ЧЕТВЕРГ, 17 АВГУСТА 1989 года
В опубликованной 17 августа 1989 года «платформе КПСС – Национальная политика партии в современных условиях» подчёркнуто, что «формирование Союза ССР проходило в острой политической борьбе».
Предлагаемые ниже вниманию читателей материалы иллюстрируют сложность процесса выработки взглядов партии на пути решения национально-государственного строительства и её подходов к проблемам суверенитета республик в период образования СССР.
В информационном ежемесячном журнале «Известия ЦК КПСС», сентябрь 1989 г., в разделе «Из архивов партии», лист 191, сообщается: «10 августа 1922 г. Политбюро ЦК РКП (б) предложило Оргбюро Центрального комитета партии организовать комиссию и поручить ей «к следующему Пленуму ЦК подготовить вопрос о взаимоотношениях РСФСР и независимых республик»…
На следующий день такая комиссия была создана «в составе т. т. Сталина, Куйбышева, Раковского, Орджоникидзе, Сокольникова и представителей: Азербайджана – тов. Ага – Малы Оглы, Армении – тов. Мясников, Грузии – тов. Мдивани, Украины – тов. Петровский, Белоруссии – тов. Червяков, ДВР – тов. Янсон, Бухары – тов. Ф. Ходжаев, Хивы – тов. Абдурахман Ходжаев».
На рассмотрение комиссии в конце августа 1922 г. был представлен подготовленный И. В. Сталиным «Проект резолюции о взаимоотношениях РСФСР с независимыми республиками».
Проект резолюции «О взаимоотношениях РСФСР с независимыми республиками», предложенный И. В. Сталиным:
(не ранее 11 августа 1922 года)
– Признать целесообразным формальное вступление независимых Советских республик: Украины, Белоруссии, Азербайджана, Грузии и Армении в состав РСФСР, оставив вопрос о Бухаре, Хорезме и ДВР (Дальневосточная республика) открытыми и ограничившись принятием договоров с ними по таможенному делу, внешней торговле, иностранным и военным делам и прочее.
Примечание: Соответствующие изменен6ия в конституциях упомянутых в 1 – м пункте республик произвести по приведении вопроса в советском порядке.
– Признать целесообразным формальное распространение компетенции ВЦИКа, СНК и СТО РСФСР на соответствующие центральные советские учреждения перечисленных в 1 – м пункте республик.
3. Внешние дела (Индел, Внешторг), военные дела, железнодорожные, финансовые и потель (почта, телеграф) упомянутых пунк. 1 – м независимых республик объединить с таковыми РСФСР.
4. Наркоматы: продовольствия, труда и народного хозяйства формально подчинить директивам соответствующих наркоматов РСФСР.
5. Остальные наркоматы упомянутых в п. 1 – м республик как-то: юстиции, просвещения, внутренних дел, земледелия, рабоче-крестьянской инспекции, народного здравия и социального обеспечения считать самостоятельными.
Примечание: Органы борьбы с контрреволюцией в упомянутых выше республиках подчинить директивам ГПУ РСФСР.
6. Настоящее решение, если оно будет одобрено ЦК РКП, не публикуется, а передаётся национальным цека, как циркулярная директива для его проведения в советском порядке через ЦИКи и съезды Советов упомянутых выше республик до созыва Всероссийского Съезда Советов, на котором декларируется оно, как пожелание этих республик.
Член комиссии И. Сталин
Проект, получивший в последствии название «сталинского плана автономизации», вызвал далеко неоднозначные оценки среди руководящего ядра партии и весьма критическое отношение В. И. Ленина к «плану автономизации», выраженное им в нескольких письмах.
22 сентября 1922 г. И. В. Сталин пишет В. И. Ленину: «Мы пришли к такому положению, когда существующий порядок между ЦЕНТРОМ и ОКРАИНАМИ, то-есть отсутствие всякого порядка и полный хаос, становятся нестерпимыми, создают конфликты, обиды и раздражение, превращают в функцию, так называемое, единое федеративное народное хозяйство, тормозят и парализуют всякую хозяйственную деятельность в общероссийском масштабе.
