Вы здесь

История Древнего Востока. Введение (Д. В. Деопик, 2009)

© Деопик Д. В., 2009

© Оформление. Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2014

* * *

Бог «в мимошедшия роды оставил бе вся языки ходити в путех их. И убо не несвидетельствована себе остави, благотворя…»

Деян. 14. 16–7


Введение

1. Проблематика курса. 2. Аграрные гармонические и техногенные общества. 3. Хронология. 4. Особенности современной историографии


1. Проблематика курса. История создания мира и история народов и их государств есть везде, мифы и летописи тоже есть везде. Но история духовной борьбы, прозрений и заблуждений, нравственных побед и поражений людей и народов, движущаяся в одном направлении через определенный этап, к определенному завершению, т. е. «однонаправленная» и разделенная на отрезки, история духовной жизни, история веры – есть только у тех, кто почитает Новый Завет (и у тех, кто в той или иной степени принял европейско-христианскую модель истории, оставшись при своих верованиях, – у образованных гуманитариев всего мира). И попытки замены веры абстрактным гуманизмом и т. п. не изменили понимания истории. Лишь в конце XX в. отдельные публицисты постмодернистского толка пишут о «конце истории» сейчас; но их поддерживают немногие. И история такого типа есть именно у христиан, так как иудаисты (в отличие от древних израильтян) лишены были возможности писать летопись государства – они почти две тысячи лет его не имели, как и своей страны.

Летописи (из них и вышла современная история) всех народов – попытка систематизировать исторический, местный, опыт данного народа, то, как надо и как не надо поступать в «государственном масштабе». Но только у христиан в летописях есть и посюстороннее, и потустороннее, опыт общества соотносится с целями, со стремлением вести себя «по-божески», с борьбой с искушениями, со стремлением к реализации некоторых моральных норм, с успехами и поражениями людей и народов на пути следования им. Основное содержание христианских летописей и историй – опыт этого мира, но победа на том или этом этапе добрых или злых сил в человеке и в обществе – это основа, мерило ценностей. И само добро и зло в той или иной степени очевидно. Разумеется, можно встретить и у других народов текст: «Монарх был богобоязненный, и дела шли хорошо, а другой совершал ошибки (или злодеяния), и боги (Небо и т. п.) отвернулись от него и его народа». Почти все исповедуют основной принцип морали: не делай другому того, чего не хочешь для себя. Но это неполное сходство: мерило есть, а описания пути нет. Хотя он не везде очевиден и в христианской историографии.

История как наука в ее современном облике, когда почти все ученые занимаются отдельными проблемами, а общие истории пишут немногие, опираясь при этом не только на источники, но и на конкретные исследования других ученых, сложилась в Европе в общем в XVII в. и распространилась там повсеместно в XVIII в. В это время быстро росло и число документов – источников для истории, ширился информационный обмен, расцветало книгопечатание. Все это происходило на основе христианского летописания и с верой в существование определенного процесса, имеющего начало, кульминацию – приход Спасителя – и конец; процесс этот – борьба добра и зла в мире и в обществе, конец – Страшный Суд. Именно этого у других не было – а в христианском мире было и в богоборческие времена. Разумеется, узкие конкретные исследования обычно не содержат теории, но они из нее исходят, и рано или поздно их результаты (если ученый – профессионал) входят в общие истории.

Интересно, что не так давно весь мир читал произведение американского ученого Ф. Фукуямы о том, что история пришла к своему концу, историческое время остановилось, – очень естественная для постмодернистских историков вообще и для общественной мысли Дальнего Востока мысль, так как историописания в христианском смысле слова там и не было. А имеющий мировую известность С. Хантингтон, американский ученый, наоборот, утверждал, что мир ждет крупный кризис (очередной, т. е. тоже находящийся на некоторой оси).

Напомним, что Ветхий и Новый Завет – это история событий. Ветхий Завет – история сотворения мира, история праведников и их окружения, история избранного народа. Новый Завет – история прихода в мир Спасителя. При этом собственно история в Ветхом Завете (кроме рассказов об Иове, Эсфири, Юдифи, книг пророков) дается в общем плане, с малым количеством деталей (даже при описании деяний Моисея, правлений Давида и Соломона), а в Новом Завете – крупным планом. Сочетание двух этих планов и образует любой текст истории, написанной в христианском мире.

Данный курс по истории Древнего Востока несколько отличается от того, который читается в Московском университете или в педагогических институтах. Система приоритетов в нашем курсе не просто ориентирована на потребности Свято-Тихоновского университета – она должна также способствовать формированию несколько более сбалансированного, чем прежде, взгляда на историю Отечества, хотя, как вы понимаете, между концом истории Древнего мира и началом истории России лежат сотни лет.

