикла, с именем которого связывают начало Золотого века Эллады. Книга ВК утверждает, что тогда греками был взят град Сурож: «И это великое оскорбление для нас, что в сурожских хранях, добытых врагами, боги наши повержены в прах и должны валяться, т.к. русичи не имеют сил, чтобы одолеть врагов в бою». А в другом месте сказано, что греки вначале приходили гостями-купцами, а потом явились воинами с мечами в руках: «И так земля наша, которая четыре века была у нас, стала греческой… И теперь мы должны были снова ее доставать, проливая кровь свою».

Торговля и греческий культурный натиск делали свое дело. Южная Русь «огречивалась», об этом несколько раз говорит ВК. Потому «Суренжань не есть сильное княжество, поскольку Греции и в иные вражьи земли отдает своих витязей». Дело доходило и до того, что «огреченные» русы воевали на стороне греков против остальной Руси. Тем не менее, став по существу греческой колонией, в IV веке до н.э. при царе Атее Скифия достигла расцвета и вершины своего могущества.

Войны Александра Македонского стронули с места многие народы Средней Азии. Многие сакские и массагетские племена тогда двинулись из Средней Азии к своим родичам на Северный Кавказ, в Русколань, усиливая сарматские роды в противовес «огреченным» скифам. Скифия к тому времени была уже другой. В ней утрачивался дух скифов, который был куплен греками за звонкую монету, и они начинали воевать не за свободу, а за богатство, которая приносила торговля. Тем временем набирали силу сарматы – восточная ветвь скифов, коих не затронула греческая культура и которые придерживались ведической веры.

Под именем сарматов, а также массагетов, саков греки разумели родственные скифам арийские племена, занимавшие в разное время степи от Тобола до Дуная. И именно сарматы, смешавшись с амазонками и киммерийцами стали славянами. От арийцев – царских скифов и сармат – происходят первые княжеские династии славян, и, от них собственно, начинается история. Самих сарматов почитали выходцами из Мидии. Такого мнения придерживался Диодор (I век до н.э.) и Плиний (I век н.э.). В самой ВК о мидийской истории говорится немного, в частности, о Киаксаре (Кышеке-царе). Имя сар-маты может означать «царские мидийцы».

Среди сарматов, пришедших на Кавказ из Средней Азии и Мидии после эпохи А. Македонского, можно выделить племена роксолан (русколан) и языгов. В ВК языги – враги русколан. Русколане в ВК – союзники и братья скифам. В III веке до н.э. сарматы распространились на все степи Северного Причерноморья между Доном и Днепром. О войне того периода между «огреченными» суренжанами-скифами и русколанами ВК говорит так: «И вызвали суренжане русов и борусов на битву и борьбу. И была неправой та битва…» (ошибка перевода). Сарматы преодолели Змиевы валы, ограждавшие пашни скифов от набегов, и предали скифские земли страшному опустошению.

Так прекратила свое существование Великая Скифия. К тому времени Скифия болела теми же болезнями, что и античный мир, была рабовладельческим государством, вела захватнические войны. Приход сарматов привел к падению рабства и возрождению древнего вечевого строя. Жизнь стала проще и беднее, но свободнее и чище. Родилась Великая Сарматия, раскинувшаяся от Волги до Дуная. К тому времени, к 179 г. до н.э. относится и известие Полибия о вхождении Сарматии в Понтийский союз, который был заключен сарматским царем Гаталом.

В ВК говорится, что «венеды шаткую веру имеют», пашут землю на западе перед варягами (на самом деле – врагами). Предки западных славян уже тогда придерживались иной веры. Венеды по ВК, произошли от Венеда сына Скифа, у которого был брат Словен, основавший легендарный Словенск. Венеды пришли в свои земли из Северного Причерноморья, с Дона, а ранее при Арии они были в Передней Азии. Часть их осталась в Синдике – область на азиатском берегу Керченского пролива.

Вместе с венедами к Карпатам и Балтийскому морю тогда, согласно ВК, пришли и русы: «Русичи шли с вендами, а те хотели унести богов своих к морю». И было это во времена Арианты, «за тысячу пятьсот лет до Дира», т.е. в VI веке до н. э. И был тогда старейшиной «Щеко из ариев». И были в тех горах построены «многие здания», «помолья», которые были украшены золотом и серебром». Прошло время, и «через пятьсот лет» (II – I веках до н.э.) русичи покинули обжитые места и «пошли к Непре-реке». Произошло великое переселение русичей с Карпат. И было это вызвано тем, что «та земля опротивела нам войнами и трудной жизнью». Согласно ВК, русичи в Карпатах воевали с некими дасунями, по мнению А. Асова, даками.

От той войны с Карпат и Балтийского побережья бежали многие роды славян, которые осели на Днепре у Кия и в Голуни. И вел их воевода Бодрич (на самом деле – Бобрец). ВК говорит также, что поселившись в Голуни, славяне не стали строить храмов: «Мы тогда не имели мольбищ и служили перед колодцами и родниками, где текла живая вода». То есть во время войны с готами на Карпатах, где они строили храмы, славяне перешли в другую веру, для которой характерно отрицание жречества и строительства храмов и т. д.

