4. Общественные отношения в Древней Руси
Древняя Русь была феодальным государством. Верховным правителем был великий князь в Киеве, ему подчинялись «светлые князья» (главы племенных союзов) и князья отдельных племён. Князь всё делал вместе со своей дружиной. Дружина — это постоянное войско князя и его ближайшее окружение. Дружина делилась на старшую и младшую. Старшую дружину составляли «бояре» и «мужи» – свободные и даже знатные княжеские слуги. Из старшей дружины князь составлял «думу» – совет по всем государственным делам. Из дружинников князь назначал наместников, судей и других чиновников. Бояре служили по свободному договору и могли уйти на службу к другому князю. Каждый боярин имел собственную дружину и владел вотчинами (сёлами и деревнями с крестьянами). Младшую дружину составляли несвободные и полусвободные воины и работники. Сила князей зависела от численности их дружины и поэтому они очень заботились о дружинниках и старались их хорошо обеспечить.
Дружину необходимо было кормить, одевать и вооружать. В начальный период существования Киевской Руси это делалось через сбор дани с жителей страны. Дань или полюдье, собирали сам князь и его дружина. Дань собирали в натуральном виде из-за почти полного отсутствия денег.
Князь с дружиной собирал дань всю зиму. Они потребляли на месте часть собранной дани. Весной часть полюдья на лодках отправляли в Киев, а из Киева по Днепру и Чёрному морю в Византию. В Византии «гости» (купцы) продавали русские товары, а в обмен покупали товары для знати и везли деньги на Русь. Византия была огромным государством – империей. Во главе Византийской империи стоял император. Византия имела большую армию и флот, вела постоянные войны с соседями, в том числе со славянами. В Византии были хорошо развиты земледелие, скотоводство, ремесло и торговля. Византийцы достигли больших успехов в развитии культуры – литературы, архитектуры, живописи. Киевская Русь очень рано установила постоянные торговые, дипломатические и культурные отношения с Византией. Эти отношения помогли более быстрому развитию древнерусского общества.
С развитием земледелия и ремесла сбор «дани» и её сбыт стали основными видами доходов русского боярства, оно всё меньше хотело воевать. Святослав был последним, кто совершал далёкие походы за добычей. Его сын Владимир не совершал военных походов на Византию для захвата добычи и заключения выгодных торговых договоров. Он правил в Киеве с 980 по 1015 годы. Владимир создал сильную оборонительную линию южнее Киева против печенегов. В новых крепостях на южной границе несли службу дружинники (воины) из всех славянских племён. Владимир ввёл первые судебные наказания и во время его правления была создана первая летопись.
Славяне сжигали умерших и насыпали над кострами землю – курганы. Самые большие курганы делали над могилами князей. В могилы клали вещи, оружие, пищу. У восточных славян был культ предков. Предок, который давно умер, считался богом и покровителем своих потомков. Его называли род и приносили ему жертвы. Священным считался домашний очаг (печь). Славяне отмечали праздниками наступление весны, середину зимы и другие природные явления.
Главными богами славян являлись боги солнца, скота, огня, грозы и богиня земли. У славян не было храмов и жрецов. Славяне ставили идолов (изображения богов) и приносили им жертвы – баранов и быков, иногда людей. Священными считались рощи, реки, озёра.
В христианстве почитается только один бог. Христианство не делит людей по родам, племенам и народам. По христианским представлениям в мире и в человеке идёт непримиримая борьба бога и дьявола, добра и зла. Человек должен сам делать выбор между двумя мировыми силами – добром и злом. Таким образом, человек начинает выделять себя среди других людей, начинает ощущать свою индивидуальность, личность. Такое большое изменение во взглядах человека на мир, общество и самого себя происходят тогда, когда разрушается первобытный коллектив и формируется новое общество, живущее по новым законам.
Первые христиане появились в Киеве в IX в. В X в. в Киеве уже была церковь. Княгиня Ольга была христианкой. Но Русь оставалась языческим государством, а это мешало развивать отношения с европейскими христианскими странами. Языческие верования мешали преодолению разобщённости между родами и племенами при становлении государства. Князь Владимир хотел сделать единую государственную религию языческой, но это оказалось невозможным.
Христианство как государственную религию ввёл в Древнерусском государстве князь Владимир в 988 г. Он разрушил всех идолов в Киеве, сам принял христианство и крестил народ. Христианство стало господствующей религией на Руси, оно поддерживало власть князя как угодную воле бога.
На Руси была создана христианская церковь – объединение священников и верующих во Христа. Во главе церкви стоял русский митрополит, который жил в Киеве и которого назначал константинопольский патриарх. Константинополь – это столица Византии. Христианство пришло на Русь из Византии. Русская церковь делилась на округа, во главе которых стояли епископы, которых назначал митрополит и которые ему подчинялись. Появились монастыри, в которых жили монахи – люди, которые посвящали свою жизнь служению богу.
Введение христианства на Руси помогло развитию культуры: появились письменность на славянском языке, религиозные книги, а также книги по истории, географии и другим наукам. На Руси начали строить каменные здания – церкви и монастыри. В церквях были иконы, украшения. На Руси появились новые законы и новые суды, церковь помогала тем, кто не мог себя кормить сам, осуждала рабство. Всё это вело к смягчению нравов на Руси.