Города Донбасса
Динамично развивающаяся, богатая и населенная Юзовка была наиболее известным центром донецкого региона в конце позапрошлого века, но рядом стремительно росли и другие города, о которых нельзя не упомянуть.
Сегодня полумиллионный город Макеевка является одним из крупнейших экономических центров Донбасса, хотя в середине ХIХ века ничто не предвещало такого стремительного взлета заурядной слободе59 Макеевка60 Миусского (позднее Таганрогского) округа Области Войска Донского.
Слобода Макеевка, как и еще несколько других населенных пунктов, была основана казачьим аристократом, участником штурма Измаила Дмитрием Ивановичем Иловайским в 1787 году61и названа в честь его предка – полководца Мокея62 Осиповича. Внук основателя Макеевки Иван Григорьевич, выйдя в отставку, начал угледобычу, построив на своей земле шахты, поучившие названия: «Владимир», «София» и «Дмитрий». Следующий представитель рода Иловайских, Дмитрий Иванович, отказался от военной карьеры и всерьез занялся угольным бизнесом, превратив макеевский рудник в крупное и преуспевающее предприятие.
До середины девятнадцатого века заниматься горным делом на казачьих землях могли только местные жители, а разработки облагались высоким налогом. Это серьезно тормозило развитие промышленности, но 8 марта 1864 года был издан закон о горном промысле в Области Войска Донского, который вдвое снизил пошлины на добычу угля, а также разрешил заниматься этим бизнесом и неказакам. Благодаря этому уже к концу века возник мощный макеевский горный район, в котором работало почти четыре десятка шахт, принадлежавших разным хозяевам. В девяностых годах к северу от Макеевки началось строительство крупного металлургического завода французского акционерного общества «Генеральное общество чугуноплавильных, железоделательных и сталелитейных заводов России», впоследствии известного как завод «Унион» («Юнион»), а в советское время переименованного в завод им. Кирова.
Так что к 1917 году Макеевка, практически слившаяся с Дмитриевском, уже была настоящим промышленным центром с населением почти в двадцать тысяч человек и довольно развитой инфраструктурой.
Горловка. Этот современный промышленный центр берет свое начало от села Государев Байрак, основанного в 1754 году, и возникших чуть позже слобод Зайцево и Железная. В начале XIX века местные жители начали добывать тут уголь. В 1867 году на территории будущей Горловки была построена железнодорожная станция Курско-Харьковско-Азовской железной дороги Корсунь, названная так в честь местной речки. Тогда же рядом со слободой Железная инженером Петром Николаевичем Горловым был заложен каменноугольный рудник «Корсунская Копь №1», состоявший из двух шахт. На тот момент это было одно из крупнейших угледобывающих предприятий региона с числом работников в тысячу человек. Помимо размеров, Копь отличалась тем, что тут Горловым были внедрены новейшие методы угледобычи. Кроме того, по инициативе инженера в 1878 году было открыто Горное училище, готовившее специалистов для угольной промышленности. В 1884 году Горлов, приложивший немало усилий для развития угольного дела в Донбассе, вышел в отставку, а в середине 1880-х годов в память об инженере возникший около «Корсуньской копи» горнозаводской поселок, и железнодорожная станция Корсунь были переименованы в Горловку.
В восьмидесятых годах ХIХ века тут были построены завод по производству ртути и еще несколько угольных рудников и различных заводов. Вокруг этих предприятий вырастали рабочие поселки, которые вскоре слились в один. В итоге к 1913 году Горловка стала крупным промышленным центром с полусотней различных заводов и тридцатитысячным населением.
Не отставал от соседей в экономическом развитии и Бахмут, где в 70-х годах XIX столетия были открыты стекольный, алебастровый и кирпичный заводы, однако главным бизнесом в городе стала добыча каменной соли, залежи которой были обнаружены в 1876 году в Бахмутской котловине. Четыре местных соляных рудника давали десятую часть всей добываемой в империи соли. К началу Первой мировой войны Бахмут имел водопровод, мощеные улицы, пару больниц и библиотеку и был весьма комфортным местом жительства для 28 000 горожан.