В первом веке до н. э. Скифия и часть Сарматии, а также Боспор либо принадлежали Понтийскому царству, либо зависели от него. Завоевание Северного Причерноморья, в том числе и Скифии Митридат IV Евпатор предпринял в 110 – 109 гг. до н. э. Тогда он вмешался в войну скифского царя Палака, сына Скилура, против Херсонеса. У Херсонеса высадился понтийский флот и разгромил главные силы скифов, потом взял Неаполь Скифский. Палак признал над собой власть Митридата. Затем полководец Диафант подавил восстание рабов в Боспоре (107 – 106 гг. до н.э.). Так Скифия и Боспор стали частью Понтийского царства.

В I веке н.э. в земле аланов правила мидийская по происхождению династия. Западнее, в венедо-славянских землях правили цари, которые производили себя от патриарха Кия. ВК утверждает, что за 300 лет до Германареха (в середине I века) была война с язами и костобоками: «Язы и костобокие разили и со злобой утекали, и так продолжалось эта борьба двести лет. И наши родичи потекли к ляхам, и там осели за сто лет до Германареха». По-видимому, язы и костобоки оттеснили славян из Северного Причерноморья. Надо полагать, что речь идет о тавро-русах Тавриды, так как есть сведения, что славяне Голуни отразили натиск кочевников. Судя по всему им помогли «Змиевы валы». Там, у Голуни, и создалась Русь-Русколанская. Русь по утверждению ВК, создавалась 20 тысяч лет.

Тогда Русь собралась около Киева и Голуни. Голунь имела 300 больших городов, а Киев – 10 городов и немного сел. И здесь же говорится, что основан был Киев на Днепре через 1000 лет после основания первого Киева (Сар-града в Приэльбрусье) или другого Киева, основанного Кием, сыном Ария.

Войны на окраинах Славяно-Сарматии не прекращались. Славяне в конце I века совершили походы на греческие города Северного Причерноморья. Они разрушили Ольвию, чем вызвали недовольство скифов, которые получали доходы от торговли. О тех войнах вспоминает ВК, где проводится сравнении между походами на греческие города новгородского князя Бравлина (IX век н.э.) и древними походами на теже города славян, кельтов и иллирийцев: «Это изречено Праотцами, которым кельты помогали. И так мы приходили к кельтам, и сто лет получали помощь от них. Так же и от иллирийцев, ибо иллирийцы наши родичи». Затем славяне на Дунае успешно сражались с войсками римского императора Траяна (98 – 117 гг. н.э.). Согласно ВК, войска Траяна напали на славянские земли дулебов и борусков, но были разбиты. По ВК, у Траянова вала сошлись славянские роды – дулебов-волынян и борусины: «…И поет птица воинам борусинским, которые от римлян пали около Дуная возле Траянова вала; но мы не ослабились и не отдали землю нашу, как и землю Трояню не дали ромеям; и дулебы говорят, что мы им братья, и это истинная правда, и мы помним, как Траян потерпел поражение от наших дедов…».

Следующие события, о которых ВК сохранила память, относятся ко второй половине II века н. э. В 160 – 180 гг. разразилась Маркоманская война венедов и маркоманов с Римом. Лишь в 180 году император Комод смог восстановить довоенную границу империи. В те же года алано-русы пришли на восточный берег Крыма, где якобы по «Житию святых», сохранившемуся в монастыре на острове Халки (Турция), построили крепость Сугдеи в 212 году н. э. Тогда, в 212 году, аланы-русы разрушили Феодосию и на ее месте построили город Ардабу. А на месте разрушенного или захваченного еще греками в V – IV веках до н.э. города тавров-тиверцев Сурожа, а может быть просто в память о том городе построили порт Сугдею, будущий Судак.

И вот начались бурные события IV века, когда гунны в евразийских степях настолько усилились, что в 316 году сокрушили Китайскую империю. И тогда значительные силы Русколани были сосредоточены на востоке. Бус Белояр стал опорой державы отца Дажень-яра в тех землях. В летописи ВК сказано, что после победы над гуннами Бус основал Русколань у Непры-реки. Князь Бус не только защищал Русколань, но и продолжил давнюю традицию мирных торговых отношений с соседями. В ВК рассказано о том, как муж рода Белояра охранял идущих к фрягам китайских купцов от нападения гуннов и готов. За свою безопасность купцы, шедшие по Шелковому пути, платили щедро: «Тут муж рода Белояра перешел на ту сторону Ра-реки и упредил там синьских купцов…. поскольку гунны на острове своем поджидали гостей-купцов и обирали их. И было это за полстолетия до Алдореха (т.е. в 480-е годы). А еще раньше в древности (до IV столетия) род Белояров был сильным. И от гуннов торговцы прятались за мужами Белояровыми и говорили, что дают серебро и два коня золота, чтобы пройти и избежать угрозы гуннской, и так пройти мимо готов, так же суровых в битве и дойти до Днепра».