В нем большее, чем обычно, внимание уделено верованиям и общественному устройству, а хозяйству – меньшее, поскольку последнее достаточно одинаково на обширных территориях и длительных отрезках времени. По этим же причинам подробнее сообщается о личностях монархов, поскольку они характеризуют общества, их породившие. Но при этом автор, в традициях византийской и русской историографии, не склонен идеализировать тех или иных правителей прошлого, поскольку «работа» царя, тем более языческого, – дело нередко во многом безнравственное. Важное дело оценки роли того или иного монарха или общественного деятеля базируется здесь не на спорной идее «общественного блага», так разно понимавшегося в разных странах и в разные эпохи, а на положении о том, что «душа человеческая – христианка» (Тертуллиан), и люди в общем-то в сфере общественных дел и политики в этом грешном мире руководствовались схожими понятиями морали о том, что хорошо и что плохо. В сфере духовной жизни этого недостаточно, разумеется, а вот в сравнительно простом деле оценки монарха либо той или иной политики – достаточно (оценка дается, как правило, после смерти монарха или смены династии).

Необходимо остановиться и на популярном в последние полтора века понятии «прогресса» (и схожих с ним понятиях). Надо помнить, что жизненный уровень конкретного человека в принципе всегда оставался одинаковым (порой 100–200 лет один народ жил богаче других, но это всегда проходило). Росло лишь число людей в неизменных условиях планеты. И для обеспечения пропитания все большего числа людей усложнялись технологии, производства, ширились и усложнялись инфраструктуры, а для того чтобы они (люди) особенно друг друга не обижали и не стесняли, усложнялось общественное устройство (социальная структура). Вот в этих двух сферах и наблюдается бесспорный прогресс. В духовной же жизни, а также в искусстве, литературе, где росло число разновидностей (тоже вид усложнения), качественный рост проследить не удается. Это хорошо видно и в литературе, и в искусстве, и в музыке последних веков или тысячелетий. Естественно, у разных народов перечисленные сферы достаточно различны, но тем более выстроить их в ряд постепенного совершенствования невозможно.

Основная масса учебников и научных монографий ориентирована прежде всего на историю Месопотамии и Египта – двух наиболее богатых источниками, но относительно поздних и, главное, ярко выраженных вторичных и не самых многочисленных, поэтому не самых типичных обществ древности. Об остальном же мире говорится, если остается место для изложения; это – искажение истории. Чем подробнее книга – подразумеваются не только учебники, но и большие, многотомные монографии, – тем это искажение слабее; но чем короче изложение, тем меньше остается места для рассказа об истории других обществ Древнего мира – не менее важных по значению для нас (т. е. похожих в той или иной сферах на разновидности современных обществ). В результате по сложившейся западноевропейской традиции основу древней истории составляют два самых молодых и, особенно на ее ранних этапах, менее творческих общества: шумеров (а также сменивших их восточных семитов Месопотамии) и египтян в долине Нила. А ведь они представляют лишь один из всегда существовавших типов больших государственных сообществ.

2. Аграрные гармонические и техногенные общества. Уже в 3-м тыс. до Р.Х. выделяются два типа обществ: гармонические, существовавшие издавна, их всегда большинство, и техногенные, появившиеся только в этом тысячелетии, их всегда меньшинство. Наиболее изученные гармонические общества располагались на Плодородной дуге, т. е. в Восточном Средиземноморье без Нижней и Средней Месопотамии (последние – это собственно Двуречье) и без долины Нила. Разумеется, они тогда были везде на земном шаре, но наиболее изучены здесь. Плодородная дуга берет начало в Эламе к северу от Двуречья и идет по предгорьям на запад к северу от Тигра до р. Хабур, где начинается Верхняя Месопотамия, включаемая в Плодородную дугу, как и верховья Евфрата (сюда же входит юго-восточная часть Малой Азии); далее дуга идет на юг, вплоть до Святой Земли включительно (см. карту № 1). Здесь на протяжении 9—5-го тыс. до Р.Х. существовали общества, в которых быстрее, чем в остальных, развивались социальные структуры, технологии, а где-то и города. А вокруг в эти тысячелетия – ничего похожего, хотя люди уже распространились везде. Вместе с тем для Плодородной дуги нехарактерны быстрые технологические рывки, неожиданные технологические взрывы, вспышки потребления выше средних норм, сложные социальные структуры и системы производства. Это аграрные гармонические общества, предгосударственные и государственные, для которых преодоление природы за счет интенсивного технологического развития и резкого ускорения социального прогресса не было источником существования.

