Иконы времени
1 Сигизмундов план
2. Царь и боярская Дума
3
4
5
6
7
8
9
10. План православного храма
11. План деревенской избы
1. Сигизмундов план, 1610 год, до разрушений 1612 г. Север здесь – справа. В излучине реки Неглинки (тогда в ней можно было ловить замечательную рыбу) – Кремль.
Интересно, что расположены башни и стены Кремля ныне не совсем так, как изображены на карте, хотя архитектурный комплекс сформирован уже при Иване Грозном и его отце, государе всея Руси, Василии Третьем.
2. Данная картина, как чувствуется, передает атмосферу царствования московских государей, до эпохи Петра Первого.
3. Освобождение Москвы от иностранных захватчиков, 1612 г: художественная реконструкция, вполне пригодная для настройки путешествий во Времени.
4. Патриарх Гермоген, икона, достаточно достоверно отражающая не только внешний облик пастыря, но и сам настрой времени.
5. Красная площадь. Сравнение с современным временем. Пособие для путешественников по Четырехмерному Миру. Вид на Главный Универсальный Магазин (ГУМ), построенный в 1896 году на месте обветшавших торговых рядов.
Есть такая книга, фантастика; «Страна затерянных душ», американского писателя Нила Шустермана. В некоем потустороннем мире современные здания совмещаются со значимыми, в духовном плане, сооружениями прошлых эпох. Пожалуй, подобное соединение прошлого и настоящего рождает своеобразный объем бытия, дает новый смысл существованию, открывает необычные перспективы жизни, открывает душе новые источники психической энергии.
Сделать хотя бы небольшой шаг к этим открытиям, привлечь деятельных читателей к движению глубинного постижения Истории, как самой Вечной Жизни – вот одна из важных задач «Истории почти Всего».
6. Красная площадь, участок возле храма Василия Блаженного. Сам храм состоит из девяти отдельных церквей, соответственно, со своими святыми престолами. Построен он в 1555—1561 годах, по распоряжению царя Ивана Грозного. Обиходное, самое известное свое название Покровский (Троицкий) собор получает по имени юродивого и святого, Василия Блаженного (Нагого), упокоенного здесь же.
Вплоть до 1813 года, у Покровского собора, вдоль кремлевской стены (там, где сейчас расположен Мавзолей) тянется оборонительный ров, заполненный водой из реки Неглинка. За кремлевской стеной, на фотографии конца девятнадцатого века видны купола, снесенного в 1932 году Чудова монастыря. Позже там располагается административный 14-й корпус Кремля. В 2014 году Президент России, глядя на ремонтирующееся здание (уже затрачено 8 миллиардов бюджетных рублей, или 250 млн. долларов США по курсу) роняет фразу о том, что неплохо бы, в принципе, восстановить монастырский комплекс в его прежнем виде. Как следствие, 14-й корпус (также наработавший определенное историческое значение) разрушается «с видом на дальнейшую возможную застройку территории». Ныне, т.е., к началу 2018 года на месте двух этих существенных сооружений располагается обычный газон.
7. Улица Никольская, в начале двадцатого века, и сейчас. Направление на Лубянскую площадь (здание органов госбезопасности, ВЧК-НКВД-КГБ-ФСБ, а также и Центральный универмаг «Детский Мир»).
8. Улица Никольская. Вид на Никольские (ныне закрытые) ворота Кремля, к которым, до появления Красной площади, в конце 15 века, магистраль вела напрямую.
9. Пречистенская набережная. Метро «Кропоткинская», вниз, вдоль храма Христа Спасителя, и направо. По дороге виден «Дом на набережной», он же и «Дом Правительства», 1931 года постройки, известный, прежде всего, большим числом репрессированных жильцов – крупных государственных деятелей.
На фотографии, как вы здесь видите, Москва, Кремль, мост практически неузнаваемы – хотя это именно то место, где сделал снимок неизвестный нам фотограф. Исчезает каменная лестница, возвышение, солидный фонарь, меняются, будто, масштабы улиц и зданий. Что это – обман зрения, свойство оптики фотографических аппаратов, или действительное аномальное свойство пространства и времени.