В те годы князь Бус был занят также и опасностью, исходившей от готов. «…И была повержена Русколань от готов Германареха. И он взял жену от рода нашего и убил ее. И тогда вожди наши потекли на него и Германареха разбили». По многим свидетельствам Германарех после долгих войн захватил почти всю Восточную Европу. Он прошел с боями по Волге до Каспия, потом воевал на реке Терек, перевалил через Кавказ, затем прошел по черноморскому побережью и дошел до Азова, т.е. до границ Русколани. По ВК, Германарех сначала заключил мир со славянами («пил вино за дружбу») и только потом «пошел с мечом на нас». Мирный договор между славянами и готами был скреплен династическим браком сестры Буса, Лебеди, и Германареха. Лебедь затем изменила Германареху с его сыном, за что он казнил сына, а Лебедь была затоптана копытами коней: «Бросил коням под копыта, вороным и белым, на дороге войны…». И это убийство послужило причиной славяно-готской войны.

ВК утверждает, что Германарех разбил войска многих славянских и иных родов. В ВК говорится о том, что союзники собрались по велению птицы Матери Сва, а в бой их повел Белобог, под коим разумеется сам Бус Белояр. «Это Белобог повел наши рати и конницу. И тут мы увидели бывших в лесах волшебниц, приведших к рати и взявших мечи. И видели мы кудесников, творящих великое чудо, как из горсти земли, поднятой к небу, встают рати небесные. И текут они на врагов и ввергают их в могилу…». В честь победы над готами Германареха в Словении на Дунае была устроена тризна, на которой пел Боян, сын Буса. Он славил Словена и Буса, поминал Златогора и братьев (этот «Боянов гимн» дошел до нас).

После этой победы славяне вновь утвердились в Тмутаракани и Тавриде и с тех пор лишь ненадолго уходили из этих земель. Все земли Остроготии в Тавриде и Северном Причерноморье стали славяно-русскими. Но немало готских родов осталось еще в Тавриде, где они и жили затем целое тысячелетие. Но потом пришел Амал Винитарий. Он был преемником Германареха. В ВК его прямо именуют Вендом. И в это время наступила Ночь Сварога (закончились Трояновы века, ведущие отсчет от Трояна, деда патриарха Руса), и власть в начале этой эпохи перешла к черному богу. Тексты ВК наполнены ожиданиями этого дня: «…И мы ждали время это, когда завершаются Сварожьи Колеса. Это время по песни Матери Сва наступит». И готы А. Винитария разбили антов. И распяли на кресте славянских князей и старейшин (70 человек), которые в сей день не могли оказать достойного сопротивления. Сохранилось несколько свидетельств об этом распятии. В ВК сказано: «А потом Русь была повержена. И бога Буса и семьдесят иных князей распяли на крестах. И смута была великая на Руси от Амала Венда. И тогда Словен собрал Русь и повел ее. В тот раз готы были разбиты».

После падения Русколани и вхождения ее в гуннскую державу, поднялись новые славянские объединения – Скуфь Киевская и Антия. Остатки скифов основали Артанию. Словени из Карпатской Славии стали растекаться на север и на юг. Часть венедов онемечилась и превратилась в вандалов, а часть стала балтийскими славянами. Натиск гуннов на восточном крае Руси Аланской и война с готами на западе принудили многие роды русов, алан, берендеев двинуться с Северного Кавказа на Запад, по следам отступающих готов. Полчища гуннов прошли по землям Русколани, вынудив покинуть Дон многие роды Русколан. Так ВК рассказывает о том, как бродники-русы бежали от гуннов и языгов от Азовского моря к Днепру. И князем бродников был тогда некий боярин Оглендя, «сильно гордый» и «почитавший себя выше пращуров и отца Ария». Но божественность ему не помогла, и «враги раздирали нас на части».

Из Приэльбрусья тогда двинулись к Днепру роды белогоров, белояров и новояров. Князь Кий, согласно ВК вел русичей от Сар-града. Князь Кий был преемником Буса Белояра, и, наверное, его прямым потомком. Так в Приднепровье и по берегам Роси родилось славяно-скифское царство Скуфь Великая. Тогда Кий построил град Киев-на-Днепре на месте древнего поселения (может быть Киев, основанный Кием Древним). Основание сего Киева Новгородская летопись относит к 430 году, что вполне совпадает с датировкой ВК – дело было во времена Атиллы.

В первые два десятилетия V века гунны продвигались по степям Северного Причерноморья. Они не смогли преодолеть «Змиевы валы» и оставили в покое Русь Голунскую. По ВК, Голунь берут не гунны, а сам князь Кий, «уйдя из Донских земель». Сами же гунны в это время, в 420 году, пришли к среднему Дунаю и основали царство, ставшее ядром империи гуннов. Тогда же начались столкновения гуннов и нанятых римлянами «варваров» – готов, аланов – на границах римской империи. Атилла в союзе со славянами выбил готов с Карпат и берегов Лабы. ВК говорит об этой войне, что славяне разбили «десять королей». В те годы славяне распространились далеко на запад в Европе. Чехи вернулись в Богемию и заселили ее, сербы заняли земли за Лабою, а по правому ее берегу сели роды бодричей и стодорян. Согласно ВК: «И тогда Атилла одерживал победы над врагами нашими… и строй наш крыльями на две стороны раскинулся. И Атиллы воины в середине, а по плечам возглавлявшие ясуней воеводы славян, которые имели воинов без счета».