Одно из двух: ЛИБО действительная независимость и тогда – тогда невмешательство центра, свой НКИД, свой Внешторг, свой Концессионный комитет, свои железные дороги, причём вопросы общие решаются в порядке переговоров равного с равным, по соглашению, а постановления ВЦИК, СНК и СТО РСФСР не обязательны для республик;
ЛИБО действительное объединение советских республик в одно хозяйственное целое с формальным распространением власти СНК, СТО и ВЦИК РСФСР на СНК, ЦИК экономсоветы независимых республик, то-есть замена фиктивной независимости действительной внутренней автономией республик в смысле языка, культуры, юсти ции, внудел, земледелия и прочее…
Мой план:
– Вопрос о Бухаре, Хиве и ДВР, (которая ещё не советезирована), оставить пока открытым, то-есть пока их не автономизировать.
– В отношении остальных пяти независимых республик (Украина, Белоруссия, Грузия, Азербайджан и Армения) признать целесообразным АВТОНОМИЗАЦИЮ с тем, чтобы к Всероссийскому Съезду Советов ЦИКи этих республик сами ДОБРОВОЛЬНО изъявили своё желание ВСТУПИТЬ в более тесные хозяйственные отношения с Москвой на началах АВТОНОМИИ…»
Совершенно очевидно, что И. В. Сталин был жёстким сторонником ограничения суверенитета и независимости советских республик в отличие от В. И. Ленина.
И вместе с тем невозможно отделаться от впечатления, что И. В. Сталин глубоко, в отличие от В. И. Ленина, понимал проблемы и сложности формирования государственного устройства.
Ленинская позиция по вопросу о принципах взаимоотношений между советскими республиками была учтена «комиссией по подготовке вопроса о взаимоотношениях РСФСР и независимых республик» в составе: Сталина, Куйбышева, Раковского, Орджоникидзе, Сокольникова и представителей: Азербайджана – Ага – Малы Оглы, Армении – Мясникова, Грузии – Мдивани, Украины – Петровского, Белоруссии – Червякова, ДВР – Янсона, Бухары – Ф. Ходжаева, Хивы – Абдурахмана Ходжаева.
В результате первоначальный «проект резолюции о взаимоотношениях РСФСР с независимыми республиками», подготовленный И. В. Сталиным, претерпел серьёзные изменения. Пункт 1 уточнённого «проекта об отношениях РСФСР с независимыми Советскими Социалистическими Республиками» члены комиссии предложили в следующей редакции:
1. Признать необходимым заключение договора между Украиной, Белоруссией, Федерацией Закавказских Республик и РСФСР об объединении их в «Союз Советских Социалистических Республик», с оставлением за каждой из них права свободного выхода из состава «Союза».
30.12.1922 г. на Всероссийском Съезде рабочих, крестьянских и солдатских Советов провозглашено создание Союза Советских Социалистических Республик в составе: РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР в составе: Азербайджана, Армении и Грузии.
31.01.1924 г. принята первая Конституция СССР.
27 октября 1924 г. в состав СССР вошли образованные Туркменская ССР и Узбекская ССР.
5 декабря 1929 г. в состав Союза ССР вошла Таджикская ССР, преобразованная из АССР в Союзную Республику 16 октября 1929 г.
5 декабря 1936 г. принята, так называемая, Сталинская Конституция Союза Советских Социалистических Республик, объединившего 11 Союзных Республик: Белорусскую ССР, Азербайджанскую. ССР, Армянскую ССР, Грузинскую ССР, Казахскую ССР, Киргизскую ССР, РСФСР, Таджикскую ССР, Туркменскую ССР, Узбекскую ССР и Украинскую ССР.
5 декабря 1936 г. Азербайджан, Армения и Грузия, входившие в состав Закавказской Советской Федеративной Социалистической Республики (ЗСФСР) с 12.03.1922 г., после упразднения ЗСФСР были преобразованы в Советские Социалистические Республики в составе Союза ССР.
