Вы здесь

История Древнего мира. Ответы на экзаменационные билеты. Возникновение закона (Г. А. Бабаев, 2009)

Возникновение закона

Во всех древних цивилизациях были созданы письменные своды законов.

Это было большим шагом вперед по сравнению с первобытным обществом, где действовал обычай. Закон сам по себе вырос из обычного права, когда закрепился в представлениях членов одной общности. Он распространился во времени и стал моральной нормой. Понятия «закон» и «справедливость» отождествлялись, а задачи законодателей соответствовали, казалось бы, высшим проявлениям гуманизма.

В древнейших цивилизациях существовала разница в наказаниях в зависимости от социального положения преступника.

Преступник – это «преступивший черту», отделяющую его от мира людей, живущих по общепринятому закону. И тем не менее наказания разным преступникам полагались различные.

Так, знатное лицо отделывалось незначительным денежным штрафом или религиозным покаянием. А обычный общинник иной раз рисковал не только частью имущества, а то иногда и всем своим имуществом, иной раз – собственной жизнью.

Иногда общинника за пустяковую провинность подвергали тяжкому наказанию и объявляли жертвой гнева богов.

В античной истории были примеры, какой несчастной была жизнь изгнанника.

Государство стояло на стороне интересов высших слоев общества: самые жестокие наказания ждали тех, кто выступал против власти, укрывал беглых рабов и т. д.

Неравноправие, царившее в обществе, распространялось и на семью. Все имущество находилось в распоряжении главы семьи, которому принадлежало право организовать хозяйственную деятельность в своей семье, наказывать других членов семьи. Иногда за тягчайшие провинности глава патриархальной семьи мог продать кого-либо из членов семейства в рабство.

Деспотическое устройство патриархальной семьи иллюстрируется тем, что по закону можно было продавать в рабство детей – за неуплату долгов. Женщина обычно занимала в семье весьма унизительное положение.

Исключение составляли архаические общества, где сохранились значительные пережитки матриархата. Там женщина сохраняла независимость и распоряжалась собственным имуществом.

Дети оставались в роде матери, а отца-чужеродца за тяжелую провинность могли подвергнуть жесткому наказанию по всем правилам кровной мести. Закон оберегал частную собственность и сурово карал за кражу или порчу чужого имущества. Защищались права наследования. Даже рабы при всей тяжести их положения имели определенные права. Права личности лучше всего защищались в законах царя Хаммурапи.

Срок долгового рабства ограничивался тремя годами, дети рабынь, усыновленные своим свободным отцом, тоже становились свободными и могли наследовать имущество.

Сурово наказывались клеветники и лжесвидетели. Это означает, что функции государства заключались не только в подавлении и угнетении, – они были гораздо шире и сложнее.

Создавая законы, государство обеспечивало все слои населения, хотя и не в равной мере, определенными гарантиями.

Законы упорядочивали отношения между людьми, возлагали на них ответственность за свои проступки, внушали, что у них есть права, реализацию которых можно требовать.

С дальнейшим ходом исторического развития некоторые права свободных общинников становились формальными, в то время как за представителями знатных родов закреплялись личные привилегии, получившие сакральное обоснование.