В 452 году Атилла через Альпы ворвался в Италию, взял Милан. Но на Рим после переговоров с папой Львом, не пошел. Этот случай припоминается и в ВК: «…И бились с банном (правителем) Львом храбро. И когда мы на него напали, он начал хитрить – мол Творец не велит сражаться, и лучше мечи схоронить и обменивать овнов и овощи…». Атилла поверил этим словам и предпочел мир.

В те же годы Русь Киевская укреплялась, расширяла свои границы. В Киеве с 430 года правил князь Кий. По свидетельству ВК, Кий правил 30 лет, и его воины сражались вместе с Атиллой. Кий усмирил тюрков-булгар, ими были завоеваны Карпаты и побережье Черного моря от Днепра до Дуная. 430 год – это год строительства стен города, сам же Киев был основан во II – III веках Кием Древним. В этот же год произошел исход чехов на Карпаты. То есть 430 год – это год основания русско-чешского государства Скуфии Киевской. Существовал и иной отсчет: от основания Киева Антского в IX – VIII веках до н.э. и исхода на Карпаты родов Ария Оседня. Этот счет прервался после падения Русколани. Новый отсчет от 430 года в ВК именуется «от Карпатского исхода» либо «от прихода русских людей на Русь».

После Кия (430 – 460 гг.) правил его сын Лебедян, которого также звали Славером. Он, как говорит книга ВК, «сидел у града Киева близ горы, и был разумен, и правил от храма». Он властвовал 20 лет (460 – 480 гг.). Он же был воеводой торчин (тиверцев). Потом киевский престол перешел к князю Верену, приглашенному из Великограда (из Велеграда, будущей столицы Моравии). Согласно ВК, земли рода Щека (а значит и град чехов Велеград) в те годы входили в Русь Киевскую, т.к. чехи только-только переселились из Киева и заняли те земли. Верен правил Киевской Русью 20 лет (480 – 500 гг.). После Верена 10 лет правил князь Сережень (500 – 510 гг.), но о нем более ничего не известно. Последним из Киевичей в Киеве правил князь Святояр (510 – 543 гг.). Его избрали князем на вече объединившиеся Борусия и Русколань. Затем на Дунае правил Родогощ Святоярович (543 – 597 гг.), ему наследовали брат Пирогощ, княживший южнее Дуная, и брат Моска, объединивший роды славян и основавший Москву.

На рубеже V и VI веков славяне продолжали участвовать в битвах Великого переселения народов. Вначале главные события разворачивались на дунайских границах с Византией, а также в Италии и на Балканах. В конце V века при императоре Аспаре, имевшем гото-аланское происхождение, сложился союз Византии и Антии. Аспар окружил себя антами (его полководец был ант Анагаст). Византия расселяла антов на нижнем Дунае. В 517 году многочисленные племена славян (которых византийцы именовали «гетами») вторглись в Иллирию и Македонию. Тогда Юстин стал императором (517 – 527 гг.) и изгнал славян и фракийцев за Дунай. При Юстиниане, а значит при княжении Святояра, славяне много раз разрушали оборонительные сооружения на Дунае, истребляя и изгоняя византийцев. Так рождалась южная ветвь славянских народов: сербы, словенцы, хорваты, болгары.

О главных событиях тех лет – гото-славянской войне есть скудные сведения. Поэтому бесценны сведения, которые донесли до нас дощечки новгородских волхвов. По ВК, готы усилились под Воронежцем, где тогда находился небольшой отряд боярина Гордыни. Он и принял неравный бой, это была славная битва: «И от этого Воронежца слава течет по Руси, и ее Сварог имеет!». В ВК названа дата этой битвы – «сто тринадцать лет от Карпатского исхода. По А. Асову, это 543 год н. э. Тогда воины Гордыни разбили готов, но от города осталось пепелище. Горстка русских воинов, так и не побежденных, покинула город, но дала клятву не забывать родину и освободить «блаженную Русскую землю».

В тот же год крымские готы, вассалы Византии, во главе с конунгом Триедореем нанесли удар по Голуни и Киеву. «И многие русы кости свои сложили у Голуни». А потом в Киеве готы повесили Святояра. Так закончилось княжение династии Киевичей в Киеве. Но княжение династии Святояра не угасло после 543 года. Наследники ее потом правили на Волыне и Дунае. И, опираясь на свидетельство ВК, можно говорить о том, что Святояричами были князья конца VI века – Радогощ, Пирогощ, Моск. Князь Моск Святоярович объединил многие славянские роды, привел вятичей в Северную Русь и основал Москву. Так что род Святояров остался княжеским.

Тогда же из Киева ушла «небольшая часть людей», которые собрались в «лесах ильмерских». И потом с севера стала создаваться Великая Русь, т.к. «не было у нас другой возможности». К ним добавились словене, бежавшие от аваров, русы, бежавшие от хазар, венеды, бежавшие от германцев. Новгородские летописи добавляют, что в Новгороде в те же годы стал править род Владимира Древнего, который княжил за девять колен до Буривоя. Дальнейшее описание событий в ВК позволяет заключить, что часть русколан тогда же бежала на Дон и Кубань под защиту донских русов и асов (в дощечках описаны войны с готами и хазарами на Дону).