5 декабря 1936 г. Казахская ССР и Киргизская ССР, преобразованные из автономных республик (АССР) в союзные Советские Социалистические Республики (ССР), вошли в состав СССР.
Молдавская АССР, образованная 12.10.1024 г., после воссоединения с Бессарабией и Северной Буковиной, была преобразована в союзную республику Молдавскую ССР и 2 августа 1940 г. вошла в состав СССР.
21 июня 1940 года, после исторического воссоединения Латвии, Литвы и Эстонии, образованные Латвийская ССР, Литовская ССР и Эстонская ССР вошли в состав Союза ССР 5 августа 1940 г., 3 августа 1940 г. и 6 августа 1940 г. соответственно.
Статья 71 Конституции Союза Советских Социалистических Республик, принятой 7 октября 1977 г. на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва, а также Конституции СССР, с изменениями и дополнениями, внесёнными Законом СССР от 1 декабря 1988 г. на внеочередной двенадцатой сессии Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва, по-ленински гласит:
в Союзе Советских Социалистических Республик объединяются:
– Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика,
– Украинская Советская Социалистическая Республика,
– Белорусская Советская Социалистическая Республика,
– Узбекская Советская Социалистическая Республика,
– Казахская Советская Социалистическая Республика,
– Грузинская Советская Социалистическая Республика,
– Азербайджанская Советская Социалистическая Республика,
– Литовская Советская Социалистическая Республика,
– Молдавская Советская Социалистическая Республика,
– Латвийская Советская Социалистическая Республика,
– Киргизская Советская Социалистическая Республика,
– Таджикская Советская Социалистическая Республика,
– Армянская Советская Социалистическая Республика,
– Туркменская Советская Социалистическая Республика,
– Эстонская Советская Социалистическая Республика.
Каким принципом руководствовались авторы Конституции при определении последовательности республик в приведенном перечне представленной статьи неведомо, вероятно, даже Богу!
Ну. А если бы авторы руководствовались принципом равноправности республик, то логично было бы перечислить их в алфавитном порядке, начав с Азербайджанской ССР и закончив – Эстонской ССР, поместив РСФСР между ними.
Статья 72 Конституции СССР гласит:
За каждой союзной республикой сохраняется право свободного выхода из СССР.
Верховные Латвийской ССР, Литовской ССР и Эстонской ССР первыми воспользовались этим правом, заявив о своём выходе из СССР 4.03.1990 г., 11.03.1990 г. и 6.03.1990 г. соответственно.
На основании многочисленных бесед на горных пешеходных маршрутах Крыма, Памиро-Алая и Тянь-Шаня с туристами – гражданами республик Прибалтики, в том числе – с гражданами, так называемых, титульных наций, и особенно в последние годы, у автора сложилось мнение, что довольно существенная их часть не разделяет восторгов в связи с выходом из СССР и пребыванием в составе Европейского Союза и НАТО.
Статья 2 Конституции СССР гласит: «Вся власть в СССР принадлежит народу. Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР».
А статья 6 Конституции СССР декларирует: «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу.
Вооружённая марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придаёт планомерный научно-обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма.
Все партийные организации действуют в рамках Конституции.
Невозможно не признать, что, так называемая, «руководящая роль „родной“ коммунистической партии», в соответствии со статьёй 6 Конституции СССР, снижала возможности «народа в осуществлении государственной власти» в соответствии с нормой статьи 2 Конституции, потому что партия, руководствуясь, как правило, «революционной и всепобеждающей идеологией», не считаясь с мнением народа, а нередко и «силой», применяя войска, как в Тбилиси – в 1956году и в 1989 г., в Новочеркасске – в 1961 году, в Алма-Ате – в 1986 году, подавляя волю народа силой, навязывала ему своё мировоззрение.
И власть фактически принадлежала не народу, не Советам народных депутатов! Власть в Союзе Советских Социалистических Республик осуществляла «родная» Коммунистическая партия: Политбюро и Центральный комитет коммунистической партии Советского Союза (ЦК КПСС).