Вообще же, создается ощущение того, что Москва начала двадцатого века отличается от нынешней столицы так же, как румяная, бойкая, любящая наряды и развлечения девушка от некоей бледной, не понимающей, чего она сама желает, меланхоличной дамы.
10. Православный храм.
1) Престол (алтарь, от лат. аltarium, «высокий», навершие жертвенника). Название распространено в православной традиции. Изначально (в дохристианскую эру) алтарь сооружается из земли, глины, камней (по возможности, цельной каменной глыбы) в местах, где наиболее ярко произошло взаимодействие с высшей силой – у ручья, на поляне, в роще, на вершине горы. В Древней Греции алтарь (мощное каменное основание) по существу, является и самим храмом. Престол Восточной церкви примерно равен алтарю церкви Западной.
Православный престол являет собой стол квадратной формы, место таинственного присутствия Бога. Здесь располагаются священные реликвии. (1) – антиминс, платок, со знаком креста, с вшитыми в него частицами мощей какого-либо великомученика, а также и подписью архиерея епархии, к которой относится храм. Антиминс является своего рода документом, разрешающим совершение литургии. При совершении богослужения антиминс разворачивается, на него ставятся потир и дискос – сосуды для вина и хлеба, необходимые для причащения. Прикасаться к платку могут только священнослужители в полном служебном облачении, либо (во время вне богослужения) с одетой лентой епитрахиль (греч. επιτραχήλιον – то, что вокруг шеи). В определенных случаях, благодаря своей силе, антиминс может заменять собой и сам престол.
(2) Евангелие (Новый Завет).
(3) Один, или, чаще два, напрестольных креста. Кресты применяются при совершении литургии, на благословение молящихся на выход из храма по окончании богослужения, освящении воды на Богоявление, и особенно торжественных молебнах.
(4) Дарохранительница (кивот). Священный сосуд, шкатулка, где хранятся святые Дары – Тело и Кровь Христовы, используемые для причащения (Евхаристии, от др. греч. εὐ-χᾰριστία – благодарение, честь, признательность). Тело – круглый, несколько раздвоенный, в знак божественной и человеческой природы Иисуса Христа, напоминающий печать кусочек хлеба, просфора (προσφορά – «приношение»), приготовляется из пшеничной муки, с добавлением дрожжей, на воде и соли. Вино – в православии обычно красное, сладкое (кагор). В латинском обряде литургический хлеб называется опресноком, гостией (лат. hostia – «жертва»), либо облаткой (лат. oblatio – приношение, предложение, дар), он выпекается исключительно из смешанной с водой муки, и напоминает тонкую монету. Вино, как правило – белое.
Освященный, действующий храм, в идеале – место, где снимается противоречие между духовным и материальным, небо спускается на землю, Бог воплощается в мире. Можно добавить и то что уходит различие временного и трансендентного, вечного, человек может ощутить бесконечность на вкус, так, что оно ему начинает нравиться.
Таинства Евхаристии состоят из а) проскомидии (греч. «подношение»), когда священник, после чтения молитв о ниспослании Святого Духа, в присутствии многих верующих, но и при закрытых Царских Вратах приготовляет на Престоле Кровь и Тело. Вино смешивается с водой и вливается в потир. Просфоры надрезаются специальным копием – ритуальным обоюдоострым ножом с треугольным лезвием. б) Литургии оглашенных (наставляемых в вере, а также кающихся и отлученных от причастия). В великой ектении (греч. «протяженное моление») возносятся (сначала) глобальные, затем меньшие, общецерковные и общественные, затем и личные прошения. в) Литургии верных (присутствуют только лица, принявшие крещение). Приготовленные Святые Дары торжественно переносятся с жертвенника на престол через Северные врата: перед иконостасом, верующими. После того Царские Врата закрываются, задергивается алтарная завеса. Оставшиеся одни священники читают евхаристическую молитву анафора, по окончании которой происходит Возношение (поднимание вверх) Святых Даров. В этот момент, таинственным образом, вино и хлеб претворяются в Кровь и Тело Христовы.