В 540-х годах явились авары из-за Каспия и Волги, из тюркских степей. Тюрки Алтая изгнали их, а частью истребили. Война с аланами тогда в Средней Азии при образовании Тюркского каганата продолжалась несколько десятилетий. Остатки разгромленных аварских орд бежали на запад и к 558 году достигли Северного Кавказа. Согласно ВК, только конницы в том войске было 100 тысяч. Византия решила договориться с новой силой, явившейся в степях, и использовать аварскую орду против гуннов и славян, досаждавших империю. Но хан Байан отверг предложение о союзе с Византией и напротив, договорился со славянами и аланами. Потому алано-русы пропустили авар через свои земли к Воронежцу, захваченному готами, а затем и землю гуннов, своих врагов, продолжая мудрую политику Кия. Судя по ВК, к аварам тогда присоединились и дружины русов. Авары в 559 году прошли по землям северян (сабиров) к Воронежцу. «И была сеча злой, и кровь лилась как сурина-мед, и к вечеру Байан поразил готов». И так им было отплачено за гибель Святояров.

Ни в одном из древних источников не сообщается о войнах авар в Приднепровье. Авары, как и ранее гунны, не рискнули преодолеть «Змиевы валы». В Киев и Голунь тогда, уйдя от авар, пошли русские дружины Гордыни и иронские дружины Скотеня. Тем временем, обойдя валы, авары вторглись в земли дулебов и антов на Волыни.

В эти войны славян, авар, готов вмешалась тогда и Персия. Согласно ВК, персы направили в русколанские земли полководца Багдасара. Его рать прошла по Алании, устанавливая там ироно-персидскую власть и взяв штурмом град Кияр. Затем война перекинулась в степи и дошла до Киева на Днепре, где часть той рати осела. Там было основано село Самботас в память армяно-персидского полководца. Киевская Русь вошла в Ироно-Аланское царство, названное вновь Русколанью. Оно вскоре отложилось от Персии и зажило своей жизнью. В ВК сообщается, что «иронцы издревле с нас не брали дань и разрешали русским жить по-русски», а также то, что и сам иронский князь, боярин Скотень, «жил своим трудом», не брал ругу-дань, положенную князю.

Волынь располагалась у истоков Буга, Припяти и Днестра. Антия, частью входившая в Волынское княжество, прилегала к Черному морю. В Волынском княжестве жили дулебы – один из древнейших славянских родов. В IV веке после падения Русколани дулебы приняли в свои земли антов и москов. Два столетия дулебы вели борьбу с готами и гуннами и не подчинились ни тем, ни другим. Никогда их земли не входили в империи Германареха и Атиллы. В середине VI века Волынским княжеством правил князь Мезамир. В ВК говорится, что он и его воины вначале воевали с готами, победили и «развеяли их во все стороны». Затем они сражались с гуннами и с объединенными силами готов и гуннов. И вновь противники были разбиты, благодаря берендеям, подоспевшим на помощь русам. Когда анты были ослаблены из-за этих войн с востока пришла рать хана Байана. Об этом также сообщает ВК: «Это обры (авары), которых было как песка морского, решили закабалить Русь. И мы обров остановили и бились с ними, но не было лада на Руси, и потому обры одержали победу».

Не было лада, т.к анты из-за политики Византии воевали между собой. Русы-анты, осевшие по правому берегу Дуная, сражались на стороне Византии против приходящих из-за Дуная своих же сородичей. По ВК: «И тогда обры пришли на Волынь и князя нашего убили и Сине море отошло от Руси». Убийство князя антов произошло около 561 года, который выступал в роли князя и посла на переговорах с аварами. Но потом все же авары были отброшены антами к Дунаю и побережью Черного моря.

Освобождать от аварского ига своих братьев дулебов Скотень и Гордыня не могли, т.к. сражались с наступающими от Крыма готами, война с которыми шла уже шесть лет, и готы отнюдь не смирились с потерей Киева, Голуни и Воронежца. В 567 году на Русколань надвинулась новая угроза. Это шли тюрки и хазары. Тюрки пришли по следам авар из алтайского региона и на Северном Кавказе соединились с хазарами. В дальнейшем ВК именует хазарами и тюрков и кавказских хазар (белых угров). Часть русов Дона и Кубань попала тогда под власть хазар, а те, кто не хотел ходить под хазарами, бежали к Киеву, к Скотеню.

Тогда готы вновь напали на Русколань. И боярин Скотень препоясался мечом, и «иронская конница разбила готов»: «Рассекла Русь Готскую землю, и мечами мы уничтожили всякого, и землю их себе присвоили». Побежавшие от русов и алан готы напали на хазар, надо полагать уже засевших в Крыму. И хазары обратились за помощью к Скотеню, но он «это отверг» и сказал, что хазары и сами себе помогут и что «им в Русколани нечего делать около нас». Тогда хазары напали на русов и алан-иронцев, но были разбиты и «убежали до Волги, Дона и Донца, и там они срам поимели, и повергли мечи свои в землю». Отступление хазар из Крыма, снятие осады Херсонеса относятся к 581 году. После этого поражения хазары надолго оставили в покое земли русколан. «И хазары боялись подходить к земле той и никогда не нападали на Русколань, опасаясь, что на Донце утвердятся готы.