А вот те вторичные общества, которые возникли позднее близ концов Плодородной дуги ландшафтно иных в Месопотамии и Египте, к концу 4-го тыс. до Р.Х., на базе достижений населения Плодородной дуги и его ближайших соседей к северу и северо-востоку, почти ничего «крупного» вначале не придумали, но быстро стали налаживать высокоэффективное сельскохозяйственное производство, создав большие ирригационные системы (орошение выдумали не они). Там на плодородных землях долин больших рек (не эксплуатировавшихся эффективно до выхода гармонических обществ соседних областей на достаточно высокий уровень, технологический и социальный) начался быстрый прирост населения, а как следствие с 4-го тыс. приблизительно существенно выросла его плотность и возникли более сложные социальные структуры. Эти аграрные техногенные общества, менее зависевшие от природы и от гармонии с ней, оказались склонны обожествлять сами себя, так как уже своим возникновением они целиком были обязаны производственной деятельности человека. В целом человеческое общество все более преобразует природу, но степень влияния этих преобразований на разные народы по-прежнему различна, и оба описываемые типа обществ сохраняются. Эти два типа мы видим позднее в Средиземноморье, в Европе, и вообще в Евразии, и в Америке до сего дня.

Существовали две области древних аграрных гармонических обществ: а) по предгорьям и низким плоскогорьям Плодородной дуги располагались самые высокоорганизованные общества, в которых доминировало земледелие, а скотоводство играло меньшую роль; б) внутреннюю же, восточную часть дуги занимали народы несколько иного склада, жившие в условиях, близких к степным; они тоже земледельческие, но с бо́льшим удельным весом скотоводства, с более поздним городским развитием, менее высокой плотностью населения. Гармонические общества второй области, менее, чем первой, были склонны к быстрому технологическому и социальному развитию; но при этом они были тесно связаны с населением первой области. Первые существовали и социально эволюционировали в 9–7-е тыс. до Р.Х. как наиболее развитые; с 7-го тыс. до Р.Х. к ним добавились народы востока Малой Азии и Средней Месопотамии.

До середины 4-го тыс. до Р.Х. Двуречье и «собственно» долина Нила представляли собой в основном неудобные для возделывания болотистые области, которые человек не мог массово заселить, пока он имел основанные только на каменных орудиях сельскохозяйственные технологии (исключение – поздний неолит некоторых областей). В определенный момент люди, конечно, стали появляться и здесь, еще в рамках гармонических обществ.

Но когда готовые технологии Плодородной дуги были применены представителями гармонических обществ в исключительно высокоурожайных долинах Двуречья и Нила, выросла плотность населения, начала применяться медь, тогда-то и возникли там богатые государства со сложной социальной структурой. Сами их жители посчитали это делом соответствующих языческих богов, однако в конечном счете они во многом обожествляли собственное общество. Так из гармонических возникли техногенные общества. Это характерно в то время именно для двух вышеназванных регионов: Двуречья и Египта.

Зачем науке такое деление? Какие еще характеристики прилагаются к обществам, по каким критериям общества еще делятся? Все ли гармонические общества – христианские (и наоборот)? Всегда ли они существовали? Какая часть обществ мира была гармонической? Переходят ли одни типы обществ в другие? Одинаково ли интенсивно проявляются соответствующие качества на всем протяжении жизни техногенного общества, или есть «гармонические» отрезки истории (Китай, Индия)? На эти вопросы автор попытается, опираясь на труды своих предшественников, начиная с А. С. Хомякова, кратко ответить в ходе изложения. Но о главном различии двух типов обществ надо сказать сразу.

Основное – это отношение к созданному Богом миру:

или – в гармонических обществах – жизнь в нем в соответствии с условиями, в которых данное общество оказалось в начале своего существования (а все человеческие сообщества – народы – преходящи, хотя некоторые существуют по три с лишним тысячи лет), с постепенным развитием социальных структур и хозяйственных технологий. Цель – «нормальная» жизнь с упованием на милость богов, которые заведуют всем. Присущая людям гордыня здесь ограничена упованием на то, что «бог все управит», причем бог высоко, он над всем, а «деталями» занимаются жрецы, низшие божества, предки и т. п.;

или – в техногенных обществах – напряженное и активное преобразование «своей» части мира с помощью всем занимающихся богов и целенаправленной государственной политики, постоянно освящаемой свыше, с «повышенным вниманием» к усовершенствованию социальных структур и хозяйственных технологий. Цель здесь – высокая производительность и социальный комфорт для значительной части жителей центральных районов государства. Богов больше, чем в гармонических обществах, заставляют участвовать в практической деятельности людей, их роль «снижена», обожествлены социальные и хозяйственные функции (бог… кирпича, например).

Потомки Авраама, древние израильтяне с Моисеем, когда они стали народом, относятся к народам гармоническим. Что касается язычников, то в древности у них существовали два типа обществ и имелись два типа языческих божеств.

Гармонические божества – боги сил природы, особенно астральные (небесные) божества, постепенно приобретающие хозяйственные и общественные функции.