Священники причащаются, затем причащают Святых Христовых Тайн и мирян.
В римском обряде Евхаристическая Литургия называется Месса (возможно, от римского missio – миссия, послание). Принципиальных различий нет. Служба проводится на латыни.
2) Жертвенник. Четырехугольный стол, укрытый в такие же «одежды», что и престол, слева от горнего места (северная часть храма). Место расположения священных сосудов, а также хлеба и вина – даров христиан, пригодных для совершения евхаристии. В перерывах между богослужениями закрывается пеленой.
Горнее место – часть православного храма напротив престола, у центральной части восточной стены. В небольшой нише, на некотором возвышении устроена кафедра (трон, Горний престол) для архиерея. Трон окружают полукругом сиденья (синтрон) священников меньшего ранга. В некоторых приходских храмах горнее место обозначено лишь лампадой, либо же высоким подсвечником со свечами.
3) Алтарь. Пространство между полукруглой (восточной) стеной – апсидой и иконостасом.
4) Пономарская (северная), она же иногда «райская», из-за обычных сюжетов росписи, дверь в иконостасе.
5) Ризница (ризохранилище, диаконник). Место в алтаре, несколько шкафов, либо отдельное помещение для хранения богослужебного одеяния священников и церковной утвари.
В ризницу ведут южные, иначе, диаконные двери иконостаса.
Духовное лицо, отвечающее за ризницу – ризничий. В католических храмах ризница называется также сакристия (лат. sacrum – священная утварь). Месса начинается с торжественного выхода священнослужителей из сакристии. Здесь же можно приватно переговорить с духовным лицом.
Пономарь – др. греч. παραμοναριος – «привратник», он же алтарник, дьячок, служитель православной церкви, обязанный звонить в колокола, петь на клиросе (возвышения по бокам солеи), следить за порядком, прислуживать при богослужении.
Дьякон – от др. греч. διάκονος – служитель, лицо, проходящее служение на первой, низшей степени священства. Ниже его в церковной иерархии лишь подьячий, иподиакон – клирик (исто верующий, но не рукоположенный в сан прихожанин). Дьякон не вправе самостоятельно совершать таинства. Обращение к дьякону в торжественных случаях, обычное, но не зарегистрированное в церковном протоколе РПЦ: «Ваше благовестие», «Ваше громогласие», или «Ваше боголюбие».
6) Иконостас. В православии – алтарная перегородка, состоящая из рядов икон, отделяющая храм (прихожан) от алтаря, соответственно, священников, и ритуала священнодействия. В западной традиции столь четкого отделения народа от иерархов не существует.
7) Клирос (от др. греч. κλῆρος – получение места или земли по жребию). Возвышение, иногда частично огражденное, для певцов или чтецов. Иногда «клиросом» называется и сам хор певчих.
8) Солея (от лат. solum – ровное место, основание). Возвышение пола перед алтарной преградой или иконостасом. В передней части солеи расположен амвон (др. греч. ἄμβωνος – «выступ, возвышение») с кафедрой (др. греч. καθέδρα кресло, трон), символом власти епископа, или же, в католических и протестантских храмах – пюпитром, для удобства чтения священных текстов.
9) Средняя часть храма. Место для прихожан. В ортодоксальных (православных) храмах служба принимается стоя, в римско-католических и протестантских – сидя на скамьях (иногда, по знаку священника, поднимаясь).
10) Притвор (от лат. praetorium, место для палатки претора, позже – центральная площадь города). Проходная часть храма, прихожая. В до-никонианской православной церкви притвор обычно весьма вместителен, рассчитан на совместную трапезу, сбор народа во время каких-либо чрезвычайных происшествий, обогрев странников в холодное время года (суток), и т. п.