На другом же краю славянского мира, в Придунавье, в год воцарения императора Тиберия I (578 год), когда византийские войска вели войну с персами, славяне и анты совершили очередной набег на балканские провинции империи. И тогда Тиберий обратился к хану Байану с предложением совершить поход против славян. Байан согласился. Взяв Малую Скифию, Байан направляет посольство к Добрите, чтобы славяне теперь платили дань аварам. Но мстя за Мезамира, Добрита убивает послов хана. ВК говорит, что тогда на вече славяне решили «идти на греков», «идти до Дуная и далее, и оттуда не поворачивать, и быть вольными… И говорили мы о единстве наших родов. И победили мы силу великую, объединившись». В 578 – 580 гг. нашествие славян охватило большую часть Мисии и Фракии. Многие славянские роды хлынули на Балканы, и многие там и остались.

К этим же годам следует отнести и поход на Сурож Криворога из рода Белояров. В ВК походы Криворога относят ко времени Скотеня. С другой стороны, Криворог не мог пойти на Сурож, минуя хазар, ранее 581 года. Таким образом, поход Криворога относится к последним двум десятилетиям VI века. Видимо, этот поход происходил тогда же, когда славяне занимали земли за Дунаем. Криворог, согласно ВК, перед походом «выпустил голубя – куда тот полетит, туда идти». Криворог определил волю бога, и согласно ей, двинулся на Сурож, город в Тавриде, где сидели греки. Греки были разбиты, которые стали ублажать Криворога, а сами в этот момент напали на Голунь, которая осталась беззащитной. «И тогда греки напустили на нас воинов в железных бронях и побили нас…».

В 592 году Византия вторглась, перейдя Дунай, в славянские земли. Войны с волохами и аварами принудили многие роды славян двинуться на север к вятичам. Об этом говорится в ВК: «А после мы пошли каждый своим путем: и некие роды потекли на Север, и были это суть вятичи и радимичи». Тогда род Моска переселился в современную Московскую область. И летописи и археология утверждают, что вятичи и радимичи в этот век переселились «от ляхов» (т.е. с Волыни, пограничной с землей ляхов).

Интересны и другие событиям того региона. В частности, восстание в Паннонии славян против авар (623 год). Тогда восстание возглавил купец Само. «Огромное множество их (авар) было уничтожено мечом». Потом славяне избрали Само князем, и он царствовал 35 лет (626 – 661 гг.), побеждая франков на западе, хазар на востоке.

В 70-х годах VII века тюрки покорили многие кавказские народы, ослабленные войнами с гуннами. На Северном Кавказе образовался Хазарский каганат. Имя хазар происходит от «хаз» (или «каз») – гора, а также «ар» – арий. Это был народ, родственный аланам и русам. В арабских легендах прародитель Хазар – брат Руса. Соседи и ближайшие родичи хазар – аланы и русы, если и входили в Хазарский каганат, то сохраняли большую самостоятельность и язык не потеряли. ВК прямо говорит, что хазар алано-русы не пустили за Дон и Донец. Т.е. из черноморских славян хазарами были покорены только роды северян. ВК упоминает лишь о нескольких годах тяжкой «хазарской неволи», и о том, что в VI веке, после войн с хазарами на одних границах, а на других – с персидским сатрапом, армянским царем Багдасаром, Русколань пала и большая часть русов попала под власть иронцев. Иронский князь Скотень стал русским князем, его потомки породнились со Святоярами, и затем ироно-аланская династия избавила Русь от притеснения Хазарии, где власть уже была сосредоточена в руках иудеев.

Все иностранные сообщения о землях Русколани того периода крайне отрывочны. Свет на события тех лет проливает только ВК. В дощечках рассказывается, что во времена Само на Русь стали приходить хазары: «Явился каган, и он не радел о нас. Вначале он пришел с купцами на Русь, и были они велеречивы, а потом стали злы и стали русичей притеснять». Хазары поставили своих князей и стали передавать власть «от отца к сыну и от сына к внуку» против решения веча. Но борусы не хотели этого и поднялись на борьбу. К началу VIII века хазары ненадолго подчинили племена северян и полян. Потом воевали с борусами, но так не смогли их подчинить. ВК говорит: «Хазары русичей брали на работы, взимали с нас дань, брали и детей, и жен, и очень зло били, и творили зло».

Не смогли продвинуться хазары и на Север в Русь Новгородскую. В это время в Новгороде правили потомки Вандала (Венда). Новгородские летописи называют имена его сыновей – Владимира Древнего, Избора и Столпосвета. Эти князья правили не менее чем за 200 лет (за девять колен) до Буривоя, жившего в начале IX века. ВК добавляет к этим именам имя некого князя или воеводы Храбра, который воевал через «тысячу лет от Карпатского исхода», т.е. примерно в седьмом веке. Надо полагать, что он был одним из предков Буривоя. Также ВК называет и Бравлина I современником некого «лживого» Алдореха, а тот жил «за двести лет» до Аскольда, т.е. в 660 – 700 гг. Этот Бравлин I, так же как и Бравлин II, «отобрали у эллинов берега морские».