В союзных республиках, в рамках конституционных полномочий в управлении, «руководящую и направляющую» роль осуществляли республиканские комитеты Коммунистической партии, возглавлявшиеся «первыми секретарями», как правило, из представителей, так называемой, «титульной нации»: Гейдар Алиев – в Азербайджане, Эдуард Шеварднадзе – в Грузии, Витаутас Бразаускас – в Литве и т. д.
В областях «руководящую и направляющую» роль осуществляли областные комитеты Коммунистической партии Советского Союза (Обкомы КПСС), возглавлявшиеся «первым секретарём» – представителем «титульной нации».
Аллегорический и пресловутый «Вашингтонский обком», рождённый в журналистской среде, по аналогии, фактически осуществляет руководство некоторыми, так называемыми, «суверенными государствами»: Германией, Латвией, Литвой, Польшей, Украиной, Эстонией и рядом других, якобы, «суверенных» стран.
Президенты и кабинеты министров, которых осуществляют руководство своими странами – номинально.
В районах – «руководящая роль» и власть была сосредоточена в районных комитетах Коммунистической партии Советского Союза (Райкомах КПСС), возглавлявшихся также первыми секретарями – представителями, предпочтительно, «титульной нации».
В городах власть и управление общественной и хозяйственной деятельностью была сосредоточена в городских комитетах Коммунистической партии Советского Союза (Горкомах КПСС).
Советы народных депутатов всех уровней во всей «вертикали советской власти» осуществляли руководство лишь номинально, руководствуясь «указаниями партии».
На заводах и фабриках, в конструкторских бюро (КБ) и в проектных институтах, на кораблях Военно-морского Флота СССР (ВМФ СССР) и торговых судах Министерства морского флота СССР (ММФ СССР), в больницах и поликлиниках, в колхозах и совхозах, в геологических экспедициях, в ВУЗах и даже в общеобразовательных школах, то-есть в каждом коллективе советского общества непременно и обязательно был «партийный комитет», который «нёс в массы руководящее и мобилизующее слово родной коммунистической партии».
Вы, Уважаемый читатель, может быть, уже устали читать этот эпизод о «руководящей роли родной коммунистической партии». А граждане Советского Союза на работе и дома, посредством радио и телевидения, газет и журналов, почти физимчески ощущали это ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ ДАВЛЕНИЕ.
Моральная и физическая усталость от угнетающего идеологического давления партии, нередко далеко НЕБЕССПОРНОГО, но не приемлющего никаких возражений, иного мнения и требующего беспрекословного подчинения и ИСПОЛНЕНИЯ, будила у многих стихийный протест не только в среде беспартийных и рядовых членов партии; но и среди «комитетчиков» – отдельных членов «комитетов коммунистической партии» всех уровней, в том числе и в областных, и в республиканских комитетах коммунистической партии союзных республик.
Конечно, «угнетающее идеологическое давление коммунистической партии» не только не способствовало повышению её авторитета в народных массах, но и подрывало доверие к ней, её «руководящей и направляющей роли».
Доверие народа к партии, способное решить стоящие перед страной, её многонациональным населением задачи, стремительно падало.
А усугубляющееся экономическое положение в стране породило в народных массах глубокие сомнения в компетенции партии в вопросах экономики, в её способности управлять, так называемым, «народным хозяйством».
«Освоение целинных и залежных земель» в южных районах Западносибирской равнины и Степном районе северного Казахстана, начавшееся весной 1954 года, потребовало переброски в районы освоения не только значительных масс людей, преимущественно молодых, зачастую не имевших даже элементарных знаний и практики ведения сельскохозяйственных работ; но и огромной массы сельскохозяйственной техники из центральных и западных районов России, Белоруссии, Украины, Поволжья, Краснодарского и Ставропольского краёв.
Распаханные земли степных районов в условиях засушливого лета и выветривания под воздействием ветров, называвшихся «суховеями», не давали нужных урожаев зерновых культур.
Резко снизились сборы урожая и в традиционных сельскохозяйственных районах Кубани, Поволжья и Украины, оставшихся без посевной и уборочной сельскохозяйственной техники, вывезенной в районы освоения «целинных и залежных земель».