Техногенные божества – наряду с богами сил природы – боги техногенные, «культурные герои», изобретатели полезных для человека вещей, боги – предки династии, боги – живые монархи, боги – покровители государства. А порой божеств вообще почти не видно (Древний Китай), доминируют обожествленные предки.

Список схож, любая категория языческих богов есть и там и там, но степень важности каждой из групп богов разная.

Так происходило первичное выделение и противопоставление аграрных гармонических и техногенных обществ.

Основные древние аграрные гармонические общества: Восточное Средиземноморье (западные семиты), Малая Азия (хетты), юг Балкан, Апеннинский полуостров, Иранское нагорье, долина Янцзы.

Основные древние аграрные техногенные общества: Двуречье, Египет, долина Инда, долина Верхнего Ганга, долина Средней Хуанхэ. Список короткий, но это основные центры притяжения. Значит ли это, что главное в древней и средневековой истории происходило здесь? Никоим образом.

Отметим, что техногенные периоды обычно в те времена обожествляли экономику, но позже, в 1-м тыс. до Р.Х., стали обожествлять социальную структуру (римляне, ханьцы-конфуцианцы); при этом общества оставались аграрными.

Курс построен на базе общеизвестных фактов, но рассказ о народах Восточного Средиземноморья, Малой Азии, предгорий Месопотамии, отчасти Иранского и Армянского нагорий будет занимать большее место. Поэтому при чтении литературы следует обратить особое внимание на то, что говорится об этих регионах, – о древних гармонических обществах, к которым принадлежит и древнейшее население Святой Земли.

3. Хронология. Начнем с первого протогосударства, с первого города, существовавшего с 9-го тыс. (все даты указаны до Р.Х.), с Иерихона, и закончим серединой 1-го тыс. до Р.Х. История 9–4-го тыс. до Р.Х. изложена здесь очень кратко – подробно об этом времени сообщается в курсе библейской археологии и истории первобытного общества в Святой Земле.

Собственно говоря, дробной общей периодизации истории Древнего мира не существует (из-за невозможности это сделать), так что периоды можно выделять и по тысячелетиям (приблизительно). Для разных обществ время возникновения государств, их формы и этапы жизни весьма разнообразны. Есть понятия «ранние» общества и «развитые», но они достаточно условны, а эволюция от первых ко вторым проходит на больших отрезках времени и рубежей часто не образует.

4. Особенности современной историографии. Большинство книг, которые вы будете читать, отличает упоминавшаяся уже неоднократно симпатия к техногенным обществам. Чем это объясняется? Первый фактор – объективный. Дело в том, что их история сопровождается обилием письменных текстов, а историк занимается ими в первую очередь. Там, где текстов нет, ученые долгое время склонны были полагать, что ничего не было вообще (такой взгляд формировался до развития археологии и некоторое время считался «естественным»). Мало того, деля народы на письменные и бесписьменные, историки XIX в. одновременно делили народы на «исторические» и «неисторические» (подсознательно «наши» и «не наши»). Сейчас такая концепция стала достоянием прошлого. Выяснилось, что очень многое возникло в обществе еще в период до появления текстов на вечных материалах (т. е. на металле, керамике, камне), выяснилось также, что возникновение письменности и появление массовой документации – это не одно и то же. Существенно, что открыто много сложных обществ, где мало письмен. Тем не менее симпатии ученых, пишущих общие истории, уже определились в конце XIX в. И сейчас их основное внимание по-прежнему уделяется прежде всего лишь отдельным, в основном техногенным цивилизациям древневосточных народов. Представители других, причем древнейших, обществ, гармонических, были не менее развиты, чем носители техногенных цивилизаций, особенно на раннем этапе их существования, однако лишь последние, носители техногенного начала, стали главным объектом описания в учебниках. Тем самым история Святой Земли и ее соседей вытеснялась в общих курсах на обочину.

Второй фактор – субъективный. В основном наука о Древнем мире формировалась в Западной Европе, где принадлежность авторов к промышленным техногенным обществам XIX–XX вв. вызывала симпатии к похожим аграрным техногенным обществам древности, поэтому их описывали с удовольствием. Иные по своей сути, т. е. гармонические, общества Плодородной дуги и за ее пределами такого внимания не удостаивались (кроме Святой Земли). Подобное смещение приоритетов наших научных монографий и, в еще большей степени, учебников должно учитываться. Но повторим: чем добротнее и специализированнее книга, тем больше в ней говорится и об истории гармонических обществ, в частности, об истории Святой Земли.

И последнее – о стиле изложения. Он более близок к современному разговорному языку, чтобы сделать текст интересным по форме для российского читателя начала XXI в. А неинтересный учебник – это плохо.