Социальная структура общества
В Египте существовал довольно развитый центральный бюрократический аппарат и отработанная система силового принуждения.
Процесс социального расслоения можно зафиксировать по археологическим раскопкам.
Богатейшую пищу для ума предоставляет сравнительный анализ захоронений представителей различных социальных слоев. Различия в размерах могил позволяют предполагать, что в общинах ощущалось имущественное неравенство и что в них выделились вожди, погребавшиеся с особой пышностью. Примечательно, что основным критерием богатства той или иной знатной персоны стала численность скота. Даже титул «вождь» стал изображаться пиктограммой пастуха. При раскопках таких могил, в большинстве своем разграбленных, обнаружены рукоятки ножей из слоновой кости, нередко с золотой обкладкой, тонкие ткани с художественной росписью. Богатым общинникам и знати противостоят рядовые члены земледельческих общин. Излишки получаемых продуктов все чаще оказываются в руках знати, влиятельных общинников и служителей зарождающегося культа. В список служителей культа попадали как родовые шаманы, которые практиковали магические процедуры, чем и повышали свой авторитет. Кроме них, появились служители новых культов, например представители солнцепоклонников.
В этот период возникает институт рабства. Скорее всего рабы появились в результате военных столкновений между племенами и родами. Но в условиях первобытного строя, низкого уровня производительных сил было невыгодно брать людей в плен, т. к. это лишь увеличивало число едоков.
Создание продуктивного земледелия, дающего большие урожаи, необходимость в дополнительной рабочей силе повысили ценность человеческого труда и дали возможность использовать труд пленников, которых вместо того чтобы уничтожать, теперь оставляли в живых. Вообще, пленных стали называть выразительным «убитый – живой». Но это был не единственный источник рабства.
Другим источником дешевой рабской силы стало так называемое долговое рабство: в этом случае рабами становились свободные общинники. В данном случае инструментом обращения человека в рабство была кабала.
В середине IV тысячелетия до н. э. в Египте наметились контуры трех основных прослоек древнеегипетского общества: господствующий слой, куда входили потомки родоплеменной знати, жречество, зажиточные общинники; члены земледельческих общин, основные производители материальных благ древнеегипетского общества; прослойка рабов, которая постоянно увеличивалась.
Наиболее многочисленной была вторая прослойка, т. е. члены земледельческих общин, все более теряющая родовой характер превращающихся в территориальные или соседские общины. Именно возникновение социальной общины означало начало становления ранней рабовладельческой монархии.
Образование социальных прослоек и формирование классов привели к появлению государства, которое должно было регулировать отношения между новыми социальными группами и рождающимися классами в интересах государственного слоя.
Еще в середине IV тыс. в Египте наметились три основные прослойки древнеегипетского общества. В господствующий слой входили: потомки родоплеменной знати, жрецы, богатые общинники. Основную часть общества составляли члены земледельческих общин. Третья прослойка древнеегипетского общества была пока малочисленной: ее составляли рабы.