11) Свечной ящик, буквально – церковная лавка. Теоретически, торговля здесь не происходит, а принимаются пожертвования на храм. В теории же, в случае крайней нужды, можно попросить свечу бесплатно. Практически, (ныне) торговля различными товарами (вино, свечи, книги), включая и вполне светские календари, картины ведется в средней части храма.
12) Паперть (от лат. atrium, ater – «закопчённый», «чёрный», помещение, почерневшее от копоти, либо от лат. pauper – «бедный») – непокрытая кровлей площадка перед внутренним притвором храма, на которой в первые века христианства стояли плачущие и кающиеся. Первое храмовое возвышение. Обычно в середине паперти устраивался бассейн, в котором верующие умывали руки и лицо, прежде, чем войти в церковь. Обычное место для нищих, просящих подаяние у прихожан.
11. Стандартная крестьянская изба (от слова «истба» – «истопка»). Обычный «метраж» – 25 квадратных метров, при отсутствии четко выраженных комнат («студия»), рассчитан на проживание семи или восьми человек.
В до-христианскую эпоху перед строительством жилища мастера должны принести в жертву какое-либо животное, лучше всего – коня; которое таким образом, передает сооружению свою разумную, совершенную форму. Отголосок поверья – укрепление на крыше избы деревянной конской головы.
1) Печь с лежанкой (полатями). Основание 2×1,5 м., высота около 1,5 м. До начала 18 века дым выбирается через двери и оконца в стенах («по-черному», в т.н. «курной избе»), после по деревянному коробу, …трубе из огнеупорного кирпича. В теле печи имеются многочисленные выемки (печурки, горнушки) для приготовления пищи или же сушки одежды. Здесь же расположены бадья с водой и полотенце, для умывания. На полати можно забраться по двум или трем высоким ступеням – приступкам. Варят, жарят кушанья, выпекают хлеб в устье печи, перед горящим топливом, или же несколько дальше, в топке (горниле) растапливаемой или остывающей печи. Растапливается печь обычно один раз в день, утром, тогда же приготовляется еда: часть которой хранится теплой (томится) до обеда и ужина в выемках. По распространенному поверью, пространство под печью, или же за нею – законное место обитания домового.
2) Печной (бабий угол, он же куть, теплюшка, солныш). Располагается между устьем печи и противоположной стеной. Иногда он может называться и чулан, хотя обычно это помещение в сенях, для хранения каких-либо вещей, либо и сна в теплые дни. Огораживается занавеской либо дощатой, не доходящей до потолка, перегородкой. Владение женщин и, прежде всего, старшей (по возрасту) из них в доме.
3) Судная лавка. Месторасположение домашней утвари и заготовок для приготовления пищи. Предметы обихода, инструменты, и т. п. располагаются также и на полках, проходящих по всему внутреннему периметру избы (кроме Красного угла)
4) Святой (красный, передний, кутный) угол. Расположен по диагонали от печи, обычно на восточной стороне избы В таком варианте дверь, сени и подклеть располагаются слева (остальное почти ничего не меняется). Аналог церковного алтаря в жилом помещении. Помимо икон (божниц) на полках Красного угла располагаются: сосуд с освященной водой, свечами, веточками пасхальной вербы. В верхнем ряду стоят, отгороженные занавесками от скамеек, иконы Спасителя (центр), слева от зрителя – Богородицы, справа – обычно, Николая Угодника. Древневеры ограждают лики икон от посторонних глаз белыми полотнищами, т.н. благовестками. Состав остальных божниц (персональные иконы) подбирается по усмотрению членов семьи. Посторонние войти в Красный угол, в норме общепринятого поведения, вольны лишь по особому приглашению хозяев.
5) Коник. Широкая лавка, являющаяся также сундуком с откидной плоской крышкой. Отгораживается от входной двери вертикальной доской-спинкой, как правило, выполненной в виде конской головы. Для женщины сидение на конике (мужское место), кроме неких особых случаев, считается неприличным. Почетное место гостей-мужчин.