Очередная «НАПАСТЬ» обрушилась на сельское хозяйство Советского Союза в начале шестого десятилетия предыдущего столетия, после десятидневного пребывания Первого секретаря ЦК КПСС Никиты Сергеевича Хрущёва в США.
Восхищённый успехами кукурузосеяния в США Первый секретарь ЦК КПСС и Коммунистическая партия (Компартия) занялись кукурузосеянием вместо традиционного для России производства пшеницы, гречихи, овса, ячменя и других традиционных зерновых культур, вероятно, даже не придав значения тому, что основные кукурузные районы в США находились в полосе широт 30 – 45 градусов северной широты, а в СССР – в полосе широт 45 – 60 градусов северной широты; в полосе широт, с более суровым климатом и избыточными осадками.
В результате, впервые в своей многовековой истории, страна осталась и без зерна пшеницы и гречки, и без кукурузы, то-есть – и без хлеба, не только без многочисленных хлебобулочных изделий.
Некоторые из представителей взрослого населения, вероятно, ещё помнят, что в 1963 году в хлебных магазинах не всегда был даже чёрный хлеб.
И впервые в истории России и СССР Советский Союз был вынужден закупать хлебное зерно в Австралии и в Канаде и завозить его даже в танкерах, потому что для завоза необходимого объёма пшеничного зерна имевшегося в СССР тоннажа сухогрузных судов было недостаточно.
Поэтому танкерами везли за границу бензин, дизельное топливо, нефть и даже мазут, а после их выгрузки (слива), ёмкости танков мыли, пропаривали и грузили в них закупленное зерно.
Таким же образом народ дружественной Кубы, перед которой у Советского Союза были обязательства по поставкам продовольствия, спасли от голодной смерти.
Такой же уровень компетентности Коммунистическая партия обнаруживала и при управлении другими областями сельскохозяйственного производства и отраслями промышленного производства.
В течение нескольких лет, после провозглашения в мае (25) 1985 года «антиалкогольной компании», вырубили виноградники в Крыму и Молдавии, в Краснодарском и Ставропольском краях.
Уже в 1988 году в Москве полки прилавки большинства продовольственных и промтоварных магазинов были пусты. Появились очереди за мясом и молоком. Собственно приобретение мяса даже в Москве практически всегда было проблемой.
Исчезла с полок московских магазинов одежда и обувь. Стали возникать стихийные людские бунты: винные, водочные, пивные.
В 1990 году и в последующие годы по долгу службы пришлось побывать в Арсеньеве и Владивостоке, в Кронштадте, Мурманске, Питере, Севастополе и Североморске.
Во Владивостоке и в Мурманске в свободном доступе были только рыбные продукты, а также – мёд в Арсеньеве и Владивостоке.
Лучшим было положение с продовольственными и промышленными товарами в закрытом Североморске, в котором свободно можно было купить даже индийский чай в металлических банках, любую одежду и обувь; но только лишь до октября 1990 года.
Вернувшись после летних отпусков из поездки на юг, к Чёрному морю, и, вероятно, напуганные увиденным, североморцы буквально «смели» всё с полок и прилавков своих магазинов.
И потому неудивительно и вполне ожидаемо, что в союзных республиках в среде студентов и трудовых коллективов всё настойчивей вызревало убеждение, что возникающие проблемы проще будет решать, если решения будут принимать сами республики.
Эти настроения студентов, отдельных представителей и групп населения союзных республик, вне всякого сомнения, пришлись «по душе» большинству лидеров и руководителям союзных республик в лице первых секретарей республиканских комитетов Коммунистической партии, Председателей Верховных Советов союзных республик и Председателей Советов министров союзных республик, многие из которых давно вынашивали мечты о единоличном управлении республиками.
Только почти животный страх перед ЦЕНТРОМ: Центральным комитетом Коммунистической партии (ЦК КПСС), Комитетом Государственной безопасности (КГБ) удерживал практически всех от опрометчивого шага.
Нужен был прецедент. Должен быть кто-то первым. Первыми стали лидеры прибалтийских республик: Латвии, Литвы и Эстонии.