Там на Севере родилась, быстро окрепла и утвердилась Русь Новгородская. У вновь отстроенной столицы Новгорода Великого расселились племена словен и роды венедов. Как утверждает ВК, вначале это была небольшая крепость «Новый город», основанная в ильмерских землях беженцами от разных войн. Последними сюда приплыли переселенцы из западнославянской Вендии, из Старгорода. В дощечках говорится: «Мы пришли от Старого города к озеру Ильмень и основали Новгород. И отныне мы здесь пребываем и тут Сварога – Первого Пращура молим». Старгород был покинут славянами-венедами в 789 году, когда франкский король Карл Великий вторгся в славянские земли. Вождем венедов был Бравлин I, прославившийся в сражении при Бравале в 770 году. Затем он воевал с византийцами и готами в Тавриде, стремился возродить величие Русколани. Сражения на границах Вендии не утихали, и новгородцы приходили на помощь родичам. Согласно ВК, и сами венды приходили на помощь князю Бравлину II, когда тот в 810 году совершил поход в Киев и начал затем войну с Византией за освобождение Руси Сурожской. Есть все основания последнего князя Бравлина II отождествлять с князем Буривым – отцом известного по русским летописям новгородского посадника Гостомысла.

Согласно дощечкам, спустя двадцать лет после переселения из Старгорода, в 809 году волхв-сказитель (Ягайло Ган) произнес наставление князю Бравлину II и новгородскому вече. Волхв вспоминал тогда о битвах с готами и греками, призывал сплотиться с союзниками для общего похода против причерноморской Грецколани и Готии. При этом он напомнил Бравлину II о славных походах его деда Бравлина I и призвал повторить его деяния.

И объединенные рати славян, ильмеров и жмуди пошли от Ильмень озера к Днепру и остановились в Киеве зимой 810 года. Тут произошло событие, которое позволяет датировать текст дощечек – это затмение, произошедшее 30 ноября 810 года: «Тогда Солнце застлала тьма, и это Перун обрушился на воинов вражьих и разметал их, как овец». Тогда же было другое знамение: «у Непры-реки лоза зацвела зимой». Эти знамения летописец истолковал так – боги гневаются на греков и готов, ибо «они осмеливались забирать и связывать нас в связки и влачить жен и детей наших на торжища, где они продавали нас». Цветущая лоза есть знак грядущей победы славян над готами и греками: «И вот Купала указал нам на то знамение – знак победы над врагами!»

Всю зиму, проведенную в Киеве, новгородцы ждали подкрепления от западных родичей, от венедов. «И Бравлин сказал, чтобы мы шли на врагов. И это нам знамение предвещает, что мы должны воевать, так как мы есть венды. И венды же сидят на земле, где Солнце-Сурья спит в ночи на своем золотом ложе (на западе, на прежней родине) … И они также нам братья из того края. И говорили они, будто притекут к нам в зимнее время и поддержат нас». И помощь пришла: «И так сила божеская явилась к нам, дабы поддержать нас до конца. И так эти венды до Дона дошли, ибо мы о помощи молили».

Поход Бравлина на Сурож и города Причерноморья был сокрушаемым. В «Житии Стефана Сурожского» сказано: «И пленил все от Корсуня до Керчи, а затем с многою силою пришел к Сурожу. В течение десяти дней бились между собой (горожане и рать Бравлина), и через десять дней Бравлин, силою взломав железные ворота, подошел к церкви, к Святой Софии…» Далее в «Житии» говорится, что Бравлин испугался призрака св. Софии, затем крестился и повернул обратно. Но ВК ни о чем таком не упоминает. Напротив, тогда поход Бравлина был продолжен на Кавказ. Такие же битвы шли и на море, так как потом воины Бравлина совершили морской набег и на южный берег Черного моря, на малоазийскую Амастриду (согласно «Житию Иоанна Амастридского»). Так Бравлин собрал воедино чуть ли не все славянские земли. И волхв Ягайла Ган стал тогда идейным вдохновителем создания «Державы Бравлина, раскинувшейся от Балтики до Лабы, от Дуная до Волги, а также до Понта. Как тогда и писал волхв в ВК, Русколань (Русь Арийская) стала возрождаться с Севера.

В Иоакимовской летописи говорится, что Буривой «иже девятый бе по Владимире» имел тяжкие войны с варягами, побеждал их и обладал всею Бьярмиею до реки Кумени. Но на той реке он был разбит и укрылся в городе Бармы, неприступной крепости. И там Буривой вскоре умер, а власть перешла к Гостомыслу.

На юге же, в Киевской руси, после похода Бравлина хазары были отброшены за Дон. Однако их вассалы мадьяры по-прежнему кочевали в степях от Дона до Днепра. После ухода Бравлина Киевская Русь стала независимой, но выплачивала дань хазарам и мадьярам (черным уграм) во избежание набегов. Занятая войнами и смутами Византия в начале IX века не могла уделить должного внимания положению греческих городов в Тавриде.

Только, начиная с 30-х годов, она стала устраивать там свои дела. Видимо к тому времени в Киеве сменилась власть хазар на варяжскую. ВК также говорит, что хазар из Киева изгнали варяги: «Русь же проливала кровь-сурину на землю ту. И было так до тех времен, когда пришли в Киев варяги с купцами и побили хазар». Киевлянами приход варягов был воспринят как приход освободителей от хазарского ига.