6) Обеденный стол. Считается «дланью Бога», подающей пищу, располагается в Красном углу. Мужчина-хозяин восседает под образами, старший сын по правую сторону, следующий по левую, и т. д. За исключением особых случаев, еда подается в общей (обычно – деревянной) чаше. Прием пищи проходит в глубокой тишине. На праздники массивный стол (обладающий способностью скользить на полозьях) выставляется в середину избы. В присутствии значительного числа гостей женщины пируют отдельно, в своем солныше.
7) Долгая лавка. Длинная лавка, идущая от Красного угла вдоль всего фасада. По большому счету, считается женским местом, преназначенным для прядения ткани, вышивания, и т. п.
8) Кутний угол. Место расположения бадьи с питьевой водой или квасом.
9) Примост. Деревянный настил для сна. Обычно дополняется вторым ярусом – полатями, по существу, являющимися продолжением полатей печных. Как правило, обиталище детей и холостой молодежи. Кровать ниже предназначается для владельцев жилища – мужа и жены, их родителей, либо (в холодное время года, когда уже нельзя ночевать в сенях или клети) молодых пар. Считается обычным спать и на соломенных тюфяках, возле двери или печи, без какого-либо настила. В летнюю пору отдохнуть можно и на завалинке – приваленной к стенам избы для вящей крепости и теплосбережения, покрытой травой груде земли.
10) Сундук.
11) Сени. Тамбур, холодная кладовая, гостевая комната в теплый период. Объединенные короткими или длинными сенями жилые помещения, хозяйственные постройки, амбары, и т.д., образуют собой пресловутые хоромы.
12) Клеть. Кладовая, летнее жилище, спальня. Поклеть – подпол, погреб, охватывает обычно пространство и под всем домом.
Над клетью может быть устроена горница – неотапливаемое жилое помещение с большими окнами на все стороны, признак богатого дома. Иногда здесь может располагаться печь, округлая или четырехугольная, с изразцами, по образцу голландской. Подобна горнице светлица – но в ней определенно нет печи, хотя бы топочной ее части. Обогрев (в малой степени) производится печным боком, или оштукатуренным дымоходом.
Горницы и светлицы предназначены для выполнения женского рукоделия, других работ, хранения чего-либо, а также, вероятно, и мечтаний незамужних девушек, о чем-то таком неопределенно-хорошем.
…В Нижнем Новгороде собирается Второе ополчение. Формирование его сил изначально основывается на союзе представителя дворянства – глубокомысленного князя Пожарского и крестьянства – хозяйственного земского старосты Минина. Из добровольных пожертвований создается казна, которой неплохо, без задержек, оплачивается помощь опытных служилых людей. У стен Москвы численность войска достигает десяти тысяч человек – примерно в десять раз меньше Первого ополчения; при этом, оно несравненно лучше организовано и внутренне согласовано. В начале сентября 1612 года, после низложения Лжедмитрия Третьего удается отбить обоз с продовольствием для осаждаемых, освободить большую часть Москвы и, в октябре – занять Китай-город. Остается Кремль, в стенах которого поляки и русские боярские семьи уже повсеместно занимаются каннибализмом. Поставив свой полк у его стен, Пожарский защищает бояр и один из двух крупных польских отрядов. Второе формирование польско-литовского гарнизона попадает в стан казаков Трубецкого, и полностью теми истребляется. Войска Минина и Пожарского входят в Кремль 6 ноября 1612 года, у Лобного места совершается торжественный молебен в честь их победы. Новая польская армия, находящаяся на полпути к Москве, после того, как до Сигизмунда и Владислава доходят вести об этих событиях, останавливается под Волоколамском.
В январе 1613 года созывается всесословное собрание, включая крестьян, Земской собор, цель которого – избрание нового царя и династии. В числе претендентов Пожарский, Трубецкой, шведский Карл Филипп, Владислав, а также Иван, сын Марии Мнишек. Судьба этого ребенка складывается печально; в 1615 году из Астрахани его переправляют в столицу, где и казнят вместе с атаманом Иваном Заруцким.