Активное строительство железных дорог во второй половине девятнадцатого века привело к появлению новых населенных пунктов на карте региона. Так, у слияния рек Кривой Торец и Казённый Торец рядом со станцией Дружковка Курско-Харьковско-Азовской железной дороги в 70-х годах XIX века появился одноименный рабочий поселок, в котором спустя несколько десятилетий уже были чугуноплавильный, сталелитейный, механический и сахарный заводы. К 1913 году население Дружковки превысило 13 тысяч человек, большая часть которых переехала сюда из Орловской и Курской губернии.
В 1872 году в связи со строительством железной дороги Константиновка – Александровка, соединившей Юзовский металлургический завод с Курско-Харьковско-Азовской железной дорогой, была построена станция Ясиноватая, которая вскоре стала важным железнодорожным узлом.
В 1875 году по решению Министерства путей сообщения Российской империи в Бахмутском уезде была построена железнодорожная станция Гришино, сейчас известная как город Красноармейск. В 1881 году здесь было открыто паровозное депо, которое стало одним из главных паровозоремонтных предприятий Екатеринославской железной дороги. После того как железная дорога заработала, у станции Гришино началась разработка угля, который теперь можно было вывезти в любую точку страны.
Как железнодорожная станция был основан в 1878 году и город Дебальцево, но вскоре тут был построен механический завод и возник рабочий поселок, который разросся и в начале ХХ века насчитывал до двадцати тысяч жителей.
После того как в Донбассе была создана сеть железных дорог и резко вырос грузопоток, старый порт в Мариуполе перестал удовлетворять нужды региона. Поэтому в 1886 году в городе началась работа по постройке современного порта, который стал бы перевалочным пунктом для донбасского угля. Строительство шло три года, и 29 августа 1889 года тут был загружен углем первый пароход. При этом и старый порт в устье Кальмиуса продолжал работать, так что Мариуполь превратился в настоящие морские ворота Донбасса, через которые проходило до 12 тысяч пудов грузов ежедневно.
Практически одновременно с Юзом в Донбассе появился горный инженер Александр Андреевич Ауэрбах, по поручению французской компании Societe Miniereet Industrielle купивший в 1873 году село Курахово и арендовавший часть имения братьев Рутченково для постройки угольных рудников. Сам Ауэрбах стал управляющим нового предприятия. Однако спустя три года компания начала сворачивать свою деятельность в России, и Александр Андреевич в 1876 году отказался от должности и вернулся в Петербург. Однако связей с Донбассом он не потерял. Уже в 1885 году Ауэрбах совместно с инженером Аркадием Миненковым, обнаружившим в Никитовке (сегодня район Горловки) месторождение ртутной руды, организовал компанию «Товарищество ртутного производства «А. Ауэрбах и Ко». Новая фирма заключила договор с никитовскими крестьянами на право разработки полезных ископаемых на их землях.
Весной 1886 года был заложен производственный комплекс «Софиевский»63, включавший завод «по возгонке ртути», три шахты по добыче руды и несколько угольных шахт. Детище Ауэрбаха стало первым в России производителем ртути в промышленном масштабе, а уже через десятилетие никитовская ртуть не только покрывала потребности империи в этом материале, но и активно экспортировалась на мировые рынки.
Вокруг завода был построен рабочий поселок, причем для служащих и квалифицированных рабочих за счет компании были выстроены достаточно комфортные для своего времени дома. Простые рабочие жили в полуземлянках или пяти казармах-общежитиях. Уголь для отопления и вода работникам «Софиевской» поставлялись централизовано и бесплатно.
В мае 1896 года фирма была преобразована в акционерное общество «Ртутное дело А. Ауэрбаха и Ко» с уставным капиталом в 2 250 000 рублей. Однако, несмотря на название, с этого времени основные усилия компании направлялись на добычу угля, а производство ртути все больше становилось делом второстепенным. Впрочем, нововведения не пошли на пользу компании, которая впала в финансовый кризис, и в 1908 году ртутный рудник был законсервирован. Лишь после 1912 года снова начались работы по добыче руды, а в 1914 снова началось производство ртути.
В 1918 году предприятие было национализировано, но сам Ауэрбах не дожил до этого момента, так как скончался за два года до этого. Зато его бывшее предприятие, ставшее государственной собственностью, успешно действовало до распада СССР. В начале девяностых годов ХХ века оно обанкротилось, и на его базе были созданы ООО «Никитовская ртуть» и «Завод прецизионных материалов».