Византийское влияние на Руси в те годы усилилось. Очевидно, даже в Киеве произошел переворот, и после варягов пришли к власти греки. Возможно, это случилось при участии христиан греческого толка, ориентированных на Византию. ВК говорит: «Русь была растоптана греками-ромеями, которые шли по морским берегам до Сурожа». Наверное, это был ответный поход Византии за набег славян 860 года. По свидетельству ВК, византийцы отобрали у Киевской Руси Сурожский край, и византийское христианство вновь утвердилось в Тавриде. Тогда же русы Таврии были крещены патриархом Фотием. Об этом же говорит и ВК: «А греки хотят нас окрестить, чтобы мы забыли своих богов и так обратились к ним, чтобы стричь с нас дань, подобно пастырям, обирающим Скифию…»

Надо полагать, тогда же в Киеве власть варягов сменилась на власть провизантийскую. Книга ВК называет утвердившегося после переворота следующего князя Киевской Руси – Диросом Эллинским (это летописный Дир). Судя по всему, он не был из тех варягов, что пришли на Русь с Рюриком, как о том сообщают некоторые русские летописи. Есть разные мнения о происхождении Дироса. Он мог быть из огреченных жителей Таврической Грецколани, из Готского царства, либо даже из готского города Дораса. ВК дает его имя даже в форме Дор (Дорас), что в точности повторяет название упомянутого города. Этот Дир явился в Киев ранее 864 года «и побил нас из-за нашего разделения и усобицы». Его сначала, по-видимому, поддержали византийцы и зависимые от них крымские готы. Однако придя к власти, Дир не стал крестить киевлян, опасаясь народного возмущения. Правил Дирос Эллинский примерно с 850—860-х по 876 год (последние годы совместно с Аскольдом). Этого царя знали также и современные ему арабские писатели. Так аль-Масуди писал: «Первый из славянских князей есть царь Дира. Он имеет обширные города и многие обитаемые страны….» Тогда же, согласно ВК, в Киев приходили, причем не один раз, Аскольд и некий Эрик (судя по всему летописный Рюрик) во главе варяжской дружины, охранявшей эллинских купцов.

Киевляне не хотели идти под Аскольда, поскольку «Дира имели у себя». Но Дир сказал, чтоб киевляне с этим смирились. И какое-то время Дир и Аскольд правили вместе – «И было так сначала». Согласно ВК, Аскольд тогда «захотел нами править». Потом Аскольд и Рюрик поделили Русь: Аскольду достался Киев, Рюрику – Новгород.

В 873 году Аскольд и Дир воевали с полочанами. А в следующем 874 году Аскольд двинулся на Царьград, но поход был крайне неудачным. Буря разметала суда варягов и русов. Аскольд и Дир вернулись из под Царьграда «в мале жружине», и в Киеве был «плач великий». Около 875 года император Византии Василий Македонянин призвал русов на переговоры. Тогда же был заключен мирный договор, и русы во главе с Аскольдом были убеждены принять крещение. Им было показано Евангелие не горящее в огне. Увидев чудо, Аскольд принял крещение. Вернувшись в Киев, согласно ВК, Аскольд сверг и убил Дира и занял его место. «Аскольд силою разгромил нашего князя и победил его. Аскольд после Дира уселся у нас как непрошеный князь. И начал княжить над нами…» Он устроил погром святилищ, изгнал из Киева жрецов и стал насильно крестить киевлян. Так состоялось Аскольдово крещение Руси, второе после Фотиева крещения. На этом ВК прекращает свой рассказ словами: «Наши праотцы идут по высохшей земле… И так мы не имеем края того и земли нашей…».

Интерпретация истории древней Руси от А. Асова представляет несомненный интерес, так как является одной из ступенек к постижению истины. Писателем проделана огромная работа и за это ему честь и хвала. Поэтому мы и посвятили много времени представлению его позиции по древней истории Руси. Он сумел связать много разрозненных фактов между собой, попытался интегрировать базовые сведения в единое целое и продемонстрировал тем самым картину эволюционных процессов на Русской равнине, дав нам первичное понимание истории наших предков. Спасибо ему за это. С другой стороны, мы также ввели в курс дела и читателя, который может и не знаком с этими фактами. Позиция А. Асова дает наглядное представления об истории Руси, что идет в разрез, я бы даже выразился, вступает в полное противоречие с действующей концепцией истории нашей страны. Но факты говорят именно об этом. И это та правда, которую не замечает историческая наука.

Со своей стороны, мы лишь попытаемся дополнить и немного подправить эту картину, нарисованную А. Асовым. Судить Вам, уважаемый читатель, как это получилось. Мы же не хотим ни в коем случае быть истиной в последней инстанции. Наша задача подойти по возможности ближе к реальности. Поиск истины – вот цель, которая движет нами в первую очередь. Этому была посвящена и наша книга «О древнейшей истории России», где мы попытались собрать разрозненные факты о древней истории Русов, которые говорят, нет, пожалуй, кричат о том, что наша история гораздо древнее, гораздо ярче, гораздо интереснее того, что нам навязали сначала немцы, не знающие даже русского языка, а потом поддержала и по прежнему пестует наша историческая наука. Неужели российскую науку не интересует история собственной страны!? Странно как-то все это…