Вы здесь

История России глазами современника. Часть 1. Былое… Или кто и как создавал и разваливал Советский Союз. ПРАВО ПРЕДПРИЯТИЙ на СВОБОДУ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Владимир Петренко)

ПРАВО ПРЕДПРИЯТИЙ на СВОБОДУ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Экономическая свобода предприятий заключается в предоставлении им возможности действовать в интересах своих работников, собственников-акционеров и государства и в соответствии с рыночной конъюнктурой, самостоятельно определять объёмы и структуру производства, объёмы продаж, цену на свою продукцию, выбирать партнёров.

Практически уже с самого начала осуществления программы предприятия получают возможность поменять владельца; либо путём приватизации (главным образом для мелких предприятий и средних), либо преобразованием в акционерные общества (преимущественно для средних и крупных)…

В целях поддержания экономической стабильности сложившиеся хозяйственные связи будут, очевидно, заморожены до июля 1991 года.

Однако вслед за этим предприятия получат право самостоятельно определять номенклатуру и объём производства, потребителей и поставщиков, организовывать свободный сбыт продукции по всей стране.

Предприятия выйдут из системы отраслевых монополий, и должны будут налаживать горизонтальные связи со своими партнёрами, приобретать на оптовом рынке материальные ресурсы… объекты незавершенного строительства… свободно реализовывать излишки оборудования, материальных ресурсов и иного имущества, сдавать в аренду свои основные фонды.

Будет предоставлено право непосредственного участия во внешнеэкономической деятельности. Предприятия смогут покупать и продавать валюту на внутреннем валютном рынке.

Обретая новые права, расширяя сферу своей экономической свободы, предприятия должны учитывать, что программа предполагает для них жёсткие ограничения; повышен6ие платы за кредиты, сокращение до нуля дотаций из бюджета, резкое сокращение государственных капитальных вложений, сокращение государственных закупок, иностранная конкуренция.


ПРАВА РЕСПУБЛИК на ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ


Эти права обеспечиваются в соответствии с программой на основе Договора об экономическом суверенных государств и ряда соглашений, его дополняющих.

Предполагается также заключение соглашений о межреспубликанских поставках о поставках для общесоюзных нужд…

Программа исходит из уважения к принятым республиками декларациям о суверенитете. Программа учитывает стремительный рост национального самосознания.

Реализуя свои права на экономический суверенитет, народы получат возможность самостоятельно распоряжаться национальными богатствами своих республик…

Республиканские правительства теперь несут ответственность за развитие своих территорий…

В республиках будут определяться уровень основных налогов, формы и способы приватизации, регулироваться цены на большинство товаров.

Каждая республика сама найдёт пути к земельной и жилищной реформе. Их правительства выработают свою систему социальных гарантий, самостоятельно сформируют республиканские бюджеты.

Союзу передаются средства на финансирование только тех программ, в которых народы республик действительно заинтересованы.

Республики должны определить меру своей самостоятельности в управлении экономикой и взять на себя распоряжение соответствующими видами государственной собственности…

Многие виды имущества по договорённости всех республик должны остаться в общесоюзной собственности.

Экономическая инте7грация необходима, но она должна строиться не на унитаризме и диктате центра, а на добровольности, взаимовыгодности и равноправном партнёрстве.

Вступая в экономический союз, суверенные республики договариваются об общих принципах экономической политики, о развитии единого рынка и согласованном проведении реформы.

Органы управления союзом формируются на основе паритетного представительства республик.

Участие в экономическом союзе должно быть выгодным для суверенных республик, поэтому следует предусмотреть (в Союзном договоре) добровольность вступления и право свободного выхода из союза…

Вместе с тем, член экономического союза должен взять на себя определённые обязательства, согласованные всеми его участниками.

При отказе от выполнения этих обязательств, но при желании участвовать в некоторых социально-экономических программах союза, республика получает статус ассоциированного участника (наблюдателя), что сужает его права в рамках союза.