Первобытный мир
Первобытная история начинается с эпохи праобщины. Эта эпоха открывается появлением орудийной деятельности и возникновением древнейших людей: архантропов, образующих первые коллективы. Основное содержание эпохи – преодоление в процессе трудовой деятельности остатков животного состояния, унаследованных от стада человекообразных обезьян и предлюдей, упрочнение социальных связей, а вместе с тем и завершение биологического развития самого человека.
Древние цивилизации должны были создавать цивилизационную традицию, преодолевая первобытность. Каждая цивилизация предполагает достижение определенного уровня культуры, возникновение протогосударственного образования на основе общества, характеризуемого как военная демократия.
Таким образом, история Древнего мира представляет собой описание процесса, в результате которого из аморфных протогосудартственных образований сформировались государства, приближенные к понятию современных государств. Причем теория возникновения, формирования и разложения государств Древнего мира не носит чисто описательного характера: она предполагает выявление причинно-следственных связей, поиск доказательств к той или иной теории государственного генезиса, которые чаще всего находятся в непримиримом противоречии друг с другом.
Задача историка-профессионала соблюсти научный подход к изучению той или иной проблемы и творческую интерпретацию фактов, полученных в ходе археологических раскопок и работы с архивом. Чтобы правильно понять суть происходящего, историк должен проникнуться духом той или иной эпохи: неплохую базу при постижении сути происходящего в незапамятные времена может сослужить изучение мифов, легенд и сказаний архаических обществ.
Древние сказания дают нам возможность в полной мере ощутить дыхание той или иной эпохи и почувствовать ветер исторических перемен, изучая; скажем, историю Древнего Египта, не помешает отслеживать рост влияния и популярность культа отдельных божеств. Только непосвященным могло показаться, что популярность Амона-Ра переживала пик и спад сама по себе. Для того чтобы подобное происходило в Древнем Египте, нужна была реальная политическая подоплека. Другим немым свидетелем былых времен остались исторические памятники, пережившие не одну тысячу лет. Именно они могут рассказать о славных деяниях великих царей, о древней истории, которая полностью не исчезла, в большей или меньшей степени оставаясь в сознании людей и в жизни общества. В этом заключалась одна из важнейших особенностей цивилизаций Древнего мира.
При изучении законов развития древнего общества профессионалы выделяют ряд общих закономерностей:
– человечество начинает свою историю с роста социальной дифференциации и разделения на классы. Нужно сказать, что цивилизационный подход не исключает данного теоретического положения;
– центрами политического, экономического, культурного и административного развития оказываются города;
– неизбежно формирование сильной централизованной власти;
– неизбежен конфликт между общинной и централизованной властью монарха.
Древнему миру известны два пути развития общества: восточная деспотия и античная демократия, причем последний случай – скорее исключение из правил, чем само правило.
На исторический промежуток Древнего мира приходится эволюция религиозных взглядов: именно в этот момент человек проходит свой путь от магии к религии, и от политеистической религии к религиям монотеистическим (например, христианство).
Формируется два вида культуры: элитарная и массовая. Причем они находятся в оппозиции друг к другу. Если первая отвечает взглядам правящих кругов, то вторая формируется снизу вверх и носит оппозиционный характер.